Методы и приемы формирования письма у младших школьников. — презентация

Задачи и основные принципы обучения грамоте

Основными задачами обучения грамоте являются:

  1. Формирование у учащихся элементарных навыков чтения и письма.
  2. Развитие у детей фонематического слуха.

Обучение грамоте является одной из составных частей обучению русскому языку, так как предусматривает формирование у детей навыков к чтению литературы, языковых понятий, простейших грамматических и орфографических умений.

Замечание 1

Таким образом, методика обучения грамоте находится в тесной взаимосвязи с такими разделами методики как орфоэпия, грамматика, орфография и т.д.

Обучение грамоте предусматривает три группы принципов:

  1. Частотный принцип (авторы В.Г. Горецкий и К.Д. Ушинский) – предполагает изучение букв (звуков) в последовательности – от группы часто используемых к менее употребляемым и малоупотребительных.
  2. Позиционный принцип (автор Д.Б. Эльконин) – изучение звуков осуществляется в соответствии с фонематической системой родного языка.
  3. Генетический принцип (автор Р.Н. Буреев) – основан на сложности и сходности написания букв и звуков.

Большое значение в обучении грамоте имеет верно составленный учебник. Как показывает практика, учебник по обучению грамоте должен содержать следующие материалы:

  • Текстовый материал – столбцы слов, короткие предложения, словосочетания, небольшие тексты для чтения.
  • Иллюстративный материал – сюжетные и предметные картинки.
  • Внетекстовые элементы – схемы слов и предложений, лента букв, слоговые таблицы.
  • Занимательный материал – скороговорки, ребусы, «рассыпанные» слова и т.д.

Методика обучения грамоте предусматривает два блока:

  1. блок – усвоение основных языковых понятий (устная и письменная речь, слово, ударение, звук и т.д.).
  2. блок – обучение плавному слоговому чтению, переписывание печатного и рукописного текстов, письмо под диктовку.

Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)Страница 24

В методических разработках этот способ применяется для отработки формы букв в послебукварной период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой, в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.

Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.

Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.

Пи применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки .

В этом параграфе рассмотрены исторически сложившиеся традиционные способы обучения чистописанию. В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдывает. Наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные технологии.

Т.О., история письма – это история человечества. И каждый человек, ребенок при обучении письму повторяет историю письменности от самого ее возникновения и до настоящих времен, от рисунков до русского курсивного письма. Может быть и в нашей стане в ближайшем будущем письмо будет носить название «скрипт».

2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ЧИСТОПИСАНИЮ

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах.

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.

Целью занятий чистописания является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Цели и задачи предмета чистописания теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом.

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать написанное. В современном обществе человеку приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекции, конспектов и другое. Во всех этих случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

Страницы: 24 

ОШ , город в Киргизии, центр Ошской обл., на р. Ак-Буура. Железнодорожная станция. 219 тыс. жителей (1991). Хлопчатобумажный и шелковый комбинаты, хлопкоочистительный завод, швейная и обувная фабрики; пищевая (мясная, молочная), машиностроительная, металлообрабатывающая промышленность и др. Педагогический институт. 2 театра. Историко-краеведческий музей-заповедник. Музей хлопководства. Известен с 9 в.

ВАЛЬТЕР (Walther) Йоханнес (1860-1937) , немецкий геолог, иностранный почетный член АН СССР (1930). Труды по палеоэкологии, учению о фациях, биологии моря. Разрабатывал метод актуализма в геологии.

УДЖУНГ-КУЛОН (Ujung Kulon) , природный парк в Индонезии, на западе о. Ява и прилегающих мелких островах. Основан в 1921. Площадь 41 150 га. Тропические леса, саванны, болота. Яванский носорог, бантенг, дикий буйвол, яванский тигр, леопард, красный волк, гигантская белка, шерстокрыл, яванский павлин и др.

Адаптация в первом классе: диагностика

Период включения ребенка в систему школьного образования, присвоения гордого статуса «первоклассник» — значимый и запоминающийся этап в жизни каждого ребенка, связанный с серьезными эмоциональными переживаниями и необходимостью быстрой ориентации в новых условиях

Диагностика адаптации первоклассника к школе — важное направление психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса, способствующее решению ряда значимых задач:

  • быстрому выделению из числа учащихся малышей, остро испытывающих сложности адаптационного периода;

получению информации, необходимой для разработки индивидуальных траекторий развития первоклассников;
составлению общих рекомендаций для педагогов начальных классов, формулируемых на основании психовозрастных особенностей нового детского коллектива.

Особенности адаптации первоклассников к школе и диагностика

Начало школьного обучения связано с необходимостью максимальной активизации познавательных, интеллектуальных и коммуникативных ресурсов, что становится серьезным жизненным испытанием для многих малышей. Диагностика адаптации первоклассников к школе является эффективным способом отслеживания показателей «вливания» самых младших учеников в школьную среду, предусматривающим возможность «мягкого» вмешательства для ведения адресной коррекционной работы.

Период адаптации ребенка к школе отличается индивидуальными проявлениями, его сроки обычно колеблются в пределах от нескольких недель до полугода. Процесс привыкания к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Самый напряженный — первый месяц обучения, который называют ориентировочным, или периодом «острой» адаптации в 1 классе. Характеризуется максимальным напряжением интеллектуальных и физических ресурсов первоклассника, т.к. с первых дней школа ставит перед малышом новые задачи, требующие немедленного разрешения.
  2. Период неустойчивой адаптации в первом классе длится от 2-3 месяцев до полугода. Первоклассники все еще предпочитают игровую деятельность вместо учебной, не сразу реагируют на замечания учителя, в случае недоразумений с одноклассниками прибегают к дракам, жалуются друг на друга, плачут. В это время нередко возникают первые серьезные в учебе.
  3. Заключительный этап — период устойчивого приспособления. Детский организм постепенно вырабатывает варианты реагирования на возросшую нагрузку, хотя дети все еще легко переутомляется. Следует предупреждать родителей, что подавленность и сонливость следует расценивать не как повод для беспокойства, а необходимость быть более внимательным к поведению и эмоциональному состоянию первоклассника.

Применение различных методик диагностики адаптации первоклассников к школе эффективно на всех этапах «вливания» детей в учебно-воспитательный процесс ввиду возможности градации различных факторов адаптации, представленных в таблице.

Адаптационные процессы в условиях привыкания ребенка к школьному обучению протекают сразу на нескольких уровнях, для каждого из которого характеры специфические критерии и показатели:

  1. Когнитивный, выражающийся через уровень сформированности жизненных установок, стереотипов, образа действий, развитости самосознания. Об успешной адаптации первоклассника по данному компоненту свидетельствует наличие адекватного мнения о том, для чего нужна школа и ее ежедневное посещение, а также самоидентификации себя как ученика, имеющего определенные обязанности и права.
  2. Эмоциональный, отражающий самооценку. Проявление ребенком адекватного оценивания собственных умений и навыков, готовность к обучению и развитию свидетельствуют о высо

Фото советы как научить ребенка писать

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Самостоятельность ребенка
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Как писать прописные буквы русского алфавита

Порядок изучения прописных букв базируется на уровне сложности написания. При обучении чтению буквы изучались по простоте артикуляции и частотности (А, О, У и др.).

Для формирования правильного написания используют копировальный метод. Его применяют для коррекции почерка школьников. Это многократное обрисовывание по точкам букв. При этом методе осмысленность снижается, поэтому использовать его можно только тогда, когда ребёнок хорошо знает написание буквы, но ему трудно с технической стороны.

При изучении написания определённой буквы используется следующий алгоритм:

  1. Демонстрация заглавной и строчной букв. Как и в обучении чтению, используются сравнения с объектами действительности. Обязательно нужно соотносить печатные и прописные буквы. Их графическое изображение может сильно различаться.
  2. Графические упражнения на элементы букв. Это наклонные и прямые палочки, крючки, полукруги и т. д. 

Педагог демонстрирует написание буквы. Ребёнок пробует вслед за взрослым написать её в воздухе. Полезно также, когда малыш пишет пальчиком по рассыпанной крупе.

  1. Обводка букв, дописывание недостающих элементов.
  2. Письмо букв по образцу в прописях.
  3. Способы соединения с изученными ранее буквами.

Дошкольники и младшие школьники лучше всего обучаются в игре. В школе игровых методов становится меньше, но их использование по-прежнему повышает уровень усвоения знаний. Помимо занятий в прописях и тетрадях можно использовать игры, в которых требуется вписать недостающие буквы, найти их на картинке, исправить неправильно написанные и т. д. На уроках рисования можно пользоваться пальчиковыми красками. Нужно пробовать писать красками прописные буквы.

Готовимся с малого возраста

Современные педагоги и психологи призывают не навязывать детям то, что им не интересно. Не стоит на них давить, принуждать к чему-либо. Уже в год можно предлагать ребёнку бумагу, карандаши, показать принцип работы. Если малыш проявляет интерес – поощряйте его, показывайте ненавязчиво как правильно держать карандаш, проводить линии.

Дети полностью копируют своих родителей, поэтому чаще показывайте ребёнку как писать, рассказывайте зачем вы это делаете, обыгрывайте упражнение, чтобы вызвать интерес малыша.

Когда стоит учить ребенка писать – довольно сложный вопрос. Целенаправленно проводить занятия по обучению письму до трёх лет не имеет смысла. Он не сможет понять, для чего это ему нужно. Основная деятельность для него – игра, поэтому не заставляйте его усердно выводить буквы из-под палки, это приведёт к негативным последствиям.

Ваша цель – подготовить мышцы ребёнка к письму, научить правильно держать ручку, развивать кисть. Хорошо в этом помогает творческое упражнение «Рисование от точки». В центре листа ставиться точка, и ребёнку предлагается продолжить её круговыми движениями до желаемых размеров. А потом, включая фантазию и воображение, дорисовать недостающие элементы и превратить рисунок, например, в кота.

Основные ошибки

Проводя занятия с ребёнком, не стоит излишне увлекаться. В погоне вырастить гения, родители могут нанести вред. Следуйте основным правилам домашних занятий:

  • Длительность занятия не более 15 минут;
  • Запугивать, наказывать, повышать голос и тем более применять телесные наказания недопустимо;
  • Заставлять малыша через силу то что не получается;
  • Проводите занятия в игровой форме, найдите увлекательные упражнения, вызывающие интерес малыша;
  • Подберите время для занятий, когда он полон сил и бодр;
  • Не спешите, практика показывает, что слишком рано научившиеся писать дети в будущем имеют некрасивый почерк;
  • Не берите на себя слишком много функций учителя, оставьте это дело профессионалам.
  • Изучайте специализированную литературу для правильного построения занятия и подбора упражнений;
  • Используйте наглядный материал, картинки, ассоциации.
  • Обучая ребёнка, не гонитесь за скоростью. Обучая его второпях, вы получите плачевные результаты. Главное не только научить, как правильно научить писать, но и как научить ребёнка писать грамотно.

Секрет успеха обучения письму прост – подходите к обучению разумно и взвешенно. Правильно подобранная методика, литература, возраст ребёнка гарантируют успех. Главное помните, что до 6 лет вся деятельность для ребёнка должна быть в игровой форме, чтобы не зарубить на корню интерес к письму. И тогда у вас будут блестящие результаты, которые порадуют вас и вашего ребёнка.

Диагностика пятиклассников по адаптации

Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры, используются методики, включающие анкетирование и психологические тесты. При этом тестирование должно проводиться с учетом возрастных особенностей пятиклассников.

Цветное письмо

Для оценки степени тревожности и предварительного выявления когнитивной или социальной дезадаптации используется методика цветного письма.

Для проведения заготовить индивидуальные бланки по количеству учащихся с списком предметов и квадратиками на напротив, обеспечив детей цветными карандашами. По инструкции они должны закрасить квадрат напротив предмета тем цветом, с которым этот предмет ассоциируется. Цветов всего 8: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. Они могут повторяться или не использоваться вообще. На основании обработки результатов определяется:

  • общее состояние учащихся в группе и по отдельности;
  • уроки, сопряженные с психологическим дискомфортом для общей массы учеников;
  • характер и степень психологического комфорта на каждом уроке.

Интерпретация выполняется на основе тории цвета и их соответствия психологическому состоянию:

  • синий — спокойствие состояние психологического комфорта и равновесия;
  • зеленый — уверенность в своих силах;
  • красный — стремление активно действовать, отвечать на уроках, принимать участие в обсуждениях и т.д.;
  • желтый — стремление к общению, активная позиция;
  • черный — страх, ощутимый дискомфорт;
  • коричневый — стресс;
  • фиолетовый — тревожность, неуверенность;
  • серый — нейтральный цвет, показывающий незаинтересованность в предмете.

Эта методика может применяться и для диагностики социальной дезадаптации в небольших группах.

Опросник Левченко

Для комплексной диагностики дезадаптации пятиклассников применяется методика Левченко, позволяющая определить эмоциональный портрет класса. Так, преобладающий позитивный настрой — серьезный фактор в воспитательной деятельности, влияющий на мотивацию и дальнейшие успехи.

Для проведения  опроса потребуется индивидуальный бланк для каждого ученика. Из списка 16 состояний учащимся предлагается выбрать 8, которые они чаще всего испытывают по отношению к школе:

  • спокойствие;
  • усталость;
  • скука;
  • радость;
  • уверенность в себе;
  • беспокойство;
  • неудовлетворенность собой;
  • ответственность;
  • сомнение;
  • обида;
  • чувство унижения;
  • страх;
  • тревога за будущее;
  • благодарность;
  • симпатия к учителям;
  • желание приходить сюда.

Результаты переводятся в процентную величину. При этом для объективной интерпретации имеет смысл учитывать чувства, которые выбрали 45-50% учащихся. Статистически учащиеся в подавляющем большинстве выбирают тревогу. Это связано с переходом в новые условия и неопределенностью, с которой сталкиваются дети.

Диагностика уровня коммуникативной адаптации

Сложности с коммуникативной адаптацией пятиклассников влияют не только на ученика, у которого эта проблема присутствует. Общее настроение в классе и психологическая ситуация будет страдать, т. к. коммуникативная дезадаптация проявляется в комплексе с поведенческой.

Для проведения тестирования нужно раздать учащимся в середине первого семестра листики с просьбой написать, кто с кем хотел бы сидеть на одной стороне, а список тех, с кем не хотели бы сидеть — на другой. По результатам выявляется группа популярных учащихся и группа тех, у кого проблемы с социализацией в коллективе. Дополнительная диагностика позволит выявить факторы, влияющие на обстановку в классе.

Методика обучения чтению

Методика обучения чтению делится на 2-3 этапа:

1 Этап – добуквенная подготовка (добуквенный)

Продолжительность – 2-3 урока в течение 2-х месяцев.

Цель: ознакомление учащихся с такими понятиями как буква, звук, слог, слово, предложение и т.д.

На данном этапе структура урока свободная, важным является только соблюдение следующих моментов:

  • обязательное усвоение учащимися по итогу каждого урока нового термина, его полное понимание;
  • активная умственная деятельность учащихся во время урока;
  • организация различных видов деятельности учащихся во время урока (игровая, работа с кассами, схемами, моделями и т.д.);
  • обязательное проведение 2-3х физкультминуток.

2 Этап – буквенный

Цель: зучение букв алфавита, последовательность знакомства с буквами не обязательно в алфавитном порядке.

Проводятся уроки двух типов:

  1. Введение новой буквы и звука.
  2. Урок-закрепление.

Структура урока по изучению новой буквы и звука:

  • осуществление звукового анализа слова, обучение вычленению звуков, развитие фонематического слуха у детей;
  • знакомство с новой буквой, ее знаковой природой, усвоение норм графики и овладение зрительным образом печатной буквы;
  • чтение слогов с новой буквой, обучение слитному чтению с ударением на гласный звук, обозначение мягкости и твердости согласных;
  • чтение слов с новой буквой, формирование механизма чтения, понимание прочитанного;
  • чтение букварного текста, формирование овладения общим пониманием прочитанного текста, организация продуктивного многочтения.

Структура урока не обязательно должна содержать все указанные элементы, в том случае, если дети имеют первичные навыки или хорошую дошкольную подготовку, то 2-й и 3-й пункты могут быть исключены.

3 Этап – послебукварный

Цель: обучение восприятию прочитанного текста, осуществление анализа прочитанного, формирование и развитие правильности и сознательности чтения.

Учащимся предлагают для прочтения отрывки из известных произведений. Выразительность и беглость чтения «отодвигаются» на второй план, важным становится правильность прочтения и понимание (осознание) прочитанного текста. Уроки данного этапа являются к подготовительными к урокам литературного чтения.

Пакет методик для проведения стартовой диагностики в 1 классе.

Пакет методик для проведения стартовой диагностики в 1 классе.

Пакет методик для проведения стартовой диагностики в 1 классе.

Анкета «Мое отношение к школе»

(1 класс)

(ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом)

1. Нравится ли тебе ходить в школу?

Да – красный

нет – синий

не знаю – желтый

2. Больше всего тебе нравится:

Заниматься со взрослыми – красный

Смотреть телевизор – синий

Играть в игрушки – зеленый

Затрудняюсь ответить – желтый

3. В школе больше всего тебе нравится:

Друзья – синий

урок – зеленый

затрудняюсь ответить – желтый

4. Хотел бы ты еще на год остаться в детском саду или дома?

Да – синий

нет — красный

не знаю — желтый

5. Если бы была возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?

Да – синий

нет — красный

не знаю — желтый

Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик»

(изучение детского коллектива)

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны предложения и рисунки состояния их настроению.

В классе мне –

С друзьями мне –

Дома мне –

Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащиеся отвечают на вопросы и подчеркивают то состояние, которое соответствует их настроению.

Диагностика «Краски»

Учащиеся получают набор красок или фломастеров. Листы бумаги на которых нарисовано 10 кружков. Задача учащихся раскрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет.

Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску:

звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.

Если ребенок окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностическая методика «Остров невезения»

В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма sos с острова невезения. Люди живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям.»

На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. Классному руководителю интересно выяснить не только какие предметы попадут в список, но будут ли среди этих предметов школьные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить приоритеты по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.

Диагностическая методика «Школа будущего»

Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть под знаком (-) то, чего быть не должно.

Если учащиеся относя к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Диагностическая методика

«Фотография»

Ученикам предлагается сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника

Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу

Методика «Номинация»

Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого нужно распределить школьные предметы по следующим номинациям:

Самый интересный учебный предмет

Самый полезный учебный предмет

Самый ненужный учебный предмет

Самый трудный учебный предмет

Самый легкий учебный предмет

Самый веселый учебный предмет

Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector