Теория скиннера: содержание, основные тезисы, особенности

Какие аргументы приводят противники положительного подкрепления и почему эти аргументы несостоятельны?

У положительного подкрепления есть и сторонники, и противники. Основные аргументы против использования исключительно положительного подкрепления:

  • «Положительное подкрепление – это подкуп собаки».
  • «Положительное подкрепление не формирует стабильный навык».
  • «Положительное подкрепление – это вседозволенность».

Однако ни один из этих аргументов не является хоть сколько-нибудь состоятельным.

Если говорить о подкупе, то противники положительного подкрепления подменяют понятия. Подкуп – это когда вы показываете собаке лакомство или игрушку и подзываете. Да, во время обучения, чтобы собака поняла, что от нее требуется, мы, безусловно, учим ее подбегать на вкусный кусочек или игрушку – но только на этапе объяснения. А если вы позвали собаку, не подманивая ее, похвалили в момент, когда она отвернулась от других собак или от интересных запахов в траве и побежала к вам, а когда подбежала, играете с ней или угощаете – это не подкуп, а оплата.

Так что о подкупе речь точно не идет.

Те, кто говорят «Мы пробовали положительное подкрепление, но оно не формирует стабильный навык», вероятно, допускали ошибки в дрессировке собак. И одна из таких ошибок – резкое усложнение задачи.

Прежде чем переходить к следующему этапу, нужно убедиться в том, что собака понимает задачу. Если задачу усложнять постепенно, не пропускать важные этапы обучения и правильно выбирать способ мотивации, собака будет показывать отличный результат при обучении методом положительного подкрепления, причем стабильно.

К тому же, в положительном подкреплении используется метод «вариативного подкрепления», когда награда выдается не каждый раз, и собака не знает, получит ли она бонус за выполнение команды. Вариативное подкрепление более действенно, чем выдача приза после каждой команды. Разумеется, этот способ используется, когда навык уже сформирован, и собака точно понимает, чего вы от нее хотите. Это тоже обеспечивает стабильность выполнения команд.

Еще один аргумент противников положительного подкрепления – это «вседозволенность». «Собака сядет на шею!» — возмущаются они. Но вседозволенность – это когда владелец не вмешивается в поведение собаки, и она делает что хочет (хочет – ловит кошек, хочет – грызет обувь и т.п.) Однако, используя положительное подкрепление, мы обучаем собаку, объясняем правила совместного проживания и помогаем приспособиться к разумным ограничениям, подсказывая, каким образом она может удовлетворить свои потребности – просто делаем это гуманно. То есть с вседозволенностью положительное подкрепление тоже не имеет ничего общего.

Формы научения

Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.

Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.

Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений

Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли

Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.

Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.

Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.

Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.

Кто же это такой, и какие его заслуги перед научным миром?

Беррес Фредерик Скиннер

Беррес Фридерик Скиннер родился в 1904 году в Пенсильвании. C детства отличался склонностью к изобретениям. Прошел обучение в колледже Гамильтона. Сначала писал рассказы, пробовал себя в литературе, но вскоре понял, что интересы и способности его лежат в другой сфере. Несмотря на это, в 1948 году издал роман-утопию «Уолден 2». Затем учился на кафедре психологии в Гарвардском университете, и под влиянием ученого У.Дж.Крозье пришел к бихевиоризму. В последующие годы Скиннер читал лекции в Миннесотском, Индианском и Гарвардском университетах. В последнем он стал профессором и работал до конца своей жизни. За свой огромный вклад в изучение психологии поведения был награжден многими наградами. Самыми важными можно считать «Президентскую медаль за науку» и золотую медаль Американской психологической ассоциации.

Личная жизнь ученого сложилась достаточно удачно. В 1936 Скиннер женился на Ивонн Блю, которая родила ему двоих дочерей – Джулию Варгас, которая впоследствии стала выдающимся педагогом и психологом, и Дебору Бузан, муж которой, Барри Бузан, является известным ученым-политологом.

Умер Беррес Скиннер в 1990 году от лейкемии.

Для начала стоит отметить, что Скиннер всю свою научную деятельность посвятил изучению влияния внешних факторов на поведение человека и животных. В результате своих исследований Скиннер написал несколько книг. Самый главный его труд – «Поведение организмов» (1938). Другие его книги: «Наука и поведение», «О бихевиоризме», «Вербальное поведение».

Суть учения Скиннера можно описать следующими словами: все, что делает человек или животное, обусловлено последующим результатом. То есть, зная, какая реакция последует после определенных действий, человек (животное) будет или не будет делать задуманное. Не стоит путать бихевиоризм с учением о рефлексах. Оперантная реакция, которую изучал Скиннер, имеет определенную цель.

В ходе научной работы, американский психолог сформулировал режимы подкрепления, которые влияют на поведение:

  • С постоянным соотношением. Чем больше выполнено работы или правильных действий, тем больше уровень положительного подкрепления. Наглядным примером этого вида подкрепления может быть сдельно-премиальная оплата труда. Чем больше качественной работы сделано, тем выше заработная плата.
  • С постоянным интервалом. Новое подкрепление возникает строго по времени. Например, работающий человек всегда знает, что раз в месяц определенного числа он получит зарплату.
    • С вариативным соотношением. Когда наступит новое подкрепление неизвестно. Это подкрепление возникает, например, в случае покупки лотерейного билета. Человек точно не знает, что он выиграет.
  • С вариативным интервалом. Новое подкрепление поступает через неопределенный отрезок времени. Например, неожиданная прибавка к заработной плате.
    Скиннер предполагал, что положительные подкрепления удовлетворительно сказываются на поведении человека.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Несмотря на критику скиннеровского подхода к изучению поведения человека (ученый полностью нивелировал влияние сознания, силы воли и свободного выбора), его подход в бихевиоризме активно используется. И именно теория оперантного обусловливания работает в таких, казалось бы, сложных случаях как аддиктивное поведение (зависимости разного рода), девиантное поведение (отклоняющееся от нормы), обсессивно-компульсивные расстройства и т.д.

Автор Марина Воробьева

Теория социального научения бандуры. Бандура Альберт

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия

Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория, систематически излагающая его взгляды на поведение человека. Дальнейшая работа в данном направлении привела его к более общим умозаключениям, постулированным в социально-когнитивной теории, которая существенно отличается от классического обусловливания по Павлову и от оперантного научения Скиннера.

Господствовавшие ранее в психологии точки зрения сводили объяснение поведения либо к личностным факторам, либо к ситуационным, исключая из поля зрения когнитивные структуры и процессы. Но человек не является абсолютно свободным от собственной природы. Наиболее важным оставался вопрос о том, является ли связь между ситуационным побуждением и последующим поведением примой (так, например, в теории научения Скиннера, которого часто критикуют за механистичность), или опосредована разного рода когнитивными процессами: оценкой актуальной ситуации, антиципацией событий и оценкой их последствий. Конечно, сложно наблюдать когнитивное переменные, можно лишь косвенно заключить об их существовании по отдельным признакам.

Бандура создал обоснованную теорию, в противовес-точке зрения, в которой индивидуум рассматривался как пассивный ответчик на внешние стимулы или жертва неосознанных побуждений. Автор показывает, что поведение объясняется в терминах непрерывной реципрокной интерактивности, в которой личностные, ситуационные и поведенческие факторы взаимодействуют между собой как взаимозависимые детерминанты. В рамках этого подхода наиважнейшую роль играют символические, косвенные и саморегуляционные процессы.

С самого начала своей научной деятельности Альберт Бандура уделял особое внимание огромной роли символического моделирования в формировании и распространении новых форм поведения и социальных отношений. С развитием коммуникационных технологий, символическое окружение играет все возрастающую роль в распространении идей, ценностей и стилей поведения

С позиций социального научения моделирование влияет на научение главным образом через информативную функцию\Если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах пусть даже приблизительных, и поэтому избегаем многих ошибок. V Наиболее спорным вопросом в научении через наблюдение является вопрос о роли подкрепления. Предполагается, что последствия автоматически подкрепляют поведение, без участия когнитивных структур. Однако в процессе изучения ученые пришли к заключению, что когда научение происходит неосознанно, то оно крайне замедленно во времени и малоэффективно. Чаще всего подкрепление переживается непосредственно или опосредовано. Однако, кроме прямого и косвенного подкрепления, люди свое собственное поведение регулируют посредством самоподкрепления. Самоподкрепление осуществляется в том случае, если люди придерживаются высокого уровня исполнения и вознаграждают или наказывают себя за достижения и неудачи. Люди способны осуществлять некоторый когнитивный контроль над своим собственным поведением, мотивацией и окружающей их средой. В контексте самоподкрепления Альберт Бандура вводит термин саморегуляция и показывает, как человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и самооценочными реакциями.

Самоэффективность занимает центральное место в размышлениях Бандуры. Когда люди осознают собственную эффективность в специфической ситуации, они начинают прилагать больше усилий, дольше могут противостоять препятствиям, выдерживают враждебные обстоятельства и неприятные переживания. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к хорошему результату и повышает таким образом самоуважение. И, напротив, низкая самоэффективность приводит к неудаче и снижению самоуважения. Человек постоянно пытается контролировать непредсказуемые ситуации и таким образом пытается осуществлять контроль над разнообразными аспектами бытия.

Бандура считает поведение достаточно целенаправленной активностью, а эффективность намерений в регулируемом поведении определяется частично тем, насколько далеко цели устремлены в будущее.

Типы положительных усилителей

Первичные усилители

Существует несколько типов усилителей, таких как первичные или безусловные усилители, которые не нуждаются в предварительном обучении, чтобы действовать как таковые. В качестве примера такого типа у нас будет еда или секс.

Вторичные усилители

Усилитель другого типа будет вторичным или обусловленным, что потребовало предварительного обучения или ассоциации, чтобы действовать в качестве усилителя

Этот тип усилителей обобщен и связан с первичным или вторичным усилителем, таким как деньги или внимание.

Натуральные усилители

С другой стороны, существуют усилители, которые могут быть естественными или которые используются обычным образом в контексте человека. Напротив, искусственные усилители и это поощряют поведение в какой-то игре. 

Усилители материалов

В свою очередь, существуют также материальные усилители, такие как игрушки, книги и одежда. И в рамках этой категории мы выделяем других подкреплений социального характера, таких как похвала. Эти последние позволяют получить положительную информативную обратную связь, которая позволяет информировать человека о его поведении.

В другой области выделяются усилители активности, где субъект выполняет ряд действий, приведенных в движение самостоятельно, чтобы получить вознаграждение. 

Внешнее и внутреннее армирование

В этом списке также определены усилители внешней природы, поведение которых усиливается внешними факторами..

С другой стороны, мы различаем внутренний усилитель, где поведение поддерживается и выполняется без появления внешних усилителей. В этом случае поведение действует само по себе как подкрепление из-за предшествующей истории внешнего подкрепления.

В общем, связь между поведением и усилителем будет более сильной, когда время между ними меньше. 

В свою очередь, они также влияют на различные факторы, которые позволяют подкреплению быть положительным или отрицательным по таким предметам, как, например, тип программы подкрепления, ее интенсивность, величина и продолжительность. Таким образом, желательно адаптировать названные усилители к типу человека и ситуации, в которой будет проводиться подготовка..

Чтобы упростить предыдущее задание, я дам вам практическое руководство по применению положительного подкрепления:

  • Определите поведение или поведение, которое вы хотите увеличить.
  • Выберите усилители, адаптированные к конкретному человеку.
  • Выбирайте подкрепление, которое часто недоступно этому человеку.
  • Информировать о непредвиденных обстоятельствах или взаимосвязи между стимулом, ответом и последующим (подкрепление).
  • Если предполагаемое поведение не существует в поведенческом репертуаре человека, могут использоваться такие методы, как формирование, инструкции или рекомендации..
  • Усилитель должен зависеть от реакции или поведения субъекта..
  • Усилитель должен быть доставлен сразу же после поведения, например, если это материал. 
  • Также используйте социальные подкрепления, а также укажите правильное поведение.
  • Используйте непрерывное усиление в начале подготовки, а затем переходите к программе прерывистого усиления, которая поддерживает поведение.

Теория ожидания Виктора Врума

Процессуальные
теории рассматривают мотивацию как
процесс управления выбором.В. Врум
утверждал, что люди постоянно находятся
в состоянии мотивации, а
наличие активной потребности не
является единственным необходимым
условием мотивации человека
на достижение определенной цели.
Успешный менеджер должен показывать
подчиненным, что направление их усилий
на достижение целей организации приведет
к достижению их личных целей. Он считал,
что подчиненные работают наиболее
продуктивно, когда уверены, что оправдают
их ожидания в трех областях (рис. 35):

Ожидание того, Ожидание того,
что Ожидаемая

Теория мотивации Аткинсона

Поведение
работников есть результат взаимодействия
индивидуальных качеств личности, ее
восприятия, а также ситуационных
переменных. Каждый человек стремится
к успеху и избежанию неуда, имеет
соответственно мотив успеха (МУ) и мотив
избежания неудач (МН), которые стабильны
и формируются в процессе жизни и работы
человека. В них отражается стремление
к определенному уровню удовлетворения
потребностей.

Сила
мотивации или мотив успеха (МУ) описывается
выражением

МУ=ВУ*ПУ,

где
ВУ – вероятность успеха, ПУ –
привлекательность успеха, причем
ПУ=1-ВУ.

Лица,
ориентированные на успех, т.е. МУ>МН,
предпочитают экстремальные задачи,
тогда как работники, ориентированные
на избежание неудачи, предпочитают
задачи меньшей сложности.

Насилие в семье: способы проявления и как бороться?

Что такое бихевиоризм: коротко о главном

Английское слово behavior означает «поведение». Это и дало название упомянутому направлению в психологии. Бихевиоризм ставит своей задачей исследовать поведение человека, его взаимодействие с другими людьми и то, как он реагирует на те или иные обстоятельства.

Каждый день люди встают с постели и начинают что-то делать. И каждую минуту они попадают в определённые ситуации, в которых ведут себя определённым образом. Бывает, что поведение одних людей в данной ситуации отличается от поведения других людей в тех же обстоятельствах. Почему это происходит, и выявляет бихевиоризм. Полученные знания позволяют – ни много ни мало – управлять поведением людей, как по отдельности, так и большими массами, позволяют воздействовать на общество и заставлять его вести себя так, как этого хочет обладатель знаний.

Любопытно, что толчок к развитию бихевиоризма дал Иван Петрович Павлов – великий русский биолог. Он изучал реакции животных на различные стимулы, исследовал условные и безусловные рефлексы, создал целую науку о высшей нервной деятельности.

Определённые идеи в этом направлении были открыты ещё в девятнадцатом столетии: например, американский исследователь Эдвард Торндайк открыл так называемый «закон эффекта». Он проводил эксперименты на животных, помещая их в сложно устроенные ящики и наблюдая, как они находят из них выход. Если животное нашло выход, то оно получало вознаграждение. Постепенно животное приучалось двигаться определённым образом, чтобы находить выход с первого раза, без ошибок.

Впоследствии законы поведения, помимо Павлова, изучали также Джон Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер и другие учёные. Скиннер создал радикальный бихевиоризм, который основывался на утверждении, что внутренние события (в частности, мысли и чувства) контролируются теми же механизмами, что и наблюдаемое со стороны поведение.

Бихевиоризм – это дисциплина, которая совмещает философию, методологию и психологию. Он возник тогда, когда стало ясно, что традиционные направления психологии не всегда могут объяснить изучаемые явления и сделать достоверные предсказания. Кроме того, традиционная психология в то время не была в достаточной степени строгой материалистической наукой и иногда оперировала понятиями, имевшими иррациональный характер или научно не доказанными (например – понятие о бессознательном).

Бихевиоризм стал идеей, которая была призвана объяснить человеческую психологию со строго материалистических позиций. Именно поэтому общественность, в том числе научная, поначалу довольно холодно принимала бихевиоризм: он ей казался слишком циничным, поскольку объяснял сложные и запутанные взаимоотношения между людьми как совокупность простейших «животных» реакций. Бихевиоризм окончательно низводил человека до уровня «просто интеллектуально продвинутого животного» и в этом смысле казался похожим на социальный дарвинизм, поскольку переносил законы дикой природы на человеческое общество.

Другим недостатком бихевиоризма было игнорирование процессов сознания, самоопределения, творчества. Вообще сложная психическая деятельность, присущая человеку, не учитывается этой концепцией. Для неё мысли, мечты, фантазии существуют лишь в человеческом сознании и никак не связаны с реальной действительностью; тем более, что изучение этих внутренних процессов – задача очень трудная.

Должен ли я всегда использовать положительное подкрепление?

Это частый вопрос, и на него легко ответить другим вопросом: хотите ли вы, чтобы ваша собака продолжала это поведение? Если ответ «да», то вам следует продолжать вознаграждать его.

Теперь вы можете вознаграждать не каждый раз. Использование прерывистого графика подкрепления (когда поведение иногда вознаграждается, а иногда нет) может помочь повысить устойчивость поведения к угасанию (именно тогда поведение может прекратиться). Это полезно, потому что в реальной жизни может возникнуть ситуация, когда вы забудете взять с собой лакомство.

Но это очень распространенная ошибка, когда человек полностью прекращает поощрять поведение. Конечным результатом является то, что собака перестает выполнять команду, и люди говорят: «Я пробовал, и это не сработало». На самом деле, это называется угасание: т.е. вы отучили собаку делать что-то, потому что перестали поощрять это поведение.

Другая очень распространенная ошибка заключается в том, что вы недостаточно поощряете поведение.

Помните, что собак любят работать за еду, и вам все равно следует кормить собаку. Тренировка с получением лакомства — хороший способ тренировать мозг вашей собаки и обеспечить обогащение среды. Вместо того, чтобы прекращать поощрять, лучше продолжайте думать о новых вещах, которым вы можете обучить свою собаку.

Зачем использовать позитивное подкрепление в обучении собак?

Многие исследования показывают, что люди, которые используют методы обучения на основе положительного подкрепления, описывают своих собаках, как более послушных, чем те, кто применяет аверсивные методы. Использование положительного подкрепления улучшает контакт с собакой и лучше влияет на ее благополучие, чем использование отрицательного подкрепления. Корме того, предыдущий опыт обучения на положительном подкреплении, связан с лучшими успехами в обучении новому поведению.

Напротив, использование наказания, связано с агрессивной реакцией у некоторых собак, а использование аверсивных методов является фактором риска развития агрессии как по отношению к членам семьи, так и к посторонним.

Хотя эти исследования являются корреляционными и не доказывают причинности, есть несколько вещей, которые могут объяснить это. Во-первых, положительное подкрепление учит вашу собаку делать, а не просто наказывает за поведение (что совершенно не учит их новому поведению).

Другой момент, что наказание может являться стрессом для собаки, и если она свяжет владельца как причину наказания, это может негативно отразиться на отношениях с владельцем.

Есть еще одна причина использовать положительное подкрепление: собаки любят работать, чтобы зарабатывать награду. И теперь ученые рекомендуют, что для лучшего благополучия животных им необходим положительный опыт.

Поэтому использование положительного подкрепления в обучении полезно для вашей собаки.

Теория социального научения бандуры. Теория социального научения а. Бандуры

В 1969 году
Альберт Бандура (1925) — канадский психолог
выдвинул свою теорию личности, названную
теорией социального обучения.

А. Бандура
критиковал радикальный бихевиоризм,
который отрицал детерминанты поведения
человека, возникающие из внутренних
когнитивных процессов. Для Бандуры
индивиды не являются ни автономными
системами, ни простыми механическими
передатчиками, оживляющими влияния
окружения — они обладают высшими
способностями, которые позволяют им
предсказывать появление событий и
создавать средства для осуществления
контроля над тем, что влияет на их
повседневную жизнь. Учитывая, что
традиционные теории поведения могли
быть неверными, это давало скорее
неполное, чем неточное объяснение
поведению человека.

С точки
зрения А. Бандуры, люди не управляются
интрапсихическими силами и не реагируют
на окружение. Причины функционирования
человека нужно понимать в терминах
непрерывного взаимодействия поведения,
познавательной сферы и окружения. Данный
подход к анализу причин поведения,
который Бандура обозначил как взаимный
детерминизм, подразумевает, что факторы
предрасположенности и ситуационные
факторы являются взаимозависимыми
причинами поведения.

Функционирование
человека рассматривается как продукт
взаимодействия поведения, личностных
факторов и влияния окружения.

Проще
говоря, внутренние детерминанты
поведения, такие как вера и ожидание, и
внешние детерминанты, такие как поощрение
и наказание, являются частью системы
взаимодействующих влияний, которые
действуют не только на поведение, но
также на различные части системы.

Разработанная
Бандурой модель-триада взаимного
детерминизма показывает, что хотя на
поведение влияет окружение, оно также
частично является продуктом деятельности
человека, то есть люди могут оказывать
какое-то влияние на собственное поведение.
Например, грубое поведение человека на
званом вечере может привести к тому,
что действия присутствующих рядом людей
будут, скорее, наказанием, а не поощрением
для него. Во всяком случае, поведение
изменяет окружение. Бандура также
утверждал, что благодаря своей необычайной
способности использовать символы люди
могут думать, творить и планировать, то
есть они способны к познавательным
процессам, которые постоянно проявляются
через открытые действия.

Каждая из
трех переменных в модели взаимного
детерминизма способна влиять на другую
переменную. В зависимости от силы каждой
из переменных доминирует то одна, то
другая, то третья. Иногда наиболее сильны
влияния внешнего окружения, иногда
доминируют внутренние силы, а иногда
ожидание, вера, цели и намерения формируют
и направляют поведение. В конечном
итоге, однако, Бандура полагает, что по
причине двойной направленности
взаимодействия между открытым поведением
и окружающими обстоятельствами люди
являются и продуктом, и производителем
своего окружения. Таким образом,
социально-когнитивная теория описывает
модель взаимной причинности, в которой
познавательные, аффективные и другие
личностные факторы и события окружения
работают как взаимозависимые детерминанты.

Предвиденные
последствия. Исследователи научения
делают акцент на подкреплении как на
необходимом условии для приобретения,
сохранения и модификации поведения.
Так, Скиннер утверждал, что внешнее
подкрепление обязательно для научения.

А

Бандура,
хотя и признает важность внешнего
подкрепления, но не рассматривает его
как единственный способ, при помощи
которого приобретается, сохраняется
или изменяется наше поведение. Люди
могут учиться наблюдая или читая, или
слыша о поведении других людей

В
результате предыдущего опыта люди могут
ожидать, что определенное поведение
будет иметь последствия, которые они
ценят, другое — произведет нежелательный
результат, а третье — окажется
малоэффективным. Наше поведение,
следовательно, регулируется в значительной
мере предвиденными последствиями

В
каждом случае мы имеем возможность
заранее вообразить последствия
неадекватной подготовки к действию и
принимаем необходимые меры предосторожности.
Посредством нашей способности представлять
действительный исход символически
будущие последствия можно перевести в
сиюминутные побудительные факторы,
которые влияют на поведение во многом
так же, как и потенциальные последствия.
Наши высшие психические процессы дают
нам способность предвидения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector