Понятие и виды действий в деятельности человека
Содержание:
- Что это такое
- Что представляет собой деятельность в контексте психологического анализа?
- Психология зависимого поведения
- Опредмечивание и распредмечивание
- Виды действий в учебной деятельности
- Методы решения проблем
- Что делать при навязчивых идеях
- Определение понятия
- Причины аутоагрессии
- Поступок как форма действия
Что это такое
Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.
- Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
- Она определяется целями и требованиями общества.
- С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
- Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.
В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:
- интеллектуальные способности личности;
- творческое воображение;
- мировоззрение;
- система идеалов и ценностей;
- эмоционально-эстетическое отношение к миру.
Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.
Предмет деятельности
Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.
Принципы деятельности
Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.
- Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
- Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.
Структура деятельности
Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.
Мотивы
Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.
Цели
Основной элемент. Имеет две формы проявления:
- как представляемый человеком результат;
- как желаемый уровень достижений.
Программа
Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.
Значимые для деятельности личностные качества
Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.
Компоненты деятельности
Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.
Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.
Действие – инструмент в достижении цели
Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.
Интеллектуальные действия
Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.
- осознает (частично или полностью) цель своих действий;
- представляет результат;
- воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
- строит пошаговый план, алгоритм операций;
- прикладывает волевые усилия;
- наблюдает за процессом;
- переживает успехи и неудачи.
Что представляет собой деятельность в контексте психологического анализа?
Деятельностьэто единица жизни,
опосредованная психическим «образом
мира» (психической ориентировкой,
психическим отражением), которая
представляет системный процесс: а)
имеющий сложную функциональную структуру,
б) развивающийся на основе «внутренних»
и «внешних» факторов и условий («движущих
противоречий»), в) порождающий и
развивающий психику – «образ мира».
Реальная жизнь людей – это иерархия
формирующихся и сменяющих друг друга
деятельностей.
Анализ человеческой деятельности может
иметь:
-
Исполнительно-технологический
(непсихологический) характер, когда
деятельность анализируется на основе
внешне наблюдаемых результатов
(продуктов) и способов их получения: а)
деятельностькак система
действий, обеспечивающих получение
определенных конечных результатов; б)действия, как системы операций,
обеспечивающих получение конкретных
результатов; в)операции, как
способы и приемы выполнения действий
в разных условиях. -
Смысловой (собственно психологический)
характер, где любая активность человека:
а) по отношению к мотивусубъекта
выступает в качестве деятельности,
имеющей личностный смысл; б) по отношению
к поставленным субъектомцелям– в качестве действия или системы
действий; в) по отношению кспособам
психической ориентировки,
планирования и исполнения действия в
конкретных предметных условиях – как
система операций.
Психология зависимого поведения
Зависимостью называют в психологии, как науке о поведении человека, привязанность к кому-либо или чему-либо. Она недопустима с точки зрения моральных или общественных норм, угрожает здоровью и причиняет страдания самому человеку.
Зависимость наносит вред обществу и человеку, она ограничивает его развитие и приводит к всевозможным психическим заболеваниям.
Из-за зависимостей погибает больше людей, чем из-за преступлений и войн вместе взятых. Она проявляется в виде бегства от проблем в иллюзорно-идеальный мир. Постепенно человек перестает контролировать свое поведение, эмоции, мысли. Все его существование сводится к объекту зависимости, что постепенно полностью разрушает его как личность.
В последнее время распространение употребления наркотиков и алкоголя среди молодежи приобретает характер национального бедствия
Поэтому к этой проблеме привлечено внимание психологов, психиатров, социологов, наркологов, юристов
Зависимое поведение еще называют аддиктивным — это разновидность девиантного поведения, то есть это стремление уйти от реальности с помощью изменения своего психического сознания. Психология поведения рассматривает это как деструктивное отношение к себе и обществу.
Аддиктивное поведение — это алкоголизм, наркотическая зависимость, курение, гиперсексуальность, азартные игры, компьютерная зависимость, пристрастие к обильной еде, шопинг.
Зависимость имеет различную степень выраженности: от нормального состояния до тяжелой формы.
Почему у некоторых людей формируется эта сильная и непреодолимая привязанность, чем объясняется импульсивность и ненасыщаемость влечения? Ответы на эти вопросы имеют огромное значение для общества и для каждого отдельного человека.
Опредмечивание и распредмечивание
Предметность
обусловливает зависимость процесса
деятельности и ее результата
от материала. Результат деятельности
реализуется, опредмечивается
(превращается в предмет)
в целесообразно преобразованном
человеком материале, представляя собой
воплощение человеческих сил и способностей
и трансляцию ее своим современникам
и последующим поколениям людей.
Известный представитель немецкой
классическойфилософииИ.Г. Фихтеодним
из первых философов указывал на эту
особенность человеческой деятельности.
Он утверждал, что практика превращает
предметы преобразованной природы
в зеркальный образ человека. «В
пространстве преподносятся мне явления,
на которые я переношу понятие меня
самого: я мыслю их как подобные
мне существа. Правда, последовательное
умозрение привело или приведет меня
к тому, что эти мнимые разумные
существа вне меня — не что иное,
как продукты моей собственной
представляющей деятельности».
Чтобы
наглядно представить себе, что такое
опредмечивание, понаблюдаем за работой
портнихи, каменщика, лектора и т. п.
Мы убедимся: по тому, как человек
работает,что получилось в результате
его деятельности, можно судить о самом
человеке, увидеть и уровень егоинтеллекта, и волевые
качества, и профессионализм,
и эстетический вкус, и отношение
ктруду, и его
нравственные установки, и многое
другое. В этом смысле деятельность
всегда естьсамореализацияиндивида и человечества в целом.
Именно в деятельности проявляется
социальность индивида, посредством
которой он становится участником
воспроизводства общественного процесса.
Человеческая
деятельность осуществляется с помощью
орудий, одно из основных ее отличий
от активности животных —
орудийность. «Ни голая рука, ни
предоставленный самому себе разум
не имеют большой силы, — подчеркивалФ. Бэкон. — Дело
совершается орудиями и вспоможениями,
которые нужны разуму не меньше, чем
руке».
Орудие
есть связующее звено между человеком
и миром преобразуемых им вещей.
В то же время орудие создано другими
людьми, впитало их опыт, в созданных
человеком орудиях и предметах
потребления опредмечены их духовные
силы (умения и интеллект, знания
и способности, их цели и желания
и т. п. ). К тому же орудия несут
в себеинформациюо
технологии деятельности и тем самым
связывают человека с другими людьми.
Чтобы воспользоваться созданными
другими людьми вещами, человек должен
проникнуть в их замысел, назначение,
иными словами, раскрыть их. Этот процесс называется
в философиираспредмечиванием, т. е.
мысленным освобождением духовного
содержания произведенного трудом
человека продукта от его вещной,
материальной оболочки. В итоге человеческая
деятельность представляет собой единствоопредмечивания его духовных
и физических сил и способностей
ираспредмечивания заложенного
в продуктах труда духовного мира
их создателей.
Виды действий в учебной деятельности
Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.
В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.
Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые — получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения — ученики, студенты, слушатели различных курсов — усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).
Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.
Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.
Методы решения проблем
Если после проведения диагностических процедур психолог сможет выявить психологические нарушения и назначить лечение. Виды терапевтических методик:
- прямой регуляции;
- опосредованного влияния;
- самоуправления.
К методам прямой регуляции относятся:
- Прием медицинских препаратов. Назначать их может только врач, заниматься самолечением запрещено. Психотропные препараты применяются для коррекции эмоционального состояния. Подобные медикаменты быстро вызывают привыкание, нарушают адекватные эмоциональные реакции. Если длительное время без перерыва принимать психотропные препараты, может измениться структура личности.
- Чтение литературы. Когда человек читает художественную литературу, он постепенно погружается в другой мир, наполняется переживаниями, чувствами главных героев. При этом он забывает о собственных проблемах, плохом настроении, тревожащих моментах.
- Прослушивание музыки. Информацией музыка не загружает, но оказывает влияние на эмоциональную сферу.
Методики опосредованного влияния:
- Ролевые, деловые игры. С их помощью можно сформировать черты характера, изменить структуру личности. Играть нужно в компании. Участники должны представить себя теми, кем бы им хотелось быть. Игру нужно растянуть на несколько дней. Каждый день нужно продлевать продолжительность игры, чтобы человек больше времени пребывал в роли.
- Трудотерапия. С помощью труда можно забыть про переживания, негативные мысли. Главное, чтобы работа не вызывала скуку.
Методы самоуправления:
- Полная рационализация негативных событий. Для этого нужно детально разобрать ситуацию, которая вызывает переживания, злость, страх. Многократное переосмысление поможет справиться с психологическим напряжением.
- Чувство юмора. Это мощнейшее средство для поддержания психики в стабильном состоянии. Если научиться видеть смешное в серьезных ситуациях, можно быстро преодолевать страхи, спорные моменты.
- Мысленное усиление негативного события. Когда индивид думает о том, что может произойти плохое негативно, старается усилить это чувство, постепенно негативные эмоции пропадают, а ситуация становится обыденной.
- Объективация стрессов. Человек должен отличать бытовые неудачи от глобальных катастроф, которые приводят к серьезным негативным последствиям, после которых жизнь изменяется безвозвратно.
- Переоценка результата, которого не получилось достичь. Индивид должен постараться снизить ценность цели. Чем меньше будет казаться потеря, тем проще будет побороть негативные переживания.
Нельзя забывать про естественные психологические механизмы защиты. Они оберегают психику от переживаний, стрессов, депрессий, нервных срывов.
Психологическое состояние не может быть стабильным постоянно. Оно изменяется под воздействием разных факторов, часть из которых он может контролировать, но большинство происходят бесконтрольно. Решением психологических проблем занимаются психологи.
Что делать при навязчивых идеях
Мы привели лишь некоторые примеры навязчивых состояний. Психологи и психиатры выделяют огромное количество разнообразных маний. Обсессии существенно ухудшают качество жизни человека. Что же делать, если вас преследуют навязчивости?
Прежде всего не стоит пытаться бороться с навязчивыми идеями, постоянно думая о них и стараясь с ними справиться. Это способствует лишь еще большей невротизации. Психологи советуют научиться спокойному и безэмоциональному отношению к навязчивым идеям. Это приходит не сразу, но со временем вы сможете воспринимать свои страхи отстраненно.
Старайтесь побольше общаться с людьми. Навязчивые мысли и действия обычно беспокоят человека, когда он оказывается в одиночестве. Также полезно создавать себе насыщенный дневной график. При высокой занятости у вас практически не будет оставаться времени для самокопания.
Когда вас посещают навязчивые идеи, полезно сделать несколько дыхательных упражнений или заняться медитативными практиками. Это прекрасно отвлекает от беспокоящих мыслей.
Если перечисленные методы не помогают, то стоит обратиться к врачу-психотерапевту. В наши дни существует множество способов лечения навязчивостей. Это когнитивно-поведенческая терапия, гипноз, метод предупреждения реакций и многое другое. Регулярные психотерапевтические сеансы помогут вам навсегда избавиться от тревожащих вас мыслей и повторяющихся действий.
Определение понятия
Психология поведения — это сфера знаний, которая объясняет невербальные телодвижения (мимика, жесты, интонации) человека и делает выводы о том, насколько он искренен, правдив, уверен и открыт.
Очень часто такую оценку мы делаем несознательно, когда чувствуем себя некомфортно при общении со знакомым человеком или даже избегаем его. Но на самом деле мы оцениваем его поведенческие проявления, которые и говорят нам о том, что он о нас думает, как относится, несмотря на то, что его слова могут быть доброжелательными или нейтральными.
Есть ряд приемов, позволяющих определить истинные замыслы человека, его эмоции, уровень самооценки. Его движения, мимика и другие особенности выдают его внутренние страхи, установки, комплексы, которые мы улавливаем подсознательно или оцениваем сознательно, если имеем определенные знания и опыт.
Процесс общения мы воспринимаем как общую картину, иногда во время разговора мы не замечаем, во что одет, что он говорит, но обращаем внимание, как он это делает, какие фразы и слова употребляет, как сидит и что держит в руках. Иногда какая-нибудь мелочь привлекает внимание и запоминается надолго: запах, дефект речи, акцент, оговорки, неправильные ударения, неуместный смешок и так далее
Научной дисциплиной, которая помогает объяснить и расшифровать неосознанные нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерения, является психология поведения.
1. Что говорят нам жесты и мимика?
Огромную роль в разговоре имеют жесты и мимика. Но, несмотря на простоту расшифровок тех или иных поз и жестов человека, они могут нести совершенно другой смысл.
Например, в психологии лжи есть основные признаки обмана: человек не смотрит в глаза, трогает свой рот, нос, шею. Но собеседник может трогать нос только потому, что он чешется.
Скрещенные ноги или руки – эти жесты в психологии поведения человека трактуется как недоверие, зажатость, замкнутость, но собеседнику может быть просто холодно.
Советы по расшифровке манер и жестов часто могут завести в тупик или поставить человека в неловкое положение. Например, увидев у собеседника открытую позу, уверенный и спокойный голос, приятный искренний взгляд, мы принимаем его за честного человека, а на самом деле у него мошеннические намерения. Или пикаперы, сколько у них обаяния, остроумия, искренности, воспитанности, — и это все для того, чтобы самоутвердиться.
2. Что говорит нам речь и интонация?
Скорость речи, ритм, громкость, интонация сильно влияют на общение и способны рассказать о человеке много дополнительной информации, как считает психология поведения. Наука помогает понять эмоциональное состояние человека:
- Спокойный, рассудительный, уравновешенный человек говорит ритмично, медленно, со средней степенью громкости.
- Импульсивность характера выдает быстрая и оживленная речь.
- Те, кто не уверен в себе или замкнут, говорят тихо, неуверенно.
3. Часто слова не так важны, как интонация.
Но следует понимать, что если человек находится в незнакомой обстановке, он может повести себя не так, как в привычном окружении.
Психология поведения позволит определить скрытые факторы, влияющие на человека на самом деле. Но для того, чтобы их видеть и понимать, необходимо быть «подкованными» знаниями и внимательными к людям.
Причины аутоагрессии
С точки зрения психологии, аутоагрессия – это сложный защитный механизм психики, который активируется при наличии определенных триггеров. В качестве основных причин, которые могут провоцировать аутоагрессивное поведение, психологи называют следующие факторы:
Ошибки в воспитании. Если родители наказывали ребёнка, унижая его и ограничивая его права, аутоагрессивное поведение становится для него естественным. Повзрослев, такой человек неосознанно наказывает себя за различные провинности.
Низкая самооценка. Если человек недооценивает себя и собственные способности, это может вызывать желание наказать себя за «несовершенство». Данная причина редко приводит к селфхарму, но часто заставляет отказываться от счастья и жертвовать собственными интересами.
Пережитое насилие. Жертвы сексуального или физического насилия часто чувствуют себя виноватыми в том, что с ними произошло. Аутоагрессия становится для них возможностью облегчить чувство вины через наказание.
Идеологические или религиозные взгляды. Религии, идеологии, эзотерические знания и учения, «уникальные» диеты и методики оздоровления имеют одну общую черту – они построены так, что их приверженцы не способны выполнить все правила, из-за чего живут с постоянным чувством вины. И это провоцирует аутоагрессивное поведение.
Неудовлетворенность условиями жизни. Если человек недоволен своей работой, личной или социальной жизнью, у него накапливается напряжение, которое он пытается снять через саморазрушительное поведение.
Расстройства психики. Различные психические расстройства и соматические заболевания могут приводить к селфхарму, суицидальному поведению или неоправданным жертвенным поступкам.
Желание манипулировать окружающими. Достаточно часто встречается демонстративная аутоагрессия
Иногда человек стремится показать всем свой суицидальный настрой, но чаще он просто причиняет себе какой-то вред и старательно изображает страдания, стремясь привлечь внимание окружающих, получить жалость, поддержку или иную выгоду.
Кроме того, аутоагрессивное поведение часто наблюдается при депрессиях. Человеку кажется, что у него всё плохо, потому что он не заслуживает ничего хорошего. Поэтому он часто специально стремится ещё сильнее ухудшить своё положение.
Поступок как форма действия
В поступках, как в зеркале, отражается нравственная сущность человека, поскольку они диктуются сознательным выбором между «хорошо» и «плохо». Эта форма действия — компонент поведения, соответствующего или не соответствующего принятым в обществе правилам и нормам.
Любой поступок имеет свою цель и план реализации, диктуется намерениями человека. Не всегда его последствия совпадают с ожидаемыми, и он характеризуется как необдуманный, легкомысленный.
Поступок может быть выражен:
- непосредственно в действии физическом (поднять упавший предмет и отдать уронившему его человеку);
- словесном (поддержать словом, одобрить или осудить кого-то);
- в демонстрации отношения к событиям, к другим лицам, к их поступкам, словам (ирония, жест, телодвижения, взгляд);
- бездействием (невыполнение распоряжения начальника, неоказание помощи терпящему бедствие).
Поступок неизбежно оценивается со стороны в соответствии с принятыми в обществе (или группе) моральными нормами. Даже воровство, например, может быть одобрено в асоциальной среде, как признак ловкости и бесстрашия.
За любую деятельность, за свои поступки человек непременно несет ответственность, даже если ее перспектива кажется неясной или отдаленной.