Структура личности по платонову. психология личности
Содержание:
- Содержание
- Структура деятельности по А. П. Леонтьеву
- Примечания
- Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.
- Принцип реальности
- Профессиональная направленность личности
- Династия Платоновых
- Психология счастья
- Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.
- «Второе рождение» личности
- Психологическая структура личности
- Виды деятельности
- Теория возникновения деятельности А.Н. Леонтьева
- Научные достижения
- Автобаза Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики
- История НЛП
- Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.
- Структура личности по Рубинштейну
- Внешняя деятельность
Содержание
Структура деятельности по А. П. Леонтьеву
Ученый считает, что любая деятельность состоит из нескольких уровней, т.е. имеет иерархическое строение. Одна деятельность от другой отличается предметами, т.е. мотивами.
Первый уровень представляет особая деятельность, её предметом (мотивом) может быть что-то вещественное и что-то идеальное. Процесс встречи потребности с предметом он называет опредмечиванием потребности, т.е. происходит рождение мотива.
Схематически это можно представить так: потребность –> предмет –> мотив.
Мотивы разбиваются на два класса – осознаваемые и неосознаваемые. Осознание мотивов является внутренней работой, а неосознаваемые мотивы в сознании проявляются в форме эмоций и личностных смыслов.
Успешная деятельность с точки зрения мотива вызывает положительные эмоции, неуспешная деятельность – эмоции отрицательные. Мотивы образуют иерархическую систему и не осознаются в полной мере, а проявляются в ситуациях конфликта мотивов.
В структуре деятельности второй уровень представлен действиями, которые направлены на реализацию цели. Ставя перед собой цель, человек становится активным и не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение.
Как необходимый компонент действие включает акт создания – это постановка и удержание цели. Акт поведения одновременно есть действие, потому что в процессе деятельности человек совершает внешние движения.
Самым низким уровнем в деятельности является уровень психофизиологических функций – это физиологическое обеспечение психических процессов, т.е. способность к ощущениям, двигательная способность, фиксация следов прошлых воздействий и др.
Выделяется два вида деятельности – внешняя и внутренняя. К внешней деятельности относятся различные формы, выражающиеся в предметно-практической активности. В результате происходит взаимодействие субъекта и объекта, например, игра детей, уборка помещения, строительство здания, закручивание болтов и др.
Отличительной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие субъекта и объекта от прямого наблюдения скрыто, например, решение задачи, создание писателем произведения, работа актера над ролью, эмоции после просмотра фильма и др. Внутренние действия экономизируют усилия человека, дают возможность быстро выбрать действие нужное, чтобы избежать ошибок.
Особенность концепции Леонтьева заключается в том, что структура деятельности и структура сознания связаны друг с другом в рамках целостной системы.
Анализу структуры сознания предшествует обычно анализ структуры деятельности и это связано с генетическим подходом, но сознание генетически понимается как продукт деятельности.
Деятельность управляется сознанием и в то же время сама им управляет – это главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Сознание, как и деятельность, имеет свое строение, свою внутреннюю целостность, свою логику.
Если представить жизнь человека как систему сменяющих друг друга, сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание их объединяет и обеспечивает варьирование, развитие, их иерархию.
Теория деятельности Леонтьева привлекает к себе большое внимание со стороны представителей культурной психологии и социокультурного подхода, а также может сыграть свою роль в этнопсихологии
Примечания
Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.
Интегральная
индивидуальность
– т.е. сочетание ряда свойств, относящихся
к нескольким иерархическим уровням,
которые подчинены собственным
закономерностям функционирования,
начиная с биохимического уровня и кончая
уровнем личности и коллектива.
Свойства
каждого иерархического уровня отражают
своеобразие связи между уровнями и
образуют закономерную систему. Так,
например, для нейродинамического
уровня
такими показателями свойств являются
сила
и динамичность
нервных процессов; для психодинамического
– экстраверсия/интроверсия
и эмоциональность;
для социально
– психологического
– ценностные
ориентации и межличностные отношения.
Каждое
свойство личности одновременно является
выражением направленности,
характера
и способностей,
оно формируется в деятельности и вместе
с тем в той или иной степени зависит от
наследственных задатков.
Это является одним из ведущих признаков
личности
Истоки
уникальности и неповторимости каждой
личности:
-
Особенности
личности (черты) – сочетание ряда
свойств, относящихся к нескольким
иерархическим уровням, которые подчинены
собственным закономерностям
функционирования, начиная с биохимического
уровня и кончая уровнем личности и ее
отношений в коллективе. -
Во
всякой характеристике любого
иерархического уровня (биохимического,
физиологического, психологического)
есть нечто типичное, общее для людей,
и нечто индивидуально-своеобразное,
неповторимое, присущее только одному
человеку.
Поэтому
основная проблема психологии личности
состоит в том, чтобы определить соотношение
социально-типичных и индивидуально-своеобразных
черт.
Психические
свойства личностивыражают
высоко обобщенное, относительно
устойчивое и постоянное отношение
сознания в целом к определенным
объективным сторонам действительности.
Психологическим
содержанием этих свойств является его
отношениек
объекту деятельности и действительности.
Отношения,
выражающие свойства личности, – это
отношения сознания как целого, а не
отдельных его сторон (отношение к труду,
к людям, к коллективу, вещам и т. п.). Они
представляют собой в высокой степени
обобщенные отношения к определенной
стороне действительности.
Отношения
личностиустойчивы
и постоянны
Поскольку
свойства личности это неразложимые,
обобщенные, устойчивые и постоянные
отношения сознания, то эти отношения
являются выражением и направленности,
и характера, и способностей.
Принцип реальности
Лекция профессора Дмитрия Алексеевича Леонтьева «Принцип реальности: жизнь как работа над ошибками».
Профессиональная направленность личности
Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера
Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про внимание человека), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком
Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.
Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.
- Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
- Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
- Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
- Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
- Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
- Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.
Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.
Династия Платоновых
7 июня 1906 года в семье потомственных харьковских врачей родился необычный мальчик. Он войдёт в историю XX столетия как выдающийся учёный, определивший место психологии в системе научных знаний. Ближайшие родственники передали ребёнку вместе со своими генами также и профессию. Дед, Иван Яковлевич, был известным психиатром-гуманистом. Доцент Харьковского университета первым основал частную психиатрическую клинику нового типа. При лечении тяжёлого недуга он убрал смирительные рубашки и создал комфортное содержание больных пациентов. С пяти лет маленький внук проводил время среди медиков и наблюдал за новыми методами психотерапии.
Известный всему миру психоневролог К. И. Платонов был отцом будущего психолога. Ученик В. М. Бехтерева занимался исследованиями гипноза и методами его применения. На развитие сына большое влияние оказывала мать, Вера Александровна. Утончённая высокообразованная женщина была профессиональным педагогом. Семья первой сформировала понимание психики человека, определила выбор профессии и подтвердила известный постулат: врачами не становятся, ими рождаются.
Психология счастья
Профессор, доктор психологических наук Дмитрий Алексеевич Леонтьев о психологии счастья.
Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.
Деятельность
– это целостный динамичный процесс
активного и целенаправленного
взаимодействия человека с окружающим
миром, в ходе которого возникает и
воплощается в объект, его психический
образ, реализуется отношение к нему и
удовлетворяется определенная потребность.
Исходной
является внешняя, предметная деятельность,
от которой производятся все виды
внутренней психической деятельности
и сознания. Основной
характеристикой деятельности
выступают предметность
и субъектность.
Структура
деятельности:
потребность-мотив-цель-условия и
совместимые с ними цели-действия
Потребности.
(Состояние
нужды в определенных условиях нормального
функционирования индивида). Она
проявляется в как переживание дискомфорта,
неудовлетворенности, напряжения (т.е.
не осознается) и вызывает поисковую
активность.
Витальные(жизненные)
– еда, питье, сон. Экзистенциальные
(потребности в самореализации). Социальные
Мотив.
Это побуждение к чему-либо (опредмечанная
потребность). Определяет поисковую
активность. С появлением мотива начинается
собственная деятельность.
Цель.
Это осознанный образ желаемого результата.
Предвосхищение результата деятельности
(предвидение). Конечная
(к чему стремимся). Промежуточная (условия
достижения цели)
Потребность,
мотив, цель – внутренняя сторона
деятельности.
Действия.
Это внешняя сторона деятельности. Она
складывается из действий (-это целевой
акт поведения). Действия – сложноорганизованный
процесс. Операции – более низний уровень
в структуре деятельности. Функции –
более мелкий акт деятельности,
психофизиологический акт деятельности.
Процесс
целеобразования всегда связан с
апробированием целей действием. Вместе
с рождением действия возникает основной
элемент собственно человеческой психики
– смысл
для человека
того, на что направлена его активность.
Возникая в деятельности, смысл становится
единицами человеческого сознания, его
образующими. В рамках сознания смысл
выражает значение. С развитием форм и
функций деятельности меняется и
внутреннее строение сознания человека.
Личность
– это внутренним момент деятельности,
некоторое неповторимое единство,
выполняющее роль внешней интегрирующей
инстанции, управляющей психическими
процессами, целостное психическое
новообразование, которое формируется
в жизненных отношениях индивида.
Личность
– это продукт интеграции процессов
осуществляющих жизненные отношения
субъекта, это прежде всего общественные
отношения в которые он вступает в
процессе предметной деятельности.
Личностью
человек становится лишь в качестве
субъекта общественных отношений.
Личность не обусловлена генотипически,
личностью не рождаются – личностью
становятся. Личность
– это то, что человек создает из себя,
утверждая свою человеческую жизнь.
Личность характеризуется способностью
влиять на свои потребности и мотивы
путем их иерархизации, что отражается
в конкретной деятельности.
«Второе рождение» личности
Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.
Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».
В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания.
Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека.
Рассматривая данный показатель, выделенный А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок.
Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах.
Однако социальный индивид не всегда становится личностью, так как этап «второго рождения» предполагает повышение уровня ответственности и самостоятельности личности, следствием которого может быть выявление новых проблем субъекта.
Одной из таких проблем может выступить, например, обладание большей свободой деятельности, к которой субъект не привык – и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э. Фромма так и называлась – «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться, выбрав не самую удачную стратегию поведения.
Психологическая структура личности
Элементами ее являются психологические свойства и особенности, обычно называемые чертами личности. Их очень много. Но все это необозримое число психологи пытаются уложить в некоторое количество подструктур. Согласно концепции К. К.
Платонова, низший уровень личности — биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е.
Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, носит социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Данная подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избежать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с людьми.
Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А. Н.
Таблица 6.2.
Краткое название подструктуры | К данной подструктуре относятся | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы. | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта | Умения, знания, навыки, привычки | Социально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический) |
Подструктура форм отражения | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств | Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые, возрастные свойства | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
Направленность же и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, как и направленность — непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.
Виды деятельности
Количество видов деятельности примерно будет соответствовать числу имеющихся у человека потребностей, а их великое множество.
Система потребностей человека характеризуется тремя параметрами, пользуясь которыми можно дать характеристику видов деятельности для каждого конкретного человека – это сила, количество, качество потребностей.
Под силой потребности понимается её актуальность для человека, чем сильнее потребность, тем она будет значимей, и человек будет стремиться удовлетворить её в первую очередь.
Количество означает число имеющихся у человека потребностей, которые в определенное время могут стать для него значащими. Чтобы удовлетворить многочисленные потребности человек должен включиться в различные виды деятельности, в результате чего могут возникнуть конфликты между потребностями и дефицитом времени для их удовлетворения.
Классифицировать деятельность каждого человека – это долгий путь, но есть и более рациональный – обобщить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Эти виды будут соответствовать потребностям всех людей, которые есть у каждого. К ним относятся:
- игра,
- общение,
- учение,
- труд.
Рассматриваются эти виды деятельности в качестве основных.
Первый вид деятельности, возникший в процессе развития человека – это общение. Этот вид деятельности направлен на обмен информацией между общающимися людьми.
Общение может быть:
- вербальным и невербальным,
- непосредственным и опосредованным.
Игровая деятельность преследует цель получения отдыха, снятия напряженности, возникающей под влиянием актуальных потребностей. Игры могут быть индивидуальные, групповые, ролевые, сюжетные, предметные и др. Игра в жизни человека имеет большое значение – у взрослого человека это средство общения, а у ребенка она носит развивающий характер.
Определенным видом деятельности выступает учение, его цель – приобретение человеком знаний, умений, навыков, учебная деятельность является средством психологического развития индивида.
В системе деятельности человека особое место занимает труд, благодаря которому человек создает материальные и культурные ценности.
Каждый вид деятельности первоначально усваивается в самом простом виде, а потом усложняется и совершенствуется.
Леонтьев считал, что фрагмент деятельности, её действие сначала может иметь неосознаваемую цель. В свою очередь она может являться средством достижения другой цели, чтобы удовлетворить потребность человека.
И действие и соответствующая ему цель привлекательна для индивида. Дальше цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность и стать мотивом или потребностью.
Замечание 1
Таким образом, в ходе развития деятельности мотив сдвигается на цель и рождается новая деятельность.
Теория возникновения деятельности А.Н. Леонтьева
Особого внимания требует теория возникновения деятельности, обоснованная А.Н. Леонтьевым. В основах данной теории А.Н. Леонтьев рассматривает личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида, сознания.
Из представленной на рисунке цепочки очевидно, что действие – это процесс. Оно обладает целью и мотивом. Любое действие связано с предметом. Если мотив и предмет не совпадают – возникает действие, лишенное смысла. Такое действие становится лишним.
По мнению А.Н. Леонтьева слияние отдельных действий в одно знаменуют превращение отдельных действий в операции.
Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания. Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают «сдвиг мотива на цель» и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания.
Определение личности по А.Н. Леонтьеву
Леонтьев вкладывал в понимание личности важность того, что личность зародилась в обществе не сразу. Общественные отношения реализуются совокупностью разнообразных деятельностей
Личность характеризуют иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов.
Определение становления личности по А.Н. Леонтьеву
Фундаментальным вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию стала разработка проблемы ведущей деятельности. Этот выдающийся ученый не только охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, но и положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую.
Литература
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 1982
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.
Научные достижения
Невозможно перечислить все достижения и научные работы профессора. К. К. Платонова интересует всё, что связано с психологией.
В 1937-1938 гг. исследователь провел серию экспериментов, связанных с психофизиологическим состоянием человека в барокамере
Доказал важность психологического анализа для медицинских экспертиз и их использования в лечении нервозов.
Занимаясь авиационной психологией, написал первое пособие для авиаторов («Очерки психологии для лётчиков»). Доказал пользу науки для практической деятельности и развития общества
Подготовил специалистов по психологии труда и авиации.
Описал пути повышения эмоциональной устойчивости бойцов во время войны, способы психологической защиты от паники и страха. Ввёл понятие «военная психология».
Выдвинул теорию четырёхкомпонентной структуры личности. Обосновал необходимость обобщения социально-психологических характеристик индивидуума. Рекомендации учёного используются специалистами нашего времени.
К. К. Платонов опубликовал результаты длительных исследований по психотехнике. Монография о психологии труда стала первой научной работой в области трудовой деятельности.
Разработал систему научных терминов. Выпустил краткий словарь, который насчитывает более тысячи понятий психологии и выдержал 30 изданий.
Вместе с крупным специалистом военной психологии Г. Д. Луковым впервые рассмотрел проблемы психологической деятельности военнослужащих (книга «Психология»).
Идеи заслуженного деятеля науки РСФСР сохраняют актуальность в современной психологии.
Автобаза Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики
История НЛП
Без исторической справки и описания личностей, которые стояли в основе создания НЛП, нельзя понять его суть и причины его критики. Впервые ростки НЛП зародились благодаря совместной работе трех личностей: Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика. Учитывая то, что последний упоминается крайне редко и неохотно, он не включается в число основателей НЛП. Считается, что именно Бэндлер, занимавшийся программированием, и Гриндер, психолог и лингвист, разработали первую теоретическую модель «языкового программирования» человека.
Ричард Бэндлер
В наши дни Ричард Бэндлер — чрезвычайно дискуссионная личность.
Но в далеком 1972 году он был заинтересованным студентом, посвятившим себя, в свободное от программирования и математики время, изучению гештальтпсихологии, которая практиковалась на интенсивных групповых семинарах. Именно в ходе жарких дискуссий рождалась теоретическая основа НЛП. Бэндлер, несмотря на то что был еще студентом, фактически руководил группой и был «моделью» Гриндера, на которую тот должен был опираться. То есть Гриндер должен был имитировать поведение Бэндлера. В эту еще не оформившуюся концепцию, созданную вторым, первый внес лингвистическое содержание.
Далее в качестве моделей были выбраны Вирджиния Сатир, занимавшаяся семейной терапией, Милтон Эриксон, создатель уникальной системы гипноза, и представитель классической гештальтпсихологии Фриц Пёрлз.
Сама фигура Ричарда Бэндлера крайне противоречива: он был груб, заносчив, ссорился со своими коллегами, принимал кокаин и даже пытался доказать через суд, что интеллектуальные права на НЛП принадлежат ему, но проиграл. Сегодня он является одним из тысячи тренеров по личностному развитию, которые говорят людям, что для продуктивной работы нужно работать, а чтобы не грустить — не нужно грустить. Но сама теория при всем при этом достойна обсуждения.
Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.
Деятельность
– целостный динамический процесс
активного и целенаправленного
взаимодействия человека с окружающим
миром, в ходе которого возникает и
воплощается в объекте его психический
образ, реализуется отношение к нему и
удовлетворяется определенная потребность.
Структура
деятельности:
Потребность
(состояние нужды в определенных условиях
нормального функционирования индивида).
Она проявляется в как переживание
дискомфорта, неудовлетворенности,
напряжения (т.е. не осознается) и вызывает
поисковую активность. Бывают:
Витальные
(жизненные) – еда, питье, сон.
Экзистенциальные
(потребность в самореализации)
Социальные.
-
Мотив
– это то, ради чего совершается
деятельность. Мотивы является не только
побудителями к определенным действиям
и поведению, но и отражают личностный
смысл этих действий и поведения. -
Цель
– осознанный образ желаемого результата
(предвосхищение результата деятельности):
Конечная
(к чему стремимся)
Промежуточная
(условия достижения цели)
-
Условия
и соотносимые с ними мотивы
– фактор определенной характеристики
деятельности. -
Действие
– целевой акт поведения в поле знаний
субъекта. Действие состоит из:
Операций
Функций
(психофизиологический уровень
деятельности)
Структура личности по Рубинштейну
По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.
Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.
Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.
Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.
Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.
У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.
Внешняя деятельность
Внешняя деятельность включает в себя различные формы, которые выражаются в предметно-практической активности. При данном виде происходит взаимодействие субъектов и объектов, последние открыто представлены для внешнего наблюдения. Примерами этой формы деятельности являются:
- работа механиков с помощью инструментов — это могут быть забивание гвоздей молотком или закручивание болтов отверткой;
- изготовление материальных предметов специалистами на станках;
- игры детей, для осуществления которых требуются посторонние вещи;
- уборка помещения: подметание полов веником, протирание окон тряпкой, манипуляции с предметами мебели;
- строительство домов рабочими: выкладка кирпичей, прокладывание фундамента, вставка окон и дверей и т. д.