Формы научного познания

Теория как форма научного познания

Теория в переводе с греческого означает рассмотрение, исследование. таким образом, в широком понимании теория является наиболее развитым видом деятельности, направленной на познание. С этой точки зрения теоретическая деятельность сопоставляется с практической деятельностью.

В научном познании под теорией понимается форма организованного достоверного знания о какой-либо предметной области, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование и дальнейшее развитие объектов, имеющих отношение к данной области.

Важнейшей функцией теории как формы научного познания является организация знания. Данная функция обусловлена необходимостью систематизирования отдельных, обособленных знаний о исследуемой предметной области.

Также не менее важными функциями теории являются предсказание и объяснение, эти две функции неразрывно связаны между собой.

Таким образом, функции теории следующие:

  • организация знания
  • объяснение
  • предсказание

Правильное объяснение современного состояния объекта, а также предсказание его будущего развития является ориентиром в деятельности людей. Научная теория служит людям на практике.

Научная теория является сложной системой знаний. Которая включает в себя эмпирическую базу, к которой относятся обобщенные и систематизированные факты, теоретическую основу, которая состоит из категориального аппарата науки, законов науки, аксиом, постулатов и т.д., логические средства, которые обеспечивают правильность выводов. Основное содержание теории – это ее положения, выводы и система аргументации.

В зависимости от формы идеализации существуют описательные теории, математизированные и дедуктивные. По степени точности предсказаний теории делятся на детермистские, которые отличаются точностью и достоверностью предсказаний, и стохастические, которые дают вероятные предсказания. Также теории бывают позитивными – их задачей является объяснение фактов, и нормативными – задача таких теорий помимо объяснения еще и понимание объектов и событий.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Методы научного познания и их основные различия

Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.

Общенаучные методы исследования:

  • анализ – изучение составных частей изучаемого объекта;
  • синтез – изучение объединения ранее выделенных составных частей путем выделения их связей и отношений;
  • дедукция – переход от общего знания к частному;
  • индукция – переход от частного знания к общему;
  • аналогия – сопоставление сходных признаков объекта и выдвижение гипотезы о сходстве других их признаков;
  • моделирование – воспроизведение характеристик исследуемого объекта на специально созданной модели;
  • абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета и одновременное отвлечение от других несущественных признаков;
  • идеализация – создание абстрактных объектов, не существующих в реальности;
  • сравнение – установление сходства и различия объектов;
  • обобщение – объединение отдельных объектов в каком-либо понятии.

За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.

Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.

↑ Понятие «знание». Виды знаний

Знание — результат познания действительности, вся совокупность сведений об объекте, полученных в ходе эмпирического и теоретического уровней познания.

Знания в своей основе могут быть выражены понятиями, символами или художественными образами.

Форма знаний зависит от способа деятельности человека и бывает практической, духовно-практической и теоретической.

Виды знаний
Практическое Духовно-практическое Теоретическое
  • Политическое
  • Врачебное
  • Педагогическое
  • Производственное и т.п.
  • Мифологическое
  • Художественное
  • Обыденное
  • Научное
  • Вненаучное
  • Философское

Рассмотрим особенности некоторых видов знаний.

Обыденное (житейское) знание основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. К обыденным относятся знания о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.), безопасности (строительство дома), материальном благополучии (работа, бизнес), самореализации (карьерный рост, образование).

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию

На основе этих знаний складывается жизнь человека.

Художественное знание даёт целостное представление об окружающем мире и человеке в нём. Строится на художественном образе, а не на четких понятиях, характеризуется эмоциональностью, субъективностью

В различных художественных произведениях «проигрываются» возможные жизненные ситуации, что позволяет глубже понять мотивы поведения окружающих, «заглянуть» в суть межличностных отношений. Зачастую искусство открывает человеку возможности «выйти за пределы реальности», что способствует обогащению духовно-чувственной сферы.

Научное знание совмещает в себе сведения о различных объектах, фактах, явлениях и закономерностях физического мира и представляет собой объективную истину, так как основывается не на чувственном восприятии, а на рационализме.

Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)

Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.

Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.

Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Теоретический уровень научного знания

Между данными эмпирических наблюдений и теоретическими построениями существует диалектическая взаимосвязь. Эмпирические факты являются катализаторами научного исследования. Поэтому теоретический уровень не предполагает непосредственного, чувственного контакта с изучаемым предметом.

Основной элемент теоретического уровня – это «идеальный объект». Такой объект лежит в основе всякой теории.

В рамках теоретического уровня научного знания следует выделить следующие элементы:

  1. Законы – это научные положения, отражающие существенные и повторяющиеся закономерности явлений и процессов. Они могут иметь как всеобщий характер, распространяться на понимание мира в целом (универсальные законы), так и частный, объясняющий случайности, выходящие за рамки массовых явлений. Наравне с указанными выше эмпирическими законами существуют и теоретические, которые связаны с выявление причинно-следственных связей между явлениями мира.

  2. Научные теории – это целостные системы научного знания, стержнем которых являются смысловые и методологические взаимоотношения. Теория являет собой высшее проявление организации научного знания. Цель теории – более полное объяснение мира, происходящих в нем процессов, и выявление установленных связей между его элементами.

В рамках теоретического уровня применяется ряд научных методов: метод идеализации и формализации, системный, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический методы.

Таковы основные элементы теоретического уровня – одного из ключевых в науке.

Литература

  • В. В. Косолапов Гносеологічна природа наукового факту. — К., 1964.
  • Б. С. Грязнов Теория и ее объект. — М.,1973.
  • В. Л. Чуйко Рефлексія основоположень методологій філософії науки. -К., 2000.
  • К. Р. Поппер Логика и рост научного знания. — М.,1983.
  • Tarski А. O ugrontowani v naukowej semantyki // Przeglad filozoficzny. — R.XXXIx (1936), — z.I.1936. — s.50-57.
  • Н. И. Тюрин Введение в метрологию. — М.,1973.
  • Кузанский Н. Апология ученого незнания // Соч. в 2х тт. — Т.2. — М., 1980.
  • И. Ф. Шишкин Теоретическая метрология. — М.: Издательство стандартов, 1973.
  • Popper K. R. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach.- Oxford, 1979.

Природа и общество. Глобальные проблемы современности.

Человеческое
общество представляет собой часть
природы. И это не нуждается в особых
доказательствах. Ведь в организме
каждого человека протекают природные
химические, биологические и другие
процессы. Организм человека выступает
в качестве естественной основы его
социальной деятельности в области
производства, политики, науки, культуры
и т. д.

Особенности
интеграционных процессов, охватывающих
самые разные сферы жизни

людей,
наиболее глубоко и остро проявляют себя
в так называемых глобальных

проблемах
современности.

Глобальные
проблемы:


проблема экологии


сохранения мира


освоения космоса и Мирового океана


продовольственная проблема


проблема народонаселения


проблема преодоления отсталости


проблема сырья

Особенности
глобальных проблем.

1)
Имеют планетарный, общемировой характер,
затрагивают интересы всех

народов
мира.

2)
Угрожают деградацией и гибелью всему
человечеству.

3)
Нуждаются в неотложных и эффективных
решениях.

4)
Требуют коллективных усилий всех
государств, совместных действий народов.

Большинство
проблем, которые сегодня мы связываем
с глобальными проблемами

современности,
сопровождали человечество на протяжении
всей его истории. К

ним
прежде всего следует отнести проблемы
экологии, сохранения мира,

преодолении
нищеты, голода, неграмотности.

Уровни научного познания и их признаки

Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.

Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.

Формы эмпирического познания:

  • научный факт – отражение объективного факта в сознании человека;
  • эмпирический закон – постоянная связь между явлениями и процессами, обладающая объективностью, существенностью, конкретностью и всеобщностью.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:

  • наблюдение – организованное и целенаправленное восприятие объектов окружающего мира. Несмотря на то, что опирается в первую очередь на чувственное сознание, наблюдение должно приводить к объективным результатам, не зависящим от воли, стремлений и желаний субъекта;
  • эксперимент – активное воздействие на явления и процессы в ходе изучения. Эксперимент заключается в том, что субъект вмешивается в естественное протекание какого-либо процесса с целью получить определенные результаты. Результаты контролируются и фиксируются;
  • измерение – операция на получение численных значений измеряемых величин;
  • классификация – разделение изучаемых объектов на группы в соответствии с каким-либо общим важным признаком;
  • систематизация – метод, направленный на определение отношений между различными факторами и объединяющий их в одну теорию;
  • описание – языковая фиксация эмпирических данных об объекте, основанная на наблюдении;
  • сравнение – сопоставление эмпирических фактов с целью выявления общих и отличительных черт объектов.

Теоретический уровень

Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.

Формы теоретического познания:

  • научный факт – исходная форма научного познания, первичное знание о том или ином объекте, подверженное проверке и описанное в научных терминах;
  • проблема – совокупность вопросов, возникающих в процессе познания и требующая ответов. Она возникает, когда новые факты противоречат уже известным и проверенным знаниям;
  • гипотеза – научное предположение, направленное на объяснение какого-либо процесса или явления. Гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и нередко противоречит уже существующей научной теории;
  • теория – наиболее подробная и разветвленная форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерных и существенных связях какого-либо явления.

Методы теоретического научного познания:

  • единство исторического и логического (исторический метод освещает этапы развития объектов в их хронологии, логический отображает содержание исторического процесса в теоретической форме. Оба метода связаны между собой, только их совместное применение позволяет создать полную научную картину);
  • восхождение от конкретного к абстрактному (позволяет мысленно воспроизвести целостный объект);
  • формализация (сопоставление объектов, явлений, процессов, позволяющее выявить и зафиксировать их существенные и закономерные стороны и уточнить содержание познания);
  • математизация – использование особых способов измерения, которые позволяют присваивать объектам и их свойствам определенные числа. Функция математизации: облегчить работу с объектами, она позволяет действовать только с числами, следуя определенным правилам.

Функции научного познания

В научных теоретических системах отражаются объективные связи, отношения, законы и сущностные стороны явлений природы и общества. Они служат человеку и обществу, объясняя различные явления и события сегодняшнего дня, предсказывая ход развития в будущем.

Объяснение и прогнозирование являются одними из главных функций научного знания, опираясь на которые человек рационально управляет природными и общественными явлениями и процессами.

Научные знания и научная деятельность являются социально значимыми и имеют общественный характер. Деятельность на поприщах науки, разделение труда ученых, обмен научной информацией и т. п. имеют не только большое социальное, но и практическую пользу.

Наука имеет в своём методическом арсенале действенные средства эмпирической проверки:

  • через свою предметную направленность;
  • через прочную связь с опытом;
  • благодаря наблюдениям;
  • посредством экспериментов.

От научных теорий требуется способность делать предсказания относительно будущего опыта. В том случае, если такие предсказания сбываются, статус и авторитет соответствующих теорий существенно повышается.

Познавательный потенциал науки проявляется в её способности открывать и описывать существенные и необходимые закономерности – связи между реальными явлениями и процессами.

Познание законов вещественного мира, с одной стороны, делает возможным рациональное объяснение событий, которые в нём происходят. А с другой, – позволяет манипулировать ими, создавать условия, при которых они разворачиваются определённым образом (удобным и полезным для людей).

Выбери ответ

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

  • непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
  • полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
  • независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным. 

Эмпирические критерии научного познания:

  • верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
  • фальсификация — научное знание можно опровергнуть.

Экстралогические критерии научного познания: 

  • простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
  • красота — теория должна быть гармонична и ясна;
  • когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
  • эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное. 

Методы научных исследований

Метод – это научный способ исследования обозначенных этапов поведения учёных в данной научной области (осознанные способы действия возможны для повторения во всех случаях данного вида); это систематически применяемый способ познания (или работы) в какой-либо области. Иначе говоря, методы – это то, с помощью чего можно получить знания.

Смысл и назначение метода – упорядочить и организовать определённую деятельность. Метод должен соответствовать предмету и цели определённой деятельности, а также условиям, в которых она совершается.

Наука опирается на специфические научные методы, которые с той или иной степенью надёжности гарантируют адекватное описание окружающего мира.

Методы научного познания:

  • анализ – это разложение общего на несколько объектов (например, анализ литературного произведения и его составных частей);
  • синтез – это соединение воедино элементов целого объекта или явления;
  • наблюдение – это целенаправленное чувственное восприятие предметов, вещественных объектов, явлений со стороны невмешательства в них, а выявление существенных характеристик фигурирует здесь в качестве его цели (например, наблюдение солнечного затмения или полёта бабочки; мы воспринимаем предмет, смотря на него со стороны); наблюдение может быть непосредственным или опосредованным в зависимости от условий, в которых происходит исследовательская деятельность, от возможностей исследователя и свойств предмета;
  • эксперимент – это исследование предметов познания в контролируемых, специально сформированных условиях, он связан с активным, целенаправленным и контролируемым воздействием исследователя на объект исследования (например, создаётся инкубатор, на который смотрят учёные и изучают поведение кур в инкубаторе); при этом ликвидируются, уменьшаются и контролируются те обстоятельства, эффекты и влияния, которые мешают ясному и чёткому выявлению существенных свойств и связей изучаемого предмета;
  • сравнение – это обнаружение отличий и сходств между исследуемыми предметами познания (например, сравнение в русском языке причастия и деепричастия);
  • измерение – это поиск измеряемой величины количественных параметров реальных явлений, событий и объектов через их сравнение с некоторым эталоном (например, измеряется длина обуви в условных единицах); его невозможно провести при отсутствии измерительных приспособлений, которые выступают как неотъемлемый элемент в арсенале средств, необходимых для реализации плодотворных естественных исследований;
  • описание – это фиксация сведений об объекте и явлениях, которые имели (или имеют) место в действительности (оно может осуществляться как естественным, так и искусственным образом, совершается в определённой знаковой системе, явления и факты можно фиксировать словами, или записать их);
  • формализация – это представление знаний в каком-то определённом виде (например, использование каких-либо символов, кванторов в математике);
  • моделирование (моделирование реальных явлений, процессов и систем) – это создание в определённой материальной или знаковой системе моделей объектов и их аналогов; такие аналоги (модели) могут заменять объекты в научных исследованиях (в этом плане они очень похожи на символы, что и обусловливает в конечном итоге возможность их знаковых форм);
  • индукция – это специфическая форма формирования выводов, в которой происходит восхождение от определённой совокупности сингулярных посылок к всеобщему выводу; она включает в себя выделение всеобщих характерных черт объектов и процессов (обобщение) и имеет, таким образом, сложный, комплексный характер;
  • дедукция – это форма создания выводов от всеобщего вывода к конкретному объекту или явлению;
  • абстрагирование – отвлечение от побочного и несущественного в процессе исследования.

Также к научным методам относятся:

  • систематизация;
  • идеализация;
  • гипотетико-дедуктивный метод и др.

Список литературы

  1. Диссертация как вид научного исследования. https://helpiks.org/8-93055.html — 27.03.2019
  2. Попова А.Д. Учебно-методической комплекс по философии. http://goodlib.net/book_548_chapter_22_2._Formy_nauchnogo_poznanija:_fakt,_problema,_ideja,gipoteza,_teorija.html — 15.08.2019.
  3. Поппер К. Логика научного исследования. https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/popper_k_logika_nauchnogo_issledovanija/30-1-0-5154 — 25.04.2019.
  4. Robert Todd Carroll. past life regression. Словарь скептика. http://www.skepdic.com/pastlife.html — 26.04.2019.

Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления

Как известно, есть два основных уровня познания, которая проявляется в чувственной или рациональной форме. То есть, во время изучения окружающей среды, мы представляем ее в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств.

Чтобы внести ясность в эти понятия, давайте подробнее рассмотрим обе формы познания в деталях.

Чувственное познание

Это начальная стадия изучения и осознания окружающего мира. Мы в первую очередь получаем все данные благодаря своим органам чувств, их у нас пять, это: глаза, уши, нос, кожа и язык.

С помощью глаз, мы можем видеть объекты, которые находятся в поле нашего зрения. Уши позволяют ориентироваться в пространстве при помощи слуховых рецепторов. Запахи мы различаем благодаря носу. Почувствовать плотность объекта и его материальность, можно дотронувшись до него. И на конец, вкусовые качества пищи, мы воспринимаем языком. Все эти органы предназначены не только в познавательных целях, но еще они нужны для правильной работы инстинкта самосохранения. Читайте подробнее о том, какие бывают чувства и сколь органов чувств у человека на самом деле?

Чувственное познание дается нам с самого рождения. Каждый день прожитой жизни мы ощущаем, слышим, видим, нюхаем. Вся полученная информация познается путем восприятия через органы наших чувств. Таким образом мы запоминаем всю полученные данные и можем делать выводы, чтобы принимать определенные решения

Использование чувств, в качестве инструмента для познания мира, состоят из трех параметров:

  1. ощущение –  это прямое воздействие внешнего раздражителя на наши рецепторы (сенсоры). Когда мы чувствуем и понимаем взаимодействие с окружающей средой, внешний раздражитель действует на определенный орган, и дальше поступает импульс в головной мозг человека, и он анализирует полученную информацию;
  2. восприятие – это понимание и различие объектов по форме, вкусовым качествам, отличие горячего и холодного и так далее;
  3. представление – это виденье воображаемой картинки, которая сохраняется в нашей памяти. Сознание не позволяет передать полную информацию со всех органов чувств, но общие данные мы можем проанализировать и дать рациональную оценку исследуемого объекта.

Если чувственное познание — это дар, который является нашим врожденным умением, то рациональное познание может прийти только после приобретения опыта. Каждый человек по-разному познает этот мир, и нельзя точно определить на каком этапе жизни он сможет прийти к рациональному познанию

Рациональное познание

Эта способность, которая дает нам возможность исследовать данные, только при помощи разума. Такое познание основано на абстрактном представлении нашего мышления, оно состоит из трех параметров, а именно:

  1. понимание – мысль, которая отображает в нашем сознании картинку с известными параметрами. Так мы представляем и воображаем что-либо;
  2. суждение – оценка обстоятельств и отношение их друг к другу. Позволяет нам утверждать или отрицать что-то;
  3. умозаключение – общая оценочная характеристика и формирование определенного вывода.

До сих пор, человечество не пришло к общему мнению, что важнее для познания разум или чувства. В связи с этим, люди решили, что два этих вида познания мира, имеют равнозначное значение и очень важны для все-целого понимания происходящего. Нужно использовать и чувства и разум, чтобы достичь максимального понимания.

Чувства помогают нам познавать этот мир, и без их наличия, мы не сможем осуществлять познание. Но стоит понимать, что пять чувств не могут передать весь спектр информационного потока. Поэтому разум помогает нам построить некую информационную цепочку и предположить что-либо на основе анализа полученной информации. Разум позволяет систематизировать и упорядочить ее.

Мы учимся познавать окружающую среду, в которой находимся, каждый день и ежесекундно. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, вы познаете что-то новое и являетесь частью. Если у вас есть дети, то ваша основная задача ускорить процесс их формы познания, чтобы они смогли принимать все необходимые решения для совершенного понимания нашего мироздания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector