Парыгин
Содержание:
Методы социально-психологического исследования[править | править код]
Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы.
Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод.
Методы исследованияправить | править код
Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.
К эмпирическим методам исследования относятся:
- наблюдение;
- изучение документов (в том числе контент-анализ);
- опросы (анкеты, интервью);
- математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
- эксперимент (лабораторный и естественный).
К методам наблюдения относятся:
- скрытое наблюдение;
- открытое наблюдение;
- стандартизированное наблюдение;
- стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
- включённое наблюдение;
- свободное наблюдение.
Методы обработки данных:
- статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);
- приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).
Методы социально-психологического воздействияправить | править код
Относятся к «психологии воздействия».
При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.
Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации. В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.
История социальной психологии
Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы.
История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.
Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей).
В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903). Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов». Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее).
В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:
- I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
- II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания ( — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
- III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.
Тема 6. Социальная психология личности
План:
-
Социально-психологическая
структура личности в зарубежной и
отечественной психологии -
Социализация
и социально-психологическая адаптация
личности. -
Регуляция
социального поведения личности. -
Соотношение
социальных установок и реального
поведения личности в группе.
Вопросы
для обсуждения:
-
Что
такое «авторитарная личность» по
Адорно? -
Чем
теория социального научения Скиннера
отличается от подхода А. Бандуры? -
Какие
факторы окружения, согласно Бронфенбреннеру,
определяют формирование личности? -
Что
отличает гуманистические модели
личности от психодинамических моделей
личности? -
Дайте
определение социализации. -
Какие
виды социализации выделяет М. Мид? -
Что
такое социально-психологическая
адаптация? -
Дайте
определение адаптивной, неадаптивной
и дезадаптированной личности. -
Почему
представления Юнга о структуре личности
и понятие «грандиозной» личности
в эго-психологии можно рассматривать
как ролевые теории личности? -
Чем
отличается социологическое понимание
роли от социально-психологического? -
Как
определял понятие «роль» Морено?
Какие роли выделял Морено? -
Что
такое ролевой конфликт? Какие бывают
виды ролевых конфликтов? -
Чем
роль отличается от статуса? -
Что
такое социальная установка? -
Чем
понятие «социальная установка» в
отечественной социальной психологии
отличается от понятия «аттитюд»? -
Как
формируется социальная установка? -
Каковы
компоненты социальной установки? -
Что
такое когнитивный диссонанс? -
В
чем суть теории баланса Хайдера? -
В
чем суть диспозиционной концепции
личности В.А. Ядова?
Литература:
-
Андреева
Г.М. Социальная психология. Учебник для
высших учебных заведений. — М.: Аспект
Пресс, 1998. — Главы
15, 16, 17, 18. -
Асмолов
А.Г. Личность как предмет психологического
анализа. — М,
1988. -
Богданов
В.А. Социально-психологические свойства
личности. — Л.,1983. -
Коломинский
Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах. — Минск, 1976. -
Леонтьев
А.Н. Деятельность, сознание, личность.
— М., 1975. -
Ломов
Б.Ф. Методологические и теоретические
проблемы психологии. — М.,
1984. -
Парыгин
Б.Я. Основы социально-психологических
теорий. — М., 1971. -
Петровская
Л.А. Теоретические и методические
проблемы социально-психологического
тренинга. — М., 1982. -
Платонов
К.К. Личность как социально-психологический
феномен. // Социальная психология. — М.,
1979. -
Психология
развивающейся личности. — М.,
1987. -
Петровский
В.А. Психология неадаптивной активности.
— М., 1992. -
Ядов
В.А. Социальная идентификация личности.
— М., 1994.
Практические задания
1. Прокомментируйте высказывание И. Канта: «…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
2. Приведите примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость и несовместимость интраверта с экстравертом, мобильного с ригидным, доминантного с недоминантным.
Почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимыми, а в другом — нет.
3. Приведите примеры на каждый тип трансакции. Как эти типы влияют на межличностное общение?
4. Почему в толпе человек чувствует себя уверенно и не сомневается в тех действиях, в которые его вовлекает толпа?
5. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества?
6. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?
Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?
7. Социальная ориентация проявляется в осознании человеком его потребностей и условий их удовлетворения. Формула «мне требуется» или «мне необходимо» — основная рефлексивная формула, в которой осознаются потребности. Какими социальными факторами определяются следующие потребности личности: хорошая работа; красивая и удобная одежда; радостная жизнь; здоровье; верная дружба; острый нож; мешок денег.
Занятие 10. Общение как взаимное восприятие (социальная перцепция) – 2 часа
1. Понятие социальной перцепции.
2. Психологические механизмы взаимопонимания (идентификация, рефлексия, эмпатия).
3. Межличностное восприятие.
3.1. Каузальная атрибуция.
3.2. Стереотипы.
3.3. Предубеждения.
Вопросы для самопроверки:
-
К
каким выводам пришел М.Шериф в 1954 г.,
проведя эксперименты? -
В
чем суть экспериментов Тэшфела? Как
проявились когнитивный и эмоциональный
аспекты? -
Какова
структура межгрупповой перцепции? -
Какие
динамические характеристики межгрупповой
перцепции выделяют в социальной
психологии? -
Дайте
определение понятиям «внутригрупповой
фаворитизм», «целостность межгрупповой
перцепции», «унифицированность
межгрупповой перцепции», «стереотип
социальный», «предубеждение». -
Как
связаны точность межгрупповой перцепции
с характером взаимодействия -
Что
понимают под целостностью и
унифицированностью? -
Перечислите
факторы, снижающие межгрупповую
враждебность. -
О
чем свидетельствуют эксперименты
Агеева -
Что
означает понятие «феномен межгруппового
взаимодействия»
Литература:
-
Агеев
B.C. Межгрупповое взаимодействие:
социально-психологические проблемы.
М., 1990. -
Агеев
В.С. Психология межгрупповых отношений.
М., 1983. -
Дубовская
Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой
группы М., 1991. -
Душков
Б.А. Актуальные проблемы этнической
психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2, № 5. -
Левкович
В.П., Андрущак И.Б., Этноцентризм как
социально-психологичесий феномен
//Психол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С. 70-81. -
Леонтьев
А.А. Психология общения М., 1998. -
Социальная
психология. Хрестоматия. Сост.
Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая,
М.,2000. -
Стефаненко
Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические
отношения //Общение и оптимизация
совместной деятельности. М., 1987.
Групповые феномены[править | править код]
В результате многочисленных экспериментов[] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.
В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.
Предмет социальной психологии[править | править код]
2-й Всесоюзный симпозиум по общению. Президиум: Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, А. В. Петровский, А. А. Бодалев. 1973, 23 марта. Ленинград.
Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:
- социальную психологию личности;
- социальную психологию общностей и общения;
- общественные отношения;
- формы духовной деятельности.
Исследования, которыми занимается социальная психология:
- социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
- психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
- стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
- восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
- эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)
В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:
- понимание и восприятие людьми друг друга;
- межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
- социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
- явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
- поведение людей в социуме;
- имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
- имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
- вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
- межгрупповые взаимоотношения;
- лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).
Определения
- Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
- Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
- Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
- Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
- Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
- Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
- Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
- Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.
исследование
Научный вклад:
Разработана теория социальной психо-логии как самодостаточной системы нау-ного знания, ее методологии, пред-цель и области, структуры, функций и статуса в поле гуманитарного и при-родничонаукового знания (1960-1964).
Разработана концепция сущности, ди-ми ки и роли общественного настроения в жизнедеятельности социума (1964-1966).
Заложены и аргументированные основания по-щей социально-психологической то-ории, представленной двумя фундамен-тальных категориями — личности и общения (1960-1971).
Разработанные методы диагностики, о-прогнозирования и регуляции социально-психологического климата коллектива (1976-1981).
Разработана концепция и методы эти-нювання психологической готовности власти к территориального управления в условиях социальной трансформации (1986-1992).
Разработанный инструментарий Тренин-ю постдиагностичнои коррекции внут-ригрупових отношений (1992-1994).
Определенная специфика феноменологии руководства и лидерства и методы их классификации (1973-1999).
Сформулирован и апробирован структурно-динамический подход к моделированию социально-психологических явлений (1999).