Основные направления психологии и их представители занимательные факты на тему
Содержание:
- Зачем нужны уроки психологии?
- Гештальтпсихология
- Отклонение от принятых стандартов
- Бихевиоризм, 1912
- Психоаналитическое направление
- Развитие психологии как науки
- Гуманистическая психология
- 1.doc
- Бихевиоризм
- Основные характеристики психоанализа
- Укажите, какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальтпсихологии:
- Заключение
Зачем нужны уроки психологии?
Психологические знания важны в любой области человеческой жизнедеятельности. Иногда люди не знают, как поступать в той или иной ситуации. Им на помощь придут уроки социальной психологии. Они пригодятся каждому, кто хочет добиться взаимопонимания с окружающими, понять причины происходящих событий, мотивы поведения других людей. Знания по психологии помогают разрешить собственные проблемы и стойко отражать любые неприятности, встречающиеся на жизненном пути. Психологическую науку можно изучать самостоятельно по книгам или с помощью рекомендаций специалистов.
Уроки по психологии заключают в себе знания из множества теоретических материалов. Они созданы опытными психологами, которые не только стремятся донести различные научные выводы до умов своих учеников, но и адаптируют их под практическое применение. В каждом уроке даются полезные советы и различные рекомендации.
Обучение начинается с изучения человека как личности. Прежде чем понять поведение людей, нужно исследовать причины, влияющие на их психику. Психологические знания можно применять на практике, благодаря специальным методам психологии. Зная все основы психологии нужно научиться воздействовать на окружающих и выстраивать с людьми дружеские отношения.
Почему уроки психологии от специалиста лучше самостоятельного чтения? Учебный курс специально рассчитан на людей, которые ничего не понимают в данной науке, но хотят быстро научиться разбираться в людях. Опытный психолог даёт возможность изучить теорию и тут же рассказывает, как полученные знания применить на практике. Без подобных подсказок можно годами изучать книги по психологии, но так и не знать, как повести себя в конфликтной ситуации.
Помимо книг и учебников, специалист на своих уроках использует психологические игры, упражнения. Они помогают людям закрепить выученный материал и лучше понять себя и окружающих. На уроках ученики могут принять участие в психологических экспериментах, изучить психологические эффекты, пройти тесты, посмотреть видеоматериалы.
Желающие изучить психологию могут обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину, или пройти у него онлайн-обучение.
Гештальтпсихология
Основой гештальтпсихологии в структуре современной психологии являются первичные данные психики — целостная структурированная информация (гештальты), существующие как системы. Основной проблемой гештальтпсихотерапевты считают следствие: человек видит то, что он хочет видеть и совершенно не замечает окружающих факторов. Основа большинства психических проблем в гештальтпсихологии — это неудовлетворение потребностей человека, которое в итоге приводит к ущербному образу его жизни. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы клиент распознал свою сложившуюся потребность и научить его содействовать с ней.
Отклонение от принятых стандартов
Не все направления современной психологии считаются признанными, а также полностью изученными. Многие до сих пор не хотят признаваться учеными, или остаются неизведанной областью для тех, кто хочет разгадать тайну телепатии и ясновидения.
Парапсихология – что это за наука и какие задачи для себя ставит? Не всеми признанная наука занимается исследованием паранормальных явлений, феноменов, необъяснимых фактов. Типы форм паранормальной чувствительности выражаются в виде телепатии (мысленного общения между людьми), ясновидении (получении данных через необъяснимые потоки информации извне посредством органов чувств), предвидении (разновидности ясновидения, основанном на предсказании будущего). Также изучают лозоискательство (поиск с помощью изогнутой металлической проволоки), психокинез (воздействие на окружающие предметы при помощи мыслей), парамедицину (изучение необъяснимых методов лечения).
Объединяет ли что-то все вышеперечисленные области парапсихологии? Что это может быть? То, что они загадочны, таинственны и слишком далеки от общепринятой реальности.
В Европе еще в 1882 году в Лондоне была создана организация «Общество для изучения психических явлений», а к 30-м годам XX века насчитывалось более 240 лабораторий в 30 странах. Разоблачение гипотез парапсихологов еще больше вселяли уверенность в последователей, которые искали доказательства своих теорий.
Со временем, благодаря вкладу инженеров и физиков, было установлено, что мозг человека связан с научными физическими процессами, соответственно, некоторые изучаемые явления стали определяться традиционными методами исследования. Необъяснимость и некорректность в плане методики вызывает недоверие со стороны, но парапсихологические феномены существуют, и требуют научного психологического и физического объяснения, чем и занимаются парапсихологи в научных учреждениях.
Бихевиоризм, 1912
Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье . В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.
Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.
Психоаналитическое направление
Психоанализ
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к
концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики
Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».
Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций». Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.
Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам.Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.
Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений:а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»;б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса.
Аналитическая психология Юнга
З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным«. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.
Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.
Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.
Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.
Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.
Индивидуальная психология Адлера
Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
А. Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».
Развитие психологии как науки
В настоящее время психология расширила сферу теоретических и практических задач, и если изначально ее основной задачей было изучение законов работы психической деятельности и ее развития, то на данном этапе становления науки возникли новые направления и дисциплины. Ничего не стоит на месте, эволюция человеческой мозговой активности ставит новые экспериментальные, нестандартные задачи для современной психологии, которая разрабатывает их интересные решения.
Названная наука изучает огромную область явлений, охватывая человеческое состояние, процессы, свойства разной степени сложности, которые могут проявиться в выявлении признаков, воздействующих на органы чувств объекта, и даже в борьбе мотивов личности. Что-то уже достаточно изучено, а другое лишь ждет интересующихся данной областью психологов.
Теория в современном представлении о психологии неотъемлемо тесно переплетается с практикой. Такая взаимосвязь помогает выявлять пробелы в теории, а также, наоборот, в очередной раз ее подтверждать.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.
С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.
Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.
Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;5) потребность в самоактуализации.
Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).
У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.
Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.
По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.
Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.
Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.
Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
1.doc
Контрольная работапо дисциплине «Деловое общение»на тему: «Основные направления современной западной психологии».
- Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем……………………………………………………………..3-7
- Основные положения когнитивной психологии……………….7-12
- Практическое задание…………………………………………..12-14
- Заключение…………………………………………………………14
Введение.бихевиоризм, гештальтпсихология иглубинная психология,бихевиоризмаГештальтпсихологияГлубинная психологиягуманистическая икогнитивная психология.
- Сущность бихевиоризма как науки
изучающей поведение объективным путем.1делового общениясоциальной психологии12S—R . 1S—R1 — 2.
- Основные положения когнитивной психологии.
31, ..1. . ,
- Практическое задание.
Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивная психология.приобретенныминаследственными; внутреннимивнешними«…если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». – Бихевиоризм.в накоплении наблюдений над поведением человекачтобы в каждом данном случае при данном стимулебихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция1Бихевиоризм.Заключение.Список литературы:
- Большой психологический словарь. /Сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е изд. — М.: Олма — Пресс, 2002 – с.630.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – с.415.
- Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002 – с.480.
- Когнитивная психология. / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – с.589.
- История психологии от античности до наших дней: Учебник. / А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990 – с.367.
1 Большой психологический словарь. / Сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е изд. — М.: Олма – Пресс, 2002 –с.55.
1 Принципы обучения, основанные на психологии. / Э. Торндайк. – М., 1926, с.19.
2 Психология как наука о поведении. / Дж. Уотсон. – М.; Л., 1926, с.9.
1 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – с.56 – 58.
1 Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.:
2 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – с.56 – 58.
3 Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002, с.10.
1 Когнитивная психология. / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – с.12-13.
1 Теория личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997, с.438.
1 История психологии от античности до наших дней: Учебник. / А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990 – с.367.
Поиск по сайту:
Бихевиоризм
Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.
Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен.
Бихевиористы считали, что сознания не существует, а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.
Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R). Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S). Бихевиористы также считали, что поведение можно контролировать. Для этого нужно правильно подбирать стимулы, чтобы вызвать определенное, соответствующее данному стимулу, поведение.
Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований.Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом, в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.
Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики», в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок», и вывел законы научения.Необихевиорист Б. Скиннер разработал концепцию оперантного научения, которая включает в себя систему поощрений и наказаний.
Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт». Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.
Основные характеристики психоанализа
Психоаналитическое
направление в психологии возникло на
рубеже XIX–XXв.в. Его основателем стал Зигмунд
Фрейд – австрийский психолог
и психиатр. Основные проблемы, изучаемые
З. Фрейдом: проблемы бессознательного,
структура психического аппарата,
динамика личности, неврозы, методы
изучения личности и т.д.
Основные
положения психоанализа (по З. Фрейду)
следующие .
1. Психическая
жизнь протекает на трех уровнях:
сознательном («Я» или Эго),
предсознательном (Сверх «Я» илиСупер-Эго), бессознательном (Оно илиИд).
2. Область
бессознательного самая обширная и
мощная, она содержит в себе инстинкты
и движущие силы всего поведения. Инстинкты
делятся на две большие группы:
-
инстинкты
жизни, которые направлены на сохранение
и выживание особи и включают в себя
голод, жажду, сексуальные влечения и
т.п.; -
инстинкты
смерти– деструктивные силы,
которые могут быть направлены как
вовнутрь индивида (мазохизм, самоубийство),
так и вовне (ненависть, агрессия).
3. Область
сознательного стремится выполнять
инстинктивные «требования» Ид на
основе принципа реальности; человек
всегда может осознать свое Я, хотя это
может быть для него и нелегким делом.
4. Супер-Эго
представляет собой влияние родителей
и общественной морали. Эта структура
формируется в процессе жизни ребенка
при идентификации с близким взрослым
своего пола. В содержание
Супер-Эго входят совесть, самонаблюдение
и идеалы. Эта структура стоит на страже
соблюдения норм и правил, принятых в
обществе.
5. Эго
является ареной борьбы противоречивых
тенденций, которые диктуются Ид и
Супер-Эго. Такое состояние внутреннего
конфликта, в котором постоянно находится
человек, делает его потенциальным
невротиком. Поэтому не существует четкой
грани между нормой и патологией.
6. Возможность
поддерживать свое психическое здоровье
зависит от механизмов психологической
защиты, которые помогают человеку если
не предотвратить, то хотя бы смягчить
конфликт между Ид и Супер-Эго. К защитным
механизмам относятся: рационализация,
вытеснение, забывание, проекция,
регрессия, сублимация и т.п.
Достоинства
психоаналитического направления
заключаются в том, что предметом
психологии стало изучение механизма
бессознательного, сознание рассматривалось
как часть мотивированной психической
жизни
Особое внимание было уделено
роли раннего детства в развитии личности,
разработаны методы психотерапевтической
помощи
Однако
недостатком этого направления является
чрезмерное преувеличение роли сексуальных
влечений и бессознательного в поведении
человека, а также произвольность в
толковании проявлений бессознательного.
Укажите, какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальтпсихологии:
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание»;
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
К гештальтпсихологии относится следующее психологическое положение:
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в
В гештальтпсихологии главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека. Гештальтитсты применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей целостного образа
Гештальтпсихология противопоставила свои положения бихевиоризму, где считалось, что изучение самого себя — это субъективная оценка, а бихевиоризм исследует психологические явления объективно, то есть поведение не самого себя, а поведение других людей.
Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.
Заключение
Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.
Таким образом, современное состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики и ее развитие. Эта вариативность научных школ и направлений исторически обусловлена и представляет собой результат поисков многими мыслителями в течение нескольких тысячелетий ответов на вопросы о сущности человека и факторах, определяющих его развитие и поведение.