Левин
Содержание:
- Эксперименты психолога Курта Левина
- Какое расстояние от стены до радиатора должно быть – правила крепления батарей отопления
- Потребности и то, как мы их реализуем
- Что еще нужно понимать, глядя на круг-в-эллипсе?
- Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?
- История
- Использование анализа силового поля.
- Влияние Курта Левина
- [править] Карьера
- Это интересно
- Открытие возможности психологического эксперимента
- Биография
- Мотивы
- Бизнес и финансы
- Общее представление.
- Основные принципы
- Теория Курта Левина кратко. Курт Левин – отец современной социальной психологии
- Теория поля Курта Левина шпаргалка. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА
- Ссылки
Эксперименты психолога Курта Левина
Исследовательский центр, созданный Куртом Левином, активно проводил тренинги для сотрудников различных предприятий. Например, к услугам психолога обращалась Harwood Manufacturing Company с жалобой на то, что при введении любых новшеств сотрудники предприятия очень долго обучаются, что приводит к падению уровня производительности.
Для решения проблемы Левин Курт взял три группы сотрудников и дал им задания:
- Первая группа решала, как эффективнее всего работать в рамках нового техпроцесса.
- Вторая группа должна была выбрать несколько представителей, которые будут направлены к руководству для того, чтобы обсудить новшества.
- Третья группа, состоящая из рабочих и менеджеров, должна была провести «мозговой штурм» по освоению новой технологии.
В результате эксперимента оказалось, что самые лучшие результаты продемонстрированы последней группой. После этого руководство компании получило рекомендации от выдающегося психолога.
Какое расстояние от стены до радиатора должно быть – правила крепления батарей отопления
Чтобы отопительная система работала с наибольшей теплоотдачей, важно не только подобрать высокоэффективное оборудование, но и качественно его смонтировать. Большое значение имеет правильная установка радиаторов
И здесь мелочей не может быть, нужно выдержать все параметры: угол наклона, выбор крепежной системы, но особенно важно учитывать, каким должно быть расстояние от стены до радиатора.
Потребности и то, как мы их реализуем
Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.
Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.
Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.
Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.
Что еще нужно понимать, глядя на круг-в-эллипсе?
Границы,
лежащие между человеком и его
психологической средой, так же как и
границы, отделяющие весь остальной мир,
не являются абсолютно непроницаемыми.
Например,
где-то на другом конце света произошло
землетрясение (событие за пределами
психологической среды), но человеку,
услышавшему это сообщение, в голову
приходят мысли о конечности всего
земного: он волнуется, у него могут
появиться мысли о смерти (происходят
изменения во внутреннем мире), и человек
решает составить завещание, для чего
посещает нотариуса (событие в
психологической среде). То есть, одно
событие, которое, казалось бы никак не
затрагивает непосредственную жизнь
человека, потянуло за собой ряд изменений
в его жизненном пространстве. Левин
сравнивал границы с мембраной или сетью,
а не со стеной или жестким барьером.
Есть люди более чувствительные
(полезависимые), их границы характеризуются
большей проницаемостью, и есть более
устойчивые (поленезависимые) – события
внешнего мира мало влияют на их внутреннее
состояние.
Но
и круг, обозначающий внутренний мир
человека, не пуст. В центре круга выделяют
центральную или внутриличностную часть
и перцептивно-моторную часть – часть,
отвечающую за восприятие и ответные
действия. Такое разделение внутреннего
мира человека Левин назвал дифференциацией.
Психологическая
среда тоже дифференцирована – можно
выделить различные сектора (участки) в
любом месте эллипса, которые будут
обозначать значимые для человека вещи,
события, явления. Левин назвал такие
участки регионами.
Жизненное
пространство, включающее внутренний
мир (персону) и психологическую среду,
– это не что-то однажды созданное и
застывшее: количество фактов и регионов
может уменьшаться и увеличивать, регионы
могут перемещаться ближе к границам
внутреннего мира, или отдаляться от
них, свойства границ также могут меняться
– все это называется переструктурированием
жизненного пространства.
Кроме
того, регионы жизненного пространства
могут быть реальными и воображаемыми,
к последним относятся планы, размышления,
мечты и фантазии.
Еще
одной важной характеристикой жизненного
пространства является временнóе
измерение или перспектива. Хотя сами
по себе факты прошлого и будущего не
создают событий, но мысли, чувства и
отношение к таким фактам лежат в настоящем
и могут оказать существенное влияние
на поведение человека
Так надежды на
лучшее будущее могут оказаться для
человека гораздо важнее, чем текущие
трудности, а тени прошлого (например,
пережитое предательство друга) могут
существенно испортить настоящее
(отношения с этим человеком).
Границы
регионов человека и окружающей среды
могут быть прочными или слабыми, текучими
или ригидными (застывшими), далекими
или близкими. То есть какие-то регионы
могут отстоять далеко от внутриличностной
области и не оказывать никакого влияния
(дальность), на другие регионы человек
может не реагировать (прочность), а по
отношению к третьим может легко менять
отношение (гибкость) и так далее.
К
примеру, для влюбленного мальчика слова
учителя на уроке могут находиться в
регионе более дальнем, чем записка от
его симпатии. И, конечно, чтобы получить
заветную записку, мальчику будет гораздо
легче повернуться к девочке, чем соблюдать
дисциплину и внимательно слушать
объяснения учителя. То есть происходит
движение от региона «учеба» к региону
«симпатия». Такие движения между
регионами Левин назвал локомоциями.
Это совсем не обязательно физические
движения. Мы можем мысленно «убегать»
к тому, что нас волнует – это и будет
локомоцией. Локомоция двумя регионами
(фактами) образует событие. События, в
свою очередь, являются основой поведения.
Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?
Потребности, граничащие с «оболочкой», осознаются, а центральные не осознаются. У тех потребностей, которые не осознаются, заряд сильнее, они больше беспокоят человека — поэтому он испытывает непонятную тревогу.
С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.
Диффузная («кривая») реализация. Для нее характерен истеричный смех, плач, крик, происходящий непонятно в связи с чем. Женщина хочет внимания, но не говорит об этом, вместо этого плачет или кричит — в этом случае потребность также удовлетворена, но не напрямую. Тем не менее ей становится легче.
Формирование болезни. Например, вместо того чтобы защищать свои границы от нападок других людей или нарушения личного пространства, человек начинает страдать ожирением, астмой или нейродермитом
Любой симптом является способом реализовать потребность, это способ вступить в контакт с другими людьми по самой важной потребности (которую, подчеркну, личность или отрицает, или не осознает). В этом смысле человек может быть «спокоен», потому что в любом случае потребность будет реализована
Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.
Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.
Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди.
Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная.
Таким образом, мир обладает целостностью — полем. Люди не самостоятельны, они частицы заряженного поля. Если человек попадает в какое-то окружение, оно обязательно повлияет на него так или иначе, произойдут некие изменения. Человек — открытая энергетически система, которая реагирует на явления внешней среды. По «Теории поля» личность фактически не может самостоятельно делать полноценный выбор в жизни, она очень зависима от среды. Поэтому в любой оригинальности мы видим элементы повторяемости.
История
Ранние философы считали, что тело имеет рациональную, внутреннюю природу, которая помогает направлять наши мысли и тело. Эта интуитивная сила, наша душа, рассматривалась как обладающая высшим контролем над всем нашим существом. Однако этот взгляд изменился во время интеллектуальной революции 17 века
Противостояние разуму и телу было постоянно развивающейся концепцией, которая привлекала большое внимание таких людей, как Декарт , Локк и Кант. От того, что когда-то считалось, что разум и тело взаимодействуют, до мышления, что разум полностью отделен от тела, рационалистические и эмпирические взгляды глубоко укоренились в понимании этого явления
Теория поля возникла, когда Левин считал, что поведение человека состоит из множества различных взаимодействий. Он считал, что у людей есть динамичные мысли, силы и эмоции, которые изменяют их поведение, отражая их текущее состояние.
Использование анализа силового поля.
Анализ силового поля Левина используется, чтобы различить, какие факторы в ситуации или организации направляют или отдаляют человека к/от желаемого состояния, и какие противостоят движущим силам. Этот анализ нужен для того, чтобы сформировать решения, которые сделают перемены приемлемыми. «Силы» — более чем настрой к изменениям. Курт Левин знал, как много эмоционального заложено в человеческом отношении к переменам. Чтобы понять, что заставляет людей принимать или противостоять изменениям, необходимо понять ценности и опыт человека или группы. Развитие самоанализа и эмоционального интеллекта поможет понять силы, которые движут нами и другими людьми. Поведение других людей предупредит Вас о присутствии движущих или сдерживающих сил. Следующие шаги представляют собой некий алгоритм использования анализа силового поля:
- Определите изменение, которое Вы хотите увидеть. Запишите цель или видение будущего желаемого состояния. Или Вы можете предпочесть понимание текущего статуса кво.
- Изобразите движущие силы, благоприятствующие изменению — пользуйтесь мозговым штурмом, рисуйте Mind Map. Запишите их на диаграмме силового поля.
- Изобразите сдерживающие силы, противостоящие изменению — пользуйтесь мозговым штурмом, рисуйте Mind Map. Их также запишите на диаграмме силового поля.
- Оцените движущие и сдерживающие силы. Это можно сделать, присвоив им балльную оценку — от 1 (слабо) до 5 (очень сильно), и подведя итоги по каждой стороне. Или же можно отбросить цифры, и сконцентрироваться целостно на влиянии каждого фактора.
- Оцените силы. Решите, какие силы обладают некой гибкостью к изменениям или на какие можно повлиять. 6. Разработайте стратегию! Создайте стратегию по усилению движущих сил или ослаблению сдерживающих, или в обоих направлениях. Если Вы оценили каждую силу по балльной шкале, подумайте, как Вы можете увеличить очки движущих сил или снизить итоги сдерживающих сил?
- Установите очередность действий. Какие действия можно предпринять, которые дадут наибольший результат? Определите ресурсы, которые Вам потребуются, и решите, как будете осуществлять задуманные действия.
Анализ силового поля критикуется обычно из-за субъективной оценки движущих и сдерживающих сил. Некоторые авторы считают, что данная модель работает внутри ограниченного набора условий, и есть ситуации вне этих условий, в которых теория Левина будет менее применима. В конечном счете, анализ силового поля может быть, а может и не быть полезным в Вашей ситуации. Решать Вам самим. Анализ силового поля подкреплен моделью управления изменениями Курта Левина, и зарекомендовал себя как заслуживающий доверие профессиональный инструмент для управления изменениями.
Влияние Курта Левина
Курт Левин родился в Германии в 1890 году. Изначально он хотел заниматься бихевиоризмом , но позже заинтересовался гештальтпсихологией, работая добровольцем в немецкой армии в 1914 году. Его ранние опыты существенно повлияли на развитие его теории поля. Теория поля Левина подчеркивала межличностный конфликт , индивидуальные особенности и ситуативные переменные, и он предположил, что поведение является результатом личности и его среды. Рассматривая социальную среду человека и ее влияние на его динамическое поле, Левин также обнаружил, что психологическое состояние человека влияет на его социальное поле.
Желая сместить фокус психологии с взглядов Аристотеля на подход Галилея, он считал, что психология должна следовать за физикой. Основываясь как на математике, так и на физике , Левин использовал концепцию поля, фокус нашего опыта, потребности и топографию для отображения пространственных отношений
Левин создал правило теории поля, согласно которому анализ может начинаться только с ситуации, представленной в целом, поэтому для того, чтобы изменения произошли, необходимо принять во внимание всю ситуацию. Кажется, что люди повторяют одни и те же безуспешные попытки расти и развиваться, и теория поля делает вывод, что это повторение происходит из-за сил внутри наших полей
Чтобы отобразить это психологическое поле, Левин построил «топологические карты», которые показывали взаимосвязанные области и указывали направления человеческих целей.
[править] Карьера
Родился 9 сентября 1890 года в Могильно в Польше.
В начале Первой мировой войны был призван в немецкую армию, демобилизован после ранения.
В 1920-х годах был представителем берлинской школы гештальтпсихологии, занимался экспериментальным изучением воли и аффекта.
Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа.
В 1926—1933 годах — профессор Берлинского университета.
В августе 1933 года эмигрировал в Соединённые Штаты. Преподавал в университетах Станфорда, Корнеллском и штата Айова (1932—1944). Был организатором и директором Исследовательского центра групповой динамики Массачусетского технологического института (1945—1947).
Стремясь перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики, разработал концепцию личности, основанную на понятии «поля», которое характеризует психологическое единство личности и её окружения.
Структура «поля» описывается Левином с помощью математических понятий топологии. Волевое действие понимается Левином как проявление динамики и свойств напряженных систем, которое определяется структурой психологического поля. Левин не проводит принципиального различия между волей и аффектом, рассматривая их в плане единой активной направленности личности.
Левин и его ученики разработали экспериментальные методы изучения психологии воли.
Был одним из основоположников экспериментального исследования психологии групп (групповой динамики).
Сотрудничал с Норбертом Винером в разработке принципов кибернетики.
Свою теорию групповой динамики применил к решению социальных проблем, например, проблемы лидерства, отстаивая преимущества демократического руководства перед другими его формами.
Умер 12 февраля 1947 года в Ньютоне, штат Массачусетс.
Это интересно
Открытие возможности психологического эксперимента
Главным открытием Курта Левина в те годы был психологический эксперимент. Ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы, потому что такие тонкие субстанции, как душа, настроение, характер, эмоции, невозможно пощупать и рассмотреть. Вопреки этому суждению Левин сумел разработать метод, который напоминал современные шутки со скрытой камерой.
Испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.
В 1921 году Левин стал преподавать психологию и философию в Берлинском университете. Он пользовался у студентов огромной популярностью.
В 1926 году Левин Курт стал профессором Берлинского университета.
В 1930-м ему предложили работу в Стэндфордском университете в качестве приглашенного профессора.
Биография
В 1890 он родился в еврейскую семью в Mogilno, графстве Моджилно, Области Позена, Пруссии (современная Польша). Он был одним из четырех детей, родившихся в семью среднего класса. Его отец владел небольшим универмагом и фермой. Семья переехала в Берлин в 1905. В 1909 он поступил в университет Фрайбурга, чтобы изучить медицину, но переданный университету Мюнхена, чтобы изучить биологию. Он занялся социалистическим движением и правами женщин в это время. Он служил в немецкой армии, когда Первая мировая война началась. Из-за военной раны, он возвратился в университет Берлина, чтобы закончить его доктора философии с Карлом Стампфом (1848–1936) наблюдатель его докторского тезиса.
Lewin был первоначально связан со школами бихевиоризма прежде, чем изменить направления в исследовании и брать на себя работу с психологами школы Гештальта психологии, включая Макса Вертхаймера и Вольфганга Колера. Он также присоединился к Психологическому Институту университета Берлина, где он читал лекции и дал семинары и по философии и по психологии. Lewin часто связывался с ранней Франкфуртской Школой, порожденной влиятельной группой в основном еврейских марксистов в Институте Социологических исследований в Германии. Но когда Гитлер пришел к власти в Германии в 1933, члены Института должны были расформировать, переехав в Англию и затем в Америку. В том году он встретился с Эриком Тристом лондонской Клиники Тавистока. Трист был впечатлен его теориями и продолжал использовать их в своих исследованиях солдат во время Второй мировой войны.
Льюин иммигрировал в Соединенные Штаты в августе 1933 и стал натурализованным гражданином в 1940. Ранее, он провел шесть месяцев как приглашенный лектор в Стэнфорде в 1930, но на его иммиграции в Соединенные Штаты, Льюин работал в Корнелльском университете и для Научно-исследовательской станции Охраны детства Айовы в университете Айовы. Позже, он стал директором Центра Динамики Группы в MIT. Работая в MIT в 1946, Льюин получил телефонный звонок от директора штата Коннектикут, Предают земле Расовую Комиссию, просящую помощь найти эффективный способ бороться с религиозными и расовыми предрассудками. Он настроил семинар, чтобы провести эксперимент ‘изменения’, который положил начало тому, что теперь известно как обучение чувствительности. В 1947 это привело к учреждению Национальных Учебных Лабораторий, в Сектантской молельне, Мэн. Карл Роджерс полагал, что обучение чувствительности — «возможно, самое значительное социальное изобретение этого века».
Следующая Вторая мировая война Льюин была вовлечена в психологическое восстановление бывших жителей лагерей перемещенных лиц с доктором Джейкобом Файном в Медицинской школе Гарварда. Когда Эрик Трист и Т М Уилсон написали Льюину, предлагающему журнал в сотрудничестве с их недавно основанным Институтом Тавистока и его группой в MIT, Льюин согласился. Журнал Тавистока, Человеческие Отношения, был основан с двумя ранними статьями Льюина, наделенного правом «Границы в Динамике Группы». Льюин преподавал какое-то время в Университете Дюка.
Lewin умер в Ньютонвилл, Массачусетс сердечного приступа в 1947. Он был похоронен в его родном городе. В 1987 его жена умерла.
Мотивы
Курт Левин сказал, что вы можете объяснить все свои действия одним простым фактом: мы видим конкретные пути и способы снять определенную напряженность.
Курт считал, что подобные действия должны иметь положительный заряд. Вот почему вы чувствуете, что энергия заставляет вас выполнять их. И тогда другие действия должны иметь противоположный эффект. Они увеличат ваше напряжение, и поэтому они должны иметь отталкивающий эффект.
Чтобы понять все это лучше, вот пример потребности, которую мы все имеем: потребность в признании. Когда вы начинаете чувствовать эту потребность, это пробуждает мотивацию получить признание в области, которая вас интересует. Эта мотивация будет иметь положительный заряд и приведет вас к действиям с целью получения признания.
Мотивация пробудит напряжение между вашей текущей ситуацией и вашей потребностью в признании. Тогда это заставит вас подумать о возможных действиях, чтобы получить это признание. И в зависимости от того, в какой области вы хотите быть узнаваемым, вы будете делать все, что, по вашему мнению, даст вам наилучшие шансы получить его.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Общее представление.
Давайте начнем с простого научного эксперимента. Вам потребуется для этого присесть. Сидите? Отлично. Теперь вопрос — что удерживает Вас на стуле? Есть два варианта ответа на этот вопрос. Первый — гравитация, которая вдавливает Вас в стул. Движущая сила, если хотите. Другой ответ — сам стул, который обеспечивает противоположную гравитации силу и не дает Вам упасть на землю. Получается, пока Вы сидите — Вы находитесь в своего рода равновесии, балансе сил. Две силы удерживают Вас на месте. Гравитация толкает вниз, удерживая на стуле, а сам стул противостоит этому, удерживая Вас от падения на землю. Две равные силы, движущая и противостоящая силы, работают для поддержания равновесия или статуса кво.
Согласны? Хорошо, теперь давайте поиграем. Предположим, мы хотим выйти из равновесия и дать Вам упасть на пол. Что мы можем сделать? С одной стороны, можно увеличить силу гравитации. Стул, в конечном счете, не выдержит, и Вы упадете. С другой стороны, мы можем оставить гравитацию в покое и ослабить стул, результат будет тот же. Если Вы дочитали до этого момента, можете считать, что только что закончили анализ силового поля и поняли основные идеи этого анализа. Также становится понятно, почему данный эксперимент уместен в данной статье. Курт Левин применял точно такой же подход к людям в своей теории изменений среди социальных ситуаций.
Основные принципы
Жизненное пространство
Идея о том, что поведение человека в любой момент времени проявляется только в рамках сосуществующих факторов текущего «жизненного пространства» или «психологического поля». Итак, жизненное пространство — это совокупность всех факторов, влияющих на поведение человека в любое время. Следовательно, поведение можно выразить как функцию жизненного пространства B = ƒ (LS). Более того, взаимодействие человека (P) и окружающей среды (E) создает это жизненное пространство. В символическом выражении B = ƒ (LS) = F (P, E). Примером более сложной концепции жизненного пространства является идея о том, что опыт двух людей в ситуации может стать одним, когда они разговаривают вместе. Этого не происходит, если два человека не взаимодействуют друг с другом, например, находятся в одной комнате, но не разговаривают друг с другом. Это объединенное пространство может быть «построено» по мере того, как два человека разделяют больше идей и вместе создают более сложное жизненное пространство.
Окружающая среда
Среда , как показано в жизненном пространстве, относится к объективной ситуации , в которой человек воспринимает и акты. Среда жизненного пространства (E) полностью субъективна в каждом контексте, так как зависит не только от объективной ситуации, но и от характеристик человека (P). Необходимо учитывать все аспекты сознательной и бессознательной среды человека, чтобы составить карту жизненного пространства человека. Комбинированное состояние, находящееся под влиянием окружающей среды, а также точки зрения человека, сознательного и бессознательного, следует рассматривать как единое целое. Хотя каждую часть можно рассматривать как отдельную сущность, для наблюдения за ситуацией в целом необходимо учитывать все входные данные.
Человек
Левин применил термин « человек» тремя разными способами.
- Свойства / характеристики личности. (потребности, убеждения, ценности, способности)
- Способ представления практически одинаковых психологических фактов самого «жизненного пространства».
- «Ведущее себя».
«Действующее« я »можно рассматривать как восприятие человеком своих отношений с окружающей средой, которую он воспринимает».
Развитие человека неминуемо влияет на жизненное пространство. Когда человек претерпевает изменения в своем теле или меняется его представление о себе, это может вызвать нестабильность в области жизненного пространства. Кроме того, нестабильность психологической среды или жизненного пространства может привести к нестабильности человека.
Поведение
Любые изменения в жизненном пространстве подчиняются психологическим законам. Соответственно, действие человека (P) или изменение окружающей среды (E) в результате указанного действия можно рассматривать как поведение (B). Такое поведение может оказывать большое или небольшое влияние на жизненное пространство в целом
Тем не менее, их нужно принимать во внимание. Теория поля утверждает, что поведение должно происходить из совокупности сосуществующих фактов
Эти сосуществующие факты составляют «динамическое поле», что означает, что состояние любой части поля зависит от всех остальных его частей. Сюда входят не только ментальные и физические поля, но и невидимые силы, такие как магнетизм и гравитация. Это можно уточнить, представив разницу, которую может создать сила, действуя на расстоянии. При рассмотрении чего-то вроде влияния Луны на Землю становится ясно, что эффект есть, даже если он действует на большом расстоянии. Поведение зависит от настоящего поля, а не от прошлого или будущего.
Развитие также играет важную роль в поведении в жизненном пространстве. С самого начала жизни поведение человека во всех отношениях зависит от его или ее социального положения. Это, конечно, вызывает социологическое обсуждение природы и воспитания . Исследования экспериментальной психологии показали, что на формирование стремления, движущего фактора действий и выражений (поведения), напрямую влияет присутствие или отсутствие определенных людей в пределах жизненного пространства. Развитие ребенка естественным образом ведет к открытию новых неизведанных областей жизненного пространства. Переходные периоды, такие как подростковый возраст, характеризуются большим влиянием этих новых регионов. Следовательно, вступление подростка в новую социальную группу или жизненное пространство психологически можно рассматривать как вступление в когнитивно неструктурированное поле. Это новое поле усложняет человеку понимание того, какое поведение уместно в этой области. Считается, что это возможность изменения поведения детей и подростков.
Теория Курта Левина кратко. Курт Левин – отец современной социальной психологии
Левин был в США единственным специалистом по поведению групп. Когда началась Вторая мировая война, ученому было предложено найти способ, как убедить жителей Америки перейти на черный хлеб. И он с этим успешно справился.
Левин после тщательного изучения ситуации пришел к выводу, что от прежних потребительских привычек легче отказываются люди, которых побуждали громко заявлять об этом на многолюдных митингах.
Власти воспользовались предложенным методом — и черный хлеб стал популярным среди жителей страны.
Во время войны психолог был консультантом американского правительства.
В 1944 году Куртом Левином при Массачусетском технологическом институте был основан Центр изучения групповой динамики, которым он руководил до самой смерти.
Построить исследовательский центр для изучения психологии групп было давней мечтой ученого. Цели он преследовал исключительно альтруистические.
Задачу изменения общества в сторону гуманизации психолог намеревался решать, проводя групповые тренинги.
В 1946 году началась работа ученого над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии, которую Карл Роджерс (известный американский психолог) назвал впоследствии самым значительным изобретением века.
В начале 1947 года эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в городе Бетеле, что в штате Мэн.
Это были тренинговые лаборатории, профессор планировал переобучать в них лидеров государства. Но, к сожалению, дожить до осуществления этой мечты ученому было не суждено. В феврале 1947 года в возрасте 57 лет Курт Левин умер от сердечного приступа. Но многие его открытия актуальны и сегодня.
Теория поля Курта Левина шпаргалка. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА
Теория немецкого психолога К. Левина (1890–1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Левин сосредоточивается на изучении личности человека.
Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. удовлетворению потребности.
Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные.
Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.
Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.
Свои теоретические взгляды Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936). Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа, отразившая актуальные социальные запросы. От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления, названного «групповой динамикой». Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил. Группа может быть охарактеризована как «динамическое целое». Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояния любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству.
В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии. Таким образом, К. Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии.