Познавательная деятельность в дошкольном возрасте
Содержание:
- Содержание
- ↑ Социальное познание
- Сюжет
- Моторное познание
- ↑ Художественное познание
- Этапы познавательного развития дошкольников
- Какие виды педагогической деятельности существуют
- Развитие способностей к познанию
- Познание в психологии
- Какие виды познавательной деятельности существуют
- Игра как инструмент развития
- Научное познание и его структура.
- Чувственное и рациональное познание
- Учебно-познавательная деятельность студентов
- Вам также понравится
- Что такое ФГОС
- Рассылка
- Формирование учебно-познавательной деятельности
- Проблема истины в философии и науке
- Общество
- Оформление разных типов окон на кухне
Содержание
↑ Социальное познание
Социальное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.
Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.
Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.
Особенности социального познания:
- объект и субъект совпадают – это общество, социальные группы, индивиды и их взаимоотношения от политических и профессиональных до личных, семейных. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- каждый человек по-своему уникален, его взгляды и мнения постоянно изменяются, что усложняет процесс познания;
- общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
- общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.
Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.
Сюжет
Моторное познание
Основная статья: Моторное познание
Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощенного в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие
Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы познания — действие, выраженное как перемещения, произведенные, чтобы удовлетворить намерение определённой моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах
Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития, познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию.
↑ Художественное познание
Художественное познание — это приобретение новых знаний через художественные образы и символы, знаки.
Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.
В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.
В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.
Этапы познавательного развития дошкольников
Определение 1
Познавательное развитие – это специально организованная деятельность по формированию интересов детей, активизации их любознательности, развитию стремления к познанию, навыков познавательной работы и активизации творческого потенциала ребенка, за счет которого реализуется изучение окружающего пространства.
Познавательное развитие предполагает формирование познавательной заинтересованности дошкольника и навыков реализации познавательных действий в различных сферах и направлениях обучения, воспитания и развития. Это превращает процесс познавательного развития дошкольников в поэтапную смену одних действий другими т.е. происходит переход от одного этапа развития познания к другому, более расширенному и углубленному исследованию процессов и явлений, объектов и предметов окружающего пространства.
Рассмотрим основные этапы познавательного развития дошкольников:
Этап формирования любопытства. Познавательная заинтересованность начинает формироваться с проявления интереса ребенка к какому-то объекту, процессу или явлению, исходя из его внешней привлекательности для него
Ребенок в двух-трех летнем возрасте начинает уделять внимание объектам, которые привлекли его своими внешними характеристиками: яркостью, цветовой гаммой, формой. При этом, ему неважна сущность и содержание данного объекта
Он проявляет любопытство к нему только по его внешним признакам.
Этап развития любознательности. Любознательность – это стремление ребенка к познанию сущности, заинтересовавшего его явления или события. Ребенок переходит от любопытства к более глубокому познанию: он хочет приникнуть в суть того, что привлекло его внешне. Он чувствует радость от увиденного и желает расширить ее, удовлетворив свой интерес.
Этап формирования познавательного интереса. Его развитие связано с конкретной мотивацией т.е. ребенок желает познать что-то конкретное, им движет стремление к изучению того или иного объекта, он стремится познать его сущность, расширить свои представления не только о внешних свойствах объекта, но и о его внутреннем устройстве. Познавательный интерес может проявляться, как активность ребенка в исследовании какого-то процесса или явления, желание отвечать на вопросы о том или ином объекте, проводить эксперименты в отношении изучения его свойств и процессов.
Этап развития познавательной активности. Познавательная активность дошкольника – это стремление к полноценному и расширенному познанию объектов окружающего мира. Познавательная активность выступает высшей формой познавательного развития и целевым назначением реализации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Развитие познавательной активности реализуется через экспериментальную деятельность дошкольников, решение познавательных задач и упражнений, применение проектных методов работы и творческих направлений деятельности в дошкольном учреждении. Именно познавательная активность дошкольника зарождает его первичные представления о мире и его устройстве, законах его функционирования. Познавательная активность развивается за счет работы познавательной сферы, которая включает в свой состав следующие элементы:
Познавательные процессы – внимание, память, воображение, мышление;
Информационные данные – это сведения о том, как устроен этот мир, история его развития и опыт жизнедеятельности предыдущих поколений, знания и навыки деятельности, передающиеся ребенку в ходе воспитания;
Отношение к миру – собственные чувства и эмоции, испытываемые ребенком в ходе взаимодействия с различными объектами окружающего пространства, его процессами и явлениями, выработка устойчивого отношения к ним.
Какие виды педагогической деятельности существуют
Педагогическая деятельность способна успешно реализовываться только в целостном педагогическом процессе, добиваясь намеченных целей за счёт комплексного использования всех средств и способов донесения знаний до обучающегося, и применяя для этого разнообразные её виды.
Выделяют семь основных видов педагогической деятельности.
- Образовательная – глобальный процесс, предполагающий своей целью целостное развитие и становление личности обучающегося в течение длительного периода с помощью комплекса систематических действий, предусмотренных образовательными стандартами. Это процесс формирования знаний, умений и навыков по разным аспектам жизни общества, предлагаемый в объёме, который способны усвоить обучающиеся обусловленного возрастного уровня и развития.
- Воспитательная — совокупность целенаправленных действий, направленная на организацию оптимальных условий для личностного роста и становления у воспитуемого специальных знаний; идей, принципов, нравственных и политических ориентиров, а также его подготовки к дальнейшей бесконфликтной жизни в обществе.
- Обучающая – представляет собой целенаправленный академический процесс формирования совокупности знаний, умений и навыков учащегося, в котором они доводятся учителем до определённого уровня, являющего собой цель обучения, за счёт организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности.
- Инженерно-педагогическая – сложное многокомпонентное явление, включающее в себя как педагогическую деятельность – дающую возможность организовать систему профессионального обучения и воспитания и производственно-технологическую – обеспечивающую учебно-производственный процесс в мастерских и лабораториях учреждения. Педагогическая практика в этом тандеме выступает доминантной составляющей, в то время как производственно-технологическая часть имеет инструментальный характер, являясь средством обучения.
- Социально-педагогическая – направлена, на социальную защиту несовершеннолетних, а также организацию помощи для нормализации их психологического состояния, межличностных, семейных и общественных отношений. Ставит целью социализацию обучающихся, получение ими образовательного и социокультурного опыта и создание условий их самореализации и адаптации в обществе.
- Общественно-педагогическая – учебно-воспитательная работа, основанная на добровольных началах и выходящая за пределы должностных обязанностей педагога, а иногда и образовательного учреждения. Выражается в неформальном учебно-воспитательном общении с обучающимися, руководстве и организации их внеклассной и внешкольной активности (учебной, досуговой, развивающей), участием в школьных и внешкольных культурно-спортивных мероприятиях.
- Научно-исследовательская педагогическая – направлена на получение новых знаний об учебно-воспитательных взаимоотношениях в паре учитель – ученик, а также о формах их развития, совершенствования и реализации. Изучая совокупность таких взаимоотношений, она разрабатывает предписания, стандарты и модели формирования практической деятельности, к которой относятся все вышеназванные виды.
Развитие способностей к познанию
Большинство современных образовательных программ школьных и дошкольных учреждений построены так, что в их основе лежит идея развивающего обучения. Это обязывает педагога дать ребенку представление о мире как целостной картине. Для достижения цели необходим выход за рамки одного школьного предмета. Дети, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, должны уметь сравнивать и наблюдать явления окружающей действительности, делать выводы, выдвигать гипотезы, приводить необходимые доказательства.
Без таких личностных качеств, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие, работоспособность, невозможно добиться успехов в любом виде трудовой деятельности, в том числе и учебной. Основой формирования перечисленных качеств и навыков является правильно организованная учебно-познавательная деятельность.
Как уже отмечалось, стремление к исследованию окружающего мира — одна из особенностей детей младшего возраста. Она заложена в человеке от рождения. Чтобы развитие природных задатков ребенка шло эффективно, взрослые должны правильно организовать окружающую малыша образовательную среду.
Познание в психологии
В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием.
Изучение типов когнитивных процессов находится под влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом
Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам
Вышеприведённое деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Теория когнитивности, в отличие от нейрокогнитивности, не всегда рассматривает когнитивные процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями, описывая поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х годов.
- Философия сознания
- Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
- Экономика (особенно экспериментальная экономика)
- Теория обучения
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
- Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
- Философия, эпистемология и онтология
- Биология и неврология
- Математика и теория вероятностей
- Физика, где принцип наблюдателя изучается математически.
Какие виды познавательной деятельности существуют
В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:
- обыденный;
- научный;
- художественный;
- религиозный.
Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.
Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.
Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.
Существуют 2 уровня научного познания:
- эмпирический (практический) – постижение, основанное на сенсорных анализаторах и данных измерительных приборов;
- теоретический — отталкивается от рациональных подходов и логических умозаключений.
Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.
Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.
Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.
Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.
Игра как инструмент развития
Игра – важнейший вид деятельности дошкольника. Она способствует:
- Когнитивным возможностям (восприятие и переработка информации).
- Физическому развитию.
- Эмоциональному состоянию.
- Социальной адаптации.
Играя можно ненавязчиво обучить ребенка основным навыкам и умениям, так необходимым во время учебы в школе.
Игра развивает память, интеллект, дает возможность развернуться ребенку в творческом плане, развивает воображение, укрепляет дошкольника физически, эмоционально, развивает познавательные способности. Игра позволяет быстрее познать и взаимодействовать с окружающим миром.
Научное познание и его структура.
Научное познание
один из важнейших видов познания. Тесно
связано с понятием науки.
Наука- это форма
духовной деятельности, направленная
на производство знаний о природе,
обществе и самом познании, имеющая
непосредственной целью постижение
истины и открытие объективных законов.
Научное познание
опирается на обыденное, находит в нем
материал для обработки.
Структура: два
уровня научного познания:
-
эмпирический –
направлен непосредственно на изучаемый
объект и реализуется посредством
наблюдения и эксперимента. При этом
используются эмпирические термины,
которые могут быть проверены
экспериментом. Эксперимент- важнейший
элемент в эмпирическом исследовании
– проба, испытание изучаемого явления
в контролируемых условиях. Еще один
метод – наблюдение – изучение в
естественных условиях. Др. метод –
моделирование. -
Теоретический –
реализуется посредством понятий,
законов, принципов. Связан с теорией
– системой понятий, законов и принципов,
которая позволяет описать и объяснить
определенный класс явлений. Наука на
этом уровне пользуется абстрактными(т.е.
неконкретными) понятиями. Используется
идеализация – т.е. понятие о несуществующих
объектах (идеальный газ, абсолютно
черное тело и т.д.) Эти два условия тесно
связаны.
Чувственное и рациональное познание
В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.
Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:
- чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
- рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.
Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:
- цвет;
- запах;
- вкус;
- тактильные ощущения.
Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.
Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.
Предпосылками рациональности являются:
- отделение мысли от предмета;
- мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.
Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- индукция;
- дедукция;
- идеализация;
- абстрагизация.
Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.
Учебно-познавательная деятельность студентов
Если речь идет об обучении в вузе, то специалисты определяют данный вид деятельности как целенаправленное, самостоятельно организованное решение учебных задач, формирующее систему познавательных и ценностных представлений. Среди методов организации учебно-познавательной деятельности студентов предпочтение отдается продуктивным и творческим, тогда как репродуктивные имеют на этом возрастном этапе второстепенное значение. При этом формируется индивидуальный стиль познавательной деятельности.
Студенты выполняют задания и планируют свою работу без непосредственного инструктажа педагога (он выполняет организаторские функции), проявляя познавательную активность. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности в этом возрасте позволяют пройти их основные уровни (от выполнения задания по образцу до исследовательской практики). При этом уровень сформированных в результате знаний и навыков напрямую зависит от индивидуальной познавательной активности учащегося.
Вам также понравится
Что такое ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:
- к объему образовательной программы и ее структуре;
- к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
- к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.
Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.
ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.
Отличие деятельности малышей от школьников — в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.
Рассылка
Формирование учебно-познавательной деятельности
Говоря кратко о методах организации учебно-познавательной деятельности, необходимо ознакомиться с ее основными характеристиками. К числу таких характеристик исследователи относят:
- осознанность (насколько учащийся понимает мотив и цель деятельности, ее результаты);
- полноту (уровень владения учеником рядом действий, составляющих данный вид учебно-познавательной деятельности);
- автоматизм (способность интуитивно выбирать и выполнять учебные действия, необходимые в данной ситуации);
- быстроту (скорость выполнения заданий);
- универсальность (способность использовать конкретное умение в разных видах деятельности).
Комплекс данных характеристик позволяет определить уровень овладения учащимися методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Выделяют три основных уровня:
- репродуктивный (деятельность по образцу);
- эвристический (по самостоятельно выбранному варианту из предложенных);
- творческий (самостоятельно планирование и осуществление).
В процессе познавательно-учебной деятельности у детей на основе выполнения частных действий формируются обобщенные умения и навыки. Этот процесс включает несколько стадий:
- Формирование частных умений.
- Знакомство с научными основами деятельности и ее структурой.
- Формирование умения самостоятельно определять подходящую последовательность действий.
- Развитие навыков анализа проведенной работы.
Проблема истины в философии и науке
Обычно истину
определяют как соотв знания объекту.
Истина — это адекватная информ о объекте,
получаемая посредством его чувственного
или интеллектуального постижения либо
сообщения о нем и характеризуемая с
точки зрения ее достоверности.
К абсолютным
истинам относятся достоверно установленные
факты, даты событий, рождения , смерти
итд. Абс истина — это такое содержание
знания, кот не опровергается последующим
развитием науки, а обогащается и
постоянно подтверждается жизнью.
Крит истины закл
в практике. Именно в практике должен
чел доказать истинность, т.е.
действительность своего мышления.
Практика хранит молчание относительно
того, что находится за пределами ее
исторически ограниченных возможностей.
Объективная истина – такое содержание
человеческих знаний, которое не зависит
от воли и желаний субъекта. Истина не
конструируется по воле и желанию людей,
а определяется содержанием отражаемого
объекта, что и обуславливает ее
объективность. Абсолютная и относительная
истина – категории диалектического
материализма, характеризующие процесс
развития познания и раскрывающие
соотношения между: 1) тем, что уже познано,
и тем, что будет познано в дальнейшем
процессе развития наук; 2) тем, что в
составе нашего знания может быть
изменено, уточнено, опровергнуто в ходе
дальнейшего развития науки, и тем, что
останется неопровержимым
Общество
БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды