Символдрама — это что такое… техники и методы психотерапии
Содержание:
- Глаз Гора (уаджет, уджат)
- Упражнение «Я художник я так вижу»
- Польза данного метода
- Основы
- Символдрама образы дом. Х. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков >.. . Обследование дома Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы.
- Как проходит поиск верного «ключа»?
- Показания
- 3.1.2. Сбор анамнеза
- Структура
- 3.1. Первый контакт с ребенком
- Что выясняется в ходе символдрамы?
- Что в символе тебе моем?
- Символдрама при алкоголизме и наркомании
- Мотив «Цветок»: Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- Основные образы
- Легкость воображения
- Основные мотивы
- Основные направления, где символдрама хорошо себя зарекомендовала
- История создания метода
Глаз Гора (уаджет, уджат)
Фотография сделана в Эрмитаже
Символом этого метода Ханскарл Лёйнер выбрал Глаз Гора (Уаджет). В древнем Египте амулет с таким изображением носили при себе как защиту от болезней и злых сил. Это связано с мифом, в котором злой бог пустынь Сет погубил своего брата Осириса (бога возрождения), разрубил его на много кусков и разбросал по всему свету. Гор, сын Осириса, при помощи своего лунного глаза смог найти и собрать воедино все части своего отца и вернул его к жизни. Глаз Гора отражает удивительную способность символдрамы заглядывать в глубины человеческой души, в глубины бессознательного и возвращать ощущение целостности и внутреннего единства.
Упражнение «Я художник я так вижу»
У вас должен быть запрос – проработать какую-то вашу проблему. (Можете её не называть в группе).
По условиям игры – та карта, которую вы вытащите, будет каким-то образом намекать на эту проблему, отражать её своеобычно или просто «в лоб».
В карте (какой бы она ни была красивенькой) должно быть «что-то не так».
Мы работаем с одной картой из колоды» 1000 Дорог» – спонтанной.
Цель нашего упражнения с картой – заменить «ущербную больную картинку», свидетельствующую о вашей проблеме, на картинку здоровую, сигнализирующую о найденном вами пути к исцелению, или даже о полном снятии внутреннего конфликта.
Итак, вы вытаскиваете одну спонтанную карту «1000 Дорог», думая о своём вопросе. Рассмотрите карту достаточно бегло и выделите взглядом – один-единственный образ, деталь.
Запомните этот «самый отозвавшийся вам образ» из карты.
Ну а затем – вы сразу же закрываете глаза и – меняете картинку – по своему желанию и ощущению. В воображении. Проще говоря, вы – ВМЕСТО НАШЕЙ КАРТЫ СОЗДАЁТЕ СВОЮ.
Итак, вы изменили картинку. Вы перенесли в вашу новую авторскую картинку тот образ, который вы запомнили из вытянутой вами старой карты.
А теперь – медленно отвечайте на следующие вопросы:
Польза данного метода
Отзывы о символдраме исключительно положительные, поэтому она стала основным средством помощи пациентам в решении сложнейших вопросов. Ведь это взаимодействие с воображением, а также возможность перенести на бумагу корень проблемы, которая казалось бы, просто неразрешима, а видение ее в изображении некоего образа помогает вытащить ее из глубин подсознания, что дает возможность благополучного разрешения.
Был, например такой случай, когда к психотерапевту пришла женщина, части личности которой были абсолютно разрознены и противоречили друг другу. На ее хрупких плечах лежали и предпринимательство, и часто болеющий ребенок, и личные проблемы со здоровьем. Вдобавок ко всему вскрылась неверность любимого супруга, что просто «добило» ее. Психотерапевт Вера Васильевна Дризо предложила этой пациентке представить маленькое зернышко, которое впоследствии повело себя весьма нестандартно – ожило и выросло в роскошный розовый куст.
К следующему сеансу молодая женщина изменилась до неузнаваемости и призналась, что «сбросила лет так десять». А через две недели ее жизнь заметно наладилась, так как муж признал свою ошибку и попросил прощения, а она смогла простить его грех и начать строить жизнь с нуля. Мигрень прошла, а ситуация на работе сложилась благоприятным образом.
Основы
Сам Лёйнер выделил три основы символдрамы — принципы, которые отличают её от прочих направлений в психотерапии и психологии.
Управляемая регрессия
Через символы пациент, сам того не подозревая, возвращается назад, в прошлое. Он рефлексирует события, происходившие тогда, через обсуждение образов с психотерапевтом. Подобным образом регрессия контролируется обоими участниками процесса.
Эмоционально-корректирующее воздействие
Если обратить пациента в прошлое напрямую, воссоздав психотравмирующую ситуацию так, как она происходила, это может вызвать ступор. Вернувшаяся боль может быть такой силы, что состояние только ухудшится. Символдрама позволяет корректировать эмоциональный опыт, смягчать его.
Представление образов в присутствии психотерапевта
В психотерапии существует несколько имагинативных техник, но они предполагают разную работу с образами:
- метод активного воображения Юнга: пациент в одиночестве представляет образ, затем, спустя время, приходит на сеанс и рассказывает о нём психотерапевту;
- высшая ступень аутотренинга Шульца: пациент представляет весь образ молча, а затем рассказывает увиденное психотерапевту.
Отличительная особенность символдрамы в том, что пациент моментально передаёт психотерапевту всё, что представляет прямо сейчас, в эту минуту. Диалог позволяет отсеять ненужные мысли, стереотипы общества и прочие примеси, которые замутняют образ.
Символдрама образы дом. Х. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков >.. . Обследование дома Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы.
2. 3. 7. 4
Обследование дома Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы.
Прорабатывание мотива дома также требует больше времени, иногда даже два сеанса.
Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный материал.
По этой причине мотив дома следует предлагать только таким пациентам, которые уже хорошо освоились с методом символдрамы и которых психотерапевт может считать способными выдержать определенную психологическую нагрузку.
Мотив дома следует по возможности повторять несколько раз в курсе символдрамы.
3.
Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей.
В мотиве дома, в его комнатах и служебных помещениях, в том, как они оборудованы, находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи.
В мотиве дома проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние.
Различные помещения дома символизируют различные стороны личности.
Специально посвященная мотиву дома книга психотерапевтов Эдды Клессманн и Ханнелоры Айбах называется «Там, где живет душа» .
Эти особенности символики дома наиболее ярко выражены у взрослых пациентов и у подростков.
Напротив, более младшие дети, а также незрелые личности часто переживают свою реальную дачу или дом своих знакомых и родственников.
Представление мотива дома важно поэтому для анализа домашней ситуации ребенка.
Техника работы с мотивом дома предполагает, что после представления образа луга пациента просят представить себе, что он видит какой — нибудь дом.
При этом следует избегать каких — либо конкретных заданий и описаний.
Еще лучше, если пациент сам встречает на своем пути дом
Как проходит поиск верного «ключа»?
Сопровождая пациента, психотерапевт совместно с ним изучает нужный образ, используя необходимые техники, а также помогает в раскрытие глубин подсознания, задавая наводящие вопросы и так далее. Данная процедура продолжается в среднем 15 минут, в течение которых клиент с помощью психолога истолковывает образ, осмысливает то, какое отношение имеет увиденное к происходящему в реальной жизни и к состоянию души. Результатом проделанной работы становится осознание проблемы, снятие напряжения и перемена эмоционального состояния в положительную сторону, а самым главным достижением становится обнаружение выхода из замкнутого круга, что влечет за собой позитивные изменения в жизни. После чего клиент получает «домашнее задание», воспроизвести образ, запечатлеть на бумаге, описать в нескольких словах и принести на последующий сеанс, чтобы психотерапевт смог его проанализировать. Это необходимо для осмысления множества деталей и стимуляции поиска параллельных решений для выхода из ситуации, не дающей покоя.
Показания
В психологии:
- проблемы во взаимоотношениях,
- детские психотравмы, связанные с разводом родителей, смертью кого-то из родственников, неприятие сверстниками, первая несчастная любовь,
- замкнутость, закомплексованность,
- приступы агрессии,
- трудные жизненные ситуации: увольнение с работы, развод, несложившиеся отношения.
В психотерапии:
- фобии,
- навязчивые состояния,
- нейро- и психовегетативные нарушения средней тяжести,
- психосоматические расстройства,
- энкопрез, энурез,
- булимия, психогенное переедание, нервная анорексия,
- неврозы с психической манифестацией,
- дезадаптация,
- нарушения концентрации внимания, рассеянность, проблемы с обучением,
- неврастения,
- сексуальные расстройства.
Благодаря символдраме, вскрывается психосоматика — влияние психологических причин на развитие телесных заболеваний. Это позволяет работать с такими диагнозами, как энкопрез, энурез и заикания.
3.1.2. Сбор анамнеза
Структура
Все сеансы символдрамы, независимо от вида, проходят по одному и тому же сценарию. Этапы:
- Предварительная беседа — пациент рассказывает о себе, о проблеме, об ожиданиях, чувствах, эмоциях (20 минут).
- Релаксация — вводится в расслабленное состояние, обычно — лёжа на кушетке (5 минут).
- Представление образов (от 5 до 40 минут — в зависимости от запущенности ситуации).
- Обсуждение представленного (10 минут).
После ухода пациента психотерапевту предстоит ещё много работы. Он должен проанализировать то, что происходило на сеансе. Обычно представленные образы характеризуются как:
- незрелые архаические с доамбивалентными свойствами;
- более зрелые с уже амбивалентными и амбитендентными свойствами;
- эдипальные;
- латентные и подростковые;
- зрелые.
На основе проведённого анализа подбираются образы и наиболее эффективные техники работы для следующего сеанса.
3.1. Первый контакт с ребенком
Что выясняется в ходе символдрамы?
- Пациент (в форме доходчивых образов) выясняет свои бессознательные конфликты.
- Выясняет свои аффекты и подавленные инстинкты.
- Выясняет свои личные механизмы защиты от проблем.
- Вспоминает погашенные конфликты раннего детства.
Любому психотерапевту известно: проблема человека , вытащенная на поверхность и увиденная во всей красе — исчезает, перестаёт быть проблемой, рассасывается. Все проблемы человека имеют силу только тогда, когда они глубоко спрятаны и как следствие этого — неосознанны человеком. Иногда словами сказать бывает трудно, иногда и невозможно. То, что нельзя сказать словами, «проговаривается» пациентом на языке образов, отвлечённых от проблемы картинок. Так проще. И так — эффективнее. Слова — очень вязкая материя, попробуйте быстро плыть кролем в растопленном шоколаде. Вот поэтому психоанализ, который имеет дело со словами, такой медленный — он работает только за 100 — 150 сеансов, но так приятен и… дорог, как бассейн из растопленного шоколада. А символдрама — имеет статус краткосрочной психотерапии, ей не нужен обмен умными словами, ей нужен результат. Особенно, когда речь идёт о детских неврозах.
Что в символе тебе моем?
Символдрама, или кататимно-имагинативная психотерапия – направление современной психоаналитической терапии. Символдраму еще называют «методом сновидений наяву», потому что в процессе сеанса происходит фантазирование на свободную или заданную специалистом тему. Этим и объясняется корень «драма» в названии метода. А приставка «символ» указывает на то, что метод позволяет расшифровывать различные образы, которые создает пациент, а также использовать эти образы с терапевтической целью. Во многом символдрама обращается к работам Юнга и его теории архетипов.
Например, специалист по символдраме может использовать в своей работе картинки, открытки с совершенно различными изображениями и предложить пациенту выбрать любую из открыток. Затем терапевт трактует данный выбор, ведь по теории психоанализа он не может быть случаен (даже если сам человек убежден в обратном) и продиктован нашим подсознанием. Выбирая фотографию лисы в клетке, человек может бессознательно испытывать чувство подавленности и загнанности, но расшифровать этот символ может только опытный специалист в ходе беседы и наблюдения за пациентом.
Символдрама эффективна при лечении неврозов, психосоматических заболеваний, психотравм, она позволяет эффективно и минимально болезненно для пациента выявить и проговорить его боль и проблемы.
Символдрама при алкоголизме и наркомании
Существующий сегодня метод кататимно-имагинативной психотерапии (символдрама) разработан психотерапевтом профессором Х. Лёйнером на основании работ К. Юнга, известен и широко используется с конца прошлого века в Германии, Австрии, Голландии, России, странах СНГ.
Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» представляет собой фантазирование в состоянии расслабления при помощи образов на тематику, предложенную психотерапевтом.
Символдрама объединила методы классического психоанализа и поведенческую психотерапию, глубинный анализ Юнга, гуманистическую психологию и аутотренинг. Психотехника сочетается с психодрамой, игровой психотерапией. Используются методы самовнушения.
Роль психотерапевта заключается в общем направлении работы воображения, помощи больному в виде вопросов. Работа с подсознанием, не контролируемым разумом, позволяет доктору выявить основные проблемы, страхи клиента.
Мотив «Цветок»: Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
Отклонения от нормы:
- Искусственные цветы, особенно ярких, вызывающих окрасок
- Цветы из железа, стали, чёрные цветы и тому подобные фантастические сюжеты.
- Цветы, вызывающие страх, отвращение и гадливость у самого же пациента.
- Невозможность сосредоточиться на одном цветке, постоянное изменение его формы, быстрая смена образов нескольких цветов.
- Быстрое увядание представленного цветка, опадание листьев и лепестков.
- Цветок как бы висит в воздухе, не имея почвы.
У многих, кто работает с образом цветка, может возникнуть одна из распространённых проблем: сознание не в силах сконцентрироваться на одном цветке, образы постоянно сменяют друг друга. Тогда нужно мысленно дотронуться пальцем до выбранного цветка и начать тактильно его обследовать. Как правило, после этого фиксируется один выбранный образ.
Признаки нормы:
Яркие, естественных тонов, настоящие цветы, которые легко узнаются — ромашка, роза, колокольчик и т.д. Признаком нормы и очень богатого воображения также считается цветок-гибрид, смесь двух настоящих цветов. Признаком нормы считается цветок, который вызывает радость у того, кто его воображает, находящийся в заполненном ландшафте, не зависающий в «пустоте».
После того, как у Вас, наконец, получится полноценная визуализация по мотиву «Цветок», Вы можете заметить, что некоторые проблемы, давившие на Вас подспудно, вышли наружу и перестали Вам досаждать.
Однако, Цветок — это всего лишь тренировка способности вашего воображения к визуализации. Настоящее решение проблем обусловлено столкновением Вас с самыми близкими Вам архетипическими сюжетами. Для кого-то это будет подъём на гору и панорама, открывающаяся с горы, для кого-то встреча с Существом на опушке леса, а для кого-то — обследование дома.
Образ цветка заменяет в символдраме традиционную медитацию на пламя свечи, которую, в отличие от символдрамы проводят в реальности и с открытыми глазами.
Если Вам трудно сосредоточиться, начните с этой классической медитации — медитируйте на свечу, и вскоре из её пламени к Вам будут приходить образы. А первым из них, вероятней всего, окажется образ цветка.
Запомните, без развитого навыка визуализации, любая практика позитивного мышления остаётся словами, написанными на бумаге.
Елена Назаренко
www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»
Основные образы
Основные положения для развития образной фантазии — специально отобранные мотивы, наиболее соответствующие проблематике, вызвавшей внутренний конфликт.
Основатель метода Х. Лёрнер предлагал следующие образы:
- луг;
- подъем в горы с обзором открывающейся панорамы;
- следование по течению ручья или против него;
- обследование жилого помещения;
- наблюдение за лесной опушкой, описание встречи с неизвестным существом, вышедшим из леса.
Каждый мотив используется для решения определенной проблематики.
Для подростков особое значение приобретают проблематики:
- проблемы личностной оценки;
- социализации;
- идентификация идеального «Я».
При работе с детьми эффективны образы:
- воображение себя через 10 лет;
- наблюдение за семейством животных.
Эти образы в символдраме помогают врачу составить мнение о характере отношений в семье, выявить факторы, травмирующие психику.Лекция о работе с образами в символдраме и их значение:
Легкость воображения
Не чувствуя на своем пути никаких ограничений, образы возникают весьма сумбурно, непринужденно и неожиданно, минуя психологические барьеры именуемые «здравым смыслом», которые в работе с пациентом только мешают. Ведь все тайны, скрытые в глубинах подсознания, прорываются на поверхность, отражаясь в неких мотивах, после чего неминуемо включается защитный барьер. Именно в образах во всей красе предстает субъективный мир пациента, а так же особенности его характера, бессознательные реакции, неосознанные противоречия и глубоко запрятанные чувства, пугающие и мешающие человеку жить, а также неизменные модели поведения в социуме.
Следуя данной психотерапевтом инструкции, символдрама становится подвластной самому пациенту, и он проводит самостоятельный анализ возникшего образа, изучает свое подсознание, взаимодействуя с ним. Результатом становится осознание собственных запретных эмоций и чувств, воедино сливаются разрозненные части личности, изменяются бессознательные психоустановки, что вкупе содействует росту личности.
Основные мотивы
Ханцкарл Лейнер предлагает несколько упражнений для символдрамы:
- Луг, образ которого обычен для любого сеанса психотерапии.
- Гора, точнее подъем на высоту для просмотра вида панорамы.
- Ручей, вдоль которого следует идти по течению или против него.
- Дом, изучение его обстановки.
- Созерцание лесной опушки в ожидании выхода из темного леса некого существа.
Любой из мотивов является обширным полем для деятельности в различных сферах психиатрии. Но все же имеется установленное соответствие между отдельно взятым упражнением и конкретной проблемой. К тому же речь идет об отношении некоторых мотивов к стадиям развития в детском возрасте, а также к специфичной результативности каких-либо из них по отношению некоторых заболеваний и их симптоматики.
Основные направления, где символдрама хорошо себя зарекомендовала
-
ПТСР, Работа с последствиями психической травмы (типичные симптомы: беспомощность, перевозбуждение, нарушения сна, пугливость, не отпустить контроль, тревога, вина, субфебрильная температура (ок. 37°), навязчивые воспоминания о травматичном событии, депрессия, потребность в уединении, психосоматические нарушения, диссоциации, нехватка времени и другие).
- Последствия шоковой травмы (неожиданно произошла резкая ситуация с беспомощностью, например, изнасилование)
- Последствия травмы развития (когда человек длительное время находился в ситуации, где были фрустрированы значимые потребности)
- Психосоматика. Многие соматические заболевания имеют психологическую природу. Психологическая природа доказана у следующих заболеваний: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, эссенциальная гипертония, ревматоидный артрит и нейродермит. Вегето-сосудистая дистония (ВСД) также связаны с психологическими факторами. Ряд авторов выделяют психологическую природу и у тяжёлых соматических заболеваний, таких как онкология. В рамках символдрамы есть отдельная ветка, имагинативная психотерапия тела (ImKP), где есть возможность помогать пациентам с любым соматическим заболеванием.
- Работа с неврозами
- Помощь при депрессиях
- Психотерапия пар
- Психотерапия детей и подростков
История создания метода
Основоположником символдрамы является немецкий психиатр, профессор медицины Ханскарл Лёйнер. Долгие годы он руководил отделением психотерапии и психосоматики в психиатрической клинике Гёттингенского университета в Германии. Лёйнера интересовали труды Юнга и сам он работал в рамках классического психоанализа, однако довольно быстро обнаружил, что далеко не всем пациентам клиники подходит психоанализ.
Яков Обухов. Введение в основы символдрамы.
Отличительные черты символдрамы – простота и в то же время глубина, научность.
Основу символдрамы составляет воображение на заданную (в первое время) и свободную (на более поздних этапах терапии) тему. Образы на заданную тему в значительной мере опираются на теорию архетипов Юнга.
Символдрама хорошо себя зарекомендовала в работе с такими проблемами как: — депрессия — психосоматика — внутриличностные конфликты — травмы — стрессовые расстройства — фобические расстройства — навязчивые состояния И так далее.
Символдрама помогает обнаружить неосознаваемые скрытые конфликты, паттерны поведения и психологические травмы. Встреча с ними может быть болезненна, но лишь прожив этот опыт эмоционально, мы можем получить ресурсы для исправления жизненной ситуации и движения вперёд.
Символдрама работает очень мягко, она помогает миновать сознательные барьеры психики и проработать конфликты аккуратно и глубоко.
Как проходит сеанс?
На образ отводится примерно 20 минут в конце сессии. Терапевт вводит клиента в состояние расслабления и предлагает представить образ.
На первых этапах терапии это образ на заданную тему.
Например, на первом сеансе клиенту чаще всего предлагается мотив цветка.
Клиент исследует этот образ, если он приятный – клиент просто наслаждается и получает ресурс для дальнейшей работы, однако чаще всего уже на первом сеансе обнаруживаются актуальные проблемы и из простого цветка, образ превращается в длинную историю о наболевшем.
Если в течение образа происходит что-то неприятное, то это исследуется и исправляется непосредственно в воображении. Таким образом, через символический уровень запускается процесс изменений.
Всё, что происходит во время сеанса – это отражение актуальных психических процессов клиента. И у всего, что клиент представляет в воображении, есть символическое значение, как индивидуальное, так и общее для всех людей.
Так, например, если клиент представляет розу, то на уровне коллективного бессознательного – это символ, имеющий отношение к сексуальности. Но для отдельно взятого человека он может иметь другое значение. Например, бабушка клиента выращивала розы, а год назад она умерла. И тогда разбирая этот образ, можно обнаружить, что человек не до конца пережил уход близкого человека. И терапевт помогает клиенту справиться с этой утратой.
Потом терапевт даёт домашнее задание – нарисовать рисунок на тему образа. Причем умение рисовать не имеет значения и даже наоборот, профессиональные рисунки часто мешают работе. Цель рисунка – глубже проработать тему.
На следующей встрече терапевт и клиент вместе анализируют рисунок и затронутые важные темы.