Произвольное внимание

Детская внимательность

Самопроизвольное реагирование возникает и сохраняется независимо от наших целей. Из-за своей увлеченности или неожиданности раздражители захватывают и отвлекают индивида от его деятельности. 

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Младенцы не способны концентрироваться на одном определенном предмете. Их увлекают разнообразные вещи – сотовый телефон, косметика мамы, папины инструменты. В этом возрасте малыши очень любопытны. Когда ребенок подрастает, он получает множество информации, узнает о том, что на нашей планете существует большое количество животных самых разных видов, насекомых, растений. Они начинают лучше понимать людей, различать цвет волос, глаз, окрас кожи. 

В самом начале жизни постигать мир младенцам помогают родители, они закладывают в ребенка свои установки, объясняют грань добра и зла, учат разговаривать. Затем малыш сам начинает познавать все вокруг, реагируя на то, что кажется ему ярким, необычным и неизведанным. 

Дети не могут регулировать собственную внимательность, так как у них функционирует пассивная сосредоточенность. Поэтому малышей привлекают различные странные предметы, которые попадают в их поле зрения. Ребенок может внимательно разглядывать игрушку, которую ему подарили, радоваться ей, но уже через минуту переключиться на другую вещь. Поэтому младенца легко успокоить при падении, плаче – надо просто его отвлечь от болевого ощущения или нежелательного объекта. 

Способность сосредотачиваться на одном предмете проявляется у ребенка на шестом году жизни. Я рекомендую хвалить его за любое проявление усидчивости и силы воли до этого возраста – так как малышу это дается нелегко. Похвала даст ему понять, что его старания оценены, поэтому он начнет стараться сильнее, чтобы порадовать родителей своими маленькими победами. 

Если же все попытки внимательной сосредоточенности тщетны, не ругайте свое чадо, попросите его попытаться снова. Негативным реагированием вы отобьете у малыша всю тягу к знаниям, учебе и усидчивости. 

Разновидности непроизвольного сосредоточения

На этот вид внимательности оказывают влияние не только степень неожиданности и сила факторов, но и их контрастность. Очень знакомая ситуация, когда оратор резко меняет тихую и спокойную речь на громкую. Этот жест тут же привлекает и настораживает аудиторию. 

Самопроизвольное сосредоточение можно разделить на несколько типов: 

  • Привычное. Оно характеризуется постоянными интересами личности (в книжном магазине художник всегда идет к стеллажу с книгами об изобразительном искусстве).  
  • Невольное. Оно ориентируется на биологические потребности (голодный индивид при участии в разговоре внимательно слушает информацию о еде).
  • Вынужденное. Оно проявляется, когда на личность воздействуют интенсивные раздражители и повторяющиеся сигналы (пешеход оборачивается, когда видит на дороге машину скорой помощи или полиции с громкой сиреной). 

Однако не все объекты могут вызвать интерес. Они должны прежде всего выделяться на фоне остальных факторов, которые оказывают воздействие на индивида. Также такой предмет должен обладать отличительными особенностями

Чем раздражитель сильнее, тем ярче он привлечет к себе внимание окружающих. 

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

  • Умение группировать воспринимаемые объекты.
  • Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.
  • Логически последовательные и понятные указания взрослого.
  • Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).
  • Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы

Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки внимания всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Что это такое?

Если говорить о внимании в целом, то такой процесс называется избирательной направленностью на какой-либо объект. Обычно такой интерес бывает довольно высоким. Именно поэтому в нашем уме откладываются разные подробности того или иного события

Есть произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание имеет биологическое происхождение, а произвольное является результатом некоторой деятельности человека

В психологии произвольное внимание считается особенным, так как индивид проявляет при его осуществлении силу воли, чтобы обратить свой взгляд на некий факт или информацию. У детей познавательный процесс сначала строится на ярких картинках или жизненных моментах

Так работает непроизвольное внимание. А вот произвольное внимание нужно у ребенка развивать, так как оно не дается с рождения. И чем раньше начнется развитие данного вида мозговой деятельности, тем быстрее разовьется интеллект у ребенка.

Необходимо знать, что произвольное внимание проявляется только тогда, когда мы ставим перед собой какую-либо задачу. Например, запомнить тот или иной материал

Управлять произвольным вниманием человек учится с самого детства. И когда такой процесс входит в привычку, индивид может легко сконцентрироваться на цели и решить поставленную задачу. Именно поэтому зачастую усидчивые ученики добиваются больших успехов. Они сначала заставляют себя постоянно заострять внимание на той или иной информации, а потом такой процесс входит в норму. И это еще раз доказывает, что произвольное внимание обусловлено постановкой той или иной цели.

Именно поэтому благодаря работе произвольного внимания человек может легко найти в памяти нужную информацию и воспроизвести ее. При этом процессе задействуется кора больших полушарий мозга человека. Они как раз и отвечают за корректировку деятельности, а также за программирование этой деятельности.

Особенность произвольного внимания заключается в присутствии некоего раздражителя, который приходит от второй сигнальной системы. Таким образом, человек может отдавать «приказы» самому себе

Вот именно поэтому произвольное внимание считается высшей психической функцией, которая присуща только человеку. При работе данного внимания происходит сознательное приложение волевых усилий, которые не могут исчезнуть только потому, что у человека в этот момент может возникнуть отвлекающий вариант

Подведем итог и рассмотрим отличительные особенности произвольного внимания:

  • произвольность;
  • осознанность и опосредованность;
  • оно не возникает при рождении, а формируется;
  • данная функция возникла в ходе эволюции, которая коснулась развития человеческого общества;
  • она также зависима от непосредственной включенности в процесс обучения и запоминания той или иной информации;
  • данный вид мозговой деятельности проходит определенные фазы развития в онтогенезе.

Формирование произвольного внимания

Формирование, как и развитие произвольного внимания, находятся вне личности, поэтому самостоятельное развитие данной психической функции невозможно

Только благодаря социуму, который постоянно включает личность во взаимодействие, показывает новые виды деятельности и направляют самопроизвольное внимание возможно появление направленного и контролируемого дальнейшего процесса

Социальное окружение как бы научает ребёнка тем механизмам волевого приспособления, использование которых в будущем будет необходимо для самостоятельной коррекции своего внимания.

Формирование произвольности происходит постепенно с усвоением внешних механизмов регулировки внимания. Это могут быть указующие жесты взрослых, потом при понимании обращённой речи такие регулировки могут происходить в словесной направляющей форме. К окончанию детского сада речь взрослого обычно заменяется собственной речью ребенка, обращённой к себе или в никуда. Такие обращения носят не корректирующий характер и не попытку взаимодействия с другими, а только планирование собственной деятельности, направлением для которой являются слова. Постепенно этот процесс переходит во внутренний мир и сворачивается до подсознательных наборов функций.

Непосредственно формирование волевого контроля внимания неразрывно связано с усвоением и принятием норм социального окружения, выполнение которых как раз и требует включения данного вида навыка. Сосредоточение на необходимости выполнить (например, собрать игрушки) прежде чем заниматься тем, что выступает в приоритете интересов минутных (игра) – первое формирование произвольности. В раннем возрасте детям довольно тяжело применять незнакомые навыки, а длительное сосредоточение может вызывать быстрое психическое истощение. Нет необходимости ругать ребёнка за то, что не выполнил то, что намеревался и отвлёкся, лучше дать время и возможность самостоятельно вернуться к не очень приятной деятельности спустя какое-то время или короткий перерыв.

Слабость произвольности в младшем возрасте требует не только дополнительного напряжения от ребёнка, но и построения учебного процесса так, чтобы максимально использовалось непроизвольное внимание, и только постепенно подключалось волевое. Это необходимо как для лучшей успеваемости, так и для органичного формирования высших психических функций

Диффузный характер развития функций контроля будет сказываться на успешности освоения произвольного внимания, поэтому необходимо учитывать моменты хороших показателей и их снижения, как вариант нормативного развития.

Наиболее оптимальный путь формирования произвольности заключается в освоении и научении новой деятельности

Применяя такой подход, изначально задействуется природное непроизвольное внимание, а потом вызванный интерес или осознание собственной дальнейшей выгоды подталкивает ребёнка совершать волевые усилия в овладении новыми навыками. Потом мотивирующими факторами развития могут становиться соревновательные чувства или самолюбие, хорошо способствует чувство долга, однако тут необходимо аккуратное формирование данной мотивировки, чтобы не возникало огромного чувства вины при неудаче

К задачам, которые ставят перед ребёнком взрослые, существуют определённые требования, такие как ясность формулировок. Это касается как самого процесса выполнения со всеми его этапами, так и того какой конечный результат или его варианты должны получиться. Общее воспитание ответственности и наблюдательности можно поддерживать, используя постоянный интерес к происходящему, для чего рекомендуется смена деятельности, а также установка посильных заданий, не перегружающих нервную систему, но дающих ощущение преодоления нового барьера.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Описание

Это сложный психический процесс, который оказывает влияние на наше поведение и степень адаптации к окружающей среде. Непроизвольная сосредоточенность – это разновидность обычного внимания, она появляется автоматически под воздействием определенных факторов, держать ее под контролем невозможно. 

Очень часто в нашей жизни возникают моменты, на которые мы невольно отвлекаемся и пристально следим за необычными ситуациями, слишком громкими звуками и странными людьми. Именно так наше сознание приводит нас в состояние непроизвольного внимания, которое характеризуется как простейшая форма внимательности. Такая концентрация свойственна не только человеку, но и многим животным. 

Основная особенность такой сосредоточенности – отсутствие осознанного выбора в период ее проявления. При пугающем громком звуке мы непроизвольно поворачиваем голову в ту сторону, откуда он доносится — контролировать это мы не в силах. 

Самые первые признаки такого внимания возникают у детей, когда они быстро теряют заинтересованность к одним вещам при появлении других – более интересных. Малышу тяжело концентрироваться сразу на нескольких предметах одновременно, поэтому он вынужден возвращаться к наиболее понравившемуся. 

Также такую сосредоточенность можно назвать пассивной из-за того, что она появляется стихийно и не зависит от нашего состояния. На возникновения такой разновидности внимательности оказывают влияние следующие факторы: 

  • Объективные – это реакция личности на что-то новое, которое удивляет своими функциями или имеет необычную форму.
  • Субъективные – проявление интереса, склонность к чему-либо. Если человек приобрел телефон определенной фирмы, его невольно будет привлекать такая же вещь, которую он увидит у другого. Также это замечается в профессиональной сфере – архитектор всегда непроизвольно разглядывает архитектурные достопримечательности или фасады красивых зданий, прогуливаясь по улице. 

При невольном концентрировании мы производим искреннюю реакцию на ситуацию, действие. Основной недостаток такого внимания в том, что оно отвлекает нас от реально важных дел и решения проблем, которые требуют полной концентрации. Также такой вид плохо сказывается на нашей продуктивности. 

Постпроизвольное сосредоточение

Определение послепроизвольного внимания в психологии – это процесс, возникающий, если во время осуществления какой-либо деятельности, значимым и интересным для человека становится не столько результат, сколько сама работа. 

Говоря простым языком, нас настолько захватывает какое-то дело, что прилагать даже самые маленькие волевые усилия для успешного его завершения не требуется. Желание сделать больше, достичь новых результатов, решить задачи – все усиливается.

Обычно об этом виде говорят как о продолжении произвольного. Примером послепроизвольного внимания является обучение в школе – изучая новую тему на уроке, ученикам приходится заставлять себя слушать слова учителя, следовать его инструкциям, но в какой-то момент процесс изучения становится настолько интересным, что прикладывать усилия уже не требуется. Школьник полностью концентрируется на решении задачи не для получения ответа или хорошей оценки, а потому что ему интересен сама мыслительная деятельность.

Все хобби человека с самого первого дня требовали от него намеренного сосредоточения и лишь через какое-то время стали увлекать и захватывать так, что этому делу хотелось уделять все больше своих сил. Музыкант играет на пианино не для того, чтобы собирать концертные залы, а потому что ему нравится сама процедура создания новой музыки своими руками.

Особенности 

Поскольку эта форма сосредоточения буквально вытекает из произвольной, они во многом имеют схожие черты. Но есть и уникальные признаки, характеризующие познавательный процесс:

  1. Увлеченность человека выполняемой деятельностью.
  2. Отсутствие волевого усилия.
  3. Удержание сознания на объекте действия. Все вокруг как будто перестает существовать, кроме единственного предмета.
  4. Практически полное отсутствие реакции на внешние раздражители. Это значит, что, взявшись за интересное дело, индивид не отвлекается на посторонние разговоры. Чтобы отвлечь его от занятия, необходимо очень постараться.

Главная черта этого вида кроется в том, что оно исходит из самых глубин личности человека, строится на особенностях характера, предпочтениях, желаниях.

Формирование 

Поскольку оно всегда берет начало в намеренном сосредоточении, можно с уверенностью сказать, что развитие его начинается с тех же самых механизмов, затрагивающих те же физиологические структуры мозга. Но в какой-то момент на первый план выходят другие факторы. Постепенно преодолевая возникшие трудности, заставляя себя и, возможно, переступая через свои желания, индивид фактически привыкает к деятельности.

Появляется некоторый интерес, если его удержать на таком же уровне или даже усилить, он полностью захватит человека. Воля ослабевает, поскольку организму уже не нужно тратить собственные силы на поддержание работы. При этом результат не становится хуже, продуктивность не падает, а, наоборот, возрастает с каждой минутой. Два вида познавательных процессов объединяет полная осознанность своих действий и постоянный их контроль.

Единственное, что может нарушить сформированное постпроизвольное внимание  – это утомление. Уставший индивид не способен поддерживать внутренний интерес, особенно явно это заметно у школьников

Сложная образовательная программа, большое количество предметов и факультативов, недостаток сна и отдыха – все это провоцирует изнеможение, а оно ведет к отказу от использования любых психических навыков.

Формирование произвольного внимания

Процесс тренировки произвольного внимания нужно начинать с младшего возраста, причем эта задача ложится на педагогику. Однако следует отметить, что хорошей концентрации способствуют некоторые условия:

  • стабильное психическое и физическое здоровье индивида;
  • воссоздание благоприятной атмосферы;
  • постановка определенной цели;
  • сочетание физических и умственных действий (проверка теории на практике);
  • чередование деятельности (метод «помидора», когда человек сосредотачивается на работе примерно полчаса, затем 5 минут отдыхает и повторяет цикл, пока ни сделает работу).

Чтобы все успеть, нужно правильно распределить время и усилия

Существует ряд методик, которые научат фокусировке, а заодно покажут имеющийся уровень ее развития:

Нужно посмотреть на некую картинку в течение 5 секунд, затем перечислить запомнившиеся детали

Если индивид запомнил меньше 5 объектов, внимание нужно тренировать, если он назвал до 9 деталей, концентрация хорошая, а больше 9 – произвольное внимание на высоте.
Перед работающим телевизором или компьютером, вещающим любимую программу, фильм или телесериал, нужно поставить будильник с циферблатом. В течение 2 минут необходимо пристально наблюдать за секундной стрелкой, не отвлекаясь на тв или монитор.
Один знаменитый способ проверить и натренировать внимание работает и на взрослых, и на детях

Берется книга, газета или журнал. В тексте (статье) нужно искать что-то определенное, например, выделить все буквы «м» (или любую другую) либо подчеркнуть имена людей, названия городов, животных и т. д.

Произвольное внимание это необходимый инструмент современного общества, когда вокруг столько раздражителей. Статистика показывает, что люди стали рассеяннее ввиду того, что легко отвлекаются

Это можно исправить, главное, чтобы была цель.

В каком возрасте начинает складываться?

Произвольное внимание начинает проявляться уже тогда, когда мы младенцу показываем на игрушку и даем ее потрогать. Данный процесс можно назвать простейшей формой

В течение 3-х лет этот процесс совершенствуется, и уже к 4-5 годам ребенок способен выполнять некоторые сложные указания, которые дает ему взрослый человек. К 6 годам у дошкольников вырабатывается направленное внимание. Зачастую оно основывается на «указаниях» самому себе.

В познавательной сфере непроизвольное внимание также играет важное значение. Внимание маленьких детей, как мы уже знаем, направлено на яркие моменты и звуки. В этом случае особых волевых усилий не требуется

Однако такая деятельность является недостаточной для того, чтобы ребенок смог правильно развиться в интеллектуальном плане и познавать окружающий мир. Например, ребенок без труда играет с игрушками, бегает и прыгает. Такие действия хорошо развивают двигательную сферу его деятельности. Однако они не смогут помочь ему вступить в социальное общество и стать его полноправным членом. А вот такие действия, как мытье рук, ребенок сможет освоить только тогда, когда ему помогут это сделать взрослые. В результате он постепенно начнет вливаться в социальную жизнь

В этом случае особых волевых усилий не требуется. Однако такая деятельность является недостаточной для того, чтобы ребенок смог правильно развиться в интеллектуальном плане и познавать окружающий мир. Например, ребенок без труда играет с игрушками, бегает и прыгает. Такие действия хорошо развивают двигательную сферу его деятельности. Однако они не смогут помочь ему вступить в социальное общество и стать его полноправным членом. А вот такие действия, как мытье рук, ребенок сможет освоить только тогда, когда ему помогут это сделать взрослые. В результате он постепенно начнет вливаться в социальную жизнь.

Именно произвольное внимание помогает выработать у дошкольников определенные навыки и привычки, которые не всегда им интересны. Такая мозговая деятельность развивается не в один миг

У детей младшего и школьного возраста этот процесс может занять достаточно долгое время. Чем взрослее становится ребенок, тем все больше возникают факторы, влияющие на выработку произвольного внимания.

Сказать, что у ребенка развилось произвольное внимание, можно в том случае, когда:

  • он легко воспринимает словесную инструкцию;
  • он использует алгоритм, который показали ему взрослые, и этот процесс будет зафиксирован на довольно долгое время;
  • может взять под контроль свои действия или по крайней мере попытается это сделать.

Запомните: речь играет немаловажную роль в развитии внимания. Именно поэтому ребенок должен как можно раньше овладеть хорошей речью.

Поведем итог: способности, которые позволяют ребенку концентрировать свое внимание на чем-либо, развиваются постепенно. Поэтому со временем дети начинают меньше отвлекаться на незначительные вещи

Опираясь на данные факты и на различные исследования, можно отметить, что в возрасте 3 лет ребенок может отвлекаться от направленной деятельности примерно 4 раза (если эта деятельность продолжается в течение 10 минут). А уже в 6 лет этот же ребенок отвлекается в течение 10-минутного занятия только 1 раз.

Учтите также, что к 6-летнему возрасту у детей вырабатывается произвольное и послепроизвольное внимание. В этом возрасте дети способны усилием воли направить свое внимание на нужную информацию и даже удерживать его в течение 40-45 минут

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

произво́льный,произво́льная,произво́льное,произво́льные,произво́льного,произво́льной,произво́льного,произво́льных,произво́льному,произво́льной,произво́льному,произво́льным,произво́льный,произво́льную,произво́льное,произво́льные,произво́льного,произво́льную,произво́льное,произво́льных,произво́льным,произво́льной,произво́льною,произво́льным,произво́льными,произво́льном,произво́льной,произво́льном,произво́льных,произво́лен,произво́льна,произво́льно,произво́льны,произво́льнее,попроизво́льнее,произво́льней,попроизво́льней

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector