Что такое постмодернизм

Особенности постмодернизма

Что такое постмодернизм в живописи? Искусствоведы дают разные ответы на этот вопрос, поскольку постмодернистская культура — феномен многоликий и не имеющий чёткой идеологической платформы. Постмодернисты не создали универсального канона, более того — принципиально отказались от его создания. Пожалуй, единственная базовая ценность, декларируемая приверженцами этого направления, — бесконечная свобода самовыражения.

Тем не менее, можно выделить ряд особенностей, характерных для постмодернистского искусства:

  • Неограниченная, абсолютная свобода художника в выборе методов самовыражения.
  • Переосмысление традиционных образов, включение их в новый контекст (отсюда — широкое распространение ремейков, интерпретаций, художественных цитат, заимствований, аллюзий).

Синкретизм, то есть сплав в единое целое разнородных элементов, порой даже противоречащих друг другу (например, использование художником разных стилей в одной картине, а то и сочетание живописи с другими видами искусства).

  • Диалогичность, то есть взгляд на тему с разных сторон, с позиции разных «голосов», создающих в итоге многоголосую «симфонию».
  • Игровая форма подачи, приглашение зрителя включиться в игру со смыслами.
  • Эпатажный характер творчества, порой даже демонстративная скандальность работ.
  • Ирония и авторская самоирония.

О журнале:

«Сезоны года» — это журнал о природе, окружающем мире, культуре и обществе.

Образовательные материалы для детей, помощник в учёбе школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Орден Отечественной войны — самая массовая награда военного времени

Постмодернизм в литературе

В литературе постмодернистское течение родилось во второй половине XX века, как реакция на II мировую войну и послевоенные события.

Писатели-постмодернисты рассказывали о бессмысленности происходящего, в то время как авторы модернизма пытались найти смысл в вечно меняющемся мире. Постмодернисты отвергают закономерности и ценят больше всего случай.

Главные черты литературы постмодернизма:

  • фигурирование образа рассказчика в произведении;
  • объединение разных жанров;
  • присутствие чёрного юмора, иронии и пародийности;
  • впечатление фрагментарности повествования (отрывочность и бессвязность повествования).

Примеры представителей постмодернизма в литературе:

  • «школа чёрного юмора»: Доналд Бартелм, Джон Барт, Джеймс Патрик Данливи;
  • экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мигель де Унамуно-и-Хуго;
  • «магический реализм»: Габриэль Гарсиа Маркес, Ахмед Салман Рушди;
  • российский постмодернизм: Андрей Георгиевич Битов, Виктор Олегович Пелевин.

Постмодернизм в искусстве

Постмодернизм отличается от других направлений в искусстве тем, что ставит под сомнение основные факты, которые были приняты в современный период.

Например, тезис о том, что весь прогресс, особенно технологический, является положительным.

Постмодернизм перевернул идею о том, что для произведения искусства было присуще лишь одно значение, или что это значение было определено художником во время создания.

Вместо этого зритель стал важным определителем значения. Некоторые художники позволили зрителю участвовать в работе. Другие художники пошли дальше, создавая работы, которые требовали вмешательства зрителя для создания и/или завершения работы.

Также ключевым элементом постмодернизма была идея разрушения различий между высоким и низким искусством, особенно присутствие в произведении некоторых элементов массовой культуры.

Например, в направлении с названием «кубизм» (художник представляет предметы исходя из целого множества точек зрения вместо одной, таким образом он изображает предмет в более широком контексте). Пабло Пикассо часто включал тексты популярных песен на своих холстах.

«Девушка с мандолиной (Фанни Телье)», Пабло Пикассо, 1910 г., Аналитический кубизм

Идея о том, что вся визуальная культура не только равноценна, но и что её можно понимать, ей можно наслаждаться без какой-либо эстетической подготовки, подрывает представления о значимости и художественной ценности искусства. Такой же эффект имеет использование реди-мейд.

Реди-мейд — творение, которое не было создано полностью самим художником.

Скульптура «Велосипедное колесо», Марсель Дюшан, 1913 год, реди-мейд

Метамодерн

Культура

Метамодерн двигается благодаря раскачиванию между противоположностями (осцилляции). Он не занимает определённую позицию. Он воспринимает мир и культуру как один общий поток смыслов, которые есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна. В нём нет места снобизму, элитизму, нет высокой и низкой культуры.

Метамодерн — это то состояние, когда вы можете испытывать честное удовольствие от всего. Вы можете читать Достоевского и всерьёз слушать Киркорова, любить сагу «Сумерки» и музыку Чайковского. Вы всё это любите не только честно, но и с иронией. Благодаря этому новому чувству, мы можем не зацикливаться на больших метанарративах, а искать собственную цель. Таким образом, раскачивание между модернистской серьёзностью и постмодернистской иронией поднимает метамодерн над ними. Примером могут служить вечеринки вроде «Дикого Диско!», где ирония, ностальгия и искренность накладывается на российскую треш-попсу.


Культ невежества: я не знаю и горжусь этим

Метамодерн стремится найти смысл культуры и искусства, наделить произведения глубиной. Но это глубина иного порядка, чем в постмодерне. Искусство метамодерна стремится к многомерности, как, например, в картинах художника Адама Миллера. В своём цикле «Среди руин» Адам использует приёмы классической иконографии для актуализации экологических и гуманитарных проблем. Другой художник, Митч Гриффит, в цикле картин «Несокрушимая свобода» использует аналогичные приёмы для актуализации проблем личности и свободного общества.

Политика

Политика в метамодерне будет находиться в ещё большей связи с культурой, чем прежде. Медиа и интернет-технологии в целом выступают единой средой для взаимодействия не только отдельных людей, но и институтов. Вполне вероятно, что через некоторое время под воздействием метамодерна политика станет не только более личной, но и менее элитарной.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США показала, что человек без политического бэкграунда вполне может сесть в кресло президента. Хиллари Клинтон, которая занимается политикой всю свою жизнь, проиграла выборы какому-то яппи из 80-х! Но что будет, если в будущем на выборах в США победит Сергей Брин или Марк Цукерберг? Илон Маск? Деэлитизация политики может пойти на пользу обществу. Как и в крупных компаниях нового типа, политика может взять за основы корпоративные принципы XXI века. Звучит идеалистично, но в победу Барака Обамы тоже никто не верил.

Мы говорим, в первую очередь, о США, потому что это страна, которая порождает глобальные тренды — было бы глупо с этим спорить. Поэтому то, что происходит в политической жизни Америки, со временем может стать ориентиром или даже нормой для других стран.

Философия

В отличие от модерна и постмодерна метамодерн не является инструментом, философией или идеологией. По словам его создателей Вермюлена и Аккера, метамодерн — это структура чувства. Дело в том, что используя какую-то определённую когнитивную модель, человек радикализирует мир, ставит его в рамки. Метамодерн же призван встать над этими рамками. Это обстоятельство не позволяет считать метамодерн четкой философской системой.

Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер.
Голландские философы
— У метамодерна нет цели, он движется ради самого движения, пробует, несмотря на неизбежный провал; бесконечно ищет истину, которую никогда не ожидает найти. Если вы нам простите такую банальную метафору, метамодерн преднамеренно берёт на вооружение двойное послание типа «морковка и осёл». Как и осёл, он преследует морковку, которую он никогда не съест, поскольку морковка всегда вне досягаемости. Но в точности из-за того, что он никак не может съесть морковку, он никогда не прекращает преследовать её.

Основатели русскоязычного сайта о метамодерне Артемий Гусев и Мария Серова в интервью журналу «Stenograme» рассказали о новой парадигме так: «Речь идёт о радикальной открытости, о всепринятии. И здесь открывается ещё один тонкий момент. Практика осцилляции (раскачивания) производит ощутимый побочный эффект — она даёт понимание того, что ты стационарно не связан ни с одним явлением, не отождествлен ни с чем. Путь индивидуальности — наблюдать эти раскачивания, но не делать своим пространством траекторию их колебания».


Мария Серова
Исследовательница метамодерна
— Метамодернизм предлагает взять цель, нечто лежащее за системами и религиями, как константу, способ достижения которой человек должен найти самостоятельно. Это и есть принцип индивидуальности, духовный аристократизм, творческая мораль как индивидуальное откровение, о котором так много говорили Бердяев и Зиновьев.

Однажды философия распалась из общего знания о мире на ряд отдельных дисциплин, занимающихся своими предметами. Это случилось тогда, когда Гегель придумал всё, что только можно. В своё время Карл Маркс хотел описать и осознать мир лучше Гегеля, но у него не получилось

Теперь же метамодерн возвращает людей к общему потоку гуманитарного знания, где важно всё

Идейные источники

Влияние Ницше

Ницше считал, что реальность представляет собой не упорядоченную, объективную и законосообразную сущность, а непрерывный поток бытия в процессе становления. Человек не способен познать ее, а те законы, которые помогают описывать причинно-следственные связи в мире — не более чем фикция, всегда имеющая целью сферу практических интересов.

Для постмодернистов важным трудом Ницше, где он вводит систематическое собрание философских понятий, является трактат «Об истине и лжи во вненравственном смысле». В этом тексте философ выдвигает гипотезу, что научные понятия — это цепочки метафор, застывшие в общепринятых истинах.

Философ считал, что люди постоянно видят мир в его динамичном изменении, что не подразумевает наличие каких-то постоянных законов его развития, как раньше считали другие мыслители. Ницше говорил, что мир динамичен сам по себе: «Все материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: все сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного».

Познание такого мира заключается в попытке упорядочить хаос для удовлетворения прагматических интересов человека. Стремление к истине и поиск объективности и определенности свидетельствует, по Ницше, о слабости духа. Если человек недостаточно устойчив, он страдает от бессмысленности жизни, что побуждает искать другой, метафизический мир. Повинуясь предустановленным идеалам как чему-то данному свыше, индивид признает их полную власть над cобой. Философ говорил о необходимости развенчивать высшие ценности и переносить их из сознания общества в свой внутренний мир, личный опыт. Таким образом, власть переходит к отдельному человеку, не обремененного общепризнанными нормами и мнением авторитета.

Эти взгляды стали особенно актуальны после Второй мировой войны, как реакция на очевидные недостатки модернизма, радикальные проекты которого стали ассоциироваться с тоталитаризмом.

Влияние Хайдеггера

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на изучение разума, который со временем вырождается в рассудок. Такое мышление философ считал «исчисляющим», высшей формой которого становится техника, развивающаяся против гуманизма

Гуманизм, как полагал Хайдеггер, неизменно становится варварством, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».

Хайдеггер, как и Ницше, исходил из отрицания идеального, потустороннего мира, то есть из понимания реальности как бытия. Он также признавал единство разума и тела, отмечая, что именно биологическое и животное, а не рациональное, является фундаментом этого единства. Хайдеггер считал, что хотя человек и свободен, но «заброшен» в мир, вынужден балансировать между свободной волей и внешними обстоятельствами. Человек в его понимании не является центром мира, он участник бытия, которое ему «открывается».

Важной составляющей влияния Хайдеггера на философию постмодернизма было изучение нигилизма. Осмыслению нигилизма Хайдеггер придает ключевое значение: он становится судьбой сущего, судьбой онтологии

В традиции Хайдеггера, точнее в ницшеанскохайдеггеровской традиции, нигилизм неизбежен. Главным его аспектом в онтологии является утрата построения познания: платонизм и аристотелизм исходят из анагогии, поэтапного познания. 

С точки зрения Хайдеггера, истину, о которой говорят платонизм и метафизика, вообще познать невозможно; можно лишь пребывать при ее историческом свершении, каждый этап которого открывает только одно исторически обусловленное явление истины бытия. Философ считал, что вне онто-исторического измерения истина, как таковая, просто не существует. Людям может быть доступна только некая историческая редакция истины в «послании» бытия.

В результате деятельности Хайдеггера и Ницше (относительно модерна и постмодерна) выделились два типа современности, разделяемых своим отношением к истории. В модерне очень сильна связь современности и истории. 

Постмодернизм считает, что история двигается динамично, не подчиняясь каким-либо законам развития и линейности. Философское течение смешивает разные исторические пласты, допускает обратимость исторической герменевтики, возможность начинать историю с любого места. Это помогает преодолеть позицию модернизма об абсолютности начала и необходимости возвращения к нему.

Что такое постмодернизм

Постмодернизм — мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Постмодернизм как комплексное идейное течение определяет время неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствовавших ранее представлений о мире и человеке.

Отличительной чертой постмодернизма считается уверенность в невозможности объяснения устройства мира, как чего-то полноценного, развивающегося по определенным законам и доступного для теоретического изучения.

Еще одной чертой постмодернистского учения является инновационная направленность. Представители постмодернизма считают, что он — важный этап развития европейской культуры, периода позднего капитализма, постиндустриального общества. Это связано со становлением эпохи постмодерна в развитых странах во второй половине 60-х гг., то есть стремительным переходом от индустриального общества к информационному. Именно тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые и составили базис культуры постмодерна.

Пафос инновационности и радикальный антитрадиционализм постмодернизма объясняется тем, что еще в самом начале мирового постмодернистского движения неоднократно высказывалась мысль, что нынешний этап (XX в.) принципиально отличается от всего, что ранее знала история. Современная культура мыслилась не как новая фаза эволюции, а как нечто уникальное, ни с чем не сопоставимое. Постмодернизм еще более усилил, обострил этот радикализм, в результате чего получила распространение характеристика современной реальности как «посткультуры».

История постмодернизма и его стили

Постмодернистское течение оформилось в 1960-1970-х годах, но предпосылки его появления связаны с кризисом мировоззрения, возникшим гораздо раньше. Среди них:

  • шпенглеровский тезис о «закате Европы»;
  • надлом в общественном сознании из-за Первой Мировой войны;
  • появление в науке идей о противоречивости и неоднозначности миропорядка (от неевклидовой геометрии до квантовой физики).

Постмодернисты пришли к выводу, что современный мир невозможно описать в рамках классических подходов в философии, науке, культуре. А следовательно, и классические методы искусства не подходят для его описания.

Какие же художественные стили можно отнести к постмодернистским? На этот у искусствоведов нет единства мнений: например, некоторые стили одновременно относят и к авангарду, и к постмодерну. Но всё-таки можно выделить следующий список:

  • дадаизм, основанный на принципе коллажа;
  • поп-арт, синтезировавший масскульт и искусство;
  • концептуализм, ставящий во главу угла передачу идеи;
  • абстракция, постживописная и лирическая;
  • ассамбляж — коллаж из объёмных элементов, скомпонованных на плоскости картины;
  • живопись цветового поля;
  • процесс-арт, в котором презентация работы зрителю (перфоманс) — неотъемлемая часть творческого процесса.

Проблемное время

Наоборот, понятие постмодернизм отсылает скорее к определенному хронологическому отрезку современной истории: начиная с расцвета капитализма и массового производства, набравшего небывалые обороты в последней четверти XX века, до наших дней. Впрочем, созданные несколько ранее работы Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джексона Поллока тоже могут быть названы произведениями искусства эпохи постмодернизма.

Это время, в котором настоящее замерло, погрузившись в попытки разобраться, осмыслить проблемы и опыт прошлых десятилетий (если не столетий). Ошибки и триумфы вчерашнего дня не дают свободно двигаться вперед, потому что там, за горизонтом, только опасности (истощение природных ресурсов, голод, глобальное потепление). Критическое восприятие же окружающей действительности или ушедших эпох делается очень притягательным для представителей творческих профессий сегодня (Виталий Комар, Александр Меламид «Происхождение социалистического реализма», 1983; Ричард Гамильтон «Fashion plate», 1970). Например, живопись и плакатные тексты позволяют сделать видимыми проблемы женщин (Guerrilla Girls «Так женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен?», 1989) или актуализировать женскую точку зрения, мир ее чувственности, ранее подавленные мужским мировостриятием (Трейси Эмин «Я могла чувствовать тебя», 2018; Трейси Эмин «Память о слезах», 2018). Но, конечно, образ женщины в мужской живописи постмодернистов, как прежде, часто появляется (Йозеф Бойс «Нимфа цветов», 1956).

Смотрите также

  • Гиперреальность
  • Натурфилософия
  • Онтологический плюрализм
  • Физическая онтология
  • Постматериализм
  • Постмодернистское искусство
  • Постмодернизм
  • Постмодернизм

Направления модернизма

Литературный модернизм подразделяется на следующие направления:

  • символизм
  • акмеизм
  • футуризм
  • имажинизм
  • экспрессионизм
  • сюрреализм

Впервые сюрреализм зародился во Франции, в 70-х годах 19 века. Писатели-символисты передают идеи своего произведения через художественность символов и образов.

Произведения символистов часто наполнены некими тайнами и загадками. Яркими представителями символизма в литературе были Шарль Бодлер, Поль Верлен во Франции; К. Бальмонт, А. Блок, Ф. Сологуб, А. Добролюбов в России.

Акмеизм противопоставлялся символизму. Это направление возникло в начале 20-ого века в России. В противоположность символизму здесь не приветствовалась двойственность понятий, темы, затронутые в произведении должны, были быть четко описаны, слова должны были отображать свои понятия, образы должны были быть конкретными и понятными. Основоположниками акмеизма в русской литературе считают Н. Гумилева, А. Ахматову, С. Городецкого, О. Мандельштам.

Футуризм возник в 10-х годах 20 века, он зародился в Италии, и его становление связано с именем такого итальянского поэта как Филиппо Маринетти. Затем это направление стало весьма популярным в России. Основное качество, характеризующее творчество писателей-футуристов, заключалась в том, что они ставили акцент не на содержании, а на форме. Для этого они прибегали к различным изощренным манипуляциям, например, использовали вульгаризмы, жаргонизмы, язык документов, афиш и так далее. Футуризм, как и все остальные течения модернизма отвергал классические принципы и нормы

Футуризм желал привлекать внимание и для этого использовались различные эпатажные средства, например, представители этого направления делали культ из войны, агрессии, силы, разрушения, призирали все слабое. Яркими представителями этого направления в русской литературе стали В

Маяковский, В. Хлебников, Б. Пастернак.

Имажинизм — это литературное течение русской поэзии. Данное направление возникло после Великой Октябрьской Революции. На его формирование оказал большое влияние футуризм. Основоположниками этого направления считаются А. Мариенгоф, В. Шершневич, С. Есенин. Основные характеристики имажинизма:

  • необычные литературные приемы
  • анархические темы
  • метафоры и метафорические цепи
  • подмена понятийного составляющего слов

Экспрессионизм появился в первой половине 20 века в Германии и Австрии. Для этого направления в литературе характерно стремление писателей высказать свои чувства относительно происходящих событий в мире. Так как это направление появлюсь во время Первой мировой войны и многочисленных революционных восстаний, именно о чувствах относительно этих явлений писали авторы. Среди ярких представителей этого направления следует назвать Г. Гейма, Г. Кайзера.

Сюрреализм так же возник в начале 20 века и является направлением модернизма. Основная цель постелей этого направления — заглянуть внутрь человеческого подсознания и описать его, заглянуть в иную реальность, описать сверхъестественные явления. Известными сюрреалистами в литературе являются Гийом Аполлинер, Андре Бретон, Филипп Супо, Бенжамен Пере.

Регистрация подтверждена

Вы успешно зарегистрировались

Идейные истоки

На формирование постмодернистской философии оказали влияние Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн. Ф. Ницше выступил с требованием переоценки ценностей, отказом от идейных наработок классической философии и абсолютности истины. Ф. Ницше — провозвестник постмодернистской философии. Ницшеанскую линию мысли продолжил М. Хайдеггер своей критикой разума. По его мысли, новоевропейский разум характеризуется инструментальностью, символом чего является техника. Техника не оставляет места для гуманизма. Поэтому общество техники антигуманно. Влияние философии Л. Витгенштейна сказалось во внимании философии постмодернизма к анализу структуры языка. Указанные траектории осмысления духовного состояния общества находят свое развитие в постмодернистской философии.

Калькулятор алкоголя в крови онлайн

Причины появления

Возникновение постмодернизма обычно связывается с усталостью от прогресса, который ассоциировался с целенаправленным развитием науки и техники, повышением благосостояния народа, веры в социальное развитие и рациональное планирование. Постмодернизм зародился из глубокого разочарования в ценностях и идеалах, сложившихся на протяжении предшествующих двух столетий. Философское течение подвергает сомнению неоспариваемый авторитет объективности и способность науки завершить свой «модернистский проект».

Это объясняется временем возникновения постмодернизма как массового умонастроения в конце 60-х гг., когда происходит окончательное разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам». Переломным моментом такого разочарования стали социально-политические события, произошедшие в 1968 г. Например, майские волнения во Франции, когда леворадикальные силы столкнулись с механизмами власти и оказались неспособны претворить свои требования в реальность.

Постмодернизм в зарубежной литературе

Постмодернизм, как явление, зародился после Второй Мировой войны. Постмодернизм охватывает всю вторую половину двадцатого века, олицетворяет стабильное развитие каждой страны, общий духовный и культурный подъем после упадка. В это время работают такие писатели, как: Эрих Мария Ремарк, Альберт Камю, Владимир Набоков.

Так, постмодернизм — это литературное направление послевоенного времени, получившее достаточно широкое распространение. Постмодернизм в свою основу ставит новые принципы, отличные от модернизма — в нем новаторство умело сочетается с реализмом и «старыми» устоями. Так, постмодернизм является некой «смесью» старых и новых принципов в зарубежной литературе. Постмодернизм включает в себя следующие направления:

  • Антиутопии и утопии. Это скорее, жанр, чем направление, однако, именно антиутопиями характеризуется постмодернизм.
  • Фантастическая литература получила свое широкое направление именно в период постмодернизма в зарубежной литературе.
  • Хорроры и триллеры — все эти жанровые направления стали развиваться в послевоенное время, то есть, во времена постмодернизма.

Все эти направления означали одно: стремление нового человека двадцатого века к чему-то большому, надежда на светлое будущее, которое представлялось чем-то фантастическим. Именно в это время начинаются первые космические полеты, создаются ракеты, активно прогрессирует медицина. Все эти события и наталкивают писателей на произведения фантастического характера.

Также в постмодернизме имеют место быть послевоенные произведения. Однако, в отличии от модернизма, в них нет отчаянной романтической безнадежности. Произведения о Второй Мировой войне потрясают своей пронзительностью. Люди начинают понимать, что любая война – это зло, которое несет только смерти и разрушения.

Таким образом, постмодернизм характеризовал целую эпоху, ставшую для людей оплотом надежного и стабильного будущего.

Напомнить пароль

Характеристики

Джонатан Крамер постулирует идею (вслед за Умберто Эко и Жан-Франсуа Лиотаром ), что постмодернизм (включая музыкальный постмодернизм) — это не столько поверхностный стиль или исторический период (т.е. состояние), сколько установка . Крамер перечисляет 16 (возможно, субъективных) «характеристик постмодернистской музыки, под которыми я подразумеваю музыку, которая понимается постмодернистским образом, или которая вызывает постмодернистские стратегии слушания, или которая обеспечивает постмодернистский опыт слушания, или которая демонстрирует постмодернистские композиционные практики». Согласно , 16-17), постмодернистская музыка:

  1. не просто отрицание модернизма или его продолжения, но имеет аспекты как разрыва, так и расширения
  2. в некотором роде иронично
  3. не соблюдает границ между звучностью и процедурами прошлого и настоящего
  4. преодолевает барьеры между «высоким» и «низким» стилями
  5. проявляет пренебрежение к часто неоспоримой ценности структурного единства
  6. ставит под сомнение взаимную исключительность элитарных и популистских ценностей
  7. избегает суммирующих форм (например, не хочет, чтобы целые детали были тональными, последовательными или отливались в предписанной формальной форме)
  8. рассматривает музыку не как автономную, а как имеющую отношение к культурным, социальным и политическим контекстам
  9. включает цитаты или ссылки на музыку многих традиций и культур
  10. рассматривает технологии не только как способ сохранения и передачи музыки, но и как глубоко вовлеченные в создание и сущность музыки
  11. принимает противоречия
  12. не доверяет бинарным оппозициям
  13. включает фрагменты и разрывы
  14. включает плюрализм и эклектизм
  15. представляет несколько значений и несколько темпоральностей
  16. находит смысл и даже структуру в слушателях больше, чем в партитурах, выступлениях или композиторах

Дэниел Олбрайт резюмирует основные тенденции музыкального постмодернизма следующим образом ( , 12):

  1. Полистилизм
  2. Случайность

Мы в VK

Итог

С точки зрения идеологов метамодерна, мы вступаем в новую эпоху, где новый способ смотреть на культуру призван вытащить общество из модернистских и постмодернистских тупиков. Радикальные идеи модерна могут быть скомпенсированы постмодернистским отрицанием и сомнением. Метамодерн — это неуловимая истина где-то посередине. Метамодерн воплощает в себе человеческий дуализм и непостоянство — «социацию», о которой ещё говорил социолог Георг Зиммель. Социация — это то, что объясняет суть человеческого.

По мнению Зиммеля, человек подобен маятнику, который постоянно мечется между двумя крайностями, стремясь к балансу, но так никогда его не находя. Этим Зиммель объясняет непостоянство человеческой природы. Следовательно, ни один из нас не может быть категорично объяснён, ибо мы постоянно находимся в движении.

Таким образом, метамодерн не предлагает нам готовую идею или концепцию, а предлагает найти её самостоятельно, используя «осциллирующее движение».

Восприятие мира через структуру чувства метамодерна поможет уйти от идеологической зависимости. Когда человеку больше не нужны общие метанарративы, им сложнее манипулировать. Метамодерн — это способ стать личностью. Но, в отличие от ничего не значащего субъекта постмодерна, метамодернистская личность составляет часть общей истины.

В метамодерне людям открывается полнота культуры, потому что можно без иронии и невежества воспринимать всю музыку, литературу, игры и фильмы, ведь в метамодерне нет высокого и низкого, а есть единый поток, где важен каждый элемент. Субъект, культура, политика, философия сливаются в одно постоянно движущееся целое.

Говоря про метамодерн, мы не имеем в виду ближайшие 5-10 лет. Метамодерн может продержаться в виде главенствующей парадигмы и 50 и 100 лет. За это время вырастет не одно поколение людей, которые будут отличаться от нас гораздо больше, чем люди из середины и конца XX века.

Также можно подумать, что идеалистически звучащая структура чувства метамодерна не для всех, а только для тех, кто в теме. Какое дело бабушке у магазина до метамодерна? Но ведь в том и суть, что эта абстрактная бабушка у магазина живёт в парадигме того же постмодерна, но не ощущает и не осознаёт этого.

Культурные эпохи — это не законы или уставы, а атмосфера. Неосязаемый эфир, пронизывающий всех живущих в нём людей. Это тот самый дух времени. Постепенно метамодерн сможет стать эфиром для огромного числа людей. Кого-то он захватит силой, а кто-то будет принимать для себя структуру чувства метамодерна прямо сейчас — это не принципиально.

Метамодерн — это тот постоянно двигающийся фронтир, заставляющий нас идти вперёд, что хорошо показано в клипе американского певца Бэка на песню WOW. Тут вам и постмодернистская культурная деконструкция, и метамодернистский призыв к поиску собственного пути без отрицания мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector