Типы педагогов
Содержание:
- Как составить правильный психологический портрет любого человека
- Интеллектуальный тип педагога
- Волевой тип педагога
- Справочная информация
- Трудности преподавания
- Пример и образец написания
- Ключевые положения темы
- §5. Социальные роли
- эссе «Портрет современного учителя»
- Эмоциональный тип педагога
- Бизнес и финансы
- Психологический портрет учителя
Как составить правильный психологический портрет любого человека
Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности
Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики
Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?
- Цель составления портрета.
- Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
- Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
- Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
- Анализ ключевых моментов.
- Вывод.
Пример:
Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.
Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.
- Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
- Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
- Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
- Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
- Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
- Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.
Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.
Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.
Интеллектуальный тип педагога
Педагог этого типа характеризуется преобладанием умственной деятельности, научными наклонностями, высоким профессионализмом в определенной предметной области, владением навыками анализа и оценки своей работы, разработкой инновационных форм преподавания и акцентированием внимания на использовании новых технологий в обучении.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Типы педагогов 450 руб.
- Реферат Типы педагогов 220 руб.
- Контрольная работа Типы педагогов 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Преимуществами этого типа является научная направленность деятельности и интеллектуальный склад характера. Педагоги данного типа особенно необходимы для работы с учащимися старшего возраста, которым необходима индивидуальная ориентация на переход к следующей ступени образования посредством организации дополнительных, внеклассных занятий, применения индивидуальных программ обучения, проведения бесед и лекций, выпуска информационных бюллетеней.
Личность педагога интеллектуального типа характеризуется стремлением к углубленной работе с учащимися в определенном направлении с использованием достаточно сложных форм и объемного содержания учебного материала. Интеллектуальная педагогическая направленность в работе может проявляться на фоне этической требовательности и нравственной эмоциональности.
Работа интеллектуального педагога наиболее продуктивна в малых группах, а также в индивидуальном порядке. Это объясняется его научной ориентацией и повышенной требовательностью к способностям и возможностям учащихся, которым может соответствовать ограниченный круг лиц.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Волевой тип педагога
Данный тип можно охарактеризовать, как преподавателя, работающего четко и организованно. Он придерживается точки зрения, согласно которой педагог является единственным авторитетом, наделенным властью и расширенными полномочиями. При этом, он достаточно требователен, как к собственной личности, так и к учащимся.
Волевой педагог характеризуется собранностью, минимальными раздумьями и рассуждениями при принятии важных решений. По своей сути, он является управляющим, а не советчиком. Он уверен в себе и в своих силах и стремиться привить эти качества учащимся. В своей профессиональной деятельности волевой педагог нацелен на формирование устойчивой личности, имеющей твердую жизненную позицию, силу воли.
Волевые усилия педагога помогают четко построить процесс прохождения занятий, сформировать режим, организовать дисциплину и поддерживать ее.
Наиболее продуктивной деятельность учителя волевого типа будет при работе с тинэйджерами. Сила и властность характера такого педагога делают его кумиром подростков.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Трудности преподавания
Педагогическое взаимодействие осуществляется посредством педагогического общения, которое имеет свою специфику: ориентация на человека и его индивидуальность как высшую ценность. Это же является главной целью общения: развитие индивидуальности педагога и воспитанников, сохранение чести и достоинства участников процесса.
В педагогическом общении нередко возникают барьеры: личностные, социально-психологические, физические. Особое место занимают личностные, они же напрямую связаны с любовью к детям. Наиболее распространенными являются барьеры неправильной установки сознания учителя:
- мышление стереотипами;
- предвзятость;
- пренебрежение фактами;
- отсутствие интереса и внимания к воспитаннику и делу.
Из них вытекают более мелкие и личные барьеры (свойственные также детям), но не менее важные: барьер страха, презрения, плохого настроение, страдания, непонимания важности общения, речевой барьер. Педагогическое взаимодействие – сотворчество, сотрудничество
Все участники процесса – активные субъекты, со своими взглядами и мыслями. Для педагога важно создать такую атмосферу и условия, в которых каждый ребенок хочет и может проявить себя, высказаться, принять участие, почувствовать свою значимость и ценность. Это возможно только в совместной деятельности: трудовой, учебной, внешкольной, проектной. И при выборе эффективных средств обучения: диалоги и полилоги, дискуссии
Педагогическое взаимодействие – сотворчество, сотрудничество. Все участники процесса – активные субъекты, со своими взглядами и мыслями
Для педагога важно создать такую атмосферу и условия, в которых каждый ребенок хочет и может проявить себя, высказаться, принять участие, почувствовать свою значимость и ценность. Это возможно только в совместной деятельности: трудовой, учебной, внешкольной, проектной
И при выборе эффективных средств обучения: диалоги и полилоги, дискуссии.
- Диалоги и полилоги. Эти формы общения не предполагают верного ответа, что избавляет детей от страха ошибиться, быть высмеянным. Дают возможность выразить свое мнение, согласиться или не согласиться с оппонентом, прийти к консенсусу. Такое общение не предполагает ответа от конкретного ученика, что создает психологически здоровую обстановку, снижает тревожность и боязнь ситуации неудачи. Диалоги и полилоги учат выражать свое мнение и слышать мнения других участников; помогают находить близких по духу людей и понимать, что есть инакомыслящие, другие. Именно такие формы взаимодействия могут сделать процесс психологически комфортным для всех участников.
- Дискуссии. Это цивилизованная форма спора. В процессе дискуссии рождается истина. Такая форма работы учит отстаиванию позиции, аргументированию. Развивает словарный запас и коммуникабельность, способствует становлению творческих и коммуникативных компетенций, толерантности. Дискуссия учит решать разногласия социально одобряемым путем. Дает возможность педагогу проследить за ходом мысли каждого ребенка и понять, какой тип мышления преобладает, выявить ценности и ориентиры, главные черты характера. В процессе дискуссии можно увидеть личность и ее индивидуальность, реакции (в том числе защитные), привычный стиль общения.
Педагогическое общение – сложный и многогранный процесс, в основе которого лежит любовь к детям. Без этого качества педагог не захочет и не сможет познакомиться с каждым ребенком лично и раскрыть его индивидуальность. А значит, взаимодействие будет неэффективным.
Пример и образец написания
В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.
- Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
- Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
- Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
- Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
- Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
- Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
- Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.
Ключевые положения темы
Ключевые термины
-
Главный статус
-
Достигаемый статус
-
Жизненный цикл
-
Кризис середины жизни
-
Личный статус
-
Межстатусная дистанция
-
Приписываемый статус
-
Ранг статуса
-
Содержание статуса
-
Социальный статус
-
Статус
-
Статусная идентификация
-
Статусная несовместимость
-
Статусные символы
-
Статусный набор
-
Статусный портрет
-
Эпизодический статус
Ключевые мысли
-
Статусное приписывание является универсальной чер той, свойственной всем культурам и эпохам, и продол жающимся во времени процессом.
-
Число социальных статусов возрастает пропорциональ но усложнению социальной структуры.
-
Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.
-
В социальные отношения вступают не статусы, а их но сители.
-
Социальные отношения связывают между собой стату сы, но реализуются эти отношения через людей – но сителей статусов.
-
Статусная несовместимость выступает причиной лич ной неудовлетворенности и социального напряжения.
-
Сужение статусного диапазона в старости вступает в противоречие с расширением жизненного опыта.
Словарь
Главный статус – наиболее характерный для данного инди вида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Достигаемый статус – статус, который приобретается в резуль тате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.
Жизненный путь – совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биогра фии одного человека.
Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно зам кнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдель ного человека.
Имидж – совокупность представлений, сложившихся в обще ственном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.
Личный статус – это позиция человека в малой группе.
Моральная карьера – социальная история индивида, описан ная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отно шения к себе.
Ожидаемая траектория жизни – идеальная, планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом.
Приписываемый статус – статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля.
Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии.
Реальная траектория жизни – линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.
Смешанный статус – позиция, которая обладает одновремен но свойствами и приписываемого и достигаемого статусов.
Содержание статуса – совокупность прав и обязанностей.
Социальное время индивида – время его личной жизни.
Статус – позиция индивида в группе или в обществе.
Статусная идентификация – отождествление себя с чем-то или с кем-то.
Статусная несовместимость – противоречие между двумя статусами одного человека, дисгармония в его статусном наборе.
Статусный портрет (статусный набор) человека – совокупность всех статусов, принадлежащих данному индивиду.
Эпизодический статус – статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время.
§5. Социальные роли
Социальная
роль
– это совокупность действий, которые
должен выполнить человек, занимающий
данный статус в социальной системе.
Статусный набор
принадлежит человеку, а ролевой набор
принадлежит статусу. Между ролями
существуют только взаимодействия, а
между статусами — отношения.
Ролевой набор
понимается в двух значениях:
1) собственно
ролевой
набор —
совокупность всех ролей, которые
приходится исполнять человеку в
соответствии с имеющимися у него
статусами (сколько статусов — столько
ролей);
-
ролевой
репертуар
— совокупность всех ролей, принадлежащих
одному статусу (один статус — много
ролей);
Ролевой набор
состоит из ролей, ролевой репертуар
состоит из субролей.
Суброль
– частный элемент ролевого репертуара,
принадлежащего данному статусу.
Первый шаг в
построении ролевого набора — перечисление
всех ролей, которые входят в данный
статус.
-
Определяется
социально-психологическое ожидание,
которое существует:
-
у других людей,
относительно этой суброли; -
у исполнителей
данной суброли и тех, кого непосредственно
эта роль касается, то есть функционально
связанных с этой ролью индивидов.
Пример: Сексуальный партнёр — это
суброль. С ней функционально связаны:
жена, любовница, тёща (в качестве
надзирателя).
-
Статусу муж
соответствует одноименная роль. Она
распадается на суброли. Каждая суброль
включает набор социальных норм и
ожиданий, связанных с нею.
Эти нормы существуют
в разных слоях общества, отражают
присущий им жизненный опыт и социальные
практики
(частные технологии поведения).
Один статус включает
несколько ролей. Ролевой набор,
принадлежащий одному статусу, называется
ролевым
репертуаром.
В ролевом репертуаре
мужа и жены обнаруживаются по четыре
главные суброли. В статус мужа входят
такие суброли, как социальный партнер,
сексуальный партнер, кормилец, социализатор
(дисциплинатор). В структуре ролевого
репертуара жены есть практически схожие
суброли, а именно социальный партнер,
сексуальный партнер, домохозяйка,
социализатор (дисциплинатор). Различие
двух репертуаров заключается в двух
субролях – кормильца (муж) и домохозяйка
(жена).
Каждая роль в
ролевом наборе требует особой манеры
поведения и общения с людьми. Даже две
похожие суброли профессора
—
«преподаватель» и «наставник»
—
предполагают разное отношение к
студентам. Первая заключается в
соблюдении формальных норм и правил:
чтение лекций, проверка курсовых, прием
экзаменов. Вторая подразумевает
неформальное общение со студентами в
качестве мудрого советчика или старшего
друга.
Модальные |
Обозначения: |
Ролевой репертуар,
который веками закреплялся за тем или
иным статусом, не должен распадаться
или переходить к другому статусу, в
противном случае возникают ролевые
конфликты.
Так сложилось, что муж – кормилец, а
жена – домохозяйка. Если эти суброли
поменять местами, возникнет ролевой
конфликт.
эссе «Портрет современного учителя»
Эссе
Портрет современного педагога
Орлова Наталья Сергеевна – учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 45»
На любой стадии обучения дети нуждаются в наставнике, которому от бога дано предугадать, как отзовется его слово в трепетном сердце ребенка, ждущем от него понимания, заботы, поддержки.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
Главной целью работы современного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.
Я – учитель английского языка. Я являюсь классным руководителем 5 «А» класса, их второй, так сказать мамой. Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть классным руководителем. Ведь именно мне, доверяют родители самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня зависит как сложится не только школьная жизнь ребенка, но и его будущее. Педагог может создать комфортную атмосферу для детского коллектива. Ведь только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они ожидают от меня многого. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Вместе с ними я делаю открытия, первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь.
Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.
Я очень люблю свою профессию и рада, что судьба дала мне возможность называться этим не простым, но замечательным словом «Учитель».
Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, благородство, доброта, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, фантазия и выдумка, чуткость, самокритичность, толерантность.
Современный учитель-это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!»
Современный учитель-это, прежде всего,- гуманист, с позитивным и гибким мышлением. Он призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).
Я считаю, что современный педагог — это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья. Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.
Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных.
В заключении хотелось бы отметить, что современный, квалифицированный, компетентный учитель – это центральная фигура в развитии страны.
Эмоциональный тип педагога
Данный тип характеризуется повышенной способностью чувствовать эмоциональное настроение учащихся, их переживания, чувства и духовные качества. Основным направлением его профессиональной деятельности является восприятие чувственной и эмоциональной жизни учащихся, помощь в разрешении их проблем, оказание психологической помощи, сопереживание и проявление милосердия. Он нацелен на развитие основных нравственных и духовных качеств личности учащихся, построения их характера.
Эмоциональный педагог будет эффективен, когда требуется построение взаимоотношений с трудными детьми, к которым сложно найти подход, и на которых не действуют дисциплинарные наказания.
Работа эмоционального педагога основывается на организации эстетических контактов, принятии участия в сложных судьбах воспитанников, перестройке их поведения. такое направление деятельности помогает не только личностному развитию, но и благотворно сказывается на обучении, стимулирует познание.
Педагог эмоционального типа способен организовать работу научной направленности, в таких областях, которые связаны с исследованием природных процессов, мира искусства и культуры, развитием любви к прекрасному.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Психологический портрет учителя
Очень хорошая методика, котору я использовала для составления психологического портрета учителя когда они подаваи на категорию.
Психологический портрет учителя
В ходе обследования учителя с целью определения своего стиля общения и некоторых особенностей своей нервной системы был использован опросник «Психологический портрет учителя» (Г. В. Резапкина), который позволяет построить «портрет» учителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания, уровень субъективного контроля. Исходя из этого были получены следующие результаты: 1. Приоритетные ценности
Профессионально важные качества учителя – любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания. У испытуемой приоритетной ценностью является отношения с детьми, что говорит о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика. 2. Психоэмоциональное состояние Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем. Испытуемая обладает благополучным психоэмоциональным состоянием, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы или человек по каким-то причинам не скрывает истинное состояние.
3. Самооценка Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой. У испытуемой позитивное самовосприятие, свойственное человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников. 4. Стиль преподавания На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей. У испытуемой преобладает демократический стиль учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения. 5. Уровень субъективного контроля Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени. У испытуемой высокой уровень субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.