Характеристика метода опроса в психологии

Содержание:

Умные люди более сконцентрированы и способны работать часами напролет

Умение концентрироваться – это навык, к которому нужно долго привыкать. Если же вы считаете себя умным человеком, то без труда сможете работать по несколько часов, игнорируя все отвлекающие факторы.

Исследование, проведенное в 2013 году, продемонстрировало это на практике – людям с более высоким IQ было труднее замечать посторонние движения на фоне основного объекта

То есть они сосредоточили все свое внимание на определенной теме и не обращали внимания на то, что им не казалось важным

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

Стремление к развитию

Немного о методе

В отличие от простой беседы, интервьюирование предполагает определенное распределение ролей: исследователь только спрашивает то, что запланировал, не вступая в беседу с респондентом, не поддерживая активный диалог. При этом, отношение и обстановка должны быть доброжелательными, чтобы человек мог открыться и выдать достоверные результаты по необходимой исследовательской теме.

Этот метод всегда предполагает живое общение, в котором можно отследить вербальные и невербальные реакции, уточнить информацию, и иногда – изменить формулировки предложений, чтоб они стали более мягкими или более понятными для конкретного человека.

Интервью бывает разных видов. Например, по формализации, он может быть стандартизированным и нестандартизированным. В первом случае, содержание и последовательность вопросов строго определена. Второй вариант более гибкий – вопросы задаются по плану, но их формулировки не такие ригидные.

Как подобрать платье?

Виды интервью

По степени формализации процедур интервью подразделяются на:

Формализованное

(стандартизированное)

интервью

— самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Оно близко к анкетированию в присутствии анкетёра. Интервьюер обязан четко придерживаться заранее подготовленных формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью преобладают закрытые вопросы. При этом сами формулировки соответствуют стилю разговорной беседы с респондентами. Достаточно часто используют отдельные карточки с напечатанными вариантами ответов, если число вариантов возможных ответов довольно большое. Карточки передают респондентам для прочтения. Интервьюеру отводится преимущественно исполнительская роль и его влияние на качество данных может быть сведено к минимуму.

Фокусированное

(направленное)

интервью

— имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, конкретного явления, его последствий или причин. В этом виде интервью респондентов заранее знакомят с предметом беседы: что-то читают, смотрят видеозаписи фильмов и т. д. Для проведения данного вида интервью очерчивается круг вопросов, который является обязательным для интервьюера. Однако, он может менять их последовательность и формулировку, но по каждому вопросу должна быть получена информация.

Свободное

(нестандартизированное)

интервью

— проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана. Определяется только тема интервью. Диалог проходит в свободной форме. Здесь интервьюер свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации

Особенности интервью по-разному проявляются в различных организационных формах

. Интервью классифицируется по самым различным основаниям.

В социологической литературе приводятся и другие виды интервью в зависимости от:

  • целевого назначениядокументальное иинтервью мнений, отношений;
  • места проведенияслужебное и неслужебное ;
  • способа коммуникацииличное и телефонное ;
  • процедуры проведенияпанельное, групповое, клиническое ;
  • техники регистрациипротоколируемое и непротоколируемое и т. д.

Итак, подчеркнем, что, несмотря на популярность метода опроса при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов, бывают ситуации, когда требуется использование иных методов сбора информации или сочетание их с методом опроса. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент и другие.

Использование биографического метода

Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.

Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис

И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими

Последнее приводит к конфликтным ситуациям

В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.

Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.

О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.

Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:

  1. Определить психологический статус человека.
  2. Выявить основные черты его характера.
  3. Распознать способности.
  4. Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.

Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.

Что знает умный человек

Умный человек знает, когда стоит говорить, а когда слушать.

Умный человек способен изменить своё мнение, если осознаёт, что был не прав.

Умный человек знает, как не сойти с собственного пути.

Умный человек знает, как важно побороть свой страх и увидеть, что на самом деле нет ничего страшного. Глупый человек никогда на такое не отважится

Умный человек знает, что всегда найдётся кто-то умнее его.

Рейтинг лучших мобильных телефонов для игр

Общие требования

Несмотря на то, что в трудовом законодательстве нет чётких требований относительно анкеты (опросного листа), некоторые моменты, связанные с этим документом, всё-таки им регулируются:

Закреплена необходимость его заполнения и наличия для граждан, претендующих на занятие государственных и муниципальных должностей на конкурсной основе

Ввиду особой важности этих видов трудовой деятельности (госслужба и муниципальная служба) и наличия специфичных требований к соискателям, форма анкеты в данном случае утверждена законодательством, а именно Распоряжением Правительства № 667-р от 26.05.2005 года.
Есть запрет на определённые вопросы, которых не должно быть в анкете. Их перечень основывается на принципе не допущения дискриминации по разным основаниям

Это касается национальности, вероисповедания, материального положения, политических взглядов и некоторых других личных моментов. Если для работодателя они и имеют значение, в анкете их быть не должно. Иначе это расценивается как дискриминация и легко может стать основанием для обращения в прокуратуру или судебные органы в соответствии со статьёй 64 ТК РФ.

Все остальные тонкости, касающиеся составления и оформления анкеты, являются строго индивидуальными для каждой организации.

Но общие сведения, наличие которых обязательно для анкеты, мало отличаются в разных сферах труда и в разных фирмах. Любой шаблон содержит:

  • личные данные соискателя: ФИО, адрес проживания, контактные данные для обратной связи;
  • паспортные данные, гражданство, место рождения;
  • сведения о полученном образовании, включая все его уровни – от простых курсов до высшего образования и магистратуры;
  • имеющиеся профессиональные навыки и умения, хобби;
  • данные о предшествующей трудовой деятельности с указанием периода работы, занимаемой должности и причины увольнения;
  • семейное положение, наличие (отсутствие) воинской обязанности.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.

Основные методы практической психологии

Воображение — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования

Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации

Появляются новые методы практической психологии

Метод экспертного опроса

Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:

  • Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
  • Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».

Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;

Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются.
На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
«Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:

  1. Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
  2. Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.

Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;

Метод «мозговой атаки» – наиболее известный метод коллективного принятия
творческих решений. Метод представляет собой неструктурированный, свободный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы. Разработан и описан он был в 1938 г. американским психологом А.Ф. Осборном.

Мужские штуки, которые мы нашли на AliExpress

Как должна выглядеть анкета опроса клиентов

  1. Вступление представляет собой обращение к респонденту с просьбой принять участие в опросе клиентов.
  2. Скринер. В этом разделе прописан блок вопросов, ответы на которые позволяют отсеять тех респондентов, которые не входят в данную целевую аудиторию.

При наличии нескольких групп клиентов, различающихся по социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, сфера деятельности и пр.), скринер должен содержать уточняющие вопросы, которые помогут впоследствии разделить данные и изучить их по отдельности.

Основная содержательная часть. В ней находятся блоки вопросов, которые представляют собой разделенные по смыслу группы. Лист опроса клиентов должен быть логичным и не вводить респондента в заблуждение, заставляя вновь перечитывать уже пройденные в других блоках темы.

Ключевые вопросы необходимо формулировать в начале анкеты, менее значимые — в конце. Будьте готовы к тому, что в процессе заполнения опросника клиент может потерять терпение или устать, поэтому последние вопросы останутся без ответа.

Паспортичка представляет собой блок персональных данных о респонденте (Ф. И. О., контакты, место работы и должность, семейное положение, уровень дохода). Клиент должен дать согласие на заполнение этого блока. При отсутствии разрешения настаивать не стоит.

Благодарность. На заполнение листа опроса клиент тратит свое свободное время. Обязательно поблагодарите респондента и за это, и за приложенные усилия. Если заполнение анкеты требует значительного времени, помимо обычной благодарности предложите небольшой бонус, например скидку на следующую покупку или подарок.

Использование past simple

Past simple – это простое прошедшее время. Оно является наиболее распространенным в английской речи. Данное время мы применяем, когда речь идет:

  • о действиях в прошлом, происходящие друг за другом (они пошли гулять, зашли в кафе и заказали кофе);
  • о действиях, происходящих в прошлом и которые закончились к сегодняшнему дню (на прошлой неделе они ездили отдыхать в Сочи);
  • о действиях, которые регулярно происходили в прошлом, но на сегодняшний день они окончены (в прошлом году она ежедневно ходила в спортзал).

Плюсы

Можно быстро обработать много вариантов

Корпорация G провела конкурс стартапов, чтобы инвестировать победителю миллион долларов. Конкурс прошёл в 2 этапа: презентация проекта и анализ. В жюри выбрали весь Совет директоров. Они ставили баллы в таблицу на презентации. Аналитики проверяли информацию выступающих, считали бюллетени жюри и определяли вероятность успеха проекта. В конкурсе участвовали 250 предпринимателей.

В корпорацию пришёл предприниматель М со своим стартап-проектом по бесконтактной зарядке электромобилей. Он показал им слайды с графиками и объяснил перспективы проекта. После выступления предприниматель вышел из конференц-зала. На следующий день на его почту пришло письмо: » Мистер М, Ваш проект победил в конкурсе стартапов и корпорация G приняла решение инвестировать вашей компании 1 миллион $. Приходите завтра к… , чтобы подписать договор «.

Такая организация конкурса — единственный способ быстро найти победителя. Если бы это делал один человек, то мистеру М пришлось ждать письма больше месяца.

Учитываются особенности

В примере про конкурс проектов Совет директоров выставлял оценки в специальные бюллетени. В них была таблица с 3 свойствами: идея, технологичность, перспективность. Их выбирали с учётом особенностей, которые важны для этой корпорации и наверняка не подойдут для какой-нибудь другой. Метод экспертной оценки подстраивается под особенности задачи, чтобы решение было точнее.

Прогнозирование последствий

Когда команда экспертов предлагает какую-то версию, её отправляют на анализ. Там просчитывают все необходимые значения. Например, затраты на рекламу продукта. После этого, аналитики выводят перспективность идеи и прогнозируют последствия.

Если результаты хорошие, версию исполняют в жизни. Если результаты плохие, то она отправляется обратно к экспертам, чтобы они либо вынесли новую версию, либо доработали эту.

Ловля рыбы с лодки

Базовая структура

Чаще всего в анкете приведены 35-50 пунктов. Время заполнения — 40-45 минут. Соискатель должен иметь паспорт, удостоверения, дипломы и сертификаты об образовании и иная дополнительная документация. Все те же документы понадобятся и в случае если руководитель примет решение об оформлении на работу человека.

В первом блоке нужно дать ответы на такие вопросы, как:

  • полное имя;
  • адрес регистрации и проживания;
  • данные документов, удостоверяющих личность;
  • номера контактных телефонов и адреса электронной почты.

Первый блок нужно заполнять внимательно и четко. Информация должна быть верной и актуальной на момент выполнения анкетирования

В этом разделе важно отвечать только на прописанные в нем вопросы. Во втором блоке приводятся вопросы о профессиональных умениях в отношении должности, а в третьем — вопросы об трудовом опыте и старых местах трудоустройства

Почти в каждой анкете размещен вопрос относительно того, почему соискатель ушел с последнего места трудоустройства. Работодатель имеет право затребовать рекомендации с последнего рабочего места. Стоит заранее согласовать с бывшими коллегами и руководителями возможность обратиться к ним за рекомендациями. Человек, чьи данные будут указаны как контактные для выдачи рекомендаций, должен быть согласен их дать — иначе это будет бесполезная трата времени. Помимо этого, стоит быть уверенным и в том, что рекомендации от указанных контактов будут такими, что покажут соискателя с хорошей стороны, а значит и повысят его шансы на получение должности.

В последнем блоке понадобится рассказать об увлечениях и дать ответы на вопросы личного значения. В этом блоке необходимо прописывать по максимуму объективные ответы.

Каждая анкета — отражение внимательного подхода соискателя к поиску новой работы. Для начальника анкета, как и резюме, выполняет функцию своеобразной ступеньки в процессе череды собеседований, прежде чем дать согласие на трудоустройство.

Анкету рекомендовано заполнять в ручную чернилами синего цвета. Перед первой записью рекомендуется прочитать анкету от начала и до конца. Пункты анкеты могут повторяться – не нужно этого пугаться. Этот прием применяется для того, чтобы проверить внимательность и ответственный подход кандидата к поиску работы.

Все пункты анкеты должны быть заполнены. В случае если необходим отрицательный ответ, то следует написать «нет». Нельзя игнорировать вопросы, ведь это будет характеризовать кандидата как человека с низким уровнем исполнительности. По сути, каждая пустая графа — повод усомниться в том, что человек заинтересован в рабочем месте.

Ключевые моменты, что требуют внимания:

Аккуратность — все ответы должны быть написаны в пределах отведенной для этого графы.
Внимательность — определяется по испытаниям, где требуется разместить пункты по важности.
Педантичность — правильно прописанные даты и точные сведения.
Коммуникабельность – степень надавливания на бумагу, как важный фактор конфликтности.
Категоричность суждений – размер галочек для выбора варианта ответа и степень нажатия.
Исполнитель или руководитель — первые отвечают на вопросы четко и подробно, а вторые – наоборот.
Уровень интеллекта – анализ производится путем постановки сложно составленных вопросов.
Культурный уровень — оценка выполняется по культуре письма.

Данные моменты оцениваются кадровиками, что изучают множество анкет и способны сразу делать выводы о состоятельности кандидата и о том, нужен ли именно этот человек и сотрудник в трудовом коллективе. Все чаще в анкетах применяются различные хитрости, что скрыто проводят оценку психологического состояния кандидата — кадровики выполняют  работу моментально, но при условии, что соискатель выполнял анкетирование достоверно и честно.

Заголовок проигрывателя Подзаголовок проигрывателя

Виды интервью

По степени
формализации

·
Стандартизированное,
или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и
последовательность, в которой они задаются.

·
Нестандартизированное,
или свободное, интервью.
При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному
соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря
своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным
интервью контакту между психологом и респондентом.

·
Полустандартизированное,
или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем
как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии
исследования

·
Предварительное
интервью. Используется
на стадии .

·
Основное интервью. Используется на стадии сбора
основных сведений.

·
Контрольное
интервью. Используется
для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству
участников

·
Индивидуальное
интервью — интервью, в
котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

·
Групповое
интервью — интервью, в
котором участвует более двух человек.

·
Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от
сотни до тысяч респондентов. В основном используется в
.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы опроса
— устный опрос:
интервью, беседа, экспертная оценка.

Опрос метод
сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной
группе людей.

Опросы могут
быть:

·
Письменные
(анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).

·
Очные и заочные
(почтовые, прессовые и т.д.).

·
Экспертные и
массовые.

·
Выборочные и
сплошные.

·
Первичные и
повторные.

Опрос
наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке,
интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:

Корреспондент — исследователь.

Респондент- опрашиваемый.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ

1. Никандров В.В.
Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная
психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002.

3. Носс И.Н. Руководство по
психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.

Способы проведения фронтального опроса

Фронтальный опрос можно проводить, используя следующие приемы:

Светофор. У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый — сигнал «Я знаю». Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить.

Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен. 

  • По цепочке — этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
  • Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
  • Программируемый опрос — это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
  • Взаимоопрос — учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.

Регулярная медитация – отличительный признак умного человека

«Загорский эксперимент» и основы человеческого мышления

Сущность метода интервью

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды анкетирования

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Групповое анкетирование (несколько респондентов)

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

· Заочное (анкетёр отсутствует)

o Рассылка анкет по почте

o Публикация анкет в прессе

o Публикация анкет в интернете

o Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Техники биографического метода

Их всего 7:

Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир
В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем
Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях

В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности

Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.

Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector