Конспект урока с презентацией «звук и буква б, б»

Ход урока

1. Повторение изученного материала

У.: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, кто будет пассажирами нашего поезда. Для этого …

*Закончите предложения

У.: Пассажиры – это буквы гласных и согласных звуков.

*Смысловая группировка

У.: В нашем поезде вагоны разного цвета.

– Буквы каких звуков мы поместим в красный вагон на две полочки? (Буквы гласных звуков)

На доске:

У.: В следующем вагоне живут самые «звонкие пассажиры». Назовите их

У.: Букву какого звука вынесем отдельно? (Й)

–Обоснуйте ответ. (Буква звонкого непарного мягкого звука, остальные парные по твёрдости, мягкости).

У.: Распределите оставшиеся буквы.

Д.: Это буквы парных звонких и глухих звуков.

Д.: Нижняя полка вагона – это буквы глухих звуков , , , а верхняя – буква звонкого непарного твёрдого.

У.: Последний вагон у нас без пассажира. Там едет печатная буква, с которой мы сегодны познакомимся.

2. Знакомство с новой буквой

*Моделирование буквы

У.: Соберите букву из элементов

Ученик у доски, остальные на парте.

У.: Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? («ХА»)

4. Знакомство с письменной строчной буквой

У.: Посмотрите на плакат. Из каких элементов состоит письменная буква «ХА»?

Д.: Из двух полуовалов.

*Показ написания буквы на доске.

*Письмо в воздухе.

* Прописывание буквы «Х» учащимися в тетрадь.

У.: Выделите самую красивую букву. Старайтесь писать красиво, аккуратно и правильно и все остальные значки.

5. Знакомство со звуками и

У.: Подумайте, сколько и какие звуки может обозначать буква Х? Для этого подберите слова с этой буквой. (Хруст, порох, хитрый, хилый и т.д.)

* Звуковая характеристика

Д.: – согласный, глухой, твёрдый, – cогласный, глухой, мягкий.

*Письмо слов в тетрадь

*Физкультминутка

У.: Я буду называть слова. Если вы услышите звук – приседаете, если произнесу звук — встаёте и тянетесь на носочках.

Слова: художник, хилый, хор, хочу, хитрый, хмель, хек, хороший.

6. Обучение чтению слогов

(Карточка с печатной буквой «Х» прикладывается к гласным верхнего ряда А, О, У, Ы, Э. Уместно использовать «вагон поезда».)

– Как будем читать первый звук?

Д.: Твёрдо, рядом гласные, командиры твёрдых команд.

(Карточка с буквой «Х» прикладывается к гласным нижнего ряда.)

У.: Как читаем первый согласный в этих слогах? (ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ)

Д.: Произносим мягко.

У.: Почитаем слоги.

7. Словарная работа

У.: На какие группы можно разделить слова?

Д.: На слова, называющие предметы: хруст, порох и слова – признаки предметов: хилый, хитрый.

*Работа над загадкой

– Какой звук слышим на конце?

Д.: Мы слышим звук .

У.: Вы правы, наблюдается оглушение звука.

– Какой буквой мы обозначим звук? Для этого подберите однокоренные слова к слову «хлеб».

*Скрытая подсказка

У.: Ласково назовём … (хлебушек)

– Предмет, где хранится хлеб … (хлебница)

– Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат и т.д.)

– Запишем это слово в тетрадь. Подчеркнём место – слабую позицию для согласного.

8. Соотнесение звуковой схемы со словом

На доске:

У.: Подумайте, какая из схем подходит к слову «хлеб»?

Д.: К слову «хлеб» относится 2 схема, так как — согласный, твёрдый; — согласный, мягкий, так как буква «Е» смягчает. Следующий звук – гласный. Последний звук — согласный, твёрдый.

9. Составление предложения к схеме

У.: Молодцы, а теперь подберите предложение к схеме:

Д.: Свежий хлеб лежит на столе.

– Мама положила хлеб в хлебницу.

*Письмо с комментированием

У.: Запишем 1 предложение в тетрадь.

10. Составление рассказа по опорным словам

У.: В рассказе, который вы будете составлять есть следующие слова:

ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ, ХЛЕБ, БУЛКИ, БАРАНКИ, ПРЯНИКИ

– Придумайте свои рассказы, работая в парах.

*Подбор пословицы к тексту

(заслушиваются рассказы детей)

У.: Какая пословица подойдёт к вашим рассказам?

Д.: «Хлеб всему голова».

11. Подведение итогов

*Игра «Верите ли вы»

У.: Верите ли вы, что буква «Х» — буква гласного звука?

Д.: Это буква согласных звуков.

У.: Докажите.

Д.: Звуки нельзя пропеть, нет голоса.

У.: Верите ли вы, что буква – значок глухих звуков?

Д.: Это буква глухих звуков и .

У.: Почему?

Д.: Когда произносим, то горлышко не дрожит.

*Обратная связь

У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?

*Оценка деятельности учащихся.

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа — ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ — дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа — мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи — есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит — жужжит, сидит — молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один — много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети — во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя — жираф, Соня — слоник, Шура — гарик и т.д).
  • «Доскажи словечко». Взрослый берет картинку, смотрит на нее, но не показывает изображение детям. Начинает называть то, что на ней изображено. Дети продолжают. (у-ши, мы-ши, са-жа, ка-ша и т. п.). Открытые картинки раскладываются в две стопки, с изображениями соответствующих букв. Это упражнение помогает закрепить дифференциацию звука Ж и буквы Ж наиболее прочно.

Работа по постановке и автоматизации звука Ж может проводиться логопедом как индивидуально, так и в ходе работы с подгруппой. Для организации игровой деятельности с этой целью можно использовать не только специальные логопедические игры, но и обычные лото, другие игры, обычные игрушки.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Мы занятие начнем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Какие бывают звуки?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Какой он, опишите?

Назовите слова со звуком .

3. Введение в тему.

-Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.

В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой, загадки, задания и конечно игры.

Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.

Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)

Вы согласны?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Узнать его непросто,

Узнать его легко,

Высокого он роста

И видит далеко.

Черный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

*Как можно назвать всех одним словом?

*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?

-Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж.

4.Изучение нового материала:

-Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук.

а)характеристика звука .

-Давайте потренируемся в произношении звука , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук .

*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)

-А теперь вместе со мной произнесем звук.

*Какой это звук?Почему?

*Как звучит звук , твердо или мягко?

-Правильно, звук произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука .

-Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук еще раз.

*Что вы слышите шум или голос?

*Звук — звонкий или глухой?

*Охарактеризуйте звук .(согласный, всегда твердый, звонкий)

б)игра «Поймай звук» (я называю слова, если в слове есть звук , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука — подносят палец к губам.

УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО

ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ

ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ

-Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук -невидим).

*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)

в) игра «Услышь звук» — работа со схемами №3, №4

г) знакомство с буквой Ж

-Давайте станем волшебниками и превратим звук в букву.

Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.

Эни, бени, рики, тайся

Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)

*Почему их две?

*Где и когда пишется большая буква?

*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.

*Есть ли у нее парная согласная?

5.Закрепление нового материала:

а)упражнение для запоминания зрительного образа — буквы Ж.

-Выложите букву из палочек.

*На что похожа буква Ж?

-Эта буква широка и похожа на жука.

Потому что у нее 6 жучиных ножек.

И при этом точно жук, издает жужжащий звук.

*Каким цветом мы закрасим букву Ж?

б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)

в) игра «Превращение слов»

-Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ

*Что для этого нужно сделать?

-Слово УЖИ — в слово ЛУЖИ

г) игра «Рассыпалось слово» — работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)

Ж А Э Т — ЭТАЖ

Ж Б А А — ЖАБА

Ж О К А — КОЖА

Ж И К У — ЖУКИ

Ч Ж ИИ — ЧИЖИ

-Читаем составленные слова

д) обобщение.

А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.

Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения). А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?

Жук-олень не просто красавец,он приносит большую пользу: личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!

6. Итог занятия, домашнее задание.

На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.

*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики

Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.

Артикуляционный метод

Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:

  • губы «хоботком» – немного вытянуты, округлены наружу;
  • язык «чашкой» – края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
  • «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
  • «помыли губки – почистили зубки» – языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.

При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.

Дыхательный способ

Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. «Ленточка» – губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
  2. «Осенний лист» – на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
  3. «Гейзер» – в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.

Подражательный метод

Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.

Так показывают произношение звука «Ж»:

  • артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
  • дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
  • голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.

Советы:

Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.

Способ перехода от других звуков

Это один из самых действенных и быстрых методов. Определенные звуки русского языка по артикуляции соответствуют другим или схожи с ними. Используя эту аналогию, можно научить ребенка проговаривать какой-либо звук с помощью другого, который ему дается легко. Примеры для «Ж»:

соответствие «Ш» – их артикуляция абсолютно совпадает. Разница произношения лишь в одном: «Ж» – звонкий, а в «Ш» – глухой

Если воспитанник хорошо говорит звук «Ш», то при обучении стоит опираться именно на него – к его произношению нужно подключать голос
При этом важно акцентировать внимание ребенка на вибрации голосовых связок во время звонкого звука и ее отсутствие при произношении глухого. Для этого во время занятий нужно класть руку на шею.
движение от «С» к «Ш»
Часто у обучаемых, которые не могут произносить звук «Ж», имеются также проблемы с произношением соответствующего ему шипящего «Ш»

В таком случае сначала нужно научиться говорить «Ш», а потом уже переходить к «Ж». Если ребенок четко произносит «С», то можно его привести к правильному «Ш» таким образом: воспитанник растянуто говорит букву «С» или слог «СА» и понемногу продвигает язык от межзубной щели вверх, до получения звука «Ш» или «ША» соответственно (до верхнего неба).
переход от «Р». Артикуляция звука «Р» также схожа с «Ж». Только в ситуации с «Р» губы менее вытянуты вперед, и еще присутствует вибрация. Когда малыш будет проговаривать «Р», нужно ватной палочкой аккуратно нажать на нижнюю поверхность языка, приостановив вибрацию. Ребенок в этот момент должен вытянуть губы и, произнося новый звук, постараться запомнить его.

Технический метод

Технический метод предполагает использование дополнительных логопедических инструментов (шпатели, зонды). Часто дети боятся этих приспособлений. Поэтому обычно их используют в крайнем случае, когда другие методы не помогают. В качестве вспомогательных инструментов можно также использовать ватные палочки или ложки.

2.Акустическая и артикуляционная теории слогоделения.

Каждый
слог представляет собой волну звучности,
где гласный, всегда обладающий большей
звучностью, образует вершину этой волны.
Согласные расположены на склонах волны,
что обеспечивает постепенное нарастание
звучности и ее падение. Такая организация
звуковой цепи помогает слушающему
воспринять ритмическую организацию
сообщения — т. е. число слогов и
приблизительное консонансное наполнение,
отраженное в громкости согласных.

Такое
понимание слога было основано на анализе
односложных слов, где акустическая
картина чаще всего так и организована:
в словах там, зло, душ и др. сонорность
постепенно нарастает от начала слова
к его центру — гласному, а затем
ослабляется на следующем согласном.
Однако даже на примере односложных слов
мы видим, что далеко не всегда слоговая
организация выполняет приписываемую
ей функцию. Во-первых, много слов
начинается с гласного, т. е. с резкого
нарастания сонорности, или заканчивается
гласным, т. е. вершиной сонорности.
Во-вторых, существуют слова, в которых
плавное нарастание сонорности от начала
слога к его вершине нарушается: льды,
ртуть, мстить — эти слова начинаются с
сонантов, более звучных согласных, чем
следующие за ними шумные, и тем не менее
мы не сомневаемся, что это — односложные
слова. Такие же нарушения функций слога
как волны сонорности наблюдаются и в
словах типа люстр, смысл, цикл, где
наблюдается всплеск звучности на конце
слова, после шумного согласного на
сонорном. Акустическая интерпретация
слога как фонетической единицы на
материале русского языка обоснована в
работах нашего крупнейшего фонетиста
Р. И. Аванесова.

Сторонники
артикуляторной природы слога обращают
внимание на то, что сочетания согласных
и даже одиночные согласные очень трудно
произносить без гласных. Гласный, являясь
центром слога, облегчает артикуляцию,
позволяя говорящему человеку
последовательно переходить от сложных
артикуляций согласных к более простым
артикуляциям гласных

Широко распространена
характеристика слога как единицы,
обусловленной свойствами речевого
дыхания, которое характеризуется
выдыхательными толчками: в один слог
входят звуки, которые можно произнести
на одном выдыхательном толчке, и
количество слогов определяется
количеством толчков.

Л.
В. Щерба был сторонником артикуляторной
природы слога и понимал слог как единицу
мускульного напряжения. Теорию слога,
разработанную Л. В. Щербой, мы тоже
рассмотрим в связи с проблемами
слогоделения.

Самые
тщательные экспериментально-фонетические
исследования акустических и артикуляционных
характеристик, направленные на
установление бесспорных признаков
слога, не дают однозначных результатов.
Именно поэтому возникло мнение, что
слог — некоторая условная единица,
«придуманная» фонетистами и не
соответствующая никаким реальным
фонетическим явлениям. Однако это не
так, и определенные основания для
выделения признаков слога как минимальной
произносительной единицы все же
существуют. Об этом мы будем говорить
в специальном разделе этой главы.

Несмотря
на то что говорящий и слушающий — один
и тот же человек, носитель данного языка,
механизмы порождения и восприятия речи
не являются абсолютно симметричными.
Поэтому трудно согласиться с компилятивными
теориями слога, в которых он понимается
как артикуляторно-акустическая единица.
При таком понимании устанавливается
полный параллелизм между артикуляторными
движениями и изменениями звучности —
параллелизм, не подтвержденный ни одним
экспериментальным исследованием.

Буква «Э»

Веселые стихи

Эму – страус длинноногий,
Эму – гордый,
Эму – строгий.
Хоть летать он не умеет,

Он об этом не жалеет.

*   *   *

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

А. Шибаев

Я про страуса, про Эму,

Написал бы вам поэму,

Но никак я не пойму:

Эму он или Эмэ?!

*   *   *

Эта кнопка и шнурок –

Электрический звонок.

*   *   *

Эхо слышно тут и там –

Эхо ходит по горам.

– Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: «Да-да-да-а-а!».

*   *   *

Взял я лук и крикнул: – Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

– Э-э-э!

Е. Тарлапан

Над лугами в синеве
Пролетает букваЭ.
Это ласточка весной

Возвращается домой.

В. Степанов

Помчались легче пуха

По гладкой, ровной колее

И увидали букву Э,

Похожую на ухо.

*   *   *

– Мама! – слышится с холма.

Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»

Это маму звал малыш,

Эхо, ты кому кричишь?

*   *   *

Буква Э не носит меха,

Буква Э – лесное эхо.

*   *   *

Э – локатор электронный.

Он по звуку узнает,

Где в тумане ночью темной

Пролетает самолет.

Л. Степанов

Эхо ищем всем отрядом:

– Эхо, где ты?

– Рядом! Рядом!

– Эхо! Эхо! Вот потеха!

Значит, тропкою лесной

Ходит-бродит с вами эхо

Невидимкой день-деньской.

Буквы знает страус Эму,
Может он прочесть письмо.–
 Буква Э, – читает Эму, –

Эмма любит эскимо.

Г. Сапгир

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: «Эй!».

Это – Э с открытым ртом
И большущим языком.

Г. Юдин

– Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.

Г. Виеру

Игры

И г р а  «Кто внимательный?».

1. Найдите одинаковый звук в словах: экран, этажерка, эскимо, эскалатор.

2. Прочитайте имя девочки по первым звукам слов: экскаватор, мячик, медведь, автобус. (Эмма.)

3. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э] в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.

И г р а  «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов со звуком [э].

О т в е т : эвкалипт, экватор, эскиз и др.

И г р а   «Слоговой аукцион».

Продолжите слова.

Эле…  (-ватор),  эс…  (-киз),  эста… (-фета),  аэро… (-дром),  по… (-эт),  ду… (-эт).

И г р а  «Рифма».

Придумайте рифму к слову этаж.

О т в е т : шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.

И г р а  «Доскажи словечко».

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце дваС,
Называется…   (экспресс).

*   *   *

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это…   (электричество).

На лучинке, в бумажке
,В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?..   (Эскимо).

*   *   *

Угукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось…   (эхом).

И г р а  «Волшебная цепочка».

1. Превратите этаж в дом:

О т в е т : Этаж – жара – арбуз – зуб – бок – код – дом.

2. Составьте цепочки слов, в которых все слова содержат букву «э».

Эластик – канапе – экран.

Электрик – каноэ – экспресс – статуэтка – аэродром – макрамэ – эра – алоэ – экипаж.

3. Кто за несколько мгновений превратит эхо в хор?

О т в е т : эхо – ухо – уха – ура – бра – боа – бор – хор.

И г р а  «Найди слово».

Этажерка – этаж, река, арка.

Эластик – ластик, кит, тик, ласт.

И г р а  «Лесенка».

 И г р а  «Дополните слово».

Эта (этаж), кран (экран), пресс (экспресс), кипа (экипаж), спорт
(экспорт), талон (эталон), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж).

И г р а  «Головоломка – Эхо».

Чемпион     стряпуха     гречка     хомут

Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:

1. Какой цветок вручили чемпиону?

2. Какое блюдо приготовила стряпуха?

3. Как называется водный поток, у которого растет гречка?

4. Куда забросили хомут?

О т в е т : пион, уха, речка, омут.

И г р а  «Наборщик».

Составьте слова из букв слова электровоз.

О т в е т : ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.

Кроссворд

1. Вещество, покрывающее зубы.

2. Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.

3. Человек, который много знает.

4. Вывоз за границу чего-либо.

5. Помост для казни.

6. Составная часть чего-либо.

7. Составная часть телевизора.

О т в е т : эмаль, экватор, эрудит, экспорт, эшафот, элемент, экран.

Загадки

Общие рекомендации родителям

Если у ребенка возникли проблемы со звукопроизношением «Ж», родители чаще всего способны сами исправить ситуацию. Общие рекомендации по исправлению дефекта будут такими:

Когда малыш говорит слова неправильно, даже если это происходит в первые годы формирования речевых навыков (1,5-3,5 года), его обязательно нужно поправлять, но в мягкой форме

При этом важно объяснять, почему лучше говорить правильно: ребенок должен понимать, что замечания ему делают для его же блага.
Ни в коем случае нельзя повторять за малышом неправильно сказанные слова, даже когда он говорит очень смешно. А если так все же получилось, нужно объяснить ему, что это была шутка, а затем указать на ошибку и пояснить, как нужно говорить правильно.
В свою речь необходимо чаще включать слова, содержащие букву «Ж»

Проговаривать их важно четко, без ошибок. И ребенку задавать больше вопросов, слова-ответы на которые предполагают присутствие в составе этой буквы.

Если занятия в течение длительного времени не дают должного эффекта, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Основные методы постановки звука Ж

Этапы постановки фонем:

  1. Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
  2. Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
  3. Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
  4. Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.

Методы коррекции звукопроизношения:

  • механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
  • по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
  • по постановке от других корректно сформированных звуков.

Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.

После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.

Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Прозвенел звонок, начинается урок.

— Встали все около своих парт, мы с вами сделаем зарядку.

Утром мишенька проснулся

Мишка к солнцу потянулся.

Вот так, вот так

Мишка к солнцу потянулся.

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Мишкам весело играть,

Мишкам весело скакать.

Раз два, раз два

Вот и кончилась игра.

Стоп! Закончилась зарядка

Вдох и выдох для порядка.

2. Проверка домашнего задания.

— Давайте мы с вами вспомним, с каким же звуком мы познакомились на прошлом занятии. Послушайте стихотворение.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

Грузовик привез арбузы,

Много – много полный кузов.

Лиза ставит в вазу розу,

Незабудки и мимозу.

— Какой же мы изучали звук?

— Звук какой? (согл)

— А какой он звонкий или глухой? (звонкий)

— Значит звук – согласный, звонкий, твердый.

— А звук – какой? (согласный, звонкий, мягкий).

— Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы, услышав звук – твердый, будете поднимать руку. А если вы слышите звук , то руку не поднимаете.

Слова: зайка, зонт, зебра, зима, коза, изюм, магазин, ваза.

3. Объяснение темы и целей урока.

— Скажите, кто – нибудь из вас был в лесу, где растут одни ели? Как же называется такой лес? (хвойный лес, ельник, еловый лес).

— А как дышится в таком лесу? (свежо, легко, хорошо).

— Что вы находили в таком лесу? (грибы, шишки и т. д.).

— Посмотрите у меня на доске иллюстрации грибов (мухомор, опята, белый гриб, подберезовик, рыжик, грузди, лисички).

— Какие из этих грибов вы видели в лесу? (белый гриб).

— Посмотрите, а что это. (белые грибы).

— Произнесите слово грибы по слогам. Сколько в этом слове слогов?

— Произнесите слог, который состоит только из слога – слияния? Слог — бы).

— Какой гласный звук, вы слышите в этом слоге – слияния? (гласный звук ).

— Согласная, стоящая перед буквой ы, какая будет? (это будет согласный твердый звук).

— Произнесите этот слог – слияние и назовите звук, который мы услышим. (бы – это согласный звук ).

— При произнесение слога – слияния бы, наши губы плотно прижаты друг к другу.

— А теперь произнесем слово, которое стоит перед словом грибы. (слово белые).

— Скажите это слово по слогам. (бе – лы — е).

— Сколько слогов слышится в этом слове?

— Какой первый слог? (бе)

— Какой согласный звук в этом слоге – слияние? (мягкий согласный )

— Составьте звуковую схему к сочетанию слов белые грибы. Произнесите звуки бы и бе. Какие это звуки? (согласные звуки, произносятся с препятствием).

— Как мы их произносим? Обратите внимание на схему и произнесите. (звук произносим твердо – за ним идет гласный и произносим мягко – за ним идет буква е)

(звук произносим твердо – за ним идет гласный и произносим мягко – за ним идет буква е).

— Теперь потрогаем шею и произнесем еще раз звуки , . Что вы чувствуете? (Горлышко вибрирует, значит, звук – звонкий).

4. Физминутка.

— Сейчас мы с вами превратимся в заек, встали около парт.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

— Сделали глубокий вдох – выдох. Повторили и сели на свои места.

5. Письмо строчной буквы б.

— На письме звуки , обозначаем буквой Б.

— Послушайте стихотворение о букве Б.

Веселый, толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

— Посмотрите, буква Б и правда похожа на клоуна. (показ иллюстрации)

— Сейчас мы будем учиться писать строчную букву б.

— На какую букву похожа буква б?

— Открываем тетрадь на с. 12. Из каких элементов состоит буква б?

— Обводим первый элемент, затем обводим второй элемент по стрелочке.

— Теперь соединяем эти два элемента и пишем букву до конца строки.

— Что у нас написано на второй строке? (слоги)

— Пишем слоги до конца строки.

— Какое слово написано на следующей строке? (бусы)

— Пишем это слово до конца строки.

6. Подведение итогов.

— С какими звуками мы сегодня познакомились? (, )

— Звук – какой? (согласный, звонкий, твердый).

— Звук – какой? (согласный, звонкий, мягкий).

Подведем итоги

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

г — — звонкий, согласный и мягкий.

е — — безударная гласная.

р — — звонкий, согласный, непарный и твердый.

о — — ударная гласная.

й — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Итого: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

д — — звонкий, согласный и мягкий.

е — — безударная гласная.

р — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

е — — ударная гласная.

в — — звонкий, согласный и мягкий

ь —

е — — звонкий, согласный, непарный и мягкий и — гласный, безударный;

в — — глухой, согласный, парный и твердый.

Итого: 8 букв и 8 звуков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector