Агенты социализации человека и их функции
Содержание:
- Содержание
- Виды социализации
- Что способствует социализация личности?
- Основные стадии
- Социализация и воспитание
- Виды механизмов социализации
- Что такое агенты социализации
- Функции и задачи институтов социализации
- Этапы социализации
- Виды социализации
- Признаки социализации
- Ресоциализация
- Десоциализация и ресоциализация
- Этапы и факторы социализации личности.
- Cerrado a cal y canto el Concello de Ponteceso por un positivo en covid-19
- Этапы социализации личности
- Конструкция
Содержание
Виды социализации
Социализация в зависимости от условий ее осуществления бывает трех видов: первичная, вторичная и перманентная (возникающая время от времени).
Первичная
Этап первичной социализации начинается в момент появления человека на свет и длится, пока не сформируется зрелая личность. Этот вид социализации считается основополагающим, так как закладывает концепцию развития личности и будущего процесса социальной адаптации. Огромное влияние на ребенка на этой стадии имеет семья, закладывающая направление его дальнейшего развития. Именно в этой ячейке общества он получает основные понятия об его ценностях и нормах, формирует свое представление об обществе.
Восприятие ребенка на этом этапе не является критичным — он принимает за норму то, что наблюдает и слышит вокруг. Поэтому поведение взрослых в семье становится для него эталоном, примером для подражания.
Спустя некоторое время ребенок попадает в новую социальную группу: детский сад, школу, дружеский коллектив, где ему необходимо пройти процесс адаптации на новом уровне и усвоить правила действия в непривычной обстановке. Здесь происходит опыт приобщения индивида к большой группе людей и определение его места в ней.
В детском возрасте влияние среды на индивида является наиболее заметным. Человек еще долго следует тем мировоззренческим установкам, которые он получил в детстве.
Вторичная социализация (ресоциализация)
Будучи зрелой, сформированной личностью, человек стремится к дальнейшему развитию и познанию окружающего мира. Происходит качественный скачок с одного уровня развития на другой, резкий разрыв с прошлым. Человек начинает подвергаться воздействию радикально новых ценностей. Индивид вынужден избавиться от устоявшихся моделей поведения, взглядов, установок и начать формировать под воздействием среды новое мировоззрение. Изменения на этапе ресоциализации не столь внушительны, как на предыдущем этапе, они происходят постепенно, но на протяжении всей жизни человека.
Иногда признаки вторичной социализации можно наблюдать и на этапе первичной, когда ребенок попадает в новую, непривычную для него среду, особенно при переходе из одной школы в другую, при переезде на новое место жительства. Правила и нормы поведения в новом коллективе сверстников могут отличаться по своей сущности от предыдущих.
То же происходит и со взрослым индивидом при переходе на другую работу или переезде в другой регион. Меняется окружение человека, а вместе с ним порядки и правила, принятые в новой социальной группе. Если эти изменения происходят в рамках одной и той же социальной системы общества, то содержание основных норм поведения остается прежним. При переезде же в другую страну он попадает под влияние новых типов традиций, обычаев (в том числе религиозных), нравственных норм. В этом случае адаптироваться к чуждым порядкам другого социума, особенно людям в возрасте, бывает очень сложно, а иногда и невозможно. В некоторых случаях может потребоваться психологическая поддержка специалиста.
Отдельного рассмотрения заслуживает призыв в армию или отбывание срока заключения. Даже находясь в родном государстве, человек попадает в социальную среду, где весь жизненный уклад коренным образом отличается от привычного. Позже, возвращаясь к привычному распорядку в родной социум, человек вынужден заново проходить адаптацию.
Перманентная
Перманентной социализацией называют процесс адаптации индивида к постоянно меняющемуся в ходе непрерывного развития обществу. По мере постепенного возникновения новых идеалов, ценностей и норм поведения взамен старых, человек привыкает к ним и порой даже не замечает происходящих процессов.
Но если изменения имеют революционный характер, адаптация к ним проходит сложнее. Часть людей не способна быстро интегрироваться в обновленное общество, происходит сбой в естественном процессе социализации. Такое случается в эпоху перестройки общественного строя.
У индивида может возникнуть чувство растерянности и дискомфорта, он ощущает себя отвергнутым системой. В этом случае человек может предпринять попытки поменять социум на более понятный и привычный — эмигрировать в страну с близкой ему социальной системой.
Что способствует социализация личности?
На человека влияет ряд факторов, которые формируют в нем ценности, понятия и отношение к миру.
- Процесс социальной адаптации начинается с раннего детства, когда родители прививают как физические, так и мыслительные навыки.
- Обучение происходит, начиная с садика и заканчивая ВУЗом. В результате накапливаются разные знания, благодаря чему познается мир, общество и так далее.
- Самоконтроль в социализации личности имеет большое значение, поскольку человек должен обладать качествами для правильной реакции в разных ситуациях. Важна психологическая защита человека, способствующая лучшему пониманию различий внутреннего и внешнего мира.
Основные стадии
Адаптация к социуму осуществляется в ходе выполнения трудовой деятельности. Отношение человека к труду позволило составить краткое определение стадий этого процесса:
- Дотрудовая стадия. На этой стадии происходят:
- Ранняя адаптация – накопление ребенком социального опыта в семье и детском саду;
- Обучение – накопление ребенком опыта в ходе обучения в школе и профессиональном учебном заведении.
- Трудовая стадия. Это весь период профессионального труда личности. Социальные навыки человека здесь формируются через производственный коллектив, который заставляет человека исполнять предписания должностной инструкции.
- Послетрудовая стадия. Это период, во время которого человек уже завершил свою трудовую деятельность, состоялся как личность и способен передавать свой опыт подрастающему поколению через общественные организации.
Послетрудовая стадия социализации
Социализация и воспитание
Воспитание личности и социализация – понятия взаимосвязанные и, если использовать их в общеупотребительном широком смысле, то взаимозаменяемы. Но специалисты подчиняют воспитательные воздействия общему социализирующему процессу.
С этой точки зрения воспитание – это руководство развитием индивида педагогами-воспитателями. Целью этой работы является системное формирование у человека социально приемлемых интересов, устремлений, установок, убеждений и мировоззрения, способов реагирования на внешние воздействия.
Кроме индивидуального, существует система социального воспитания. Ее институтами являются:
- семья;
- детский сад;
- класс;
- двор;
- спортивные секции и клубы;
- объединения по интересам;
- неформальные общности.
Виды механизмов социализации
Советский и российский ученый в области педагогики А.В. Мудрик разделил все механизмы на четыре группы по их «размеру»:
- мегафакторы (глобальные);
- макрофакторы (территориальные);
- мезофакторы;
- микрофакторы.
Глобальные механизмы включают в себя планету, космос, весь мир. Они начинают влиять на индивид только тогда, когда он выходит за рамки собственного мира, ограниченного малым возрастом.
Территориальные механизмы — это этнос, государство, общество. Создают и сохраняют культурные и социальные особенности конкретного народа.
Мезофакторы влияют на личность в пределах больших социальных групп, например, по местности и типу поселения (регион, город, поселок, село), по принадлежности к каким-либо субкультурам, по принадлежности к аудитории СМИ (радио, телевидение).
Микрофакторы — это конкретные личности и организации, которые влияют на социализацию индивида, то есть семья, сверстники, учебные заведения, общественные и тематические организации (религиозные, политические, контрсоциальные).
Что такое агенты социализации
Агенты социализации – это персоны, обучающие индивида жизни в обществе, транслирующие правила и ценности той или иной социальной группы.
Характеристика основных агентов социализации
Основными социализирующими агентами можно назвать следующих лиц:
- Родители – это самые близкие люди для ребенка, с которыми он проводит большую часть времени на протяжении раннего детства. С самого рождения они формируют у него привязанность к семье, воспитывают, показывая образец поведения. Именно в семье дети знакомятся с полоролевым поведением.
- Другие родственники – это круг общения семьи, который формирует у ребенка правила поведения в гостях, социокультурный пласт личности.
- Друзья, референтная группа. Эти люди учат человека правильно действовать в разных ситуациях, выполнять обещания, достойно выходить из конфликтных ситуаций.
- Школьный класс – это сообщество, в котором индивид проводит период жизни, связанный с формированием социально значимых качеств. Так, одноклассники учат нести ответственность, помогать товарищам, гордиться успехами класса. Один индивид не сможет оказать такого влияния на личность, это может сделать только коллектив.
- СМИ – это канал, через который индивид получает образцы социального поведения. Примечательно, что в СМИ часто содержатся примеры того, что ждет человека в случае нарушения норм и правил жизни в обществе. Угроза штрафных санкций стимулирует индивида контролировать себя и свое поведение.
- Интернет – это глобальная сеть, где человек может найти сообщества и форумы по интересам, получить полную информацию по любому вопросу. Посредством интернета человек может общаться с людьми из разных стран, осваивать правила межкультурной коммуникации.
Агенты первичной и вторичной социализации
Адаптация к обществу в психологии подразделяется на первичную и вторичную.
Агенты первичной социализации
Агенты первичной социализации – это родители и родственники человека, няни. К агентам первичной социализации относятся также ровесники, воспитатели, преподаватели, доктора, руководители секций и общественных организаций. Агенты вторичной социализации – это ответственные лица в разных организациях. Примерами агентов вторичной социализации являются заведующие детскими садами, директора школ, ректоры университетов, руководители производственного коллектива, военнослужащие, полицейские, религиозные деятели, представители государственной власти, работники СМИ.
Внимание! На формирование личности большее влияние оказывают агенты и институты первичной социализации, так как они осуществляют узконаправленное действие на конкретного ребенка, в то время как агенты и институты вторичной адаптации действуют на общество в целом
Функции и задачи институтов социализации
Институты обеспечивают выполнение всех функций социализации и решение ее задач.
Функции социализации
-
Нормативно-регулятивная.
Формирует и регулирует деятельность человека в социуме. -
Личностно-образовательная.
Выявляет индивидуальные качества, особенности, внутренние установки, мировоззрение, систему ценностей индивида. -
Коммуникативно-информационная.
Отвечает за взаимодействие человека с другими единицами общества в разных системах (семья, друзья, коллеги, преподаватели и т. п.). Кроме того, обеспечивает накопление информации извне с целью развития и становления собственного мнения и мироощущения. -
Прокреативная.
Побуждает человека действовать каким-то определенным образом, основываясь на личный опыт, опыт окружающих и любую обработанную информацию. -
Компенсаторская.
Восполняет физические, психические и интеллектуальные недостатки личности. -
Творческая.
Побуждает человека к поиску и совершению чего-то нового как в окружающем мире, так и внутри себя.
Функции институтов социализации
Институты, соответственно, направлены на исполнение указанных функций. В большей степени они решают задачи нормативно-регулятивной функции, так как остальные зависят скорее от внутренних аналитических процессов, чем от внешних, однако институты направлены на решение и других задач социализации в какой-то степени. Они являются наполненной и комплексной системой.
Все действия, которые выполняют институты по отношению к человеку, условно делятся на 4 группы:
- подавление нежелательного поведения;
- поддержка модели поведения личности;
- укрепление связей между индивидами;
- сохранение стабильности в обществе.
Эти четыре пункта можно назвать основными функциями институтов социализации. Как же они исполняются?
Подавление нежелательного поведения
Речь в данном случае идет как о коррекции поведения людей с физическими и психическими особенностями, так и о формировании у еще не зрелой личности понятий о нормах поведения. Находясь в какой-либо социальной группе, будь то образовательная организация, семья или клуб по интересам, человек находится под влиянием окружающих, соответственно, самостоятельное наблюдение и помощь извне формируют у индивида понимание «правильного» и «неправильного» поведения.
Поддержка модели поведения личности
Когда человек уже прошел стадию оценки своего поведения и поведения окружающих и выявил модели, которых следует придерживаться, в силу вступает функция поддержки «правильного» поведения
На данном этапе очень важно и, безусловно, непросто продолжить идти по протоптанной дороге. В этом и помогают институты
Укрепление связей между индивидами
Так как в процессе социализации важно не только формирование собственной личности, но и умение полноценно взаимодействовать с окружающими, институты направлены также на укрепление взаимоотношений между индивидами. Сохранение стабильности в обществе
Сохранение стабильности в обществе
Глобальная задача институтов социализации. Все вышеперечисленные функции способствуют исполнению этой главной. Абсолютно все процессы социализации, ее механизмы и работа институтов направлены на сохранение стабильного общества.
Этапы социализации
Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:
Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения
Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”
Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.
Виды социализации
Виды социализации можно поделить на временные этапы (первичная и вторичная), а затем на другие виды (групповая, гендерная, досрочная, организационная).
Временные виды/этапы:
- первичная социализация — период от рождения до подросткового возраста;
- вторичная социализация — период от подросткового возраста и на протяжении всей жизни.
Другие виды:
- групповая социализация — социализация в каком-то определённом коллективе, где ребёнок проводит много времени;
- гендерная социализация — обучение тому, как должны вести себя мальчики и девочки;
- досрочная социализация — социализация, при которой дети примеряют на себя возможные будущие роли в обществе (игры войнушки, дочки-матери и т. д.);
- организационная социализация — социализация в рабочем коллективе.
Признаки социализации
В процессе социализации человек как воспринимает социальный опыт, так и овладевает им, активно преобразуя в собственные позиции, ориентации, ценности, установки, в собственное видение общественных отношений. Личность субъективно включается в исполнение разных ролевых функций, в различные социальные связи, преобразуя себя и окружающий мир.
Социальный опыт включает некоторые основные составляющие: правила, нормы, ценности, отношений и др. социальной среды; культура производственной, общественной и др. видов деятельности. Об удачной социализации можно судить по ее признакам.
Признаки социализации личности:
- адаптируемость личности к социальным условиям;
- усвоение основных ценностей, установок, социальных и культурных норм, стереотипов, мировоззрения, образцов поведения;
- морально-нравственное самоопределение, образ жизни и типичное поведение личности, ориентация на гуманистические ценности;
- развитие личностных качеств (независимость личности, уверенность, самостоятельность;
- социальная идентичность;
- развитие самосознания, интеллектуальная зрелость, способность к анализу, оценке, рефлексии.
Ресоциализация
В жизни любого человека происходит смена ролей, приходится усваивать новые шаблоны поведения. Не всегда этот процесс приводит к положительному результату.
Ресоциализация –это неспособность усвоить определенные нормы. Из-за этого личностные изменения не происходят, и жизнь человека не улучшается. Его ценностная система остается такой же, как и прежде, он не может определить себе новые цели.
При длительном нахождении в таком состоянии индивид способен на кардинальные перемены, например, эмиграцию, смену религии, профессии и т.п. Подобный процесс не всегда негативный, переучивание может принести пользу для развития личности.
Особенности социализации рассматривают в рамках такого предмета, как обществознание. В нем выделяют характерные черты всех этапов, их протекание, от чего зависит скорость усвоения.
В педагогике учителя изучают способы получения убыстрения процесса – это облегчает формирование коллектива
Приемы, облегчающие появление новичка в рабочей группе, используются всеми крупными фирмами. От того, как быстро пройдет этот этап, зависит результативность деятельности.
В политологии под термином понимают процесс усвоения политических знаний, умений, норм. Это позволяет адаптироваться к сложившемуся государственному строю.
Социализация предполагает усвоение норм, которые приняты в определенной группе. Изучением этого явления занимается наука социология. В ней собираются все актуальные данные и статистика, которая отражает особенности текущего общества.
Десоциализация и ресоциализация
Определение 1
Десоциализация – это процесс утраты человеком приобретенного социального опыта, распада социальных норм и ценностей.
Десоциализация бывает различной по степени выражения, от легкой дезориентированности в общественных отношений до полной утраты связей с обществом.
Чаще всего десоциализация обусловлена экстремальными условиями, в которых оказывается человек. Например, он попадает в тюрьму или в психиатрическую больницу.
Определение 2
Ресоциализация – это усвоение новых социальных норм и ценностей вместо прежних, ранее разрушенных. Смысл ресоциализации заключается в том, что при столкновении человека с новой информацией, которая не отвечает его прежним ценностям и нормам, происходит их переосмысливание – ресоциализация.
Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными или же интенсивными, глубокими, радикально меняющими личность человека.
Этапы и факторы социализации личности.
Социализация
личности –
это процесс усвоения социальных норм,
формирования своего собственного «Я»
для проявления уникальности индивида
как личности. То есть,процесс
социализации представляет
собой установление личности. Общество
постоянно диктует нам свои правила и
нормы поведения, поэтому длительность
данного процесса занимает всю жизнь,
основной его частью является период
детства и юношества.
Основной
целью социализации является подготовка
индивида к выполнению социальных ролей
для общения, сохранения общества.
Привитие качеств и ценностей – главный
фактор формирования личности.
Детство—Этап
развития человека от рождения до начала
полового созревания. Хотя временные
рамки последнего индивидуальны,
непостоянны во времени и зависят от
принятой системы возрастной периодизации,
верхняя граница детства определяется
как примерно 11-13 лет. В течение детства
происходит чрезвычайно интенсивное
физическое и психическое развитие.
Критически важным периодом развития
является раннее детство. Его нарушение,
например изоляция от человеческого
общества, способно привести к необратимым
психическим нарушениям.
Юность
— самый трудный период социализации.
Социальная
и психологическая зрелость очень часто
не поспевает за зрелостью физической.
Важность
подросткового этапа заключается в том
что,заканчивается формирование фундамента
личности — мировоззрения;
осознание
своего «Я» происходит как осмысление
своего места в жизни; идет постоянный
поиск нравственных ориентиров.
Зрелость
— это расцвет человеческой личности.
Это длительный период, он состоит из
нескольких циклов. Нижняя граница
размыта, примерно 21-23 года. В экстремальной
ситуации взросление наступает рано, в
спокойное время растягивается. Верхняя
граница обозначена выходом на пенсию
— 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.
Главный
критерий зрелости: самостоятельность.
«Критерии самостоятельности»:Самообеспечение
средствами существования.Умение
распоряжаться деньгами независимо от
других,Самостоятельность в выборе
образа жизни.
Проживание
независимо от родителей. Взрослая жизнь
— самый активный период социализации,
так как именно в это время наблюдается
освоение большого количества социальных
ролей в реальной жизни. Зрелость — самый
активный творческий возраст.
Старость
— это период человеческой жизни, который
наступает после зрелого возраста и
делится на несколько циклов: до 71 года
— преклонный возраст; с 71 года до 90 —
старческий; возраст человека свыше 90
лет принять считать возрастом
долгожительства. Старость — это физическое
состояние, для которого характерно
постепенное угасание всех жизненных
функций.
Пожилой
возраст влечет за собой расставание с
некоторыми социальными ролями. Прежде
всего и самое главное – пожилых ждет
выход на пенсию.
Смерть.Осознание
надвигающейся смерти требует от индивида
приспособления к новому определению
собственной сущности. Понятие “умирающий”
предполагает нечто большее, чем просто
протекание каких-то биохимических
процессов. Оно влечет за собой принятие
социального статуса, при котором
социальные структуры не просто
сопровождают, но и формируют опыт
соприкосновения со смертью.
Факторы
социализации —
это обстоятельства, которые побуждают
человека к активному действию. Факторов
социализации всего три – это макрофакторы
(космос, планета, страна, общество,
государство), мезофакторы (этнос, тип
поселения, СМИ) и микрофакторы (семья,
группы сверстников, организации).
1.
мегафакторы (мега — очень большой,
всеобщий) — космос, планета, мир,
которые в той или иной мере через другие
группы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли.
2.
макрофакторы (макро — большой) — страна,
этнос, общество, государство, которые
влияют на социализацию всех живущих в
определенных странах (это влияние
опосредствованно двумя другими группами
факторов).
3.
мезофакторы (мезо — средний, промежуточный),
условия социализации больших групп
людей, выделяемых: по местности и
типу поселения, в которых они живут
(регион, село, город, поселок); по
принадлежности к аудитории тех или иных
сетей массовой коммуникации (радио,
телевидения и др.); по принадлежности
к тем или иным субкультурам.
4.
Мезофакторы влияют на социализацию
как прямо, так и опосредствованно
через четвертую группу — микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно
влияющие на конкретных людей, которые
с ними взаимодействуют, — семья и домашний
очаг, соседство, группы сверстников,
воспитательные организации, различные
общественные, государственные,
религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.
Cerrado a cal y canto el Concello de Ponteceso por un positivo en covid-19
Этапы социализации личности
Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:
- освоение социальных норм и ценностей и норм;
- стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
- интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.
Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.
Основными считаются следующие этапы:
-
Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
-
Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
-
Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:
- Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
- Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
- Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
-
Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.
-
Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.
Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.
Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.
Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.
Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.
Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.
Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.
Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.