Стороны общения
Содержание:
- Коммуникативная сторона общения
- Разделение структуры общения на уровни
- Основные стороны общения
- Общая характеристика
- Другие стороны отношений
- Что влияет на результат интерактивного общения
- Проявление интерактивного аспекта общения
- Центральные интеракционистские темы
- Виза
- Общая характеристика
- Элементы и эффективность социальных отношений
- Интерактивная сторона общения
- Считаем результат
- Коммуникативная
- Первый уровень: примитивный
- Виды взаимодействия
- Структура общения
- Читайте также
- Итог
Коммуникативная сторона общения
Под коммуникативной стороной общения понимается передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:
- Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.
- Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.
В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.
Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.
Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.
Разделение структуры общения на уровни
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
- Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
- Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
- Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
- Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
- Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
- Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
- Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
- Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
- Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
- Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Основные стороны общения
Структура общения включает в себя следующие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая из них отвечает за конкретный аспект:
- коммуникативная — передача информации между людьми;
- интерактивная — взаимодействие между субъектами;
- перцептивная — взаимовосприятие между контактирующими индивидами.
В единстве эти три стороны общения выступают как способ организации совместной деятельности людей и выстраивания отношений между ними. Они реализуют следующие функции общения:
- контактная — установление взаимосвязи и поддержание контакта;
- информационная — обмен мнениями, решениями, данными и прочей информацией;
- побудительная — стимулирование партнера по коммуникации к деятельности, а также направление его на выполнение определенных действий;
- координационная — согласование действий при организации совместной деятельности;
- функция понимания — восприятие и понимание как сообщения, так и партнера по общению;
- амотивная — обмен эмоциями, воздействие на чувства и переживания собеседника, а также на свои собственные;
- функция установления общений — осознание и закрепление своего места в системе сообщества;
- функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, установок, решений партнера.
Коммуникативная сторона общения
Заключается во взаимном обмене информацией. В процессе общения информация не только передается между индивидами, но и уточняется, развивается, а также формируется. Коммуникативное взаимодействие между людьми может состояться только при условии общения при помощи единой системой значений.
Коммуникативная сторона общения отвечает за:
- передачу и прием информации — информация передается в форме сообщения, но не предполагает непосредственного изменения поведения партнера;
- обмен указаниями — информация может выражаться в форме приказа, совета, просьбы и рассчитана на стимулирование какого-либо действия. Побуждение может быть нескольких видов: активизация (побуждение к действию в определенном направлении), интердикция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (нарушение некоторых форм поведения партнера);
- правильный подбор слов и аргументов — информация, которая передается между коммуникаторами, должна быть воспринята и понята с минимальными потерями в смысле.
Перцептивная сторона общения
Заключается в установлении взаимопонимания между собеседниками и улучшении отношений между ними. Общение протекает в форме восприятия и понимания индивидами друг друга.
Перцептивная сторона общения отвечает за:
- познание себя — во время взаимодействия с другими индивидами человек получает информацию о себе;
- познание партнера — совершается через восприятие его внешних и социальных данных, убеждений и установок, взаимообмен эмоциями;
- организацию совместной деятельности — понимание мотивов, установок, характера партнера позволяет сформировать модель наиболее эффективного взаимодействия с ним;
- формирование взаимопонимания — в ходе взаимодействия индивиды познают друг друга, добиваются взаимопонимания, которое можно считать базой для развития социальных отношений;
- становление эмоциональных отношений — любое социальное взаимодействие вызывает у индивида чувства за счет взаимообмена эмоциями, формирования новых.
Перцептивная сторона выполняет следующие процессы:
- восприятие физических характеристик собеседника;
- оценка вербальной и невербальной информации;
- составление эмоционального, социального и психологического портрета субъекта;
- формирование восприятия на эмоциональном уровне;
- развитие эффективного взаимодействия.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона связана с организацией взаимодействия
То есть индивидам важно обменяться не только информацией и эмоциями, но и организовать сам процесс общей деятельности
Существует три основных вида взаимодействия:
- кооперация — базовый элемент для совместной деятельности, направленной на общую цель;
- конкуренция — приводит к конфликтам, может быть как продуктивной, так и деструктивной;
- конфликт — выявление разнонаправленных и противоположных тенденций индивидов.
Выделяют следующие компоненты, которые влияют на выбор типа взаимодействия и его корректировки в ходе общения:
- учет планов всех сторон;
- анализ вклада участников в процесс взаимодействия;
- осмысление степени включенности все субъектов.
Для эффективного взаимодействия стороны должны следовать следующим правилам:
- соблюдать нормы этикета и морали;
- придерживаться установленным правилам взаимодействия.
Общая характеристика
Интеракционизм объединяет такие направления в общественных науках как:
- Символический интеракционизм
- Социальный конструктивизм
- Этнометодология
Основоположником парадигмы интеракционизма является чикагский учёный Джордж Герберт Мид, примыкавший к течению американского прагматизма. Мид указывал на лежащую в основе взаимодействия людей ориентацию участников коммуникации на мнение других/другого. Общение — это «обмен символами», где необходимо принимать роль другого или других (референтной группы; «генерализованный другой»).
Воззрения Мида были развиты Гербертом Блумером в теорию символического интеракционизма.
Другие стороны отношений
Интерактивная коммуникация рассматривается в сочетании с другими функциями общения и не может быть обособленной.
Перцептивная
Определение перцептивной функции связано с восприятием человеком информации или ситуации. Это понимание самого себя и партнеров. В процессе коммуникации работают психологические процессы, позволяющие адекватно оценивать поведение и индивидуальные особенности людей.
В ходе перцептивной коммуникации формируется идентификация, рефлексия, эмпатия:
- Идентификация означает отождествление себя с партнером и уподобление ему. В результате происходит понимание и принятие мотивов собеседника, а также приспособление к общей цели.
- Эмпатия — эмоциональное переживание ситуации и принятие линии поведения другого человека. На основе психологической оценки формируется симпатия либо антипатия. Дальнейшее общение продолжится по сценарию либо сотрудничества, либо конфликта.
- Рефлексия побуждает участника действовать рефлекторно, основываясь на личных потребностях.
Перцептивная функция помогает выстраивать интеракцию.
Коммуникативная
Заключается в обмене информации. В процессе коммуникации участники обмениваются мнениями, опытом, знаниями, интересами, чувствами и настроениями. Любой разговор несет определенную информацию и активизирует познавательную функцию. При интеракции информационный поток является основой долгосрочных взаимодействий и отношений.
Регулятивная
Предусматривает изменение поведения под влиянием других людей. Регулятивная функция контролирует и координирует деловое общение. Взаимодействие и поведение участников основывается на эмоциях:
- позитивные — солидарность, согласие, отсутствие напряжения;
- негативные — конфликт, несогласие, напряженность, демонстрация антагонизма;
- проблемные — просьба высказать мнение, поделиться информацией, необходимость в указаниях, предложениях, наставлениях.
Регулятивная функция определяет характер взаимодействия участников. Это может быть индивидуальная деятельность, последовательная, одновременная. В процессе взаимного влияния происходит формирование убеждения, внушения и подражания.
Что влияет на результат интерактивного общения
Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.
Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.
Слаженное взаимодействие
Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:
- у человека высокая потребность во взаимодействии;
- люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
- неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
- в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.
Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат
Проявление интерактивного аспекта общения
Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.
Сферы общения
Вид общения | Особенности |
---|---|
Трудовая сфера | Наиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи |
Обучение | Посещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени |
Семейные отношения | Самый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.) |
Досуг | Свободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях |
Отдых в кругу друзей
Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:
- продуктивное;
- непродуктивное.
Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.
Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение
Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:
- физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
- психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
- психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
- социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.
Основное внимание уделяется психологической совместимости
Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения
Центральные интеракционистские темы
Согласно концептуальной перспективе Блумера, он сформулировал их в трех основных положениях: люди действуют по отношению к вещам, включая друг друга, на основе тех значений, которые они для них имеют; что эти значения получены в результате социального взаимодействия с другими; и что этими значениями управляют и трансформируются посредством процесса интерпретации, который люди используют для осмысления и управления объектами, составляющими их социальные миры. Эту перспективу также можно описать как три основных принципа — значение, язык и мышление, — в которых формируются социальные конструкции. Принцип смысла — это центр человеческого поведения. Язык придает значение, предоставляя символы. Эти символы отличают социальные отношения людей от социальных отношений животных. Когда люди придают значение символам, они могут выражать эти вещи языком. В свою очередь символы составляют основу общения. Символы становятся обязательными составляющими для формирования любого коммуникативного акта. Таким образом, мышление изменяет интерпретацию людей в отношении символов.
Четыре принципа Сноу
Имея в виду более раннюю работу Блумера, Дэвид А. Сноу , профессор социологии Калифорнийского университета в Ирвине , предлагает четыре более широких и даже более основных ориентирующих принципа: человеческая деятельность , интерактивная детерминация, символизация и эмерджентность . Сноу использует эти четыре принципа в качестве тематических основ для выявления и обсуждения вкладов в изучение социальных движений.
Человеческая деятельность : подчеркивает активный, своевольный, целеустремленный характер человеческих актеров
Акцент на агентстве фокусирует внимание на тех действиях, событиях и моментах социальной жизни, в которых агентское действие особенно ощутимо.
Интерактивное определение : определяет понимание основных объектов анализа, будь то самооценка, идентичность, роли, практики или даже социальные движения. По сути, это означает, что ни индивидуум, ни общество, ни я, ни другие не существуют только по отношению друг к другу и, следовательно, могут быть полностью поняты только в терминах их взаимодействия.
Символизация выделяет процессы, посредством которых события и условия, артефакты, люди и другие особенности окружающей среды принимают определенные значения, становясь почти всего лишь объектами ориентации
Человеческое поведение частично зависит от того, что символизирует или означает объект ориентации.
Возникновение : акцентирует внимание на процессной и непривычной стороне социальной жизни, уделяя внимание не только организации и структуре социальной жизни, но также связанным с ней смыслам и чувствам. Принцип эмерджентности указывает нам не только на возможность новых форм социальной жизни и системного значения, но и на трансформации существующих форм социальной организации.
Виза
Украинцам для поездки в Чили нужно оформить визу.
Общая характеристика
Интеракционизм объединяет такие направления в общественных науках как:
- Символический интеракционизм
- Социальный конструктивизм
- Этнометодология
Основоположником парадигмы интеракционизма является чикагский учёный Джордж Герберт Мид, примыкавший к течению американского прагматизма. Мид указывал на лежащую в основе взаимодействия людей ориентацию участников коммуникации на мнение других/другого. Общение — это «обмен символами», где необходимо принимать роль другого или других (референтной группы; «генерализованный другой»).
Воззрения Мида были развиты Гербертом Блумером в теорию символического интеракционизма.
Элементы и эффективность социальных отношений
Как и любая система, социальные отношения также обладают собственными особыми элементами.
Во-первых, они включают в себя людей с их ролями, социальным положением и статусом, а также рядом мотивационных механизмов, которые включают в себя потребности индивида, его ценности и нормы, которым они придерживается. Также сюда необходимо отнести убеждения и роли, поскольку любую свою деятельность индивид осуществляет исключительно в соответствии с тем, какое положение он занимает в обществе, и какое мировоззрение подталкивает его к осуществлению данных поступков.
Во-вторых, ситуации социальной связи играют очень важную роль в формировании и развитии социальных отношений. Это могут быть предметы обихода, деньги и власть, которыми обладает индивид, право его на осуществление определенной деятельности. В целом, социальными отношениями правит статус людей, которым они владеют в конкретный период времени и при вступлении в какие-либо взаимодействия и взаимоотношения.
В-третьих, необходимо учитывать уровень согласованности действий, а также исполнение ролей каждым индивидом. Здесь же необходимо актуализировать результат, к которому стремятся субъекты социальных отношений, поскольку их связи не могут быть бесцельно определенными. Осознание самих себя в рамках социальных отношений, понимание своих ролей и стремление к тому, чтобы осуществлять их достаточно хорошо и в соответствии со всеми нормами и правилами позволяет индивидам сделать такие отношения и связи более благоприятными и, что самое главное, эффективными, если речь идет о действительно стоящих целях и намерениях каждого.
Социальные связи и социальные отношения образуют особую социальную систему. Специалисты определяют ее в качестве одной из форм социальных связей, которая образуется состояниями, а также процессами социального взаимодействия между всеми действующими субъектами. Поскольку система достаточно разнообразна, она включает в себя также несколько основных переменных. Во-первых, это ценности, во-вторых нормы как способы ориентации человека в определенных ситуациях; также причислим сюда коллективы и роли.
Замечание 2
Каждый элемент обладает набором заданных характеристик, и не может быть исключен из системы. В противном случае, она попросту будет неэффективной и бесполезной, а люди не будут иметь связей или регуляторов собственного поведения, что также негативным образом скажется на связях и отношениях.
Интерактивная сторона общения
Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности. Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения, которые регламентируют взаимоотношения субъектов и образуют специфическую систему. О существовании и принятии в обществе регламентирующих норм поведения свидетельствует одинаковое реагирование социума на определенное действие, отличающееся от поступков других. Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.
Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает регулировать поступки при этом, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и несоответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется согласно репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Под ролью подразумевается нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая социумом от каждого, занимающего определенную социальную позицию. К таким позициям можно отнести возраст, должность и др. Каждая роль, занимаемая субъектом, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивид может выступать в различных ролях (множественность позиций), что нередко ведет к ролевому конфликту. Взаимодействие субъектов, выполняющих различные роли, управляется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.
Причины конфликтов в коллективной деятельности могут быть детерминированы предметно-деловыми разногласиями и расхождениями в личностно-прагматических интересах. При этом отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нагнетание эмоциональной напряженности. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в коммуникациях, которые препятствуют налаживанию успешного взаимодействия беседующих. Смысловым барьером в коммуникационном взаимодействии считается несовпадение смыслов высказанных просьб, требований, приказов для участников общения, что создает преграду для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Более значимую роль смысловые преграды приобретают при педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, различным жизненным опытом, расхождениями в интересах и т.д. Именно поэтому стороны делового общения у делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.
Особую значимость для субъекта, обычно, приобретает связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее реализации. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести различный смысл. Поэтому при коммуникационном взаимодействии важнейшим значением обладает умение ставить себя на позицию другого участника коммуникаций.
Считаем результат
Коммуникативная
Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.
В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.
Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.
Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.
Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.
Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.
Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.
Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.
Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.
Информация поставляется на двух уровнях:
- Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
- Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.
Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.
Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.
Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.
Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.
Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.
Периодически они меняются ролями.
В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.
Пример групповой коммуникации — проведение учителем урока в классе. Во время занятия учитель, обладающий информацией, делится с ней со своими учениками.
При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.
В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.
В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.
Первый уровень: примитивный
На самом низком уровне собеседник ещё воспринимается, как объект, и его оценивают по шкале «нужен – мешает». Если собеседник-объект мешает, возникает желание как можно быстрее уйти от него, ничего при этом не объясняя. Внутренний мир личности на примитивном уровне общения не рассматривается. Речь, как правило, быстрая и немногословная.
Этот уровень «примитивный» ещё и в плохом смысле. Открыто высказывается отношение к собеседнику, даже если это может его задеть, собеседники часто перебивают друг друга, не соблюдают нормы общения.
Допустим, что к человеку, идущему на работу, привязался какой-то пропойца. Вряд ли они будут здороваться и прощаться, а также пытаться рассмотреть внутренний мир друг друга. По всем признакам это пример примитивного уровня общения.
Виды взаимодействия
В настоящее время, особенностью которого является бурное развитие технологий и науки, у людей стало больше возможностей для реализации интерактивного общения.
Этот процесс подразделяют на следующие виды:
- Деятельность трудовых коллективов. Решение поставленных перед всеми участниками задач и общая работа для достижения результата объединяет сотрудников. Реальные беседы и совещания могут теперь проводиться прямо на рабочих местах. С помощью компьютерных программ или мессенджеров, действующих в режиме реального времени, общающиеся могут не только проводить переговоры, но и обмениваться информацией (файлами).
- Обучение. Занятия в школах или университетах также являются интерактивным общением. Оправдывают себя возможности дистанционного обучения, при котором качество учебного процесса не ухудшается.
- Досуг. Организаторы и исполнители любого общественного мероприятия используют для своего взаимодействия интерактивные стороны общения.
Такие интерактивные способы общения позволяют демонстрировать в ходе передачи отношение населения к обсуждаемым вопросам, а также проводить прямые линии с первыми лицами государства.
Структура общения
«Формула» общения такова: коммуникация + перцепция + интеракция. Иначе говоря, общение можно представить как совокупность трех компонентов, или, вернее, трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Конечно, во время того, как мы общаемся, мы этого разделения не чувствуем; в этом и нет необходимости. Все составляющие общения тесно переплетены и совершаются одновременно. Однако в теории это разграничение проводится и позволяет более ясно понимать, что вкладывается в тот или иной компонент общения.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Перцепция — это восприятие друг друга участниками общения. Многие авторы предпочитают говорить не о восприятии, а о познании партнера, подразумевая, что процесс этот шире и глубже, чем простое восприятие.
Рекомендуем: Что значит: апперцепция?
Наконец, перед нами предстает третья сторона — интеракция. В интерактивном аспекте общение представляет собой прежде всего организацию совместных действий, реализацию совместной деятельности. О взаимодействии при интеракции можно говорить как о нескольких процессах.
- Взаимодействие, возникающее в ходе общей деятельности (трудовой, игровой, познавательной).
- Влияние одной стороны на другую: внушение, убеждение.
- Обоюдное влияние сторон.
Под «сторонами» подразумеваются не только отдельные личности, но и социальные общности (поэтому, кстати, часто используют понятие «социальная интеракция»). Социальная интеракция обязательно включает в себя реакции партнеров друг на друга, а также предполагает умение примерить на себя роль другого и хотя бы в целом представить, как участник воспринимает своего визави
Подчеркивая важность интерактивной составляющей общения, некоторые авторы утверждают, что то, как человек представляет самого себя, во многом зависит от того, как его воспринимают другие во время взаимодействия
Читайте также
Итог
Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.
В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.