Эффект зейгарник: незавершенное действие в прошлом мешает настоящему

Эффект Зейгарник в психологии

Если кратко сформулировать то, как работает эффект Зейгарник в психологии, то можно выделить такую последовательность происходящего:

  1. Любое начатое действие рождает в человеке психоэмоциональное напряжение.
  2. Возникшее напряжение логически тяготеет к завершению. Человек стремится избавиться от напряжения.
  3. Напряжение исчезает только в момент завершения действия, получая разрядку.

Смысл заключается в том, что, если завершения не происходит, напряжение остаётся и влияет на поведение человека.

В Гештальтпсихологии есть понятие «незавершённый гештальт». Суть этого понятия заключается в том, что психика человека способна принимать как собственный опыт только завершённые дела. Если по какой-то причине начатое не было завершено, то гештальт остаётся открытым, то есть личность испытывает напряжение, волнение, высокий уровень тревоги. Если таких ситуаций скапливается немало, это может вызывать неврозы. Ибо, с точки зрения гештальта, для ощущения удовлетворённости жизнью необходима завершённость и целостность в делах и любых начинаниях. Таким образом, открытие Блюмы Вульфовны стало одной из отправных точек гештальттерапии.

Самостоятельно «закрыть гештальт», то есть завершить неоконченные дела, не всегда случается возможным, так как незавершённости могут быть в отношениях с родителями, с педагогами, с воспитателями. Могут вызывать тревогу ранние воспоминания, когда только грамотный психолог может помочь «завершить гештальт» и убрать точку напряжения с помощью игровых, образных и арт-терапевтических форм воздействия.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.

Психология — эффект незавершенного действия (Зейгарник)

В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.

Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.

Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в памяти в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.

Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.

Эффект незавершенного действия в любви

В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.

Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.

В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить мысли в правильное русло.

Труды Зейгарник

В $1978$ году профессор Зейгарник была награждена Ломоносовской премией первой степени за серию работ, посвященных проблемам психических нарушений при разных психических заболеваниях, реабилитации и коррекции психически больных. В этих работах ею дано теоретико-методологическое обоснование психологическому изучению патологий психики и показано, что даже при различных психических заболеваниях выявляются те же закономерности функционирования психики, как и в норме. Как и в норме, при психических заболеваниях главным источником развития служит социальная среда и мир человеческой культуры. Собственная же активность больных является основным симптомообразующим фактором. В исследованиях Зейгарник четко показано, что распад психики – это не негатив в ее развитии и дано экспериментальное и теоретическое обоснование данного положения.

Результаты исследования Зейгарник в области патологии познавательной деятельности при психических заболеваниях обобщены в ее работе «Патология мышления». В этой монографии впервые представлено теоретическое обоснование подхода к изучению психологического феномена нарушений мышления, а также описаны методические приемы, адекватные для решения данной задачи, дана оригинальная систематизация основных нарушений мышления. Это дает ключ к пониманию генеза данных нарушений и открывает более широкие возможности для их дифференцированной диагностики.

Результаты изучения патологий личности при психических заболеваниях, изложены в работе «Личность и патология деятельности», изданной в $1971$ году

Зейгарник показала, что психологическое изучение личностных аномалий очень важно для определения природы психических болезней и для анализа нормальной психической деятельности. В этой книге приведено описание разных видов мотивационно-личностных нарушений, обоснована теоретически и эмпирически доказана роль личностного фактора в структуре измененных патологически психических процессов, обозначены средства психологической реабилитации пациентов посредством использования сохранного потенциала личности

Замечание 2

Особое место среди работ Зейгарник занимает учебник «Патопсихология» для студентов, обучающихся психологии.

Болезнь Гоше

Неврастения

2 недели назад

Описание Болезнь Гоше — это редкое наследственное лизосомное заболевание накопления, развивающееся в результате недостаточности бета-гликозидазы. Недостаточность данного ферментативного комплекса приводит к накоплению глюкоцереброзида в макрофагах и отложению его в таких органах, как селезёнка, головной и костный мозг, лёгкие, печень. Заболевание открыто в 1882 французским врачом-дерматовенерологом Филиппом Гоше.

Классификация болезни Гоше Международная классификация заболеваний (МКБ-10) относит болезнь Гоше к классу E75.2 и в группу заболеваний, связанных с нарушением обмена сфинголипидов. Виды болезни Гоше:

1 тип, или нейронопатическая форма болезни Гоше — встречается с частотой примерно 1:20000-1:55000 населения в зависимости от этнической группы. Например, среди ашкенази частота встречаемости составляет 1:25000 человек. Хоть заболевание и отмечается практически у всех этнических групп, однако чаще наблюдается у еврейского населения. I тип заболевания проявляется уже у детей первых нескольких лет жизни и сопровождается увеличением печени, селезёнки (с возможными подкапсульными гематомами и разрывами). Появляются нарушения в работе опорно-двигательной системы с преобладанием поражения костных структур. При болезни Гоше развивается анемия, тромбоцитопения. В результате тромбоцитопении появляются частые гематомы, а в результате анемии развивается хроническая усталость. При лёгком течении заболевания клиническая симптоматика может не проявляться. Поражение костной системы у взрослых и детей при I и III типе является одним из главных факторов инвалидизации.

2 тип, или инфантильно-нейронопатическая форма болезни Гоше — чаще встречается у нееврейского этнического населения. Частота встречаемости составляет 1:90000 новорожденных. II тип развивается в первые дни после рождения и может проявляться вплоть до 18-летнего возраста — чаще в возрасте 3,5 месяцев. К 6 месяцам у детей появляются признаки умственной неполноценности, судорожного синдрома, апноэ. Помимо увеличенной печени и селезёнки (как и при первом типе) наблюдается поражение головного мозга, ригидность верхних и нижних конечностей, нарушенная моторика глаз. Прогноз при II типе болезни Гоше неблагоприятный, дети умирают примерно в возрасте 1,5 лет в связи с рецидивирующими пневмониями в результате прогрессирующей бульбарной дисфункции.

3 тип, или ювенильная нейронопатическая форма болезни Гоше — клиническая симптоматика начинает появляться у детей в возрасте 2-3 лет. Начинается всё с увеличения селезёнки, при этом увеличение печени менее выражено. После появления спленомегалии заболевание не проявляет себя около 5-6 лет, а затем начинают появляться неврологические симптомы. Прогноз при III типе болезни Гоше умеренно благоприятный в плане выживаемости (пациенты доживают до достаточно взрослого возраста), однако неблагоприятный в случае с инвалидизацией (в связи с поражением костных структур 3 и 1 типы заболевания приводят к ранней инвалидизации человека). Осложнениями при болезни Гоше являются непосредственно клинические симптомы, которые возникают в том или ином возрасте. То есть осложнением течения заболевания можно считать возникновение неврологических синдромов, деформации, гематомы и другие.

Образ жизни при болезни Гоше существенно изменяется у пациентов, которых доживают до сознательного возраста. Это связано не только с поражением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой умственного и психического развития.

yellmed.ru

Поделиться «Болезнь Гоше»

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

 Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию

Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение

Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Список литературы:
  • 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  • 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
  • 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
  • 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
  • 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
  • 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  • 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
  • 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
  • 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
  • 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, 8-часовой рабочий день заставляет нас не думать о работе.

Зейгарник Блюма Вульфовна

Выдающийся психолог советского времени, одна из создателей Факультета психологии МГУ, основательница советской патопсихологии — Блюма Вульфовна Зейгарник, вместе со своим мужем — работником торгового представительства СССР, в 1921 году оказалась в Берлине, где поступила учиться в Берлинский университет.

В ту пору одним из выдающихся молодых преподавателей Берлинского университета являлся Курт Левин, который глубоко изучал психологию личности, исследовал поведение человека: движущие мотивы, потребности и «квази-потребности», и их зависимость от социума. «Квази-потребностями» Левин называл те потребности, которые отличаются от первичных, естественных потребностей, таких как: еда, питьё, сон и т.д. «Квази-потребность» возникает, когда человек начинает какое-то действие, тем самым создавая напряжение, стремящееся к разрядке, то есть к завершению.

На подсознании такие вещи часто срабатывают, например, когда мы слышим знакомую песню, подпеваем, проникаемся и вдруг песня обрывается. Возникает сильная фрустрация и желание дослушать или хотя бы допеть эту песню. Песня может преследовать нас сутки и даже больше, пока мы её не допоём до конца, или не дослушаем, не удовлетворим свою потребность.

Именно под руководством Курта Левина, Блюме Зейгарник повезло защитить в 1927 году дипломную работу, сделавшую её всемирно знаменитой в психологической среде. А эффект, названный в её честь «эффектом Зейгарник» (его еще называют «эффектом незавершённого действия»), стал одним из столпов гештальтпсихологии.

В процессе работы над дипломом проводился ряд экспериментов, в которых испытуемым предлагали решить ряд задач за определённое время. Часть из них прерывали в процессе выполнения, не давая завершить, ссылаясь на истёкшее время для решения. После всех заданий, испытуемых просили вспомнить и перечислить все задачи, которые им пришлось решать. На тех заданиях, которые были прерваны в процессе и не были завершены, возникал повышенный уровень эмоциональной напряжённости. И именно эта неудовлетворённость, по сути, фрустрация, приводила к фиксации человека на этой задаче. Как следствие, испытуемые в 2 раза чаще запоминали именно незавершённые действия.

Данные эксперименты показали, насколько незавершённые действия запоминаются лучше завершённых, что впоследствии и было названо эффектом Зейгарник.

Интересный факт, что на подобные исследования Курта Левина и Блюму Вульфовну натолкнул обычный официант, когда они обедали в кафе, обсуждая будущий диплом

Как когда-то на открытие закона всемирного тяготения Ньютоном повлияло падение с ветки яблока, так возникновение одной из важнейших основ гештальтпсихологии было подсказано расторопным официантом, который привлёк к себе внимание Левина и Зейгарник тем, что не записывал заказы в блокнот. Когда любопытный Курт Левин спросил его помнит ли он свои заказы, официант без запинки назвал те, что ещё не были завершены

Предыдущие же заказы, которые он выполнил несколько минут назад, он вспоминал с огромным трудом и ошибками. Как только заказы были оплачены, официант тут же их забывал.

Так ответим на вопрос в чём же заключается эффект Зейгарник? По сути, это явление, характеризующее влияние на процессы памяти. Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу запоминания. И состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если по какой-то причине не смогли её закончить и получить удовлетворение от результата.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Сущность

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связный с каким-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

С точки зрения Теории поля <#»justify»>История вопроса

В психологии известен эффект, названный по имени его открывателя эффектом Зейгарник. Этот принцип говорит о том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова. Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.

Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею. В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло, и задача не решена. Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех задач, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными задачами примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник». Зейгарник установила, что начало выполнения задачи создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению. Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.

На мой взгляд, основной вывод, который может сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.

У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.

И что еще интересно — у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.

Завершение освобождает энергию.

Современное применение

эффект зейгарник память поведение напряжение

Одной из основополагающих человеческой психологии является тот факт, что ни один человек абсолютно не терпит неопределенности. Любой человек старается найти ответы на все интересующие его вопросы как можно быстрее. Именно на этой особенности человеческой психологи и основан так называемый эффект неопределенности. Абсолютно все статьи, ролики и сюжеты, которые используют эффект неопределенности чаще всего заканчиваются неожиданно, абсолютно никак не разрешая сложную ситуацию и никаким образом не развязывая ее. Именно этот эффект очень часто используется в рекламах, в ходе которых рекламщики задают посетителям провокационные и в тоже время очень интересные вопросы, ответы на которые можно получить только перейдя по какой-либо ссылке. Таким образом, читатели или же пользователи сайтов намного лучше запоминают информацию, размещенную на сайте, даже в том случае, если мелкие детали будут запомнены намного более четко и точно. Данный эффект носит название эффекта Зейгарника и является очень эффективными при написании текстов для веб, так как помогает заинтересовать и привлечь все новых и новых читателей.

Как распознать в себе эффект Зейгарник и как с этим бороться?

Прочитав эту статью, некоторые из вас, возможно, начали задумываться, а не портит ли вам жизнь этот самый эффект незавершенного действия? Давайте попробуем разобраться.

Дело в том, что существуют некоторые симптомы, как у самого настоящего заболевания, которые указывают на постоянные циклические принципы незавершенности в вашей жизни:

  • если вы чувствуете постоянную тревогу, несмотря на слаженность жизни, хорошую работу и наличие семьи;
  • если ваша личная жизнь не складывается снова и снова по непонятным вам причинам;
  • если вы зачастую додумываете сами себе продолжение тех или иных слов собеседника;
  • если вы чувствуете, что все чаще наступаете на одни и те же грабли.

Вышеперечисленные симптомы – это вовсе не признаки обычных жизненных неудач. Все проблемы кроются внутри самого человека. Вам просто необходимо открыть глаза на порой очень болезненную правду и переосмыслить сложившиеся незавершенные ситуации.

И никакого лечения вовсе не нужно, и искать старых знакомых и завершать неоконченные дела нет необходимости. Просто осмыслите для себя, что прошло уже много времени, и ситуацию пора отпускать, не нужно кого-то оправдывать и жалеть. Вот увидите – жить станет легче. Просто отпустите.

Муки выбора или парадокс большого разнообразия

7Необходимость принятия сложного решения или выбора, вызывает желание оставить все как есть. Если покупателю предоставить большой ассортимент товара, то большая вероятность, что он уйдет вообще без покупки. Чем больше предоставленных вариантов, тем сложнее сделать выбор. Способность на некоторое время откладывать исполнение своего желания очень полезна. Она помогает лучше справляться с разочарованиями и стрессом. Этому необходимо учить детей с раннего возраста.

Верна пословица – «чтобы не разочаровываться, лучше не очаровываться». Чем больше ожиданий и надежд на исполнение какого-то события, тем больше разочарований при его исполнении. Завышенные ожидания приводят к сокрушительным разочарованиям.

Явление незавершенности в любви

Зачастую мы не можем забыть о том или ином человеке, с которым имели романтические или дружеские отношения, оправдывая себя и подбирая в оправдание различные психологические эффекты. Эффект Зейгарник может объяснить множество страданий по не сложившимся отношениям, особенно если не было явного расставания и раздела имущества между партнерами.

Поэтому настоятельно не рекомендуется расставаться с бывшими возлюбленными по телефону или интернету. Пострадавшая сторона не сможет до конца осознать, что все кончено, и этот феномен незавершенности будет таиться в подсознании человека, не отпуская образа бывшего возлюбленного.

То же касается и отношений, которые разрушаются из-за внезапно возникшего расстояния между людьми. Например, если одна из половин уезжает работать в другой город и постепенно отвыкает от любимого человека, обязательно должен быть факт расставания при личной встрече. Иначе подобный «молчаливый» разрыв может мучительно сказаться на подсознании пострадавшей стороны.

Объяснение феномена

Сама Зейграник объясняла возникновение этого феномена благодаря мотивирующим факторам. То есть, личность охватывает потребность завершить начатое. Причём мотивация может существенно отличаться у всех. Например, часть людей согласилась на эксперимент, чтобы проверить свои возможности, узнать себя лучше. Часть – чтобы помочь науке, хоть как-то соприкоснувшись с её развитием. А кто-то просто хотел развлечься и решил поучаствовать, просто опираясь на свой азарт.

Причин можно назвать массу, но в любом случае у каждого участника был мотив, согласно которому он выполнял задачи и дошёл до конца. В момент прерывания деятельности оказывалось, что его намерение, согласно которому он выкладывался, получалось неосуществлённым. Отчего появляется напряжение, что совершенно оправданно. Столько приложено усилий и все зря. Вот тогда-то такое намерение остаётся в памяти, чтобы в дальнейшем найти возможность реализоваться.

Курт Левин назвал такое намерение квази потребностью, то есть отличающейся от истинной потребности, являясь как бы вторичной. Её целью служит снятие возникшего напряжения впоследствии незавершённости. Отчего человек неосознанно будет воспроизводить в жизни похожие ситуации, пока не удастся разрядиться. Именно по этой причине испытуемые добровольно возвращались к делу, на котором их прервали, если был небольшой перерыв между заданиями.

Причины

До настоящего момента точная причина развития данной патологии до конца не выяснена, однако выделяются следующие предпосылки:

  • Это генетически обусловленная патология, которая наследуется по рецессивному принципу.
  • В результате мутации происходит нарушение строения участка гена, ответственного за ферментативную активность β-гликозидазы.
  • Данный фермент не может участвовать в реакции расщепления жиров.
  • В итоге жиры не перерабатываются в организме, а накапливаются в макрофагах клеточных структур различных органов и тканей.
  • Клетки видоизменяются, увеличиваются в размерах, перестают выполнять свои функции.
  • Это приводит к нарушению работы пораженных органов.
  • Риск заболеваемости возрастает в этнических группах населения, практикующих близкородственные браки.

Патогенез

  1. Патогенетической основой болезни является снижение каталитической активности бета-глюкозидазы. В результате нарушается процесс расщепления гликосфинголипидов (сложных соединений липидов и углеводов) до глюкозы и церамида.
  2. Аномально прогрессивное накопление макромолекул происходит в клетках, которые характеризуются повышенной скоростью их обновления – в макрофагах.
  3. Негидролизованные липиды концентрируются в лизосомах, образуются особые клетки накопления – клетки Гоше. Первичный метаболический сбой провоцирует вторичные расстройства биохимических процессов и клеточных функций.
  4. Из-за патологии жирового обмена развивается синдром активации макрофагов. Стимулируется моноцитопоэз, увеличивается содержание макрофагов в печени, селезенке, костном мозге. Это становится причиной спленомегалии, гепатомегалии, инфильтрации костного мозга. Расстройство регуляторной функции макрофагов является провоцирующим фактором цитопении, поражения костей и суставов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector