Нигилизм

Примечания

  1. Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты: опыт критической характеристики. — Л.: Лениздат, 1972. — С. 10.
  2. Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). — Саратов: СГАП, 2009. — 128 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7924-0753-4.
  3. Стайтс Р. Глава IV. Нигилистский отклик. 2. Нигилизм и женщины // Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860—1930 / Пер. с англ. = The Women’s Liberation Movement in Russia Feminism, Nihilism, and Bolshevism. 1860—1930. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — С. 84—95. — 616 с. — (Гендерная коллекция. Зарубежная классика). — ISBN 5-8243-0387-8.

Виды нигилизма

Такое понятие как нигилизм в современном обществе разделяют на множество видов, основные такие:

  1. Мереологический – определенная позиция в философии, утверждающая, что состоящие из частей объекты не существуют.
  2. Метафизический – теория в философии, говорящая, что существование объектов в реальности не является обязательным.
  3. Эпистемологический – отрицание знания.
  4. Моральный – метаэтическое представление, что ничто не может быть аморальным или моральным.
  5. Правовой – активное или же пассивное отрицание обязанностей личности и установленных государством правил, норм.
  6. Религиозный – отрицание и даже порой бунт против религии.
  7. Географический – отрицание, непонимание, неправильное использование географических направлений.

Нигилисты в России

Основная статья: Русский нигилизм

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год). В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» () не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое романом «Отцы и дети», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года, — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!».

Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, были материалистами и атеистами, а также не признавали господствовавшие нормы морали. В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины, а нигилистки — утратившими всякую женственность. В 1860-х годах женщины с нигилистскими убеждениями обычно носили свободно и прямо ниспадающее тёмное шерстяное платье, украшенное белыми манжетами и воротником и сужающееся в талии. Нигилистки коротко стригли волосы и зачастую носили затемнённые очки. Таким образом, женщины с нигилистскими убеждениями отвергали образ «кисейной барышни», отказывались от ношения традиционно женственной одежды с «муслинами, лентами, перьями и зонтиками от солнца», стремясь смягчить острые социальные и культурные различия между гендерами. Также нигилистки отклонялись от стереотипно фемининного социального поведения: они были склонны к прямоте, иногда вплоть до грубости, не заботились о культурных манерах, а зачастую и об опрятности

Нигилистки отвергали внимание к себе со стороны мужчин и хотели, чтобы их воспринимали прежде всего как равного в правах человека, а не как «ненужную женщину»; чтобы их уважали за знания, а не за размер бюста или объём юбок.

К концу 1860-х и началу 1870-х годов слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».

В настоящее время широко распространён термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву. Он отражает широко распространённый феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.

Направления нигилизма

Развиваясь и видоизменяясь вместе с эпохами и культурами, это течение предстает в нескольких разновидностях:

  1. Мировоззренческое или социальное, касающееся общих морально-культурных ценностей и идеалов.
  2. Мереологическое, утверждающее, что нет объектов, которые бы состояли из частей.
  3. Метафизическое, вообще не считающее обязательным существование объектов в действительности.
  4. Эпистемологическое, отрицающее существование знаний и учений как таковых.
  5. Правовое, нивелирующее обязанности человека в любом из проявлений и не считающее необходимым соблюдение законодательных норм.
  6. Моральное, или метаэтическое – в нем отрицается общее представление об аспектах, касающихся морали и нравственности.
  7. Культурное, появление которого связывают преимущественно со второй половиной прошлого века, когда представителями контркультуры отвергалась массовая культура.
  8. Юношеское, проявляемое на этапе взросления, осмысления себя, своего неповторимого «я».
  9. Географическое – относительно новое понятие, отрицающее воздействие географической составляющей на общественное развитие.

Главные принципы нигилистов:

Не существует никакого первейшего создателя, то есть Бога, потому что его существование не было подтверждено фактическими обоснованиями.

Моральных аспектов и нравственных ценностей нет без человека. У человеческого существования нет никакого смысла и истины.

Взгляды представителей нигилизма всегда максимально приближены к реализму и фактам.

Виды нигилизма:

  • Моральный — говорит о том, что не существует понятий как моральный и аморальный.
  • Мереологический — предметы не существуют, если состоят из нескольких раздельных частей.
  • Эпистемологический — основывается на отрицании всякого вида знаний.
  • Правовой — отрицаются нормы поведения, принятые государственным органом.
  • Метафизический — основано на отрицании существования объектов в реальном времени.

В России понятие нигилизма было обозначено в тысяча восемьсот двадцать девятом году. Наиболее точно нигилизм был расписан Тургеневым в “Отцах и детях”.

В наши дни найти нигилиста довольно легко как в жизни, так и на страницах книг. Нигилизм как направление имеет место быть в большинстве своём в России и остальных странах бывшего СССР.

На Западе нигилизм как направление отсутствует, либо попадается крайне редко. В России нигилизм появился в шестидесятых годах девятнадцатого века. Добролюбов, Чернышевский и Писарев одни из главных представителей данного философского движения того времени.

К более поздним представителям можно приписать вождя революции, В. И. Ленина.

Наиболее знаменитым иностранным нигилистом можно назвать немецкого философа Ницше. Он обесценивал высокую мораль, нравственность и отрицал Бога. Также он не признавал необходимость такого качества как сострадание и считал его признаком слабого человека.

Разновидности

Религиозный — один из видов нигилизма

  1. Мировоззренческая позиция, философские взгляды. Описывает постоянные сомнения, противоречивость общепринятых ценностей, идеалов, нравственности, норм и культуры.
  2. Метафизический. Уверенность в том, что наличие объектов в реальном мире не является обязательным.
  3. Правовой. Отрицание человеческих обязанностей, прав в пассивном и активном проявлении, установленных норм, законов, правил государства.
  4. Мереологический. Отрицание объектов, которые состоят из частичек.
  5. Эпистемологический. Абсолютное отрицание любых знаний и учений.
  6. Моральный. Отрицание аморальных и моральных аспектов общества.
  7. Юношеский нигилизм. Начиная с подросткового возраста, у юного человека возникает желание понять себя, свой внутренний мир, определиться с жизненным путем. Не редок тот случай, когда подросток начинает отрицать определенное явление. Данное поведение получило свое название, как юношеский нигилизм. Он, как и юношеский максимализм являет собой пылкое, сопровождаемое яркими эмоциями, отрицание. Такой тип нигилизма может встречаться не только у подростков и у людей юношеского возраста, также имеет вероятность проявления в различных сферах, в частности, в культуре, знаниях, в религии, общественной жизни, правах, у людей разных возрастов, если они излишне эмоциональны.
  8. Культурный. Отрицание неугодных культур. Например, было известно такое течение, как контркультура, которая отрицала развитие любой культуры, кроме авангарда.
  9. Географический. Присутствует отрицание географических характеристик, направлений. Такой тип нигилизма представляет собой новое определение. Иногда его называют ложным, неправильным.
  10. Религиозный. Характерно противостояние религии, отрицание ценностей общества, духовности. Критика сопровождается бездуховностью. Так нигилиста можно с легкостью назвать циником. Такая личность, преследуя свои эгоистические цели, может злословить относительно религии.
  11. Социальный. Широкое определение, проявляющееся в таких событиях:
  • непринятие реформ;
  • нежелание следовать нововведениям;
  • недовольство политическими течениями;
  • нежелание соответствовать западным образцам поведения;
  • непринятие нового жизненного уклада;
  • нежелание соответствовать преобразованиям;
  • ненавистное отношение, порой вражда к институтам государства.

Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая

Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг.)

  1. Штирнер возводит эгоизм (что это такое?) в безусловное благо, провозглашает любую мораль призраками и призывает человечество освободиться от них.

Причем он настолько радикален, что даже революция для него не способ изменить принятое социальное устройство, философ идет дальше: «Речь идёт не о новой близящейся революции, а о могучем, надменном, бесцеремонном, бесстыдном и бессовестном преступлении».

Штирнер, отрицая все, дошел до оправдания убийства, правда дрогнул и добавил ремарку «убивать, но не мучить».

Шопенгауэр оставляет только понятие воли, которая лежит в основе всего. История существования мира – это история бессмысленных метаний воли. Человеческая жизнь – это череда страданий, сменяющихся скукой. Единственное верное направление познания мира – это безразличное созерцание.

Шпенглер считает, что нигилизм – это умозрение утомленных горожан, у которых нет ничего впереди.

Фридрих Ницше выстроил целую концепцию. Он утверждает, что любая мораль создается для того, чтобы расширять границы своей власти.
Ницшеанский сверхчеловек выходит за пределы морали и нравственности, находится вне системы координат добра и зла. Формула нигилизма Ницше в его фразе «Бог умер». Вместе с Богом умерли нравственные ценности и идеи, в нем воплощенные.

Русские нигилисты

В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.

На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина, поэтому эволюцию социума описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.

Виды

Виды нигилизма в современном обществе:

  • социальный – это отрицание норм, морали, правил, стереотипов;
  • правовой – это отрицание законов, нормативно-правовой базы общества;
  • моральный нигилизм или этический – это отрицание морали и нравственности из-за неспособности оправдать зло и несправедливость всего мира;
  • культурный – это отрицание культуры, создание субкультур;
  • юношеский нигилизм или демонстративный – это стремление подростка заявить о себе, выделиться из «серой массы»;
  • мереологический – это отрицание чего-либо целого, единого.

Существуют и другие виды нигилизма, например, политический, космический, экзистенциальный. Можно назвать еще больше видов, суть в одном – отрицание, непринятие. Меняется только предмет отрицания. Общая черта всех форм и видов нигилизма – отказ от норм, принятых в обществе.

Отдельно стоит отметить позитивный нигилизм. Если коротко, то его суть в следующем: все равно мы все умрем, так давайте веселиться, получать удовольствие и жить так, как хочется

После смерти будет уже не важно, что вы делали правильно, а что неправильно, так почему бы не отказаться от всех этих норм и правил прямо сейчас?

Какой он – нигилист наших дней?

Многие философы склоняются к той мысли, что современный человек сам по себе уже является нигилистом в какой-то степени, хотя современное течение нигилизм уже разветвилось на другие подвиды. Многие люди, даже не зная о сущности нигилизма, в течение жизни плывут под парусом корабля, что зовется нигилизмом. Современный нигилист – человек, который не признает никаких ценностей, общепринятых норм и морали, не склоняется ни перед какой волей.

Нигилисты в литературе

Известное литературное произведение, затронувшее понятие нигилизм – это повесть «Нигилистка» от автора Софьи Ковалевской о русском революционном движении. Обличение «нигилизма» в виде грубой карикатурности можно прослеживать в таких известных литературных произведениях, как «Обрыв» Гончарова, «На ножах» Лескова, «Взбаламученное море» Писемского, «Марево» Клюшникова «Перелом» и «Бездна» Маркевича и многие другие произведения.

“Отцы и дети”

Нигилисты в русской литературе – это в первую очередь запомнившиеся всем герои из книг Тургенева, например, рефлектирующий нигилист Базаров и последовали его идеологии Ситников и Кукушкин. Нетипичная мировоззренческая позиция Базарова уже прослеживается в диалогах и спорах с Кирсановым Павлом Петровичем, проявляя разное отношение к простому народу. В книге “Отцы и дети” нигилист проявляет выраженное отрицание к искусству и литературе.

Ницше

Известно также, что Ницше был нигилистом, его нигилизм заключался обесценивании высоких ценностей. Философ и филолог, Ницше связывал между собой природу человека и ценности, но тут же подчеркивал, что сам человек все обесценивает. Известный философ настаивал на том, что сострадание является губительным качеством, даже если речь идет о близких людях. Его нигилизм – это не что иное, как идея сверхчеловека и христианского идеала, который свободен во всех смыслах.

Достоевский

В произведениях Федора Михайловича Достоевского также встречаются персонажи нигилисты. В понимании писателя, нигилист – это тип трагического мыслителя, бунтаря и отрицателя общественных норм, а также противника самого Бога. Если рассматривать произведение “Бесы”, нигилистом стал персонаж Шатов, Ставрогин и Кириллов. Сюда же можно отнести и книгу Достоевского “Преступление и наказание”, где нигилизм дошел до грани убийства.

Причины правового нигилизма

Правовой нигилизм является разновидностью социального нигилизма, поскольку имеет схожие причины зарождения и развития. Его сущность сводится к тому, что обычный гражданин неуважительно относиться к праву, исполнению законов и иному нормативному распорядку. Такому подходу к жизни способствовали различные факторы, однако чаще всего в основе этого явления лежит простое невежество, косность, невоспитанность, правовая отсталость и иные сопутствующие признаки, которые присущие довольно большой массе населения.

Правовой нигилизм можно разглядеть в следующих примерах. Он существует при:

  • массовом игнорировании нормативных актов и законов;
  • систематическом нарушении различных юридических предписаний и решений суда;
  • издании правовых документов, которые обладают весьма двойственным и противоречивым характером;
  • признании целесообразности выше законности;
  • игнорировании основных прав и свобод человека и гражданина;
  • противодействии между представительными и исполнительными органами власти.

Нередки случаи, когда правовой нигилизм активно можно различить в работе юристов и даже в статьях научных сотрудников. Также выделяют пассивный нигилизм в праве. Он проявляется в безразличном восприятии действительности. У таких людей нет активности и способности учитывать действие юридических законов

Такие люди могут также недооценивать важность и социальное значение законов и не обращают на это внимание

Выделяется активный нигилизм, который выражается в агрессивном отношении к правовым нормам. Человек с подобной жизненной позицией часто выступает против тех или иных законов, отвергает принятие важных для общества законов и при этом часто не оценивает должным образом опасность своих действий для неопределенного круга заинтересованных лиц.

Замечание 1

Правовой нигилизм начинает развиваться в таких государствах, где нравственная среда или социально-экономическое развитие испытывают серьезные проблемы. Это порождает виток кризиса и негативно влияет на отношения к законодательству всего населения.

Также среди причин правового нигилизма выделяют:

  • переходный период в жизни государства или проведение реформ в правовом поле;
  • особенное историческое развитие страны, общества под влияние негативных факторов;
  • активное использование репрессивного законодательства, а также неоднозначное количество ограничительных мер;
  • серьезные пробелы в правовой системе или в законодательстве;
  • отсутствие старых традиций демократии в государстве;
  • особенный характер государственной власти;
  • наличие административно-командных методов при решении социально-экономических задач в стране.

Правовой нигилизм может проявляться в разнообразных формах. Часто он состоит в сознательном отрицании верховенства закона, целенаправленное его нарушение, а также иных подзаконных актов. В этих случаях возникают все признаки противоправного деяния, за которое установлено наказание. Часто фиксирует массовое нарушение правовых норм, их полное или частичное неисполнение. Владельцы негативной психологии нигилизма нередко занимаются распространением подобной преступной философии, ставя под сомнения главенство закона в государстве и в целом правовую систему.

Замечание 2

Эти действия почти всегда имеют целью полное оправдание асоциального поведение человека или группы лиц в обществе. Также подобная деятельность может быть признана в качестве прямой или косвенной пропаганды насилия и жестокости, за что предусмотрена уголовная ответственность в большинстве стран.

Нигилисты стремятся создать максимально противоречивое законодательство, посредством системы правовых актов. Такой формат взаимоотношений можно увидеть на уровне государственной власти и региона, где принимаются законы, которые вступают в правовой конфликт между собой по содержание содержать взаимоисключающие нормы и положения. Подобные действия принято называть войной законов и от него сложно избавиться даже на профессиональном рабочем юридическом уровне. Правовой нигилизм процветает там, где идет массовое нарушение прав, свобод человека, а также в ситуациях, когда снижается авторитет и престиж правоохранительной системы в стране.

Студент-нигилист Базаров: образ в романе «Отцы и дети»

Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.

Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.

Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.

«Базаров — «новый человек»»

Наиболее резко Базаров отзывается по поводу искусства. Он считает его бесполезной сферой, которая ничего не дает человеку, кроме глупого романтизма. Искусство же, по мнению Павла Петровича, это духовная сфера. Именно благодаря ему человек развивается, учится любить и мыслить, понимать другого, узнавать мир.

«Снежная королева» — сказка Г.Х. Андерсена о трогательной детской дружбе. Нежные узы привязанности объединяли мальчика и девочку. Звали их Кай и Герда

Сюжет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» строится на столкновении двух систем взглядов, двух идеологий – либерально-дворянской и разночинно-демократической. Последнюю разделяет главный герой романа, Евгений Базаров. Ему противостоит Павел Петрович Кирсанов. Из споров между ними мы можем сделать выводы о том, в чем же заключаются новаторские на то время убеждения Базарова.

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно
приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в
философии, и в политике, и в повседневной жизни. Однако на вопрос «Что такое
нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция,
которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые
ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые
понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

  • Моральный нигилизм.
  • Правовой нигилизм.
  • Мереологический нигилизм.
  • Эпистемологический.
  • Метафизический.
  • Философско-мировоззренческий нигилизм.

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких
авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку
зрения, какой бы она ни была.

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как
моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву,
которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют
пассивную и активную формы правового нигилизма.

  • Пассивная форма характеризуется неверием в правовые
    возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
  • Активная форма выражается во враждебном отношении к
    законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан
    можно также назвать анархистами.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом,
так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных
категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты
лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым
нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны
правительства. Также причиной развития подобных гражданских позиций может
послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях
законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п. Как правило,
общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом
законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить
гражданам их права и защиту от произвола.

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим
отрицательным отношением к знаниям.

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских
странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще.
Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные
идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические
черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось
отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же
считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной
православной почве. Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание
мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши,
творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога,
подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и
природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за
них держаться. Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит
подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит
подставлять и левую. Также он считал, что сострадание является губительным
качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или
же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как
нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство. Но ведь
человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных
понятиях. 

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире
существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь
к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в .

Нигилизм в исследованиях психологов

Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идёт по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путём, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою . Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.

Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряжённость) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма — нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера, способах поведения, то есть в патологической организации личности в целом.

См. также

  • Атеизм
  • Агностицизм
  • Мировоззрение
  • Точка зрения
  • Отрицание отрицания
  • Анархизм
  • Либертинизм
  • Мереологический нигилизм

Известные нигилисты

  • К наиболее известным нигилистам можно отнести в первую очередь схоласта 12-го века Петра Ломбардского, который по сути и считается родоначальником этого течения. Его постулат – сомнения в том, что Христос имеет человеческую природу.
  • В той или иной степени нигилистами, проповедовавшими отдельные идеи в своих произведениях, являлись русские литераторы и философы Михаил Бакунин, Дмитрий Писарев, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Петр Кропоткин, Сергей Нечаев.

Среди зарубежных философов в качестве нигилистов часто определяют Эриха Фромма, Вильгельма Райха, Фридриха Ницше, Серена Кьеркегора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector