Система дидактических принципов
Содержание:
- Принципы обучения по Ушинскому
- Виды наглядности
- Обучение и его принципы
- Понятие педагогических принципов
- Виды наглядности
- Читайтетакже:
- Боишься трудностей
- Виды наглядности
- Орфографический словарь
- Думаешь, что ты хуже других
- Общие положения о развивающем обучении
- Методы реализации принципа доступности
- 2.3. Принцип доступности и индивидуализации
- Действуешь спонтанно
- Виды наглядности
- Бизнес и финансы
- К демонстрациям предъявляются следующие требования
- Роль наглядности
- Возможности личного кабинета
- Принципы опережающего и развивающего обучения
- Измерение эффективности на длинной дистанции
- Наблюдение
- Принцип развивающегося обучения
- Когда обучение результативно
- Понятие и сущность принципов обучения
Принципы обучения по Ушинскому
Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.
Принцип доступности
Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения. То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.
Принцип научности
Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.
Принцип воспитывающего обучения
Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.
Принцип наглядности
Это принцип говорит о том, что процесс познания окружающего мира более эффективно проходит с использованием прямых наблюдений и включения органов восприятия
Более того, наглядное обучение повышает внимание учащихся и делает процесс обучения более легким.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся
Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.
Принцип народности
Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой.
Советуем также узнать о методах обучения:
Виды наглядности
Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности
:
- Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
- Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
- Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
- Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.
Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически
, от чего будет зависеть его сопротивление.
Обучение и его принципы
Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.
Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности.
Замечание 1
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Иначе говоря, принципы обучения – это некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Все принципы обучения можно разделить на дидактические, то есть применимые ко всем предметам, и методические – применимые к данному конкретному предмету. В данной статье мы рассмотрим дидактические принципы обучения.
Дидактическими считаются следующие принципы: научность, последовательность, системность, преемственность, связь теории с практикой, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность.
По мнению К. Д. Ушинского, великого русского педагога XIX века, в дидактике используются следующие принципы:
- Систематичность, доступность и посильность обучения.
- Сознательность и активность обучения;
- Прочность знаний;
- Наглядность обучения;
- Народность обучения;
- Воспитывающий характер обучения;
- Научность обучения.
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
Понятие педагогических принципов
Принцип представляет собой основное базовое положение теорий, учений, мировоззрения, науки, внутреннее человеческое убеждение, которое определяет его отношение к реальности, поведенческие нормы и нормы деятельности. Основой принципов служат уже познанные закономерности. При этом принципы логически не выводятся из законов. Закономерности служат только теоретической базой для и формулировки принципов обучения и основных правил педагогической практики.
На базе педагогических закономерностей и законов базируются педагогические принципы.
Определение 1
Педагогические принципы — базовые идеи, следование которым позволяет наиболее эффективно достигать целей и решать поставленные задачи.
Виды наглядности
По степени возрастания абстрактности наглядность подразделяется на следующие виды:
- естественная, включающая предметы объективной реальности;
- экспериментальная, подразумевающая проведение опытов и экспериментов;
- объемная, представленная макетами и фигурами;
- изобразительная — это картины, рисунки, фотографии;
- звуко-изобразительная, включающая кино и телевидение;
- звуковая;
- символическая и графическая, в которой используются карты, схемы, графики, формулы;
- внутренняя — это образы, которые создаются речью педагога.
Для исключения сдерживания развития абстрактного мышления детей, при использовании наглядности следует проявлять чувство меры. Огромное значение имеет сочетание наглядности с непосредственной творческой деятельностью детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности следует придерживаться принципа вариативности для того, чтобы в детском сознании не запечатлелся конкретный образ явления или предмета.
Читайтетакже:
Боишься трудностей
Виды наглядности
Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности
:
- Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
- Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
- Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
- Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.
Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически
, от чего будет зависеть его сопротивление.
Орфографический словарь
Думаешь, что ты хуже других
Общие положения о развивающем обучении
Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс передачи знаний обучающимся, который чаще всего происходит по объяснительно-иллюстративному типу (учитель рассказывает, ученик слушает). Развивающее же обучение, основанное на исследованиях советского психолога Льва Семеновича Выготского, предлагает для использования активно-деятельностный тип обучения, обеспечивающий куда большую вовлечённость учащегося в образовательный процесс.
Замечание 1
Л. С. Выготский: «Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».
Технология развивающего обучения ставит в приоритет гармоничное развитие личности и делает акцент на потенциал ребёнка.
В развивающем обучении знания детей делятся на три вида:
- То, о чем учащиеся не знают;
- Знания, уже полученные обучающимися;
- «Зона ближайшего развития», расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь – иначе говоря, его возможности.
Развивающее обучение фокусируется на последнем виде, утверждая, что обучение на более трудном уровне способствует развитию способностей ученика. В детях нужно формировать теоретическое мышление, дающее возможность применять полученные знания на практике. При развивающем обучении развитие происходит во всех направлениях и касается мышления, речи, чувств и движений, мотивации и воли.
В развивающем обучении ребенок не просто усваивает информацию, а самостоятельно находит закономерности и связи между разрозненными знаниями и осознаёт, зачем эти знания получает.
Развивающее обучение строится на индивидуальном образовательном подходе. Вместо того, чтобы сравнивать детей и заставлять их соревноваться друг с другом, люди, поддерживающие подобный подход, предлагают приглядываться к ним и смотреть на них, как на личностей.
В развивающем обучении часто используются образовательные методы, как правило считающиеся «нетрадиционными»: уроки-дискуссии, уроки-семинары, игры и так далее.
Важно помнить о том, что любой процесс обучения так или иначе ведёт к развитию, однако обучение носит развивающий характер только в том случае, если своей главной своей целью ставит непосредственное развитие личности, обучение её анализу, сравнению, развитие в ней критического мышления и воображения
Методы реализации принципа доступности
Принцип доступности реализуется в методах, приемах, способах организации материала. При работе с новым материалом используют такие методы:
- сравнение – поиск общих и различительных характеристик в изучаемых понятиях, явлениях для лучшего понимания;
- аналогии – поиск аналогов между новыми элементами изучаемого материала и уже известными. Этот метод актуален для изучения иностранных языков, когда в родном и неродном языке устанавливаются связи;
- беседы используют для установления контакта с учащимися, выяснения их уровня подготовки, фоновых знаний, умений, навыков. Через беседы учителя учатся понимать учащихся, это помогает им в подготовке к урокам, отбору материала и средств обучения;
- дискуссии используют со старшими школьниками/студентами для выяснений их потребностей, презентации проблемных тем, сложных теоретических вопросов.
Популярные интерактивные методы обучения тоже помогают реализовать принцип доступности: организация работы в парах, микрогруппах, деятельности над общими проектами и презентациями помогает сделать информацию легче для восприятия и понимания.
2.3. Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности
и индивидуализации в физическом
воспитании означает требование
оптимального соответствия задач, средств
и методов физического воспитания
возможностям занимающихся.
При реализации
принципа должна быть учтена готовность
занимающихся к обучению, выполнению
той или иной тренировочной нагрузки и
определена мера доступности заданий.
Готовность к
выполнению заданий зависит от уровня
физического и интеллектуального развития
занимающихся, а также от их субъективной
установки, выражающейся в преднамеренном,
целеустремленном и волевом поведении.
Назначение принципа
доступности и индивидуализации
заключается в следующем:
1) обеспечить для
каждого занимающегося наиболее
оптимальные условия для формирования
двигательных умений и навыков, развития
физических качеств, совершенствования
физической работоспособности;
2) исключить
негативные, вредные последствия для
организма человека от чрезмерных,
непосильных тренировочных нагрузок,
требований, заданий.
Критериями для
определения доступных нагрузок и заданий
являются:
-
объективные
показатели:
— показатели
здоровья (артериальное давление,
различные функциональные пробы,
кардиограммы )
— показатели
тренированности (динамика спортивных
результатов, динамика роста физических
качеств и технической подготовленности,
МПК — максимальное потребление кислорода,
ЖЕЛ жизненная емкость легких и др.);
2)
субъективные показатели (сон, аппетит,
самочувствие, желание тренироваться и
участвовать в соревнованиях и др..)
Доступность
задач, средств и методов физического
воспитания определяется многими
факторами, которые условно можно
соединить в группы. К
первой группе
относятся факторы, характеризующие
общие особенности данного контингента
занимающихся (группы, команды). Ко второй
— индивидуальные особенности каждого
занимающегося. Третья группа факторов
возникает в связи с динамикой общих и
индивидуальных изменений в процессе
физического воспитания. К
четвертой
группе следует отнести особенности
самих задач, средств и методов физического
воспитания.
Общие и индивидуальные
особенности занимающихся постоянно
изменяются. Изменяется физиологическое
и психическое состояние на протяжении
одного занятия, и, следовательно, степень
доступности того или иного задания и
требования. По ходу многолетнего процесса
физического воспитания изменяются
особенности и возможности занимающихся,
В связи с этим постоянно должна
пересматриваться доступность средств
и методов обучения и воспитания
должны
приниматься во внимание также особенности
самих задач, средств и методов физического
воспитания. Оценка их доступности
складывается из двух моментов
Во-
первых, из оценки их как таковых
безотносительно к контингенту
занимающихся. Во-вторых, из сопоставления
этой оценки с факторами, связанными
общими и индивидуальными особенностями
занимающихся в их динамике.
Таким образом,
задача реализации принципа доступности
и индивидуализации ставит преподавателя
физического воспитания перед чрезвычайно
сложной меняющейся картиной множества
различных факторов, которые нужно
постоянно учитывать. При этом необходимо
предвидеть дальнейшие изменения всех
факторов для перспективного программирования
воздействий.
Действуешь спонтанно
Виды наглядности
Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности:
- Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
- Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
- Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
- Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.
Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически, от чего будет зависеть его сопротивление.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
К демонстрациям предъявляются следующие требования
демонстрируемые предметы должны иметь соответствующий размер для отличной видимости всем учащимся, для небольших объектов целесообразно использовать различные проекции или организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
во время демонстрации учителю нужно стоять лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся, не следует и заграждать демонстрируемое, иначе вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
количество демонстраций должно быть оптимальным, поскольку их излишество рассеивает внимание, утомляет, понижает степень познавательного интереса;
перед началом демонстрации, как правило, дается вступительное слово, а после проводится беседа по результатам просмотра;
рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не более 10 минут, в старших — до 30 минут;
при демонстрации сложного материала целесообразно делать паузы для объяснения учителя и записи учениками информации
Роль наглядности
Я. Коменским были сформированы требования к наглядности. Наглядность – важный аспект реализации принципа доступности. С ее помощью информация для учащихся стает легче для восприятия. Наглядность помогает реализовать этот принцип таким образом:
- с ее помощью информация упрощается;
- она организовывает данные, визуализирует их, привязывает к человеческому опыту и полученным ранее знаниям;
- упрощает запоминание информации.
Обучение не может происходить без наглядности. Уроки учителя, который ее игнорирует, проходят скучно и неинтересно. Человеческий мозг лучше воспринимает информацию через графики, схемы, таблицы.
Согласно принципу доступности, все приемы работы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. Это требование касается и используемых на уроках средств обучения. На каждом этапе образования используют виды наглядностей, представленные в таблице:
Этап обучения |
Доступный для этого возраста вид наглядности |
Дошкольный возраст |
|
Младший школьный возраст |
|
Средний школьный возраст |
|
Старший школьный возраст |
|
С помощью наглядности любой материал можно сделать проще и интереснее. Учащиеся лучше запоминают графически оформленную информацию, чем текстовую.
Возможности личного кабинета
Потенциал ЛК Инфоурок довольно богатый, предоставляющий услуги для педагогов, учеников и их родителей, которые могут:
- Участвовать в онлайн олимпиадах, конкурсах.
- Просматривать тематические уроки в видеозаписи.
- Проходить курсы повышения квалификации, переподготовки и получать документ гособразца.
- Выполнять тестовые задания и узнавать результаты.
- Педагоги могут добавить себя в базу онлайн-репетиторов, где их найдут ученики, нуждающиеся в дополнительных занятиях.
- Общаться с посетителями Инфоурок.
- Использовать в работе, учебе фонд электронной библиотеки, насчитывающей свыше 3 млн литературы.
- Добавлять свои работы для всеобщего просмотра.
- Участвовать в вебинарах и проводить их для своих учеников.
- Создавать и вести блог.
На странице ЛК Инфоурок пользователь видит два меню:
- Верхняя строка предназначена для всех посетителей, поэтому доступна даже не авторизованным.
- Боковая раскладка отражает функциональность вашего кабинета. Здесь можно изменять свои данные, пополнять счет, проходить тесты, курсы, олимпиады, получать сертификаты и прочее.
Дистанционные курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей
Авторизованные пользователи могут в ЛК получить квалификацию, переподготовку, дополнительное образование. В верхнем меню пройдите в раздел «Курсы».
В правом меню нужно задать параметры:
- Тип проводимых курсов.
- Предмет.
- Количество начитываемых часов.
- Стоимость обучения.
- Указать ваше образование.
На основе выбранных сведений в центре страницы появится список курсов. Ознакомится подробно с информацией по обучению, программой, выдаваемым документом можно пройдя по кнопке «Смотреть».
По окончании учебы выдаются дипломы, сертификаты, удостоверения государственного образца, которые бесплатно высылаются на указанный пользователем адрес.
Как бесплатно создать сайт учителя
После регистрации аккаунта педагогам рекомендуется заполнить сведения в анкете. Это позволит порталу:
- своевременно сообщать о проводимом тестировании, курсах по предмету:
- войти в базу репетиторов;
- создать профиль класса, внеся в него всех учеников, выдавать задания, проводить интересные уроки и многое другое.
Пошаговая инструкция создания сайта педагога на Инфоуроке:
Войти в личный профиль и в левом меню выбрать «Мой кабинет».
- Фото позволит вам быстрее наладить контакт с потенциальными учениками, найти своих коллег на портале. Чтобы добавить фото на аватар нужно навести на него курсор мыши и щелкнуть по всплывшему меню «Сменить». Файл выбирается с компьютера.
- Дополнить информацию о себе поможет редактор вашего кабинета, расположенный в правом углу.
В открывшейся анкете необходимо подробно написать информацию о себе, указав: личные сведения, место работы, предмет, адрес. Внизу расположено окно для написания краткого эссе о себе. В него вносят информацию об увлечениях, стаже работы, характере и прочее, что позволит более подробно узнать о педагоге постороннему пользователю.
Не забудьте сохранить внесенные сведения. Если вы пропустите важные ячейки, то система предупредит об этом.
На следующем этапе создания сайта учителя можно добавить в ЛК свои материалы, которые будут доступны всем посетителям вашего профиля.
В открывшемся окне нужно загрузить файл с компьютера, дать ему название, выбрать тип документа и его категорию. Можно также добавить описание.
Олимпиады в личном кабинете
Участие во всевозможных конкурсах помогают развиваться детям, получать новые коммуникативные навыки, психологически готовится к будущим выпускным экзаменам, становится более уверенным в своих силах. На Инфоурок можно пройти олимпиады, разработанные для разного уровня подготовки учеников с 1 по 11 классы.
Получить информацию по проходящим онлайн-олимпиадам можно в соответствующем разделе верхнего меню.
Результат прохождения этапов будет отражаться в личном аккаунте. В случае если вы займете призовые места, то там же появится сертификат участника, который можно заказать в бумажном варианте.
Видеоуроки
В библиотечном фонде можно бесплатно просматривать видеоуроки по разным предметам. Учителям могут использовать материал в качестве дополнения к своим урокам, а ученики самообразовываться.
Ребенок познает окружающую информацию разными способами, один из самых запоминающихся – визуализация. Поэтому уроки, проводимые в формате видео, помогут ему более полно освоить материал, подготовится к олимпиадам. Все представление ролики находятся в свободном доступе и бесплатны для скачивания.
Принципы опережающего и развивающего обучения
Разработаны известным советским психологом и учеником Л. С. Выготского Занковым Л. В., опробованы в длительном массовом эксперименте, проведенном в различных школах, в различных регионах страны в 60-80 гг прошлого века.
Не отрицая необходимости учета актуального уровня развития ученика, Л. С. Выготский доказывал, что учение должно идти впереди сегодняшних его достижений и пробуждать пока не проснувшиеся способности, ориентировать на завтрашние знания, подготавливать к появлению новых навыков и умений. Этим у ученика стимулируется «зона ближайшего развития».
Л. В. Занков, опираясь на исследования своего учителя, разработал следующие дидактические принципы:
- теория имеет преобладающее значение по сравнению с практикой;
- быстрый темп обучения и опережающий, но посильный уровень его трудности активизируют мыслительную деятельность ученика;
- воспитание осознанного отношения к учебе — это своего рода внутренний стимул к самоообразованию и стремлению к знаниям.
Кроме того, Занков Л. В. указывал на необходимость не только обучения, но и развития каждого — и сильного, и слабого — ученика. Оно подразумевает обогащение его нравственного мира способностями чувствовать, переживать, испытывать духовные потребности, стремиться к использованию знаний в нравственных целях.
Наиболее благоприятным периодом развития ребенка Занков Л.В. считал время обучения его в начальной школе, когда наиболее интенсивно формируется личность и ее основные качества. Педагогические ошибки в этом возрасте приводят к трудному, порой безуспешному, процессу перевоспитания.
Измерение эффективности на длинной дистанции
Под длинной дистанцией подразумеваются учебный год, учебная четверть, семестр, время до экзамена и любой другой длительный период времени, имеющий значение в учебном процессе.
Схематично: эффективность обучения на длинной дистанции — это то, какой путь из точки А в точку Б проходит ученик и с какой скоростью. Вернёмся к тому ученику, который хотел научиться говорить по-английски, чтобы путешествовать. Так, за учебный год он должен будет прийти из точки «боюсь говорить с иностранцами» в точку «могу спросить дорогу, заселиться в гостиницу и заказать обед в кафе».
Для измерения эффективности долгосрочного обучения тоже есть свои инструменты. Они зачастую повторяют инструменты для короткой дистанции, но отличаются регулярностью проведения и необходимостью сравнения результатов. Например:
- Опрос учеников. Отличается от предыдущего тем, что опрос может касаться не только темы текущего урока, но и всего пройденного метериала. Не забывайте интересоваться ощущениями учеников, ведь это влияет на их удовлетворённость процессом!
- Самостоятельная работа. Аналогично.
- Квест или игра. Аналогично.
- Зачёт. Их можно проводить как в устной, так и в письменной форме, чтобы отследить усвоение какого-то крупного блока тем.
- Написание пробного варианта экзамена. Конечно, актуально, если вы готовитесь к чему-то конкретному. Тогда можно написать работу в самом начале, далее — каждый месяц, а также в самом конце. Это позволит отследить прогресс, выявить слабые места и, ели необходимо6 скорректировать обучение.
Также в стандартизированной системе (если вы работаете в образовательной компании) могут быть свои инструменты, отображаемые платформой автоматически: рейтинг учеников в группе, прогресс на курсе, процент выполнения домашних заданий и посещений.
Помните, что человек, отдающий деньги за своё обучение, вполне законно хочет видеть результат. Поэтому не забывайте обсуждать индивидуальные критерии эффективного обучения и напоминать ученику о его результатах. Ведь кто, если не вы?
Наблюдение
Метод наблюдения — это трудоемкий познавательный процесс, который представляет собой длительное, целенаправленное восприятие предметов и явлений реальности. Оно необходимо для формирования у учащихся точных представлений, служащих опорой для обобщений.
Эффективность восприятия предметов и явлений реальности находится в зависимости от степени сформированности у детей навыков наблюдения, поэтому уже в раннем возрасте следует обучать этому ребенка, развивая его умения концентрироваться на наблюдаемом объекте, отмечать главное, раздумывать над увиденным, выражать идеи словом. В детском саду и начальной школе постепенно посредством картинок и презентаций дети упражняются в наблюдении за погодой, природой, переменами в растительном и животном мире, сезонном труде людей. Наблюдения проводятся под руководством педагога. Это содействует умственному развитию детей и формированию у них верных представлений о живой и неживой природе. При этом нужно применять самые разнообразные приемы и формы работы.
Наблюдение также можно рассматривать как умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них главное, отмечать происходящие перемены, устанавливать их первопричины, делать выводы. Всё это имеет огромное значение для формирования у детей полноценных представлений о жизни и развития познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения.
Иллюстрации
Иллюстрации имеют цель ознакомления учащихся с предметами, объектами, явлениями в естественной форме либо с их изображениями. Иллюстрироваться могут растения, животные, явления и предметы науки, техники, искусства.
методов обучения»>Рисунок 1. Характеристика наглядных методов обучения
Как средство иллюстрирования обширно используется классная доска и интерактивные доски, на них записываются даты, слова, предложения, задачи, делаются зарисовки, раскрывается последовательность выполнения каких-либо учебных действий. Применяются также отдельные иллюстративные пособия, баннеры, таблицы, картины, карты, чертежи, схемы.
При применении иллюстраций как наглядного метода обучения следует соблюдать ряд условий:
- они должны соответствовать возрасту учащихся, употребляться в меру и исключительно в подходящий момент урока (занятия), подаваться таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность в полной мере видеть иллюстрацию;
- педагог должен точно выделять главное при показе иллюстраций, отчетливо продумывать пояснения к ним;
- иллюстрация должна быть согласована с содержанием материала, эстетически выполнена, а также должна привлекать самих учеников к нахождению желанной информации.
Принцип развивающегося обучения
Отдельно выделяют принцип развивающего обучения, основанный на исследованиях советского психолога Л.С. Выготского. Технология развивающего обучения ставит в приоритет гармоничное развитие личности и делает акцент на потенциал ребёнка. Данный принцип предлагает для использования активно-деятельностный тип обучения, обеспечивающий куда большую вовлечённость учащегося в образовательный процесс.
В развивающем обучении ребенок не просто усваивает информацию, а самостоятельно находит закономерности и связи между разрозненными знаниями и осознаёт, зачем эти знания получает.
Конечно же, любой процесс обучения так или иначе ставит своей целью развитие обучающегося, однако обучение носит истинно развивающий характер только в том случае, когда своей главной своей целью ставит непосредственное развитие личности, обучение её анализу, сравнению, развитие в ней критического мышления и воображения.
Когда обучение результативно
Высокую эффективность обучения обеспечивают такие факторы:
- Информация или учебный материал, доступные для понимания и усвоения по содержанию, количеству и качеству. Для этого разработаны (или разрабатываются инновационные) способы изложения — методы, приемы.
- Качественный уровень организации процесса обучения: а) на уроках он зависит от оснащенности и условий, правильного выбора организационной формы, профессионализма педагогов, контроля результатов и др.; б) во внеурочное время гарантируется своевременным контролем и достаточной помощью учащемуся со стороны взрослых и сверстников, использованием дополнительной литературы, организацией самостоятельной работы.
- Обучаемость учеников — групповая и индивидуальная на уроках и вне уроков, их способность усвоить определенный объем познавательного материала в установленное время. Зависит от существующего уровня подготовки, способности к обучению, наличия воли к учебному труду, работоспособности, мотивации.
- Затраты времени на уроках и на самоподготовку.
Результативность процесса обучения определяется по объему усвоенного учеником теоретического материала, по сформированности практических навыков и умений и по тому, как он использует их в соответствующих жизненных ситуациях.
Понятие и сущность принципов обучения
Определение 1
Принципы обучения – это ряд дидактических требований по подбору методов и средств организации и реализации процесса обучения.
Впервые принципы обучения были выделены и описаны в труде Я. А. Коменского «Великая дидактика». Описанные Коменским принципы обучения являются традиционными, проверенными временем. В последующем, работой над принципами обучения занимался К. Д. Ушинский, который добавил еще несколько принципов, тем самым расширив их перечень.
На сегодняшний день, помимо традиционных принципов обучения выделяют ряд современных. Появление современных принципов обучения связано с тем, что постепенно к процессу обучения предъявляются новые требования, что влечет за собой изменения в организации учебного процесса. Современные педагогические принципы активно внедряются в процесс обучения, наряду с традиционными.
Использование принципов обучения является обязательным при организации и реализации учебного процесса. При этом педагог опирается не на какой-то один принцип, а на их комплекс. Только комплексное применение принципов обучения гарантирует эффективность учебного процесса и достижения цели обучения.