Что делать, если ребенок врет: 6 советов

Почему ребенок врет и ворует деньги

Когда взрослые поняли, что их ребенок стал врать или воровать деньги, они начинают сокрушаться и думать, почему это происходит, и ведут ли себя так другие дети. Для этого может быть несколько причин.

Основные причины

  • Одной из распространенных причин, почему дети врут – они боятся наказания. Но у некоторых присутствует особенный страх: либо из-за неуверенности в себе, либо из-за чрезмерной строгости папы или мамы. И поэтому такие дети начинают думать, что лучше они соврут и избегут неприятностей, чем скажут правду и получаттелесное или словесное наказание.
  • Большинство взрослых и не догадываются, что у их воспитанников могут быть комплексы. Часто это происходит тогда, когда малыши общаются со сверстниками, которые живут более обеспеченно и интересно. Поэтому дети начинают врать для того, чтобы самоутвердиться в обществе и выглядеть лучше в глазах окружающих.
  • Уже с малых лет дети выстраивают личные границы. Они ещё не знают, что всё это означает. Но им уже хочется, чтобы от них не требовали слишком многого и не вторгались на их личную территорию.
  • Неполные и проблемные семьи находятся в большей группе риска. Нередко можно услышать, как в таких случаях ребёнок ворует деньги или занимается вандализмом. Но это происходит только тогда, когда родители вовремя не начали бить тревогу.
  • Ребенок должен уважать родителей. Однако и те должны не забывать, что не нужно давить на малыша своим авторитетом. В противном случае воспитанник демонстрирует протест. И нередко он сопровождается ложью и воровством.

Возрастные особенности

Немалую роль в вопросе детской лжи играет возраст. По мере взросления меняется мировоззрение и поведение ребенка. Поэтому нужно понимать особенности детской лжи в определённом возрасте.

1. В 3-4 года все дети кажутся милыми ангелочками и безобидными крохами. Малыши только познают окружающий мир, и у них появляется собственное мнение. В таком возрасте зачастую они не врут, а просто фантазируют

Важно, чтобы родители не спугнули детское воображение, потому что в нём нет ничего плохого. Наоборот, папе и маме следует поддержать своего малыша

Если он всё время рассказывает о летающем единороге или зубной фее, нужно предложить вместе их нарисовать. Ребёнок должен чувствовать, что мама и папа ему верят.

2. В 5 лет дошкольник ещё не способен понимать, где правда, а где ложь. Малыш верит во всё, что ему говорят родители. Но когда он понимает, что его обманывают, он думает, что во лжи нет ничего плохого. В таком возрасте можно очень быстро искоренить детское враньё. Главное, дать понять малышу, что его любят любым. И сделать это нужно как можно скорее – до 6 лет.

3. В 7 лет ученики идут в школу. Меняется их мировоззрение и появляется необходимость в личном пространстве. Родители помогают его организовать и объясняют, что свобода и вседозволенность – это разные понятия. И если он стал врать на этом этапе, это легко можно исправить.

4. В 8 лет у школьников появляется желание нравиться окружающим, а особенно маме с папой. Именно поэтому малыши и начинают обманывать их по поводу своих оценок. Не стоит их за это ругать. Объясните, что ложь – это временное спасение. А значит, в ней нет никакого смысла.

5. В 9 лет у школьника появляется желание самоутвердиться в обществе. И если раньше он не понимал, то в 10 лет он уже чётко видит разницу между ложью и правдой. Вот только это ребенка не останавливает. Задача взрослых – контролировать то, что придумывает их чадо. Главное, чтобы его фантазии не переходили границы.

6. В 11 лет многие дети перестают доверять взрослым, а отсюда – ложь. Постарайтесь самостоятельно это исправить. Если не получится, придётся обратиться к психологу.

7. В 12 лет у детей уже есть чётко установленные границы. И если члены семьи их нарушают, ничего кроме агрессии, грубости и вранья они не увидят. Единственный выход – это сделать так, чтобы ребенок сам пригласил маму и папу в свою жизнь. И чем скорее это произойдёт, тем лучше.

8. Уже после 13 лет подростки становятся ещё сложнее и изворотливее. В таком возрасте дети чаще всего воруют и ведут себя непристойно

Таким образом они пытаются привлечь к себе внимание и определить границы дозволенного

Читайте подробнее о возрастных детских кризисах и что в таких ситуациях делать.

Как создать микроклимат без вранья

Маленький ребёнок привирает, чтобы привлечь внимание взрослых, если чувствует своё одиночество. Современные реалии вынуждают родителей много времени проводить на работе, дети скучают

Им кажется, что мама их не любит, раз её никогда нет рядом.

Обязанность родителей – сделать так, чтобы малыш не чувствовал себя обделённым. Возможно, стоит поменять работу или иначе планировать день, чтобы хватало времени на полноценное общение.

  • С самого раннего возраста надо строить доверительные отношения с ребёнком.
  • Исключите физические наказания, они недопустимы в гармоничной семье.
  • Если кроха не будет страшиться, что его сурово накажут, у него не появится причина врать, чтобы скрыть проступок.

Что делать, когда вы подловили кроху на лжи, как с этим бороться? Главное – не кричите, не хватайтесь за сердце и не говорите, что малыш вас разочаровал. Так вы не отучите его, но он поймёт, что ложь нужно тщательнее скрывать, и может превратиться в филигранного обманщика.

Создайте в семье комфортные психологические условия, при которых враньё невозможно:

  • полное доверие между всеми членами семьи;
  • личный пример честности родителей;
  • воспитание ответственности за свои поступки.

В игровой форме рассказывайте крохе о том, к чему может привести обман. Есть много правдивых историй, сказок и мультфильмов, где это подробно описывается. Если он поймёт, что отвечать за свой проступок нормально и естественно, это положительно отразится на формировании его личности. Малыш вырастет самодостаточным человеком и не станет прибегать ко лжи, даже став взрослым.

Когда ребёнок целенаправленно лжёт, не ищите причину в друзьях, детском саду, школьном коллективе. Как показывает практика, истоки проблемы кроются в семье. Подумайте, когда разрушилось доверие между вами, и постарайтесь его восстановить во что бы то ни стало.

Что родители могут сделать с ложью ребенка>>

Доктор Мэтью Рауз говорит, что в первую очередь важно подумать о функции лжи. Он настаивает, что поведенческие методы лечения зависят от функции лжи и серьезности проблемы. То есть могут быть разные виды лжи при разных обстоятельствах. >>

Уровень 1 ложь>>

Когда речь заходит о лжи, требующей внимания, доктор Рауз считает, что лучше ее игнорировать. >Вместо того чтобы грубо сказать ребенку: «Это ложь. >Я знаю, что с тобой такого не произошло », — он предлагает мягкий подход, при котором родители не обязательно имеют последствия лжи, но они также не пытаются привлечь к проблеме много внимания.>>

Это особенно верно, если ложь происходит из-за низкой самооценки детей. >Для такого рода «низкоуровневой лжи», которая никого не ранит, можно выбрать стратегию игнора и переключиться на другие темы.>>

Уровень 2 ложь>>

Если это не сработает, психолог предлагает родителям быть более откровенными>. >Если ребенок рассказывает одну из выдуманых историй, один из родителей мягко скажет: «Эй, это звучит как сказка, почему бы тебе не повторить попытку и не рассказать мне, что на самом деле произошло?».>Речь идет о том, чтобы указать на некорректное поведение и побудить детей попробовать еще раз.>>

Уровень 3 ложь>>

Если что-то более серьезное, например, дети старшего возраста лгут о том, где они были, или сделали ли они домашнюю работу, родители могут подумать о последствиях>>. >Детям должно быть ясно, что последствия такого рода лжи будут более глобальны. >>

Кроме того, в зависимости от серьезности проблемы, также должен присутствовать компонент, касающийся того, о чем они лгут. >Если ребенок сказал, что у него не было домашней работы всю неделю, а затем родитель узнает, что у него домашняя работа каждый день, то для лжи должно быть какое-то следствие, а также он должен сесть и выполнить всю работу.>>

 >Если он ударил другого ребенка и солгал об этом, есть последствия для лжи, а также для удара. >В этом случае, говорит доктор Рауз, вы также можете попросить его написать письмо с извинениями другому ребенку.>>

Проявления обмана в разном возрасте

С развитием восприятия, подрастающий человечек принимает условия, в которых оказался и действует сообразно обстоятельствам. В разном возрасте искажение фактов имет свои особенности.

2 — 4 года

На этой стадии происходит формирование картины окружающего мира. Находясь в нежном возрасте, малыш много фантазирует, рисует собственную реальность. Как правило, все его грезы носят безобидный характер, поскольку надобность врать отсутствует.

4 — 5 лет

Отличать правду от лжи он пока не умеет. Зато по примеру старших начинает практиковаться в искусстве выдумки. Говорящие неправду взрослые формируют аналогичную модель поведения детей. Поэтому искажение фактов воспринимается ими как норма. В пять лет детишки обманывают без особой надобности. Возникает она, когда юнец сталкивается с неодобрением

В таком случае важно наладить с чадом доверительные отношения. У него отпадет надобность скрывать правду и бояться вас

Разумеется, врать при ребенке вам придется прекратить.

7 — 8 лет

Переломный этап в жизни. Он связан споступлением в школу и внедрением в новое незнакомое окружение. Вместе с этим, ученик младших классов получает и частичную свободу от родительского контроля. В обществе себе подобных часто возникает желание казаться лучше, смелее, сильнее, красивее. Самый простой способ достичь такого эффекта – хвастовство. А пытаясь утаить плохие оценки или нехорошее поведение на уроках, юный школьник прибегает к замалчиванию. Успейте уловить момент, пока ситуация не выходит из-под контроля и вовремя принять меры.  Покажите маленькому школьнику, что он не хуже других, а вы будете любить и принимать его независимо от оценок в дневнике.

9 — 10 лет

Ложь пока носит безобидный характер. Школьнику хочется внимания сверстников, и он выдумывает для них захватывающие истории о своих приключениях. Иногда малыш врет о наличии у родителей роскошной машины или престижной работы, хвастается гаджетами, которых в реальности не имеет. Но, даже в этом случае бить по кнопке «тревога» не стоит. Вспомните детство. Каждый из нас преувеличивал свою значимость в глазах одногодок. Главное контролировать ситуацию и вовремя останавливать ребенка, если его ложь переходит пределы дозволенного.

11 — 12 лет

Возраст формирования личного пространства. Желание быть признанным в своем кругу особенно остро возникает именно сейчас. В 11-12 лет отпрыск видит четкую грань между правдой и ложью. Следовательно, врать он будет осознанно, преследуя определенную цель. Что делать? Разберитесь, откуда растут корни обмана. Возможно, подросток, у которого переходный возраст, в какой-то момент перестал вам доверять. Подумайте, не слишком ли много ждете от своего чада? Не проявляете ли открытую агрессию, отстаивая правоту? Наладить пошатнувшиеся отношения с подростком вы сможете, прибегнув к помощи хорошего психолога. Если вовремя не принять меры, с каждым годом чадо будет оттачивать мастерство обмана и полностью выйдет из-под контроля.

Причины лжи

Дети врут по разным причинам, но они мало отличаются от таковых у взрослых: сохранение личного достоинства, защита внутреннего мира, сохранение безопасности и отношений, привлечение внимания.

Психолог Е. Н. Корнеева провела опрос среди детей 4-7 лет, в котором выяснила, зачем они врут:

  • чтобы не ругала мама (40 %);
  • чтобы родители не наказывали, не запрещали играть с ребятами (15 %);
  • чтобы перехитрить других (7 %);
  • ради самоудовлетворения (0,2 %).

Остальные опрошенные (37,8 %) убеждены, что врать нехорошо. Так делают только плохие люди.

Давайте рассмотрим причины лжи подробнее.

Желание выглядеть лучше, престижнее в чьих-то глазах

Если ребенок понимает, что его окружают люди, для которых главная ценность – материальные блага, то он быстро примет эту игру. «У нас три телевизора, пять машин, своя вилла и яхта», «у меня дома сто разных самолетиков». Это актуально для любых достижений: «я уже умею читать», «я могу сам писать без ошибок», «а я вчера на самолете летал», «а я тигра гладил», «у меня дома тоже есть айфон, даже два, просто я не ношу их с собой» и т. д.

Если в присутствии ребенка кто-то хвастается реальными или вымышленными достижениями, то и он ответит тем же. Иногда ложь достигает нереальных размеров, но ведь и другой ребенок еще плохо ориентируется в реальном мире. Так что сверстник вряд ли раскусит вранье. Дети делают это для адаптации, освоения социальной роли, вхождения в группу, сохранения чувства собственного достоинства.

Ложь как защита внутреннего мира

Ребенок – это личность, самостоятельная единица. У него есть личное пространство, свой мир. Не все родители понимают это, отчего регулярно «нападают» на своего ребенка. Каждый ребенок имеет право на тайну, свое мнение, предпочтения, симпатии, личную жизнь. Если родители пытаются выпытать из него все до мельчайших подробностей, требуют обо всем рассказывать или подчиняться их выбору, то вранье не заставит себя ждать.

Народная мудрость гласит: «Самые строгие родители воспитывают самых искусных лжецов». Так девочка, которой запрещают гулять с мальчиками, учится врать о том, где и с кем она находится. А ребенок, которому ограничили доступ к компьютеру, находит другое место для доступа. Иногда родители собственной строгостью толкают детей на опасные знакомства, побеги из дома.

Ложь как спасение отношений

Если ребенок знает, что сделал что-то, что расстроит родителей, например, разбил вазу, то постарается скрыть это. Ложь проявляется в форме умалчивания, но вызвано это искренним желанием сохранить мир и спокойствие в доме. Ребенок верит, что если правда неизвестна, то ничего и не случилось.

Ложь как сохранение безопасности

Дошкольники и младшие школьники неплохо разбираются в социальных нормах, правилах поведения. Они знают, что хорошо, а что плохо и за что их могут наказать. Но вместе с тем они усваивают, что избежать наказания можно при помощи лжи.

Представим, что ребенок взял чью-то игрушку (не знал, что нужно спрашивать разрешения, хотел повредничать или просто позавидовал и захотел такую же вещь), а взрослые не стали разбираться в причинах, отругали и наказали ребенка. Интонации, внешний вид взрослых, угрозы пугают. У ребенка не остается выбора: нужно врать, чтобы сохранить жизнь. Тогда он говорит, что это ему подарили или одолжили, или он нашел.

Уже в 3-4 года дети умеют утаивать правду или придумывать оправдательную историю ради избегания наказания. Но это не взрослая ложь, выглядят такие истории странно и забавно. Например, ребенок может сказать, что конфеты со стола украла мышка или медвежата. В 5-6 лет истории выглядят реалистичнее. И чем чаще и старательнее родители пытаются уличить ребенка в этом, тем искуснее он учится врать.

Ложь как привлечение внимания

Эта форма чаще встречается в семье с несколькими детьми, когда царит дух конкуренции и ревности. Если ребенку не хватает внимания, то он может врать, подставляя этим брата или сестру.

Виды лжи

Видный американский специалист в области психологии эмоций Пол Экман разделил вранье на несколько видов:

  1. Ложь оправданная. Мера, необходимая в каких-то обстоятельствах.
  2. Ложь «белая». Обман во благо. Он призван разрядить напряженную ситуацию или доставить кому-то положительные эмоции.
  3. Жульничество. Ложь корыстная, для получения личной выгоды.
  4. Хвастовство. Это преувеличение собственной значимости, возможностей, социального статуса.

Так какое позитивное намерение кроется во лжи? Оправданная ложь стоит где-то рядом и инстинктом самосохранения. Это защита. «Белая» ложь имеет под собой цель сделать кому-то приятное, это позитивное намерение. Позитивно и желание получить деньги, материальные ценности, любовь, уважение окружающих. Именно поэтому врут и взрослые, и дети. За ложь, таким образом, глупо осуждать, ведь человек-то хотел как лучше! Но оставлять без внимания детское вранье ни в коем случае нельзя., иначе из ребенка действительно не вырастет достойный человек.

Как понять, что малыш врет

Жестикуляция ребенка, его мимика может указывать на ложь

Психологам известно, как бы человек не пытался замаскировать свой обман, он все равно раскроется при анализе жестов и мимики. Необходимо понимать, что жестикуляция не поддается контролю даже у взрослого человека, тем более у ребенка. Так малыш, который обманывает, полностью сконцентрирован на своем вранье, не замечает, что его тело демонстрирует совсем другое

Поэтому так важно знать признаки, которые могут указывать на то, что карапуз обманывает

  1. Отводит взгляд. Общаясь с Вами, малыш не смотрит в глаза, он глядит куда-то в сторону. Это свидетельствует о неискренности ребенка.
  2. Малыш переминается с ноги на ногу. Показатель того, что тело протестует повествованию.
  3. Изменчивая мимика. Карапуз, то улыбается, то становится серьезным, то хмурится, удивляется. Причем данные изменения не соответствуют тому, что он говорит.
  4. Руки постоянно находятся возле рта. Ребенок на подсознательном уровне хочет закрыть свой рот, чтобы не лгать.
  5. Покашливание. Данное явление также является бессознательной попыткой замаскировать обман.
  6. Касание носа. Малыш трогает свой носик, потому что, когда он врет — в организме вырабатываются катехоламины, которые раздражают носовую слизистую.
  7. Ребенок трет глаза — подсознательная реакция, нежелание видеть результат своего вранья.
  8. Кивание, мотание головой не в соответствии с утверждением и отрицанием. То есть малыш кивает, когда говорит «нет» и наоборот.
  9. Почесывание шеи — результат сомнений касательно сказанного.
  10. Касание мочки уха — попытка быть отстраненным от сказанного.
  11. Держание рук в кармане. Ребенок прячет свои ладони, что указывает на неискренность произносимых слов.
  12. Повтор вопросов — карапуз машинально дублирует услышанное от родителя. Это попытка задержать время, чтоб успеть обдумать ложь.

Что делать родителям, если ребенок обманывает>

Ещё раз повторим: когда мы наказываем детей за ложь, они продолжают обманывать, в надежде избежать любого наказания в будущем. Следующие советы помогут вам наладить такой климат в семье, в котором детям будет несложно сказать правду. Но наберитесь терпения, изменения потребуют времени.

Старайтесь не пугать ребенка своими эмоциональными реакциями на его действия, обидными словами, криком, угрозами и наказаниями. Такие реакции не учат детей, не сближают вас с ними. Они помогают вам «выпустить пар», но вселяют страх в вашего ребёнка.
Делайте акцент не на обвинении ребёнка в произошедшем, а на совместном поиске выхода из сложившейся ситуации. Спросите ребёнка: «Что мы можем сделать сейчас, чтобы устранить последствия?» Вместо того, чтобы злиться и обвинять думайте вместе, что можно сделать сейчас.
Когда мы задаем вопросы, на которые уже знаем ответ, мы сами подталкиваем своего ребёнка к тому, чтобы он соврал в надежде, что вы от него отстанете. Вместо этого, подчеркните в своём вопросе пути решения этой ситуации. Например: «Я вижу, тут всё ещё на полу лежит куча твоих вещей, тебе помочь их убрать или справишься сама?» или «Ты хочешь убрать свою одежду сейчас или когда закончишь обедать?». Такие вопросы позволяют ребёнку включиться в активное обсуждение и «сохранить лицо», предотвращают с ним «борьбу за власть»

Вы помогаете ему сосредотачивать внимание на плане действий и на том, что нужно сделать, вместо того, чтобы заготавливать оправдание или что-то придумывать.
Не старайтесь словить ребёнка на обмане, не обрушивайтесь на него с обвинениями: «Зачем ты мне врёшь? Я вырастила обманщика! Говори мне правду!». Вместо этого постарайтесь посмотреть в корень проблемы и понять, почему ваш ребёнок не может сказать вам правду в этой ситуации

Скажите так: «То, что ты рассказываешь, звучит не очень правдоподобно. Мне кажется, ты просто почему-то не можешь мне сказать, как было на самом деле. Может быть, ты боишься чего-то? Давай поговорим об этом и вместе обсудим ситуацию. Всегда лучше сказать правду, как есть».
Говорите не угрожающим, а располагающим тоном. Заверьте ребёнка, что не будете ругать или наказывать его за правду, какая бы она ни была. В будущем ребёнок будет помнить этот опыт и скорее поделиться с вами, потому что будет знать — с вами безопасно поделиться тем, что произошло.
Часто бывает так, что ребёнок сначала говорит неправду, а потом исправляется и признаётся. И родители вместо того, чтобы похвалить ребёнка за мужество сказать правду и его признание, продолжают ругать его за то, что вначале он их всё-таки обманул. Он исправился, сделал шаг в правильном направлении, а акцент родители делают всё равно на том, что вначале он сказал неправду. Ребёнок получает урок: «Признавайся или не признавайся — лучше не станет». Чтобы такие выводы ребёнок не делал, а понимал, что его признание принесёт большую пользу и приведёт к конструктивному обсуждению, нужно обязательно отмечать искренность ребёнка, хвалить его честность.
Родители также могут настроить детей на то, чтобы они рассказывали правду, напоминая им, что они не ожидают совершенства. Родители могли бы сказать: «Я собираюсь задать тебе вопрос и, может быть, ты собираешься сказать мне то, чего я не хочу слышать. Но помни, все люди ошибаются и я тебя не буду осуждать, а поддержу>». Предоставление детям возможности задуматься над этим, может привести к тому, что они скажут правду.>
Говорите, что вы любите ребёнка просто так, несмотря ни на что, даже если у него происходят неприятности и он ошибается. Убедитесь, что ваш ребёнок точно знает: несмотря на его проступки, ошибки или плохое поведение, вы никогда не будет любить его меньше. Это помогает ребёнку чувствовать себя в безопасности и больше открываться вам.
Помните, что наши дети учатся у нас. Бывает, что мы и сами обманываем детей по мелочам и считаем, что это ничего страшного. Например, говорим ребёнку: «Если ты сейчас быстро соберёшься гулять, я куплю тебе мороженое». А потом оказывается, что мы не взяли деньги, или передумали. Следите за тем, чтобы всегда говорить правду в присутствии ребёнка (и не только), и держите своё слово.
Даже если вы несколько раз поймали ребёнка на обмане, никогда не называйте его лжецом или обманщиком. Они не имеют педагогического смысла, а только усложняют ситуацию. Ребёнок рано или поздно смиряется с такими ярлыками и начинает себя чувствовать именно тем, кем вы его называете. Тем более не делайте этого в присутствии посторонних. Это очень унизительно и значительно осложнит ваши отношения. Старайтесь сложные ситуации решать внутри семьи и помогите ребёнку сохранить лицо перед другими взрослыми и его друзьями. Это поможет ему скорее измениться.

Агрессия и страх расправы

Агрессивное поведение родителей — одна из главных причин, вызывающих чувство страха у школьника. Накладывает свой отпечаток и среда, в которой выросли родители чада. В некоторых семьях принято физическое наказание детей за какой-нибудь проступок, будь то несвоевременно убранная кровать, не собран портфель, полное ведро мусора, домашнее задание не выполнено, за что ребенок может получить оплеуху или пощечину. Самое страшное в таких семьях, если ребенок принесет неудовлетворительную оценку или запись в дневнике о плохом поведении и необходимости прихода родителей в школу. Страх расправы вынуждает школьника скрыть от родителей все, вырвать лист в дневнике и думать, что все само как-нибудь забудется и наладится. Тем самым дети оказываются втянуты в замкнутый круг. Ведь если на родительском собрании вранье обнаружится, то расплата будет неизбежна. Для ученика это чревато не только расправой физически, но и наказанием в виде запирания в комнате, запретом смотреть телевизор, пользоваться компьютером и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector