Индивид, личность, индивидуальность. понятие и содержание индивидуальности

Чем отличается индивид от индивидуальности

Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида. Можно развивать природные, врожденные свойства (никогда не стричь волосы, они сами вырастут до невероятных размеров), а можно – получить приобретенные.

Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»

От всех живых существ заметно отличается человек. Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия могут делить людей на несколько категорий, что делает их более сложными по отношению к другим представителям животного мира.

Любое существо, которое относится к роду человеческому, можно назвать одним термином — индивид. Но не каждое существо можно назвать личностью. Как говорилось ранее, чтобы стать личностью, необходимо обладать высокоразвитостью. Также вести активную и успешную жизнедеятельность в обществе. То есть понятия «индивид» и «личность» не родственны. Они в некотором смысле противоположны. То же самое можно сказать о соотношении терминов «индивид» и «индивидуальность». Последнее понятие характеризует личность. Индивидуальность – показатель высокоразвитости человека.

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» стоит рассматривать как некую эволюцию человека. При рождении он находится на первой ступени развития. Спустя время, он получает новые свойства, которые смешиваются с его генетической информацией. Он становится уникальным, то есть приобретает индивидуальность. Позже он развивается психологически, становится осознанным, деятельным, ответственным, способным на успешное взаимодействие с социальной средой. Его уже можно назвать личностью.

Таким образом, можно разделить людей на две большие категории. Не развивающийся, пользующийся лишь базовыми свойствами, данными от природы, необразованный человек, не играющий особой роли в обществе, относится к первой группе. Это индивид. Индивидуальность, личность – в психологии эти понятия характеризуют социально активных людей, образуют вторую категорию.

В чем проявляется индивидуальность

Можно разделить все проявления на три большие группы. Это особенности:

  • Внешние. К ним можно отнести и уникальность анатомического строения, и выбранный стиль, способ одеваться. Иметь индивидуальный стиль – это тонко прочувствовать сочетания одежды, обуви, бижутерии. Делать так, чтобы образ соответствовал внутреннему содержанию и отражал его.
  • Поведенческие. К ним относятся: повадки, привычки (в том числе и негативные), походка, невербальные  вербальные способы коммуникации. Это любые поступки, которые выражаются через поведение. Они полностью контролируются личностью. Хотя иногда подсознательно.
  • Психические. К ним можно отнести выражение эмоций, а также обиды, злость, зависть. Их позитивные индивидуальные черты – смешливость, находчивость, усидчивость, хорошая память.

Отдельно нужно выделить талант. Это то, что сильно и качественно отличает от большинства. Если способности к творчеству имеют многие, часто приобретенные в течение нескольких лет, то по-настоящему талантливых исполнителей, актеров, художников очень мало. Они точно могут назвать себя индивидуальностью.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Индивидуальность личности


Каждый из нас — Личность

Индивидуальность личности — это неповторимость, социально значимые характеристики, представленные в разрезе мировоззрения конкретного человека.

Если сравнивать это сложное понятие с термином «человек», тут психологи склонны говорить о родовом понятии, что указывает на происхождение, физиологические особенности. В этом контексте говорится, что существо стоит на высшей ступени развития эволюции, только и всего.

Когда речь заходит о личности, психология дает широкие разъяснения, касающиеся всего спектра жизни, мировоззренческих структур. Человека подразумевают как особь с определенным набором генетических качеств, но несли они особенные, речь уже может идти об индивидуальности. Впрочем, в таком смысле никакого отношения к индивидуальности личности это понятие не имеет.

Индивидуальность личности в психологии предполагает набор индивидуальных черт личности. Среди них особое милосердие и доброта, достойное поведение при любых обстоятельствах, даже компрометирующих. Соотношения же понятий личность и индивидуальность трактуется психологами, как два способа бытия одного и того же человека. В каких-то случаях он подключает все свои индивидуальные качества, в других – старается не отличаться от других, слиться с толпой.

Процессы становления личности и индивидуальности часто проходят параллельно. Характерны они не всегда для подросткового периода. Нередко еще совсем маленькие дети проявляют свои индивидуальные особенности в творчестве, неординарных подходах в общении со сверстниками и взрослыми.

По утверждению психологов, личность формируется с самого раннего возраста. Многие называют 2-3 года малыша. Другие исследователи говорят о пяти годах. Действительно, уже в раннем детстве у ребенка есть свое мировоззрение, индивидуальный взгляд на те или иные вещи, события, поступки других людей. Исходя из разных оценок увиденного, дети формируют собственную линию поведения.

Именно в детстве закладываются наиважнейшие качества личности. Способствует этому окружение ребенка, поведение родителей, воспитание. Примером становятся также сверстники, педагоги.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

от лат. неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах {интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегруппо-вым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Олпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник оразвитииребенка.М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957; Мухина В. С. Близнецы.- М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

Как стать индивидуальностью

Книгу встречают по обложке, поэтому первый этап на пути к созданию яркого и запоминающегося образа — внешний вид. Здесь каждый решает для себя сам : быть фаворитом моды либо идти против течения и диктовать свои правила. Главное — не следовать стилю толпы. С каждым годом это становится делать все труднее из-за избытка самых разных стилей и фасонов.

Как только вопрос с внешним видом будет решен, следует разобраться с поведением. Поведение в обществе также диктуется канонами и ограничивается установленными рамками. Для каждого общества существуют свои правила коммуникации, и здесь так же, как и в случае с модой, существует два выхода: или стать лучшим в своей социальной среде, или идти против правил, «ломая систему».

Быть оригинальным означает намного больше, чем быть просто независимым. Есть 3 шага, которые помогут начать обретение своей индивидуальности.

Первый. Признать те влияния, которые сформировали мышление. Сказать самому себе, что в голове много чужих идей и убеждений, которые были приобретены из-за некритического отношения к суждениям других. Многие из этих мыслей превратились в принципы. Тем не менее некоторые из них являются ошибочными.

Нужно определить тех личностей, которыми восхищаетесь или с которыми есть близкие взаимоотношения: мать и отца, тетю или дядю, тренера или преподавателя, знаменитость. Взвесить суждения и действия каждого из этих людей. Решить, какой вклад эти суждения и действия внесли в ваши идеи и воззрения.

Второй. Разобрать и оценить собственные идеи и мысли, даже самые заветные. Задаться вопросом, например, какова ваша политическая философия? Этот вопрос включает ваши взгляды на роль высшего исполнительного органа государственной власти и ответственность граждан в демократическом государстве.

Задаться вопросом о своих взглядах на религиозные, расовые, национальные, моральные и правовые проблемы, брачные отношения. Сравнить свои идеи и убеждения с идеями и убеждениями других людей. Следует выделить те собственные суждения, которые можно считать состоятельными, потому что они подтверждаются неопровержимыми фактами, а не суждениями других.

Третий. Выбрать самые лучшие идеи. Решить как можно объективнее, какие убеждения заслуживают вашего одобрения, и какие идеи заслуживают усилий по их приобретению. Человек не бывает более оригинальным, чем когда сопротивляется давлению привычки и изменяет свое отношение к предметам или спорному вопросу, потому что его побуждают это сделать неопровержимые факты.

Индивидом рождаются, а личностью становятся, поэтому только сам человек способен стать ярким и оригинальным, раскрыв максимум своего творческого потенциала. Индивидуальность не может сформироваться за 1 день или даже за 3 месяца, это происходит в течение всей жизни.

тут

Как выработать

Конечно, выгодно выделяться на фоне остальных хочется всем. Главное, чтобы это не шло вразрез с общепринятыми правилами поведениями в обществе и не сопровождалось ущемлением прав других. Яркая индивидуальность, если она положительная, позволяет человеку многого добиться:

ему отдадут предпочтение на собеседовании при приёме на работу;
его выделит из всех остальных претендентов любимый человек;
он привлекает к себе искреннее внимание;
часто становится лидером;
имеет много друзей и знакомых.

Это далеко не все выгоды выделяться из толпы. Поэтому в любом возрасте есть смысл задуматься о том, как подчеркнуть индивидуальность, развить, выработать, направить в положительное русло. В арсенале психологов — большое количество способов и методик, как это сделать.

У детей

Становление индивидуальности в идеале должно происходить в детском возрасте. Поэтому каждый родитель, заботящийся о полноценном развитии своего ребёнка, должен способствовать формированию у него качеств, которые будут выгодно отличать его на фоне остальных. Подходить к данному вопросу следует комплексно.

Вырабатывать вкус

Для этого нужно детей с раннего возраста приучать к прекрасному. Слушать классическую музыку, ходить в музеи, театры и картинные галереи. Наблюдать за красотой природы. Окружать элегантными вещами. Учить опрятности и правилам ухода за собой. Рассказывать о сочетании цветовых гамм. Вместе подбирать одежду. С возрастом — следить за модой и индивидуальными стилями различных звёзд

Это поможет в будущем создать свой неповторимый образ и в любом обществе привлекать к себе внимание безупречным внешним видом с изюминкой

Учить общаться

В первую очередь обучать правилам поведения в обществе. Предоставлять ему возможность общаться со сверстниками. Приглашать домой его друзей, наблюдать за их общением, аккуратно поправлять ошибки собственного ребёнка. Следить за тем, чтобы у него не было навязчивых движений, бесконтрольной мимики. Развивать лидерские качества, если они есть.

Формировать собственную точку зрения

Параллельно развивать собственное видение всего происходящего вокруг. Самый элементарный приём: после прочтения сказки или просмотра мультфильма спрашивайте, какие герои, с точки зрения ребёнка, хорошие, а какие плохие, и почему. По мере взросления нужно показывать, что не всегда общее мнение может быть правильным. Всем жалко весёлого и озорного Колобка, которого съела Лиса. Но разве он положительный персонаж, если ослушался дедушку с бабушкой и убежал от них?

Обогащать внутренний мир

Способствовать развитию творческого начала: отдать в художественную студию, на танцы, в спорт, где ребёнок сможет реализовать себя. Расширять кругозор чтением книг, прослушиванием классической музыки, посещением музеев.

На формирование личностных особенностей ребёнка также оказывает большое влияние развитие адекватной самооценки. Если с ней замечены какие-то проблемы, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Ежедневно разговаривайте со своими детьми, просите их проанализировать, что произошло за день.

У взрослых

Главное — понять, что фиолетовый цвет волос и пирсинг в носу — ещё далеко не выражение индивидуальности. Для того, чтобы её выработать, рекомендуется:

  • не пожалеть денег и времени и записаться на тематический психологический тренинг;
  • постоянно работать над собой: вырабатывать силу воли через тайм-менеджмент, выравнивать самооценку с помощью аффирмаций;
  • изучить стилевое своеобразие различных звёзд мировой величины, интересоваться модой, поработать со стилистом и визажистом, чтобы найти и создать свой неповторимый образ;
  • тренировать умение дискутировать;
  • сделать что-нибудь по-настоящему полезное (не на словах, а на деле) для своего города;
  • развиваться творчески: рисуйте, плетите, лепите, стройте, пишите, чтобы отразить собственный взгляд на мир;
  • развивать свои интеллектуальные способности и память, расширять кругозор.

Как сказал известный немецкий писатель-романтик Гофман, большинство людей похожи на монеты, на которых чеканятся одни и те же изображения, но есть и те, что подобны медалям, выбиваемым только для особого случая. Последние и являются индивидуальностями. И то, чем быть в этой жизни — штампованной монеткой или торжественной медалью — каждый решает сам для себя.

Личность

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

ЗАПОМНИТЕ:

  • Не является личностью новорождённый, так как он ещё не способен к общению, социальному взаимодействию. Пример тому – дети -« маугли», попавшие во младенчестве в стаи животных (обезьян, волков), не прошедшие процесс социализации и поэтому не ставшие личностями.
  • Психически больные люди тоже не являются личностями, они не способны адекватно вести себя , отвечать за свои действия. Поэтому их изолируют от общества в специальные лечебные учреждения. Не случайно любой преступник проходит судебную экспертизу на наличие психических отклонений.

Проявления

Психологи называют следующие признаки индивидуальности в зависимости от уровня проявления.

На уровне внешности:

  • свой стиль в одежде;
  • умение привнести в образ изюминку;
  • особенность внешности, которую человек сумел превратить в достоинство (например, канадская фотомодель Винни Харлоу выделяется на фоне остальных манекенщиц своей кожей, так как страдает витилиго).

На уровне поведения:

  • умение деликатно отстаивать собственную точку зрения, при этом уважая мнение других;
  • установление уникальных межличностных отношений;
  • оригинальные способы знакомства, общения;
  • особенности в жестах, мимике, речи, отличающего человека от остальных;
  • вклад в культуру и духовное развитие города / страны / мира.

На уровне внутреннего мира:

  • адекватная самооценка;
  • богатый внутренний мир;
  • своя концепция мировоззрения;
  • формирование личной точки зрения на всё происходящее вокруг;
  • творческое начало;
  • уникальное восприятие окружающего мира;
  • постоянное саморазвитие;
  • высокое самообладание, твёрдый характер, железная сила воли.

На уровне психических особенностей:

  • высокий IQ, широкий кругозор, нетривиальное мышление;
  • феноменальная память;
  • богатое воображение;
  • неординарные способности;
  • умение контролировать собственные эмоции;
  • редкая акцентуация характера.

Следует также знать, что качества индивидуальности могут быть как положительными (в основном, выше были перечислены именно они), так и отрицательными. К последним относятся патологические акцентуации характера. Например, склонность к окрашиванию волос в разные ярко-ядовитые цвета, чтобы выделиться из общей массы

Или демонстративное нарушение правил поведения в обществе, чтобы привлечь к себе внимание. Или шокирующие общественность поступки (Ван Гог, например, отрезал себе ухо)

Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер.

Суть и понятие

В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.

Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.

Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.

Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.

С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.

Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • потребность в социальном взаимодействии;
  • культурное и духовное развитие;
  • умение строить и создавать инструменты для труда;
  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество.

Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Человек, индивид, индивидуальность, личность

В
повседневном и научном языке очень
часто встречаются термины: «человек»,
«индивид», «индивидуальность», «личность».
Чаще всего эти слова употребляются как
синонимы, но если строго подходить к
определению этих понятий, то можно
обнаружить существенные смысловые
оттенки. Человек
– понятие самое общее, родовое. Индивид
(лат. individ – неделимый, конечный) –
отдельный конкретный человек как
единичный представитель человеческого
рода. Индивидуальность
– это совокупность черт, отличающих
одного индивида от другого, причем
различия проводятся на самых разных
уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом,
психологическом, социальном и др.

В
современной психологии нет единого
понимания личности. Однако большинство
исследователей считает, что личность
есть прижизненно формирующаяся и
индивидуально своеобразная совокупность
черт, определяющих образ (стиль) мышления
данного человека, строй ее чувств и
поведения. В широком плане личность –
интегральная целостность биогенных,
социогенных и психогенных элементов.

Согласно
концепции К. К. Платонова, существует 4
уровня структуры
личности:

1. 
биологически

обусловленная подструктура, в которую
входят возрастные, половые свойства
психики, врожденные свойства типа
нервной системы и темперамента.

2.
индивидуальные особенности психических
процессов человека, т.е. индивидуальные
проявления памяти, восприятия, ощущений,
мышления, способностей, зависящих как
от врожденных факторов, так и от
тренировки, развития, совершенствования
этих качеств.

3. 
индивидуальный социальный
опыт
,
в который входят приобретенные человеком
знания, навыки, умения и привычки. Эта
подструктура формируется преимущественно
в процессе обучения, имеет социальный
характер.

4.
высший уровень – направленность.
Включает влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, взгляды, убеждения
человека, его мировоззрение, особенности
характера, самооценки. Подструктура
направленности личности наиболее
социально обусловлена, формируется под
влиянием воспитания в обществе, наиболее
полно отражает идеологию общности, в
которую человек включен.

Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию

Со всей перечисленной терминологией встречаемся еще в школе. Но основой всему являются человеческие предрасположенности. Структуру развития человека можно представить последовательно так:

  1. Врожденные предпосылки – физические и генетические особенности.
  2. Воспитание, общение, политическая обстановка, воздействие культуры или его отсутствие.
  3. Восприятие социальных табу, запретов, требований, норм, традиций, обрядов.
  4. Самостоятельная корректировка поведения.
  5. Активное миропознание через книги, учебники, фильмы и общение с людьми.
  6. Формирование собственных мнений, убеждений, постулатов.

5 и 6 пункты могут чередоваться бесконечно. Это нормальная тенденция для сформированной личности. С ходом познания происходят изменения. Если их нет на протяжении 30-40 и более лет, можно говорить об ортодоксальности и закостенелости мышления.

«Выдающаяся личность», согласно учебнику обществознания, обладает качествами:

  • сила воли;
  • целеустремленность;
  • незаурядные способности, в том числе умственные и физические.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Как оформить ИГО в вузе?

Если после написания заявления педагогический совет вуза принял решение предоставить студенту такую возможность, исходя из требований, то следующим шагом будет составление индивидуального графика.

После получения нормативного акта студенту предоставляется куратор из числа педагогов, с которым он составляет наиболее удобный график посещения университета. Он должен устраивать преподавателей дисциплин, а также самого студента, исходя из его ситуации.

В документе прописываются:

  • количество изучаемых предметов;
  • сроки сдачи промежуточных работ;
  • сроки сдачи зачетов и экзаменов;
  • количество посещений лекций за семестр.

Копия документа сохраняется в деканате.

Если человек учится одновременно в двух вузах (например, поступил во второй, перейдя на старший курс первого университета), индивидуальный график можно попытаться оформить в обоих учебных заведениях.

Это может не получиться из-за несоответствия специальностей одного и второго. В любом случае, хорошая репутация студента дает такой шанс.

Чем отличается индивид от личности?

Прежде чем разбираться, в чём различие понятий личность и индивидуальность, нужно рассмотреть такие понятия как «индивид» и «индивидуум». Оба они появились в латыни. Первое означает: кто-то среди толпы, а второе – кто-то вне толпы. В данном случае индивидуум – прообраз личности.

Отсюда вытекают личность и индивид отличия в понятиях. Личность определяется социальным окружением, а индивид всего лишь относится к какой-либо группе. В отличие от индивида личность обладает не только качествами, отличающими ее от других, но и способна оказывать влияние на окружение.

В каждом из нас находится одновременно три этих составляющих. Индивидуальность как уникальный набор качеств, индивид, как представитель человеческого вида и личность, как сформированный или формирующийся индивидуум. Отличие индивида от личности в том, что первый – это просто человек из массы себе подобных, а вторая – поступки, характер, внешность.

Различие между индивидом и личностью видны, когда личность проявляется под давлением обстоятельств. Просто сидящий на берегу человек – индивид, но если он встаёт на ноги и ведёт за собой армию – это уже личность. Конечно, чтобы быть личностью необязательно становиться военачальником, каждый взрослый человек имеет личностные качества, а ребёнок – задатки личности, но все мы можем развиваться или деградировать в пределах жизни, становиться ничтожными, выдающимися или незаметными.

Личность обладает свойством изменяться, приобретать новые черты вместе с жизненным опытом и накопленными знаниями. Личность не может сформироваться в изоляции от общества, а индивидуальность может. Вообще, эти понятия тесно переплетены в человеческой природе, но именно личность отличает нас от других представителей животного мира. Обладая индивидуальностью, козёл или собака не становятся личностями в полной мере, из-за малого интеллекта, это присуще только людям.

В некоторых социумах не приветствуется проявление индивидуальности, но личность всё равно формируется в процессе жизни, как ответ на окружающую действительность. В мире, где все одинаково одеваются, поют одни и те же песни, где существует жёсткая цензура и кодекс поведения, личности стёрты и незаметны, но они есть, как и индивидуальности. Примером могут служить страны с социалистическим строем или авторитарные государства.

Даже в таких условиях появляются люди, которым становятся тесны общепринятые рамки поведения, и они стремятся выделиться. Личности планетарного масштаба появляются раз в столетия, но просто сильные или слабые будут всегда, пока существует человечество в целом и разделение на страны, общества, семьи, одним словом, окружающий социум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector