Отличия проблемы от задачи. разница между проблемами и задачами

Формулировка постановки проблемы

Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.

Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:

  • раскрывать сущность конкретных объектов;
  • выделить направление работы, предполагающее продолжение;
  • согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.

Начинающим соискателям можно порекомендовать обучающий курс «Как написать статью для публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science?». В рамках курса рассматривается тема «Постановка и обоснование проблемы». По окончании слушатели получают сертификат о прохождении курса. Желающим бесплатно предоставляется доступ к первому вебинару.

Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.

Как правильно ставить задачи чтобы добиться желаемой цели

Сначала мы выбираем цель, потом концентрируем на ней свое внимание. Вот он желанный результат, ради которого мы готовы стараться и сворачивать горы. Затем мы оцениваем свои реальные возможности, ведь только так мы можем плодотворно работать и адекватно действовать для достижения цели

Теперь можно выстраивать цепочку задач, исходя из цели и заданного направления

Затем мы оцениваем свои реальные возможности, ведь только так мы можем плодотворно работать и адекватно действовать для достижения цели. Теперь можно выстраивать цепочку задач, исходя из цели и заданного направления.

Казалось бы, можно скорее приступать к осуществлению заветной цели! Но это тот случай, когда лучше дольше готовиться, но потом быстро все сделать. Поэтому сначала нужно придумать план и определить задачи, которые будут конкретными шагами на пути к цели. Каждая задача должна приближать нас к цели, маленькими, но уверенными шагами.

Каждая задача может быть разной, но она ведет к одному результату. Сверяясь с планом, мы не уйдем в сторону и не сделаем ничего лишнего на пути к цели. Каждый раз, выполнив задачу, мы сравниваем нынешнее положение дел с тем, что мы хотим получить. Мы чувствуем удовлетворение от выполненной работы, так как мы видим, что стали ближе к цели.

Иногда на пути мы встречаем препятствия или что-то оказывается не таким, как мы думали. Тогда мы можем корректировать задачи, что может вызвать необходимость изменения связанных с ней других задач, хотя может не изменить наш план

Важно проверять актуальность плана, исходя из выполненных задач и актуальности желаемого результата. Возможно, в процессе вы поймете, что вы хотите изменить цель, тогда и план придется изменить, но ничего страшного, ведь жизнь всегда просит изменений, это и дает нам ощущение неповторимости нашей жизни

Бывают цели, которые выполнить легко и быстро. Достаточно выполнить несколько задач, и мы получим то, чего так страстно желаем. Однако на осуществление некоторых целей может уйти много времени. Чтобы не потеряться на пути к результату, нужно ставить подцели к нескольким задачам.

Другие инструменты для решения проблем

Модель продуктивного мышления Тима Херсона (Tim Hurson)
В книге «Думай лучше» (Think Better) писатель и гуру креативного мышления Тим Херсон предложил 6-этапную модель творческого разрешения проблем. Этапы модели продуктивного мышления таковы:

1. Спросите: «Что происходит?» Определите проблему, ее влияние на компанию, а затем — ваше видение будущего.
2. Спросите: «Что значит успех?» Определите, как должно сработать решение, какие ресурсы для него нужны, каков его масштаб и какие ценности оно поддерживает.
3. Спросите: «В чем вопрос?» Составьте полный список вопросов, ответы на которые решат проблему.
4. Найдите ответы. Ответьте на вопросы из 3-го этапа.
5. Сформулируйте решение. Оцените ценные идеи по критериям из 2-го этапа. Выберите решение.
6. Подберите ресурсы. Определите, какие сотрудники и ресурсы нужны для выполнения решения.

Составьте диаграмму Исикавы для анализа причин
Самая важная часть определения проблемы — это изучить возможную причину ее возникновения. Вам придется задать себе примерно такие вопросы: где и когда это происходит? Как это происходит? С кем это происходит? Почему это происходит?

Добраться до первопричины можно с помощью диаграммы Исикавы (которую также называют диаграммой причинно-следственных связей и диаграммой рыбьей кости).

В правой части диаграммы мы располагаем последствие, используя его в качестве формулировки проблемы. Затем мы перечисляем слева все возможные причины, сгруппировав их в более крупные категории. Получившаяся в итоге диаграмма напоминает рыбий скелет. 

Для поиска решения используйте аналогииЁЁ
Аналогии — еще один полезный инструмент. «Мышление по аналогии» использует информацию из одной области для решения проблемы в другой. Суть заключается в том, что мы находим способ решить текущую проблему, используя для этого решение другой проблемы. Но будьте внимательны! Новичкам работать с аналогиями непросто, к ним нужно привыкнуть.

Пример: у врача есть пациент с неоперабельной опухолью. Чтобы убрать опухоль, врач может использовать лучевую терапию, но она уничтожит и здоровые ткани.

Двое исследователей, Гик и Холиок, отметили, что людям было гораздо проще решить, что делать врачу, если перед этим они читали историю о генерале, которому необходимо захватить королевскую крепость, но при этом постараться избежать мин, которые сдетонируют, если по улицам пройдет большая армия. Генерал посылает небольшие отряды солдат по разным улицам, так что армия собирается возле крепости в одно время и штурмует ее всей мощью.

Задайте 12 вопросов «что еще?»
В книге «Архитектура изобилия»  Ленидра Дж. Кэрролл  описывает методику решения проблем, состоящую из вопросов и ответов.

Если вкратце, то при возникновении проблемы задайте себе вопрос относительно нее и найдите 12 вариантов решения проблемы (12 «что еще?»). Далее можно взять один из этих вариантов, превратить его в вопрос и придумать еще 12 «что еще». И повторять, пока решение не будет полностью готово и его можно будет доставать из духовки.

В науке

Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания), а соответственно контроля, прогнозирования, управления явлениями, процессами, событиями. Следует отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения)[источник не указан 178 дней]. Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов — учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического характера.

Научная проблема — это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению.
При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема — задача требующая решения. В русской культуре проблема — стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).

Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.

Проблема и проблематика не есть научное знание, но при формулировании дефиниций, тезауруса, идей, концепций выполняется основополагающая методология науки: описание, персонификация (поименование), классификация проблем, задач, направлений, объектов, что является постановочной частью (целеуказанием) для стратегии поисковых работ и практической проверке гипотез, концепций, идей.

Типичные ошибки при формулировке целей и задач

На начальном этапе, когда вы только учитесь грамотному целеполаганию, могут возникнуть некоторые сложности. Давайте рассмотрим типичные ошибки, чтобы быть готовыми к ним:

  1. Слишком размытая цель. Я говорила, что цель может быть менее конкретной, но всему есть предел. Избегайте туманных формулировок типа “стать лучше”, “больше зарабатывать”, “много путешествовать” и т. п. Они никуда вас не приведут.
  2. Слишком масштабная цель, для достижения которой понадобится несметное количество задач. Например, вы только окончили институт, а уже метите в президенты. Лучше разбить такую глобальную цель на несколько подцелей и сфокусироваться на достижении ближайшей.
  3. Задача дублирует цель вместо того, чтобы раскрывать ее. То есть совсем не отвечает на вопрос “Что нужно сделать?” и не помогает вам двигаться вперед.
  4. Задача противоречит цели. Например, цель – накопить денег на автомобиль, а задача – купить новый телефон. В данном случае они тянут в разные стороны.

Старайтесь избегать этих ошибок и очень ответственно подходить к процессу целеполагания. Не жалейте сил и времени на проработку целей, и все ваши затраты окупятся с лихвой.

4 популярных метода для принятия решений

1. SWOT

SWOT-анализ подразумевает создание матрицы, что помогает систематизировать информацию по категориям:

  • Strengths — сильные стороны.
  • Weaknesses — слабые стороны.
  • Opportunities — возможности.
  • Threats — угрозы.

Как результат, перед вами матрица с характеристиками проблемной ситуации. Полученная информация помогает принять более правильное решение в существующих условиях.  

2. Диаграмма Парето

С помощью этого метода вы можете определить проблемные зоны и пошагово найти решение.

Диаграмма Парето может быть:

  • По результатам деятельности (выявляет главные проблемы).
  • По причинам (выявляет основные причины).

Построение диаграммы складывается из 7 этапов:

  1. Определение проблемы.
  2. Создание списка причин, которые провоцируют проблему.
  3. Подсчет количества возникновений каждой причины за определенный промежуток времени.
  4. Составление таблицы с данными, которые расположены в порядке убывания по значимости.
  5. Отображение данных в системе координат. Ось абсцисс — перечень факторов, ось ординат — величина вклада факторов в решение проблемы.
  6. Создание диаграммы по каждой отдельной причине проблемы.  Высота столбиков должна уменьшаться слева направо.
  7. Анализ результатов по диаграмме.

3. Схема Исикава

По-другому эта схема называется — «причинно-следственная диаграмма» или «диаграмма рыбьей кости». Она позволяет схематически изобразить основные характеристики проблемы. Исикава — один из разработчиков концепции организации производства «Тойота».

Схема строится от сформулированной проблемы. От нее исходит так называемый «хребет» — горизонтальная линия. Эта линия имеет множество ответвлений — основных факторов проблемы. Каждый из факторов делится на причины, которые сформировали тот или иной фактор. Как правило, это несколько причин. 

Диаграмма отлично помогает увидеть взаимосвязь между факторами проблемы и определяет главные причины, а значит помогает выбрать верное решение.

4. Карта рисков

Действенный инструмент, который поможет принимать решения, описан в книге «Правильный выбор» Джона Хэммонда, Ральфа Кини и Говарда Райффа. 

Авторы помогают с помощью карты рисков получить наилучший результат из всех возможных. 

Итак, чтобы принять правильное решение вам необходимо:

1. Обозначьте свои основные сомнения

Выпишите их по каждому из вариантов решения, затем рассмотрите, чтобы определить критичность. 

2. Определите возможные последствия

Количество последствий зависит от количества сомнений.

3. Определите вероятные сценарии развития событий 

Понимание вероятностей поможет понять реальность того или иного подхода.

4. Проанализируйте результаты

Описывайте результаты как можно подробнее по каждому решению. Вы можете оценивать результаты в рамках обозначений «нормально» или «плохо», а еще финансово характеризовать «входит в бюджет» или «слишком дорого». 

Особо сложные решения требуют бОльших усилий, чем обдумывание сомнений и рисков. В этом вам поможет дерево решения, которое показывает суть решения и взаимосвязь выбора с сомнениями. 

Например, Джанет решает, где ей провести корпоратив:

Таким образом, Джанет выбирает вариант проведения корпоратива в горах, ведь он наиболее результативен, экономичен и имеет 30% рисков.

Что такое принятие решений и решение проблем

Каждый день мы принимаем сотни решений, которые влияют на нашу жизнь: по разным оценкам только относительно еды их количество доходит до 225 в день. Решения часто оказываются неудачными, нам приходится работать с их последствиями и принимать новые решения. По данным Росстата за 2019 год, в России на 1 000 браков пришлось 653 развода, а за последние 15 лет индустрия сведения татуировок выросла на 440%.

Неэффективные, неуместные, необоснованные решения в бизнесе и управлении встречаются не реже, чем в бытовых ситуациях. Пять лет назад Мировой Экономический Форум в Давосе сделал прогноз, какие компетенции будут определять профессионала будущего в 2020 году. Сейчас это будущее уже наступило. Компетенции, связанные с принятием решений, остаются в ТОП-10 самых важных навыков, а решение сложных проблем занимает лидирующую позицию.

Прогноз 2016 года о самых востребованных навыках будущего — в 2020 году

(Фото: World Economic Forum)

Решение проблем и принятие решений часто смешивают или используют как синонимы. Корректно их разделять, при этом рассматривать в одном «семействе» компетенций РППР (PSDM) — Решение Проблем и Принятие Решений (Problem Solving & Decision Making).

К PSDM обычно относят:

  • Системное мышление.
  • Стратегическое мышление.
  • Критический анализ информации.
  • Осознанность в принятии решений.
  • Взаимодействие со стейкхолдерами.
  • Креативный подход к решению проблем.
  • Лидерство в условиях неопределенности.
  • Стимулирование организационных изменений.

Большинство компаний, которые я консультирую, добавляют хотя бы два-три навыка из этого списка в модели корпоративных компетенций или эталонные профили должности. При этом чем выше управленческая позиция, тем серьезнее требования бизнеса и меняющегося ландшафта к уровню этих компетенций. Здесь есть две новости: хорошая и не очень.

Хорошая новость в том, что научные сообщества давно изучают PSDM с разных сторон. Например, Ариэль Рубинштейн развил концепцию Герберта Саймона о нашей ограниченной рациональности и рассмотрел наши решения в русле институциональной экономики и теории игр. Психологи-когнитивисты Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2002 году и Амос Тверски описали, как мы ищем «короткие» пути в решении сложных задач, но попадаем в ловушки и предубеждения. А социолог Барри Шварц в книге «Парадокс выбора» объяснил, почему большой выбор затрудняет принятие решений и приводит к ощущению неудовлетворенности.

Новость, которая не очень. Ни исследовательское, ни бизнес-сообщество до сих пор не решили, что именно считать решением: взгляды на природу решений разные, а единого определения — нет.

История из жизни #2

Притча о том, что проблемы нужно решать, а не сокрушаться по поводу их наличия.

Один профессор так учил своих студентов. Он взял в руки стакан, наполненный водой, и стал его держать на вытянутой руке.
— Как вы думаете, что будет, если я так простою минуту?
— Вам будет неприятно.
— А если я так простою час?
— Рука затечет и удерживать стакан будет тяжело.
— А если я так день простою?
— Наверное, рука так занемеет, что может начаться паралич.
— А вес стакана меняется в зависимости от времени, сколько я его держу?
— Нет, не меняется.
— И что мне нужно сделать, чтобы у меня не случился паралич?
— Поставить стакан на стол!
Профессор с облегчением поставил стакан на стол и сказал:
— Вот так и с решением проблем. Чем дольше вы думаете о проблеме, тем тяжелее вам становится. Единственное, что может вас избавить от напряжения — это действие.

О том, как развиваются проблемы клиента и чем проблема отличается от боли

Пришло время обратиться к моей любимое книге о продажах — «СПИН Продажи». Ее автор, Нил Рекхем, пишет о нескольких стадиях развития потребности клиента:

  1. Сначала покупатель не подозревает о существующих у него потребностях.
  2. Затем начинается развитие скрытой потребности: обнаруживаются небольшие недостатки или легкая неудовлетворенность текущим положением.
  3. Потом происходит осознание реальной проблемы и серьезных трудностей. Недовольство нарастает.
  4. В конце концов, потребность становится явной необходимостью, желанием или намерением действовать.

Описанный процесс происходит в голове клиента до каких-либо действий. Клиент только осознает, что что-то надо делать, чтобы выбраться из текущего положения. Он готов тратить время, чтобы оказаться в более приемлемых условиях. Я уверен, что после осознания желания действовать процесс развития потребности не останавливается. Это легко проверить. Рассмотрим упрощенный сценарий покупки автомобиля:

После осознания своего желания получить машину клиент должен сделать кучу шагов. Сама покупка — это один из шагов на пути к успеху. Процесс выбора и покупки машины сложный и долгий. Но и в небольших сделках есть шаги помимо покупки. Давайте посмотрим, как клиент покупает шоколадку:

Даже такая простая сделка содержит несколько шагов и решений помимо самой покупки.

Чтобы приблизиться к пониманию отличия проблемы от боли и желания клиента, предлагаю шаг за шагом разобрать продажу от появления первого смутного желания что-то поменять до совершения конкретной покупки.

Чтобы не утонуть в деталях, возьмем условный пример — один парень решил купить себе машину. Моей жене нравится рисовать кроликов, и она помогла мне с иллюстрациями. Этого парня зовут Кролень.

Условия жизни вполне устраивали Кроленя, пока он не узнал, что на свете есть транспорт. Для Кроленя стало неожиданностью, что передвигаться можно быстрее и проще. Текущие условия перестали его устраивать. Не узнай он о транспорте — так бы и дожил до глубокой старости без беспокойства. Но все знакомые уже вовсю передвигаются на транспорте и Кроленю больно осознать себя отсталым.

Теперь у Кроленя проблема. Нужно узнать какой бывает транспорт, как он работает. Ему нужно понять что конкретно выбрать для себя: машину, троллейбус или самокат. Кролень хочет лучше представить будущие условия.

Друзья рассказали Кроленю про машины, автобусы и скейтборды. Кролень понял, что хочет машину.

В мечтах Кролень видит себя за рулем тачки с открытым верхом. Ему кажется, что очень круто иметь возможность проехать через весь лес за полчаса с ветерком.

Чтобы попасть в новые условия, нужен план. У Кроленя нет опыта покупки автомобилей. Он снова советуется с друзьями. Друзья советуют Кроленю достать денег, найти автосалон и купить там машину.

Позже, в автосалоне продавец рассказывает Кроленю нечто новенькое. Оказывается, что машины бывают обычные и спортивные. Кролень привык к высокой скорости своих лап и уже видит себя в спортивном кабриолете. По ходу продвижения к цели Кролень все точнее и точнее осознает условия, в которые он хочет попасть.

Кролень почти прошел намеченный путь, но как часто бывает, в конце все пошло не по плану. Денег на кабриолет не хватило. Кроме того, оказалось, что машину нужно регулярно заправлять и обслуживать. Зато Кролень узнал, что в качестве транспорта можно использовать велосипед. Продавец объяснил ему, что это так же полезно для здоровья, как бегать на лапах. На велосипед денег хватило, и Кролень рад своим новым условиям.

От момента осознания желания до момента покупки Кролень столкнулся с тремя базовыми проблемами:

  1. Проблема выбора и конкретизации будущих условий — «Что выбрать для себя?»
  2. Проблема выбора плана попадания в новые условия — «Как мне получить желаемое?»
  3. Проблема совмещения желаемых и возможных условий — «Как найти компромиссное решение?»

Кроме того, Кролень испытал боль от того, что не вовремя влился в тренд с транспортом и желание получить транспорт, чтобы быстрее передвигаться по лесу.

Пример 3.

1. Определение проблемы.
При установке наших деталей (сита с ячейками 50мм*16мм) у клиента упала производительность в 1,5 раза.
2. Изучение ситуации.
Клиент проверил размеры ячеек, площадь проходного сечения оказалась меньше, чем указанно на чертеже, в 1,5 раза. Т.е. размеры не соответствуют чертежам.
3. Выяснение причин.
Такие детали изготавливали неоднократно (сырье Х), однако в данном случае произошла замена сырья Х на сырье У. Не было технологии на резку сита из сырья У. Перед отгрузкой детали не контролировались. На чертеже клиента указаны требования, которые мы не способны были выполнить технологически.
4. Воздействие на причины.
Размер ячеек в данных ситах критически важен.
Согласован чертеж, устраивающий клиента.
Была разработана технология резки сит, подобраны режимы, позволяющие резать с требуемым качеством сырье У.
Введен 100% контроль ячеек при плазменной резке оператором.
5. Проверка результатов.
После проведения корректирующих действий подобных несоответствий больше не повторялось. Прошло больше года, заказы повторяются ежемесячно.
6. Закрепление изменений.
Разработан стандарт оформления чертежей сита данной конфигурации, внесены изменения в технологический процесс, описана технология резки указанной номенклатуры на разном сырье.
Введено правило обязательного согласования с клиентом чертежей, а также любых изменений чертежей и материала (сырья), с подписью клиента.
7. Извлечение уроков.
Любая замена материала (сырья) должна анализироваться на предмет последствий замены (возможно, нужно адаптировать технологию; перед тем, как делать партию, необходимо изготавливать пробники).

Дюжина рекомендаций по развитию навыков решения проблем и принятия решений

1. Определите проблему, требующую решения. Подумайте:

  • какую информацию вам нужно собрать;
  • из каких источников ее получить: отраслевые отчеты, эксперты, клиенты;
  • что вы будете считать лишней и неподходящей информацией;
  • что будет проблемой, а что – нет;
  • по каким критериям выбираете возможные решения;
  • что будет хорошим результатом.

2. Начинайте с конца. Прежде чем собирать информацию, подумайте, что вы будете делать после решения проблемы. Это поможет сфокусировать усилия и сократить затраты на предварительный анализ и генерацию идей. Если ответ «ничего», возможно, эту проблему не нужно решать в принципе.

3. Ищите «причины причин» имеющихся событий. Обычно настоящая проблема находится глубже на два—три слоя, чем проблемы на поверхности.

4. Насыщайте свое «фоновое знание» контекста. Оставайтесь в курсе событий своей специализации, регулярно читайте отраслевые публикации, обзоры и дискуссии. 

5. Обменивайтесь опытом с коллегами. Обсуждайте подходами к решению проблем с командой, коллегами в компании, отрасли или профессии.

6. Ищите интересные подходы в других областях. Коллекционируйте метафоры решения проблем и аналогии из других профессий.

7. Визуализируйте свои идеи. Неаккуратные закорючки, нарисованные от руки на листке бумаги, или элегантные графики в Excel: визуальное отображение ситуации, проблем и возможных путей решения добавит ясности и разовьет абстрактное мышление.

8. Изучайте разные источники. Знакомьтесь с разными моделями решения проблем, но главное — ставьте себе задачи на экспериментирование. Пробуйте как можно быстрее применить тот или иной подход, чтобы собрать собственный инструментарий.

9. Наблюдайте за профессиональными аналитиками. Попросите аналитиков описать ключевые этапы их работы. Фиксируйте для себя, как именно они подходят к сбору данных, обработке, анализу и интерпретации данных. 

10. Участвуйте в мозговых штурмах. Присоединяйтесь к генерации идей и инициируйте их сами, но убедитесь, что в основе обсуждения лежит настоящая проблема.

11. Ищите возможности, чтобы применить навыки:

  • сбора подходящей информации;
  • упрощения сложной информации;
  • формирования выводов на основе ограниченных данных;
  • определения критериев оценки;
  • генерации и отбор идей;
  • оценки своих личностных характеристик и их влияния на решения.

12. Запросите обратную связь. Попросите людей, с которыми вы работаете, дать обратную связь:

какую информацию вы обычно принимаете во внимание;
как точно вы формулируете выводы о ситуации;
понятно ли вы описываете суть проблемы;
насколько оригинальные и при этом действенные решения вы обычно предлагаете;
внимательны ли вы к анализу результатов.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Как правильно ставить задачи на основе целей

Как ставить цели, мы подробно рассмотрели в отдельной статье – не поленитесь и прочитайте. Здесь же осветим основные моменты при постановке задач.

Когда цель уже сформулирована, нужно проанализировать, чего вам не хватает для ее достижения. Это могут быть материальные ресурсы, какие-то знания и навыки, человеческие качества, связи и т. п. Действия по восполнению этих пробелов и будут вашими текущими задачами.

Например, вы поставили себе цель сбросить 5 кг. Что вам нужно для этого? Во-первых, купить абонемент в фитнес-клуб, во-вторых – составить рацион питания, в-третьих – пересмотреть свой образ жизни.

Следите, чтобы задачи не конфликтовали друг с другом. Они могут быть очень разными, но должны вести к одному результату. После выполнения каждой обязательно сверяйтесь с планом и при необходимости корректируйте его. Система должна быть гибкой и отзывчивой, иначе вы постоянно будете буксовать.

Задача всегда предполагает какое-то действие и носит практический характер. Она должна быть как можно более конкретной. Не допускается никаких туманных формулировок. То есть если вы решили придерживаться определенного рациона питания, то тут же должны этот рацион составить и обзавестись необходимыми продуктами.

Некоторые цели достигаются легко и быстро. Над некоторыми же приходится серьезно попотеть. Я рекомендую масштабные и долгосрочные цели разбивать на подцели и достигать их поэтапно.

Алгоритм решения проблемы

Чтобы понять, как действовать при решении той или иной проблемы, следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Сформулируйте проблему так, чтобы главный действующим лицом в ней были вы. Не «начальник у меня козел», «в мире не существует работы, которая бы меня устроила», «он меня не любит и не понимает», «все против меня». А «я не могут выполнить требования руководителя», «я не понимаю, какую работу хотел бы иметь», «я чувствую себя несчастной, когда не получаю внимания и заботы от мужа»
  2. Изучите внимательно свою проблему.

    • Можете ли вы изменить себя или свое поведение в данной ситуации – найти способ выполнить работу, поговорить с партнером о том, что вам не хватает, разобраться, что должно быть в работе вашей мечты.
    • Вы можете изменить саму ситуацию – перейти в другой отдел или добиться увольнения руководителя, пойти на сеанс семейной психотерапии, чтобы выстроить идеальные отношения с партнером, создать самому работу своей мечты.
    • Вы можете просто выйти из сложившейся ситуации – уволиться, отказаться от поиска работы мечты, разорвать отношения с партнером.
    • Вы можете пересмотреть свое отношение к ситуации – смириться с тем, что у вас не будет идеальной работы, идеального начальника и партнера, решить, что вам всего достаточно в стиле философии буддизма.
  3. Выберете наиболее оптимальный для вас способ для данной конкретной ситуации. Может быть, вы захотите совместить сразу несколько способов, или попробовать использовать их по очереди.
  4. После того, как вы определитесь с тем, какими способами хотели бы воспользоваться в данном случае, переходите к этапу мозгового штурма. Возьмите ручку и бумагу и начинайте писать максимальное количество вариантов для решения вашей проблемы в рамках выбранной стратегии. Пишите все, что приходит в голову, никак себя не ограничивайте, не отбрасывайте варианты, которые на первый взгляд кажутся нелепыми, неприличными, нереальными, стыдными и прочими. Пишите все, что приходит к вам в голову.

    Вы можете сесть и начать писать все, что вы думаете по поводу возникшей проблемы, без особых вопросов, без попыток ее решить. Просто выписываете все, что есть у вас в голове. В какой-то момент вы начнете писать автоматически, вот там то и будут выходить интересные и альтернативные идеи по решению проблемы. Они могут довольно сильно вас удивить. Этот метод потребует усидчивости и довольно большого количества времени 20-60 минут.

  5. Изучите полученный список из вариантов решения проблемы и выберите оптимальный вариант на текущий момент.
  6. После выбора способа действовать, ответьте себе на следующие вопросы:
  • Какие шаги мне нужно предпринять, чтобы реализовать выбранное решение?
  • Какие препятствия могут меня ожидать на этом пути?
  • Кто может мне помочь при возникновении сложностей?
  • Что я сделаю сегодня для решения данной проблемы?
  1. Действуйте по выработанному плану. Если вы не начнете действовать, то все предыдущие шаги окажутся нерациональной тратой вашего времени. Начинайте действовать прямо сейчас и все у вас сложиться наилучшим образом.

Определение цели исследования

Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.

Что может выступать в качестве цели:

  1. Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
  2. Установка зависимостей между научными понятиями.
  3. Поиск причинно-следственных связей между явлениями.
  4. Выявление закономерностей в протекании процессов.
  5. Изучение характеристик какого-либо явления.

Обычно цель созвучна с названием работы – от этого следует отталкиваться при ее выделении. Если все же

Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать»,  «уточнить» и т. д. Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности. Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.

Что значит проблема клиента для бизнеса

В последние годы нейромаркетинг обсуждают все чаще. Пожалуй, продавать интуитивно, волшебно предугадывая пожелания и требования покупателя, обусловленные его настроением, жизненными проблемами, эмоциями – мечта любого продавца.

Нейромаркетинг как сфера взаимодействия с покупателем возник в 2002 году. Суть этого направления заключается в особой эмпатичности, виртуозном предугадывании эмоций и настроения клиента для моментального заключения сделки. К этой же сфере относится сравнительно новое направление – «болевые продажи». Чтобы успешно их вести, продавец должен обладать специфическими знаниями, уметь чувствовать и улавливать состояние покупателя.

По мнению многих, проблема – это задача, схема решения которой непонятна. То, к чему нужно прийти в итоге, – более или менее ясно. Но как этого достичь – нет.

Вот как трактуют понятие «проблема» разные толковые словари:

  • Большая советская энциклопедия: «Проблема (от греч. рroblema – задача) в широком значении – сложный теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить, разрешить».
  • Даль: «Проблема – это задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье или задача для отысканья неизвестного по данному».
  • Ожегов: «Проблема – сложный вопрос, задача, которые нужно разрешить, исследовать».
  • Ушаков: «Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, которую нужно исследовать».

В обобщенном виде – проблема является сложной задачей.

Следуя какой-либо технике продаж, предприниматели стремятся донести до потребителя свое УТП. Но при этом они не понимают, что у клиентов есть проблемы, требующие срочного решения.

Что такое проблема, знают все. Но недопонимание в этом вопросе – очень частое явление. Дело в том, что основная цель бизнесменов и их представителей – просто продать товар, представив его с лучшей стороны. При этом продавцы абсолютно не вникают в то, чего на самом деле хочет клиент.

Элементарный пример: Еще в декабре Наталья порвала свою единственную теплую шубу, и вещь при этом не подлежит реконструкции. Если обобщить произошедшее и объективные условия, можно обозначить проблему Натальи так: выйдя на улицу в такой шубе в следующий раз, женщина обязательно замерзнет. Это может повлечь за собой болезнь и даже смерть.

Обратите внимание: в новой интерпретации этой ситуации шубы вообще нет. Скажем больше: такая трактовка помогает увеличить количество вариантов выхода из положения

Например, можно предложить женщине следующее решение: провести зиму в тепле, отправившись в Египет.

Способно ли оно удовлетворить изначальные требования клиента? Конечно. Ведь в ситуации, которую описал человек, не было никаких других условий (невозможность уехать из родного города, уволиться с работы, расстаться с родственниками).

То есть компании, которая захочет продать Наталье новую шубу, нужно помнить: соперничать придется как с климатом на территории, на которой проживает женщина, так и с другими потенциальными выходами из ситуации, предположим с Египтом из нашего примера.

Учитывая вышесказанное, мы можем уверенно сказать: проблема покупателя всегда глубже, чем кажется сначала. Продавец должен провести анализ проблемы клиента и уловить самую суть, сделав ему максимально актуальное предложение.

Выходит, проблема, решаемая продуктом, – одна из самых трудных задач для покупателя. Не все так просто. Помимо проблемы, у человека может быть «боль» или просто желание, или потребность приобрести что-либо.

Для правильного выявления проблемы нужно понять, чем она отличается от пожелания и «боли». Нужно также ответить на вопрос, чем проблемы отличаются от потребностей. Не понимая, что к чему, вам будет сложно описать проблему. Вы просто запутаетесь в понятиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector