Социальное действие: определение понятия и примеры

3 Neoline G-tech X23

Одним из самых доступных видеорегистраторов в форме зеркала с двумя камерами является Neoline G-tech X23. Третье место нашего рейтинга. Его цена примерно на 30-50% ниже рассматриваемых конкурентов, что является весьма существенным преимуществом. Отличительной чертой видеорегистратора является наличие сразу двух камер в комплекте, что позволяет вести двухканальную видеосъемку. Одну камеру можно установить на лобовое стекло, вторую – на заднее. Устройство удобно устанавливать на штатное зеркало, фиксация выглядит надежной. Угол обзора составляет 120 гр., съемка основной камеры ведется с разрешением 1920×1080 при 30 fps.

В дневное время Neoline G-tech X23 снимает в приемлемом качестве, не выделяясь чем-то среди конкурентов. А вот в ночное время качество заметно падает, появляется очень много бликов от фар автомобилей. Сказывается отсутствие функции WDR. Также, в данной модели вы не найдете уже привычный GPS и ГЛОНАСС. Поэтому как антирадар Neoline G-tech X23 работать не может.

Макс Вебер – немецкий социолог, философ, историк, политэкономист

Максимилиан Карл Эмиль Вебер, известный
как Макс Вебер  —немецкий социолог, философ, историк, политический
экономист. Идеи Вебера оказали значительное влияние
на развитие общественных
наук, в особенности — социологии. Работы
в области  экономической,
 политической социологии
и социологии
религии поставили Вебера в один ряд с Карлом
Марксом и Эмилем Дюркгеймом, которые считаются основоположниками
современной науки об обществе. Однако
в отличие от Дюркгейма, применявшего
в своём творчестве восходящий к Конту метод позитивизма,
Вебер разработал антипозитивистский,
 герменевтический метод понимающей
социологии. 

Вебер ввёл в научный оборот термин
«социальное
действие». Вебер представил социологию как науку,
изучающую социальное
действие человека. Учёный выделил четыре типа
социального действия в порядке убывания
их осмысленности: целерациональное, ценностно-рациональное,
традиционное и аффективное. Учёный был
последовательным сторонником методов антипозитивизма,
утверждая, что для исследования социальных
действий лучше подходит не чисто эмпирический,
а «объясняющий», «интерпретирующий»
метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей
социологии учёный пытался не только рассмотреть
то или иное социальное действие, но также
распознать цель и смысл происходящего
с точки зрения вовлечённых индивидов.

Ядро научных интересов Вебера
составляло изучение процессов перехода
общества от традиционного к современному:
рационализации, секуляризации, демистификации.
Одной из самых известных работ 
учёного стала диссертация о протестантских истоках
капитализма. Исследование на стыке экономической
социологии и социологии
религии получило развитие в известной книге
«Протестантская
этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году

Оппонируя марксистской концепции исторического
материализма, Вебер отмечал важность культурных
воздействий, оказываемых религией, —
именно в этом он видел ключ к пониманию
генезиса капиталистической формы хозяйствования. Впоследствии учёный исследовал религии Китая, Индии и
древний иудаизм, пытаясь найти в них причины тех процессов,
которые обусловили различия между хозяйственным
устройством Запада и Востока

В другой своей известной работе,
«Политика
как призвание и профессия» (1919г.), Вебер определил государство как
некоторый институт, который обладает монополией
на легитимное применение насилия.
Социолог впервые выделил различные типы общественной
власти, подчёркивая, что институты современного
государства во всё большей степени основываются
на рационально-правовом типе. Учёный
внёс определённый вклад в развитие экономической
истории, теории и методологии экономики.
Исследования Вебера в области рационализации
общества оказали влияние на формирование критической
теории социологии, развивавшейся преимущественно в рамках Франкфуртской
школы.

Вебер стал одним из основателей либеральной Немецкой
демократической партии, которая была образована после Первой
мировой войны. Позже учёный безуспешно баллотировался
в немецкий парламент и консультировал
комиссию по разработке новой
конституции. Вебер скончался в 1920 году в возрасте
56 лет, причиной смерти послужила пандемия Испанского
гриппа и последовавшая пневмония.
Младший брат Вебера — Альфред —
также стал исследователем в области социологии.1

24.Основные типы социального действия по м.Веберу и ю. Хабермасу.

Типы
социального действия по М. Веберу

Одним
из центральных пунктов теории Вебера
выступает выделение элементарной
частицы поведения индивида в обществе
— социального действия, которое является
причиной и следствием системы сложных
взаимоотношений между людьми. «Социальное
действие», по Веберу, — это идеальный
тип, где «действие» — действие человека,
связывающего с ним субъективный смысл
(рациональность), а «социальное» —
действие, которое по предполагаемому
его субъектом смыслу соотносится с
действием других лиц и ориентируется
на них. Ученый выделяет четыре вида
социального действия:

РАЦИОНАЛЬНОЕ

  • целерациональное
    — индивид из множества вызможных
    способов достижения цели выбирает
    такой, который кажется ему наиболее
    эффективным и соответствующим желаемой
    цели;

  • ценностно-рациональное

    человек из множества целей выбирает
    самую ценную на его взгляд. Понимание
    поведения, действия как собственно
    ценностно-значимого, основанного на
    нормах морали, религии;

  • Действие
    рационально только до тех пор, пока оно
    добровольно
    и осознанно
    .

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

  • аффективное

    особенно эмоциональное, чувственное;

  • традиционное
    — основанное на силе привычки, принятой
    норме. В строгом смысле аффективное и
    традиционное действия не являются
    социальными.

Хабермас
занимался разработкой собственной
теорией коммуникативного действия,
которая во многом является продолжением
работ Макса Вебера. В рамках своей теории
Хабермас выделил 4 идеальных типа
социального действия:

  1. Стратегическое
    действие

    – действие, направленное на достижение
    эгоистических целей с учетом поведения
    одного или более индивидов. Это действие
    является частично рациональным, т.к.
    человек выбирает наиболее эффективный
    способ достижения собственной цели.
    Люди в данном случае рассматриваются
    как средства или препятствия в достижении
    эгоистических целей.

  2. Нормативное
    действие

    – это взаимовыгодное поведение,
    основывающееся на нормах и ценностях,
    которые разделяются в данной группе.
    Участники данного действия могут
    преследовать свои эгоистические цели,
    однако это будет возможным только при
    условии, что будут соблюдаться принятые
    нормы. Рациональность данного действия
    заключается в том, что людям необходимо
    просчитывать объективные последствия
    своих действий с точки зрения принятых
    норм.

  3. Драматургическое
    действие

    – действие по созданию имиджа, в основе
    которого лежит самовыражение человека.
    Иными словами, это действие по
    представлению самого себя окружающим.
    Человек в данном действии раскрывает
    свою индивидуальность.

  4. Коммуникативное
    действие

    – действие в согласии с другими
    участниками для достижения совместной
    цели. В описанных выше типах действия
    субъекты могут идти к общей цели, однако
    стремление к общей цели является лишь
    средством для достижения их индивидуальных,
    эгоистических целей. В случае же
    коммуникативного действия основой
    является именно достижение общей цели,
    тогда как достижение эгоистических
    целей в данном случае отходит на второй
    план.

Понятие «социальное действие»

Социальное действие выступает в качестве достаточно разностороннего явления современной общественной жизни каждого человека. Ежедневно мы совершаем сотни поступков и действий, которые характеризуются нашими психологическими и физическими особенностями и способностями, а также зависят от нашего мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, умений и навыков. Также в социальном действии особую роль играет социальный статус человека, его половые и возрастные признаки и мотивы поведения.

Определение 1

В социологии социальное действие – это людей целенаправленное и мотивированное проявление социальной активности человека. В огромный мир социального действия входят такие понятия, как «деятельность», «поведение», «реакция», «позиция», «потребность» и многие другие, которые не только определяют социальное действие, но и являются его непосредственным результатом.

Одна из особенностей социального действия – не просто его осуществление, но и ориентация на других людей. Поскольку человек живет в обществе, он связан с его представителями социальными связями (сетью коммуникаций). В зависимости от роли конкретного человека в жизни субъекта зависит направленность его социального действия, потребности, а также те принципы, которые движут им для достижения поставленных целей.

Таким образом, социальное действие может принести пользу субъекту и людям, а может оказать негативное влияние, что приведет к достаточно плачевным последствиям

В данном случае очень важно учитывать весь ряд признаков, которые характеризуют социальное действие, и оценить роль мотивационной составляющей, которая может исходить из разума человека, его ценностей, или от его эмоций, которые также могут быть положительными или отрицательными

Замечание 1

Этот вывод был сделан еще Э. Дюркгеймом, который предположил, что человеческое поведение четко определено внешними объективными факторами (социальными отношениями, коммуникациями, уровнем культуры в обществе). М. Вебер, в свою очередь, подчеркивал влияние субъективных признаков на социальное действие (то есть, влияние поведения и мировоззрения самого участника и инициатора социального действия).

Молодость

В 1889 году Бертран Рассел поступил в Тринити-колледж Кембриджа. На втором курсе его избрали в дискуссионное общество «Апостолы». В нем состояли не только студенты, но и преподаватели. С некоторыми членами общества (в том числе Дж. Мур, Дж. Мак-Таггарт) Рассел позже начал плодотворно сотрудничать.

Как сына лорда одной из самых влиятельных семей Бертрана назначили дипломатическим представителем Великобритании в Берлине и Париже. Будучи в Германии он занялся изучением немецкой философии, наследия Маркса, общался с известными социалистами того времени. Ему пришлись по душе идеи левого реформизма. Они представляли собой постепенное переустройство государства в лучших традициях демократического социализма.

Теория социального действия по М. Веберу

Положив в основу своей теории
социального действия рациональность, Макс Вебер почти все внимание обращает на два
первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными и социальными

Целерациональное действие по
определению Вебера — идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия.
Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными
средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.

Ценностно-рациональное действие
также по определению Макса Вебера — действие, смысл которого не в достижении внешней
цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как
такового. Такого типа действия совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями,
на основе убеждений долга, достоинства, и т.д.

Социолог выделяет всего четыре
вида действия, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное,
ценностно — рациональное, аффектное
и традиционное. Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно всякому
действию, может быть определено:

      ·    Целерационально, то есть через ожидание
определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании
этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально
направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);

      ·    Ценностно-рационально, то есть в сознательную
веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую — либо иначе понимаемую безусловную
собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как
таковое и независимо от успеха;

      ·    Аффективно, особенно эмоционально
— через актуальные аффекты и чувства;

      ·    Традиционно, то есть через привычку».

Лишь первые два типа действия
полностью относятся к социальным, т.к. имеют дело с осознанным смыслом. Таким образом,
Вебер говорил, что рационализация — всемирно исторический процесс.

«Рационализируется образ
мышления людей, так же как и образ жизни в целом».

Веберовская теория рационализации
— это видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не завоеваниями
и другими методами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной
организации труда и производства. «Стремление к предпринимательству»,
«стремление к наживе», к денежной выгоде, само по себе, ничего общего
не имеет с капитализмом», писал он.

Таким образом, стержнем веберовской
теории является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное
выражение в современном ему капиталистическом обществе (рационализации труда, денежного
обращения и т.д.).

По Веберу, все происходящие
в обществе «конструкции» должны удовлетворять требованию «смысловой
адекватности», причем адекватной смыслу он называет такую типическую конструкцию,
в которой соотношение между ее компонентами «представляется с позиций нашего
привычного мышления и эмоционального восприятия типичным смысловым единством».
«Смысловая адекватность — главный критерий социологического понимания»
говорил Макс Вебер.

Можно ли считать теорию социального
действия по М. Веберу учитывающей идею креативности? Ведь креативность, как пояснялось
в первой главе, это предрасположенность к появлению принципиально новых идей, не
похожих на обычные, и действие, которое в корне расходится с обыденностью, предрасположенность
к творческому созиданию и созидание чего-то нового. Каким образом креативность может
быть связана с рациональностью, которую предлагает Макс Вебер в своей теории социального
действия?

Рассмотрев данную теорию социального
действия, можно сделать вывод, что креативность не может проявляться в таком социальном
действии. Креативность — это иррациональное мышление и предрасположенность к оригинальности,
умение решать проблемы уникальными способами, тогда как рациональность — это осмысленность
и разумность в действии.

Именно в этом расходятся теории
Ханса Йоаса и Веберовская по отношению креативности действия в социуме.

Социальные институты

Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы

Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие

Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.

Социальное действие по Хабермасу

Юрген Хабермас занимался разработкой собственной теорией коммуникативного действия, которая во многом является продолжением работ Макса Вебера. В рамках своей теории Хабермас выделил 4 идеальных типа социального действия в современной социальной теории:

  1. Стратегическое действие – действие, направленное на достижение эгоистических целей с учётом поведения одного или более индивидов. Это действие является частично рациональным, т.к. человек выбирает наиболее эффективный способ достижения собственной цели. Люди в данном случае рассматриваются как средства или препятствия в достижении эгоистических целей. Центральное понятие – принятие решения на основе сознательного выбора между различными вариантами. Данный тип действия восходит к Аристотелю и обычно называется телеологическим. На этой самой распространенной модели основаны теории принятия решений и теории игр в экономике и социальной психологии.
  2. Нормативное действие – это поведение, которое основано на нормах и ценностях, которые разделяются в данной группе. Центральным аспектом в данном случае выступает следование нормам. Рациональность данного действия заключается в том, что людям необходимо просчитывать объективные последствия своих действий с точки зрения принятых норм. Ожидания участников имеет не когнитивный характер (в смысле прогноза того или иного события), а нормативный (участники ожидают определенного поведения, основанного на норме). Данная модель восходит к Дюркгейму и Парсонсу; на ней основана теория ролей.
  3. Драматургическое действие – действие по созданию имиджа, в основе которого лежит самовыражение человека. Иными словами, это действие по представлению самого себя окружающим. Человек в данном действии раскрывает свою индивидуальность. Ключевое понятие данное модели – самопрезентация, то есть некая игра, стилизация выражения собственных желаний перед лицом другого. Драматургическое действие разработано в работах Ирвина Гофмана.
  4. Коммуникативное действие – действие в согласии с другими участниками для достижения совместной цели. В основе концепта – понятие интерпретации. Коммуникативное действие относится к взаимодействию как минимум двух субъектов, которые стремятся к взаимопониманию и достижению согласия по поводу самой ситуации действия. Особое значение имеет язык как средство коммуникации. Данная модель в социологии разрабатывалась Мидом и Гарфинкелем.

Снижение риска заболеваний сердца и головного мозга

Ученым известно о том, что процессы воспаления повышают риск развития заболеваний сердца и сосудов, инсульта, диабета, а также таких нейродегенеративных заболеваний, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.

Противовоспалительные свойства цветной капусты объясняются содержанием в ней витамина К, витамина С, различных антиоксидантов и омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, которые защищают сосуды от образования бляшек, нормализуют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови.

Понятие и структура социального действия

Для того ɥᴛᴏбы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества.

Эмпирически представляется, что любое поведение человека — ϶ᴛᴏ и есть действие: человек действует, когда что-то делает. В действительности ϶ᴛᴏ не так, и многие виды поведения не будут действием. К примеру, когда мы в панике бежим от опасности, не разбирая дороги, — мы не действуем. Здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта.

Действие — ϶ᴛᴏ активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Поскольку действие целерационально, оно отличается от нецеленаправленного поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. Аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. В сознании человека, действующего четко, выделяются цель и средства ее достижения. Разумеется, на практике далеко не всегда человек сразу четко и безошибочно определяет цель и правильно выбирает средства ее достижения. Многие поступки имеют комплексную природу и состоят из элементов с различной степенью рациональности. Материал опубликован на http://зачётка.рф К примеру, многие привычные трудовые операции так нам знакомы из-за многократного повторения, что мы можем выполнять их почти машинально. Кто не видел женщин, занятых вязанием и одновременно разговаривающих или смотрящих телевизор? Даже на уровне принятия ответственных решений многое делается по привычке, по аналогии. Отметим, что каждый человек владеет навыками, над кᴏᴛᴏᴩыми давно не задумывается, хотя в период научения хорошо представлял себе их целесообразность и смысл.

Социальное действие по М. Веберу

Не всякое действие будет социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие… соотносится по ϲʙᴏему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в ϲʙᴏем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При ϶ᴛᴏм не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. К примеру, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, ɥᴛᴏбы понять цели и мотивы.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимаются индивиды, исполняющие социальные роли. В теории акционализма А. Турена акторы — ϶ᴛᴏ социальные группы, направляющие ход событий в обществе в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏими интересами. Стоит заметить, что они оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию ϲʙᴏих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения. Социальные стратегии могут быть индивидуальными или исходить от общественных организаций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.

Реально действия социального актора никогда не бывают полностью ни результатом манипуляции внешними социальными

силами его сознательной волей, ни продуктом сложившейся ситуации, ни абсолютно ϲʙᴏбодным выбором. Социальные действия представляют собой результат сложного взаимодействия социальных и индивидуальных факторов. Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей и по϶ᴛᴏму не может быть абсолютно ϲʙᴏбодным. Но так как его действия по ϲʙᴏей структуре будут проектом, т.е. планированием средств по отношению к еше не реализованной цели, то они имеют вероятностный, ϲʙᴏбодный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках ϲʙᴏей ситуации.

Структура социального действия обязательно содержит в себе следующие элементы:

  • актора;
  • потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
  • стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);
  • индивида или социальную группу, на кᴏᴛᴏᴩые ориентировано действие;
  • конечный результат (успех или неудача).

Т. Парсонс называл совокупность элементов социального действия его системой координат.

Типы социального действия по Максу Веберу

Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!

Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:

1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.

Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой пост о профориентации.

Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять… Не согласны? Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…

2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?

А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!

3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу…

А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу

4. Традиционное действие —  обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.

Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector