Парыгин

Методы социально-психологического исследования[править | править код]

Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы.

Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод.

Методы исследованияправить | править код

Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.

К эмпирическим методам исследования относятся:

  • наблюдение;
  • изучение документов (в том числе контент-анализ);
  • опросы (анкеты, интервью);
  • математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
  • эксперимент (лабораторный и естественный).

К методам наблюдения относятся:

  • скрытое наблюдение;
  • открытое наблюдение;
  • стандартизированное наблюдение;
  • стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
  • включённое наблюдение;
  • свободное наблюдение.

Методы обработки данных:

  • статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);
  • приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).

Методы социально-психологического воздействияправить | править код

Относятся к «психологии воздействия».

При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.

Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации. В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.

История социальной психологии


Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей).

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903). Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов». Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее).

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания ( — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Тема 6. Социальная психология личности

План:

  1. Социально-психологическая
    структура личности в зарубежной и
    отечественной психологии

  2. Социализация
    и социально-психологическая адаптация
    личности.

  3. Регуляция
    социального поведения личности.

  4. Соотношение
    социальных установок и реального
    поведения личности в группе.

Вопросы
для обсуждения:

  1. Что
    такое «авторитарная личность» по
    Адорно?

  2. Чем
    теория социального научения Скиннера
    отличается от подхода А. Бандуры?

  3. Какие
    факторы окружения, согласно Бронфенбреннеру,
    определяют формирование личности?

  4. Что
    отличает гуманистические модели
    личности от психодинамических моделей
    личности?

  5. Дайте
    определение социализации.

  6. Какие
    виды социализации выделяет М. Мид?

  7. Что
    такое социально-психологическая
    адаптация?

  8. Дайте
    определение адаптивной, неадаптивной
    и дезадаптированной личности.

  9. Почему
    представления Юнга о структуре личности
    и понятие «грандиозной» личности
    в эго-психологии можно рассматривать
    как ролевые теории личности?

  10. Чем
    отличается социологическое понимание
    роли от социально-психологического?

  11. Как
    определял понятие «роль» Морено?
    Какие роли выделял Морено?

  12. Что
    такое ролевой конфликт? Какие бывают
    виды ролевых конфликтов?

  13. Чем
    роль отличается от статуса?

  14. Что
    такое социальная установка?

  15. Чем
    понятие «социальная установка» в
    отечественной социальной психологии
    отличается от понятия «аттитюд»?

  16. Как
    формируется социальная установка?

  17. Каковы
    компоненты социальной установки?

  18. Что
    такое когнитивный диссонанс?

  19. В
    чем суть теории баланса Хайдера?

  20. В
    чем суть диспозиционной концепции
    личности В.А. Ядова?

Литература:

  1. Андреева
    Г.М. Социальная психология. Учебник для
    высших учебных заведений. — М.: Аспект
    Пресс, 1998. — Главы
    15, 16, 17, 18.

  2. Асмолов
    А.Г. Личность как предмет психологического
    анализа. — М,
    1988.

  3. Богданов
    В.А. Социально-психологические свойства
    личности. — Л.,1983.

  4. Коломинский
    Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
    группах. — Минск, 1976.

  5. Леонтьев
    А.Н. Деятельность, сознание, личность.
    — М., 1975.

  6. Ломов
    Б.Ф. Методологические и теоретические
    проблемы психологии. — М.,
    1984.

  7. Парыгин
    Б.Я. Основы социально-психологических
    теорий. — М., 1971.

  8. Петровская
    Л.А. Теоретические и методические
    проблемы социально-психологического
    тренинга. — М., 1982.

  9. Платонов
    К.К. Личность как социально-психологический
    феномен. // Социальная психология. — М.,
    1979.

  10. Психология
    развивающейся личности. — М.,
    1987.

  11. Петровский
    В.А. Психология неадаптивной активности.
    — М., 1992.

  12. Ядов
    В.А. Социальная идентификация личности.
    — М., 1994.

Практические задания

1. Прокомментируйте высказывание И. Канта: «…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

2. Приведите примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость и несовместимость интраверта с экстравертом, мобильного с ригидным, доминантного с недоминантным.

Почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимыми, а в другом — нет.

3. Приведите примеры на каждый тип трансакции. Как эти типы влияют на межличностное общение?

4. Почему в толпе человек чувствует себя уверенно и не сомневается в тех действиях, в которые его вовлекает толпа?

5. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества?

6. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?

7. Социальная ориентация проявляется в осознании человеком его потребностей и условий их удовлетворения. Формула «мне требуется» или «мне необходимо» — основная рефлексивная формула, в которой осознаются потребности. Какими социальными факторами определяются следующие потребности личности: хорошая работа; красивая и удобная одежда; радостная жизнь; здоровье; верная дружба; острый нож; мешок денег.

Занятие 10. Общение как взаимное восприятие (социальная перцепция) – 2 часа

1. Понятие социальной перцепции.

2. Психологические механизмы взаимопонимания (идентификация, рефлексия, эмпатия).

3. Межличностное восприятие.

3.1. Каузальная атрибуция.

3.2. Стереотипы.

3.3. Предубеждения.

4. Межличностная аттракция.

Вопросы для самопроверки:

  1. К
    каким выводам пришел М.Шериф в 1954 г.,
    проведя эксперименты?

  2. В
    чем суть экспериментов Тэшфела? Как
    проявились когнитивный и эмоциональный
    аспекты?

  3. Какова
    структура межгрупповой перцепции?

  4. Какие
    динамические характеристики межгрупповой
    перцепции выделяют в социальной
    психологии?

  5. Дайте
    определение понятиям «внутригрупповой
    фаворитизм», «целостность межгрупповой
    перцепции», «унифицированность
    межгрупповой перцепции», «стереотип
    социальный», «предубеждение».

  6. Как
    связаны точность межгрупповой перцепции
    с характером взаимодействия

  7. Что
    понимают под целостностью и
    унифицированностью?

  8. Перечислите
    факторы, снижающие межгрупповую
    враждебность.

  9. О
    чем свидетельствуют эксперименты
    Агеева

  10. Что
    означает понятие «феномен межгруппового
    взаимодействия»

Литература:

  1. Агеев
    B.C. Межгрупповое взаимодействие:
    социально-психологические проблемы.
    М., 1990.

  2. Агеев
    В.С. Психология межгрупповых отношений.
    М., 1983.

  3. Дубовская
    Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой
    группы М., 1991.

  4. Душков
    Б.А. Актуальные проблемы этнической
    психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2, № 5.

  5. Левкович
    В.П., Андрущак И.Б., Этноцентризм как
    социально-психологичесий феномен
    //Психол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С. 70-81.

  6. Леонтьев
    А.А. Психология общения М., 1998.

  7. Социальная
    психология. Хрестоматия. Сост.
    Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая,
    М.,2000.

  8. Стефаненко
    Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические
    отношения //Общение и оптимизация
    совместной деятельности. М., 1987.

Групповые феномены[править | править код]

В результате многочисленных экспериментов[] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

Предмет социальной психологии[править | править код]


2-й Всесоюзный симпозиум по общению. Президиум: Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, А. В. Петровский, А. А. Бодалев. 1973, 23 марта. Ленинград.

Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • общественные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Исследования, которыми занимается социальная психология:

  • социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
  • психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
  • стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
  • восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
  • эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)

В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:

  • понимание и восприятие людьми друг друга;
  • межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
  • социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
  • явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
  • поведение людей в социуме;
  • имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
  • имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
  • вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
  • межгрупповые взаимоотношения;
  • лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).

Определения

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.

исследование

Научный вклад:

Разработана теория социальной психо-логии как самодостаточной системы нау-ного знания, ее методологии, пред-цель и области, структуры, функций и статуса в поле гуманитарного и при-родничонаукового знания (1960-1964).

Разработана концепция сущности, ди-ми ки и роли общественного настроения в жизнедеятельности социума (1964-1966).

Заложены и аргументированные основания по-щей социально-психологической то-ории, представленной двумя фундамен-тальных категориями — личности и общения (1960-1971).

Разработанные методы диагностики, о-прогнозирования и регуляции социально-психологического климата коллектива (1976-1981).

Разработана концепция и методы эти-нювання психологической готовности власти к территориального управления в условиях социальной трансформации (1986-1992).

Разработанный инструментарий Тренин-ю постдиагностичнои коррекции внут-ригрупових отношений (1992-1994).

Определенная специфика феноменологии руководства и лидерства и методы их классификации (1973-1999).

Сформулирован и апробирован структурно-динамический подход к моделированию социально-психологических явлений (1999).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector