Основные этапы становления личности человека

Что нам дает саморазвитие и с чем его «едят»

Саморазвитие личности – это процесс саморазвития без завершения. Он может остановиться, но не завершиться. С развитием человека меняется его жизнь: привычки, круг друзей, увлечения, работа, взгляды, образы жизни и т. д.

Влияние социума на человека может только подтолкнуть к определенным действиям и мыслям, заставить задуматься. Но стоит помнить, что критерии личностного роста складываются даже в том случае, если мы попадаем под влияние. Нужно только выбрать, что это будет.

Личностный рост нам дает уверенность, цель, новые возможности. Если нет гармонии с собой, понимания своего внутреннего «Я», то и любые попытки найти выход будут равны нулю. Только открытое осознание своих проблем поможет стать на правильный путь. Чтобы начать что-то делать, нужно, прежде всего, иметь свое мнение, которое поможет вам сделать выбор.

Если посмотреть, сколько платят страховые компании

Стоимость жизни среднестатистического россиянина:500 000—2 000 000 Р.

Как считают. Лимиты сумм по договорам о страховании ответственности прописаны в законодательстве. По закону об ОСАГО, если человек погиб в ДТП, виновником которого стал другой водитель, родственники умершего могут рассчитывать на 500 тысяч рублей.

Еще ответственность страхуют опасные производства. Например, если завод производит взрывчатку, он обязан застраховать свою ответственность. Если сотрудник такого предприятия погибнет на рабочем месте, страховая компания выплатит компенсацию семье — 1 млн рублей.

Ответственность страхуют и компании, которые перевозят пассажиров, причем неважно, каким транспортом: поездами, такси, автобусами, самолетами. Верхняя планка выплат родственникам погибшего — 2,025 млн рублей

Другой вариант — если человек сам решит застраховать себя от гибели в результате несчастного случая. Он может выбрать размер страхового покрытия — так называется сумма, которую компания выплатит, если что-то случится. У разных компаний суммы, которые предлагают клиентам при покупке полиса страхования жизни, различаются, но теоретически человек сам может решить, сколько его родня получит, если произойдет несчастный случай. Чем больше страховое покрытие, тем дороже будет стоить такой полис.

Если человек купит такой полис, а потом, например, погибнет в авиакатастрофе, то его семья получит обе выплаты: и по полису страхования ответственности авиакомпании, и по полису страхования жизни от несчастного случая.

Структура самооценки

Понятие самооценки условно можно разделить на два компонента: когнитивный или познавательный, и эмоциональный, построенный на переживании человеком представлений о самом себе. Другими словами, самооценка складывается из набора качеств, которыми обладает человек, и из его отношения к этим качествам.

К этим компонентам можно добавить третью составляющую — поведенческий компонент, являющийся связующим звеном между внутренней оценкой себя и тем, как оценивает индивидуума общество. Таким образом, самооценка складывается из трёх взаимосвязанных частей:

представление человека о своих способностях, внешности, характере, месте в социумесобственное отношение к этим представлениямвыстраивание взаимоотношений с окружающими на основе этих представлений

В сумме эти три составляющие дают понятие «самости», или «Я-концепции» — термина, распространённого в зарубежной психологии. Ядром «Я-концепции» является эмоциональный компонент, именно он отвечает за степень самоуважения, баланс между уровнем притязаний личности и её реальными достижениями.

Вариант 2

Как-то так повелось в нашем обществе, что большинство людей делятся на сильных и слабых. Так что же значит это разделение? В чем проявляется сила человека, а в чем его слабость? На данный момент имеется ввиду не физическое состояние, а душевное.

Так что же значит быть сильной личностью? Какие качества должны присутствовать у сильного человека?

Чтобы разобраться в этом, лучше всего обратиться за примерами к русской литературе и на реальных героях наглядно увидеть сильные черты характера.

Первым представителем огромной силы духа почему-то вспоминается Стародум – герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». По молодости он принимал участие в боевых действиях, где был ранен. Состояние свое он получил только лишь благодаря своему труду и упорству. Он очень умен и мудр, а нечестных людей считает чудовищами. Больше всего в людях он ценит труд и упорство, чувство долга и справедливости.

В молодые годы судьба сводит его с офицером, который изначально предстает в наилучшем виде. После начала войны офицер уклоняется от службы Отечеству и отсиживается в тылу. Стародум же принимает участие в боевых действиях и получает ранение. Но данное событие не сломило нашего героя и, благодаря своей огромной силе духа, он продолжает верить в могущество правды. Именно правду и честность он уважает больше всего.

Вторым примером можно отметить Чацкого, героя комедии «Горе от ума», принадлежащей перу А.С. Грибоедова. Чацкий является настоящим патриотом своей Родины. Он не понимает старшее поколение, для которых на первом месте стоят материальные блага и место в обществе. Здесь сила героя показана в противостоянии конкретной личности, а так же толпе его сторонников. Конфликт происходит по причине того, что Чацкому не безразлично будущее его страны. Он всеми путями старается исправить общество, которое превозносит богатство.

Для Чацкого главными являются свобода и правда, а ложь и восхваление власти он презирает. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Эта фраза идеально характеризует героя, который не понимает лесть и притворство ради продвижения по карьерной лестнице. И даже когда от него все отворачиваются, потому что никто не понимает его свободолюбия, чести и достоинства,  он по-прежнему не сдается. Это и будет хорошим примером стойкости и силы духа, которыми так наделен герой комедии. 

Именно такого рода героев я считаю по-настоящему сильными личностями, способными на многое. К сожалению, общество не всегда разделяет их позицию, и очень часто они так и остаются никем не понятыми. Но даже это не заставляет их отвернуться от своих взглядов и предать свои идеи.

Рассмотрев примеры из литературы, можно сделать вывод, что сильная личность – это человек, который не зависит от мнения толпы, всегда имеет свою точку зрения и готов её отстаивать, не смотря ни на что. Так же сильный человек никогда не отступит от своих целей, и не сойдет на полпути. Именно такие люди добиваются всего в жизни, не смотря на то, что на пути неоднократно встречаются преграды. Но какой бы не была извилистой дорога, никогда не стоит опускать руки и предавать свои чувства и мечты.

Процесс формирования самооценки

Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.

Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.

Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.

В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.

Зачем вообще считать стоимость жизни

С моральной точки зрения пытаться оценить жизнь человека — цинизм. Но государству, например, нужно понимать, как назначать компенсации семьям военных или полицейских, погибших при исполнении обязанностей. Предприятиям — рассчитывать выплаты, если человек погиб на производстве. Страховым компаниям — понимать, какие взносы должен делать клиент, застраховавший жизнь, и сколько получит его семья, если произойдет несчастье.

Еще стоимость жизни рассчитывают, чтобы понимать, какой экономический ущерб возникает от гибели граждан в ДТП, от стихийных бедствий или плохой работы медиков. Зная эти суммы, власть может планировать расходы на безопасность дорожного движения, защиту от чрезвычайных ситуаций и здравоохранение.

Говоря о таких экономических потерях, ученые употребляют формулировки «стоимость среднестатистической жизни», «цена жизни среднестатистического человека» или «цена риска для жизни». То есть сколько денег потеряет государство или семья умершего от его смерти.

Универсальной формулы, чтобы оценить, сколько стоит жизнь человека, нет: государственные экономисты, страховые компании, ученые — все считают по-разному. В итоге суммы у всех различаются.

Формирование личности

Факторы

На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.

Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.

Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.

Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.

Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии

Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять

Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту

Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.

Отрочество

Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии

В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.

Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.

Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.

Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования

За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью

Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков

Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно

Факторы, влияющие на формирование самооценки

В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.

С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:

оценка со стороны учителя, наставника, тренерамнение родителей, родственниковмнение товарищей по учёбе, увлечениямличный опыт, чувство компетентностивлияние рефлексии

После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.

С возрастом факторы меняются: на передний план выходит личный опыт, собственная оценка своих поступков и личностных качеств. Человек начинает сопоставлять своё реальное «Я» с тем образом, к которому он внутренне стремится. Мнение окружающих по-прежнему имеет значение, но корректируется собственными представлениями о «правильном» и «неправильном». Успешная карьера, хорошая физическая форма, счастливый брак способствуют укреплению высокой самооценки. И наоборот, постоянные упрёки со стороны близких, неудачи на работе, финансовые проблемы способны загнать человека в ловушку низкой самооценки.

Противоположности притягиваются?

Семьи, построенные людьми с разными темпераментами, характерами, считаются более крепкими. Классический пример такого союза — герои Веры Алентовой и Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит», Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Толстого «Война и мир». Но не в киношной или книжной, а в реальной паре, созданной перфекционистом и его антиподом, по мнению психиатра Михаила Гордеева, возникнут серьезные проблемы. 

«Маловероятно, чтобы они сошлись. И даже большая любовь быстро погаснет, потому что они разные в восприятии мира. Ведь в паре человек часто ставит критерии в отношении партнера. И перфекционист может ставить критерии в продуктивности, пунктуальности, красоте. У него может быть идеал красоты, и ему, скажем, понравится красивая женщина, но утром она все равно проснется с помятым лицом, а это уже нарушение идеала». 

Концепция Л. И. Божович

С точки зрения выдающегося советского психолога, ученицы Льва Выготского – Л. И. Божович, возможно выделение двух ключевых критериев сформированной личности.

Согласно первому критерию, человек может считаться личностью лишь в том случае, если его мотивам присуща определенная иерархичность, то есть волевых усилий человека достаточно, чтобы преодолевать одни побуждения, отдавая предпочтение другим. Если человек обладает данным качеством, он способен к опосредованному поведению. Однако необходимо учитывать, что при опосредованном поведении мотивы, с помощью которых отдается предпочтение некоторым стремлениям, должны быть социально значимы и обоснованы, само происхождение этих мотивов имеет социальную обусловленность, они воспитаны в человеке обществом.

В качестве второго необходимого критерия сформированности личности нужно рассматривать способность человека сознательно контролировать собственное поведение, управлять им. Данное управление возможно с опорой на осознанные мотивы-цели, убеждения и стремления личности.

Отличие критериев друг от друга состоит в том, что второй предполагает именно осознанное соподчинение мотивов. Лишь опосредованное поведение (без управления мотивами; первый критерий) может быть построено на стихийно сложившейся иерархии мотивов, то есть человек не будет осознавать, что же именно заставило его поступить определенным образом, но при этом считать свое поведение оправданным. Итак, хотя во втором критерии также имеется в виду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Красота помогает карьере

Основываясь на идее общекультурных стандартов красоты, исследователи изучили влияние физической привлекательности на уровень дохода людей []. Чтобы выделить красоту как определяющую экономическую переменную, в расчетах контролировались и другие факторы: семейное положение, образование и состояние здоровья. За четыре года исследователи собрали подробные демографические данные о трудоустройстве жителей Северной Америки. Выяснилось, что люди, которые лучше выглядят, в большинстве случаев получают более высокую зарплату, работая на аналогичных должностях с несимпатичными коллегами, которые зарабатывают меньше.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин  всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector