Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды
Содержание:
- Познание, его уровни и ступени
- Лабораторный эксперимент
- Особенности научного познания
- Примеры экспериментов
- Как нарисовать автомобиль ВАЗ 2106?
- Подтвердите регистрацию
- Рисунок вазы (амфоры)- Уроки ИЗО
- Особенности психологических экспериментов
- Характеристика экспериментального исследования
- Классификации экспериментов
- 3.8.1 Задачи педагогического эксперимента
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Лабораторный эксперимент
Подобные исследования классифицируются согласно условиям их проведения. Причем лабораторный является одним из наиболее часто используемых методов эксперимента в психологии. В чем же он заключен?
Лабораторный эксперимент представляет собой такой тип исследований, которые проводятся в искусственно созданных для этого условиях. Какими они бывают? Примером тому может служить получение данных непосредственно в научной лаборатории, где происходит взаимодействие исследуемого субъекта (лица или группы лиц) лишь с факторами, интересующими экспериментатора.
В чем заключаются достоинства проведения подобной работы? С помощью лабораторного эксперимента, в ходе которого исследователь применяет регистрирующие приборы, можно получить показания о времени протекания различных психических процессов, например, скорости формирования трудовых и учебных навыков, быстроте реакции человека и т.д.
Исходя из этого описания можно говорить об основных признаках опытов, проводимых в лабораторных условиях. Такие эксперименты привлекательны из-за следующего:
— высокой точности получаемых результатов;
— возможности проведения повторных опытов с созданием аналогичных условий;
— возможности осуществления максимального контроля экспериментатора над всей ситуацией.
Все это является достоинство подобных работ.
Однако в этом случае испытуемым известно о том, что они принимают участие в научной работе; субъекты исследования находятся в условиях, которые не соответствуют реальности.
В этом заключены недостатки рассматриваемого вида эксперимента. Искусственно созданная обстановка порой нарушает нормальный ход изучаемых процессов.
Особенности научного познания
- Объективность знаний о природе, человеке и обществе
- Непротиворечивость, доказательность, системность
- Проверяемость
- Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
- Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
- Высокий уровень обобщения полученных знаний
- Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.
Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
- Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
- Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
- Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.
Примеры экспериментов
Рассмотрим описание нескольких психологических примеров, т.к
область психологии и социологии часто привлекает внимание общества. Несмотря на то, что многие из них выглядят весьма сомнительно с этической точки зрения, они помогают людям определить, какие методы поведения в отношении окружающих являются злом и должны быть в будущем убраны из нашей жизни, а какие — помогают развитию и более полной самореализации индивидуума в социуме
Хоторнский эффект
Такое название получил ряд социально-психологических экспериментов, проведенных группой ученых в США в 20-30-х годах XX века на фабрике «Вестерн Электрикс». Нужно было определить причину снижения производительности рабочих. Выяснилось, что выработка зависит от того, что испытуемые выросли в собственных глазах из-за повышенного внимания к ним со стороны исследователей и почувствовали себя в более высоком социальном статусе. Было сказано, что на производительность влияет осознание престижности своей работы и социальные связи в группе. Однако, эти результаты стали потом считать спорными и полученными случайным путем. Рабочие просто считали психологов шпионами руководства компании и боялись попасть под сокращение.
Эксперимент Милгрэма
Описан психологом из Йельского университета в 1963 году. В нем было показано, насколько велика у людей степень подчинения начальству и повиновения «авторитету», несмотря на конфликт с личными убеждениями и нравственные страдания. Испытуемому было приказано причинять физическую боль разрядом электрического тока другому человеку, который был ни в чем не виноват (его роль исполнял актёр, но второй участник опыта об этом не знал). Выяснилось, что если в рабочие обязанности входит причинять боль, то даже моральные мучения от такой «работы» ей не помеха. Необходимость повиновения тому, кто стоит выше по статусу, укоренена в сознании людей очень глубоко.
Интересно, что изначально эти опыты проводились для того чтобы понять, что двигало немцами, служившими в нацистских концлагерях. Автор предполагал отправиться в Германию, так как по традиции считается, что немцы более дисциплинированны и склонны к подчинению, однако вскоре Стэнли Милгрэм выяснил, что американцы в этом плане ничем не отличаются от представителей германского народа. Страх неподчинения начальнику оказался выражен одинаково у всех.
Эффект Рингельмана
Был описан французским профессором сельскохозяйственной инженерии в 1913 году. Рингельман установил, что чем больше группа, тем меньше индивидуальная производительность каждого из участвующих в ней. Это связано с тем, что в группе снижается личная ответственность, ведь неудача может быть переложена на группу в целом, а не на отдельного работника, который плохо работает. Когда человек работает один, он выкладывается максимально, потому что отвечать за сделанное придется только ему.
Чудовищный эксперимент
Название говорит само за себя. Его идея пришла в голову американским ученым из Айовского университета в 1939 году. Им захотелось узнать, можно ли вызвать заикание у абсолютно здоровых детей. Были отобраны 22 ребенка из сиротского приюта, которых поделили на две группы. В первой группе детей хвалили за хорошее чтение и за правильную речь, а во второй ругали и всячески высмеивали. Вследствие чего у участников второй группы появились дефекты в произношении и застенчивость. У некоторых проблемы сохранились до конца жизни. Результаты опытов были скрыты от общественности, чтобы не портить репутацию экспериментаторов и не сравнивать их деятельность с нацистскими опытами над людьми во время войны.
Как нарисовать автомобиль ВАЗ 2106?
Главное при рисовании автомобиля сохранить пропорции составных частей. Если пропорции не будут сохранены, то и марка машины получится совершенно другой и не похожей на ту, которую так хотели нарисовать. Сначала нужно сделать карандашом линейкой примерное расположение переда, верха и низа, своего рода каркаса машины, внутр которой будут расположены детали.
Затем вырисовывать лобовое стекло, двери, фары, решетку радиатора и так далее.
Рисунки автомобиля ВАЗ 2106 для вдохновения:
Нарисовать ВАЗ 2106 не сложнее чем остальные модели ВАЗа, нужно только определиться чем они внешне отличаются между собой и соблюсти пропорции построения кузова. Тогда довершить ваш рисунок именно до quot;шестеркиquot; будет достаточно просто. Я рисовал и разукрашивал в фотошопе просто срисовывая с фотографии quot;шестеркиquot;. Получилось достаточно похоже:
После чего добавляем две маленькие фары quot;шохиquot; и теперь сразу видно, что это именно ВАЗ 2106! а не просто жигули. Мелких деталей много и можно заморачиваться до бесконечности, так я показал ребра жесткости на капоте, которые у всех моделей ВАЗа несколько отличаются, но это уже мелочи. А предпоследний рисунок можно использовать в качестве разукрашки:
Разукрашивая, нужно обратить внимание на воображаемое положение источника освещения. Так я принял что свет падает спереди справа и соответственно расположил блики и оттенки на корпусе автомобиля
Есть пару видео уроков, как нарисовать ВАЗ 2106. Возможно, по видео кому-то будет проще это сделать. Есть вариант такой
Но тут автомобиль только передом.
А есть другое видео, на нем не quot;шестеркаquot;, зато очень подробно рассказано, как по клеткам нарисовать машину, а ВАЗ 2106 можно сделать из нее, изменив форму фар.
ВАЗ 2106 очень напоминает своего quot;старшего братаquot;, если можно его таковым назвать, ВАЗ 2107. Отличия (особенно при их рисовании) совсем небольшие.
Для того, чтобы нарисовать ВАЗ 2106 или же знаменитую quot;шестеркуquot;, нам нужны:
- карандаш
- лист бумаги
- линейка
- стрка
Схема, по которой можно легко и просто нарисовать этот автомобиль, выглядит вот так:
При желании его можно потом разукрасить.
Попробуйте также Нарисовать ВАЗ 2107?
Достаточно распространенный автомобиль в России. Сделаем его рисунок. Для начала вооружитесь всем необходимом для рисунка инвентарем:
1) Карандашики;
2) Бумага, подойдет формата А4, но можете брать конечно любую, которая вам нравится;
3) Ластик, очень потребуется для корректировки рисуночка.
Теперь нужно выделить следующие этапы рисования машины ВАЗ 2106:
Первый этап. Задача на нем показать образ машины ВАЗ 2106, вы рисуете просто корпус машины.
Второй этап. Заключается в детализации ВАЗ 2106. Начинайте с верхних окон, затем двери, переднею и заднею часть машины. И последние действие колеса машины.
Я предлагаю нарисовать автомобиль ВАЗ 2106 следующим образом:
1) Сначала рисуем общие контуры автомобиля без колс;
2) Затем рисуем колса;
3) Прорисовываем двери о=и окна автомобиля;
4) Рисуем дворники, бампер и зеркало;
5) Прорисовываем фары и обводим вс по контуру.
Нарисовать машину ВАЗ 2106, которую в народе прозвали quot;шестеркаquot;, можно с помощью простого карандаша на чистом листе бумаги.
Сейчас редко можно встретить этот quot;народныйquot; автомобиль, поэтому рисовать с натуры не каждый сможет.
Лучше всего найти картинку в интернете или журналах автомобиля ВАЗ 2106 и срисовать, или использовать пример рисования, как ниже на картинке:
Нарисовать автомобиль Ваз 2106 достаточно просто, если вы рисуете с помощью толковой фото-схемы, рассмотрим такой пошаговый мастер-класс рисования автомобиля ВАЗ 2106, подготовленный художниками сайта Драгоарт.ру
Для работы нам понадобятся лист бумаги, простой карандаш мягкости ТМ, ластик и любые цветные материалы, если вы собираетесь делать рисунок в цвете.
**
Начните рисунок автомобиля с того, что легкими линиями определите для него место на листе и обозначьте габариты.
Далее с помощью простых геометрических форм намечаем весь корпус автомобиля и, если результат нас устраивает, продолжаем рисунок, прорабатывая более подробные детали корпуса и колес.
Пошаговая схема ниже поможет вам нарисовать красивый автомобиль ВАЗ 2106.
Присоединяюсь к предыдущим ответам. Кроме того, я еще нашел чертежи с которых срисовывать особенно удобно:
Думаю я что по этим чертежам нарисовать или начертить ваз 2106 будет особенно легко и просто, даже без линейки…
Нарисовать ВАЗ-2106 карандашом поэтапно.
Нарисовать автомобиль ВАЗ-2106 карандашом поэтапно совсем не сложно, для этого:
Нарисуем общий каркас автомобиля, на основе которого будут дорисованы другие детали.
Обрисовываем форму самого автомобиля и каждое колесо, как показано на картинке ниже.
Далее рисуем оба бампера, форму лобового стекла, а также двери автомобиля. После этого дорисовываем брызговики.
Теперь переходим к добавлению различных деталей автомобиля. Рисуем решетку радиатора, передние фары, детально прорисовываем передний бампер, зеркала заднего вида, стеклоочистители, двери и колеса.
Дорисовываем молдинги, боковые указатели поворота и удаляем направляющие линии.
Автомобиль готов, можно наслаждаться проделанной работой!
Подтвердите регистрацию
Вход через соц.сети:
Рисунок вазы (амфоры)- Уроки ИЗО
Любую сложную форму, как мы знаем, можно расчленить на простые плоские геометрические составляющие. В данном случае ваза (амфора) является фигурой вращения, и простые геометрические фигуры, из которых она состоит, будут фигурами вращения — цилиндр, шар, усеченный конус.
Ваза (амфора) является архитектурной деталью, поэтому наиважнейший этап в ее рисовании — прежде всего правильное соблюдение пропорций, соотношений частей.
Первоначально рекомендуется построить фронтальное сечение вазы (небольшое, в углу листа), которое определит ее пропорции и даст возможность изучить конструкцию основных узлов.
Следующий этап включает в себя разметку и размещение вазы в плоскости листа, т. е. создание наилучшей композиции рисунка.
Поскольку ваза — это фигура вращения, то и начинать рисовать ее нужно с оси симметрии. Далее уже изученное фронтальное сечение переносится в масштабе на большой лист. Еще раз проверяются соотношения частей и в зависимости от расположения линии горизонта прорисовываются окружности в перспективе (эллипсы).
Для более полного выявления формы и конструкции вазы необходимо построить боковое сечение, которое не только определит объем амфоры, но и даст возможность проверить правильность построения эллипсов. При ошибке в перспективном развороте плоскости эллипса боковое сечение вазы не будет соответствовать ее форме. После тщательной проверки построения конструкции вазы можно переходить к светотеневой проработке формы.
Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.
Особенности психологических экспериментов
Отдельную группу экспериментов представляет психологическая сфера, обуславливающая свою специфику. Главным предметом изучения в этом направлении является психика. Соответственно, условия проведения исследований будет определять непосредственно жизнедеятельность испытуемого. И здесь можно отметить некоторое противоречие с базовыми принципами рассматриваемого метода как такового. По сравнению с другими видами исследования нельзя рассчитывать на полный контроль и создание условий испытания. Исходить можно только из необъективных данных, которые предоставит психологический эксперимент. Метод психологического исследования также не позволяет выделить один из процессов психической деятельности, поскольку экспериментальные воздействия оказывают влияние на организм в целом. Подобные исследования могут проводиться и над людьми, и над животными. В первом случае условия проведения иногда предусматривают изначальный инструктаж испытуемого.
Характеристика экспериментального исследования
Переменные или экспериментальные факторы манипулируют
Исследователь вмешивается, изменяя переменные или факторы, которые влияют на эксперимент, и наблюдает за реакциями, которые генерируются..
Несколько факторов могут быть изменены одновременно. Тем не менее, идеальным вариантом является изменение одного за другим, а затем изменение нескольких, чтобы независимо наблюдать результаты и увидеть, как каждое изменение влияет на результаты..
Контрольные группы созданы
Там должно быть две группы. Один, в котором факторы и переменные не изменены, и другой, в котором осуществляется манипулирование.
Таким образом можно будет наблюдать результаты в обеих группах и уметь определять различия. Это позволяет количественно оценить изменение, вызванное экспериментальной обработкой, и гарантирует возможность проверки вариаций в группах переменных.
Назначается случайным образом
С двумя эквивалентными группами применение эксперимента устанавливается случайным образом, чтобы можно было установить действительные зависимости из экспериментальных данных. Это должно быть сделано в два момента:
Поскольку группы изначально равны по своим переменным, различия, обнаруженные после каждого лечения, будут связаны с лечением.
Классификации экспериментов
В зависимости от условий проведения выделяют
- Лабораторный эксперимент — условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
- Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.
В зависимости от результата воздействия выделяют
Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.
В зависимости от уровня осознанности
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
- те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
- те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
- и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
3.8.1 Задачи педагогического эксперимента
Задачи
конкретных экспериментов в области
дидактики и методик обучения отдельным
предметам чаще всего сводятся к следующим:
1.
проверка определенной системы обучения (например,
проверка эффективности системы начального
обучения, разработанной Л. В. Занковым);
2. сравнение
эффективности определенных методов
обучения (исследования И. Т. Огородникова и
его учеников);
3.
проверка эффективности системы
проблемного обучения (исследования М. И.
Махмутова);
4.
разработка систем мер по формированию у
учащихся познавательных интересов и
потребностей (исследования Г. И. Щукиной, В.
С. Ильина);
5.
проверка эффективности мер по формированию
у учащихся навыков учебного труда (эксперимент
В. Ф. Паламарчук);
6.
развитие познавательной самостоятельности
школьников (эксперименты Н. А. Половниковой,
П. И. Пидкасистого).
7.
дидактические исследования, связанные с
выбором оптимального варианта той или иной
системы мер или педагогических действий:
-обновление системы мер по
предупреждению неуспеваемости (Ю. К.
Бабанский и др.),
-оптимизация объема и сложности
учебного материала, включаемого в школьные
учебники (Я. А. Микк),
-выбор оптимального числа упражнений
для формирования определенного умения (П. Н.
Воловик),
-выбор оптимальных вариантов системы
мер по формированию у учащихся навыков
планирования (Л. Ф. Бабенышева),
-построение проблемного обучения
слабоуспевающих школьников (Т. Б. Генинг),
-дифференцированная работа с учениками
на основе разной степени оказываемой им
помощи в учении (В. Ф. Харьковская),
-обоснование оптимальной системы
преподавания курса технического черчения в
вузе (А. П. Верхола),
-оборудование школьного физического
кабинета (С. Г. Броневщук)).
Все
эти задачи в определенной мере
переплетаются друг с другом, но каждая из
них имеет и некоторый специфический
акцент, определяющий особенности педагогического
эксперимента.
Таким образом, круг задач, которые решаются
с помощью педагогического эксперимента,
весьма широк и разносторонен, охватывает
все основные проблемы педагогики.