Что такое метафора: как создать и усилить любой текст

Значение термина

Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.

Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.

Вот пример с объяснением:

Гуляет ветреный кистень

По золотому войску нив… (В. Хлебников)

Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)

В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.

Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.

Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).

– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.

Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)

Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

Сфера применения

Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.

Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.

Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:

  • В каждой бочке затычка.
  • Моя хата с краю.
  • В тихом омуте черти водятся.

Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.

В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!

Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя

В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа

К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.

Эпитет

Это определение, которое, помимо основного признака, «прикладывает» к предмету еще и дополнительную, образную характеристику.

Легче поймать прием в действии на примере эпитета-прилагательного. С. Есенин писал: «Отговорила роща золотая…».

Прилагательное указывает на основной признак рощи: цвет листвы деревьев. На него накладываются символические и авторские оттенки восприятия:

  • cимволика многокрасочности, богатства и плодородия;
  • пора зрелости человека – его тела, разума и эмоций;
  • хрупкость и краткость совершенства;
  • автобиографические элементы значения (золотистый отлив волос автора, его происхождение из знаменитых лиственным лесом краев, увлеченность пейзажной лирикой).

Обычный, логический атрибут стремится к буквальности и четкости, а эпитет – к многозначности.

Интересное о метафорах

Клаудия Кларидж (Claudia Claridge) в своей книге «Гипербола английского языка: корпусная лингвистика изучения преувеличений» («Hyperbole in English: A Corpus-based Study of Exaggeration») на стр. 73 рассказывает о том, как Рэймонд Гиббс (Raymond W. Gibbs Jr.) в 1994 году, сравнил три исследования.

Все три были сделаны на тему метафор и их использования:

1) первая работа учёных Барлоу, Файн и Поллио (1977 год), которая показала, что в минуту в среднем люди используют в своей речи 1,8 новых метафор и 4,08 старых.

Таким образом, они заявили, что в среднем люди используют 5,88 метафоры в минуту;

2) вторая работа, в 1989 году, сделанная Грайссером, Мио и Миллисом (Graesser, Mio, Millis), показала использование одной метафоры на каждые 25 слов;

3) уже в 1992 году Восс, Кеннет, Виллей и Энгстлер-Скулер, в свой черёд, выяснили, что люди используют в среднем одну новую метафору каждые 2-3 минуты.

Метафора Вивейс

Published on 26.01.2013, by admin
in Метафоры.

В некотором месте, непохожем на место, жили – были мужчина и две его дочери. Он был очень интеллигентным человеком, который очень гордился своими дочерьми и обеспечивал их так хорошо, как мог. Жили они в небольшом доме в лесу.

Дочерей звали Лэт и Хо. Будучи подростками, Лэт и Хо разделяли друг с другом все свои приключения. Каждый день они убегали в лес, чтобы делать там свои открытия. Они делали маленьких людей из сосновых шишек, и играли в «дома», где стенами были деревья, а крышей — небо. Разумеется, в лесу они встречались и регулярно беседовали с разными эльфами, гномами, феями. А когда они были голодны, им ничего не стоило отправиться на «охоту» в кустарник, полный их любимых ягод. Когда им хотелось, они возвращались домой, подбегали к отцу и крепко его обнимали. Он тоже обнимал их, смеялся, усаживал их на колени, готовый слушать все подробности их дневных путешествий. Он всегда восхищался их приключениями, потому что хотя он и был очень умным человеком, во многом он не соприкасался с миром. Он редко уходил из дома в странствия, и очень интересовался тем, как выглядит все в лесу. И так это шло год за годом. Лэт и Хо росли вместе, выбрасывали изношенные игры т заменяли их новыми.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Оценочная

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Эволюция понятия

метафора в литературе

Философы древности полагали, что подобный литературный прием связан непосредственно с природой, и его использование не является чем-то особенным. Подобные приемы использовали в обыденной разговорной речи, потому не было необходимости как-то называть данное понятие.

Древние философы рассмотрели в нем решение проблемы недостатка слов, поэтому позже значение слова метафора стало приобретать негативный оттенок. Полагали, что данный литературный прием мешает поиску истины и поэтому вреден для науки. Несмотря на все разногласия, метафорические выражения продолжали существовать, но основной сферой их применения стала поэзия.

Как отдельную часть речи ее стали воспринимать в 20 веке, когда расширились рамки использования данного художественного приема, что повлекло за собой возникновение новых жанров литературы – аллегории, пословиц и загадок.

Где брать идеи

Чтобы научиться подбирать идеальные метафоры, нужно тренироваться. Начни с самых очевидных площадок:

Справочники идиом и фразеологизмов. Придется поискать, брать первую попавшуюся банальщину нельзя.

Рекламные плакаты и ролики Каннских львов (и не только). Но это для вдохновения, а не копирования.

Гугл-картинки и пинтерест. Начать рыться и зайти далеко.

Книги фантастов (Жюль Верн), сказочников (Роальд Даль) и футуристов (Маяковский про Петербург, к примеру).

Поэзия — от Шекспира до Вани Якимова и детской поэзии Веры Полозковой.

Фильмы и .

Картины кубистов и супрематистов — придумывай на что они похожи.

Еще можно поиграть в ассоциации с кем-то или с самим собой. Берем листок бумаги и выписываем все, что приходит в голову по выбранной теме. Скорее всего, первое, что придумается, будет клише — это первичные и привычные ассоциации, идеи первого порядка.

Суперзвезда в мире презентаций, к которой обращаются Hyperloop и Salesforce, Нэнси Дуарте в статье для Harvard Business Review говорит, что важно выписать их на листок, как бы вынуть из головы, чтобы освободить место для мыслей посвежее. Для интереса можно установить таймер на несколько минут и писать-писать-писать, пока время не выйдет

Когда покажется, что ассоциаций на бумаге достаточно, начинай вычеркивать. Оставляй все самое необычное и безумное

Для интереса можно установить таймер на несколько минут и писать-писать-писать, пока время не выйдет. Когда покажется, что ассоциаций на бумаге достаточно, начинай вычеркивать. Оставляй все самое необычное и безумное.

Как только останется несколько хороших вариантов, появится соблазн остановиться. Не надо. Продолжай выманивать ассоциации в другую плоскость. Чем необычнее метафора, тем прочнее она осядет в сознании людей.

Если хочется найти фундаментальную метафору, вокруг которой построится вся презентация, можно попробовать писательские приемы. Например, пойти по пути Рэя Брэдбери, когда он придумывал метафоры для «451 градус по Фаренгейту». Детский автор Сара Бауман разобрала по шагам, как он это делал.

Когда метафора утверждена, самое время потестить визуальное решение. Одно дело — придумать сравнить новый план безопасности компании со злой сторожевой собакой, а метаболизм — с огнем. Другое — увидеть, как это все выглядит.

Метафоры всегда нужно проверять «руками» — добавлять на слайд, крутить, уточнять, допиливать. Но это уже другая история.

Как придумать метафору

Составить свою метафору просто. Нужно только отпустить свою фантазию на волю. С точки зрения построения метафора представляет собой четыре части: два объекта и два свойства. И одно соединяется с другим.

К примеру, называя человека львом, мы имеем в виду, что он сильный и бесстрашный.  Чтобы научиться составлять свои метафоры, нужно разобраться с тем, что это такое, потренироваться находить их в текстах, научиться различать виды метафор и понимать, как их использовать правильно.

Метафора рождается в точке соприкосновения двух явлений или предметов. Например, снег переливается на солнце, как серебро, а потому о нем так и говорят: «Зима посеребрила поля», т.е. укрыла снегом.

Та же точка соприкосновения и в сравнении листьев и золота. — «Золотые леса», имеется ввиду, что пожелтела вся листва.

Гладь озера, когда оно спокойно напоминает зеркало, отсюда родилась метафора — «зеркало воды (озера)».

Ниже в видео представлен небольшой урок по составлению метафоры самостоятельно:

Метафора

Рассмотрим строку стихотворения Сергея Есенина (рис. 5).

Рис. 5. Строка стихотворения

Сначала читателю представляется костер, а потом уже рябина. Это происходит из-за уравнивания, отождествления автором двух явлений. В основе лежит сходство гроздьев рябины с огненно-красным костром. Но слова будто, словно, точно не используются потому, что автор не сравнивает рябину с костром, а называет ее костром, это метафора.

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

Метафора, как и сравнение, основана на сходстве, но отличие от сравнения в том, что это происходит без использования особых слов (так, словно, будто).

При изучении мира можно увидеть что-то общее между явлениями, и это отражается в языке. На сходстве предметов и явлений основаны изобразительные средства языка. Благодаря сравнению и метафоре речь становится ярче, выразительнее, можно увидеть словесные картины, которые создают поэты и писатели.

Три упражнения – тренировка для спортсмена метафор

И перед тем как перейти к выдумке сложной метафоры с сюжетом – сказки, рекомендую попробовать ввести три упражнения как ежедневные тренировки. Да-да, именно так – систематичность и маленькие шаги всегда движение в сторону успеха. Представьте себя спортсменом, который готовится к марафону, а это означает, что тренировки неотъемлемая часть программы.

Я подобрала замечательные упражнения, некоторые из них в несколько другом варианте предлагает Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии». Эти три достаточно простых упражнения помогут развивать фантазию, творческое воображение и метафорическое мышление.

Упражнение 1

Ежедневно выбирайте пять слов вашего утра, и расшифруйте их, только намекая на истинное название предмета.

Каша – утренняя порция красоты.

Зеркало – отражение моей улыбки.

Шоколад – сладкий легкодоступный допинг.

Упражнение 2

Сделайте фото. Ребенок может найти любую иллюстрацию в книге. И придумайте название картине так, чтобы оно отражало суть изображения, используя переносное значение. К примеру на фотографии изображен закат на море, а я назову картину «Таящий сахар». В этом упражнении возможно использование ассоциации. Ребенку так будет понятней. Воспользуйтесь вопросами: «На что похоже? Что тебе напоминает?»

Правила терапевтической сказки для детей

Упражнение 3

Соединяйте два абсолютно несвязанных слова и объясняйте значение нового словосочетания. К примеру, слова «спорт» и «мухи». «Спортивные мухи» – это спешащие люди большого города.

Когда упражнения освоены, то каждое можно усложнить, написав небольшое эссе или сказочную историю на основании выдуманных метафор.

Вперед, приготовим вкуснейший салат из метафор вместе с детьми!

Каждый встречает то, что способен найти

Published on 04.09.2012, by admin
in Метафоры.

Путник пришел в город и у ворот спросил у старца, кто живет в этом городе.
— А кто жил в тех местах, откуда ты родом? – спросил путника мудрец.
— В моей стране жили злые черствые люди – ответил путник.
— И здесь такие же – был ответ старца.

Через некоторое время к городу пришел второй странник и тоже поинтересовался, кто живет в городе.
— А что за люди живут в твоей стране? – спросил его старец.
— В моей стране живут добрые приветливые люди, – ответил второй путник.
— Здесь ты встретишь таких же! – заверил его мудрец.

Юноша, ученик мудреца, поинтересовался, кого из путников он обманул?
— Никого, – ответил старец, – каждый встречает то, что способен найти.

А бедный кот сидел ни жив ни мертв…

Образ

Кот, который находится в запертом ящике — одновременно и живой, и мертвый. Теоретически кота можно заменить хомяком или декоративной крысой, но физики почему-то любят именно котов.

Научный смысл

Квантовая механика предполагает, что атомное ядро может находиться одновременно в двух состояниях — распавшемся и нераспавшемся

Эксперимент придумал австрийский ученый Эрвин Шредингер в 1935 году. Суть его в следующем: берем кота, запираем на час в ящик. Туда же, кроме кота, помещаем радиоактивный атом, счетчик Гейгера и ампулу с ядовитым газом. Ядро атома должно распасться за час с вероятностью в пятьдесят процентов. Если ядро распадается, счетчик Гейгера реагирует на радиацию и открывает ампулу с газом. Кот, натурально, умирает. Если ядро не распадается, кот бодр и здравствует.

Казалось бы, все просто: кот целый час с вероятностью в пятьдесят процентов жив. Ага! Это мы с вами, живущие в мире больших масштабов, так думаем. Но не таковы квантовые физики! В их науке радиоактивный атом, пока мы его не наблюдаем, одновременно чуть-чуть распался и чуть-чуть — нет. Называется это «суперпозицией состояний». Чтобы внести ясность, нужно эту самую суперпозицию разрушить, ящик открыть и заглянуть внутрь. Для атома, может, и нормально быть в двух состояниях, но коту что делать? Суперпозиция живого и мертвого кота — это как-то слишком…

Собственно, Шредингер, один из создателей квантовой механики, и придумал эксперимент с котом, чтобы показать неполноту этого раздела физики. Он, как и Эйнштейн, не принимал ее сути — атом, понимаете ли, распадается или не распадается без всякой на то причины, а фотон летит по всем траекториям одновременно!..

Это, конечно, не метафора, а реально осуществимый эксперимент. Но ни Шредингер, ни другие физики садистами не были, поэтому опыт так никогда и не был поставлен. И получается, что кот в каком-то смысле и метафора. Суперпозиция метафоры и эксперимента. Так как-то…

Собирание углей на чужую голову

Published on 26.01.2013, by admin
in Метафоры.

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

Так говорит нам Ветхий завет, так повторяет Новый завет. И становится страшновато: что же это? Где же тут милосердие, если простую мстительность к врагу столь настойчиво предлагается заменить мстительностью утонченной?..

Может быть, действительно, эта фраза слишком архаична и повторена апостолом Павлом сгоряча? Может быть, надо все-таки подумать о бедном враге нашем по-настоящему? Не поить его, не кормить, а поступить с ним жестоко до несправедливости, что бы он, пострадав от нас в земной жизни, был вознагражден за это в вечности? Может быть, это и было бы подлинно духовным милосердием?..

А если так обойтись с врагом, то насколько заботливее надо помучить друга, потерзать всякого, кого любишь, кому желаешь самых высших благ?

Классификация

На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.

Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:

Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.

Образ здесь может вмещаться в слово, выражаться словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством (смысловым отрывком текста, состоящим из одного или нескольких абзацев, скрепленных общей темой), распространяться на главу или даже разворачиваться в пределах большого произведения (как, например, представление людей как марионеток в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»).

Вот тут мы подходим к видам метафор.

По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.

В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:

Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:

Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.

График выплаты процентов

Почему метафоры работают

Сила метафоры в том, что она обращается к правому полушарию мозга, то есть к эмоциям. Устанавливает связь между предметом или идеей из презентации и воспоминаниями аудитории.

Если не стимулировать правое полушарие, аудитория может умереть со скуки под дождем цифр и фактов, которыми выстреливает докладчик. Поэтому используй метафору, когда кажется, что презентация слишком сильно тянет в левое полушарие с его причинно-следственными связями.

Кроме того, в мозгу активизируется больше нейронов, когда мы на что-то смотрим, чем когда что-то слушаем. Грубо говоря, при прослушивании непрерывной речи слова влетают в сознание и сразу вылетают, чтобы освободить место следующим

Чтобы взгляд задержался и внимание активизировалось, нужно изображение. Мы хорошо запоминаем то, что увидели однажды, но часто вынуждены «переслушивать», чтобы отложить в памяти

Важный момент: метафора должна быть достаточно интуитивной (основываться на предварительном знании), чтобы аудитория быстро считала сообщение. С каждой лишней секундой на обработку образа лектор теряет аудиторию.

Используйте фигуры речи и обогащайте ваши тексты

Знание основных тропов помогает, скорее, разобраться лучше в том, как мыслить, чтобы обогатить текст. Именно направление мысли часто нужно, а не сами идеи. Каждый, я уверен, может писать интересно, для этого нужна только сосредоточенная работа над вашим текстом.

Интересных вам текстов.

Автор текста Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: , , , Instagram, YouTube.

P.S. Ура. Наконец-то с сентября 2017 года я завел свой уютный канал в Телеграм. Называется, угадайте? Да, конечно, вы угадали:»Авторский стиль». Делюсь опытом, рассказываю о том, как выработать свой авторский стиль. Верю, что его нужно лишь откопать за горами стереотипов и сомнений в себе. Тут много того, чего не даю больше нигде. https://t.me/bagnenkotext

Другие навыки письма:

  1. Навык 1. Сильные глаголы — залог сильного текста
  2. Навык 2. Правильный порядок слов в предложении
  3. Навык 3. Правило территории слова
  4. Навык 4. Ритм текста
  5. Навык 5. Перечисление в тексте
  6. Навык 6. Внутренний голос автора
  7. Навык 7. План написания книги и как его правильно создать. Метод снежинки.
  8. Навык 8. Внутренний резервуар слов.
  9. Навык 9. Деталь, раскрывающая героя и его черты характера.
  10. Навык 10. Честность в тексте.
  11. Навык 11. Редактирование текста: вводные слова, однородные члены предложения, оценочная лексика.
  12. Навык 12. Подбирайте сильные примеры. Любой текст будет сильнее: деловой, художественный, публицистический, разговорный, научный.
  13. Навык 13. Используйте фигуры речи (тропы) в текстах: метафору, метанимию, синекдоху, сравнение, олицетворение, литоту, гиперболу. (Часть 1)

30. сентября 2017 by Admin

Categories: Автору, писателю, Блог, Навыки письма |

Метафора в общих словах

Метафора утверждает, что одно — это другое, и уравнивает две вещи не потому, что они одинаковые, а для объемного символизма. Они нужны, чтобы:

поймать аудиторию — зацепить внимание и вести по нужному пути

связать несвязуемое — сопоставить вещи, которые хочется донести, добавить между ними звено

упростить — рассказать о сложном просто и доступно

Метафоры речи — это картинка словами. Их используют поэты и писатели, и все остальные — каждый раз, когда хочется добавить объема и глубины любому рассказу. Свои идеи в текстах писатели соотносят с образами, которые читателю уже знакомы. Все, как у Бродского: «Наши жизни, как строчки, достигли точки».

Визуальные метафоры — это магия, которая объясняет идею через непрямую картинку, символ, визуальную схему. Условно, она нужна, чтобы связать энергию гангстерского Бронкса и посыл люксового Манхэттена в одну мысль на Лонг-Айленде, которая отложится в голове у аудитории.

Необязательно пытаться быть таким же поэтичным, как Бродский. Достаточно найти меткую картинку, пусть самую простую, в связке с которой человек четче поймет и запомнит мысль. Например, сравнить систему кибербезопасности компании с защитниками команды по американскому футболу, как в примере выше.

Можно действовать еще проще — объяснять мысль символами-метафорами, которые понятны всем:

Литота

Литота — это обратное от гиперболы. Это преуменьшение.

В художественных произведениях часто встречается литота. Примеры из литературы весьма разнообразны. Гоголь – один из любителей этого стилистического приёма. В основном, литота используется автором в ироническом контексте. Так, в повести «Невский проспект» писатель использует литоту следующим образом:
«…талии, никак не толще бутылочной шейки…»
Литота в литературе – это художественный приём, который используется и в стихах, и в художественных произведениях самых разных авторов. Она применяется и для детального описания характера героя, и для ироничного отношения к ситуации, и для красоты выражения чувств.

Например, литота встречается в стихах Маяковского:
«Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.»

Встречается литота и в стихах Пушкина:
«Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.»

В знаменитом «Евгении Онегине» без этого стилистического приёма тоже не обошлось:
«Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик.
Ему и больно и смешно….»

Все в твоих руках

Published on 04.09.2012, by admin
in Метафоры.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в реках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

Олицетворение и аллегория — в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).

Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: «Горные вершины спят во тьме ночной». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова

Мир

АзияАмерикаАфрикаЕвропаПрибалтикаЕвропейская политикаОкеанияГорода мираРоссияМоскваКавказРегионы РоссииПрограммы регионовЭкономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector