Описание как особый тип речи

Повествование: пример

Обсуждая предыдущий тип речи (описание), можно отметить, что он применяется автором для воссоздания зрительного эффекта. А вот повествование передает сюжет в динамике. Данный речевой тип описывает события. В следующем примере повествуется о том, что было с героями маленького рассказа о грозе и пикнике дальше.

«… Первые молнии не пугали нас, но мы знали, что это только начало. Нужно было собирать наши вещи и убегать. Как только нехитрый ужин был собран в рюкзаки, на покрывало упали первые капли дождя. Мы помчались к автобусной остановке».

В тексте необходимо обратить внимание на количество глаголов: они создают эффект действия. Именно изображение ситуации во временном отрезке являются признаками повествовательного типа речи

Кроме того, к тексту такого рода можно задать вопросы «Что было сначала? Что произошло потом?»

Рассуждение. Пример

Что такое рассуждение как тип речи? Описание и повествование уже знакомы нам и более просты для понимания, нежели текст-рассуждение. Вернемся к друзьям, попавшим под дождь. Можно легко представить, как они обсуждают свое приключение: «…Да, нам повезло, что дачник-автомобилист заметил нас на остановке. Хорошо, что он не проехал мимо. В теплой кровати хорошо рассуждать о грозе. Совсем не так страшно, будь мы снова на той же остановке. Гроза — это ведь не только неприятно, но еще и опасно. Нельзя предугадать, куда ударит молния. Нет, больше никогда не поедем загород, не узнав точный прогноз погоды. Пикник хорош для солнечного дня, а в грозу лучше пить чай дома». В тексте присутствуют все структурные части рассуждения как типа речи. Кроме того, к нему можно задать вопросы, характерные для рассуждения: «В чем причина? Что из этого следует?»

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Main menu

Сравнение

Каждый из двух типов речи используется для решения определенных задач. Описание позволяет автору рассказать о чем-то так, чтобы читатели или слушатели смогли ясно представить это в своем воображении. Описывать можно все что угодно: предметы, внешность или характер человека, животных и растения, явления природы, интерьер и многое другое.

В том, что при этом упор делается именно на признаки объектов, а не на развитие мысли, состоит отличие описания от рассуждения. К примеру, если требуется обрисовать какое-нибудь здание, то могут указываться его размеры, количество этажей, цвет, элементы декора. В описании пейзажа может заключаться информация о деревьях и их высоте, траве, цвете неба, бликах на воде.

Тексты такого типа обычно содержат много прилагательных и причастий. Ведь именно эти части речи используются для выражения качеств и свойств предметов. Часто встречаются сравнения и перечисления. Вид употребляемых глаголов, как правило, несовершенный. В зависимости от объекта описания к содержанию в этом случае можно задать примерно такие вопросы: Чем интересен предмет? Что находится вокруг? Какая стоит погода? Что чувствует персонаж? и тому подобные.

Описание может не иметь четкой композиции. Вместе с тем нередко сначала объект представляется в общих чертах, затем обрисовываются детали и в заключение следует некая авторская оценка. В целом описание изображает то, что существует в действительности, что часто можно запечатлеть в виде фотографии.

Что касается рассуждения, то его задачей является показать ход мыслей. Это можно лишь облачить в слова, но не сфотографировать. Такой текст в одних случаях представляет собой доказательство какого-либо факта, в других – объяснение сути явления, в третьих – размышления о жизни и вопросах, которые она ставит перед человеком. При этом высказывания выстраиваются в логическую цепочку.

Обычно рассуждение начинается с некоторой ключевой фразы. Затем в основной части раскрывается последовательность мыслей. И заканчивается все выводом или нахождением способа решения проблемы. В художественных текстах рассуждение часто присутствует во внутренней речи героев и не всегда содержит все части схемы.

В чем разница между описанием и рассуждением? В том, что последнее нередко складывается из более сложных предложений. Их части могут соединяться союзами «так что», «поэтому», «тогда как», «для того чтобы», «ибо», «потому что» и прочими. Значимыми становятся вводные слова, помогающие сделать изложение связным: «прежде всего», «кажется», «допустим», «итак», «в общем», «выходит», «следовательно» и другие. Предложения могут начинаться так: «Это значит…», «В качестве доказательства…», «Вот почему…».

Примерные вопросы, на которые отвечает текст-рассуждение: Как быть? Почему нужно поступить именно так? Какова суть явления? Чем это доказывается? Что стало причиной произошедшего? Какими могут быть последствия ситуации? и так далее.

Структура текста

Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:

  • Тезис. Это та идея, которую школьник будет раскрывать в своей работе. Например, на ЕГЭ это та фраза, которая дается непосредственно в задании.
  • Аргументация. Иными словами, доказательства, которые школьник приводит в поддержку своей точки зрения. Учащийся может опираться как на опыт из своей жизни, так и на мнение известных личностей.
  • Вывод. Итог, ради которого и было написано сочинение. Школьнику также необходимо обозначить, что данный вывод подтверждается примерами.

Правила сокращения текста

Очень важно сокращать эту единицу информации правильно, не упуская ничего важного. Познакомимся с основными методами и способами сокращения текста

Сокращение текста. Формулировка и особенности

Этот вид работы необходимо проделывать перед каждым изложением. Он нужен для избавления от лишней информации и передачи самой основной. Чтобы это сделать правильно, необходимо знать особенности сокращения текста.

Основы сжатия изложения:

  • отбрасывание второстепенной информации;
  • соединение нескольких предложений в одно;
  • использование различных средств связи для сокращения или замены предложений.

Исходя из этого, и происходит сжатие представленной в исходном тексте информации. После этого необходимо провести сокращение самого произведения и написать краткое изложение.

Способы сокращения текста. Основные приемы

Чтобы правильно убирать ненужную информацию требуются знания определенных правил и методов сокращения. Их всего несколько, но каждый из этих способов можно применять на практике во время написания сжатого изложения.

Эти приемы сокращения текста помогут сохранить в нем главную информацию и убрать второстепенную, тем самым хорошо передать главную смысл произведения. Текст без сокращений будет с трудом читаться и терять свою уникальность и индивидуальность. Ведь среди распространенных и сложных предложений будет сложно выявить основные мысли автора.

Различают и другие языковые методы сокращения текста:

  • замена ССП простым: Мы заметили, что он искусно играл на скрипке/Он искусно играл на скрипке;
  • смена однородных членов предложения на обобщающее слово: Погода сегодня была холодной, дождливой и ветреной/Погода сегодня была отвратительная;
  • исключение повторов: Она верила в любовь, верила в чудо, верила в спасение/Она верила в любовь, чудо и спасение;
  • замена фрагмента синонимом: И если бы только Анна знала, насколько искренне, трепетно и заботливо относится к ней Петр, она бы бросила все и примчалась к нему/ И если бы только Анна знала о чувствах Петра, она бы просила все и примчалась к нему;
  • исключение фрагмента из синтаксической единицы: И тогда он понял, что счастье не в деньгах и славе, а в окружении близких и понимающих людей/И тогда он понял, что счастье в окружении близких и понимающих людей;
  • смена фрагмента предложения на местоимение: В густом и тенистом лесу росли редкие растения/Там росли редкие растения;
  • соединение нескольких предложений в одно: Утром в поле пахнет росой. Она появляется на листьях и траве/Утром в поле пахнет росой, которая появляется на листьях и траве.

Все эти способы можно смело использовать при сокращении текста для краткого изложения. Они помогут избавиться от второстепенной информации и значительно уменьшить размер текста.

Правила сокращения текста. Алгоритм действий

Чтобы правильно сократить текст и корректно составить изложение, необходимо руководствоваться некоторым алгоритмом. Он поможет не допустить ошибок и верно преподнести главную информацию исходного источника.

Основы сокращение текста:

  • выделить основную мысль, тему текста и ключевые слова, разделить его на смысловые части;
  • составить план, исключить те пункты, которые будут не важны при написании;
  • сократить предложения, используя разные способы, перечисленные выше;
  • проверить, не изменился ли смысл полученного текста от исходного варианта.

Если все сделано правильно и ключевая мысль осталась прежней, то сжатое изложение было составлено абсолютно верно. Самопроверка – важная составляющая часть любой письменной работы.

Роль повествования в тексте

Удельный вес повествования в текстах различен. Но чаще всего повествование чередуется с описанием в композиционных целях. Например, у Пушкина, писателя с ярко выраженной склонностью к повествовательности, даже описание интерьера содержит повествовательные черты: «Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампадка» (А.С.Пушкин «Пиковая Дама»)

У Тургенева тоже часто можно встретить соединение повествование и описания, хотя описательные фрагменты в его прозе по сравнению с прозой Пушкина более обширны и легко вычленимы в тексте: «Вот вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село… В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы» И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха».

Вывод прост: несмотря на то, что все тексты можно разделить на разные речевые действия, трудно обнаружить стерильно чистые формы описания или повествования. Писатель делает акцент на различных гранях действительности, используя вперемешку повествование с описанием, и в результате они создают у читателя нужное автору разнообразие восприятия.

В статье использованы материалы работы: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»

Что такое текст?

Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?

Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.

Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.

Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!

Текст — это несколько предложений, которые объединены по смыслу.

Предложение в русском языке – это сочетание нескольких слов; предложение должно быть завершено по интонации и смыслу. Например: «Мама пошла на работу». В данном примере сообщается информация о том кто и что она делает: «Мама пошла». Указано место, куда именно: «На работу»

Обратим внимание, что сочетание слов: «Красивая мама», — не является предложением, так как неизвестно, какое действие совершено, что произошло. «Красивая мама», – это словосочетание

По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.

Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.

  • В конце побудительного предложения часто ставится восклицательный знак. Иди вперед к победе!
  • В конце повествовательного предложения ставится точка. Маша идет в школу. Или многоточие – три точки подряд. Думает что-то…
  • Вопросительные завершаются вопросительным знаком. Как тебя зовут? Иногда авторы ставят многоточие после восклицательного знака, намекая на продолжение мысли. И это разве дело?..В таком случае ставится 2 точки, а не три.

Задание: необходимо расставить знаки препинания.

  • Ура, каникулы (!)
  • Сколько тебе лет (?)
  • Я прочитал книгу (.)

Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.

Рассмотрим пример.

Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно

Данный фрагмент является текстом, потому что:

  • состоит из нескольких связанных между собой предложений;
  • имеет одну тему: деревня;
  • главная мысль – хорошо жить в деревне.

Прочтем еще один фрагмент.

Я люблю собирать грибы. Жили-были дед и баба. Какие красивые ромашки.

Этот отрывок не является текстом:

  • нельзя выделить одну тему;
  • предложения не связаны между собой;
  • нет единого смысла, это три разных предложения.

Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?

1.    Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.

 

2.    Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.

Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.

Популярные персоналии

Цезарь Антонович Кюи

Сергей Сергеевич Прокофьев

Оливье Мессиан

Франц Йозеф Гайдн

Роберт Шуман

Сергей Иванович Танеев

Иоганн Себастьян Бах

Василий Сергеевич Калинников

Отто Клемперер

Михаил Иванович Глинка

Арканджело Корелли

Сергей Михайлович Слонимский

Что такое текст?

Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки. ()

— повествование;

— описание;

— рассуждение.

Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».

Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.

В данном тексте видно, что действия происходят последовательно. ()

Описание — описывает, характеризует какое-либо событие, предмет, раскрывает основные признаки. Описание бывает портретным и пейзажным. Описываться может человек, растение, животное, эмоции (радость, печаль), погодные условия. Часто в тексте используются части речи — прилагательное, существительное, наречие. Описание отвечает на вопросы «какая?», «какой?», «какие?».

Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.

Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года. ()

Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.

Рассуждение делится на виды:

  • рассуждение-доказательство (почему именно так?)
  • рассуждение-объяснение (что это такое?)
  • рассуждение-размышление (как быть?)

Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.

 ()

Внутренняя структура и её типы

1. Логическая составляющая. Особенности: каждый абзац по смыслу связан с предыдущим, прямо или хотя бы косвенно продолжая его по смыслу. Практические руководства, статьи, описания, словом, всё то, что подпадает под термин «деловой текст», характеризуется логической, последовательной составляющей. Несомненно, это очень удобный способ и написания текстов, и восприятия их. Особенно легко по данной методе проводится анализ текста, и особенно быстро обозначаются последующие выводы.

Например, здесь в первом абзаце автор описывает правило использования логической составляющей структуры текста. Во втором приводит пример построения. Далее будет рассматриваться следующий тип структуры. Как видите, все просто. Логическая структура текста дополняет и продолжает начатое в предыдущих абзацах.

2. Пирамидальная структура. Такой тип характерен для написания новостной ленты и пресс-релизов. Пирамида получается перевёрнутой, потому что в её широком основании, то есть в самом начале, автор помещает всю основную информацию. Далее она просто обрастает деталями, раскрывающими суть.

Принцип перевёрнутой пирамиды помогает читателю сразу узнать главное: о чём эта статья, интересна ли она ему, нужно ли читать дальше, вникая в подробности. Но самое интересное в том, что даже если пользователь закроет это окно на экране, основную мысль, а значит, весь деловой текст, он уже усвоил. Ёмкие, лаконичные, предельно информативные фразы — ключ к успеху. Это говорит о том, что удалось составить текст правильно. Задача автором выполнена.

3. FAQ-структура. Текст письма наиболее характерен для публикации интервью или рубрик с ответами на часто задаваемые вопросы. Здесь легко обнаружить логику и смысл: в каждом абзаце присутствует только одна пара — вопрос и ответ.

Очень помогает упорядочить текст письма помещение в самом начале содержания со ссылками на информацию. В этом случае читать много лишнего текста не приходится, и можно сразу найти ответы на интересующие читателя вопросы.

4. Структура коммерческая. Главной задачей продающих и рекламных текстов является продажа или продвижение. Нужно найти как можно более короткий путь к ответной реакции потенциального клиента: это звонок, регистрация, покупка товара или заказ услуг. Именно ради результата структура рекламного текста создаётся с использованием маркетинговых моделей. Например, AIDA. Она состоит из четырёх ступеней, которые и задают основные качества текстовому материалу. Необходимо предупредить, что эта структура совсем не опирается на смысл текста, эстетику или последовательность. Здесь единственно и исключительно важен конечный результат. Структура рекламного текста на этом зиждется.

5. Структура комбинированная. Такой метод характерен для блогов. Чаще всего блогер сначала информирует о событии (значит, используется пирамидальная структура художественного текста), а потом делится своими мыслями по этому поводу или анализирует, то есть строит текст, структурируя его последовательно.

Используя комбинированную модель, нужно быть очень осторожными: конкретная информация или новость, перемешанная с анализом и доморощенной философией, порождает хаос в восприятии читателя.

6. Структура хаотичная. Путаница получается, когда писатель не умеет работать с материалом, и утверждает, что такова его авторская структура художественного текста.

Тем не менее, умные манипуляторы смекнули, что мешанина в умах клиентов иногда бывает весьма кстати. Читателей умело дезориентируют в случае нужды в дискредитации людей, фирм, даже правительств, — любой саботаж легко свершается благодаря текстам хаотичной структуры.

Задания для подготовки к ОГЭ

Самым последним заданием, которое предстоит выполнить учащимся на ОГЭ по русскому языку – написать сочинение-рассуждение на одну из тем. Разберем задания поподробнее

Особенности задания 9. ОГЭ 2020 по русскому языку

Есть три группы заданий, в которых требуется выбрать одно сочинение из нескольких предложенных. В первом необходимо написать сочинение-объяснение на лингвистическую тему. Второе задание – сочинение-доказательство на поиск аргументов из текста. И третье – сочинение-размышление, необходимо ответить на поставленный вопрос.

Главное выбрать тот стиль, в котором писать получается лучше всего. Нельзя допустить речевых, грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок, за это снижают баллы. Так что нужно запомнить, какие слова можно использовать в качестве дополнительных в каждом стиле.

Определение

Описание – это способ изложения, применяемый для изображения предметов или явлений путем называния их признаков и свойств. Пример:

Утро было чудесное. В классе, словно в аквариуме, плавало теплое мягкое солнце. Его лучи освещали портрет Менделеева, висевший над черной доской, сделанные руками ребят гербарии и расписание уроков на нежно-салатовой стене. Круглые часы у окна показывали двадцать минут девятого.

Рассуждение – выражение раздумий по поводу какой-либо ситуации или предмета, анализ причин и следствий происходящего. Пример:

Таня размышляла: «Точно! Я свяжу маме на день рождения шарфик! Но ведь я не умею вязать… Кто же меня научит? Может, записаться в кружок? Нет, там, наверное, очень долго. Надо как-нибудь побыстрее… Ага! Раздобуду самоучитель и быстренько научусь!».

Заключение в сочинении-рассуждении

В заключении тебе нужно красиво и чётко подытожить все свои рассуждения

Объяснить, насколько важна поднятая тема для общества или почему люди должны обратить на неё внимание. Опиши свои впечатления, связанные с произведением, цитатой или темой в двух-пяти предложениях

Например: «Я хочу, чтобы мир держался на ласке матерей. На всём том нравственном, что они воспитывают в нас. Ведь добро порождает добро. И чем больше будет счастливых семей и детей, тем лучше станет окружение, в котором мы живём…»

Надеемся, ты разобрался, как следует писать сочинение-рассуждение и доказывать свою точку зрения. Не бойся посмотреть примеры в интернете. Однако подчистую списывать всё же не стоит. Тебе, как взрослому человеку и будущему специалисту, пригодится навык отстаивать своё мнение, умение логически и творчески мыслить, убедительно говорить. Больше тренируйся, и у тебя всё получится!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector