Творческие способности: особенности и развитие

7 упражнений для развития креативности

1. Бином фантазии. В книге «Грамматика фантазии» Джанни Родари предлагает инструмент «бином фантазии», который, как волшебная палочка, создает сказку из ничего. Для фантазии необходимо соединить две несоединимые вещи: шкаф и си-бемоль, собаку и табакерку. Сказка появится тогда, когда вы эти два предмета начнете соединять историей, цепочкой ассоциаций. Попробуйте придумать и записать свою первую сказку.2. Впустите новую информацию. Вы привыкли читать одни и те же статьи в интернете, получать рассылки на почту или искать в интернете новости. Попробуйте немного «перебаламутить» привычный поток информации

Сходите к газетному киоску и возьмите что-нибудь, что вы никогда не читаете: «7 дней», «Forbes» или «Авторевю», это неважно. Прочитайте и попробуйте разобраться, каких взглядов и убеждений придерживаются редакторы

Что ими руководит, когда они пишут именно это? Чем их взгляды отличаются от ваших?

3. Связывайте. Это советует один известных авторов Майкл Микалко, офицер американской армии, который занимался распространением техник креативности в НАТО. Если вы чувствуете, что наступает застой или одолевает скука, отправляйтесь в магазин, на ярмарку, выставку, в библиотеку, музей, на блошиный рынок, в городок народного творчества, игрушечный магазин, школу. «Выберите наугад любой предмет и попробуйте установить связь между ним и той проблемой, которая вас занимает

Бродите, смотрите по сторонам и ждите, когда что-нибудь привлечет ваше внимание. Это непременно случится

Ум подобен растению, расцветающему на одной почве и чахнущему на другой».4. Карта эмпатии. Карта эмпатии как отдельный инструмент включена в учебный план Стенфордской школы дизайна. Она помогает перевоплотиться в другого человека и начать думать как он. Представьте себе знакомого или, наоборот, чужого человека в ситуации, например, покупки нового телефона и начинайте отвечать на вопросы: «Что он сейчас думает?» «Чего хочет?» «Что слышит и что видит?»

Составляя карту эмпатии, вы научитесь разбираться в мотивах и эмоциональных состояниях других людей. Ее активно используют дизайнеры, и предприниматели для понимания потребностей потенциальных клиентов.5. Безумный архитектор. Попробуйте примерить на себя роль и спроектировать, к примеру, свой загородный дом или дачу. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Только заказчик попался придирчивый! Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.
Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность.

6. Кто может вылупиться из яйца? Упражнение родом из детства и отлично подходит для детей. Вы же знаете, что Сальвадор Дали считал самой идеальной природной формой яйцо. Мы будем делать все идеальным. Возьмите лист бумаги и карандаши. Нарисуйте на листе яйцо, а потом пририсуйте новые детали к яйцу так, чтобы получился новый предмет или животное. Из вашего яйца может вылупиться лягушка или космическая бесконечность.
Модификацией этой игры является «Клякса». В нее можно играть всей семьей. Один рисует на листе бумаги кляксу, а второй «оживляет» ее с помощью деталей и новых элементов, чтобы получился предмет или животное.7. Меняйте углы зрения на проблему. Взгляните на рисунок и скажите, какая из фигур самая широкая?

На самом деле все они одинаковые. Но чем больше частей в квадрате, тем шире он кажется. Этот эффект был впервые продемонстрирован в 1895 году Опелькундтом и с тех пор носит его имя. Таким же образом при делении проблемы на части суть ее нисколько не меняется, но может измениться ваше понимание проблемы, что, в свою очередь, приведет к возникновению новых идей.
Упражняйте свою креативность!Подборку составила: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи, подпишитесь на нашу рассылку.

Как развить творческие способности

Можно ли развить в себе креативность или все же это врожденная особенность? Как уверяют психологи, нестандартное мышление можно и нужно развивать, причем никаких преград и ограничений в этом вопросе быть не может. Даже взрослая и состоявшаяся личность может начать мыслить нетривиально. Для этого рекомендуется воспользоваться следующими способами и методами развития креативности:

Забудьте про ограничения. Создавая что-то новое, стоит помнить о том, что созиданию чужды запреты и ограничения. Хотите сделать по-настоящему удивительные вещи? Забудьте про слово «невозможно»!

Определите границы. Одно из самых интересных упражнений. Поставьте себе определенные рамки. Например, в течение месяца писать только черной ручкой. Экспериментируйте над своими пределами.

Не полагайтесь на вспомогательные средства. Вам кажется, что для того чтобы стать востребованным фотографом достаточно купить дорогую камеру и кучу различных «примочек» к ней? Весьма дилетантский подход. Возьмите самую простую камеру и идите на улицу. Учитесь видеть что-то необычное даже в самых простых вещах. Поверьте, даже уличного голубя можно показать на снимке как редкую уникальную птицу.

Ищите новые впечатления. Посещайте новые места, старайтесь изучать новую информацию. Нет возможности путешествовать и ходить по выставкам? Окунитесь в виртуальный мир, ведь там нет никаких ограничений для желающих увидеть что-то новое. Слушайте, читайте, смотрите и анализируйте полученную информацию.

Общайтесь с правильными людьми. Нет смысла надеяться на пробуждение креативности, если общаетесь со скучными и неинтересными людьми. Помните, что стремление созидать передается через социальное взаимодействие.

Тренируйте мышление. Отличной методикой в этом деле можно считать придумывание разных историй

Неважно, что первое время они будут неказистые и в некотором роде плоские. Фантазируйте, представляйте новый неизведанный никем мир

Разрешите себе говорить все, что приходит в голову и меняйте интонацию голоса в ходе рассказа. Вы увидите, что данная техника захватит вас с головой.

Будьте готовы меняться. Нельзя считать себя творческой личностью и при этом бояться изменить свои привычки и себя в целом. Пробуйте себя в разных отраслях, меняйте имидж, пишите в разных стилях.

Задачи должны быть необычными. Ничто так не убивает креативность, как обыденность и рутина. Так что обязательно ставьте перед собой нестандартные задачи и старайтесь их реализовать.

Не полагайтесь только на вдохновение. Нет смысла «ждать у моря погоды», ведь ваша долгожданная муза может и не прийти. Начинайте работать и креативные способности обязательно раскроются в процессе деятельности.

Концентрируйтесь на процессе, а не результате. Перестаньте мечтать о том, чего именно вы хотите добиться, а подумайте о том, какие конкретно методами вы будете решать поставленную задачу.

Помните об отдыхе. Творческий человек постоянно находится под гнетом серьезных эмоциональных нагрузок, что весьма негативно может отразиться на здоровье в целом. Так что возьмите привычку регулярно давать отдых мозгу и избавляться от скопившегося напряжения. В этом вам отлично помогут расслабляющие ванны, медитации и поездки на природу.

Не забывайте про спорт. Для наиболее эффективной деятельности мозгу также требуется регулярное поступление кислорода и лучшим способом для обеспечения требуемого являются физические нагрузки и занятия спортом.

Никогда не забывайте о том, что креативность является не только врожденной способностью, но и требует длительной работы над собой и постоянного самосовершенствования. Если вы будете готовы к долгому и кропотливому труду, то обязательно сможете достигнуть желаемой цели.

Ловушки мышления

Наш разум так устроен, что при решении любой задачи он начинает выбирать самое простое решение, это как правило  шаблон либо прошлый опыт.

Это есть одна из ловушек мышления.

Для большего понимания я расскажу о том как мы принимаем решения.

Западный ученый по фамилии Канеман получил Нобелевскую премию за открытие того как принимает решение наш разум, он написал книгу “Думай медленно решай быстро”.

Согласно его исследованиям у нас есть две системы мышления:

Автопилот – действует мгновенно и принимает решение на основе прошлого опыта. Принимаем решения быстро и по привычке

Пилот – осознанный разум, когда мы всё обдумаем взвешиваем.

Если проследить нашу жизнь то мы увидим, что 90% времени мы проводим на автопилоте, побочным эффектом этого является беглость восприятия и упрощенная оценка.

Когда мы начинаем задаваться каким-то вопросом, то как правило получаем ответ основанный на упрощенной оценки, здесь срабатывает Автопилот.

Как в моём примере с разрезанием торта, ответ приходит сразу, мы не понимаем как можно тремя движениями разрезать торт на 8 кусков, это не вкладываться в стандарт, беглость восприятия не позволяет нам придумать другие варианты.

Только тогда когда мы начинаем напрягаться, заставляем отключаться Автопилот и думаем сознательно, мы видим что вариант на самом деле не один, а можно найти и 10 способов как это сделать.

Вы теперь знаете что в основном вы действуете на автопилоте, поэтому вас получаются не всегда обоснованные решения. Поэтому чтобы выйти на творческий уровень нужно заставить работать свой разум сознательно, поставить перед ним цель и обдумывать.  

Идеальным вариантом для этого является метод Пикассо, который я описал выше в статье, не зря им пользоваться этот великий художник. Применяете его в своей жизни и вы сможете преодолеть препятствия и ловушки мышления и сможете находить необычные решение, которые позволит вам добиться успеха

Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы…»

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

Услуги и объявления24

3 часа.

Актёрская школа для детей и подростков «КиноРебёнок»
Москва

  Подать заявку

1 день

Творческие и созидательные занятия по рукоделию для вас и ваших детей
Москва

  Подать заявку

Марина Семехина

Услуга

Консультации, результативная помощь от Дмитрия Пономарева
Москва

  Подать заявку

Дмитрий Сергеевич Пономарёв

7 часов

Бесплатная консультация психолога Екатерины Печориной
Москва

  Подать заявку

Ежедненво до 13 ноября 2016 года.

Индивидуальные занятия по хастлу
Москва

  Подать заявку

Елена Кузнецова

6 занятий по 2 часа.

Курс «Старинная русская вышивка»
Москва

  Скидка 5%

3 часа.

Подарочный сертификат от студии рисования «Найди себя»
Москва

  Скидка 200Р

Услуга

Консультация «План Души»
Москва

  Скидка 2000Р

Николай Озорнин

Дни и время проведения: по договорённости.

Мастер-класс «Роспись деревянной мебели в технике Вуд-арт»
Москва

  Подать заявку

2 часа.

Консультация по нумерологии
Москва

  Подать заявку

Татьяна Волевская

6 занятий по 2 часа.

Занятия «Риторика (ораторское искусство)»
Москва

  Скидка 5%

1 час.

Тестирование «Развитие сверхспособностей»
Москва

  Подать заявку

Центр Развития сверхспособностей

2 дня

Зеркала Козырева — Зеркала MG, Cистема зеркал. Акция на посещение Зеркал Козырева в Москве
Москва

  Скидка 500Р

Оксана Викторовна Шимчишина

8 часов

Обучение Access Bars: Оффлайн или Онлайн
Москва

  Скидка 1000Р

Владa Познанская

Услуга

Центр Адаптированных Систем Оздоровления и Развития приглашает на работу менеджеров — организаторов мероприятий
Москва

  Подать заявку

Учебно-методический центр Адаптированных Систем Оздоровления и Развития

Услуга

Имидж-практика «Перемены с «Настроением»
Москва

  Скидка 700Р

Творческая мастерская «Настроение»
Анжела Шиян

Услуга

Консультации психолога: диагностика предназначения (22 энергии судьбы) и исполнения желаний
Москва

  Подать заявку

3 часа.

Тимбилдинг «Картина-талисман»
Москва

  Подать заявку

Базовый курс — 2 занятия.

Индивидуальное обучение «Метод саморегуляции «Ключ» доктора Хасая Алиева»
Москва

  Подать заявку

Центр защиты от стресса
Мария Сергеевна Сабо

Услуга

Портреты на заказ
Москва

  Подать заявку

Показать ещё 4 услуги

Услуги в других городах 129

Идеи для творческого развития ребёнка

Домашний кукольный театр. Развитию творческого начала будут способствовать и представления домашнего кукольного театра, которые можно устраивать во время уикендов и семейных праздников. Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии вашего ребёнка! А одобрение присутствующих на представлении членов семьи и гостей продемонстрируют малышу, как замечательно творчески проявлять себя, фантазировать!

Рисование. Первые опыты по изобразительному искусству можно начинать, когда малышу едва исполнится 6 месяцев. В этом возрасте вместо кисти малыши используют свои ладошки — это называется «пальчиковое рисование», которое относится к методикам раннего развития. Сегодня оно очень популярно. Усадите малыша на высокий стульчик со столиком, повяжите фартук, положите лист бумаги и разрешите окунать пальчики в краски! Увидите, какие необычные картины получатся! Это не только доставит удовольствие вам и вашему ребёнку, но поможет больше узнать ему о цветах, фактурах и свойствах предметов. А работа пальчиками будет стимулировать деятельность головного мозга маленького художника! Когда малыш подрастёт, снабдите его всеми средствами для рисования: альбомами, фломастерами, карандашами, акварельными красками и гуашью, кисточками. Покажите малышу, как верно держать карандаш и кисточку, использовать разные краски. В процессе рисования малыш выучит цвета, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, а через время порадует пейзажами и портретами!

Лепка. Лепить очень полезно, ведь это стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, развивает мелкую моторику ребёнка, творческое мышление и воображение. Приобретите качественный нетоксичный пластилин, специальную массу или глину для лепки – и пусть малыш катает шарики, колбаски и колечки! Не ограничивайте фантазию – в технике лепки можно научиться делать даже картины или сказочных героев!Аппликация. Научите малыша вырезать фигуры. Предварительно объяснив правила работы, дайте ребёнку ножницы: пусть с вашей помощью он вырежет по контуру рисунок, а потом наклеит его на картон. Можно начать с несложной аппликации из геометрических фигур или использовать готовый комплект для аппликаций.Чтение. Читайте ребёнку ежедневно, никак не меньше 30 минут в день. Стихи, сказки, рассказы, загадки и поговорки — всё это принесёт малышу радость, благотворно повлияет на развитие памяти. Когда ребёнок подрастёт — обязательно запишитесь в детскую библиотеку. Хорошая книга развивает фантазию, воображение, позитивно влияет на развитие речи.

Музыка. Разнообразную музыку (детские песенки, классику для детей) нужно включать ребёнку с самого раннего детства. Музыка чудесно развивает слух, память, образное мышление, помогая стать творческой личностью. Пойте песни вместе с малышом, поощряйте его первые танцевальные движения. Если вы заметите, как ребёнок легко запоминает и воспроизводит мелодию — можете смело отдавать в музыкальную школу.

Почувствовать себя архитектором

Для преодоления шаблонного мышления и развития креативности хорошо подойдет это упражнение с элементами игры:

  • Строим необычный дом. Все знают, что у зданий есть углы, окна, двери и фундамент. А если попробовать нарисовать необычный дом, в котором, например, будет комфортно жить на Марсе. Постепенно продумать все до мельчайших деталей, вплоть до совсем нестандартных.
  • Дом из десяти предметов. Когда начнут получаться архитектурные проекты нестандартных зданий, задание можно усложнить. Попросите окружающих назвать десять любых материальных предметов (чем более сумбурным получится перечень, тем лучше). Придумайте функциональное применение всем этим предметам в новом доме. Например, картофелина может стать фундаментом, а расческа частью крыши. Не стесняйтесь фантазировать, это лучший способ развить креативность.

Играйте всей семьей — так будет веселее, и, возможно, маленькие члены семьи удивят своим необычным подходом к заданиям.

Радуйтесь творческим успехам!

Увидев, как взрослые с улыбкой поощряют художественные опыты маленького творца, малыш будет стремиться к созиданию снова и снова. В сознании ребёнка закрепится положительный образ того, что делать что-то своими руками, придумывать, создавать – это хорошо. Малыш будет активным, инициативным, находчивым, будет стремиться учиться новому и совершенствовать приобретённые навыки. Не ругайте ребёнка, если он испачкался или испортил что-то. Застелите рабочее пространство ребёнка газетами или полиэтиленом, наденьте малышу фартук. По окончанию работы или игры — сделайте уборку вместе с ребёнком: трудовое воспитание – тоже важный момент! Именно из творческих личностей получаются настоящие профессионалы, хорошие руководители, харизматичные лидеры. Способность нестандартно рассматривать проблему, иметь несколько вариантов её решения формируется в детстве, и чем раньше родители поймут значимость творческого развития малыша – тем более успешной личностью он будет!

Направление используют

Организаторы

  Агентство «Полезные развлечения»  (Москва),    Академия re:Store (Москва),   Академия Универсального Синтеза  (Москва),   Академия бизнеса и творческого развития «Созвездия Плюс»  (Москва),    Академия итальянского стиля Tallexa  (Москва),    Антикафе Casa Picassa  (Москва),   Барабанная школа Александра Софикса  (Москва),    Возрождение культурно-образовательных традиций и семейных ценностей «Ноошкола» (Москва),    Вокальный творческий проект «Кинопелла!»  (Москва),    Галерея Тайн и Загадок  (Москва),    Дистанционная школа дизайна интерьеров «Дизайн эксперт»  (Москва),    Дом для творческих людей «От ума House» (Москва),    Елизавета Лопатникова (Москва),    Жовтовская Екатерина Михайловна  (Москва),   Зоя Ярлыкова (Москва),    Интеллект-клуб Академии Победителей  (Москва),    Интеллект-клуб Михаила Герасимова  (Москва),    Киношкола «Ру-Кино» (Москва),    Клуб единомышленников Epistema  (Москва),   Клубная Академия «Креакратия» (Москва).

Ещё организаторы 738

Тренеры

  Айгуль Бухарбаева Крымская  (Москва),    Александра Власова  (Москва),    Александра Притворова  (Москва),    Анастасия Воробьёва  (Москва),    Анастасия Игнатьева  (Москва),    Анастасия Королева  (Москва),    Андрей Ковалевский  (Москва),    Анжела Байчева  (Москва),    Анна Ведимировна Голубева  (Москва),    Анна Вячеславовна Трубецкая  (Москва),    Анна Львовна Егорова  (Москва),    Анна Хлынова  (Москва),    Антон Алексеевич Савин  (Москва),    Антон Вохмин  (Москва),    Антон Иванов-Байкальский  (Москва),    Аркадий Борисович Ровнер  (Москва),    Богдан Огурной  (Москва),   Галина Зеленцова  (Москва),    Дарья Андреевна Швец  (Москва),    Дарья Шепелева  (Москва).

Ещё тренеры 814

Консультанты

  Айгуль Бухарбаева Крымская  (Москва),    Александра Притворова  (Москва),    Анастасия Игнатьева  (Москва),    Анна Ведимировна Голубева  (Москва),    Анна Вячеславовна Трубецкая  (Москва),    Богдан Огурной  (Москва),    Дарья Шепелева  (Москва),    Дмитрий Андреевич Любимов  (Москва),    Егор Моисеев  (Москва),    Елена Андреевна Иванова  (Москва),    Жанна Радова  (Москва),    Ирина Дорофеева  (Москва),    Любовь Емелина  (Москва),    Людмила Владимировна Ефимова  (Москва),    Марина Терентьева  (Москва),    Мария Авдеевна Карпинская  (Москва),    Мирамир  (Москва),    Ольга Шувалова  (Москва),    Сергей Базаров  (Москва),    Юлия Егорова  (Москва).

Ещё консультанты 361

Книги для развития креативного мышления

Долгое время подбирала себе «полку» книг, можно заказать со скидкой 10% из списка:

  • Владимир Петров.  Думай иначе. Креативное мышление
  • Борис Лемберг. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление
  • Майкл Микалко.  Взлом креатива
  • Твайла Тарп. Привычка к творчеству
  • Алехандро Ходоровски Психомагия. Воображение как основа жизни
  • Чарльз Филлипс.  Креатив и образное мышление: 50+50 задач для тренировки мозга
  • Дэвид Иглмен, Энтони Брандт.   Креативный вид
  • Тина Силиг.  Креатив по правилам

Детям:

  • В. Г. Дмитриева.   Мои первые головоломки. Креативное мышление
  • Анатолий Гин, Марк Баркан.   Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить

И в заключение обсуждения, как развить креативность, рекомендую заниматься 5-10 минут в день. Можно брать любые упражнения и чередовать их. Главное, не прерываться. И тогда через 3 недели, Вы точно будете уверены в наличии у себя креативности и творческого мышления.  Это огромный шаг саморазвития (с чего начать самосовершенствование в отдельной статье).

***ответ на упражнение 10.

3 круга используются как основа для написания слова  прописными буквами»два».

С верой в Ваш успех, Светлана Васенович

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Детские творческие способности

Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:

  1. Присутствие специальных способностей: музыкальных, художественных, когнитивных, высокого интеллекта;
  2. Высокая мотивация: хочет что-то делать, интересуется миром, охотно исследует его и ищет ответы на вопросы, которые его беспокоят;
  3. Креативное мышление – способность искать новые идеи. Это включает в себя создание ситуаций, источники которых находятся в богатом воображении ребенка.

Детское творчество

Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст

Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша

Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша

Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша

Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.

Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.

В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.

Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня

Советы, как развивать креативность мышления

К сожалению, часто слышала от своих участников тренингов, что креативное мышление это природное свойство, с которым надо родиться. Готова поспорить, что креативность можно развить в любом возрасте

Просто выполняйте эти легкие советы, и с удивлением заметите, что месяца через три Ваше воображение улучшилось.  Также можно потренировать память и внимание на простых играх на ресурсе Викиум

9 коротких советов

Почаще смотрите в небо, вспомните, как в детстве видели животных в облаках. Дорисовывайте мысленно недостающие детали. Пропитывайтесь солнечной и творческой энергией.

  • Играйте. Превращайте обыденные, скучные вещи в игру. Замечательно сближает с детьми. Ведь с легким нравом легче решать возникающие проблемы. Не будьте чересчур серьезны, прервитесь для просмотра какого-нибудь смешного ролика в интернете.
  • Разгадывайте головоломки. Прекрасный вариант для развития креативности – головоломки со спичками. Это веселое времяпрепровождение подходит и для детей и для взрослых.
  • Применяйте в своей профессиональной деятельности мозговые штурмы, интеллект карты и метод мышления «6 шляп Бино».  Можно почитать в блоге — Как устроить мозговой штурм , Метод 6 шляп мышления, Как нарисовать интеллект-карту. Эти простые техники очень хороши при развитии инновационной деятельности в компании, или лично. (Как соединить работу и инициативы — в отдельной статье).
  • Ходите в музеи или на выставки. Смотрите на картины известных мастеров и представляйте картину, как наяву. Стойте подолгу, рассматривайте под разным углом зрения. Временами освещение творит с картинами чудеса, как будто оживляет их.
  • Творите. Самый простой и доступный способ самовыражения и творчества – это фото. Только не одни селфи, а что-то необычное в окружающем мире. Или с непривычного угла зрения.
  • Рисуйте. Даже если не умеете. Просто пробуйте. Для начала – наброски простым карандашом, потом в дело пойдет кисть с красками. Попробуйте обыденный список продуктов в магазин нарисовать, а не написать его.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector