Архетипы личности по юнгу ? что такое архетип, психологические типы, структура, теория

Общее понятие об архетипах личности человека

Определение 1

Согласно теории Юнга архетипы личности – это врожденные психологические факторы, первичные идеи существования личностных особенностей человека.

Другое определение архетипов личности звучит так: «Психические прообразы, которые с одной стороны обуславливают предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, а с другой стороны проявляются в коллективных идеях, мифах и сказках, образах и теориях человечества.

Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека. Ученым были выделены следующие архетипы:

Ученым были выделены следующие архетипы:

  • архетип Матери;
  • архетип Отца;
  • архетип Персоны;
  • архетип Анимуса;
  • архетип Анимы;
  • архетип Тени;
  • архетип Самости.

Рассмотрим и содержание более подробно:

  1. Архетипы Матери и Отца являются своеобразными обобщенными образами всех матерей и отцов, которые жили и живут на планете земле за все время ее существования. Данные архетипы способствуют формированию у человека определенных отношений к женщине и мужчине соответственно.
  2. Архетип Персоны или Маска, служит для формирования публичного образа человека, с целью определения своего социального статуса и того впечатления, которое человек хотел бы производить на ближайшее окружение. При этом истинная сущность человека остается скрытой. Основной целью данного архетипа является формирование способности человека налаживать эффективное взаимодействие с окружающими людьми в повседневной жизни.
  3. Архетип «Анимы» выражается в формировании чувственного образа женщины, который присутствует в сознании мужчины. Именно данный архетип помогает мужчине определить свои предпочтения при выборе спутницы жизни, распознать именно ту женщину, которая больше всего ему подходит. Также данный архетип характеризует присутствующую внутри каждого мужчины психологическую женщину. Свое проявление данный архетип имеет в виде ярких и неконтролируемых эмоций, капризов, возникновении иррациональных чувств.
  4. Архетип Анимуса — это чувственный образ желанного мужчины, который способствует определению предпочтений женщины и в тоже время представляет собой внутреннего психологического мужчину, который живет в душе женщины. Проявлениями данного архетипа у женщины выступают такие качества как стойкость, упрямство в отстаивании собственной точки зрения, уверенности в своих силах и собственной правоте.
  5. Архетип Тени находит свое выражение в скрытой от глаз окружающих людей, а порой и самого человека теневой стороне личности. Данный архетип включает в себя различные социально неприемлемые мысли и страсти человека. Однако следует отметить, что при правильном направлении энергии Тени он может выступать в качестве основного источника творческой активности человека.

Важнейшим из архетипов, выделенных Карлом Юнгом сам ученый считал архетип Самости. По мнению Юнга, данный архетип является центральным образованием личности человека, который выступает в качестве объединяющей силы для всех элементов психики человека. Именно благодаря его существования и проявлению в психике и жизнедеятельности человека все эти системы находятся в единстве, что в свою очередь обеспечивает единство личности, ее равновесие и стабильность. Именно архетип Самости способствует целостности личности и интеграции сознательного и бессознательного в психике человека.

Замечание 1

Благодаря существованию данного архетипа человек воспринимает себя как целостное существо со всеми проявлениям поведения и осознает неоспоримость воздействия на развитие собственной личности как со стороны сознания, так и бессознательных проявлений психики.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что архетип является врожденной тенденцией, которая находится внутри коллективного бессознательного и определяет содержание психической жизни человека.

Благодаря существованию определенных архетипов личности осуществляется процесс определения содержания деятельности человека, которое соответствует поведенческим стратегиям, существовавшим у предыдущих поколений со времен зарождения общества в целом.

Греческие богини и современные женщины

Греческие богини – это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам.

Греческие богини прекрасны и сильны. Они следуют исключительно собственным побуждениям, не зная диктата внешних обстоятельств. Архетипы способны определять и качество, и направленность жизни женщины.

Эти богини отличаются друг от друга. У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства

Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин

Греческие богини Олимпа, каждая из которых уникальна, а некоторые из них даже враждебны друг другу, представляют собой метафору внутреннего разнообразия и внутренних конфликтов женщины, тем самым проявляя ее сложность и многогранность. В каждой женщине потенциально присутствуют все богини. Когда несколько богинь сражаются за господство над женщиной, ей необходимо самой решить, какие аспекты ее сущности и в какое время будут доминирующими, иначе она будет метаться из крайности в крайность.

Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то – нет. Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогичен пробужденному архетипу.

Архетип растения – это его “проект”, дремлющий в семени. Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника. Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов – врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.

Богини и жизненные этапы

Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.

Молодая девушка может быть сосредоточена на учебе, и ее обучению способствует архетип Артемиды. Чтобы запомнить какие-либо данные, она призывает Афину. С другой стороны, ее одноклассницы, вышедшие замуж сразу же после окончания школы и имеющие детей, пробуждают в себе Геру и Деметру.

Средний возраст – это переходный период, когда обычно происходит смена архетипа богини. Где-то между тридцатью с небольшим и сорока с лишним годами наиболее значимый архетип, преобладавший в предыдущие годы, постепенно сходит на нет, позволяя проявиться другим богиням. То, к чему стремилась женщина в предыдущие годы, – замужество, карьера, творчество, любимый мужчина, те или иные увлечения – достигнуто. В ее распоряжении оказывается излишек энергии. Побудит ли ее Афина к продолжению образования? Или же возобладает желание Деметры иметь ребенка – сейчас или никогда?

Затем, в преддверии старости, смена ведущих архетипов может произойти еще раз. Толчком к этому служит наступление менопаузы, вдовство, выход на пенсию. Обнаружит ли в себе вдова скрытую Афину, когда впервые в жизни сможет сама распоряжаться деньгами, и поймет ли она, что способна хорошо разбираться в капиталовложениях? Удовлетворит ли уединение женщину, прежде избегавшую одиночества, ведь теперь ей ведомо пространство Гестии? Или в ее жизни образовалась пустота, поскольку Деметре больше не о ком заботиться? Все зависит от того, какая богиня доминирует в душе женщины в этот период жизни и какой архетип определяет ее выбор в тех или иных конкретных ситуациях.

Архетип дочери – Персефона

«Вечное дитя» — это про Персефону.  Персефона, в силу своего характера не способна принимать решения и нести какую-либо ответственность за свои действия. Не имеет своего мнения, наивна и всегда верит тому, что ей говорят. Это типичная мамина дочка, которая прислушивается только к ее советам. Отделиться от матери и жить своей жизни для Персефоны непосильная ноша, на которую она вряд ли согласится. С мужчинами ведет себя нежно и застенчиво, будто не знает, чего от нее хотят. Мужчинам это нравится, поэтому женщины данного типа привлекают несколько типов мужчин: незрелых, властных тиранов, амбициозных карьеристов и мужчин, которым с женщинами своего возраста некомфортно находится. Удивителен тот факт, что с каждым из них она может быть счастлива по-своему, здесь играет ее главный козырь перед всеми остальными архетипами – это подстраивание себя под партнера.

Совет: единственным советом для Персефоны является разрыв эмоциональной связи с матерью и постепенное взросление. Ей необходимо научиться понимать себя, прививать в себе привычку прислушиваться к своему внутреннему голосу и развивать самостоятельность, а также решительность и ответственность. Персефоне нужно развивать в себе качества Афины, Афродиты и Деметры.

Архетип хранительницы домашнего очага — Гестия

Добрая, спокойная и уравновешенная Гестия не любит появляться на публике. Она обладает богатым внутренним миром и комфортно себя чувствует в уединении. Гестия – идеальная жена. В ее доме царит мир и покой, дети умны и образованны, муж всегда опрятно одет и причесан. Спокойствие Гестии притягивает не самых лучших партнеров: властолюбивые мужчины подминают идеальную жену и берут инициативу в свои сильные руки. Скромной и покладистой Гестии остается только терпеть подобный устой семьи.

Совет: Гестия должна стать более коммуникабельной как со своей семьей, так и с окружающим миром. Открытость и желание развиваться должны стать для Гестии главными чертами ее характера. Понимание того, что работа может приносить еще и удовольствие, а не только деньги, и развитие многих качеств способствуют ее личностному развитию приведут Гестию к новой жизни. Качества Афродиты, Афины и Артемиды ей подойдут как нельзя кстати.

Архетип Тени в литературе и кино

Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.

Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.

В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.

Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:

  • В фильме «Мелифисента» главная героиня в исполнении Анджелины Джоли представляет архетип Тени и тайный аспект Анимы.
  • Мультфильм «Мулан» демонстрирует процесс поглощения Тенью лидерских качеств китайской девушки. Ведь древняя культура диктует нормы поведения для девушек и юношей. Тень Мулан ожидала подходящего случая, чтобы проявить себя. И девушка, рискуя всем, идет на войну вместо своего отца.
  • Еще один пример – фильм «Билли Элиот» – история о мальчике, который мечтал стать артистом балета. Но его желание жестоко пресекалось отцом-работягой. Картина имеет счастливый финал, парню все-таки удалось проявить себя и стать профессиональным танцором, несмотря на препятствие и «социальный прессинг».
  • В фильме «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана показан конфликт маленького мальчика и жестокого, эмоционально холодного эпископа. В одной сцене священнослужителю снится сон, в котором он пытается снять с себя маску, но она не поддается. В результате он сдирает ее вместе с лицом. Это момент является демонстрацией конфликта Эго и Персоны.

Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.

Архетипы по Юнгу

Амазонка и отношения

На архетипической мандале Амазонка уже ближе к своему мужскому «зеркалу» – Воину, т.е. в отличие от Ведьмы она вступает в отношения с Мужчинами, стремится к продолжению рода (дети), однако часто нарощенный внутренний Анимус приводит к конкуренции в отношениях, открытой борьбе, а значит – ссоры и скандалы, вплоть до применения физической силы. В своих племенах Амазонки эксплуатировали мужчин, превращая их в «инструмент» для продолжения рода либо выполнения хозяйственных функций.

Современная гиперАмазонка не чувствует доверия к партнеру, жестка и категорична, требовательна и нетерпелива, подавляет любые попытки проявления мужской силы в муже или сыне (включая инициативу, ответственность, свободу выбора). Можно ли говорить о счастливом и гармоничном партнерстве здесь? Вряд ли, также как и материнство – без развития архетипа МАТЕРИ – см. ГИД ПО АРХЕТИПУ, оно не принесет радости ни той, ни другой стороне (за исключением компенсации внутренних комплексов). Здесь нет полного эмоционального контакта (дистанция рождается недоверием, а контроль необходим ввиду дистанции), больше программирования и достигаторства, требовательности и притязаний.

Однако и в легендах, для Амазонок существовали дружественные мужские племена. Осознанные представительницы этого архетипа принимали до определенной степени их помощь, «боевую» дружбу и поддержку, а иногда с таких боевых “союзов” начинались длинные любовные истории.

О женском и мужском

Достоинство многие трактуют как умение «достоять до чего-либо», проявить мудрость и терпение, огромную силу духа при встрече с внешним миром, будь то препятствия, злые языки / интриги, испытания и уроки на тропе жизни, или даже тишина медитации, необходимая для встречи с Духом (Божественным Анимусом). Все это требует выдержки, самодисциплины, видения целей и обладание знаниями, необходимыми для инициации в Королеву, готовность взять ответственность и стать вершителем и дарителем. Это мужские качества, интегрируемые вместе с царской короной (см. ГИД по архетипу АМАЗОНКИ). И чем тяжелее эта корона кажется (или рисуется в сказках клиентов), тем больше внутренних противоречий и, возможно, незакрытых задач и уроков предыдущих уровней (Жены, Гейши, Амазонки, Ведьмы) обнаруживается в клиентской истории. И конечно, с тяжелой короной невозможно «воспарить» на уровень Феи, дарить и исцелять с чистым бескорыстным сердцем и душой.

Что же тогда помогает Королеве принять на себя «тяжелые» мужские качества и трансформировать их согласно своей женской природе? В клиентских сказках эта сила творческого женского начала, обладающего огромной энергией, проявлена по-разному: это и роскошные длинные волосы, и длинный шлейф платья, и королевская мантия, и шкатулка с драгоценностями и амулетами (очень анимичный символ, вновь аналог йони)… И в каждом случае эти символы женской силы помогают героям (нашему Эго), исцеляют, проводят, возрождают к жизни, даруют таланты и пробуждают достоинство. Это и есть дары Королевы нам, Женщинам и Мужчинам, которые приближают ее к следующему архетипическому уровню – Феи (Волшебницы).

При этом злая (негативная) Королева в сказках может свергать своего партнера Короля, то есть подавлять Анимус и обращаться в сторону Тени, проявляя мстительность, агрессивность, манипулирование властью, тщеславие, безжалостность. Очень похоже на негативный комплекс Ведьмы или Амазонки, то есть непроработанные базовые женские модели в архетипической мандале. И как мы уже подчеркнули, эти ранее подавленные чувства направляются на внутренний Анимус, а вместе с ним и внешнего партнера. Вопрос: долго ли процарствует такая «злая» Королева? Согласно сказкам моих клиентов и популярным легендам и мифам народов – весьма ограниченное время, до появления сильного Героя (здорового физически и психически Эго).

Оставить комментарий

Архетипы мужчин

Существует целое множество архетипов мужчин, так же как и женских. Здесь представлены четыре типа: Вечный Мальчик, Воин, Отец, Мудрец.

Вечный Мальчик

Он находится в вечном поиске себя и того, как себя реализовать. Он всегда открыт новым идеям, проектам и приключениям. У него есть свой собственный путь, но он не всегда постоянен, в том числе и во взаимоотношениях с людьми.

Зачастую, чтобы найти себя как личность, ему нужно научиться лишь самодисциплине.

Воин

Он не только не боится борьбы и соперничества, ему даже это нравится, ведь в процессе проявляются его самые лучшие качества. У Воина есть хватка, обычно он добивается своего.

Ему нужно научиться развивать собственные личные ценности (и уважать чужие). В противном случае он будет идти к своим целям «по головам».

Отец

Его слово — закон. Отец реализует себя в обеспечении защиты и средств к существованию. Он искренне заботится о людях.

Он умеет быть настоящим лидером. Однако существует риск быть высокомерным и авторитарным лидером, если у него не получится стать мудрым.

Мудрец

Мудрец находит себя в философии, в поиске смысла (для себя и помогает это сделать другим), он ориентирован на внутренний мир. Он может поменять мнение по поводу того, что именно для него имеет смысл, но смысл для него будет существовать всегда. Он больше ориентирован на идеи и концепции, чем на людей.

Главная опасность для Мудреца — это не стать мудрым (как бы странно это ни звучало), но мудрость приходит только со временем и опытом. Ещё он может превратиться в «рассеянного профессора», если его теоретические идеи не найдут отражение в практическом мире.

Как определить свой архетип

Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда до конца понимая, что же это такое. А на самом деле это важная составная часть каждой личности, и, если верить ряду теорий и учений, именно опираясь на архетипические образы, человек подсознательно выбирает себе круг общения, жизненные цели и всю судьбу.

«Анима и Анимус» – это и есть архетипы личности, которые представляют собой то самое коллективное бессознательное, они имеют огромное влияние на развитие личности человека и его судьбу.

Фактически, что такое архетип – это подсознательные представления человека о том, что такое безупречный образ женщины и мужчины. Причем эти архетипические образы передаются нам от предков, через их опыт, особенности воспитания, фольклор.

Мужские и женские архетипы прочно «сидят» в сознании, но они не имеют никаких истоков в конкретном человеке, при этом производя колоссальное влияние на выбор, действия, суждения человека, на всю его жизнь.

Архетипы, по Юнгу, всегда устойчивы и постоянны, они не меняются у человека и несут в себе как положительные, так и негативные качества. Архетипы встречаются в фольклоре – в сказках, рассказах, историях и мифах, находя там свои истоки и отражение.

Архетипы Юнга правильно будет назвать моделями поведения людей, которые опираются на подсознательные представления об идеальном поведении и образе. Подробно исследования приведены в книге Юнга «Архетип и символ».

Эти образы и представления являются наследственными, врожденными и не приобретаются уже взрослым человеком намеренно и сознательно. Именно Анима и Анимус, мужские и женские архетипы, подталкивают человека к той или иной реакции на события и проявления других людей, именно они формируют тот или иной жизненный и поведенческий сценарий.

Как примеры архетипов можно привести основные из них, выделенные Юнгом. Это:

  • Архетип Отец – совмещает в себе все волевые качества, силу, мощь, агрессивную и властную энергетику.
  • Архетип Матери – забота, стремление дать поддержку, утешить, понять каждого.
  • Архетип Герой – стремление к защите, спасению, подвигам, сражениям.
  • Ребенок – беззащитность, нежелание принимать решения и брать на себя ответственность, потребность в защите и опеке.
  • Архетип Мудрец – знания, склонность к размышлениям и саморазвитию, неспешность, анализ, интеллект.

Невозможно всех людей современного общества поделить на определенное количество образов и конкретных архетипов, и сам Юнг настаивал на том, чтобы не ограничивать набор архетипических видов.

Они могут быть самостоятельными и типичными, а могут состоять из набора качеств разных видов, могут друг друга замещать и перекрывать, образовывая новые архетипы и их комбинации.

Общее понятие об архетипах личности человека

Определение 1

Архетип личности – врожденный психологический фактор, первичная идея существования личностных особенностей человека.

Также архетип можно определить, как психический прообраз, с одной стороны, обуславливающий предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, с другой стороны проявляющиеся в мифах и сказках коллективные идеи, образы и теория человечества.

Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека. Он выделил несколько архетипов, к которым отнес:

  • архетип Матери;
  • архетип Отца;
  • архетип Персоны;
  • архетип Анимуса;
  • архетип Анимы;
  • архетип Тени;
  • архетип Самости.

Об Амазонке и Защитнике

Женский архетип Амазонка, несмотря на женскую природу, обладает как и Ведьма, мужскими качествами Воина и Защитника. Ей также движет инстинкт самосохранения / выживания, агрессия по отношению к внешнему миру (особенно мужскому началу). Однако в отличие от Ведьмы ее стратегия – это не манипуляции, а открытый бой, противостояние, демонстрация нарощенной изнутри силы. Источник этой силы – «молодые», «свежие» энергии бунта и сопротивления, азарта и конкуренции, – а потому на картинах и в фольклоре Амазонка предстает молодой, здоровой, физически совершенной Девой.

Функция Защитника переносится с внешнего партнера на внутренний Анимус. Поэтому есть у Амазонки собственные фаллические символы – меч или лук (или иное оружие), конь… К чему это приводит? К развитию таких качеств, как выносливость, самодисциплина, спортивный настрой, жажда успеха и победы (достигаторство), а также неузявимости и самодостаточности (см. ГИД по архетипу – АМАЗОНКА). ГиперАмазонка настолько наращивает внутренний Анимус, что иногда чревато гиперманикальной жаждой успеха, победы, власти, а значит и сердечно-сосудистыми заболеваниями, или как минимум, постоянной потребностью в самоутверждении в глазах других.

И безусловно, это сказывается на самочувствии внутренней Анимы, женского начала. В легендах Амазонки удаляли себе одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Равно как и уничтожение новорожденных мальчиков, это говорит о непринятии не только внешнего Анимуса, но и своей женской природы

Вероятно, это также проявится и во внешнем облике – короткие стрижки «под мальчика», «мужеподобная» одежда (обратите внимание на дома моды, которые даже успевают делать на этих тенденциях неплохой бизнес), наращивание мышечной массы. Кроме того, слишком рациональная Амазонка может стать жесткой, нетерпимой, в вечной гонке за материальными благами и доказательствами

Это антипод тонко чувствующей и чувствительной женщины Медиума (см. ГИД по архетипу – Медиум/Жрица).

Негативная Амазонка настолько подавляет свое женское начало, что может страдать от навязчивой потребности в соперничестве и самоутверждении, трудоголизма и потери гендерной идентификации со своим полом. Конечно, это крайние случаи, но если вы заметили в себе эти признаки и страдаете от них, то поиск баланса остается за вами.

Меркурий в Стрельце: особенности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector