Чем уникальны творческие люди?

Содержание:

Человек, как творческая личность

Изучением творчества и творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, психология, социология, педагогика, история, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь» и «деятельность». Существует два подхода к определению понятия «Творчества».

Первый, когда творчество понимается, как новаторство. Творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного и гуманного. Второй, когда творчество – это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам Творец. Только развитие своих творческих способностей и создание чего-то нового может подарить тебе великое Счастье.

Счастье – это познавать себя, как Творца …

Счастье – это Творить Здесь и Сейчас …

Счастье – это нести свое Творчество в этот мир с Безусловной Любовью.

Заметь, когда ты испытываешь наивысший пик счастья? Когда ты что-то делаешь исходя из своего внутреннего творческого потенциала. Поэтому можно представить такую небольшую цепочку…

РАЗВИТИЕ – ТВОРЧЕСТВО – СЧАСТЬЕ

или

БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ОЩУЩАТЬ

Поэтому можно сделать вывод, что

ТОЛЬКО ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ!!!

Задай себе прямо сейчас несколько вопросов.

Кто я? Кем я являюсь?

Какие у меня таланты? Каков творческий потенциал?

В чем заключается мое творчество? Что я делаю с любовью в свободное время?

Если есть ответы на все вопросы, то я тебя поздравляю! Ты настоящая творческая личность.

Для работы в индустрии моды

Работа модельера не просто творческая: она венчает список наиболее востребованных современных специальностей и лидирует в перечне самых интересных. Именно эти люди влияют на то, как будет выглядеть общество, то есть непосредственно на моду — создавая современные одежду, обувь, аксессуары. Наглядный пример влияния модельера на образы современных знаменитостей — работы Александры Тумашовой, создававшей костюмы для популярных российских телешоу «Ледниковый период», «Звезды на льду» и др.

Лучшие из моделей делают своего создателя востребованным, популярным и, как следствие, богатым. Но нередко представитель профессии, говоря о ее преимуществах, на первое место ставит возможность творить и общаться с интересными людьми, а материальное благополучие — лишь на второе.

Чтобы добиться успеха в карьере модельера, необходимы творческое начало, креативность и умение рисовать — ведь любую рожденную вашим талантом идею нужно визуализировать для дальнейшего ее воплощения.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции – от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века – Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт – это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт – это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Дети и искусство

Творческая деятельность детей помогает раскрыть все стороны личности ребенка. Не стоит возлагать большие надежды на малыша и ждать от него шедевров – для взрослого человека эти творения могут не нести никакой ценности. Но именно по работам детей можно легко определить их душевное состояние и помочь с выбором профессии в дальнейшей жизни. Не стоит ставить перед ребенком каких-либо заданий в процессе творческой деятельности. Только фантазия и воображение должны сопровождать их на пути к искусству. Для детей неважен конечный результат – им интересен сам процесс. Как и в любом другом жизненном аспекте, нужно хвалить ребенка за любые достижения и результаты. Это воодушевляет и придает сил для новых свершений.

Окружение себя красотой

Пожалуй, еще один яркий признак креативной личности – это умение окружать себя красотой. Проявляется это во всем – и в умении ярко и со вкусом одеваться, и в стремлении к красивой обстановке в интерьере, и необычным вещам. Творческая личность во всем стремится оставить свой след и не удовлетворяется базовыми характеристиками.

Если вы с детства стремились не просто выбрать дневник с красивой обложкой, а лепили туда еще все возможные наклейки, сумка ваша вечно была украшена значками, а стены увешаны постерами, картинами или чем-то, что вам нравится – то творчество, скорее всего, у вас в крови.

Соотношение самореализации и саморазвития

Саморазвитие является одним из способов самореализации. Когда происходит регресс в саморазвитии, можно говорить о том, что это некий способ самоотчуждения. Есть и другой вариант, когда нет никакого развития, и все процессы воспроизводятся в неизмененном виде, дублируя друг друга. Такое функционирование происходит только ради самого функционирования.

Тем не менее, даже простое функционирование является определенным способом самореализации. Самофункционирование обеспечивается регулярно повторяющимися процессами функционирования. Оно может быть разным по своей сути. Выделяются две формы позитивной самореализации: продуктивная и прогрессивная.

Отрицательными формами самофункционирования можно считать следующие варианты:

  • Упадок.
  • Закостенелость.
  • Консервативность.
  • Рутинность.

Стадии саморазвития:

  1. Появление новых процессов, явлений. Это происходит на основе возникновения новых потребностей, условий и средств удовлетворения. Например, ребенок приходит в школу, поступает в вуз, начинает трудовую деятельность, преодолевает вредные привычки.
  2. Становление процесса. Новые процессы заставляют человека формировать более устойчивые навыки, чтобы добиваться успеха в своей деятельности. Такие навыки являются новшеством для личности.
  3. При целенаправленной работе с процессами становления, формирование навыков происходит успешно.
  4. Самосовершенствование представляет собой завершающий этап саморазвития. Здесь новые потребности удовлетворяются через новые способы деятельности. Основной задачей самосовершенствования является повышение уровня мастерства и наиболее полная реализация своих желаний, дальнейшее построение планов на следующий отрезок жизни.

Классический рецепт лимонного варенья

Перед тем, как готовить из фруктов, обязательно промойте их вместе с мылом – кожура впитывает вредные вещества, их нужно все удалить.

Ингредиенты:

  • 1,5 кг лимонов;
  • 2 кг сахара;
  • 750 мл воды.

Приготовление:

  1. Лимоны со шкуркой нарежьте полукольцами.
  2. Уложите в кастрюлю, залейте водой.
  3. Засыпьте половину указанного количества сахара. В процессе варки постоянно помешивайте и снимайте пенку.
  4. Варите четверть часа.
  5. Снимите с плиты, накройте кастрюлю и дайте настояться 5-6 часов.
  6. Снова доведите лимонную массу до кипения. Добавьте оставшийся сахар. Варите 15 минут. Оставьте ещё на 5-6 часов.
  7. Разлейте по банкам, закатайте.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, здесь.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать

Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

Какова цель творческого проекта

Каждый проект имеет тему, цель и задачи. Целью любого проекта являются положительные изменения в искусственной среде, окружающей человека. Необходимо создать нечто новое или улучшить уже имеющееся до весьма заметного эффекта. Новый продукт должен быть конкурентоспособен и отвечать современным запросам человека.

Работа над выполнением проекта способствует реализации творческих способностей учащихся, развитию логического и аналитического мышления, организационных навыков, закреплению технических знаний и умений. Это значит, что в процессе работы над проектом ученики и студенты отрабатывают навыки использования полученных теоретических знаний, практических умений и личностных качеств с целью изобрести, изготовить новый общественно-значимый продукт.

Каждый проект имеет свою индивидуальную цель.  Её можно описать как идеальный планируемый результат (создание модели, итог, вывод), которого желает добиться учащийся в процессе творческой работы с применением определенных технологий. Формулировка цели должна быть грамотной и конкретной. Это поможет в дальнейшем на этапе постановки задач.

Вот простой алгоритм, описывающий структуру цели:

  1. Найти подходящий по смыслу глагол, описывающий, что надо сделать (создать, разработать, развить, испытать, изготовить, сконструировать, модернизировать, выполнить, усовершенствовать, исследовать, научиться, выяснить, нарисовать, сочинить и т.д.). 
  2. Присоединить название изделия (предмета), над созданием которого проводится работа.
  3. Дополнить описание одной или несколькими из характеристик объекта:
  • в чем его польза;
  • где можно применить;
  • для кого он предназначен;
  • в честь какого события создан;
  • из чего изготовлен;
  • по какой технологии выполнен. 

Творчество или безумие

В течение долгого времени считалось, что творчество является лишь одним из проявлений помешательства. Опыт давал немало подтверждений этой связи. Писатель Э. Хемингуэй страдал от тяжелых депрессий на протяжении всей жизни. Одна из самых известных киноактрис двадцатого столетия страдала от пристрастия к алкоголю, и в возрасте 36 лет покончила с собой – это была Мерилин Монро. Величайший немецкий философ – Фридрих Ницше – также страдал от постоянных приступов меланхолии. Жан-Поль Сартр, основоположник экзистенциализма в философии, в течение всей жизни употреблял алкоголь, снотворные и стимуляторы.

Около двух столетий назад ни у кого не вызывало сомнений, что творчество имеет своим источником либо шизофрению, либо меланхолию. Многие представляют себе художников как людей «не от мира сего»; также достаточно прочно в обыденном сознании укоренен образ «сумасшедшего ученого». Эти стереотипы настолько утвердились в сознании, что творчество стало восприниматься как процесс, выходящий за рамки совместимости с обычной жизнью. Они же стали причиной того, что возникли новые проблемы развития творческой личности – многие в настоящее время убеждены, что творчество является уделом избранных. Простым же смертным оно недоступно. Однако это не совсем так.

Психологи нередко высказывают мнение, что выдающиеся личности – это не те, кто обладает определенным набором экстраординарных качеств; скорее, это те, кто умеет оказаться в нужное время и в нужном месте. Однако исследователями было выделено несколько качеств, которыми все же отличаются одаренные и творческие люди:

  • Независимость суждений; наличие своей точки зрения на любые события;
  • Творческий человек – это тот, кто всегда стремится выйти за рамки обыденности, найти более оригинальное решение проблемы;
  • Творческие люди психологически устойчивы к ситуациям неопределенности;
  • В своей деятельности они выбирают конструктивный подход;
  • Их «Эго» достаточно сильно, чтобы функционировать независимо от общества; война с общественностью нередко бывает их обыденным состоянием. Творческие люди достаточно автономны и устойчивы к давлению социума;
  • Открытость к новому опыту и знаниям;
  • Умение воспринимать красоту в широком смысле слова.

Творческая деятельность — что это такое?

Форма деятельности человека, направленная на создание качественно нового продукта, называется творчеством. Результатом творческого процесса является оригинальное решение или «рождение» нового продукта, посредством установления нестандартных взаимосвязей и отношений, пропущенных через внутренний мир творца и нашедших там своё отражение.

Необходимым условием творчества являются:

  • гибкость мышления – способность предлагать разнообразные способы решения проблемы;
  • критичность – способность здраво оценивать собственные возможности и результаты работы;
  • целостность восприятия и прогнозирование итогов.

Психологические черты и особенности творческой личности

Психологическая литература содержит две основные точки зрения на творческую личность. В соответствии с одной из них креативность или творческая способность в определенной мере присуща для каждого человека, являясь такой же неотъемлемой чертой, как способность говорить, думать и чувствовать.

Реализация творческого потенциала, вне зависимости от его масштаба, делает человека психически нормальным. Лишение такой возможности может вызвать у него невротические состояния.

В соответствии со второй точкой зрения, не всякого (нормального) человека можно считать творцом (творческой личностью)

Такая позиция относится к другому пониманию природы творчества, когда кроме незапрограммированного процесса создания во внимание принимается ценность нового общезначимого результата

Важная черта творческого человека представлена сильной и устойчивой потребностью в творчестве. Он не способен жить без творчества и видит в нем главную цель и основной жизненный смысл.

Понятие «творчество» способно указывать на деятельность личности и на сформированные ею ценности, которые из фактов судьбы могут стать фактами культуры. Учеными выделяются следующие основные особенности творческой личности:

  • Склонность рисковать, смелость мыслить иначе;
  • Наличие фантазии;
  • Проблемное видение;
  • Способность к нахождению противоречий;
  • Умение переноса знаний и опыта на новую ситуацию;
  • Независимость и гибкое мышление;
  • Альтернативность;
  • Способность управлять собой.

Творческая активность, которая связана с изменением состояния сознания, истощением и психическим перенапряжением, способна вызвать нарушения психической регуляции и поведения. Креативность и творчество являются не только большим даром, но и большим наказанием.

Почти все исследователи отметили большие различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Так, Сноу Р. Отмечал прагматизм ученых, а для литераторов он отметил склонность к эмоциональным формам самовыражения. Ученые и инженеры считаются более сдержанными, менее социально смелыми, более тактичными и менее чувствительными, чем деятели искусства.

В соответствии со своими творческими проявлениями деятельность бизнесмена больше похожа на деятельность ученого. В среднем ученые и бизнесмены лучше контролируют собственное поведение и менее чувствительны, чем деятели искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector