«мой ребенок не понимает математику»

Содержание:

Почему сегодня математику изучают не так, как в наше время?

Когда начинается учеба в школе, вдруг обнаруживается, что дети приносят домой математические термины и методы, которые родители просто не узнают. Родители, жаждущие помочь, вдруг осознают: 1) они не понимают, что делает ребенок, и потому не могут сказать, правильно это или нет и 2) когда они пытаются показать, как выполнить то или иное математическое действие, им удается лишь вконец запутать сына или дочь. Что же на самом деле происходит?

Действительно, методы обучения математике стали другими. Один из примеров того, насколько сильно все изменилось, — способ умножения больших чисел, к примеру 79 и 43. Большую часть родителей в свое время учили умножению «в столбик», и многие до сих пор пользуются этим методом, проводя расчеты на клочке бумаги. Однако мало кто из взрослых способен объяснить, почему этот метод работает. Если хотите, это что-то вроде черного ящика: вы поворачиваете ручку, и с другой стороны коробки появляется верный (по крайней мере, вы на это надеетесь) ответ.

Итак, случился переход от методик обучения действиям — как надо — к пониманию собственно математики, стоящей за этими действиями, — почему так происходит.

Во-первых, пришло осознание: того чудесного времени, когда каждый окончивший начальную школу прекрасно умел умножать в столбик, делить уголком и т.п., никогда и не было. Исследования уровня математических навыков у взрослых раз и навсегда покончили с этим мифом.

Во-вторых, технологии все стремительнее меняют окружающий нас мир. Число ситуаций, в которых человеку в повседневной жизни реально требуется умножать в столбик и делить уголком, резко сократилось. А вот представления о том, когда надо умножать или делить, наоборот, сильно расширились (Которое из скидочных предложений выгоднее для меня? Где дешевле отремонтировать автомобиль?), и необходимо точно знать, что ответы, которые дает калькулятор или электронная таблица, приемлемы.

Сегодня дети тоже учатся вычислять при помощи ручки и бумаги, но эти методы ближе к тем приемам, которыми пользуются профессиональные математики. Они позволяют не просто получить верный ответ, но еще и глубже разобраться в математике и развить у ребенка арифметическое мышление.

Какие же это методы? В первую очередь метод решетки (для умножения); деление «кусками», или метод группировки (для деления); также для изучения математики вместе с ребенком надо иметь представление о числовой прямой и о том, как ею пользоваться.

Хорошая новость заключается в том, что постепенно, по мере восхождения ребенка по математической лестнице, все эти методики соединяются с теми, что вы изучали в школе. Как только ваш ребенок уверенно освоит, к примеру, устное умножение, он должен будет перейти к умножению в столбик и решать точно такие же примеры, какие решали и вы когда-то.

Что делать?

— Я не знаю, — честно сказала я. — Мне кажется, тут нет и не может быть универсального рецепта. Медицинские проблемы типа органического поражения головного мозга, разумеется, нужно искать и исключать. Если интеллект нормальный, надо смотреть дальше.

Иногда дело просто в методике. Когда в российских церковно-приходских школах было буквенное обучение: аз-буки-веди, читать по этой методике научались только шесть детей из десяти. Когда появилось звуковое обучение, ситуация с обучением грамоте рывком скакнула вперед. Сейчас есть дети, которые вообще не могут учиться, например, по методике Петерсон. Меняем методику — обучаются если не прекрасно, то вполне удовлетворительно.

Иногда — просто перехлест родительских амбиций: запихали ребенка-гуманитария в матшколу, прошло два года, и у него образовался полный завал по основному кусту предметов, он фигурально закрыл голову руками и даже не пытается уже ничего делать. Если его не плющить в блинчик, быстро забрать из этой школы и честно объяснить (ребенку и самим себе), что произошло, то, скорее всего, всё выправится.

Главное, мне кажется, — словить вот этот момент: ребенок сидит на уроке с включенным мотором — бу-бу-бу! И не один такой урок (это со всяким бывает), и даже не один предмет…

Если словили, то сообщить ребенку: мы понимаем, что происходит, ты не наедине с этим кошмаром, мы все вместе будем с этим работать и обязательно что-нибудь придумаем. Будем сотрудничать, а не сражаться и не закрывать глаза, — вы понимаете? И твое место в этом мире однозначно существует, и мы все сделаем, чтобы тебе помочь его найти и занять, а от тебя вот прямо сейчас нужно конкретно вот это…

Кстати, Сережа Тарасов из моего детства к концу восьмого класса уверенно отличал дополнение от подлежащего и умел решить задачу в два действия. Остальное, правда, так и списывал с меня, но даже от этих небольших достижений (ему впервые стало понятно, что именно он делает в школе) похудел, приободрился и ногти стали чистые…

Маленький Сережа с надеждой взглянул на своих родителей. Мать встала с кресла, сделала шаг вперед и порывисто обняла сына.

А я мысленно передала привет Сереже из своего детства и пожелала ему, где бы он сейчас ни находился, всяческих удач и благополучия.

Как играть в математику

У меня недавно вышла книжка для первоклассников про игральные кубики на уроке и ее продолжение чуть более сложное «Играем, считаем» — это две тетрадки про работу с игральным кубиком. Это то, что мы делаем и с пятилетками, и с шестилетками, и со школьниками тоже. Много разных вариантов арифметических игр. Но не таких, как очень часто в учебнике: сначала целая страница — учимся прибавлять «1». «3+1», «5+1», «4+1». 

Начинаем с того, что у нас счет в пределах шести, скажем, но мы учимся соотносить, сколько точек выпало на кубике, и количество предметов. Выпало шесть, значит, рисуй шесть домиков — столько их в твоем городе. Брось кубик еще раз, и сколько выпало, столько нарисуй елочек. Потом брось кубик еще раз, и сколько выпало, столько нарисуй кустиков. 

Женя Кац

Теперь мы ходим по городам, и я говорю: «Кто может? — раскладываем наши листочки, у всех в классе получились разные города, разное количество домиков, разное количество елочек. Я говорю: «Кто может найти город, в котором четыре кустика?» Оказывается, он не один — у Маши, у Паши, у Сережи оказались по четыре кустика. Отлично. Теперь идем и ищем, у кого шесть домиков. Это и про соотношение количества точек и количества елочек, кустиков, домиков, и про то, что у каждого свое задание.

Потом усложняем игру — сколько выпало на кубике, столько нарисуй или приклей вагончиков одного цвета. Потом сколько выпало второй раз, столько нарисуй вагончиков другого цвета. А потом напиши свой пример: сколько у тебя выпало? У тебя выпало сначала три зеленых вагончика, а потом пять красных вагончиков. Теперь посчитай, сколько у тебя всего в этом поезде вагончиков. Арифметика? Арифметика. 

Но при этом у каждого своя. И нет такого, что весь урок проходят «+1». А каждый занимается в своем темпе, каждый получает свои примеры. Ему нет смысла списывать у соседа по парте, потому что у того выпало на кубике другое. Это арифметика, но не скучная.

«Считают вслух, но не умеют мыслить и дружить». Почему отдать ребенка на ментальную арифметику — спорная идея

Я верю, что бывают учителя, которые даже такие занятия сделают скучными и противными. Но в целом, когда кубик дает возможность каких-то случайных примеров, детям это нравится гораздо больше. 

Точно также можем с двузначными числами, сколько выпало на кубике — столько возьми палочек десятков, столько возьми полосочек на 10 клеток. Потом сколько выпало второй раз на кубике, столько нарисуй единичек. Теперь посчитай, сколько у тебя всего клеток. «63». Он сам увидел — 63 это сколько? Это 6 палочек по 10 и еще 3 единички. Тогда у тебя это ассоциируется с чем-то понятным — ты видишь, сколько места у тебя занимает 63 клетки, и сколько — 36 клеток. Ты их тогда уже меньше путаешь. Ты не только слово такое знаешь, это сочетание значков называется 63, а это — 36. Ты представляешь, насколько одно больше, чем другое, просто сколько места занимает, ты видишь. Мы любим, если говорить про арифметические задания, что-нибудь такое, чтобы ребенок мог это пощупать. 

Естественно, помимо этого, мы дополняем арифметические задания самыми разными занятиями и логическими, и геометрическими, и на внимание, и на память. На самом деле если мы играли с кубиком, мы можем с этим кубиком устроить разминку: сколько выпало на кубике, столько раз хлопни

Или сначала выбери, что ты будешь делать — прыгать, хлопать или топать? Сколько выпало, столько делай, но того, что ты выбрал. Понимаете, арифметика, но при этом перевод в язык тела, чтобы прощупать это все. Это количество — это сколько?

Школьники

Эти особенности вашего ребенка должны насторожить:

Телефон мигает — вас прослушивают: знаки, по которым можно определить шпионаж

В России появится заповедник «Медвежьи острова» для защиты популяции

Альтруизм улучшает здоровье: исследование Гарвардского университета

Ребенку тяжело понять и запомнить общепринятые математические факты, такие как 1 + 3 = 4.

  • Он использует пальцы для подсчета, вместо того чтобы решить элементарные задачки в уме или же на бумаге.
  • Ребенку необходимо приложить много сил, чтобы распознать математические знаки, такие как “плюс” и “минус”. Ему не всегда получается правильно использовать их в решении примеров.
  • Ребенку сложно осознать такие математические термины, как “больше” и “меньше”.
  • Он неправильно располагает цифры, может поместить символы в другой клеточке или же поменять их местами.
  • Ребенку сложно решить элементарный пример без вычисления: 3 + 26 — 26. Также он не осознает, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
  • У него уходит много времени на то, чтобы изучить условия задачи и придумать к ней план ее решения.
  • Ребенок плохо ориентируется в подсчете очков, когда играет в спортивные игры или участвует в других соревнованиях.
  • Он с трудом понимает, что такое стоимость товаров, и такие понятия, как цена и сдача, для него сложны.
  • Он старается избегать ситуаций, в которых требуется понимание чисел. Это могут быть игры, предполагающие проведение различных подсчетов.
  • Школьнику сложно понять информацию относительно составления диаграмм и различных графиков.
  • Ребенку сложно определить, сколько жидкости в бутылке или же сколько ложек сахара нужно положить в стакан чая.
  • Ребенок испытывает неловкость, когда речь заходит о таких понятиях, как скорость, расстояние, направление. Сталкиваясь с данными терминами на практике, он теряется.
  • Школьнику сложно решить задачу разными способами. Например, вместо того чтобы добавить длину и ширину прямоугольника и умножить сумму на два, он начинает поочередно прибавлять каждую сторону.

Ищем причины трудностей ребёнка в изучении точной науки

Люди, которых мы называем «технарями» за  их точное, логическое мышление, считают математику самой простой и понятной наукой. Объясняют они это так:

  • Здесь не нужно ничего зубрить. Если ты понимаешь принцип решения задачи, то сумеешь без труда вывести любую формулу.
  • Математика последовательна и логична. Новая тема является продолжением предыдущей, и все они связаны между собой.
  • В задачах по математике не может быть разных толкований, туманных ответов. Всегда есть конкретное, точное решение, единственно правильный вывод.
  • Когда ты начинаешь понимать математику, то видишь её красоту и изящество.

Но что делать, если совсем не понимаешь математику? Тем более, как с этой проблемой справиться ребёнку? Что ж, в такой ситуации самый простой выход – смириться

Легко поверить в то, что школьнику просто «не дано» понять эту великую науку и уделить внимание на изучении доступных дисциплин. Зато у него всё хорошо с историей, географией, английским языком… Стоп! Ваш ребёнок учит английский язык и у него хорошие результаты? А вы знаете, что этот предмет имеет сложную логичную структуру? Значит, всё-таки есть у ребёнка способности

Вот и психологи на вопрос: «что делать, если ребёнок вообще не понимает математику», советуют искать настоящую причину. А таких может быть несколько:

Взрослые дали понять ребёнку, что математика ему не по зубам. А он поверил, так как дети очень зависят от мнения взрослых, особенно родителей и педагога.
В начальных классах сложности могут быть связаны вовсе не с отсутствием математических задатков, а с тем, что ребёнок ещё плохо читает. При чтении по слогам детям сложно вникать в смысл текста

На это нужно вовремя обратить внимание, ведь если малыш не поймёт основы, дальше будет только хуже.
Когда родители придают большое значение оценкам, выдвигают слишком высокие требования, ребёнок всё больше тревожится по поводу своей математической «отсталости». Лучшим ответом на вопрос — «что делать, если не понимаешь математику», — они выбирают нежелание даже пытаться

Неуверенность, страх неудачи – самые сильные антимотиваторы.
Блоки в восприятии знаний могут возникать неосознанно из-за использования в математике таких слов, как «требование», «необходимо», «условие», «выполнить».
Методы обучения, форма подачи материала – всё это важные условия успешного обучения. В рамках обычной школы очень мало по-настоящему увлечённых наукой педагогов, способных пробудить в детях живой интерес к математике.

Как Вы можете помочь?

Если проблемы с исполнительными функциями стоят на пути изучения математики у Вашего ребенка, ему можно помочь преодолеть их с помощью различных методов.

Начните с того, что приучите его вчитываться в задачу, прежде чем приступать к ее решению. Пусть он подчеркивает вопросы и выделяет маркером важные пункты (включая знаки «плюс» и «минус»). Он должен оценить, знает ли он, как решить проблему и нужна ли ему помощь. Пусть задаст себе вопросы, вроде «чем похожа и чем отличается эта задача он предыдущей?».

Помогите ребенку создать свой собственный список того, на что ему нужно обратить внимание прежде, чем сдать работу на проверку. Научите его самостоятельно проверять свою работу и выявлять ошибки

Вот то, что нужно помнить, помогая ребёнку с трудной домашней работой по математике:

  1. Для начала, непонимание чего-либо сильно действует на нервы. Поддержите ребёнка и пресекайте весь негатив, который возникает в процессе работы.

  2. Попросите ребёнка показать примеры задачи. Например, похожую задачу, которую они решали в классе или пример из учебника, к которому прилагается правильный ответ.

  3. Если Ваш ребёнок не нашёл примера задачи, попытайтесь найти помощь в интернете. В учебнике Вашего ребёнка есть заголовки или какие-то ключевые слова, по которым можно найти статьи или примеры задач в интернете. Попробуйте несколько сайтов, в них наверняка подробно написано, как решать подобные задачи. 

  4. После того, как Вы найдёте пример задачи, спросите у ребенка, как ее решал учитель. Имея перед глазами решённый пример, ребёнок может вспомнить, как учитель решал задачу.

  5. Используйте пример задачи, чтобы понять, как пошагово решить ее. Запишите каждый шаг, который помнит Ваш ребёнок, решая вместе первую задачу. Это напомнит Вашему ребёнку, что математика — это процесс. Записывая рассуждения за Вашим ребёнком, Вы создадите список, который ребёнок может отдать учителю, чтобы показать, что он старался, даже если у него ничего не вышло. Используя этот список, учитель может объяснить, где именно ребёнок ошибся, чтобы в будущем он смог решить эту задачу. 

Развитие детей дошкольного возраста. Первые шаги в математике

Знакомство малыша с самой точной из наук должно начинаться не с заучивания цифр, таблицы умножения и правил сложения. Сначала мы раскрываем перед ними волшебство чисел — то, как с их помощью можно воспринимать и узнавать окружающий мир. Например, музыку. Как говорил Готфрид Лейбниц (историк, философ, математик, изобретатель 17−18 вв.): «Удовольствие, которое мы получаем от музыки, коренится в счете неосознанном. Музыка — это неосознанная арифметика». Эти слова содержат подсказку для родителей: дошкольное развитие ребенка в области математики должно быть частью общего развития интеллекта. И устному счету малышей нужно учить не на сухих цифрах, а в привязке к какому-то конкретному образу, предмету.

В свою очередь, развитие математических способностей служит основой для успешного обучения дошкольника языкам, искусству стихосложения, грамотному изложению своих мыслей, навыкам планирования, развитию пространственного мышления.

Если попытаться составить список правил, как помочь ребенку освоить математику, выглядеть он будет примерно так:

  1. Не торопиться. Ум малыша готов к изучению арифметики только к 4−5 годам. До 3 лет считать можно разве что «на пальцах» (то есть по предметам).
  2. Обучать малышей в динамике. Педагоги рекомендуют заниматься с дошкольниками математикой в процессе активной игровой деятельности (то есть совмещать с прогулкой, зарядкой).
  3. Прикладное обучение. Вещи, которые присутствуют в повседневной жизни ребенка, могут стать помощниками в знакомстве его не только с понятием чисел, счетом, но и с геометрическими фигурами.

Какие методики обучения счёту использовать

Сегодня довольно легко узнать, как научить ребёнка считать, есть проверенные методики, которые позволяют сделать это в игровой форме, интересной для ребёнка:

  • Счёт на пальцах. Эта методика помогает понять, как научить ребёнка считать до 10. Запомнить сразу десять цифр малышу будет сложно, поэтому можно начать с пяти и ориентироваться на пальцы одной руки. Познакомьте ребёнка с названиями первых пяти цифр, далее подключите вторую руку. Можно использовать игры с пальчиками, когда один исчезает или два-три пальчика встречаются вместе.
  • Использование обучающих карточек и палочек. Можно выкладывать их по одной на стол и называть цифры, потом сдвинуть одну часть палочек вправо, а другую влево и спросить, сколько палочек в каждой части. Лучше запомнить цифры ребёнку помогут карточки с изображёнными на них предметами, например, шесть шляп, два котёнка, три банана.
  • Счёт с помощью предметов. Этот метод хорош для того, чтобы понять, как научить ребёнка считать до 20. После того как ребёнок научится считать до десяти, объясните ему, что во втором десятке числа состоят из двух цифр, первой из цифр будут десятки, а второй — единицы. Для этого можно использовать две коробки — в одну положить десять кубиков, а в другую один, такой способ наглядно продемонстрирует разницу между десятками и единицами. Также предметы можно использовать, если вы хотите понять, как научить ребёнка считать десятками. Предметы или полоски необходимо выкладывать десятками друг за другом и объяснить ребёнку, что десятками считают так же, как единицами, но используют «дцать».
  • Игры с цифрами. Поиграйте с ребёнком в «магазин», выбрав, кто из вас будет продавцом, а кто — покупателем, назначьте валюту. Продавая или покупая конфеты и игрушки, ребёнок легко запомнит цифры до десяти и даже до двадцати.
  • Методика Монтессори. Этот метод схож с игрой в магазин, так как Мария Монтессори считала, что одним из лучших способов обучения счёту являются операции с деньгами или муляжами денег. Можно дать ребёнку разные монеты, например, рубль, два, пять и попросить его посчитать сумму или разменять.

Мотивация VS психологическое напряжение

Многие востребованные специальности связаны с математикой. По крайней мере, математика нужна для поступления в вуз, а часто эта дисциплина сопровождает студентов и на протяжении всего образовательного пути

Родители это понимают, учителя понимают, чиновники и работодатели тоже все понимают, и, конечно же, детям уже в начальных классах рассказывают о том, как важно изучать математику

Нервное напряжение растет с приближением к ЕГЭ. Когда до экзаменов остается год или даже два, родители начинают привлекать репетиторов по математике, записывать ребенка на многочисленные факультативы, курсы и т.п. В результате вокруг ученика создается атмосфера тотального давления и нервного напряжения: если не решу задачу — упущу свой шанс на счастливое профессиональное будущее.

Психологи утверждают, что у некоторых учеников в сознании формируется прямая причинно-следственная связь: «математика на отлично — жизнь на отлично». В связи с этим могут случаться нервные срывы, если вдруг желаемого результата достичь не удалось. Провал на экзамене всегда переживается болезненно, однако вряд ли с каким-то еще предметом связано такое количество надежд и амбиций.

Как будто в голове работает мотор

В тот день моя картина мира значительно изменилась. И именно эти изменения я актуализировала сорок лет спустя, когда ко мне на прием привели четвероклассника Сережу и он сказал:

— Учительница на уроке что-то говорит — бу-бу-бу! — а я вроде и слышу, но совсем-совсем не понимаю… Как будто в голове мотор…

Рассказала родителям про Сережу Тарасова. Про десятки, сотни, тысячи детей, которые все эти годы и вот прямо сейчас, вот так, ничего практически не понимая, годами сидят в самых разных школах — от престижных гимназий до самых простеньких. Про американского мальчика, который, не умея читать, умудрился закончить колледж, стать учителем английского языка и 17 лет проработать в школе (потом он читать все-таки выучился и написал книгу о кошмарах своего безграмотного детства и взросления).

Родители и сам Сережа глядели на меня круглыми глазами. Кажется, они никогда не рассматривали свою проблему с популяционной стороны.

— И что же, — осторожно спросила мать, — все вот эти дети… Они что же, по сути, больные? С нарушениями? Это врожденное? Ну вот я читала же про все это: дислексия, дисграфия, дискалькулия..

Одни говорят, это лечится, надо лекарства пить и всякие процедуры для мозгов; другие говорят, заниматься много, а мы и так только и делаем, что занимаемся, он уже волосы начал себе выдирать и на той неделе сказал: зачем я вообще родился!

А третьи — приходите в нашу удивительную школу, и за ваши большие деньги мы обеспечим вашему ребенку индивидуальный подход. У нас знакомые с похожей проблемой пошли в такую: работают только на эту школу, а толку чуть, там класс четыре человека, и после каждого урока — игровая пауза на полчаса, и кормят пять раз, и просто ничего не требуют, что сделал — то и хорошо, это такой гуманистический способ обучения.

А четвертые говорят: вот они такие, и ничего не поможет. Тогда, может, просто отстать от него? Вот ваши же эти Кирилл с Сережей как-то сами приспособились? И тот американский мальчик?

Технари VS гуманитарии

Как-то так у нас сложилось, что с раннего детства родители пытаются понять, какой склад ума у их ребенка — математический или гуманитарный. Неудивительно, что в школьные годы любые проблемы с точными науками объясняются каким-то не тем складом ума. Ребенку не остается ничего, кроме как смириться и налегать на языки.

Конечно, подобный подход не оставляет ученику шансов полюбить математику. Начинаются прогулы, двойки, из-под палки выполненные домашние задания, невнимательность на уроках, еле-еле сданные экзамены и выбор вуза по принципу «где математика не нужна».

Правда в том, что базовый курс математики в школе может освоить любой ученик, независимо от склада ума. Конечно, кому-то предмет будет даваться быстрее и проще, но другой через тернии придет в итоге к не меньшему результату и на этом пути научится справляться с трудностями и побеждать вопреки обстоятельствам.

Для кого предназначено пособие?

Книга ориентирована на родителей учеников младших и средних классов, а также на самих учащихся. Простая форма изложения поможет легко разобраться в предмете как школьникам, так и их родителям. Если вникнуть в основы предмета, родители могут более тщательно контролировать качество выполнения ребенком домашних заданий, уровень его подготовки

Если родители хотят, чтобы их ребенок учился хорошо, очень важно принимать активное участие в процессе обучения. Школа только задает направление работы, а также позволяет узнать ключевые понятия

Путь к высокой успеваемости заключается в кропотливой домашней работе, а задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку ощутить интерес к предмету и разобраться в нем.

Как учить математику: 4 лайфхака

  • Внимательно вчитываться в каждое слово или символ нового определения, правила, формулы. Задавать себе вопрос: «Почему именно оно и можно ли его заменить?» — это поможет отлично проработать новый материал самостоятельно.
  • Прописывать решение так подробно, как только возможно. Всегда все сводить к самому простому: стереометрию — к теореме Пифагора, вычисления — к «2+2».
  • Не использовать слова «очевидно», «аналогично» и т.п. А если кто-то, например учитель, использует их при объяснении, задавать уточняющие вопросы. Тому, кто действительно разбирается, не составит труда объяснить и «разжевать».
  • Проверять ответы, решив задачу, пример или уравнение принципиально другим способом. Например, уравнение можно представить функциями, нарисовать их в координатной плоскости и предположить их точки пересечения — корни уравнения.

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube. 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

4. Музыка для математики, математика – для музыки

Комплексное исследование, проведенное Барбарой Хелмрич (Barbara H. Helmrich) из Колледжа Нотр-Дам в Балтиморе, выявило, что дети, которые играли на музыкальных инструментах в средней школе, ощутимо лучше успевают по математике в старших классах.

Ученые обнаружили, что за решение алгебраических задач и обработку музыкальной информации отвечает один и тот же участок головного мозга.

«Наибольшая средняя разница в результатах по алгебре между любыми двумя группами испытуемых была обнаружена между афроамериканскими «инструментальными» группами и группами «немузыкальных» школьников».

Парадоксально, но ученые как будто не интересовались обратной связью.
Ведь если за развитие математических и музыкальных способностей отвечает один и тот же участок головного мозга, не исключено, что занятия математикой улучшают музыкальные способности.

Вспоминается Шерлок Холмс, который был одновременно превосходным сыщиком и талантливым скрипачом. Многие скажут, что знаменитый английский сыщик – просто выдумка, но у него был свой реальный прототип, наставник и друг Артура Конана Дойла. Страстным скрипачом был и величайший физик Альберт Эйнштейн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector