Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Гимнастика Стрельниковой

Педагог Школы Искусств МакSим по вокалу Лия Матиссэн рассказала Я – Родителю, что дыхательные упражнения, которые используются в пении, чаще всего основываются на практиках из йоги. Самая распространенная гимнастика носит имя Александры Стрельниковой. Она была разработана ею для певцов, потерявших голос. Это лечебная гимнастика, которая тренирует и массирует мышцы, отвечающие за звукообразование, в том числе и связки, расправляет легкие и увеличивает их объем

Главное внимание уделяется вдоху. Он тренируется – короткий, глубокий, легкий

Упражнения гимнастики Стрельниковой

Для начинающих есть три простых упражнения. Лучше всего выполнять их вместе с малышом. Так он научится правильно его выполнять. Кроме этого, вместе со взрослым ему будет намного веселее упражняться.

1. «Ладошки»

Попросите ребенка встать прямо и показать вам ладошки. Локти должны быть опущены. Затем скажите ребенку сделать короткий и шумный вдох и одновременно сжать кулаки. Следите за тем, чтобы ребенок сжимал все пальцы одновременно и очень активно.

После вдоха нужно разжать кулачки и сделать свободный выдох через нос или рот. Повторите так несколько раз.

После четырех шумных вдохов остановите ребенка, пусть он отдохнет в течение трех-пяти секунд. Для наилучшего эффекта необходимо дышать таким образом 24 цикла по четыре вдоха-выдоха.

На что обратить внимание:

  • не стоит растопыривать пальцы при выдохе. Кисти рук после сжатия необходимо расслабить;
  • не нужно контролировать выдох. Активным должен быть только вдох;
  • не нужно делать задержек на вдохе или выдохе;
  • если ребенок почувствовал головокружение при выполнении задания, остановите его. Упражнение можно продолжить сидя.

2. «Погончики»

Попросите ребенка встать прямо и сжать руки в кулачки, а потом поставить их на талию. Пусть ребенок сделает такой же короткий и шумный вдох носом, как в предыдущем упражнении, одновременно вытягивая и толкая кулаки в сторону пола. Это движение похоже на отжимание. И вместе с этим движением нужно разжать кулаки.

Необходимо сделать подряд восемь вдохов с движениями, не останавливаясь. Затем отдохнуть в течение трех-пяти секунд и повторить восемь вдохов.

На что обратить внимание:

  • после разжимания кулаков попросите ребенка растопыривать пальцы рук;
  • на вдохе напрягаются плечи, а руки тянутся к полу;
  • вдох происходит легко и пассивно, руки возвращаются на место и сжимаются в кулаки;
  • не стоит широко открывать рот при выдохе;
  • не концентрируйтесь на выдохе;
  • данное упражнение можно делать сидя или лежа.

3. «Насос»

Попросите ребенка встать «по стойке смирно». Пусть он наклонится вниз, но не сильно. Спину необходимо слегка скруглить, а голову опустить. Затем попросите его сделать короткий шумный вдох.

Теперь пусть он приподнимется, но не выпрямляется полностью, и выдыхает свободно.

Необходимо сделать так восемь поклонов-вдохов, после взять паузу на три-пять секунд и повторить еще раз по восемь.

Как правильно дышать при пении

В пении никогда не применяется какой-либо отдельный тип дыхания в изолированном виде, чаще встречается смешанный или комбинированный вариант. Это значит, что эталонный вокалист должен уметь дышать так, как ему нужно здесь и сейчас, обладать свободой дыхания так же, как танцор обладает свободой движения

Важное отличие певческого дыхания от речевого в длине выдоха: вокалисту необходим мощный поток воздуха, а это налагает определенные требования и на качество вдоха

Вдох должен быть быстрым, емким и бесшумным. Шумный вдох портит исполнение, медленный – тратит время, слабый – не обеспечивает достаточный объем воздуха.
После вдоха следует короткая задержка дыхания.
Выдох должен быть сильным, долгим, горло при этом максимально открыто, гортань опущена

Важно уметь растягивать запасы воздуха и не терять силы выдоха при этом.

Мелизмы

Мелизматическое пение — это довольно сложный, но очень красивый вокальный прием. Он заключается в том, что вокалист пропевает ноту, совершая быстрые движения вверх и вниз, но делает это супер технично. Мелизмы распространены не только в современной музыке, в частности, стилях R’n’b и “Соул”, их можно встретить также в академическом пении и даже в народном вокале.

Существует много разновидностей этого приема, кстати, к ним относится и вибрато, которое я решила в этой статье вынести отдельным пунктом по причине его частого использования. Более того, вибрато является самым простым мелизматическим приемом.

В переводе с греческого это понятие переводится как “песнь, мелодия”. Так и есть, мелизм — это отдельная мелодия в пределах одного слога, не меняющая ни темп, ни ритмический рисунок основной вокальной линии. Она придает произведению тонкую нюансировку и такое разнообразие, что возникает непреодолимое желание слушать его снова и снова, настолько оно интересно. Однако не стоит забывать, что каждый стиль требует или, наоборот, не приемлет тех или иных техник. Перебор с мелизмами может превратить красивую песню в набор звуков, поэтому не забываем об уместности.

Разбуди свой голос, а то он спит!

Учиться этому приему, как и всем остальным, следует только после постановки голоса и нахождения вокальной позиции. Нельзя сказать, что он простой, но постоянная тренировка с помощью специальных упражнений рано или поздно сделает свое дело.

Субтон

Этот приём часто используется в современной поп-музыке как в западном мире, так и на нашей эстраде. Фокус заключается в том, что к чистому голосу добавляется поток воздуха, что на выходе рождает сипяще-шипящий звук. Вставки, спетые на субтоне, обогащают песню не только динамикой, но и дарят ей чувственность и нежность, сближая исполнителя со слушателем. Субтон в пении можно сравнить с шёпотом в речи, именно поэтому с помощью него создается эффект присутствия.

Разбуди свой голос, дружок, ну же!

Что же происходит, когда мы поем на субтоне? Мы выпускаем довольно мощную струю воздуха, приводим голос в активное состояние, но связки смыкаем не до конца. В данном случае они находятся в напряжении, а расход воздуха увеличивается примерно в 2 раза по сравнению с тем, как происходит при “чистом” пении.

Этот вокальный приём не вызывает сложностей, если вы владеете своим голосом и поёте на опоре. Использовать его для постоянного пения не стоит, вы можете навредить своим связкам.

Полезные дыхательные упражнения

Здесь мы собрали для вас наиболее эффективные упражнения для развития певческого дыхания:

• «Насос». Встаньте прямо перед зеркалом, расправив плечи. Руки сложите замком и положите их на низ живота. При вдохе живот под руками должен подниматься, а при выдохе опускаться. Руками нужно контролировать этот процесс. Следите за тем, что бы область ключиц не двигалась. Представьте себе, что у вас под руками насос, который наполняется воздухом и выдувает его. Нужно почувствовать руками, что вы вдыхаете глубоко!

• «Собачка». Встаньте ровно. Откройте рот и высуньте язык. Дышите так будто вы собака, быстрым вдохом и выдохом. Делать это нужно на протяжении минуты или меньше. Следите за тем, что бы дыхание производилось низом живота. Постепенно повышайте скорость. После упражнения выпейте немного воды, если пересохло горло.

• «Свечка». Сядьте ровно возле зажженной свечи так, что бы пламя располагалось напротив вашего рта на расстоянии 20 см. Сделайте вдох животом, следя за неподвижностью плеч и ключиц. Сложите губы трубочкой и выдыхайте мягко и медленно прямо на пламя, стараясь его не задуть. Выдох должен быть непрерывным, что бы огонь постоянно колебался. Чем дольше вы сможете заставлять пламя колебаться, тем лучше.

• «Домкрат». Лягте на пол. Подышите спокойно диафрагмой. Затем возьмите внушительную по размерам книгу и положите ее на живот. Нужно вдыхать и выдыхать, поднимая животом выбранный вами томик. Дыхание должно быть медленное и ровное.

• «Раздувание огня». Представьте себе, что перед вами угли. Ваша задача, сделав правильный вдох, раздувать их в течение минуты. И делать это нужно с силой, будто вам надо добыть из них огонь, во что бы то ни стало. При этом упражнении может начать кружиться голова, это происходит из-за гипервентиляции легких. Не забывайте делать перерывы на 2-3 минуты.

• «Разогрев аппарата». Выпрямитесь. Сделайте глубокий вдох животом через нос и резко выдохните через открытый рот. При этом небо должно быть приподнято, а корень языка опущен. Это упражнение полезно делать непосредственно перед каждым уроком. Столб теплого воздуха при выдохе прекрасно согревает связки, тем самым подготавливая их к работе.

• «Комплексное дыхание». Это упражнение достаточно сложное, требующее довольно хорошей координации дыхательных мышц. Встаньте ровно, расправив плечи. Считая в уме до пяти, вдыхайте животом. Не делая выдох, продолжайте вдыхать грудью, на следующие 5 счетов. При этом нужно следить что бы плечи не поднимались. Задержите дыхание, просчитайте до пяти и начните медленно выдыхать. Выдох происходит в обратном порядке. На 5 счетов – легкие, на 5 – живот. И в конце снова задержка дыхания.

• «Листопад». Для упражнения понадобятся высохшие листочки с дерева или сделанные из бумаги (как вариант, можно взять маленькие ватные шарики – тогда упражнение будет называться «Снегопад» :)) Положите их на ладошку и сдувайте активным и чуть продолжительным выдохом. Старайтесь сдуть с первого раза, за один выдох. Перед началом упражнения – вдохните незаметно, бесшумно и глубоко под ребра воздух, но не много, а достаточно для того, чтобы сделать один резкий короткий целенаправленный выдох. Губы при этом соберите в трубочку, но не зажимайте их.

• «Свечка на торте». Представьте, что на торт поставили одну свечку, празднуя какое-нибудь событие. Вдохните бесшумно и глубоко, чтобы объема воздуха было достаточно для более длительного выдоха. Далее один раз активно и коротко выдохните так, чтобы свечка сразу погасла. Вариант упражнения: длительным и активным выдохом погасите много свечек на торте.

После выполнения упражнений вдыхайте и выдыхайте медленно, ровным потоком воздуха.

Люди, занимавшиеся вокалом, заметны всегда: их дыхание не прерывается на половине фразы, они разговаривают мелодично и тембристо. Голос звучит свободно, не зажато, без надрыва. При пении они легко доводят каждую фразу, дыхание даже остается в запасе. Все это результат методичных и систематичных занятий, которые включают в себя не только уроки вокала, но и самостоятельные занятия над развитием певческого дыхания. Голос – очень тонкий и хрупкий инструмент, который требует внимания, времени и стараний для того что бы красиво и свободно зазвучать. Но насколько он будет разнообразен, индивидуален и неповторим, зависит от ваших усилий и от поставленного дыхания!

Приходите к нам на онлайн уроки вокала и вместе будем учиться правильно дышать!

Поделиться

Вы узнаете и научитесь

В рамках трёх образовательных модулей курса, музыкальные педагоги изучат вопросы:

  • Методы постановки голоса в зависимости от выбранного вокального пути.
  • Характеристики голоса и особенности оценки вокальных данных.
  • Взаимосвязь постановки голоса и слуховой культуры обучающегося.
  • Практический опыт и методические разработки отечественных вокальных педагогов.
  • Особенности техники пения ведущих итальянских вокалистов и ее применение в работе педагога-вокалиста.
  • Порядок подготовки к публичному выступлению (концерту), принципы подбора вокального репертуара.
  • Современные тенденции в вокальном образовании. Преимущества и недостатки самообразования при изучении вокального искусства.
  • Физиология воздействия дыхательной гимнастики на развитие голосового аппарата.
  • Взаимосвязь слуховых навыков, движения и постановки голоса по методике Д.Е. Огородного.

Результаты и перспективы

  • Вы понимаете, как обучать вокалу новичка, какие методы постановки голоса и обучения пению выбрать.
  • Вы можете использовать традиционные и современные техники обучения вокальному мастерству.
  • Вы готовы работать педагогом по вокальному мастерству с учётом особенностей обучающихся (пол, возраст, свойства голоса и пр.).

Применение результатов обучения

Обучение вокальному мастерству сегодня является популярным направлением музыкального образования. Умение петь помогает человеку раскрыть творческий потенциал, обрести свободу самовыражения, повышает уровень культуры и образованности.

Благодаря повышению квалификации ваши профессиональные возможности расширятся. Вы сможете работать педагогом-вокалистом в музыкальной школе, общеобразовательной организации, центрах творчества, актёрских и вокальных студиях.

Упражнения

Ладошки

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и
развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом и
одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд
затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи
в момент вдоха неподвижны!

Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения.

Погончики

Исходное положение: встать прямо, кисти сжаты в кулаки и прижаты к животу на
уровне пупка. Во время вдоха нужно резко толкать кулаки вниз, плечи напряжены,
руки прямые, тянутся к полу. Затем руки возвращаются обратно. Расслабив плечи
нужно сделать выдох. Сделать подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-6
секунд и снова 8 вдохов.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Насос

Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на
ширине плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться руками к
полу, не касаясь его, и одновременно вдох во второй половине поклона.
Приподняться не выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются
ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не
нужно.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Кошка( «Приседание с поворотом»)

Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить
приседание и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с
поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не
глубокое. Руками нужно делать хватательные движения на уровне пояса. Спина
прямая.Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Обними плечи

Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки
навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий
вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая
рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Поворот головы

встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо
– вдох с правой стороны. Затем поворот головы влево — вдох с левой стороны. Вдох
справа — вдох слева. Голову не останавливать, шея
расслаблена.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Наклон головы «Ушки»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклон головы вправо,
правое ухо тянется к плечу — вдох. Затем наклон головы влево, левое ухо тянется
к плечу — тоже вдох. Смотреть прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика».

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Маятник головой

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть
на пол) — вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх.
Выдох непроизвольно производится после каждого
вдоха.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Перекаты

Левая нога впереди, правая сзади. Тяжесть тела перенесите на левую ногу. Нога
и туловище прямые. Правую ногу согнуть и поставить на носок. Выполнить легкое
приседание на левой ноге одновременно сделать вдох. После левая нога резко
выпрямляется и вес тела переносится на правую и на ней делается приседание с
вдохом И снова не левой ноге. Приседание и вдох делаются строго
одновременноДалее поменяйте ноги
местами и выполните тоже самое.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Разновидности вокальных техник

Академическое пение. Его также называют классическим, основано оно традиционных приемах, которые берут начало в XVI веке. К жанрам этого вокала относятся: опера, романсы, мюзиклы

При обучении академическому вокалу внимание направлено на классические способы постановки голоса и извлечения звуков. Техники постановки вокала академического направления включают высокую позицию вокала, объемное звучание в отсутствии шумов, хрипов и форсирования, высокий купол.
Эстрадный вокал

Он начал развиваться с формированием городской культуры. Сначала этот вариант исполнения включал кантаты, мотеты, романсы. Отличительными чертами считались повторная, куплетная структура, светское содержание текстовой составляющей, несложная манера. Современная эстрадная музыка предполагает простоту и по содержанию, и по структуре, а также доступность для массового понимания. Техники эстрадного вокала включают следующие жанры: поп, рок, фолк, рэп, джаз, хип-хоп, соул, а также различные варианты их сочетаний. Любой из этих стилей предполагает определенный способ исполнения, вокальные методы, структуру, содержание. Но процесс постановки дыхания и голоса считаются сходными во всех случаях.
Народный вокал. Народное, или этническое направление отличается характерными чертами, которые возникли в определенных этнических группах, народностях. Техники этого вокала объединяет пение на связках и плоское небо. Довольно распространено горловое пение, включающее использование связок, горла, полостей рта и гортани для достижения резонанса. Это позволяет сделать более звучными обертоны.
Расщепление звука. Техника расщепления звука в вокале предполагает примешивание к чистому звуку доли другого звука, которая представляет собой немузыкальный звук, или шум. Происходит разделение дыхательного потока. К разновидностям расщепления относятся драйв, субтон, обертон, вибрато, обертоновое пение, фальцет, йодль и многие другие.

После выбора техники исполнения следует разобраться с подходами к обучению вокалу. Наиболее рационально начать с комплексной методики. Этот способ предполагает параллельное обучение игре на фортепиано и изучение композиции. Это позволяет достичь уровня качества результата, лучшего, чем при изолированном обучении каждой дисциплине. Певец более уверенно себя чувствует, если владеет фактурой музыки, умеет аккомпанировать, подбирать, транспонировать в нужную тональность. При помощи композиции и импровизации можно понять язык и логику музыки, определить закономерности ее структуры.

Опора в вокале: подробный разбор

Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.

Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.

Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать

Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.

Почему важно следить за дыханием?

В мире существует множество разных школ постановки голоса, но все они базируются на классической итальянской школе, которая обрастает новыми формами и приемами.

Дыхание любого человека происходит рефлекторно: оно устанавливается с первым криком маленького человека, когда тот появляется на свет. Но с течением времени у ребенка могут появиться те или иные зажимы разных групп мышц, в том числе и тех, которые отвечают за дыхание.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время множество людей дышат поверхностно, иногда шумно, сопят, даже задыхаются. От неправильной работы дыхательного аппарата появляется предрасположенность к различным заболеваниям. Поэтому занятия пением или просто дыхательные упражнения очень полезны: они помогают убрать зажимы, освободить выдох, усилить силу звука, сделать голос более объемным, спокойным, грудным и приятным на слух.

Основные этапы на пути к вокальному успеху

Существует замечательная западная методика, проверенная годами и большинством голливудских звезд. “Speech level singing” – это методика имеющая свой алгоритм, логику и невероятную результативность. Итак, разберем на какие же этапы, следует разделить весь процесс обучения, на пути к становлению профессиональным вокалистом:

Учимся смыкать связки. На этом этапе мы начинаем чувствовать свои связки, разогревать и готовить их к работе. Именно на сомкнутых связках в дальнейшем мы начнем делать упражнения, которые откроют наш микст и далее головной голос. Работая над микстом и головным голосом на сомкнутых связках (еще сомкнутое положение связок называют “штробас”) мы не провалимся на фальцет, а наоборот будем сохранять тонкое, острое и связанное звучание на всех участках диапазона.

Находим свой микст и головной голос. Этап, на котором будет выполняться комплекс упражнений на сомкнутых связках с нейтральным положением гортани, которых будет направлен на нахождение вашего микста и головного голоса.

Прорабатываем свой микст и головной голос до самых высоких нот на сомкнутых связках

После того как вы найдете микст и зазвучит ваш головной голос, очень важно укрепить подобное связанное звучание на всех участках диапазона на остром, сомкнутом звуке. Очень важно чтобы при этом сохранялась легкость извлечения звука как внизу, так и вверху, без дополнительного выдавливания звука, напряжения и без потери сомкнутости связок.

Наращиваем мощность своего полного голоса, опираясь на острый звук

Когда мы проработали весь диапазон от самого низа до самого верха на сомкнутых связках, мы приступаем к наращиванию мощности голоса, добавляя давление воздуха и немного размыкая связки. Это довольно простой шаг. Тут нет ничего сложного, если вы успешно преодолели первые три этапа.

На место вокализов и распевок на высоких участках диапазона ставим текст. Иногда пропевать фразы в мискте и головном регистре может показаться сложным, даже когда распевки неплохо звучат на всех участках диапазона. Тут не нужно пугаться. На этом этапе нам следует всего лишь грамотно поставить текст на свое место сначала на сомкнутых связках, затем освобождая полный голос. Но это не всегда нужно иногда достаточно первых четыре пункта для того чтобы прекрасно петь на всех участках диапазона, но как показывает практика бывают и исключения.

Работаем над мелизмами и рифами. Это самый приятный этап, когда ваш уже настроенный, поставленный голос начинает набирать окрас и колорит в виде пробежек, мелизмов, что придаст ему еще более профессиональное и отточенное звучание.

В школе “Singing lessons” в Москве работают замечательные педагоги, собравшие лучшие наработки западной вокальной школы. Строгий алгоритм процесса постановки голоса, проверенные всемирно признанные техники обучения вокалу – это то, что выделяет нас и гарантирует вам вокальный успех!

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Типы певческого дыхания

Основных типов дыхания в вокале три: грудное, смешанное и диафрагмальное (брюшное). Отдельно эти типы могли встречаться разве что в различных певческих школах прошлого, однако сегодня разделение на типы носит сугубо формальный характер. С таким же успехом можно разделить бег на типы постановки стопы, хотя в действительности характер бега на 100 % будет зависеть от ландшафта. В аналогичной зависимости от типа исполняемой вокальной партии находится и дыхание вокалиста.

  • Грудное. Как следует из названия, осуществляется при помощи грудных мышц, стенок грудной клетки или верхних отделов груди. Последний вариант также называют ключичным дыханием.
  • Косто-абдоминальное или смешанное. Задействует грудную клетку, диафрагму и брюшную полость.
  • Диафрагмальное. Дыхание животом, осуществляется за счет сокращений и расслаблений диафрагмы, разделительной мышцы между брюшной полостью и грудной клеткой. Считается наиболее полезным для здоровья и естественным, обладает массой плюсов в качестве постоянного дыхания.

Упражнения на дыхание для вокалистов

Повторимся, цель упражнений – не отработать определенный тип дыхания, а научиться выдыхать объемный звук с необходимой длительностью. Большинство из них связаны с тренировкой диафрагмы, т. к. диафрагмальное дыхание – единственный тип, с которым обычно возникают проблемы у неподготовленного вокалиста. Грудью мы дышим чаще, т. к. современный стиль жизни учит нас дышать неправильно или вполсилы. Сказывается недостаток физической активности, сидячий рабочий режим, стрессы, комплексы, избыточный вес и многое другое.

Ладошки

Положение стоя, спина ровная, руки согнуты в локтях, раскрыты ладонями вперед. Ритмично и интенсивно вдыхайте и выдыхайте носом, сжимая и разжимая кулаки в ритм дыханию. Выполняется 24 раза циклами по 4 вдоха. Между циклами паузы по 3–5 секунд, руки в паузах опущены. Во время вдохов плечи должны оставаться неподвижными.

Погончики

Положение стоя, руки сжаты в кулаки на уровне живота, вдох выполняется с напряжением рук и плеч. Руки выполняют толкающее движение кулаками вниз, тянутся к земле, затем возвращаются в исходную. Выдох – при расслабленных плечах. Повторяется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами паузы по 3–5 секунд.

Насос

Положение стоя, ноги расставлены, руки по швам. Наклоняйтесь вперед, округляя спину. Под конец наклона делайте вдох. Разгибайтесь не до конца, выдох во время разгиба, затем снова наклон и вдох. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Кошка

Поставьте ноги на ширину плеч и выполняйте полуприседания с поворотом корпуса. Вдох приходится на момент поворота, выдох – на момент возвращения в исходную позицию. Контролировать выдох не нужно, он должен получаться сам собой. Повороты чередуются – право, лево. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Обними плечи

Разведите руки в стороны и согните их в локтях так, чтобы образовались два прямых или тупых угла. Сводите руки так, чтобы кулак касался противоположного плеча, получится объятие. В момент объятия делайте вдох, на разводе рук – выдох. Не меняйте руки местами: та рука, что была сверху в первый раз, должна быть сверху до конца упражнения. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

Поворот головы

Поворачивайте голову из стороны в сторону, выполняя вдох на повороте, а выдох – во время движения головы

Упражнение следует выполнять осторожно, чтобы избежать головокружения. Старайтесь не останавливать голову в дальней точке поворота

Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

Ушки

То же самое, что и предыдущее, только вместо поворотов наклоны головы к правому и левому плечу последовательно. Вдох в момент наклона, выдох между наклонами, смотрите перед собой, старайтесь не останавливать голову.

Маятник

То же самое, что и предыдущие два, только движения головой выполняются вперед и назад с вдохом на конечных точках. Голова опускается вниз подбородком к ключице и задирается под прямым углом к позвоночнику. Выполняйте медленно, чтобы не повредить шею, выдох – во время движения головы, произвольный.

Перекаты

Одна нога выставлена вперед, другая отведена назад, вес на передней ноге. Выполняйте неглубокое приседание на передней ноге с наклоном вперед, вдох должен соответствовать приседанию. Затем резко выпрямляйте и меняйте опорную ногу, получится движение маятника. Выполняйте приседание с вдохом уже на задней ноге, затем снова перенесите вес на переднюю. В конце поменяйте ноги и повторите.

Чек-лист по вокалу для новичков

Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:

  • Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
  • Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
  • Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
  • Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
  • Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
  • Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?

Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.

Выводы

Слушайте любимых исполнителей и подмечайте в их голосе нюансы, которые делают его особенным. Конечно, каждый человек обладает уникальным тембром, поэтому не старайтесь подражать и копировать, лучше изучайте и применяйте эти техники на себе.

Повторюсь, что осваивать вокальные приемы можно только тогда, когда ваш голос уже настроен на правильное звукоизвлечение. Если вы только начали заниматься вокалом и не уверены в том, что голосовой аппарат готов принять на себя более существенные нагрузки, проконсультируйтесь с педагогом.

А еще я открою вам маленькую тайну. Когда вы действительно научитесь петь правильно, то сами начнете использовать эти приемы интуитивно, чтобы окрасить фразу эмоционально. Это и есть выразительное пение. В один прекрасный день совершенно незаметно из вас “польётся” голос с вибрато или выскочит “звериный рык”. Никто ведь не придумывал ничего специально: люди выражали свои чувства, и голос подстраивался под сильную эмоцию. Так и появились приемы, которые мы теперь изучаем.

Попоем вместе по скайпу, дружок, или ты ленишься?

Кто знает, может, однажды вы проявите себя как первопроходец и привнесете нечто новое в вокальную культуру? Постоянная работа, упорство и желание достичь цели помогут вам в этом! Однако самое важное — это вовсе не повсеместное увлечение вокальным приемами, а выразительное пение, когда вы ловите настроение и образ, необходимый именно для данной песни. И никакие “завитушки” не помогут, если нет понимания сути и искренности исполнения

Елена СКОРОХОД

* Хотите освоить какой-то из вокальных приемов или просто научиться петь? Тогда приходите на занятия вокалом по скайпу. Ждем вас! 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector