Психические познавательные процессы: ощущения и восприятие авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ппвш михалец и.в. зав. нппл рогашова и.ю. — презентация

Ощущение

^ 12. Принцип специфической энергии органов чувств выделил:а) Г. Гельмгольц13. Концепция развития психики ______ связывает возникновение идифференциацию ощущений с переходом от первичной раздражимости к недифференцированной чувствительности, а затем к дифференцированным ощущениям.б) А.Н. Леонтьева14. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н. Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка ________ понимания природы ощущений.б) объективистского15. Анатомо — физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения представлен:б) рецептором^ 16. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется;а) анализатором^ 17. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет:в) проводниковый отдел18. Управление и регулирование поступающей в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом, осуществляет:г) обратная связь19. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждения, называется _____ порогом.б) физиологическим^ 20. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:б) дифференциальной чувствительностью21. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,- это ____ порог ощущений.а) нижний абсолютный22. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется _____ порогом ощущений.г) верхним абсолютным^ 23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающие замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:) порогом различения^ 24. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:б) Г. Фехнер25. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует _____ зависимость.г) обратно пропорциональная^ 26. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации известна как:а) депривация^ 27. В условиях сенсорной депривации…а) актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях^ 28. Психофизиологическая закономерность ощущений, приводящая к изменению чувствительности,- это:г) все ответы верны^ 29. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:в) адаптация^ 30. Адаптация может проявиться как:а) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя^ 31. Повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств, проявляется как:б) сенсибилизация^ 32. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств (зрительным, слуховым. тактильным и др.) известна какг) модальность^ 33. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и др. разновидностей ощущений является:б) модальность раздражителя^ 34. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:а) экстерорецептивными^ 35. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий внутренней среды организма, называются:б) интерорецепторами36. К экстероцептивным относятся ______ ощущения.а) зрительные^ 37. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:б) интенсивность ощущений^ 38. Основное свойство ощущений,- это:г) все ответы верны39. Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя выражает суть закона:б) Вебера — Фехнера

страница 10/13
Дата 17.10.2011
Размер 1,24 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие, Образовательные материалы

Добавить документ в свой блог или на сайт

3.2.3. Системность как основное свойство материи

Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система (с греческого — целое, составленное из частей) — это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.

Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему. Для этого необходимо выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения), выявить структуру объема (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система — это такая, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, молекулы воды, поваренной соли, симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т.

Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов.

Суммативные системы — это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.

Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но и выделение тех из них, которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения — последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим. В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.

Разумно такое определение:» …Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч.- Т.18.- С. 149, 131.). (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором — о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).

3.2.1. Пространство и время как атрибуты материи

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь — абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная пли актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (явлений) в их соотношении с другими объектами и явлениями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов и явлений в их соотношении с другими материальными объектами и явлениями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время — самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство — это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, — а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время — не самостоятельные сущности, а системы отношении, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Их геометрические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойств от характера движения материальных систем.

Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства — времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств, практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время — это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Контрольные тесты

Структура познавательной
деятельности

1.
Пространственно-временные характеристики
объективного мира отражают ______ процессы
,

а)
познавательные

б)
мотивационные

в)
эмоциональные

г)
все ответы верны

2.
Центральной категорией психологии
познавательных процессов является
категория:

а)
установки

б)
отношения

в)
образа

г)
все ответы верны

3.
Целостность образа детерминирована:

а)
онтологически

б)
психофизиологически

в)
психологически

г)
все ответы верны

4.
Получение первичных образов обеспечивают:

а)
сенсорно-перцептивные процессы

б)
процесс мышления

в)
процесс представления

г)
процесс воображения

5.
Когнитивный стиль относится к ________
познавательной деятельности.

а)
способу

6)
уровню выполнения

в)
условиям выполнения

г)
все ответы верны

6.
Познавательная способность, определяющая
готовность человека к усвоению и
использованию

знаний и

опыта, а также к разумному поведению в
проблемных ситуациях это:

а)
мышление

б)
интеллект

в)
эвристика

г)
гипотеза

7.
Сквозным психическим процессом считается:

а)
восприятие

б)
внимание

в)
воображение

г)
мышление

8.
В отличие от других познавательных
процессов особого содержания не имеет:

а)
ощущение

б)
восприятие

в)
память

г)
внимание

9.
Трансформацию информации во времени,
воспроизведение прошлого в настоящем
проводит:

а)
восприятие

б)
память

в)
воображение

г)
мышление

10.
Одну из первых моделей интеллекта
предложил:

а)
К. Спирмен

б)
Дж. Гилфорд

в)
Д ж. Равен

г)
Г. Айзенк

11.
Наше
восприятие мира связано

а)
с культурой, к которой мы принадлежим

б)
с практикой

в)
с
опытом

г)
все
эти ответы верны

ТЕМА
2. ОЩУЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕНСОРНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

1.
Сущность процесса ощущения. Роль ощущений
в жизнедеятельности человека. Понятие
об ощущении

2.
Общие свойства и закономерности ощущений:
адаптация, сенсибилизация, синестезия.
Развитие чувствительности.

3.
Классификация ощущений

Методические
рекомендации по изучению материала

При
изучении тем, обратить внимание на
сложность различения ощущения и
восприятия. При изучении вопроса об
ощущении обратить внимание на сложность
выделения этого процесса в целостной
структуре психики человека, а так же
сложность исследования ее в обыденной
жизни

Исследование и анализ этого
процесса невозможно без понимания
психофизических и психофизиологических
его механизмов. Обратить внимание на
регулирующую роль ощущений во всех
процессах жизнедеятельности человека,
ежесекундно обеспечивающей необходимую
информацию об окружающей среде и
состоянии организма. Важный момент, на
который следует обратить внимание –
развитие чувствительности в процессе
активного использования анализатора.

Структура познавательной деятельности

1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают ______ процессыа) познавательные 2. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:в) образа 3. Целостность образа детерминирована:б) психофизиологически4. Получение первичных образов обеспечивают:а) сенсорно-перцептивные процессы5. Когнитивный стиль относится к ________ познавательной деятельности.г) все ответы верны 6. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях это:а) мышление 7

Сквозным психическим процессом считается:б) внимание8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:г) внимание 9

Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем проводит:б) память 10. Одну из первых моделей интеллекта предложил:а) К. Спирмен11. Наше восприятие мира связано) с культурой, к которой мы принадлежим

Презентация на тему: » ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Познавательные процессы Ощущения Восприятие Мышление Память Внимание Воображение Речь.» — Транскрипт:

1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

2

Познавательные процессы Ощущения Восприятие Мышление Память Внимание Воображение Речь

3

ОЩУЩЕНИЯ Самые простые из всех психических явлений Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой Назначение – информировать ЦНС о состоянии внешней и внутренней среды

4

ОЩУЩЕНИЯ Органы чувств приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей Это физические, химические, механические и др. воздействия

5

Виды ОЩУЩЕНИЙ Интероцептивные – рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию об их состоянии

6

Виды ОЩУЩЕНИЙ Проприоцептивные – рецепторы находятся во мышцах и дают информацию состоянии мышечной системы

7

Виды ОЩУЩЕНИЙ Экстерацептивные – рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о состоянии внешней среды

8

Экстерацептивные ощущения Обоняние Осязание Вкус Зрение Слух

9

Обоняние Вид чувствительности, порождающий специфическое ощущение запаха Самый древний. Чем ниже на эволюционной лестнице находится существо, тем большая часть мозга занята обработкой обонятельных ощущений Одна капля духов в помещени и из 6 комнат

10

Осязание Кожная чувствительность Четыре вида рецепторов и простых ощущений создают осязательное ощущение Давление Боль Тепло Холод Движение воздуха от падения крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см

11

Вкус Распознавание химических соединений в растворах Четыре модальности вкуса: Кислое Сладкое Горькое Соленое Чайная ложка сахара в 8 литрах воды

12

Зрение Отражение электромагнитных волн видимого спектра Цвет Форма отражается на сетчатке глаза Через зрение мы получаем от 70 до 90% информации об окружающем мире Пламя свечи на расстояни и 48 км темной ясной ночью

13

Слух Слуховые рецепторы воспринимают колебания давления воздуха Высота Громкость Через слух мы получаем % информации об окружающем мире Тикание ручных часов в полной тишине на расстояни и до 6 м

14

ВОСПРИЯТИЕ Способность воспринимать мир в виде образов. Ею обладает только человек и высшие животные. Образ, как результат восприятия предполагает координацию работы рецепторов и активность субъекта Способность к восприятиюскладывается и совершенствуется в жизненном опыте Апперцепция

15

Свойства образа Предметность – способность воспринимать окружающий мир в виде предметов, обладающих свойствами Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по цвету и форме, несмотря на меняющиеся условия восприятия

16

Свойства образа Целостность – способность мысленно достраивать образ до законченной формы Категориальность – осмысленность и означенность образа, его связь с мышлением и речью

17

Формирование образа изучали представители гештальтпсихологии М. Вертгеймер Объединение элементов по близости друг к другу

18

Формирование образа изучали представители гештальтпсихологии Объединение элементов по сходству

19

Формирование образа изучали представители гештальтпсихологии Замкнутость Принцип заполнения пробелов до простого контура

20

Формирование образа изучали представители гештальтпсихологии Фактор естественного продолжения Элементы, выступающие как части знакомых фигур объединятся именно в эти фигуры

21

Формирование образа изучали представители гештальтпсихологии Фигура на фоне Фигура более структурирована, чем фон Ваза Рубина

Отношения между людьми

4.
Отражение факторов внешней среды

5.
Самонаблюдение

7. К числу
наиболее древних понятий психологии
принадлежит понятие:

  1. Мотив

  2. Память

  3. Темперамент

  4. Способности

  5. Личность

8.
Особенности онтогенетического развития
психики изучает психология:

1.Общая

2.
Возрастная

3.
Социальная

4.
Медицинская

5.
Дифференциальная

9.
Социально-психологические проявления
личности, ее взаимоотношения с людьми
изучает психология:

1.Дифференциальная

2. Педагогическая

3. Социальная

4. Общая

5. Этнопсихология

10. Наличием души
объяснялись все непонятные явления в
жизни человека с точки зрения:

1. Психологии
души

2.Психологии
сознания

3.Поведенческой
психологии

4.Психологии как
отражательной деятельности мозга

5. Все ответы верны

11. Понятие
«самонаблюдение» является синонимом
термина:

1.Интроскопия

2.Интроспекция

3. Интроверсия

4. Интроекция

5. Все ответы верны

12. Психическое
отражение:

1. Не зависит от
условий отражения

2. Образ бесплотной
сущности

3. Носит избирательный
характер

4. Является точной
копией окружающей действительности

5. Нет правильного
ответа

13. Тема бессознательного
впервые свою научную концепцию получила
в трудах:

  1. Э.Эриксона

  2. К.Платонова

  3. З.Фрейда

  4. А.Адлера

  5. А.Маслоу

14.
Закономерности достижения вершин
физического, интеллектуального, и
духовного развития человека изучает:

1. Акмеология

2. Психология

3. Социология

4. Философия

5. Педагогика

15.Понятие
«мнемоника» означает:

1) воспроизведение
ранее воспринятой информации;

2) система приемов,
позволяющих лучше запоминать информацию;

3) частичную или
полную потерю памяти;

4) забывание важных
жизненных событий;

5) нет верных
ответов.

16. Вид
памяти, при котором, прежде всего,
сохраняются и воспроизводятся пережитые
человеком чувства, известен как память:

1) механическая;

2) логическая;

3) эмоциональная;

4) феноменальная;

5) кратковременная.

17.
Гроссмейстер ведет
одновременную игру с несколькими
опытными шахматистами. Какое из свойств
внимания должно быть у него особенно
хорошо развито?

1) распределение;

2) устойчивость;

3) объем;

4) переключение;

5) кратковременность.

18.
Мысленное объединение
предметов по их общим, существенным
признакам:

1) анализ;

2) обобщение;

3) проекция;

4) классификация;

5) вытеснение.

19. Вид
памяти, основанный на установлении в
запоминаемом материале смысловых
связей, называется памятью:

1) механической;

2) логической;

3) эмоциональной;

4) слуховой;

5) мгновенной.

20.
Расчленение сложного объекта
на составляющие его части или характеристики
– это:

1) анализ;

2) сравнение;

3) обобщение;

4) классификация;

5) внимание. 21.
Образы возникают спонтанно,
помимо воли и желания человека, при:

21.
Образы возникают спонтанно,
помимо воли и желания человека, при:

1) активном воображении;

2) пассивном воображении;

3) продуктивном воображении;

4) репродуктивном воображении;

5) произвольном запоминании.

22.
Какие функции, из ниже
приведенных, имеют отношения к вниманию?

1)
отбор наиболее существенных раздражителей
и отвлечение от посторонних;

2) контроль за протеканием деятельности;

3)
выделение из всей поступающей информации
лишь той, которая важна человеку именно
в данный момент;

4)
удержание выполняемой деятельности до
момента ее завершения

5) все ответы верны.

23.
Прочность запоминания
зависит:

1)
от степени участия соответствующего
материала в дальнейшей деятельности;

2) от значимости соответствующего
материала;

3)
от эмоционального состояния субъекта;

4) от объема памяти;

5) все ответы верны.

24.
Мышление бывает:

1) наглядно-действенное, наглядно-образное;

2) продуктивное (творческое) и репродуктивное
мышление;

3) аналитическое и интуитивное мышление;

4) все ответы верны;

5) словесно-логическое.

25.
Получение первичных образов
обеспечивают:

Вопрос №21

В какой последовательности федеральным законом установлены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами?
Выберите один вариант ответа:

  • предотвращение образования отходов; снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; сокращение образования отходов; обезвреживание отходов; утилизация отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов; захоронение отходов

Правильный ответ: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов (обсуждение ответа)

Ощущение

12. Принцип специфической энергии органов чувств выделил:а) Г. Гельмгольц13. Концепция развития психики ______ связывает возникновение идифференциацию ощущений с переходом от первичной раздражимости к недифференцированной чувствительности, а затем к дифференцированным ощущениям.б) А.Н. Леонтьева14. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н. Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка ________ понимания природы ощущений.б) объективистского15. Анатомо — физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения представлен:б) рецептором 16. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется;а) анализатором 17. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет:в) проводниковый отдел18. Управление и регулирование поступающей в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом, осуществляет:г) обратная связь19. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждения, называется _____ порогом.б) физиологическим 20. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:б) дифференциальной чувствительностью21. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,- это ____ порог ощущений.а) нижний абсолютный22. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется _____ порогом ощущений.г) верхним абсолютным 23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающие замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:) порогом различения 24. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:б) Г. Фехнер25. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует _____ зависимость.г) обратно пропорциональная 26. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации известна как:а) депривация 27. В условиях сенсорной депривации…а) актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях 28. Психофизиологическая закономерность ощущений, приводящая к изменению чувствительности,- это:г) все ответы верны 29. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:в) адаптация 30. Адаптация может проявиться как:а) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя 31. Повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств, проявляется как:б) сенсибилизация 32. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств (зрительным, слуховым. тактильным и др.) известна какг) модальность 33. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и др. разновидностей ощущений является:б) модальность раздражителя 34. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:а) экстерорецептивными 35. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий внутренней среды организма, называются:б) интерорецепторами36. К экстероцептивным относятся ______ ощущения.а) зрительные 37. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:б) интенсивность ощущений 38. Основное свойство ощущений,- это:г) все ответы верны39. Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя выражает суть закона:б) Вебера — Фехнера

Вопросы для самостоятельного повторения по теме

1.Ограничения,
связанные с органами чувств. Проблема
адекватного познания реальности.

2.
Организация человеческого восприятия.
Феномены, сенсорная очевидность
познавательных феноменов.

3.
Основные проблемы психологии познания.

4.
Целостность познавательной деятельности
и проблема выделения познавательных
процессов.

5.
Познание и действие. Познание и образ.
Предметный образ, его чувственная
основа.

6.
Образ мира как теоретический конструкт,
позволяющий организовать изучение
познавательных процессов.

7.
Основные теоретические подходы к
изучению познания.

8.
Основные критерии классификации
познавательных процессов: предметное
содержание (структура), функции, генезис.
Универсальные («сквозные») психические
процессы: память, внимание, воображение. 9.
Общее представление об универсальных
психических процессах и основные подходы
к их изучению

9.
Общее представление об универсальных
психических процессах и основные подходы
к их изучению.

10.
Приспособительная роль психики в
биологической эволюции. Гипотеза о
возникновении чувствительности как
элементарной форме психического
отражения. Представление об эволюции
психического отражения. Основные стадии
развития психики и поведения животных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector