Определение понятия «асоциальность»

Особенности поведения и черты асоциального человека

Асоциальный человек — это индивид, чье поведение ориентировано на удовлетворение собственных потребностей. У асоциала отсутствует чувство ответственности за свои поступки. Причиняя окружающим боль, он не испытывает угрызений совести.

Что такое асоциальное поведение

На вопрос о том, что такое асоциальность, ученые отвечают, что в это понятие укладывается пренебрежение нормами морали данного социума.



Индивид не имеет мотивации для установления контактов с себе подобными и ориентирован на одиночную деятельность. В некоторых случаях человек налаживает контакт с людьми, имеющими похожие склонности и мировоззрение (наркоманы, алкоголики).

Характеристики асоциальной личности

Асоциальность может проявиться уже в младших классах или подростковом возрасте. Ребенок:

  1. Лжет родителям и сверстникам.
  2. Отказывается от посещения школы, не проявляет интереса к учебе.
  3. Не имеет друзей среди ровесников, отказывается от общения с ними. Более агрессивные дети поддерживают контакты с «плохими» компаниями, общение в которых сводится к совершению совместных правонарушений — хулиганства, насилия, грабежей.
  4. Способен уходить из дома на несколько дней, имеет тягу к бродяжничеству. После возвращения ребенок обещает родителям больше не поступать подобным образом, но никогда не сдерживает обещания.
  5. Проявляет агрессию по отношению к животным или людям, которые физически слабее его.

Во взрослой жизни такой человек:

  1. Отличается недобросовестностью по отношению к работе. Для асоциальных людей характерны необоснованные прогулы, халатное отношение к своим обязанностям, отсутствие мотивации. Нередко такие люди отказываются устраиваться на работу, имея для этого возможности.
  2. Не умеет выражать свои эмоции. И горе, и радость могут выражаться у асоциала истериками.
  3. Не способен планировать свою жизнь, что проявляется частыми переездами, сменами рабочих мест и партнеров.
  4. Склонен к преступлениям и агрессии. Не имея возможности или боясь совершить преступление, асоциальный человек направляет агрессию на близких людей, от которых не ожидает ответной реакции — престарелых родителей, малолетних детей, супругов.
  5. Стремится удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями других людей. Будучи эгоистами, асоциалы уверены в правильности своего поведения. Им не свойственен стыд.
  6. Игнорирует свои материальные обязательства, отказываясь платить долги, алименты, финансово помогать нуждающимся близким родственникам.

Виды асоциального поведения

Встречается несколько типов асоциального поведения. Принадлежность к тому или иному типу часто зависит от темперамента асоциала и природных склонностей.

Профилактика асоциального поведения

Перевоспитать взрослого человека сложно. Чтобы предотвратить развитие девиантного поведения, родителям необходимо позаботиться об эмоциональном состоянии сына или дочери: чаще хвалить ребенка, одобрять его выбор. Не следует предъявлять завышенных требований, например заставлять посещать несколько секций и быть при этом отличником в общеобразовательной школе.

Стремление нарушать нормы общественного порядка может быть своеобразной формой протеста для детей из авторитарных семей, к мнению которых никто не прислушивается.

Позволяйте ребенку выбирать самостоятельно, старайтесь ничего не навязывать и не критиковать его действия. Учите детей правильно выражать свое мнение и эмоции, напоминая им о том, что они должны прислушиваться к мнению окружающих.

Ребенок должен помогать взрослым (пожилым, беременным, инвалидам) и тем, кто слабее его (помочь одеться младшему брату).

Дома у ребенка должны быть свои обязанности — выгул домашних животных, поливка цветов, уборка своей комнаты и т. д. Наличие обязанностей формирует чувство ответственности.

Если вы узнали о конфликте ребенка со старшими (соседями, учителями) или ровесниками (одноклассниками, друзьями), примите участие в разрешении этого конфликта. Однако не стоит принимать сторону своих детей, если они не правы. Старайтесь быть объективными.

Родители всегда являются примером для подражания. Следите за своим поведением и отношениями в семье. Если папа и мама ведут асоциальный образ жизни, им будет трудно убедить детей вести себя иначе.

Импульсивного ребенка, в чьем поведении проявляется асоциальность, желательно привлечь к занятиям спортом или творческой деятельности.

Семейные факторы

Дети, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще склоняются к схемам преступного поведения.

Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.

Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.

Возможные причины

Взросление в неблагополучной семье может приводить к развитию асоциального поведения

Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.

К медицинским причинам относят:

  • наличие психосоматических отклонений;
  • инфантилизм;
  • СДВГ;
  • инфицирование ребенка во время внутриутробного развития;
  • шизотипическое расстройство;
  • шизофрения;
  • травмирование или инфицирование головного мозга.

К педагогическим причинам относят:

  • завышенные требования к ребенку;
  • безотказность в удовлетворении всех прихотей малыша;
  • наличие отрицательного примера для подражания (родители или другие члены семьи);
  • частые, и что главное, несправедливые наказания;
  • полное игнорирование потребностей малыша;
  • наличие гипо- или гиперопеки;
  • отсутствие доверия в семье.

К социальным причинам относят:

  • желание самоутвердиться за счет другого человека;
  • социальное или материальное неравенство;
  • влияние субкультур, религиозных сект;
  • взросление в неблагополучной семье;
  • пережитое сексуальное или физическое насилие;
  • издевательства, травля, насмешки;
  • проблемы в общении с ровесниками у подростков и детей;
  • наличие зависимостей, которые провоцируют развитие девиантного поведения.

n1.doc

Введение.1. Понятие асоциального поведения.asocial —

  1. Стадия напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо);
  2. Стадия оценки (когда появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность);
  3. Стадия насыщенности (когда до минимума снижаются напряжение и активность).
  • Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  • Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в школьном коллективе;
  • Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивидуальном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения, способности и готовности к саморегулированию своего поведения;
  • Социальный, определяющийся социально-культурными и экономическими условиями;
  • Социально-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

2. Причины асоциального поведения.Биологический ПсихологическийСоциальный факторОсобенности семьи.

  • Социально-экономические, к которым можно отнести кризисы явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами
  • Социально-политические связанны с общим кризисом института семьи: увеличением числа разводов и количеством семей, где есть только один родитель (или опекун), несовершенством законодательства по вопросам семьи, ее поддержки и воспитания детей.
  • Медико-психологические обусловлены генетической, физической и психической патологией.
  • Психолого-педагогические связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

Школа.Социальные причины.Психологические причины.Педагогические причины.Субъективные причины.3. Виды асоциального поведения.курениеАлкоголизм.Наркомания.Побеги из дома и бродяжничество.Сексуальные отклонения.

  1. парапубертатный (1-7 лет);
  2. препубертатный (7-13 лет);
  3. пубертатный (12-18 лет);
  4. переходный (18-26 лет);
  5. период зрелой сексуальности (26-55 лет);
  6. инволюционный (55-70 лет).
  • нарушения психосексуальной ориентации по объекту, т.е. замещение нормального объекта (нарциссизм, эксгибиционизм, визионизм, фетишизм, зоофилия, некрофилия);
  • нарушение по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия);
  • нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм).

Суицид как крайняя фаза проявления девиантности.

  • Социальная изоляция при утрате объекта любви, потерявшим родителей в детстве подросткам особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых;
  • Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов, потери объекта любви, сопровождающиеся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач;
  • Увлечение наркотиками или алкоголем;
  • Стресс, возникающий из-за тяжелой домашней обстановки, трудностей с учебой, конфликтов на сексуальной почве, колебаний при выборе профессии, неудачных попытках найти свое место в обществе;
  • Переживание неудачи в личных отношениях. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности – сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства.
  • Душевная болезнь.

Страхи и навязчивости.Дисморфобии.Двигательная расторможенность.Патологическое фантазирование и хобби.Азартные игры.Граффити 4. Асоциальное поведение школьника.трудные5.Мотивы асоциального поведения.Девиантное поведение Делинквентное поведение Асоциальное поведение девиантного делинквентного асоциальным поведением, Аддиктивное поведение(англ. аддиктивных потребностей, Мотивы приобщения к алкоголюприобщения подростков к курениюМотивы подростковой наркомании,Заключение.Список литературы.

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: «Питер», 200, 512 стр.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: «Сфера», 2001, 160 стр.
  3. Перешина Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. – М.: «Творческий центр», 2006, 216 стр.
  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А Реана. – СПб: «прайм-Еврознак», 2002, 656 стр.
  5. Смелзер Н. Социология. — М.: «Феникс», 1994, 688 стр.
  6. Фролов С.С. Социология. — М.: «Логос», 1996, 256 стр.
  7. Фурман И.А. Психология детей с нарушениями поведения. – М.: «Владос», 2004, 351 стр.

Проявления у детей

Первые признаки трудностей с социализацией у маленьких детей – это равнодушие к учебе, отсутствие коммуникативных навыков, наличие агрессивности к родственникам и другим людям, а также животным. Такие дети асоциальны, что значит — грубы, склонны к воровству, а неумение решать конфликтные ситуации компенсируют драками, криками и угрозами.

При возникновении аналогичных ситуаций те, кто учится в начальной школе, сразу определяются как трудные дети

Излишнее внимание администрации школы и учителя лишь обостряет проблему, так как вызывает у детей протест: они не слушаются, не хотят сотрудничать с одноклассниками и тратить время на задания

Причины появления расстройств поведения (как и у подростков/взрослых) бывают психологическими, социальными, педагогическими и медицинскими. Если проигнорировать любые отклонения и жестокость ребенка, высок риск упустить развитие проблемы. Уже в подростковом возрасте часто отдельные девиации становятся осознанными действиями разрушительного характера.

Критика

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это — личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Профилактика асоциального поведения

К лечению поведенческих отклонений прибегают только тогда, когда их провоцируют физические или психические заболевания. В других случаях ведущим способом коррекции антисоциального поведения становится профилактика, которая должна осуществляться с ранних лет. В основе профилактических мероприятий лежат правильное воспитание, достойный пример со стороны взрослых, полноценная забота о ребенке, не лишающая его возможности проявлять свою индивидуальность.

Психологи разработали рекомендации, направленные на предупреждение девиантного поведения у детей, способствующие формированию адекватного отношения к себе и окружающим. Наиболее эффективными в этом отношении считаются:

Уместная похвала
Применять поощрения следует только тогда, когда для этого есть основания. Беспричинные похвалы способствуют развитию эгоизма и самовлюбленности. В будущем это влечет за собой адаптационные сложности, проблемы с соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях.
Доверительное общение
У младшего члена семьи должна быть полная уверенность в том, что родители не осудят его, всегда окажут помощь. Боязнь наказания провоцирует замкнутость, лживость, изворотливость. Чтобы сохранять детское доверие, нужно решать возникшие проблемы в спокойной обстановке, без какого-либо давления.
Исправление
Выявив у ребенка нежелательные черты характера, заметив негативные поступки, взрослым не нужно бездействовать

Важно проанализировать произошедшее, избегая повышения голоса, объяснить, почему такое поведение является неприемлемым, к чему способно привести.
Личный пример
Желая вырастить достойного гражданина общества, родители должны поддерживать в доме доброжелательную атмосферу, проявлять взаимное уважение и заботу. Это формирует у ребенка нормальную самооценку, обеспечивает в будущем правильную модель поведения, восприятия окружающих людей, построение гармоничных семейных отношений.
Совместное времяпрепровождение
Дети особо дорожат временем, проведенным со своими родными

Такие запоминающиеся события, как семейные праздники, совместный отдых на природе, занятия спортом с мамой или отцом помогают ребенку расти уравновешенным, доброжелательным, общительным.

Самые стабильные результаты обеспечиваются профилактикой, которая состоит из совместных усилий семьи и детских образовательных учреждений. Чтобы предупредить поведенческие нарушения или исправить уже имеющиеся девиации, педагогические работники реализуют программы, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные на воспитание духовных ценностей, правильный выбор будущей профессии. Такая работа часто приносит положительные плоды: помогает многим детям достойно реализовать себя в будущем и встать на путь преодоления имеющихся отклонений. 

Примечания

  1. Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1989. — 496 с. — ISBN 5-225-00278-1.
  2. С. Г. Обухов. Психиатрия / Под ред. проф. Ю. А. Александровского. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-9704-0436-2.

Виды асоциального поведения

Психологи выделяют четыре вида поведения асоциального человека:

  1. Аддиктивное – погружение в различные зависимости с целью уйти от реальности.
  2. Аморальное – уклонение от соблюдения моральных норм.
  3. Противоправное – нарушение правовых норм.
  4. Преступное – совершение преступлений.

Аддиктивное поведение. К зависимостям причисляют:

  • булимию и анорексию;
  • наркоманию, алкоголизм и токсикоманию;
  • религиозные секты;
  • зависимость от компьютера, игр, секса, информации и так далее.

Аморальное поведение не опасно для общества, но чаще всего осуждается окружающими. Примерами такого поведения являются нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество, проституция и беспорядочные половые связи.

Противоправные действия: оскорбления людей, мелкие кражи, драки, хулиганство, угон транспорта (не с целью воровства) и прочее.

Асоциальные личности также совершают деяния, за которые положена уголовная ответственность: изнасилование, бандитизм, мошенничество, разбойное нападение, вымогательство, массовые беспорядки.

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Рекомендуем: Почему ребенок не слушается?

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

Рекомендуем: Понятие адаптации в психологии

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Профилактика асоциальных явлений

В интересах общества снизить число антисоциальных элементов, исправить их образ действий. Это социальное явление создает риск увеличения криминогенности в стране, отрицательно влияет на качество жизни народа, снижает уровень здоровья нации.

Чтобы избежать негативных последствий, необходимо проводить профилактику этих явлении, особенно среди молодежи.

Что можно сделать:

  • проводить пропаганду здорового образа жизни;
  • сделать спорт максимально доступным для населения; проведение спортивных праздников,соревнований; привлечение детей, молодежи в спортивные секции;
  • антиреклама алкоголя, табачной продукции; социальная реклама;
  • усиленная социальная работа с детьми и подростками из неблагополучных семей;
  • организация досуга молодежи (доступность творческих кружков, мотивация к занятиям)
  • правовое просвещение (для понимания молодыми людьми, за какие проступки какое следует наказание, как это отразится на их дальнейшей жизни).

Причины асоциального поведения в обществе

Причины девиантного поведения человека можно поделить на 2 основные группы: объективные причины и субъективные причины.

Рассмотрим объективные причины.

Жестокость и агрессивность – эти две характерные черты чаще всего соотносят с групповым делинквентным поведением подростков. Во-первых, это внутригрупповое соперничество, борьба за власть и за свою правоту. К тому же, к данной категории подходит понятие немотивированной агрессии, которая чаще всего направлена на посторонних и невинных людей.

Алкогольная и наркотическая зависимость под действием этих веществ человек перестает контролировать свои эмоции и поступки. Также снижается работоспособность, интеллектуальный уровень, что приводит к деградации и увяданию личности. Стоит отметить, что большая часть людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, осознаю свою проблему и угрожающую опасность, но без посторонней помощи из данного состояния выходят единицы.

Суицид – эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешенных проблем, а также от самой жизни.
Отметим, что многое зависит от мотивов и обстоятельств, а также от психических особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, которые провоцирует суицидальное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение и положение в социуме.

Бродяжничество, так называемые «социальные аутсайдеры» — люди, которые в силу субъективных и объективных причин не смогли найти своего места в обществе и оказались в самых низших его слоях. Часто причинами выступает отсутствие личной мотивации, пример родителей (для людей из неблагополучных семей), отсутствие должного уровня образования и неспособность к получению знаний из-за болезни, нарушений психического и физического здоровья.

Замечание 1

Кроме этих причин выделим также такие, как: жилищная проблема, ухудшение политической и социально-экономической ситуации в регионе или стране в целом, стихийные бедствия и ухудшение экологической ситуации.

Субъективные причины:

  1. Нестандартное поведение как форма уклонения от уголовной ответственности;
  2. Нежелание работать и обеспечивать себя, свою семью и гарантировать им будущее;
    3.Завышенные требования к средствам существования;
  3. Неприятности в семье или на рабочем месте.

История

Понятие «асоциальность» стало использоваться, в основном, с первой половины XX века в качестве собирательного политического термина, обозначающего неблагополучных людей из низших слоёв общества. «Асоциальными» считались и, применительно к различным обществам, продолжают считаться попрошайки, бродяги, бездомные, проститутки, сутенёры, получающие пособие по социальному обеспечению, наркоманы, алкоголики, цыгане и лица, недееспособные вследствие психического расстройства.

Асоциальность является скорее положительной чертой характера в некоторых монашеских традициях, в частности в католицизме, буддизме и суфизме[источник не указан 2147 дней]. В православной традиции асоциальное поведение верующего мирянина или монашествующего — признак удаленности от мира и близости его к Богу (блаженные, юродивые и пр.)

Асоциальными элементами чаще всего являются интроверты.

Асоциалы в концентрационных лагерях Третьего рейха были вынуждены носить значки с чёрными треугольниками. Такой же опознавательный знак был у умственно отсталых, психически больных, бездомных, алкоголиков, проституток и пацифистов.

Формы девиантного поведения

Как и другое явление, асоциальное поведение может приобретать свои специфические формы. Поскольку проявления девиации достаточно относительны, то по этой причине они соизмеряются только с культурными нормами данной группы.

К формам асоциального поведения, в целом, относят следующие:

  1. Уголовная преступность – это не только криминологическое понятие, но и реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, которые являются носителями сознания и воли;
  2. Алкоголизм – это хроническое заболевание, которое может длиться годами и даже десятилетиями. Страдающие этой болезнью люди одержимы алкоголем, и в связи с этим не могут контролировать количество употребляемого, даже если это вызывает серьезные проблемы на работе, дома или в обществе;
  3. Наркомания – это одержимость человека наркотическими искусственными веществами, которые запрещены законом Российской Федерации. Находясь в состоянии наркотического опьянения или наркотической зависимости, человек не способен отдавать отчет своим поступкам и действиям, в связи с чем может нанести вред как себе, так и окружающим его людям;
  4. Проституция – это продажа интимных услуг, которая совершается мужчинами и женщинами. Существует также детская проституция, которая является одним из тяжелейших нарушений и преступлений, согласно законодательствую Российской Федерации. Помимо того, что подобная деятельность не является законной, так еще и с ее помощью в обществе распространяются такие опасные заболевания, как ВИЧ, гепатит, сифилис и иные заболевания, передающиеся половым путем;
  5. Психические расстройства – проявления неадекватного поведения человека, который может быть опасен не только для себя, но и для всего общества. Например, к этой категории относятся те, кто страдает шизофренией, расстройством личности, депрессией и иными заболеваниями нервной системы.

Замечание 1

Итак, мы видим, что асоциальное поведение – это поведение человека или группы людей, которое не соответствует предписанным нормам и правилам. Также такое поведение может проявляться в нескольких формах: уголовная преступность, криминальные наклонности, алкоголизм и наркомания, проституция, а также перечень психических расстройств личности.

Соответствующие меры

Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.

Типология асоциального поведения по Э. Дюркгейму

Понятие асоциального поведения существует на протяжение довольно большого промежутка времени, но немногие исследователи давали ему характеристику и выделяли его типологию. Развернутое определение видам асоциального (девиантного) поведения впервые дал ученый Эмиль Дюркгейм.

Замечание 1

Эмиль Дюркгейм – французский социолог и философ, основатель французской социологической школы. Основные его работы: «Самоубийство», «Воспитание и социология» и «Социология и философия»

В своих работах он уделял особое внимание понятию «аномия», которое подразумевал как один из ключевых видов девиации

Основная причина девиации – аномия, в буквальном смысле «отсутствие регуляции», «безнормность», отсутствие мотиваций у человека для соблюдения социальных норм и правил, стремление их нарушить, ввести свои корректировки. Аномия же является и основным видом асоциального поведения по Э. Дюркгейму, которое до сих пор является очень актуальным.

Определение 1

Аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи или отсутствуют вообще, или становятся неустойчивыми и противоречивыми. В данном случае у человека отсутствуют мотивации для регуляции поведения, отсюда и возникают такие явления, как криминогенность, отклоняющееся поведение (алкоголизм, наркомания, проституция.

Понятие асоциального поведения

Асоциальное поведение является объектом изучения ученых из разных областей: психологии, педагогики, социологии. Иначе асоциальное поведение называют отклоняющимся (девиантным).

Определение 1

Девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. deviation – отклонение) – это поведение индивида, которое не соответствует от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Такое поведение можно определить как отдельные поступки, или их совокупность, которые входят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.

Таким образом, асоциальное поведение проявляется в тех поступках, которые не соответствуют нормам и ролям, которые заранее обозначены в обществе.

Для понимания того, какое поведение асоциальное, а какое не является девиантным, исследователи также вводят в оборот понятие нормы.

Определение 2

Норма – это правило, образец действия или мера допустимого (дозволенного, обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

Нормы могут быть двух типов:

  1. Универсальные – те, что распространяются на каждого человека в данном обществе или социальной группе;
  2. Частные – они относятся и регламентируют определенную сферу человеческой деятельности. Например, профессиональную – там свои социальные нормы есть у преподавателей, врачей, работников специальных служб.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector