Высшая психическая деятельность

Виды психических состояний

Критерии категоризации состояния психики классифицируются на несколько групп.

  1. По источнику формирования можно выделить состояния, связанные с определенной ситуацией (сильный стресс, последствия наказания) и обусловленные особенностями личности (склонность к резким перепадам настроения, повышенная возбудимость).
  2. По степени выраженности, проявляющейся во внешних условиях, ментальные состояния могут быть слабо ощутимыми (например, легкая грусть от приятных воспоминаний о прошлом) или ярко воспринимаемыми (ощущение влюбленности и страсти в начале отношений).
  3. По эмоциональной окраске сознательное состояние может быть отрицательным (грусть, апатия), нейтральным (безразличие) и положительными (радость, энергичность, вдохновение).
  4. Длительность ментального состояния может быть средней (например, страх и паника), кратковременной (вспышка гнева, прилив радости) и продолжительной (депрессивные состояния, психические расстройства).

Примечание

Психические состояния могут проявляться на уровне общественной структуры; так они преобразовываются в «массовидные состояния» — сознательные положения, свойственные для большинства участников социума. Примером данного явления могут быть настроения общественности, народное мнение.

Бессознательное

Бессознательный уровень – инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей – самосохранение организма.

Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример – состояние аффекта.

Причины психических заболеваний

Большинство психических заболеваний являются результатом жизненных ситуаций и опыта, а также того, как мы с ними справляемся. Увольнение, смерть, травматический опыт приводят к стрессу, который может вызвать расстройства. Это очень индивидуальный вопрос, часто психические проблемы передаются по наследству, иногда они возникают в результате текущих событий.

Во-первых, обращает на себя внимание нетипичный ход развития психики человека, например, воздействие травмирующих событий в детстве. Во-вторых, было доказано, что некоторые расстройства в некоторой степени наследуются, например, шизофрения или повышенная вероятность депрессии у людей с семейным анамнезом. . Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций

Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств

Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций. Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств.

Исследование EZOP (Эпидемиология психических расстройств и доступность психиатрической помощи) показало, что 23% людей страдают по крайней мере одним психическим расстройством, а у каждого четвертого – целое сочетание нарушений.

По мнению специалистов, плохому психическому здоровью способствуют многие факторы. Люди жалуются на быстрый темп жизни, плохие экономические условия и нестабильную работу. Окружающая среда тяжелая, и наша психика не становится сильнее. Мы не в состоянии справиться со стрессом или защитить себя от него. Это причина многих расстройств.

В случае когнитивно-поведенческой терапии признается, что в основе человеческого поведения лежат убеждения, приобретенные в процессе обучения, которые определяют, как интерпретируется мир. Таким образом, искажения убеждений и обработки информации или дефицит когнитивных навыков считаются основными причинами психических расстройств. Согласно этому, обращение со стрессовым событием с помощью рациональной системы убеждений приводит к адекватным эмоциям и решимости предотвратить подобные события в будущем.

Психоз

В отличие от неврозов, в случае психоза – пациент не осознает своего состояния; находится вне реального мира и не может нормально функционировать при ухудшении симптомов. Психическое заболевание очевидно для окружающих пациента, но пострадавший не осознает своего поведения.

Психотические симптомы могут быть вызваны сильным стрессом, использованием запрещенных препаратов, органическими заболеваниями и злоупотреблением алкоголя. Врачи не уверены, что именно вызывает психоз. Вероятно, это результат нескольких взаимодействий, включая гены, травматический опыт, подавленные чувства, семейную ситуацию и химические изменения в мозге. При психических заболеваниях психотические симптомы не позволяют человеку отличить вымысел от реальности.

Характер психоза проявляется маниакально-депрессивными расстройствами (биполярным расстройством) и различными формами шизофрении. При биполярном расстройстве бывают эпизоды мании (когда пациент очень активен, возбужден, также творческий, с высокой самооценкой) и эпизоды депрессии (когда наблюдается падение настроения, низкая самооценка, неуверенность в себе, грусть, потеря интереса, депрессия, снижение энергии).


Биполярное расстройство

Особого внимания заслуживает психическое заболевание – шизофрения. По оценкам психиатров, от него страдает каждый сотый человек в мире. Обычно патология диагностируется у молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Это наиболее распространенное психотическое заболевание, при котором пациент не различает реальность и заблуждение. Течение шизофрении у всех разное, но обычно наблюдаются резкие нарушения в мыслях и чувствах, проявляющиеся в поведении, которое окружение находит странным.

Некоторые больные шизофренией слышат голоса. Другие испытывают галлюцинации (зрительные, сенсорные, обонятельные). Шизофреник может чувствовать угрозу или преследование. Существует гонка мыслей, апатия, страх. Психическое заболевание может возникать внезапно или развиваться постепенно.

Изменения в поведении также могут быть симптомом психических заболеваний: новые привычки относительно ритма сна, изменение аппетита, трудности в общении с людьми, членовредительство.

Почему важно психическое здоровье?

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), например, только в 2012 году покончили жизнь самоубийством около 804000 человек. Уровень смертности от самоубийств увеличился в период с 2000 по 2012 год на 9%. Начиная с этого момента, с каждым годом эта цифра растет в среднем на 100000 человек. На каждую смерть приходится несколько попыток самоубийства. По данным ВОЗ, значительная часть самоубийств является результатом депрессии или тревожных расстройств, число которых также неуклонно растет за последние годы.

Увеличивается также употребление психоактивных веществ. 5,9% всех смертей в 2012 году были связаны с употреблением алкоголя. Кроме того, по оценкам исследователей, в 2013 году 27 млн человек страдали психическими расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, почти половина из которых была наркоманией.

Наркомания

В свете приведенных выше данных очевидно, насколько важно психическое здоровье. К сожалению, иногда мы все еще можем столкнуться с информацией о том, что психические расстройства – это фантастика и с ними не следует бороться, потому что это пустая трата времени

Такой подход рискует недооценить растущую проблему, которая имеет далеко идущие последствия не только для здоровья отдельных людей, но, и следовательно, для всего общества.

Подсознательное

Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения – привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития. Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности – желания, пристрастия, влечения. Это такая непроизвольная сфера личности индивида, которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.

В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае – последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы – таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Психическая деятельность у детей

Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. Детское психическое развитие и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом. В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение. Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность – та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

Психическая деятельность — это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

  • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
  • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
  • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом. Учебная деятельность – примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка – он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом

В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры

Основное психологическое новообразование этого периода жизни – умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Психическая деятельность человека – это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь

Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни

8.3.2. Вторая сигнальная система

У
человека есть первая и вторая сигнальные
системы, у животных – только первая.
Представление
о сигнальных системах человека и животных
обосновал И.П.Павлов. Поскольку
существующие определения сигнальных
систем отличаются друг от друга,
предлагаем наш вариант.

Первая
сигнальная система

это система организма, обеспечивающая
формирование конкретного (непосредственного)
представления об окружающей действительности
и приспособительных реакций посредством
условных связей. Сигналами первой
сигнальной системы
являются
предметы, явления и их отдельные свойства
(запах, цвет, форма и т.п.). Например,
появление запаха пищи может свидетельствовать
о наличии поблизости столовой.

Вторая
сигнальная система

это
система организма, обеспечивающая
формирование обобщенного представления
об окружающей действительности с помощью
языка человека.

Язык
человека –
средство
общения людей друг с другом, главной
формой которого является письменная и
устная речь, а также – формулы и символы,
рисунки, жесты, мимика.

Речь
форма
общения людей друг с другом с помощью
сигналов (слов), обеспечивающая мышление
человека. Речь может быть внутренней,
являющейся необходимой формой процесса
мышления, и внешней (письменная и устная),
с помощью которой человек сообщает свои
мысли другим людям.

Таким
образом, сигналом
второй сигнальной системы
является
язык человека, с помощью которого
осуществляется переход от чувственного
образа первой сигнальной системы к
понятиям, представлениям второй
сигнальной системы. Главной формой
языка является речь, сигналами которой
являются слова. Причем смысловое
содержание слова, например стол, не
зависит от звучания этого понятия на
различных языках. Высшие формы абстракции
в сигнальных системах мозга обычно
ассоциируются с актом художественной
творческой деятельности человека, где
продукт творчества выступает также как
одна из форм языка.

Первая сигнальная
система свойственна животным и человеку,
однако благодаря тесному взаимодействию
(у человека) со второй сигнальной
системой, она качественно отличается
от таковой у животных и несет на себе
отпечаток культурно-исторических
влияний. Первая сигнальная система
обеспечивает конкретно-чувственное
отражение окружающей действительности.
При этом вначале в организме формируется
ощущение отдельных свойств предметов
и явлений, воспринимаемых соответствующими
рецепторными образованиями и ведущими
к более сложной форме отражения –
восприятию.

У
животных тоже имеется язык – это язык
сигналов, но словесные сигналы человека
отличаются от условных сигналов животных.
Во-первых, их действие зависит не столько
от физических особенностей, сколько от
смысловых, т.е. слово действует своим
смысловым содержанием. Во-вторых, язык
человека и, в первую очередь, речь
позволяют передавать знания предков
их потомкам, что качественно отличает
человека от животных, способствуя
накоплению знаний об окружающей природе
и безмерно повышая
власть
человека над окружающим миром. Вся кора
большого мозга имеет отношение к обеим
сигнальным системам, которые тесно
взаимодействуют между собой: вторая
сигнальная система в своей деятельности
в определенной степени зависит от
функционирования первой сигнальной
системы, так как через первую во вторую
поступает необходимая информация.

Структуру языка
и его сущность составляют его грамматический
строй и основной словарный запас. В
антропогенезе язык сформировался как
форма общения в процессе охоты на диких
зверей, защиты при их нападении, сооружения
жилища, поиска пещеры и т.д. Вначале это
были отдельные звуки в виде сигналов,
например об опасности, как у животных.
В процессе труда возникла необходимость
обращения друг к другу. Отдельные звуки
превращались в более сложные сигналы,
из которых впоследствии сформировались
слова и фразы.

Этапы развития
познавательной способности ребенка
связаны с развитием обобщающей функции
слова.

Начальный
период
(возраст
1,5 – 2 года) связан с сенсомоторной
активностью.

Второй
период
(возраст
2 года – 7 лет) – это предоперационное
мышление, оно определяется развитием
языка, когда ребенок начинает активно
использовать сенсорные схемы мышления.

Третий
период
(возраст
7 – 11 лет) характеризуется развитием
логического словесного мышления с
активацией внутренней речи, с использованием
конкретных понятий.

Четвертый,
завершающий, период
(возраст
11 – 17 лет), характеризуется формированием
абстрактного мышления. К 17 годам в
основном завершается формирование
психофизиологических механизмов
мыслительной деятельности.

Виды психической деятельности

Психическая деятельность — это идеальная субъективно осо­знаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность — совокупность нейрофизиологических процессов, обес­печивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятель­ность). Таким образом, психическая деятельность осуществляет­ся с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД — и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодр­ствования как осознаваемая и подсознательная переработка. Пред­ставление о ВНД ввел И. П. Павлов. Низшая нервная деятельность _ это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечиваю­щих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощу­щение, восприятие, мышление, представление, внимание, чув­ства (эмоции) и воля. Ощущение — осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей

Ощущения — это базисный эле­мент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д

Ощущение — осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Ощущения — это базисный эле­мент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д.

Восприятие — формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления. Или в формировании нового образа, встречаемого впервые. В основе опознания лежат системы временных связей.

Представление — формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Память — это способность орга­низма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании ин­формацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.

Мышление — процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, то есть закодированной с помощью механизмов памяти информацией.

Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление, т. е. форма отражения действительности, проявляется в целесообраз­ном адекватном поведении, направленном на удовлетворение био­логических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление — отвлечен­но-понятийная форма мышления, развивающаяся со становле­нием второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с по­мощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логи­ческое мышление — форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логиче­ских звеньев.

Внимание — состояние активного бодрствования, характери­зующееся готовностью к психической или физической деятель­ности и сопровождающее саму деятельность. Появление внима­ния обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к другому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания

В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты.

Выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное

Непроизвольное внимание — это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раз­дражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Внимание, подчиняющееся воле человека, называется волевым (произвольным), ведущая роль принадлежит лобным долям, а его высшей формой считают ин­теллектуальное внимание

Воля — степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решитель­ность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.

Эмоция – ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия. Делят по интенсивности, по длительности, положительные, отрицательные. Основные эмоции – радость, интерес, удивление, горе, отвращение, гнев, презрение, страх, вина, стыд.

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания

Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется

Важность появления новообразования в том, что оно меняет психологическую картину мира человека. Он как будто заново оценивает окружающий мир, пересматривает свое отношение к нему и самому себе

При этом для окружающих процесс перехода на новую ступень развития личности может стать неожиданностью и даже настоящей проблемой. Особенно, если речь идет о подростковом возрасте, в котором перестройка мировоззрения происходит бурно и часто сопровождается неадекватным поведением и асоциальными проявлениями.

Что относится к ВПФ

В научном мире общепринято относят к высшим психическим функциям:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • речь.

Остальные виды психических функций (такие как внимание, воля, социальные эмоции, внутренние мотивация и чувства) остаются под вопросом в силу своей неоднозначности. 

Восприятие

Окружающая действительность, воздействуя на органы чувств человека, отпечатывается в его сознании. Эта особенность человеческого мозга называется восприятием. Не секрет, что каждый человек по своему воспринимает окружающий мир и на основе своих впечатлений рисует собственную картину бытия.

Восприятие может быть непреднамеренным, когда внешний фактор является раздражающим и невольно вызывает к себе интерес. 

Преднамеренное же восприятие обусловлено поставленной индивидом перед собой задачей изучить какой-то предмет или явление, получить о нем определенные знания.

Память

Память выполняет поочередно три функции: запоминание, хранение и извлечение информации.

Запоминание является следствием восприятия, и точно так же может быть непроизвольным и произвольным. Восприятие оставляет отпечатки в коре головного мозга и формирует представление о том или ином событии, явлении, предмете.

Полученные сведения попадают на хранение в определенную ячейку памяти, которая может быть как кратковременной, так и долговременной.

В подходящий момент, когда это необходимо, данные извлекаются из своих ячеек, происходит процесс узнавания либо воспроизведения.

В процессе запоминания формируются устойчивые связи между образами предметов или явлений. Помимо этого память устанавливает связь между прошлым, настоящим и подготовительным состояниями психики, обеспечивая непрерывность и взаимосвязанность жизненного опыта. Этот процесс способствует осознанию человеком своей индивидуальности и формированию личности.

Мышление

Мышление в качестве высшей психической функции является познавательным процессом, происходящим на основе сбора, анализа, сопоставления фактов окружающего мира. Это своего рода обобщенное и опосредованное отражение действительности человеческим мозгом.

Мышление помогает индивиду постичь внешнюю и внутреннюю сущность и содержание предметов, явлений, событий.

Речь

Речь является уникальной психической функцией, свойственной только человеку, главным орудием в социализации личности, незаменимым средством общения.

Именно речь, в том числе письменная, обеспечивает поступление и хранение в памяти основного количества информации. С помощью речи можно передать мысли, чувства, абстрактные понятия, сохранить исторические факты и события.

Благодаря речи человек способен усваивать опыт других людей и обогащать им свое сознание. В определенных ситуациях передача знаний через речь гораздо эффективнее неречевых процессов познания (наблюдения, восприятия, воображения, мышления).  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector