Конспект
Содержание:
- Лечение невроза
- Необычные виды конспектирования
- Методы ведения конспектов
- Необычные виды конспектирования
- Виды конспектов
- Наука конспектирования
- Для чего студенту нужен конспект
- План статьи — образец
- Советы, которые могут помочь при составлении конспекта
- Виды и типы конспектов
- Эффективные методы конспектирования
- Понятие конспекта
- Watchkin приводит страницу с видео в порядок
- Меры профилактики
- Метод боксов
Лечение невроза
Расстройства невротического характера лечат несколькими способами. Чаще используют лекарства и психотерапию.
Лекарственные препараты
С помощью лекарственных препаратов устраняют такие проявления невроза, как бессонница, тремор конечностей, снимают напряжение. При заболевании часто назначаются медсредства следующих фармакологических групп:
- Транквилизаторы (Феназепам, Седуксен, Валиум). Данные лекарства способствуют уменьшению чувства страха, эмоциональной напряженности и тревоги. Дозировка препарата рассчитывается индивидуально в зависимости от каждого конкретного случая.
- Снотворные (Золпидем, Санвал, Гипноген). Назначаются для нормализации сна пациента.
- Антидепрессанты (Сертралин, Амитриптилин). Медикаменты этой группы имеют ярко выраженный седативный эффект. Их назначают при недуге, сопровождаемом постоянными страхами и тревогами.
- Ноотропные препараты (Ноотропил, Фенотропил). Их прописывают для улучшения настроения, повышения умственной работоспособности, уменьшения чувства усталости. Необходимы для пациентов, страдающих депрессивными формами невроза.
- Нейролептики (Аминазин, Тизерцин). Лекарственные средства оказывают снотворное и успокаивающее действие, эффективны в борьбе с галлюцинациями. Применяются для лечения истероидной формы невроза.
Психотерапия
Используя методы психотерапии, доктор лечит пациента не препаратами, а информацией. Терапия оказывает влияние на психику человека, страдающего неврозом. При различных формах болезни используются разные методы психотерапии. Их подбирает врач-психотерапевт.
Наиболее часто врачи применяют следующие способы лечения расстройств невротического характера:
- Групповая терапия. Занятия проводится в группах от шести человек пару раз в неделю. Во время терапии каждый из участников рассказывает свою ситуацию, конфликт, затем все вместе ищут способы его разрешения или преодоления.
- Психоанализ. Данный способ терапии имеет более 20 разновидностей. Суть классического психоанализа базируется на вербализации мыслей с помощью ассоциаций. Психотерапевт проводит анализ над бессознательными конфликтными ситуациями, которые являются причиной заболевания.
- Арт-терапия. Для снижения напряжения часто используется арт-терапия. Во время нее пациент направляет негативную энергию на достижение целей в искусстве, развивает способность к самовыражению и самопознанию.
- Аутогенные тренировки. Этот метод представляет собой самовнушение. Перед тем как начать его применять, человек должен полностью расслабиться, затем воспроизвести ряд упражнений, которые снизят напряжение.
- Психодрама. Способ применяется как в групповых занятиях, так и в индивидуальных. Человек, проходящий лечение данным способом, должен разыграть ситуацию, которая спровоцировала у него развитие невроза. Делать это можно в одиночестве или выбрав себе партнера, если занятия групповые.
Народные средства
Перед применением народных методов лечения человеку, страдающему расстройствами невротического характера, следует посоветоваться с доктором. В качестве вспомогательной терапии к основному лечению назначают:
- Чай с мелиссой. Для приготовления заливают литром кипятка 10 г заварки и 10 г листьев растения. Пьют снадобье перед тем, как лечь спать.
- Ванна с корнем валерианы. 55-60 г корня растения варятся в течение 15-20 минут, затем настаиваются один час. Состав процеживается и выливается в ванну, наполненную горячей водой. В ванне нужно лежать 10-15 минут.
- Мятный отвар. Столовая ложка листьев растения заливается стаканом кипятка, настаивается 30-40 минут, процеживается. Состав пьют утром на голодный желудок и перед тем, как лечь спать.
Питание при неврозах
Питание человека, страдающего расстройствами невротического характера, должно быть разнообразным. В пище должны содержаться витамины и полезные микроэлементы. Больному следует включить в рацион продукты, содержащие углеводы: бобовые, овощи, макаронные изделия, хлеб, фрукты. Также ему необходимы белки: яйца, сыр, творог, мясо и рыба. В меню должны присутствовать продукты, содержащие полезные жиры: орехи, мясо, растительные масла.
Исключить из рациона человека, страдающего неврозом, стоит алкоголь, сахар, мучные изделия, жирную пищу, усилители вкуса и иные пищевые добавки.
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.
Методы ведения конспектов
Существует довольно много разных методов. Мы разберём основные, подтвердившие свою эффективность.
Метод Корнелла
Главная идея этого метода — разделить страницу на три части: две колонки и отдельную секцию внизу.
- Узкая колонка слева. В неё записывают основные концепции, термины и ключевые понятия. И ещё здесь могут быть вопросы, которые возникают по ходу конспектирования.
- Основная колонка. Она предназначена для обычного конспекта, который подробно раскрывает концепции и термины из первой колонки.
- Секция внизу. По-английски она ёмко называется summary, самый близкий аналог на русском — краткое изложение или основные тезисы. В этой секции должны быть кратко описаны важные концепты, о которых идёт речь в материале. В идеале — своими словами.
Такой метод позволяет чётко структурировать информацию и с лёгкостью находить её в конспекте, ориентируясь по ключевым словам в левой колонке.
Схематический метод
При использовании этого метода вся структура записей должна представлять собой один большой список с несколькими уровнями вложенности. Элементы верхнего уровня списка — это основные темы. Дальше происходит разветвление от каждой темы на подтемы. А каждая подтема может содержать основные тезисы. В итоге получается большой маркированный список. Уровней вложенности может быть и больше, но список не должен получиться слишком уж монструозным, иначе тогда в нём может быть тяжело ориентироваться.
Плюс этого метода — анализ материала ещё на стадии конспектирования, ведь для создания такой структуры нужно сразу выделять основные темы и разбивать материал на тезисы.
Метод интеллект-карт
Полезный метод, который подходит не только для конспектирования, но и для брейн-шторминга, планирования и так далее. Он заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы. Корневой элемент такой схемы — основная сущность (ключевая идея, задача, термин), а от неё отходят ветви со связанными элементами (понятиями, тезисами по теме, идеями, способами решения). Создатель интеллект-карт написал книгу о том, как и где можно применять этот метод.
В конспектах интеллект-карты позволяют проследить связи между элементами, представить сложные концепции в простой лаконичной форме и улучшить запоминание информации благодаря визуализации и наглядности.
Метод предложений
Этот метод похож на обычное конспектирование строка за строкой
Важное отличие — каждое новое предложение записывается с новой строки и нумеруется. Такая система позволяет устанавливать связи между разными частями конспекта несмотря на линейность
Для этого достаточно сделать пометку с указанием, к какому по номеру предложению относится текущая мысль.
Плюсы метода — привычность и лёгкость перехода к нему. Тем не менее, этот метод в большинстве случаев уступает другим по эффективности.
Метод течения
Пожалуй, самый свободный в нашем списке — flow method, метод течения или потока. Его суть в том, чтобы уделять минимум времени конспектированию непосредственно самого материала, концентрируясь только на основных моментах. При этом следует активно обдумывать материал и записывать свои комментарии и идеи, которые возникают в ходе изучения. Их можно записывать в любой удобной форме вперемешку с основными тезисами. Результат может представлять собой схему, разрозненные тезисы, подобие интеллект-карты или всё сразу. Создатель метода написал подробный гайд, в котором он рассказывает о самом методе и о том, как начать использовать его в своих записях.
Главная цель этого метода — выучить и понять материал сразу, а не записать его, чтобы выучить в будущем. Это значительно отличает его от всех остальных. Стоит учесть, что метод течения ввиду своих особенностей подходит не во всех случаях. Например, его не стоит выбирать, если цель конспектирования — собрать базу знаний. В конспектах точно не будет подробного разбора каждой темы.
Способов ведения конспектов гораздо больше, и продолжают появляться новые. Даже метод течения, который уже набрал популярность, появился сравнительно недавно. Так происходит в том числе потому, что многие опытным путём стремятся прийти к оптимальному для себя методу. Мы предлагаем вам сделать то же самое — выбрать подходящий для ваших целей метод и при необходимости модифицировать его или создать свой собственный с нуля. Если он будет работать для вас — почему бы и нет.
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.
Виды конспектов
Некоторые преподаватели требуют вести тетрадь и регулярно проверяют, как студент работает. Чаще всего это педагоги старой закалки, которым знакомо отсутствие книг в библиотеке по нужной теме.
Другие, новое поколение преподавателей, этого не требуют. Они знают, что в Интернете и книжных магазинах можно найти любую литературу для чтения. Конспект в таком случае только отнимает время.
При любом методе преподавания важно вот что: большинство педагогов не будет учить, что писать в тетрадях, поэтому нужно самому научиться, как записывать лекции коротко, но понятно, чтобы в нужный момент информация всплыла в памяти, и ее можно было пересказать
План-конспект
План-конспект – это структура лекции. Ее обычно дает педагог, а студенты должны вписать в план основные моменты.
Это может быть:
- дата события;
- описание процесса;
- литература по данной теме, которую необходимо прочитать дополнительно.
План-конспект хорошо помогает подготовиться к семинарам, когда вся информация находится в голове, а пункты в тетради нужны, чтобы не перескакивать от волнения на другие темы.
Схема
План-схема – это список вопросов, на которые планируется получить ответ в процессе прочтения лекции. Указывается взаимосвязь пунктов. Схему обычно используют при разборе литературного произведения – по обозначенным вопросам можно будет готовиться к экзаменам.
Текстовый конспект
Чаще всего применяется у студентов гуманитарных факультетов, например, литераторов, философов, историков. Это, по сути, реферат каждой лекции с цитатами, выдержками из оригинальных источников, кусками авторского текста. Делать такой конспект сложно, так как приходится успевать за речью преподавателя.
Графический
Графический конспект используют студенты технических факультетов. Это таблицы, графики, схемы, рисунки. Чаще всего их переносят в тетрадь с плакатов.
Тематический
Тематический конспект больше применяется в домашней работе. Например, какую-то тему нужно осветить с разных точек зрения. Студенты, прочитав несколько исходников, записывают выдержки в тетрадь.
Майнд-карты
Майнд-карты – это необычная технология конспектирования материала.
Как правильно сделать майнд-карту:
- взять большой лист бумаги, минимум формата А4;
- в центре обозначить тему лекции;
- по мере прослушивания материала от центра листа делать пометки и записывать важные пункты.
В результате оказывается заполненным весь лист.
Метод Корнелла
Метод Корнелла получил признание в американских вузах, как самый эффективный. Суть его основана на необходимости доработать конспект в течение суток после лекции. Как известно, память, если ее активизировать вскоре после получения информации, выдает хорошие результаты.
Чтобы сделать конспект Корнелла, страницу тетради делят на две части: левую меньше, правую больше. Справа будет записываться вся основная информация. В левой колонке в течение 24 часов студенты должны внести свои правки, дописать даты или еще что-либо, что скажет преподаватель. Это стимулирует вспомнить ту информацию, которая была получена на лекции.
Свободный
Конспект в свободной форме пишется по желанию студента. Можно пользоваться любым из вышеописанных методов, можно придумать свой. Главное, чтобы материал был понятен студенту по истечении определенного времени.
Если студенту не нравится, как он сам оформляет собственные записи, можно посмотреть, как это делают другие. Возможно, какой-то вариант покажется более понятным.
Наука конспектирования
Существует большое количество исследований касательно того, как именно нужно вести конспект и как визуальный язык влияет на наши заметки. Некоторые из них могут удивить неожиданными результатами.
Например, одна из работ Pam A. Mueller, Daniel M. Oppenheimer. . говорит о том, что рукописные заметки работают намного лучше, нежели сделанные на компьютере. Когда конспект ведётся от руки, человек лучше усваивает и запоминает информацию. Несмотря на то, что цифровые конспекты обычно повторяют сказанное преподавателем слово в слово, это пагубно влияет на запоминание информации.
Другое исследование Jeffrey D. Wammes, Melissa E. Meade, Myra A. Fernandes. The Drawing Effect: Evidence For Reliable And Robust Memory Benefits In Free Recall. продемонстрировало, что люди, которые быстро создают простые рисунки, могут лучше запоминать слова, чем люди, которые просто выписывают их в столбик или пытаются вызубрить наизусть. Качество рисунка при этом не имеет никакого значения. Четырёхсекундного наброска было вполне достаточно для запоминания. Очевидно, что не нужно быть Леонардо да Винчи, чтобы использовать рисунки в конспекте.
Визуальный конспект берёт лучшее от этих двух исследований
Ученик использует комбинацию слов и быстрых рисунков, чтобы обработать услышанную информацию, взять от неё только самое важное и запечатлеть на бумаге
Для чего студенту нужен конспект
Конспект представляет собой письменную фиксацию фактов, мыслей, определений, которые излагаются в устной форме преподавателем или представлены в литературных источниках. Важным требованием к конспектированию является обеспечение логической связи отдельных блоков прослушанной или прочитанной информации в процессе их аналитической обработки.
В результате конспектирования автор получает хорошо структурированную запись, благодаря которой через определенное время можно легко вспомнить полезные сведения. Другие читатели конспекта получают целостное представление о теме в кратком изложении ее основных тезисов. Существует несколько видов письменной фиксации информации, которым можно научиться. Они отличаются целевым назначением и областью применения:
- План-конспект включает пункты и подпункты, под которыми кратко излагается их суть. Подобное решение позволяет формулировать мысли последовательно, извлекать наиболее важные факты, структурировать информацию. Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
- При составлении схематического плана записываются вопросы, на которые затем предоставляются краткие ответы в несколько предложений. Как правило, лист делят на две колонки. В первой указывается вопрос, а во второй — ответ. Делать конспект по такой методике достаточно просто и удобно.
- Текстуальным конспектом называется комплекс цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по заранее разработанному плану. Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
- Тематический конспект основан на заданной теме. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
- Графический конспект предполагает изложение информации в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами. Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
- Конспект лекций достоверно и полно отражает основные тезисы, передаваемые лектором. Качество подобного конспектирования определяется умениями выделять главные моменты, анализировать информацию, исключать лишний материал, оперативно вести записи. В этом случае следует сконцентрироваться на последовательном изложении лекции. Составлять план нет необходимости.
- Свободный конспект представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. Подобная методика требует высокого уровня профессионализма и опыта. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.
Несмотря на огромный объем данных в интернете и печатных изданиях, в которых можно без проблем найти нужную информацию, умение конспектировать сложно переоценить. Самостоятельное ведение конспекта поможет трансформировать знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, освоить методики систематизации данных и структурирования материала, развивать логическое мышление.
План статьи — образец
Пример составления плана для статьи о «Заработке в интернете»
- Какие преимущества этого вида деятельности (Почему необходимо стремиться зарабатывать в интернете и какие это даст возможности?)
- Перечисление способов заработка в интернете (Какие существую способы заработка в интернете?)
- Преимущества и недостатки каждого вида (Какой вид заработка в интернете является более прибыльным?)
- Полезные рекомендации из личного опыта (С чего начать и как преуспеть?)
Итог
Грамотно составленный план — это основа статьи. Если мысли излагаются с помощью заранее написанного плана, успех гарантирован.
Спасибо за внимание и до скорого на страницах Stimylrosta
Советы, которые могут помочь при составлении конспекта
Не имеет смысла начинать записывать конспект сразу же, как преподаватель начал свою мысль. Разумнее будет дослушать мысль, дождаться комментариев с его стороны, а уже потом начать конспектировать.
Нельзя делать конспект одной сплошной «простыней», иначе поиск нужных сведений будет занимать много времени. Приветствуются заголовки, подзаголовки в тексте, лучше, если они будут выделены ярким цветом. Обязательно нужно делать отступы между абзацами, нумерованные списки, выделение основных мыслей и цитат, обозначение формул.
В конспекте желательно наличие обозначающих знаков, которые будут помогать в навигации по тексту
Это могут быть указывающие стрелки, символы, акцентирующие внимание и т.д.
Отдельно нужно сказать о сокращениях, так как при наличии объемного исходного материала, конспект получится очень большим, что усложнит навигацию и запоминание основных тезисов. Привычные способы сокращения тут не подойдут, так как в перспективе изучать такой конспект будет трудно по причине того, что автор просто забудет расшифровку своих сокращений
Разумнее всего изначально проработать примерный список повторяющихся слов и сокращений к ним, после чего использовать одинаковые обозначения во всем тексте.
Наличие сложных конструкций в предложениях усложнит восприятие конспекта, поэтому по возможности от них нужно отказаться.
Весь материал фиксировать смысла нет, так как это сделать практически невозможно, плюс есть шанс упустить действительно важную мысль. Лучше сконцентрироваться на тезисах.
Все непонятные термины и сложные мысли лучше уточнить уже после лекции, а не пытаться интерпретировать их сразу своими словами.
Все эти правила позволяют получать удовольствие от процесса записывания конспектов, так как он перестанет быть рутиной, скорее напротив – написание конспектов превратится в творческую работу.
Виды и типы конспектов
Различают несколько типов конспектов, где каждый из них предназначен для определённой области или вида работы. Поэтому необходимо их различать и знать, где лучше использовать, а также научиться красиво оформлять конспекты.
План-конспект
Составление план-конспекта
Этот конспект составляется на основе уже данного или самостоятельно составленного плана, разделённого на пункты и подпункты. Остаётся только под каждым из заголовков кратко записать раскрывающую его информацию.
План-конспект имеет свои преимущества: помогает мыслить последовательно, выделять самое главное, разбивать информацию на несколько частей. Удобен для записи лекций, если преподаватель заранее даёт план. Также помогает эффективно готовиться к экзаменам: вы можете смотреть на заголовки и по памяти рассказывать их содержание.
Схематический план
Для его составления нужно записать вопросы, а затем дать на них краткие ответы, состоящие из пары предложений. Чтобы быстрее ориентироваться в записях, можно разделить лист на две части: в левой колонке записывать вопросы, а в правой – ответы. Работать с ним просто и удобно.
Текстуальный конспект
Данный вид конспекта состоит из цитат (главной мысли), которые располагают в логической последовательности или в соответствии с составленным планом. Текстуальные конспекты используются, когда необходимо проанализировать высказывания автора, определить их правдивость или ложность, ведь для этого потребуется переписать мысли автора точь-в-точь. Поэтому текстуальные конспекты широко используются в литературе, философии или науке.
Но их не рекомендуется создавать, если вы можете обойтись записью главных идей автора своими словами. Почему? Этот тип конспекта не развивает память, не помогает проработать и запомнить весь материал и не даёт о нём представление в целом. Поэтому текстуальный конспект лучше использовать как полезное приложение к основному конспекту, если вы уверены, что вам потребуются цитаты.
Тематический конспект
Конспект по заданной теме
Он даёт исчерпывающий ответ на выбранную тему, при этом, для полноты раскрытия, используют различные виды источников информации. При его составлении самая главная задача – не конспектировать по отдельности содержание каждого из источников, а выбирать только то, что поможет лучше раскрыть заданную тему.
Данный конспект помогает углубиться в изучение выбранного вопроса/проблемы, провести анализ с разных сторон, учитывая разные мнения. Но для его составления нужно проработать немало литературы, так он получится очень информативным и ценным.
Графический конспект
Из названия следует, что данный конспект передаёт информацию в графическом виде: через таблицы, графики или схемы. Но они подкрепляются краткими пояснениями и выводами. В основном, эта техника используется для конспектирования технических тем, но в некоторых случаях подходит и для гуманитарных.
Конспект лекций
В конспекте лекции нужно наиболее точно и полно раскрыть главные идеи, передаваемые лектором. Для этого нужно уметь выделять ключевые моменты, анализировать информацию, отсекать всё лишнее и быстро записывать. В основном, конспект лекций представляет последовательную запись того, о чём рассказывает лектор, так как на составление чёткого плана не остаётся времени.
Свободный конспект
Этот тип конспектов подойдет для настоящих гуру. В свободных конспектах успешно сочетаются элементы всех типов. Здесь для наиболее полного и точного отображения темы переплетаются схемы, цитаты, графики, рисунки и вопросы. Но составить его непросто – есть риск получить несвязную логически и неинформативную кашу, в которой трудно разобраться. Поэтому для начала лучше набраться опыта, поработав с каждым из выше описанных типов.
Эффективные методы конспектирования
Написать качественный конспект неподготовленному автору достаточно сложно. Популярностью пользуются эффективные методики, с помощью которых можно выполнить конспектирование большого объема информации грамотно и понятно, что позволит без труда найти нужную информацию в конспекте, легко запомнить материал и подготовиться к сдаче экзаменов.
Метод ментальных карт
Карту мыслей на первый взгляд сложнее составить, чем обычный конспект. Данный прием основан на формулировке ключевой идеи. Она занимает центральное положение, а от нее распространяются мысли и объяснения. Руководство по применению:
- По центру карты необходимо написать ключевую мысль.
- От основного тезиса нужно провести несколько линий к основным идеям темы.
- Ветки дополняются новыми пунктами, которые раскрывают суть предыдущих.
В данном случае краткость формулировок является важным преимуществом. Не рекомендуется расширять карту дальше четвертого уровня. Тезисы из разных веток можно объединять, дополнять их заметками. Благодаря эффективной методике представляется возможным проанализировать большой объем данных, отыскать новые идеи, разработать план или провести анализ текущего состояния работы.
Метод Билла Гейтса
Создатель компании Microsoft, Билл Гейтс пользуется интересным способом конспектирования. Методику подметил предприниматель Роб Ховард, который написал о необычном методе ведения записей в своем блоге. Поэтапное составление конспекта заключается в следующем:
- чистый лист бумаги делится на четыре равные части;
- каждый блок включает название;
- в одном из квадратов следует обозначить вопросы по теме.
Отдельные части могут быть посвящены основным мыслям, заметкам и важным подробностям, примерам, вопросам
Подобную методику целесообразно использовать для конспектирования важной информации на встречах, лекциях, которые не имеют четкого плана, во время свободного обсуждения каких-либо проблем
Метод Корнелла
Данный способ конспектирования чем-то напоминает модель Билла Гейтса. Методика Корнелла заключается в четком разделении ключевых тезисов и заметок в процессе записи. По итогу необходимо резюмировать конспект. Страница делится следующим образом:
- в верхней части листа остается небольшое пространство для названия темы;
- нижний блок занимает четверть страницы, предназначен для формулировки выводов из полученной информации, а также вопросов, которые остались нерешенными;
- остальное пространство делится на две колонки;
- левая часть таблицы узкая, в ней фиксируются основные мысли по теме;
- в более широкой правой части записывается вся важная информация с подробностями и заметками.
Метод Корнелла позволяет проанализировать большие потоки информации. Подобный способ составления конспекта целесообразно использовать на продолжительных и информативных лекциях.
Метод течения
Изобретателем метода течения является программист и предприниматель Скот Янг. Исходя из его идеи, автору следует вести записей не слов преподавателя, а собственных мыслей. По мнению создателя методики это поможет действительно усвоить материал и получить ценные знания. В процессе конспектирования требуется:
- фиксировать лишь основные тезисы лекции;
- важные моменты писать своими словами;
- остальную информацию излагать в виде собственных идей, вопросов, комментариев и выводов.
Подобный способ составления конспекта можно использовать в том случае, когда нет необходимости дословно воспроизводить материал. Методика позволяет самостоятельно разбираться в темах и более эффективно анализировать полученную информацию. Кроме того, можно быстро сформулировать вопросы, чтобы получить на ответы сразу на лекции.
Метод предложений
В методе предложений необходимо присваивать каждой мысли порядковый номер. Цель такой методики — существенно упростить дальнейшую работу с конспектом. Это эффективный способ конспектирования продолжительных лекций, в процессе которых преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую. В этом случае не придется дописывать информацию на полях. Достаточно записать данные в текст и присвоить им нужный номер. При выборе метода предложений для конспектирования необходимо писать тезисно. Рекомендуется умещать фразы в одну строку.
Понятие конспекта
Конспект занятия, если вести его регулярно, позволяет подготовиться к экзамену без дополнительного посещения библиотеки. Существует множество разных методик, как писать конспект.
Важно учитывать следующие пункты:
- Писать понятно, чтобы потом можно было разобраться в своих же записях.
- Не обязательно дословно отражать мысль – достаточно осмыслить сказанное преподавателем и записать своими словами.
- Оставлять место в тетради на случай, если будут пропуски лекций, чтобы записи шли по порядку.
Метод стенографирования признан неэффективным, так как постоянное внимание на писанине изматывает человека, за полуторачасовую лекцию он может полностью выбиться из сил. Мозг в таком случае старается избавить студента от негатива и частично стирает информацию
Если постоянно писать, не вникая в суть лекции, при прочтении материала многое покажется незнакомым. Придется открывать книгу и все изучать сначала.
Чтобы успеть записать все, приходится много сокращать, но потом трудно разобраться в своих же каракулях или обращаться к криптографам для расшифровки. Это не шутка, а проверенный опытом факт.
И наконец, огромные массивы записей без разнообразных картинок, графиков, схем очень нудно читать, поэтому учимся писать конспект интересно.
Watchkin приводит страницу с видео в порядок
Watchkin — ещё один инструмент, позволяющий показать видеоролик с YouTube без визуального хаоса, сопровождающего каждую страницу видеобиблиотеки. Сервисом Watchkin не назовёшь — это именно элементарный инструмент, способный спасти от неловких ситуаций при показе онлайн-видео на уроке. Для этого есть две основных функции. Во-первых, можно вставить на сайт Watchkin ссылку видео, чтобы очистить страницу, на которой оно размещено от всего ненужного вроде рекламы и не всегда уместных «похожих видео». Во-вторых, есть возможность безопасного поиска по YouTube, позволяющего избежать роликов, например, с обнажёнными телами и оскорблениями.
Меры профилактики
В качестве профилактики возникновения расстройств невротического характера врачи советуют:
- Полноценно отдыхать, соблюдать режим сна и отдыха, привнести в жизнь спорт и прогулки.
- Избегать умственного или физического перенапряжения на работе или учебе.
- Стараться максимально нормализовать свое эмоционально-психологическое состояние.
- Исключить раздражающие факторы из жизни или изменить отношение к ним.
Метод боксов
Этот метод тоже схож с предыдущими, но его суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Таким образом визуально воспринимать информацию легче и удобнее: вы фокусируетесь только на выделенном аспекте темы. В итоге факты не путаются между собой, и вспомнить написанное проще.
Когда полезен
Способ подходит, когда на лекции вы рассматриваете несколько понятий, учите иностранные слова, даты, биографии исторических личностей. На работе удобен при обсуждении нескольких задач в рамках одного проекта.
Как использовать
Информацию по каждой ключевой мысли или понятию заключайте в «боксы» — квадраты или прямоугольники. Распределяйте их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу и не объединять понятия между собой. Внутри них информацию максимально структурируйте.
Например, вам нужно коротко запомнить ключевые моменты из жизни известных личностей X века. Нарисуйте отдельные квадраты для князя Игоря, княгини Ольги, Святослава и других. В каждом из них отдельными пунктами отметьте важные даты и факты. В итоге конспект будет выглядеть примерно так: