Социальное благополучие

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Социальное благополучие как составляющая здоровья

В процессе изучения образа жизни 
возникает необходимость в разработке
укрупненных интегральных показателей,
позволяющих охарактеризовать образ жизни
(его структуру и динамику) как единство
условий, сознания и деятельности социальных
субъектов.

Социальное благополучие, как компонент 
здоровья, также принято рассматривать,
по аналогии с соматическим и психическим
здоровьем, в аспекте адаптации к условиям
общественной жизни. В этом случае принципы
валеологии находят свое отражение в соответствующих
социальных механизмах. Так, принцип «сохранения
здоровья» проявляется в механизмах
социальной защищенности граждан, гарантирующих
им относительное материальное благополучие
и стабильность жизнедеятельности – неотложной
медицинской помощи, социального обеспечения
и т.д. А принцип «повышения резервов
здоровья» связывается с правами граждан
на свободное и активное проявление своих
биологических и социальных возможностей
и их реальное воплощение в действительность.

Отсюда вытекает,
что уровень социального благополучия
зависит от того, какому варианту адаптационного
процесса индивид отдает предпочтение:
надеется ли он больше на социальную поддержку
со стороны (пассивная позиция) или старается
достигнуть социальных благ своими собственными
усилиями (активная позиция) — пытается
энергично проявить себя в учебе, спорте,
общественной или трудовой деятельности,
больше двигаться, развиваться умственно
и физически, закаляться, беречь нервы,
не курить, не употреблять наркотиков
и алкоголя, а также прочих разрушителей
здоровья и жизненного благополучия.

Резюмируя изложенное,
можно констатировать, что валеологическое
обеспечение жизнедеятельности человека
происходит на биологическом (физиологическом),
психологическом и социальном уровнях
посредством двух основополагающих механизмов:
сохранения здоровья и повышения его резервов.
Эффективность этих механизмов зависит
от целого ряда факторов — материального
обеспечения, особенностей учебной, спортивной
и трудовой деятельности, экологической
обстановки (степени загрязнения вредными
веществами потребляемой воды, воздуха,
пищи) и т.д.

Немаловажное значение
при этом имеют нравственность и культурный
уровень самого человека, основной характеристикой
которых, в рамках рассматриваемой проблемы,
является его отношение к своему собственному
здоровью и здоровью других людей в иерархии
социальных потребностей

Составляющие эмоционального благополучия младших школьников

Определение 1

Эмоциональное благополучие – это субъективная качественная характеристика эмоционального состояния ребенка.

Замечание 1

Основной целью современной системы начального образования является всестороннее и своевременное развития личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение и укрепление здоровья.

Достижение данной цели видится в создании благоприятной психологической атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию детей в процессе обучения и воспитания.

Необходимость создания благоприятной атмосферы именно для детей младшего школьного возраста заключается в том, что данная категория учащихся более подвержена негативному воздействию окружающей среды. Усугубляет ситуацию еще и то, что дети проходят процесс адаптации к школьному обучению, осваивают новый социальный статус и условия школьной жизни.

Особую роль в эмоциональном благополучии детей младшего школьного возраста играет педагог. От его модели поведения и взаимодействия с учащимися зависит эмоциональное благополучие детей.

Замечание 2

Эмоционально благополучный ученик, по определению психологов, это, прежде всего, ребенок, который принимает себя и окружающих такими какие они есть, отличающийся такими личностными чертами характера как жизнерадостность, открытость, творчество и т.д.

Основными составляющими эмоционального благополучия учащихся младшего школьного возраста являются:

  1. Наличие устойчивой положительной оценки самого себя, собственных знаний и умений.
  2. Эмоционально-положительное отношение к другим ученикам, учителям и в целом к школе.
  3. Отличие каких-либо противоречий между учащимся и учениками класса, учителем, родителями и т.д.
  4. Отсутствие противоречий между требованиями школы к ребенку и его уровнем знаний и умений.
  5. Самостоятельность и инициативность в социальной и познавательной деятельности учащегося.
  6. Установление адекватных взаимоотношений с учителями в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности, уважительное отношение к учителю, положительное восприятия его личности.
  7. Установление эффективных взаимоотношений учащегося с одноклассниками, основанных на дружеском отношении друг к другу. Формирование навыков работы в коллективе, решения конфликтов и их предотвращение.
  8. Стремление к получению новых знаний, понимание их значимости для собственного личностного развития.
  9. Сформированность важнейших сторон познавательной сферы личности учащегося.

Приемы по созданию благоприятного эмоционального фона у детей младшего школьного возраста

С целью создания необходимого благоприятного эмоционального настроя у детей младшего школьного возраста, педагогами используются разнообразные методы и приемы.

Одним из наиболее эффективных и востребованных является игровой метод. Это обусловлено тем, что игра по-прежнему интересна ребенку, привлекает его и позволяет разрядить обстановку, настроить его на рабочий лад. Кроме того, в процессе игры, даже если и случаются неудачи, то игровая ситуация сглаживает их, направляет ребенка на стремление к успеху.

Большое значение, при организации работы по формированию эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста, является наличие позитивной самооценке ребенка. Зачастую взрослые относятся нетерпимо к детям, открыто критикуют их или сравнивают с более успешными сверстниками. Такое поведения является недопустимым

Важно отмечать любой успех ребенка похвалой и наградами. Это будет способствовать формированию адекватной самооценки, повышению интереса к учебной деятельности и эмоциональному благополучию учащихся в общем

Психологические приемы по формированию эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста:

Говорить ребенку, что он добился хорошего результата, даже если в общей массе учащихся он показывает средние результаты

Важно подчеркнуть, что результат высокий именно при оценке его личных достижений.
Предоставлять учащимся возможность закреплять собственный хороший результат. Например, дать аналогичное задание или облегченное, но не сообщать об этом ребенку.
Создание вокруг каждого учащегося благоприятную атмосферу, основанную на взаимном доверии и уважении.
Поддерживать морально тех учащихся, которые стараются, но не могут достичь высоких результатов

Убеждать ребенка, что все у него получится, если приложить усилия.

Эмоциональное благополучие учащегося младших классов во многом зависит от правильного оценивания его знаний, умений и навыков, а также осуществляемых видов деятельности. Это обусловлено тем, что зачастую ученики боятся получения оценок, для них это стресс. Поэтому необходимо придерживаться ряда правил.

Правила оценочной безопасности:

  1. Обращаться к самолюбию ученика. Заставить ребенка считать, что он не хуже других учеников.
  2. Сравнивать ребенка только с самим собой, его прошлыми успехами и достижениями. Ни в коем случае не сравнивать детей между собой.
  3. В том случае, если при оценивании работы выходит спорная оценка, то следует ставить оценку в пользу ученика.
  4. Каждую работа необходимо завершать обязательной самопроверкой, ведь самостоятельно найденные оценки положительно скажутся на оценке и значительно повысят уровень знаний ученика.
  5. В случае, если необходимо высказать ученику оценку его работы или действия, а она отрицательна, то необходимо найти положительный момент и начать с него. Критика должна быть выражена в тактичной форме. Критиковать нужно действие или работу ученика, а не его личность.

Важнейшую роль в решении проблемы сохранения эмоционального благополучия учеников играет работа с родителями. Ведь родители в силу своих неадекватных ожиданий и завышенных требований к ребенку порой сами способствуют повышению его тревожности. При необходимости в родителями проводится индивидуальная работа, на собраниях «поднимаются» вопросы учебной мотивации, проблемы поощрения и наказания, гармонизации взаимоотношений детей и родителей.

Мудрая притча

Один весёлый мудрец повстречал на своём пути человека, который едва волочил свои ноги, неся огромную непосильную ношу. На вопрос прохожего о том, что он делает, бедняга ответил, что обрекает себя на мучения во имя счастья своих детей и внуков по примеру своих предков. Тогда мудрец поинтересовался, был ли в роду хоть один из них когда-нибудь счастливым. Измученный отец ответил, что не было, но его внуки и дети обязательно будут жить достойной жизнью! От старца он получил такой ответ: «Человек, не знающий грамоты, никогда не научит читать, а орла не сможет воспитать никакой крот. Вначале нужно научиться самому принимать дар благополучия, а когда познаешь счастье жизни, тогда поймёшь, как подарить его своим будущим потомкам!» Согласитесь, многие из нас никогда не задумывались над этим. Люди не живут, а существуют, загоняя себя сумасшедшим ритмом жизни.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника

  • Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:
  • способен к сотрудничеству со сверстниками;
  • способен усвоить правила очередности;
  • может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.
  • Нормальное «плохое» поведение:
  • напоминает поведение ребенка более младшего возраста (снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).
  • Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:
  • соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
  • лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.
  • Нормальное «плохое» поведение:
  • разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
  • бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
  • Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:
  • способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;
  • удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
  • начинает осознавать свои переживания;
  • начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
  • Нормальное «плохое» поведение:
  • ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
  • повышенная двигательная активность;
  • ябедничество;
  • небрежность в выполнении монотонных операций.

Эмпирическое исследование социального благополучия преподавателей.

В 1995 г. ЮНЕСКО разработала Программный документ «Реформа и развитие высшего образования», в котором изложены мировые тенденции и задачи развития высшего образования, а также названы аспекты образовательной деятельности, существенно влияющие на его качество, среди них – соответствие требованиям современности, интернационализация и качество персонала. В связи с этим изучение уровня субъективного благополучия преподавателя вуза актуально. 

Человек способен к рефлексии уровня своего социального благополучия; в общее состояние его субъективного благополучия (физического, психического, социального) субъективное социальное благополучие вносит вклад. Восприятие личностью своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых она живет, а также в соответствии со своими целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни. Удовлетворяющий личность уровень ее социального благополучия способствует физическому и психическому здоровью, повышает производительность труда.

Цель проведенного нами исследования: изучение уровня субъективного социального благополучия преподавателей вуза.

Контингент обследованных: 60 преподавателей 4-х московских вузов в возрасте от 30-ти до 40 лет (30 женщин, 30 мужчин). 

Методы исследования: методика измерения уровня психического благополучия К.Рифф; фиксировались занимаемая должность и уровень зарплаты обследованных преподавателей, их семейный статус; использована предложенная нами анкета удовлетворенности опрашиваемых своим социальным положением.

Результаты психологического обследования преподавателей:

а) уровень субъективного социального благополучия опрошенных преподавателей (по 5-балльной шкале): по 5% – с высоким и низким субъективным социальным благополучием, 10% – скорее с высоким, 15% – со средним, 65% – скорее с низким;
б) мы не получили различий в субъективной оценке своего состояния социального благополучия в зависимости от должности преподавателя (ассистент, старший преподаватель, доцент) и его семейного положения;
в) выявлено различие в субъективной оценке своего состояния социального благополучия в зависимости от пола преподавателя – мужчины-преподаватели в среднем его оценивают ниже, чем женщины-преподаватели;
г) уровень субъективного социального благополучия преподавателя взаимосвязан с уровнем его субъективного психического благополучия.

На уровень субъективного социального благополучия преподавателя вуза преимущественное влияние оказывает эффективность его социального и экономического функционирования, оцененная обществом в форме престижа его профессии и уровня его заработной платы (выявлена ориентация преимущественно на восприятие личностью своего положения в жизни в контексте системы ценностей общества и оценок им своей эффективности).

Внутренний локус контроля (активация собственной шкалы оценки уровня социальной значимости своего труда – ориентация на собственную систему ценностей, ценности референтной группы), общение с опытными давно работающими в вузе преподавателями, признание корпоративной культурой вуза ценности преподавательского труда должны способствовать повышению уровня субъективного социального благополучия работающих в нем преподавателей; повышение которого скажется на производительности их труда, на качестве их профессионального общения со студентами. 

Литература:

  1. Творогова Н.Д. Педагогическое общение //Психология, лингвистика и междисциплинарные связи. М.: Смысл, 2008. – С. 250 – 274.
  2. Творогова Н.Д. Саногенное поведение //Философия укрепления здоровья нации. М.: Российское философское общество. 2008. – С. 124 – 139.
  3. Творогова Н.Д. Проблемы изучения поведения в направлении здоровья //Материалы 5 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М., 2009, т.4: Здоровье нации и образование. – С. 158-162.
  4. Творогова Н.Д. Педагогический труд как общественная ценность // Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. С. 180-190.
  5. Творогова Н.Д., Кулешов В.А. Преподаватель отечественного вуза перед вызовами современности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. №3. С. 3-21. doi: 10. 11621 / VSP. 2017.03.03.

Ловушка активностей

Идентификация рисков необходима, чтобы не попасть в ловушку «Меню» активностей, которые не связаны с потребностями сотрудников, так как это влечет потерю времени и денег.

Для построения кастомизированной программы благополучия, которая будет избегать шаблонных решений, отвечать целям и задачам компании, а, значит, позволит максимизировать возврат от инвестиций, необходимы данные о том, что действительно ценно для сотрудника с учетом его личного опыта и образа жизни. Измерив уровень благополучия сотрудников, можно понять, какие факторы влияют положительно, а какие отрицательно, оптимизировать корпоративную культуру и сформировать действительно эффективно работающую льготную политику.

В чём новаторство этого подхода? В том, что на смену привычным корпоративным программам, представляющим стандартный набор не всегда востребованных, а порой избыточных опций, приходят адресные решения, основанные на грамотной диагностике и адаптированные под интересы конкретных людей.

В Отчете CIPD (некоммерческая организация, объединяющая 150 000 HR профессионалов) за 2019 год, основанном на данных 1078 организаций с 3,2 млн. сотрудников, отмечено, что организации, измеряющие влияние активностей на благополучие, имеют в 6 раз выше положительный фидбэк и результат. Организации, которые не меряют результаты своих программ, не отслеживают повысилось ли благополучие, не имеют высоких результатов эффективности от их внедрения.

Резюме:

инвестиции в благополучие сотрудников это управление производительностью, долгосрочная конкурентоспособность, ценностное предложение работодателя и корпоративная социальная ответственность в одном. Поэтому HR-стратегия любой компании, отвечая на вопрос как наш бизнес собирается привлекать, удержать и развивать лучшие таланты, создавать эффективную организацию и благоприятную культуру, которая в виде сильной организации обеспечит долгосрочное и некопируемое конкурентное преимущество, должна обратиться к благополучию сотрудников и грамотно выстроить программы его оценки и развития.

                                                               

https://static.sapappcenter.com/hr-resource/well-being.html

http://cep.lse.ac.uk/pubs/download/dp1605.pdf

http://returnsonwellbeing.com/wp-content/uploads/2019/01/ROWI_data-summary-substantiation-2019.pdf

https://www.willistowerswatson.com/en-US/Insights/2018/02/the-painful-truth-about-your-well-being-programs

https://connect.virginpulse.com/files/Health-and-Safety-UK.pdf

https://www.mercer.com/content/dam/mercer/attachments/private/gl-2018-career-strengthening-your-employee-value-proposition.pdf

https://www.gallup.com/press/176624/wellbeing-five-essential-elements.aspx

В новую семью

Домашний очаг олицетворяет гармонию и благополучие семьи. В этой связи на свадьбах проводится очень красивый и трогательный обряд. Мамы молодожёнов передают частичку огня новоиспечённой хранительнице очага, зажигая её свечу, символизирующую семейное тепло. В этот момент звучат искренние слова и добрые пожелания, напутствующие молодых мужа и жену на долгую и счастливую жизнь. Звучит музыка, приглушается свет, всем гостям заранее раздаются небольшие круглые свечи. Стоя с зажжёнными огоньками вокруг молодой, каждый произносит добрые слова. Ведущая заканчивает речь пожеланием молодожёнам пронести жар, любовь, единство и тепло через все годы своего счастливого брака. Свечи невеста забирает по обычаю на память, в знак жаркого домашнего очага и сохранения семьи от невзгод.

Кстати, удачное замужество и изобилие сулит апельсин. По фэн-шуй четыре свежих плода или муляжа нужно расположить в зоне семьи. Это поможет привлечь будущего мужа, к тому же богатого. Поедание апельсинов способствует притяжению любви.

Понятие и компоненты эмоционального благополучия

Эмоциональное благополучие – это не просто эмоциональное здоровье. Это одна из его составляющих. Уверенность, самоконтроль, вера в успех и готовность преодолевать препятствия, чувство защищенности и нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги – традиционные психологические признаки эмоционального благополучия.

Можно подумать, будто такой ребенок обязательно должен быть доброжелательным, всегда энергичным и трудоспособным. Конечно же, у него тоже могут быть спады в активности и периоды покоя. Понятие эмоционального благополучия предполагает, что ребенок самостоятельно определяет оптимальный для себя уровень активности, полностью контролирует себя в жизненных ситуациях, адекватно оценивает сложившуюся вокруг обстановку.

Нельзя считать, будто факторы эмоционального благополучия формируются сами по себе. Согласно имеющимся исследованиям психологов, дети без опеки сильнее выражают агрессию, недоверие, страдают повышенной тревожностью. Это значит, что роль родителей и воспитателей – одна из основоположных, без неё обойтись нельзя. Здоровая оценка эмоционального благополучия в будущем определяется именно отношением родителей к его формированию.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Высыпайся

Залог бодрости и работоспособности с самого утра — хороший восьмичасовой сон. У тех, кто придерживается режима и высыпается, снижен риск заболеть депрессией. Также высыпающиеся люди быстрее находят общий язык с окружающими и дольше сохраняют позитивный настрой на работе.

3. Чаще улыбайся

Чем чаще ты улыбаешься, тем счастливее себя ощущаешь. Это связано с тем, что при улыбке мышцы лица отправляют в мозг сигнал для выработки гормона радости — эндорфина. То есть секрет прост: изменись снаружи, и изменения коснутся твоего внутреннего состояния.

4. Будь на связи

Как ни крути, самое важное в жизни человека — это окружающие его люди. Так что не забывай об общении с родными и друзьями, уделяй им время, по возможности старайся всегда отвечать на их звонки и сообщения

Ограждение от близких людей может сильно повлиять на душевное состояние, настроение, силы и мотивацию.

5. Живи настоящим

Не откладывай на завтра то, что можно сделать уже сегодня. Хочешь куда-нибудь смотаться с друзьями? Поезжай после работы или на ближайших выходных — не нужно ждать отпуска или наступления праздников. Не откладывай приятные покупки на потом, не оттягивай отдых или поездки, встречи с близкими. Старайся чаще делать то, чего тебе на самом деле хочется в данный момент.

6. Будь благодарным

Благодарность — очень важное и полезное качество человека. Попробуй применять методику благодарности ежедневно: перед тем как заснуть, думай о трех вещах, произошедших за день, за которые ты благодарен

Это могут быть события, встречи, ощущения. Также не забывай благодарить людей, которые делают твою жизнь ярче и интереснее.

7. Не прекращай учиться

Ученье — свет. Даже окончив университет и найдя хорошую работу, не прекращай подпитывать свою голову новыми знаниями. Поезжай на рабочий тренинг, пройди интересующий мастер-класс; если для повышения тебе пригодится английский — запишись на языковые курсы. В общем, не останавливайся.

8. Развивай свои навыки

Вспомни, может, в детстве ты красиво рисовал или любил играть на гитаре, а во взрослой жизни ты стал меньше времени уделять этим хобби, и одинокая гитара который год мозолит тебе глаза, стоя в углу, а о красках ты и думать забыл. Выдели несколько часов в неделю на то, чтобы развивать свои навыки. Это поможет тебе отвлечься от плохих мыслей, отдохнуть, прокачать свой скилл. Ну и выделиться из серой массы, конечно же.

9. Оставляй время на себя

Самый важный человек, которому ты должен отводить свободное время, — это ты сам. Попробуй ежедневно уделять себе пару часов на отдых, хобби или просто какие-то развлечения. Главное — наедине с собой. В это время ты можешь обдумать важные для себя вопросы или же просто отвлечься от будничного стресса.

Что значит понятие психологическое благополучие?

Под психологическим благополучием понимается целостное, субъективное переживание, много значащее для конкретного человека и связанное с понятиями счастья, самореализации и т. п. Также с его помощью определяется цель в жизни, ее смысл, понимание себя, уровень удовлетворенности жизнью и собой, возможности развития потенциала индивидуума, контакты, коммуникация с другими членами общества. Суть этого понятия заключается в описании состояния и особенных моментов внутреннего мировоззрения особы, определяющие переживание благополучности и конкретное поведение. Разные исследователи вкладывают свой смысл в данное определение. Например, психолог Рифф под видом базовых элементов выделяет:

  • доброжелательные (положительные) взаимоотношения с окружающими – предполагает способность сопереживания и открытости для коммуникации, навыки установления и поддержания контактов с другими людьми, гибкость взаимодействия с ними, способность находить компромиссы;
  • положительное оценивание себя – значит осознать, принять свои плюсы и минусы;
  • независимость – предусматривает автономию, способность без страха отстаивать свои взгляды, нестандартно мыслить и вести себя, как считает правильным;
  • компетентное управление – предусматривает наличие свойств, обуславливающих успех в овладении разными видами деятельности, достижении цели в собственной жизни, преодолении трудностей;
  • целенаправленность – значит осмысленное существование, признание ценности всех этапов своей жизни;
  • рост личности, как чувство непрекращающегося развития и самореализации – заключается в стремлении получать новые знания, ощущая собственный прогресс.

В принципе все исследователи говорят об одном и том же, но разными формулировками. Это понятие связывают с уверенностью в собственных силах, адекватной самооценкой, позитивностью точки зрения, доброжелательностью, коммуникабельностью, эмоциональной стабильностью.

Таким состоянием исключаются душевные недуги, характеризующиеся обидами, страхами, раздражением, враждебностью, усталостью и т.д. Оно тесно связано с душевным здоровьем, осмысленностью жизни, в какой-то степени личностной адекватностью и психическим самочувствием.

Благополучием по определению Всемирной Организации Здравоохранения является мега объект со сложными культурными, социальными, психическими, физическими, экономическими и духовными взаимосвязанными элементами. Это результат воздействия генетической склонности, окружающего мира и индивидуальных особенностей человека. Наряду с этим в психологии рассматривались вопросы счастья, субъективной благополучности, удовлетворением собственной жизнью и ее качеством.

Заключение

В теоретическом плане продолжено развитие психологического подхода к исследованию индивидуального и общественного здоровья. Современное определение здоровья нацеливает практику на позитивные цели, выращивание здоровья, а не только на борьбу с болезнями. Заявленный на международном уровне комплексный подход к здоровью предполагает включение системы «Тело—Психика» в надсистему «Человек и Другие», «Человек и Семья», «Человек и Общество», т.е. изучение человека в социальном контексте.

Предметом специального изучения становятся психические состояния благополучия, изучение которых в контексте «доказательной психологии» важно для научно-обоснованного отделения состояний благополучия (психического, социального, духовного) от состояний неблагополучия. 

Вступая во взаимодействия, люди обмениваются эмоциями и смыслами, пр. Их интеграция формирует общественную атмосферу – нематериальную (идеальную) реальность, в свою очередь оказывающую влияние на людей. Так, по данным специальных исследований на психо-эмоциональное состояние старших подростков (15-16 лет) значимо влияют отсутствие поддержки со стороны сверстников, родителей, учителей, отсутствие навыков саморегуляции, а также неразвитость «Я-морального» (неумение ориентироваться в ситуациях, содержащих моральные коллизии) . Психоэмоциональное состояние индивида, как известно, в свою очередь влияет на состояние его организма.

В общественной жизнедеятельности здоровье рассматриваются как объект социокультурного манипулирования; и при этом общество должно заботиться и о своем (общественном) здоровье.

В практическом плане, исследование социальной психологии здоровья (как составляющей индивидуального и общественного здоровья) как регуляторного ресурса дает новые ориентиры в формировании, поддержании, восстановлении как индивидуального, так и общественного здоровья. Общество через культуру, науку, медицину, психологию, др. имеет возможность осуществлять воздействие на своих граждан в целях не только сохранения их физического здоровья, но и имеет возможность заботиться о создании условий для поддержания состояний психического, социального и духовного благополучия своих граждан (что, в свою очередь, скажется на их физическом и психическом здоровье).

Профессиональные психологи как для поддержания индивидуального, так и общественного здоровья должны входить в состав междисциплинарных бригад, в состав общественного здравоохранения.

Понимая значение междисциплинарного подхода в реабилитации неинфекционных заболеваний, на совещаниях (24.06.2013 и 15.07.2013) у директора Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации МЗ РФ были сформулированы рекомендации, среди которых: «…создать мультидисциплинарные рабочие группы (врач-специалист, врач ЛФК, медицинский психолог, врач-физиотерапевт) по профилям: кардиология, неврология, травматология и ортопедия, онкология, неонатология».

Участие психологов в мультидисциплинарных рабочих группах с целью «выращивания» здоровья необходимо и в программах профилактики заболеваний (Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. – 608 с.). 

Психологическая подготовка по программе «Психология здоровья», на наш взгляд, необходима не только психологам, но и врачам, педагогам, менеджерам, др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector