Уровни, стили и типы общения

использование

Практика духовного общения используется христианами, особенно лютеранами, католиками, англиканами и методистами, когда они не могут принять Святое Причастие, особенно во время болезни и во время преследований со стороны государств, враждебных религии. Англиканский священник Джонатан Уоррен Паган рассказал о радости, которую испытал Уолтер Сишек , духовно общаясь в эпоху государственного атеизма в Советском Союзе, что привело к преследованию христиан в Восточном блоке .

Ссылаясь на теологию, относящуюся к Телу Христову и реальному присутствию Христа в Евхаристии , англиканский священник Джонатан Уоррен Паган написал, что «Соборное поклонение словом и таинством, следовательно, не является необязательным дополнением для христиан», хотя пандемия COVID-19 оказывалась необходимо перейти на онлайн-форматы для общего блага. Он поощрял практику духовного общения во время пандемии, особенно во время англиканской службы утренней молитвы . Папа Франциск также предложил верующим произносить молитвы духовного причастия во время пандемии COVID-19, что возобновило интерес к этой практике; Методистское духовенство также поощряло духовное общение.

Польза живого общения с людьми

Человек – существо социальное. Люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Коммуникация часто происходит посредством общения

Что представляет собой общение и насколько оно важно для каждого человека?

Условия общения

Взаимодействие между индивидуумами осуществляется с учетом определенных условий. Главную роль играют культурные и социальные устои. Многое также зависит от того, кем является собеседник.

К примеру, в одной местности коллеги могут приветствовать друг друга улыбкой или при помощи кивка (невербальное общение). В другой обязательно рукопожатие.

К старшим принято обращаться на Вы, к руководителям – по имени отчеству. С близкими и друзьями общение может быть более открытым и эмоциональным, нежели с малознакомым человеком.

Структура общения

Общение имеет так называемую структуру:

  1. Содержание. Передача информации (знания, опыт, навыки) от одного человека к другому.
  2. Цель. Потребность обусловившая начало контакта. Потребности бывают культурными, нравственными, творческими, социальными.
  3. Способы передачи информации. Выделяют коммуникативный способ – разговор, интерактивный – совместная деятельность и перцептивный – взаимное восприятие.

Как видно люди по-разному умеют взаимодействовать с социумом. В ход идут различные технические способы коммуникации.

Этапы общения

Как это не удивительно, но общение происходит в определенной последовательности. Вот основные этапы коммуникации:

  • Визуальный контакт. Способность индивида воспринять себе подобного в объективном мире.
  • Приветствие. Знак одобрения и дружелюбия. Люди приветствуют друг друга жестами или словами.
  • Обмен условностями, то есть формальной информацией. Можно поинтересоваться о делах и здоровье собеседника. Если у людей имеются общие, более глубокие темы для разговоров, то беседа будет иметь продолжение. Если нет – закончится любезным прощанием.

Основные функции коммуникации

Созидающее общение одновременно выполняет несколько важных функций, а именно:

  1. Самопознание. Взаимодействуя с другими, человек больше и лучше узнает себя.
  2. Самоподтверждение. Общение помогает чувствовать себя полноценной личностью.
  3. Обмен эмоциями.
  4. Координация событий и достижение согласия в совместной деятельности.
  5. Передача и принятие актуальной информации.
  6. Влияние на оппонента. Получение определенной выгоды.
  7. Знакомство с новыми людьми и поиск своего места в социуме.

Общение позволяет людям двигаться вперед. Помогает развиваться и не останавливаться на достигнутом.

Упражнения по развитию навыков общения

В психологии разработаны несколько десятков педагогических упражнений, которые помогают в развитии навыков коммуникаций. Каждое упражнение преследует определённую цель.

Обратите внимание! Все упражнения работают только при условии регулярной практики

Упражнение «Расскажи о…»

Это упражнение создано для тренировки уверенности в разговоре. Суть задания – предмет рассказывает о хозяине. Участник берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от его лица начинает рассказывать об обладателе. В это время другие участники от лица своих предметов могут задавать вопросы. Урок часто используют в группах незнакомых людей.

Упражнение «Восточный базар»

Это упражнение помогает усовершенствовать навыки профессионального коммуникаций и разработать несколько способов достижения конкретных целей в деловой сфере.

Eпражнение «Восточные базар» мотивирует всех участников к активному общению

Участники пишут свое имя на стикерах, которые потом перемешивают в одной коробке

Важно, чтобы у всех было равное количество записок. Затем каждый в случайном порядке набирает стикеры

Теперь участники любыми уговорами, спорами и сделками должны собрать все листочки со своими именами. Все вовлечены в процесс.

Упражнение «Выслушай и повтори»

Упражнение на развитие навыка активного слушания. Выполнение задания проходит в «тройках». Два человека беседуют, третий выступает контролером. После беседы две стороны должны резюмировать главные мысли. Начиная с фразы «Ты думаешь…». Контролер имеет право вмешаться в разговор и оспорить некоторые моменты.

Правильное общение с людьми и психология помогают развить в себе нужные качества и добиваться положительных результатов во всех сферах деятельности.

Виды и уровни общения

Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:

Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.

Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
«Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника

Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.

Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер

Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.

Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).

Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.

Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

  1. Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
  2. Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
  3. Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
  4. Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.

От чего зависит выбор стиля общения

Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.

Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.

Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать

Манипулятивный уровень общения

Интерактивная и перцептивная сторона общения

Вступая в процесс коммуникации, важно понимать, какую позицию занимают присутствующие относительно друг друга. Психолог Э

Берн говорил, что вступая в контакт, человек находится в одном из базовых состояний: ребенок, родитель или взрослый. Состояние «ребенка» определяется такими качествами, как повышенная эмоциональность, игривость, подвижность, то есть проявляется весь спектр установок, выработанных с детства

«Взрослый» уделяет внимание настоящей действительности, поэтому он внимательно слушает партнера. «Родители» обычно критичные, снисходительные и надменные, это особое состояние ЭГО, с которым ничего не поделаешь

Поэтому выбор способа общения и его успех зависят от того, кто принимает участие в разговоре и насколько их ЭГО соответствует друг другу.

Перцептивная сторона вопроса заставляет задуматься о процессе восприятия друг друга и установлении взаимопонимания. Не зря в народе говорят, что «по одежке встречают». Исследования показали, что люди склонны считать привлекательного человека более умным, интересным и находчивым, а неопрятного индивида обычно недооценивают. Такая ошибка в восприятии собеседника называется фактором привлекательности. В зависимости от того, кого коммуникатор считает привлекательным, формируется его стиль общения.

Психологические исследования показали, что не только внешний вид, но и жесты и мимика несут информацию об эмоциональном состоянии человека и его отношении к происходящему. Чтобы понимать своего оппонента в общении, нужны не только знания и опыт ведения разговора, но и психологическая направленность на оппонента. Проще говоря, в культуре общения должно присутствовать такое понятие, как эмпатия – способность поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Уровни общения в психологии

Замечание 2

Одна из самых интересных, популярных и полных систематизаций уровней общения была предложена в 1996 году психиатром и писателем А.Б. Добровичем. Он определил семь уровней общения. За основу классификации автор взял этическую сторону общения и «этическую безупречность» собеседников.

Примитивный уровень. Самый низкий уровень общения. В случае примитивного уровня партнер рассматривается не как собеседник, а как предмет, который может быть необходимым и им нужно овладеть, либо мешающим и тогда его необходимо оттолкнуть. Собеседник настраивает контакт, не отдельно тревожась, воспримут его правильно и адекватно. Нетрезвый человек без особого стеснения в автобусе рассказывает все незнакомому ему человеку. Собеседник предпочитает в большинстве случаев говорить, чем слушать, он не беспокоится о рождении необходимых чувств у окружающих. Аналогичное общение также можно наблюдать, когда необходимо иметь дело с системой бюрократии или с неучтивым консультантом.

Манипулятивный уровень. Для человека, который придерживается этого уровня общения (т. е. манипулятора) партнер выступает соперником в игре, которую, безусловно, необходимо выиграть. При этом выигрыш всегда означает выгоду: если не житейскую или материальную, то хотя бы психологическую. Манипулятором всегда двигают меркантильные интересы. Собеседник на данном уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, такой уровень общения – обязательная часть многих профессий (работники дипломатической сферы, менеджер по продажам). Часто манипуляция используется и в быту.

Стандартизированный уровень или «контакт масок». Подобное общение выступает как поверхностное, формальное и стандартное. На данном уровне люди общаются, в сущности, не общаясь, так как прячутся за «маской» – обусловленной ролью. Совершается контакт не личностей, а масок. Настоящего общения не возникает. Встречаясь с партнером в маске, мы неосознанно чувствуем ее, и сами тоже вынужденно надеваем маску. Потому часто после такой беседы остается неприятное чувство: искусственности, скрытности, равнодушия ‒ все это оставляет тяжелый осадок.

Конвенциональный уровень. На этом уровне люди взаимодействуют культурно и этично. У собеседников присутствует потребность и желание общаться. Здесь позиция общения не «снизу» или «сверху, а «рядом», потому подобное общение уже можно именовать цивилизованным полноценным общением между людьми. На данном уровне зачастую общаются люди в деловой сфере. С родными и близкими людьми также было бы правильно уметь общаться на конвенциональном уровне

Всегда важно уметь выслушать партнера, постараться понять его и попробовать отыскать компромисс. Данный уровень значительно лучше примитивного, стандартизированного или манипулятивного.

Игровой уровень

Общение на представленном уровне обладает небольшим оттенком неформальности, несерьёзности, игры. Так общаются хорошие друзья и приятели. Игровое общение характерно также женщинам и мужчинам, когда они флиртуют друг с другом. При подобном уровне общения весьма уместны многие шутки, и важно иметь чувство юмора, так как разговор ведётся в особенной форме.

Деловой. В данном случае люди порой прекращают думать о том, как они выглядят, как они воспринимаются, оттого что на первом месте ‒ дело. «Я» человека отложено на второй план, это надличное общение
И хотя личности на принимаются во внимание, люди объединены ‒ общим делом, проблемой, заботой, поиском истины. Парадокс в том, что, общаясь на надличном, деловом уровне, люди выносят из контактов не только зримые результаты общей работы, но также особенно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия или же антипатии друг к другу, которые невозможно устранить.

Духовный уровень – высший уровень душевного родства общения
Духовность рассматривается как глубина диалогического понимания людей друг в друга. На этом уровне общения господствует свобода самовыражения, абсолютное принятие личности собеседника и раскрытие души. Люди, которые духовно друг другу близкие, говорят неспешно, приглушенно, вдумчиво и способны беседовать весьма долго. На данном уровне один человек может закончить фразу, которая сказана другим собеседником, «читать» его мысли, не утрачивая собственной идентичности «сливается» с партнером.

Таким образом, культура общения обусловливается эмоциональным, интеллектуальным, нравственным уровнями формирования личности, а также тем, растет ли человек как личность, остановился он в формировании или деградирует.

Уровни педагогического общения

В педагогической, психологической литературе часто используется следующая классификация уровней педагогического общения:

Примитивный уровень. Во время общения идет «борьба», кто сильнее по общению. Тактика общения с собеседником выбирается также выбирается примитивная.

Манипулятивный уровень. Один из собеседников прибегает к разного рода уловкам и ухищрениям с целью выгадать для себя выгоду. Благодаря манипуляциям один из партнеров по общению вынуждает другого совершать выгодные для себя действия. Манипуляция представляет собой тонкую игру. Существуют разные типы манипулятивных систем: пассивный, активный, безразличный и соревнующийся манипулятор.

Стандартизированный уровень, или «контакт масок». Один из собеседников пытается скрыть свое состояние, все время одевает воображаемую «маску». Маски могут быть самые разнообразные. «Маска шута» позволяет ограничить общение с нежелательными собеседниками (учащиеся в такой маске игнорируют педагога, его замечания, отделывается шутками, несерьезными репликами и др.). «Маска тигра» позволяет держать партнера на расстоянии и демонстрировать агрессивность. «Маска зайца» помогает избежать насмешек и гнева со стороны более сильного партнера. Существуют «маска угодливости», «маска послушания», «маска робости». Данный уровень предусматривает ограничения, которые накладываются на участие личности в диалоге, так как вместо себя предлагается общение с маской. Истинного и искреннего общения на этом уровне достичь невозможно.

Конвенциональный уровень. Собеседники могут достичь определенного соглашения, заключается своеобразная конвенция о правилах общения. Конвенциальное общение подразумевает поведение по образцу «это не мое дело», «меня это не касается».

Игровой уровень. Собеседник старается быть интересным, хочет произвести наилучшее впечатление, понравиться. На этот уровень выходят с теми людьми, общение с которыми доставляют наиболее приятные чувства. Общение строится на определенной симпатии и неравнодушии к партнеру, желании продолжать общение, которое доставляет удовольствие всем участвующим в общении. Если есть «уколы», то они носят мирный характер и прощаются друг другу.

Деловой уровень
При общении основное внимание уделяется компетентности, умственной и деловой активности, способности совместно решать вопросы. Внешним атрибутам внимания уделяется мало
Из такого общения люди выносят зримые плоды совместной деятельности в виде духовных и материальных ценностей, стойкие чувства привязанности, взаимного доверия и теплоты (возможны проявления антипатии и неприязни друг к другу).

Духовный уровень

Общение характеризуется видеть и говорить с партнером, некой устремленностью собеседников друг к другу, желанием делиться своими сокровенными мыслями, задавать вопросы, делать что-то важное.

Многоуровневый характер общения. Общение осуществляется одновременно на нескольких уровнях.

Для удачного педагогического общения педагог должен уметь распознавать уровни общения, находить наиболее адекватный способ поведения.

Причины боязни общения с людьми и методы их устранения

Некоторые люди могут столкнуться с серьезной психологической проблемой – страхом общения с другими людьми. Это явление иначе называют социофобией. Такую ситуацию могут спровоцировать следующие причины:

  • Детские психологические травмы.
  • Критические замечания со стороны близких и друзей, которые продолжаются на протяжении нескольких лет.
  • Негативный опыт общения со сверстниками в школе.
  • Страх перед противоположным полом, сформированный строгим воспитанием.
  • Нарушение речи.

Частая причина боязни общения – детская психологическая травма

Есть несколько методов устранения ментальных травм, психологи постоянно исследуют этот вопрос. Начать работу над собой можно с мелочей. Во-первых, стоит избавиться от сомнений по поводу того, что думают окружающие. Нужно концентрироваться на себе и своих желаниях. Во-вторых, для преодоления страха нужно самостоятельно искать поводы для общения. Это может быть короткий разговор на автобусной остановке или в магазине. Общаться с незнакомыми людьми сложно, но зато появляется уверенность в себе. И, в-третьих, онлайн чат не может полноценно заменить живой разговор.

Первый уровень: примитивный

На самом низком уровне собеседник ещё воспринимается, как объект, и его оценивают по шкале «нужен – мешает». Если собеседник-объект мешает, возникает желание как можно быстрее уйти от него, ничего при этом не объясняя. Внутренний мир личности на примитивном уровне общения не рассматривается. Речь, как правило, быстрая и немногословная.

Этот уровень «примитивный» ещё и в плохом смысле. Открыто высказывается отношение к собеседнику, даже если это может его задеть, собеседники часто перебивают друг друга, не соблюдают нормы общения.

Допустим, что к человеку, идущему на работу, привязался какой-то пропойца. Вряд ли они будут здороваться и прощаться, а также пытаться рассмотреть внутренний мир друг друга. По всем признакам это пример примитивного уровня общения.

Как развить красноречие

Любой человек, при желании, может научиться грамотно и красиво излагать свои мысли, увлекательно преподносить информацию, без боязни выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы развить красноречие, нужно воспользоваться методами риторики:

Речь перед большой аудиторией продумывается заранее

Нужно составить краткий план рассказа, потренироваться несколько раз перед зеркалом;
Любое мнение, выдвигаемое оратором (рассказчиком) должно быть подтверждено с помощью логических аргументов (их так же нужно продумать заранее) либо примеров из жизни;
Свои мысли нужно излагать последовательно, оставляя слушателям небольшое время чтобы задуматься над содержимым сказанного;
Чтобы привлечь внимание аудитории нужно использовать разные интонации, выделять важные по смыслу мысли особым голосом;
Слишком громкий тембр голоса быстро утомляет, рассеивает внимание, тихий — не дает возможности сконцентрироваться слушателям;
Монотонной речи и слишком заумных, длинных фраз лучше избегать, они «усыпляют» внимание аудитории.. (Источник)


(Источник)

Обложка урока взята с


.

Зачем человеку общение?

Общение и взаимодействие с окружающими – залог нормального развития человека. Полная изоляция приводит к деградации. Без общения человек попросту перестанет быть человеком. Общение необходимо для выполнения совместной трудовой деятельности. Так люди учатся понимать друг друга.

В процессе совместной трудовой деятельности человек формируется как личность. Индивид осознает свою роль в социуме. Общение помогает найти единомышленников

Следующие факторы наглядно демонстрируют важность общения:

  • Возможность сравнивать себя с другими. В определенной степени — это необходимо. Общество оценивает действия, качества и поступки человека. Происходит формирование моральных барьеров.
  • Идентификация личности. Общаясь с другими, человек лучше узнает себя, понимает, кто же он на самом деле. Коммуникация позволяет найти подтверждение своему «я» в глазах окружающих.
  • Положительные эмоции и борьба со стрессом. Общение помогает лучше справляться с негативными эмоциями, поднимает дух. Поддержка и одобрение со стороны окрыляет.

Польза общения

Есть и другие причины, доказывающие пользу коммуникации. Общение позволяет пересмотреть собственное мировозрение. Дельный совет друга или близкого помогает взглянуть на сложившиеся обстоятельства со стороны. Опыт других уберегает от ошибок. Взаимодействуя с окружающими, человек учится принимать решения, получает новые знания и навыки.

Общаясь с другими людьми, человек способен оказать помощь нуждающимся и получить поддержку в ответ. Так появляются друзья. Коммуникация расширяет самосознание, улучшает качество мышления. Жизнь наполняется яркими красками и приносит удовольствие.

Об искусстве общения

Важно не только осознавать пользу общения, но и понимать, как правильно общаться друг с другом. Этому искусству человек учится с детства

Сначала его обучают родители, затем педагоги, а следом и рабочее окружение. Вести правильно диалог помогут следующие рекомендации:

  • Смотрите человеку в глаза. Зрительный контакт быстрее наладит связь и поможет найти общий язык.
  • Учитывайте чувства собеседника. Старайтесь не задевать слабые места. Тогда общение будет в радость.
  • Доверие превыше всего. Необходимо проявлять дружелюбие и не сомневаться в правдивости сказанного оппонентом.

Представленные советы – ключ к успешному диалогу.

Качества необходимые для общения

Социальная увлеченность, коммуникабельность, дружелюбие, активность, стремление к новым знакомствам – без этих качеств невозможно построить настоящий диалог. Коммуникабельному и активному человеку легче сделать первый шаг, чтобы найти друзей. Социальная увлеченность и дружелюбие позволяют не теряться в обществе.

Поэтому рекомендуют развивать в себе эти качества. Этот совет особенно актуален для замкнутых личностей.

Почему возникает дискомфорт во время общения?

Порой непросто найти общий язык. Так называемый дискомфорт в общении возникает в случае психологического давления со стороны собеседника. Тому подтверждением может быть повышенный и норовистый тон и желание постоянно перебивать другого. Но часто психологическое давление незаметно. Достаются лишь неприятные ощущения.

Психологи советуют общаться только с теми, кто вызывает положительные эмоции. Тогда коммуникация будет в радость.

Общение – второе дыхание для человека. Его отсутствие пагубно сказывается на индивидууме. Регулярное взаимодействие с социумом-залог психического благополучия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector