Познавательная деятельность в дошкольном возрасте

Содержание

↑ Социальное познание

Социальное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.

Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.

Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.

Особенности социального познания:

  • объект и субъект совпадают – это общество, социальные группы, индивиды и их взаимоотношения от политических и профессиональных до личных, семейных. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений
  • ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
  • каждый человек по-своему уникален, его взгляды и мнения постоянно изменяются, что усложняет процесс познания;
  • общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
  • общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.
  • устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
  • выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
  • изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
  • рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.

Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.

Сюжет

Моторное познание

Основная статья: Моторное познание

Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощенного в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие

Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы познания — действие, выраженное как перемещения, произведенные, чтобы удовлетворить намерение определённой моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах

Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития, познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию.

↑ Художественное познание

Художественное познание — это приобретение новых знаний через художественные образы и символы, знаки.

Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.

В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.

В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.

Этапы познавательного развития дошкольников

Определение 1

Познавательное развитие – это специально организованная деятельность по формированию интересов детей, активизации их любознательности, развитию стремления к познанию, навыков познавательной работы и активизации творческого потенциала ребенка, за счет которого реализуется изучение окружающего пространства.

Познавательное развитие предполагает формирование познавательной заинтересованности дошкольника и навыков реализации познавательных действий в различных сферах и направлениях обучения, воспитания и развития. Это превращает процесс познавательного развития дошкольников в поэтапную смену одних действий другими т.е. происходит переход от одного этапа развития познания к другому, более расширенному и углубленному исследованию процессов и явлений, объектов и предметов окружающего пространства.

Рассмотрим основные этапы познавательного развития дошкольников:

Этап формирования любопытства. Познавательная заинтересованность начинает формироваться с проявления интереса ребенка к какому-то объекту, процессу или явлению, исходя из его внешней привлекательности для него

Ребенок в двух-трех летнем возрасте начинает уделять внимание объектам, которые привлекли его своими внешними характеристиками: яркостью, цветовой гаммой, формой. При этом, ему неважна сущность и содержание данного объекта

Он проявляет любопытство к нему только по его внешним признакам.

Этап развития любознательности. Любознательность – это стремление ребенка к познанию сущности, заинтересовавшего его явления или события. Ребенок переходит от любопытства к более глубокому познанию: он хочет приникнуть в суть того, что привлекло его внешне. Он чувствует радость от увиденного и желает расширить ее, удовлетворив свой интерес.

Этап формирования познавательного интереса. Его развитие связано с конкретной мотивацией т.е. ребенок желает познать что-то конкретное, им движет стремление к изучению того или иного объекта, он стремится познать его сущность, расширить свои представления не только о внешних свойствах объекта, но и о его внутреннем устройстве. Познавательный интерес может проявляться, как активность ребенка в исследовании какого-то процесса или явления, желание отвечать на вопросы о том или ином объекте, проводить эксперименты в отношении изучения его свойств и процессов.

Этап развития познавательной активности. Познавательная активность дошкольника – это стремление к полноценному и расширенному познанию объектов окружающего мира. Познавательная активность выступает высшей формой познавательного развития и целевым назначением реализации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Развитие познавательной активности реализуется через экспериментальную деятельность дошкольников, решение познавательных задач и упражнений, применение проектных методов работы и творческих направлений деятельности в дошкольном учреждении. Именно познавательная активность дошкольника зарождает его первичные представления о мире и его устройстве, законах его функционирования. Познавательная активность развивается за счет работы познавательной сферы, которая включает в свой состав следующие элементы:
Познавательные процессы – внимание, память, воображение, мышление;
Информационные данные – это сведения о том, как устроен этот мир, история его развития и опыт жизнедеятельности предыдущих поколений, знания и навыки деятельности, передающиеся ребенку в ходе воспитания;
Отношение к миру – собственные чувства и эмоции, испытываемые ребенком в ходе взаимодействия с различными объектами окружающего пространства, его процессами и явлениями, выработка устойчивого отношения к ним.

Какие виды педагогической деятельности существуют

Педагогическая деятельность способна успешно реализовываться только в целостном педагогическом процессе, добиваясь намеченных целей за счёт комплексного использования всех средств и способов донесения знаний до обучающегося, и применяя для этого разнообразные её виды.

Выделяют семь основных видов педагогической деятельности.

  1. Образовательная – глобальный процесс, предполагающий своей целью целостное развитие и становление личности обучающегося в течение длительного периода с помощью комплекса систематических действий, предусмотренных образовательными стандартами. Это процесс формирования знаний, умений и навыков по разным аспектам жизни общества, предлагаемый в объёме, который способны усвоить обучающиеся обусловленного возрастного уровня и развития.
  1. Воспитательная — совокупность целенаправленных действий, направленная на организацию оптимальных условий для личностного роста и становления у воспитуемого специальных знаний; идей, принципов, нравственных и политических ориентиров, а также его подготовки к дальнейшей бесконфликтной жизни в обществе.
  1. Обучающая – представляет собой целенаправленный академический процесс формирования совокупности знаний, умений и навыков учащегося, в котором они доводятся учителем до определённого уровня, являющего собой цель обучения, за счёт организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности.
  1. Инженерно-педагогическая – сложное многокомпонентное явление, включающее в себя как педагогическую деятельность – дающую возможность организовать систему профессионального обучения и воспитания и производственно-технологическую – обеспечивающую учебно-производственный процесс в мастерских и лабораториях учреждения. Педагогическая практика в этом тандеме выступает доминантной составляющей, в то время как производственно-технологическая часть имеет инструментальный характер, являясь средством обучения.
  1. Социально-педагогическая – направлена, на социальную защиту несовершеннолетних, а также организацию помощи для нормализации их психологического состояния, межличностных, семейных и общественных отношений. Ставит целью социализацию обучающихся, получение ими образовательного и социокультурного опыта и создание условий их самореализации и адаптации в обществе.
  1. Общественно-педагогическая – учебно-воспитательная работа, основанная на добровольных началах и выходящая за пределы должностных обязанностей педагога, а иногда и образовательного учреждения. Выражается в неформальном учебно-воспитательном общении с обучающимися, руководстве и организации их внеклассной и внешкольной активности (учебной, досуговой, развивающей), участием в школьных и внешкольных культурно-спортивных мероприятиях.
  1. Научно-исследовательская педагогическая – направлена на получение новых знаний об учебно-воспитательных взаимоотношениях в паре учитель – ученик, а также о формах их развития, совершенствования и реализации. Изучая совокупность таких взаимоотношений, она разрабатывает предписания, стандарты и модели формирования практической деятельности, к которой относятся все вышеназванные виды.

Развитие способностей к познанию

Большинство современных образовательных программ школьных и дошкольных учреждений построены так, что в их основе лежит идея развивающего обучения. Это обязывает педагога дать ребенку представление о мире как целостной картине. Для достижения цели необходим выход за рамки одного школьного предмета. Дети, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, должны уметь сравнивать и наблюдать явления окружающей действительности, делать выводы, выдвигать гипотезы, приводить необходимые доказательства.

Без таких личностных качеств, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие, работоспособность, невозможно добиться успехов в любом виде трудовой деятельности, в том числе и учебной. Основой формирования перечисленных качеств и навыков является правильно организованная учебно-познавательная деятельность.

Как уже отмечалось, стремление к исследованию окружающего мира — одна из особенностей детей младшего возраста. Она заложена в человеке от рождения. Чтобы развитие природных задатков ребенка шло эффективно, взрослые должны правильно организовать окружающую малыша образовательную среду.

Познание в психологии

В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием.

Изучение типов когнитивных процессов находится под влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом

Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам

Вышеприведённое деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Теория когнитивности, в отличие от нейрокогнитивности, не всегда рассматривает когнитивные процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями, описывая поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х годов.

  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятностей
  • Физика, где принцип наблюдателя изучается математически.

Какие виды познавательной деятельности существуют

В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:

  • обыденный;
  • научный;
  • художественный;
  • религиозный.

Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.

Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.

Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.

Существуют 2 уровня научного познания:

  • эмпирический (практический) – постижение, основанное на сенсорных анализаторах и данных измерительных приборов;
  • теоретический — отталкивается от рациональных подходов и логических умозаключений.

Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.

Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.

Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.

Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.

Игра как инструмент развития

Игра – важнейший вид деятельности дошкольника. Она способствует:

  1. Когнитивным возможностям (восприятие и переработка информации).
  2. Физическому развитию.
  3. Эмоциональному состоянию.
  4. Социальной адаптации.

Играя можно ненавязчиво обучить ребенка основным навыкам и умениям, так необходимым во время учебы в школе.

 Игра развивает память, интеллект, дает возможность развернуться ребенку в творческом плане, развивает воображение, укрепляет дошкольника физически, эмоционально, развивает познавательные способности. Игра позволяет быстрее познать и взаимодействовать с окружающим миром. 

Научное познание и его структура.

Научное познание
один из важнейших видов познания. Тесно
связано с понятием науки.

Наука- это форма
духовной деятельности, направленная
на производство знаний о природе,
обществе и самом познании, имеющая
непосредственной целью постижение
истины и открытие объективных законов.

Научное познание
опирается на обыденное, находит в нем
материал для обработки.

Структура: два
уровня научного познания:

  1. эмпирический –
    направлен непосредственно на изучаемый
    объект и реализуется посредством
    наблюдения и эксперимента. При этом
    используются эмпирические термины,
    которые могут быть проверены
    экспериментом. Эксперимент- важнейший
    элемент в эмпирическом исследовании
    – проба, испытание изучаемого явления
    в контролируемых условиях. Еще один
    метод – наблюдение – изучение в
    естественных условиях. Др. метод –
    моделирование.

  2. Теоретический –
    реализуется посредством понятий,
    законов, принципов. Связан с теорией
    – системой понятий, законов и принципов,
    которая позволяет описать и объяснить
    определенный класс явлений. Наука на
    этом уровне пользуется абстрактными(т.е.
    неконкретными) понятиями. Используется
    идеализация – т.е. понятие о несуществующих
    объектах (идеальный газ, абсолютно
    черное тело и т.д.) Эти два условия тесно
    связаны.

Чувственное и рациональное познание

В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.

Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:

  • чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
  • рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.

Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:

  • цвет;
  • запах;
  • вкус;
  • тактильные ощущения.

Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.

Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.

Предпосылками рациональности являются:

  • отделение мысли от предмета;
  • мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.

Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • идеализация;
  • абстрагизация.

Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность студентов

Если речь идет об обучении в вузе, то специалисты определяют данный вид деятельности как целенаправленное, самостоятельно организованное решение учебных задач, формирующее систему познавательных и ценностных представлений. Среди методов организации учебно-познавательной деятельности студентов предпочтение отдается продуктивным и творческим, тогда как репродуктивные имеют на этом возрастном этапе второстепенное значение. При этом формируется индивидуальный стиль познавательной деятельности.

Студенты выполняют задания и планируют свою работу без непосредственного инструктажа педагога (он выполняет организаторские функции), проявляя познавательную активность. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности в этом возрасте позволяют пройти их основные уровни (от выполнения задания по образцу до исследовательской практики). При этом уровень сформированных в результате знаний и навыков напрямую зависит от индивидуальной познавательной активности учащегося.

Вам также понравится

Что такое ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

  • к объему образовательной программы и ее структуре;
  • к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
  • к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Отличие деятельности малышей от школьников — в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.

Рассылка

Формирование учебно-познавательной деятельности

Говоря кратко о методах организации учебно-познавательной деятельности, необходимо ознакомиться с ее основными характеристиками. К числу таких характеристик исследователи относят:

  • осознанность (насколько учащийся понимает мотив и цель деятельности, ее результаты);
  • полноту (уровень владения учеником рядом действий, составляющих данный вид учебно-познавательной деятельности);
  • автоматизм (способность интуитивно выбирать и выполнять учебные действия, необходимые в данной ситуации);
  • быстроту (скорость выполнения заданий);
  • универсальность (способность использовать конкретное умение в разных видах деятельности).

Комплекс данных характеристик позволяет определить уровень овладения учащимися методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Выделяют три основных уровня:

  • репродуктивный (деятельность по образцу);
  • эвристический (по самостоятельно выбранному варианту из предложенных);
  • творческий (самостоятельно планирование и осуществление).

В процессе познавательно-учебной деятельности у детей на основе выполнения частных действий формируются обобщенные умения и навыки. Этот процесс включает несколько стадий:

  • Формирование частных умений.
  • Знакомство с научными основами деятельности и ее структурой.
  • Формирование умения самостоятельно определять подходящую последовательность действий.
  • Развитие навыков анализа проведенной работы.

Проблема истины в философии и науке

Обычно истину
определяют как соотв знания объекту.
Истина — это адекватная информ о объекте,
получаемая посредством его чувственного
или интеллектуального постижения либо
сообщения о нем и характеризуемая с
точки зрения ее достоверности.

К абсолютным
истинам относятся достоверно установленные
факты, даты событий, рождения , смерти
итд. Абс истина — это такое содержание
знания, кот не опровергается последующим
развитием науки, а обогащается и
постоянно подтверждается жизнью.

Крит истины закл
в практике. Именно в практике должен
чел доказать истинность, т.е.
действительность своего мышления.
Практика хранит молчание относительно
того, что находится за пределами ее
исторически ограниченных возможностей.
Объективная истина – такое содержание
человеческих знаний, которое не зависит
от воли и желаний субъекта. Истина не
конструируется по воле и желанию людей,
а определяется содержанием отражаемого
объекта, что и обуславливает ее
объективность. Абсолютная и относительная
истина – категории диалектического
материализма, характеризующие процесс
развития познания и раскрывающие
соотношения между: 1) тем, что уже познано,
и тем, что будет познано в дальнейшем
процессе развития наук; 2) тем, что в
составе нашего знания может быть
изменено, уточнено, опровергнуто в ходе
дальнейшего развития науки, и тем, что
останется неопровержимым

Общество

БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды

Оформление разных типов окон на кухне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector