Распевочные упражнения

Скачать ноты романсов и песен:

Fenesta che lucive, antica canzone (f-moll)

Fenesta che lucive, antica canzone (g-moll)

А. Алябьев «И я выйду на крылечко«

Н. Ан «Сарабанда«

Р. Ан «Si mes vers…»

И. Брамс «Утро»

Л. Ардити вальс «Parla«

Л. Ван Бетховен «In questa tomba oscura«

Л. Ван Бетховен «Миньона»

Ж. Векерлен «Младая Флора»

Л. Виттори «Il pescar fa l’uom giocondo»

А. Вивальди «Piango, gemo» (passacaglia, e-moll), перевод

Д. Вольф «Ирис»

Й. Гайдн «Тихо дверцу в сад открой»

Г. Ф. Гендель «Alleluja«

Г. Ф. Гендель «Ombra mai fu»

А. Глазунов Романс Нины из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

К. В. Глюк Ария Париса «O del mio dolce ardor» из оперы «Парис и Елена» — АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ!

Э. Григ «Лесная песнь»

А. Гурилев «Внутренняя музыка»

М. И. Глинка «Финский залив«

М. И. Глинка «Северная звезда»

М. И. Глинка «Не щебечи, соловейко» (f-moll)

Э. Григ «Ein Traum»

Э. Григ «Sie ist so weiss» («Нежна, бела, как первый снег»)

Ш. Гуно «Серенада»

А. Дворжак «Als die alte Mutter»

К. Дебюсси «Nuit d’etoiles»

К. Дебюсси «Mandoline»

Л. Делиб «Красавицы Кадикса» на фр. языке

А. И. Дюбюк «Птичка»

Э. ди Капуа «O sole mio«

С. Кардилло «Core’ngrato» («Неблагодарное сердце»)

Дж. Керн «Дым», Es-Dur

Ц. Кюи «Болеро»

В. ди Кьяра «Di Spagna sono la bella» («Гордая прелесть осанки»)

Б. Мокроусов «Я за реченьку гляжу»

Б. Молчанов «De Profundis«

С. Монюшко «Золотая рыбка«

В. А. Моцарт «Фиалка«

Г. Носов «Не березка в поле белая»

Дж. Перголези «Tre giorni son che Nina«,для высокого голоса, g-moll

Дж. Перголези «Tre giorni son che Nina«,для среднего голоса, e-moll

Дж. Пуччини «Casa mia«

Дж. Пуччини «E’ l’uccellino»

Н. Раков «Полдень»

С. Рахманинов «Весенние воды»

Н. А. Римский-Корсаков «Море» («Дробится и плещет…»)

Н. А. Римский-Корсаков «На нивы желтые нисходит тишина»

Н. А. Римский-Корсаков «То было раннею весной»

Н. А. Римский-Корсаков «На холмах Грузии»

Н. А. Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты» (Es-Dur, для среднего голоса)

Н. А. Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты» (F-Dur, для высокого голоса)

Дж. Россини «Испанская песня» («Canzonetta spagnola«)

Дж. Россини  «Альпийская пастушка»

К. Сен-Санс «Лебедь»

А. Скарлатти «Фиалки» «Le violette» (для среднего голоса)

С. Танеев «В дымке-невидимке»

С. Танеев «Летняя ночь»

С. Туликов «Курский соловей«

М. Феркельман «Мазурка»

Г. Форе «Тосканская серенада»

П. И. Чайковский «День ли царит«

П. И. Чайковский «Серенада» («Ты куда летишь, как птица») — Ре-мажор

П. И. Чайковский «Серенада» («Ты куда летишь, как птица») — Фа-мажор

Э. Шентирмай «В мире есть красавица одна»

Ф. Шопен «Желание» (сельская песня) — Соль-мажор (оригинал)

Ф. Шопен «Желание» — Ля-мажор

И. Штраус «Венские вечера»

Р. Штраус «Серенада»

Р. Штраус «Ночь»

Ф. Шуберт «Колыбельная»

Ф. Шуберт «Утренняя серенада»

Ф. Шуберт «Скиталец»

Р. Шуман «Лотос«

Р. Шуман «Орешник»

Распевка 1

Мычим

Сперва найдите наиболее удобную позу. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное — быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязяна к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала…теперь вдыхаем и пробуем помычать — то есть издать звук «м-м-м» своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты — помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.

Пылесос

Следующее упражнение называется «пылесос».
Звук можно записать как «вф-вф-вф» — нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот

Обратите внимание — звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим.
Подсказка — чтобы звук не прыгал нужно поддреживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой

Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

Моторная лодка

Теперь то же самое на звук похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.

Сирена

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

Моторная лодка + Сирена

Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение — прекращайте и делайте паузу.

Обретение вокальной техники

Известно, что выполнению любой работы нужно учиться, приобретать определенные навыки. Каждый человек, сталкиваясь в новой деятельностью, сначала испытывает неудобства и трудности (редко что-то получается сразу). Как говорил Станиславский:

«Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое — приятным».

Так и с постановкой голоса. Когда человек проходит обучение вокалу, у него голова идет кругом от множества задач, которые надо выполнять одновременно. Проходит время, и появляется навык извлечения качественного звука, появляется полуавтомат. Тогда говорят, что голос «поставлен».

Постановка голоса вокалиста предполагает большую сложность – учащийся не видит своего инструмента. Мы не видим ни клавиш, ни мехов, ни смычка, ни деки, — все это «находится» внутри нас. Значит, действовать приходится на ощупь, вслепую. Поэтому в технике постановки голоса, как нигде, такое количество понятий, основанных на фантазии (яблоко во рту, дырка в голове, цветок перед носом, — чего только нет!). И поэтому же для начинающего вокалиста так важен контроль опытного слуха педагога и чуткий самоконтроль.

Другая сложность – четко увидеть, точнее, услышать результат. О вкусах, как говорится, не спорят, у каждого есть свои любимые певцы, свои кумиры, на которых они равняются и даже перенимают не только их достоинства, но и недостатки. Но есть и единый для всех эталон правильного пения.

Практика

 Итак, приступим к практике: Начинайте с такого разогрева каждое занятие по вокалу или выступление.

Он состоит из трех этапов:

  • дыхательная гимнастика,
  • шумовые упражнения,
  • голосовые упражнения.

Теперь о каждом подробнее:

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это может быть комплекс из йоги. А нужен он нам для того, чтобы снять телесные зажимы. Телесные зажимы есть у каждого: посидели в одном положении, поносили сумку на плече, понервничали, — и вот уже появились зажимы! Конечно же, все это отразиться на работе гортани, челюстей и самого звукоизвлечения.

Поэтому заходим на youTube или берем любой любимый комплекс физ-упражнений и выполняем! Уделите этому столько времени, сколько потребуется для расслабления тела.

Шумовые упражнения

Шумовые упражнения — это следующий этап, в котором вы должны тренировать дыхание. Возьмем согласные, например: С, Ш, Р…

Просто сделайте вдох через нос и выдыхайте равномерно на любую из предложенных выше букв. Уделите такому этапу минут 5-7. Вы должны правильно продышаться и прокачать объем легких

Обратите внимание, что только теперь вы можете переходить ко всему, что связано со звуком!

Голосовые упражнения

Голосовые упражнения — приступаем к части, где можно и нужно петь распевки, вокализы или выполнять упражнения с гласными буквами, такими как: А, Э, О, У, И.
Начинать следует с небольших по тесситуре и несложных технически распевок. Они должны быть с простой мелодией и несложным ритмом, легко запоминающиеся. Что касается громкости, следует начинать с разговорной, то есть средней.
Например: 

возьмем такой звукоряд и сыграем на фортепиано ноты первой октавы для женщин и малой для мужчин —  до-ре-ми-ре-до.

  • включите себе в интернете “пианино онлайн” и сыграйте на виртуальных клавишах,
  • поднимитесь на пол тона выше и так далее, до удобного предела высоких нот,
  • вернитесь назад, чтобы закончить на тех нотах с которых начали мелодию.
  • петь нужно с самых простых для соединения резонаторов (усилителей звука) слогов или букв, например: РРР (работа языка), ПРР (работа губ) или же МММ.
  • дальше можно усложнять и брать уже с добавлением любой гласной буквы или только ее, например: А, ХА, НЭЙ и т.д…
  • Не забывайте правильно дышать и держать опору!

Этот этап должен занимать минут 10-15. В целом разминка должна занимать минимум 15 и до 30 минут, не включая 1-й этап гимнастики. После этого, вы почувствуете невероятную легкость, выносливость и силу в голосе! 

Если вы занимаетесь самостоятельно, то будьте аккуратны и учтите наши советы, чтобы не навредить. В идеале, конечно же у Вас должен быть грамотный вокальный тренер, который подберет разминку исходя из Ваших данных и возможностей, для дальнейшего роста и развития голоса. Найти такого педагога вы можете в нашей школе.

Репертуар для тенора

Кустодиев. Артист Мариинского театра И.В. Ершов в роли Зигфрида

Тенор — высокий мужской голос. Чаще делят на два подтипа: драматический тенор (более сильный голос, широкий), лирический тенор (легкий, подвижный, мягкий тембр). Пример первого — голос Энрико Карузо или Марио Дель Монако, второго — Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский. Более полный список теноров. Лирический тенор (его еще называют tenor di grazia) — это голос теплый, изящный с ярким полным тембром, который достаточно сильный, чтобы лететь над оркестром, но не тяжёлый. Драматический тенор (или tenore di forza) обладает эмоциональным мощным голосом, как еще говорят, героическим. Нижняя часть диапазона такого голоса распространяется на баритоновую тесситуру. Тембр может быть как очень темным, так и ярким стальным. Если брать более широкую классификацию, то выделяют еще лёгкого тенора и спинто. Легкий тенор по сути является эквивалентом колоратурного женского голоса. Это подвижный, легкий голос, способный петь фиоритуры. Обычно имеет наверху ми-бемоль третьей октавы. Такие голоса часто встречаются в операх Россини, Беллини и Доницетти, а так же в музыке барокко. Спинто имеет яркость и верха лирического тенора, но в драматических кульминациях способен подтолкнуть голос без напряжения к сильному звуку драматического тенора. Тембр темнее, чем у лирического, но светлее драматического. В немецкой школе есть термин Heldentenor, который охватывает партии и драматического тенора, и некоторые роли из Вагнера. Есть певцы, которые начинают карьеру, как лирические тенора,  а заканчивают драматическими. И, как в случае с сопрано, драматические часто поют партии спинто.

В целом диапазон тенора обычно простирается от «до» первой октавы (в некоторых партиях ниже) до «до» третьей (для драматических теноров может быть «си» второй). Помните, что теноровая партия записывается на октаву выше, то есть в скрипичном ключе. «Верхнее До» для теноров является знаком качества и представляет из себя впечатляющую ноту, если спета правильно. Часто в ариях верхние ноты являются вставными, то есть композитор их не прописал в партитуре, но исполнительская традиция требует ее спеть (например, в Арии Родольфо из «Богемы» Пуччини). Самая высокая нота у лёгкого тенора в репертуаре — Фа третьей октавы в арии Артуро «Credeasi, misera» из «Пуритан» Беллини. Часто эту ноту упускают.

-> Программа тенора<-

->Пример программы для лирического тенора на III курсе консерватории <-

Партии Драматического тенора

(композитор-название оперы-партия)

Бетховен Фиделио Флорестан
Керубини Медея Ясон
Массне Сид Родриго
Массне Иродиада Жан
Пуччини Плащ Луиджи
Пуччини Турандот Калаф
Сен-Санс Самсон и Далила Самсон
Верди Аида Радамес
Верди Луиза Миллер Родольфо
Верди Отелло Отелло
Вагнер Летучий голландец Эрик
Вагнер Гибель богов Зигфрид
Вагнер Лоэнгрин Лоэнгрин
Вагнер Парсифаль Парсифаль
Вагнер Риенцы Кола Риенци
Вагнер Тангейзер Тангейзер
Вагнер Тристан и Изольда Тристан
Вагнер Валькирия Зигмунд

Беллини Норма Поллион
Берлиоз Бенвенуто Челлини Бенвенуто Челлини
Бизе Кармен Хозе
Бойто Мефистофель Фауст
Чилеа Адриана Лекуврёр Маурицио
Чилеа Арлезианка Федерико
Джордано Андре Шенье Андре Шенье
Леонкавалло Паяцы Канио
Масканьи Сельская честь Туридду
Пуччини Мадам Баттерфляй Пинкертон
Пуччини Манон Леско де Грие
Пуччини Тоска Каварадосси
Верди Дон Карлос Дон Карлос
Верди Эрнани Эрнани
Верди Сила судьбы Дон Альваро
Верди Трубадур Манрико
Верди Бал-маскарад Риккардо

Лирический тенор

Беллини Капулетти и Монтекки Тибальт
Беллини Пуритане Риккардо
Бизе Искатели жемчуга Надир
Бородин Князь Игорь Владимир
Доницетти Лючия ди Ламмермур Эдгардо
Флотов Марта Лионель
Гуно Фауст Фауст
Гуно Ромео и Джульетта Ромео
Массне Манон де Грие
Массне Вертер Вертер
Оффенбах Сказки Гофмана Гофман
Пуччини Богема Родольфо
Пуччини Эдгар Эдгар
Чайковский Евгений Онегин Ленский
Тома Миньон Вильгельм Мейстер
Верди Риголетто Герцог
Верди Травиата Альфредо
Вагнер Нюрнбергские мейстерзингеры Давид
Вагнер Летучий голландец Рулевой

Легкий тенор

Беллини Сомнамбула Эльвино
Беллини Пуритане Артуро
Делиб Лакме Джеральд
Доницетти Дон Паскуале Эрнесто
Доницетти Фаворитка Фердинанд
Доницетти Дочь полка Тонио
Доницетти Любовный напиток Неморино
Моцарт Бастьен и Бастьена Бастьен
Моцарт Так поступают все Феррандо
Моцарт Дон Жуан Дон Оттавио
Моцарт Волшебная флейта Тамино
Римский-Корсаков Золотой петушок Звездочет
Россини Севильский цирюльник Альмавива
Россини Золушка Дон Рамиро
Россини Итальянка в Алжире Линдоро
Верди Фальстаф Фентон

Как работать над вокальной техникой

Хороший пианист ежедневно уделяет много времени игре гамм и арпеджио, балерина обязательно много тренируется у станка, оттачивая одни и те же движения, художник постоянно делает эскизы и зарисовки. Постановка голоса вокалиста не может проходить без распевок-упражнений и вокализов.

Упражнения, какими бы скучными они не казались, всегда имеют своей целью выработку определенного технического навыка. Поэтому выполнение упражнения просто так, бездумно, ни к чему не приведет. Необходимо понимать, зачем вы поете каждое упражнение, какую цель преследуете.

Что касается вокализов, то еще итальянские педагоги и великие певцы говорили об их незаменимости. Ведь основой пения является тянущийся звук «а». Именно вокализы дают ровность голосу, легато, наполняют его вибрато и полетностью. Выбор вокализов огромен: Абт, Конконе, Ваккаи, Панофка, Зейдлер и др. — это имена композиторов, написавших проверенные временем и не одним поколением певцов вокализы.

Так же очень полезно пение произведений итальянских классиков: Скарлатти, Кариссими, Кальдара, Вивальди, Гендель и др. Их арии невероятно удобны для голоса и способствуют его настройке и развитию.

Скачать ноты народных песен:

Русская народная песня «Ай, во поле липонька»

Русская народная песня «Вечор ко мне девице»

Русская народная песня «Волга-реченька»

Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»

Русская народная песня «Как по морю, морю синему»

Русская народная песня «Тройка» («Вот мчится тройка почтовая»)

Русская народная песня «Уж ты, поле мое»

Русская народная песня «У меня ли во садочке»

Русская народная песня «Ходила младешенька»

Русская народная песня «Что ты жадно глядишь на дорогу»

Русская народная песня «Эй, ухнем!»

Польская народная песня «Янек в путь сбирался»

Словацкая колыбельная «Спи, моя милая» в обр. Неедлы

Украинская народная песня «Гандзя»

Так же ищите ноты на сайте Vocal key от MusicaNeo

Ноты верхнего регистра

Этот вопрос является для некоторых начинающих вокалистов самым главным. Действительно, обидно: хочется петь оперные арии, в которых есть ля, си второй октавы, а в арсенале только фа второй. Начинаешь судорожно искать произведения для ограниченного диапазона…

Чтобы научиться петь выше, нужно терпение. Если сразу начать набивать верхушки, можно испортить голос. В начале обучения нужно сконцентрироваться на формировании середины диапазона. Только в каких-то быстрых упражнениях, в проходящих пассажах можно задевать верхние ноты, не держа их. И то, если у вас есть уже определенные навыки. Главное – сформировать центр голоса. Центр – это наиболее удобно звучащая середина диапазона, не требующая от вас каких-то титанических усилий. Эта середина должна быть доработана до состояния ровной гаммы, спетой единым приятным тембром, с резонансом, плавно, без толчков. Именно такого подхода придерживался великий русский композитор М. И. Глинка, который сам прекрасно пел и воспитал блистательных певцов. После формирования центра можно понемногу раздвигать границы диапазона вниз и вверх. В этом деле обязательно учитывайте свой тип голоса. В любой книге по вокалу есть таблицы с границами диапазонов разных голосов. Помните о постепенности, не поддавайтесь соблазну быстро разработать верхние ноты, чтобы не «вытянуть» голос, чтобы он не стал тусклым и блеклым.

Сколько нужно времени, чтобы научиться петь высокие ноты? Опять же, все индивидуально. Но здесь есть одна приятная особенность. Часто верхние ноты у продвинутых студентов развиваются сами. То есть студенты просто продолжают заниматься вокалом в своем диапазоне, когда же их педагог предлагает им попробовать арии повыше, у них вдруг получается брать те ноты, которых они никогда раньше не брали. Это говорит о том, что при правильном формировании голоса, верхние ноты сами придут к вам. Останется только привыкнуть к ним.

Есть педагоги, которые говорят, что верхние ноты нужно раскричать. Если не ходить наверх, то верхних нот никогда и не будет. Но лучше все-таки придерживаться золотой середины, а именно: постепенно раздвигать границы диапазона, не травмируя голос излишними и долгими упражнениями в верхнем регистре. То есть упражнения с нотами верхнего регистра должны присутствовать, но не утомлять голос до хрипоты.

Высокие ноты – это не просто голос, это особое психическое состояние. Это адреналин, если хотите. Послушайте теноров, поющих верхнее ДО. Это ведь производит неизгладимое впечатление! Почему многие так ценят и ждут эти верхние ноты? Да потому что это возбуждает, это производит эффект чего-то неземного, заставляющего прекратить дышать на время звучания ноты. А теперь представьте студента, пробующего взять, скажем, СИ. Вот он стоит вялый, грустный, боится, думает, получится или нет… Споет он СИ? Маловероятно… Во всяком случае, должного эффекта не будет. Кстати, об эффектах. Не увлекайтесь ими. Главное в произведении – донести чувства, смысл до зрителя. Если вы всю арию готовитесь только к финальной верхней ноте, чтобы показать голос, то это «звучкодуйство». Настоящая верхняя нота должна быть оправдана чем-то изнутри. Не рассыпайте ноты просто так.

В техническом плане перед верхней нотой нельзя суетиться. Если вы будете излишне волноваться, запрете себе дыхание, зажмете горло, и ничего не выйдет. Наоборот, вдохните хорошо, расслабьте мышцы, раскройте рот и выпустите (не выдавите!) верхнюю ноту. При этом не забывайте о хорошей опоре

Здесь очень важно поймать нужный баланс: не пережать, чтобы не форсировать, но и не не дожать, иначе нота будет детонированная (ниже, чем надо), дребезжащая, на горле и сорвется. Баланс придет со временем

Кстати, самое сложное – петь верхнюю ноту на пиано. Для этого нужно уметь мастерски управлять дыханием и, как ни странно, держать его еще крепче, чем на forte.

Напоследок посмотрите эту схему. В ней показано, где по ощущениям должны находится разные ноты диапазона:

Стандартные упражнения

Нередко задают вопрос, отличается ли распевка для хора от индивидуальной тренировки голоса. Профессионалы используют одинаковые задания для разогрева с единственным различием — при работе с коллективом выполняются шаблонные правила, а частные уроки проводят с учетом конкретных целей.

  1. Занятия начинают с тренировки на средних нотах, которые не провоцируют чрезмерное напряжение связок и мышц. Такие вокальные распевки направлены на укрепление дыхательной опоры. В процессе занятия «разогреваются» мышечные ткани, а педагог следит за правильностью формирования звука.
  2. После разминки голосового аппарата отрабатывают задания по развитию навыков хорошей дикции, расширению диапазона. Предлагают исполнить вокальные распевки в пределах одной октавы, когда звуки проходят плавно между ступенями при внятных речевых оборотах. Постепенно формируется четкая дикция. Каждый репетитор вооружен своей тактикой, но все педагоги учитывают особенности ученика.
  3. Заключительный этап проводится с целью освоения навыков по исполнению скачков, отрывистого звучания, различных украшений. Такие вокальные распевки под силу певцам, освоившим первоначальные упражнения.

Типовое упражнение

Педагоги нередко приступают с разминки, сомкнув губы. Извлекают звук по полутонам, похожий на мычание, но зубы при этом должны быть разжаты. Упражнение продолжают выполнять, проговаривая «ма, мэ, ми, мо, му» до максимальной высоты. После чего повторяют, удерживая дыхание на одной тональности, затем на полтона выше и так до предела, продолжают в обратном порядке. Чередование слогов полезно менять (ми, мэ, ма, мо, му).

Упражнение «Метро»

При плавном скольжении вверх по хроматическому звукоряду и обратно поют «до-о-о, де-е-е, ди-и-и, до-о-о, ду-у-у-у» и «бра, бре, бри, бро, бру». Методический прием помогает расширению диапазона исполнителя.

Прием «стаккато»

Прерывистое пение на слог «лё-о-о-о» выполняют от I ступени звукоряда к V вверх и в обратном порядке, каждый раз повышая тональность на полтона. Упражнение напоминает заразительно смеющегося человека.

Нередко педагоги в процессе занятий применяют вокальные распевки, объединенные с определенными телесными движениями. Такие методы позволяют освободить голосовой аппарат, освоить координацию, необходимую при исполнении вокальных номеров.

Существует много пособий, где подобраны результативные методики прошлых лет, новые интересные разработки для преодоления профессиональных трудностей. Покорение вершин мастерства с использованием многовекового опыта предшественников является главным условием творческого успеха!

Зачем нужна распевка?

Занятия по вокалу можно сравнить с физкультурой или танцами: нельзя приступать к активным тренировкам, не разогрев мышцы.

Для пения используются мышцы гортани — связки. Если попытаться взять высокую ноту, можно сорвать голос. Речь о травмирование связок.

Важно! На восстановление уходит от нескольких дней до нескольких месяцев. Это повредит музыкальной карьере, сорвёт выступление у действующих исполнителей.
 
Чтобы не допустить такого развития событий, используйте специальные упражнения.

Что дают распевки:

Разогревают связки.
Делают мышцы послушными, облегчая пение.
Развивают способность брать нужные ноты.
Развивают дикцию, что важно для вокалистов.
Помогают раскрыть голос, увеличить диапазон у начинающих исполнителей.
Помогают точно попадать в неудобные высокие и низкие ноты.
Происходит психологическая подготовка к занятию вокалом: человек отключается от внешнего мира и настраивается на пение.

Грудной регистр

Как правило, начинающего (и не только начинающего) вокалиста особенно заботят верхние ноты. Еще бы, так хочется спеть любимые арии, но диапазона не хватает. Во всем важна постепенность. Работа над голосом должна начинаться со среднего регистра. Но есть и такие начинающие вокалисты, которых больше всего заботят нижние ноты. Чаще всего это басы, меццо-сопрано и баритоны. Особенность и красота их голоса как раз и состоит в качественном, красиво звучащем нижнем регистре. Нередко в погоне за глубокими низами, такие вокалисты загоняют голос в глотку или в затылок, желая наполнить объемом нижние ноты. Но это ложный путь.

В отличие от верхних нот, нижние можно тренировать дольше без риска для голоса, но увлекаться все же не стоит

В этом вопросе важно не перестараться, ведь можно так нагрузить низа, что исчезнут верха. Колоратурным сопрано и лирическим тенорам лучше совсем не увлекаться на первых порах

Если же у вас крепкий голос, а партии для него предполагают драматизм, стоит озаботится выработкой нижних нот.

Основных моментов здесь немного. Прежде всего, при пении нижних нот должна сохраняться высокая певческая позиция. Нельзя допускать, чтобы эти ноты пелись горлом. Они все равно должны быть в маске. Разница только в том, что грудной резонатор должен хорошо отвечать. А потому нельзя давить. Понятно, что очень хочется, в голове сидит коварная мысль поразить всех мощной нижней нотой, мозг дает команду «поддать»… В результате — горловой звук, неполетный, глухой. Опора дыхания внизу должна быть очень мягкой, нота просто пресечется, если вы ее задавите воздухом. Нужно поймать ощущение протока дыхания, мягкого, свободного. При этом, разумеется, нужно избавиться от любых зажимов

Иногда для нахождения грудного резонанса педагоги советуют положить ладонь себе на грудь, тогда внимание направляется в ту сторону, и действительно, звук получается более грудной. Есть и такой прием — постукивать себя аккуратно кулаком в грудь

Но в любом случае нужно помнить о верхней позиции.

Важно не просто не давить, но и не давиться. Насильное опускание гортани до предела не поможет

Вообще, нижняя нота должна быть спета очень аккуратно и, если хотите, ювелирно. Она должна быть в верхней позиции, с вибрато, мягкая, бархатная, с грудным резонатором, округлая и полетная.

В некоторых произведениях уместно использовать и открытые нижние ноты. Они звучат совсем иначе и в современном академическом вокале считаются «цыганскими», «в открышку», «распяленными» и т. п. Подробнее о таких нотах написано в статье о старой итальянской школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector