Понятие коллектива, разновидности, классификация

Понятие о коллективе

Развитие человека как личности происходит в постоянном взаимодействии с различными общественными системами, окружающими людьми, природой. Наиболее активен и продуктивен процесс взаимодействия в групповой деятельности, самой высокой ступенью развития которой является коллектив. Человек соотносит цель своей деятельности и особенности своего поведения с требованиями, существующими в данном обществе и коллективе. Определение 1

Коллектив – группа людей, которая объединена общими целями и задачами деятельности и достигающая в ее процессе наивысшего уровня развития и функционирования.

Для наиболее успешного осуществления взаимодействия личности и коллектива большое значение имеет организация двух механизмов:

  1. Система деловых отношений, которые регламентируются и являются формальными по своей сути. К данному типу отношений относятся учебные, трудовые отношения, отношения между руководителем и подчиненными.
  2. Система межличностных отношений, которая носит в большинстве своем неформальный характер, однако так же имеет свои закономерности и правила развития.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Связь развития личности и рабочего коллектива 490 руб.
  • Реферат Связь развития личности и рабочего коллектива 260 руб.
  • Контрольная работа Связь развития личности и рабочего коллектива 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как же действовать мужчинам, чтобы сохранить отношения с женой, какие основные правила?

  1. Поддерживать уровень любви — удивлять, радовать, стараться разнообразить жизнь. Однообразие всех угнетает, особенно спустя годы совместной жизни.
  2. Говорить о любви, находить место для романтики.
  3. Регулярно находить время для совместного общения, прогулок, романтики, интим тоже нужен обоим — 2-3 раза в неделю это стандарт, чтобы не было желания искать внимательного и любящего партнёра за пределами семьи.
  4. Учиться слушать, понимать — у женщин часто бывает потребность выговориться, задача мужчины — просто слушать и сочувствовать или поддерживать, даже советы не всегда нужны, больше — понимание. Немного внимания в данном вопросе сделает мужа лучшим на свете.
  5. Помогать по дому, особенно после рождения ребёнка — женщина в современном мире играет много ролей, несёт ответственность наравне с супругом за финансовое обеспечение, домашние дела, воспитание детей. А ведь женщины тоже устают, им нужна поддержка и помощь.

В патриархальном браке жена не работала, а занималась лишь домашним хозяйством, сейчас жизнь стала сложнее и динамичнее, относитесь с пониманием, стремитесь принять посильное участие в домашних заботах.

Как сохранить отношения с любимым человеком? Для поддержания хороших отношений с супругой нужны забота, любовь, ласка, внимание, помощь. Любая женщина будет счастливой и самой лучшей женой, чувствуя, что желанная и любимая

Период рождения ребёнка — наиболее счастливый и сложный для семейной пары. Мы ждём появления маленького чуда в жизни, верим, что скрасит её, наполнит яркими красками, превратит будни в сказку. Однако в книгах и журналах всё выглядит красивее, чем в жизни.

Рождение детей — это проверка отношений на прочность

Многие и не представляют, какая нагрузка предстоит — моральная, физическая. Далеко не все пары выдерживают подобное испытание. Как сохранить отношения после рождения ребенка?

  • Распределять обязанности между супругами;
  • ночное дежурство по очереди — маме тоже нужен отдых, или папа может гулять днём, позволяя маме отоспаться;
  • разгрузить женщину в плане бытовых забот, позволить ей сохранить силы;
  • стараться пораньше приходить с работы, помогая в домашних делах, посвящать выходные семье;
  • отдохнувшая жена — хорошая любовница, уставшая — сонная и невнимательная.

Как сохранить отношения с любимым человеком после появления ребёнка в семье? Главное правило — совместная ответственность за ребёнка, декрет — не отдых, а огромный труд, который женщина выполняет ежедневно с младенцем на руках. Помогайте, берегите, проявляйте понимание, любовь.

Бывают ситуации — супруги расходятся на время для осознания жизни, чувств, невозможности совместно растить ребёнка. При недостатке внимания со стороны супруга жена склонна растить ребёнка с родителями, готовыми всегда прийти на помощь.

Возникает вопрос: «Как сохранить брак, как восстановить отношения?»

  1. Осознать необходимость восстановления отношений, найти возможность донести информацию стремления любимому человеку, партнёру.
  2. Способ восстановления отношений зависит от причины разрыва, стоит понять, в чём корень бед, что мешало совместной жизни? Спокойно проанализировать жизненную ситуацию без эмоций, используя логику.
  3. Найти противоядие:
  • недостаток внимания — стать самым любящим, заботливым, романтичным;
  • измена — стараться распалить страсть, экспериментировать, обучаться;
  • дети — больше внимания уделять домашним делам, помогать супруге;
  • недопонимание — больше общаться, изучать психологию партнёра;
  • советы родственников — взять ответственность за личную жизнь, самостоятельно принимать решения, найти отдельное жильё.

Восстановить отношения возможно, даже через несколько лет, главное — совместное желание. Распространённая ситуация — муж уходит к молодой любовнице и возвращается через пару лет, как быть, можно ли восстановить отношения?

Понятие трудового коллектива

Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От состава коллектива зависит трудовой процесс, статусные характеристики группы в целом, условия труда (как психологические, так и профессиональные). Трудовой коллектив устанавливает внутригрупповые нормы, ценности и продуцирует определенную культуру.

Под трудовым коллективом понимается профессиональная группа людей, работающих на одном предприятии или в организации. Коллектив состоит из всего штатного состава организации и включает как управленческий состав, так и рядовых сотрудников. Коллектив подразделяется на небольшие коллективы внутри предприятия – коллективы отделений, подразделений и т. д. Формирование комфортных психологических условий и привязанности к предприятию зависит от того, насколько коллектив сплочен и не противодействуют ли друг другу малые коллективы. Корпоративность в коллективе является одним из важнейших условий успешного функционирования предприятия.

Трудовой коллектив выполняет две основные взаимосвязанные между собой функции: экономическую и социальную.

Экономическая функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность в организации, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей функцией в трудовом коллективе.

Социальная функция направлена на то, чтобы удовлетворить социальные потребности всех членов трудового коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное благо, признании себя среди коллег, самореализации, использовании своего права на отдых и отпуск, образовании, пользовании культурными ценностями и многом другом.

Организационная структура

Исследования таких психологов, как А. И. Донцов, А. В. Петровский, А. Н. Лутошкин, предлагают обоснованный вариант структуры педагогического коллектива. Они выделяют в нем официальную (формальную) и неофициальную (неформальную) части. Под самой структурой подразумевается установление устойчивых связей между отдельными членами коллектива.

Формальная часть обусловлена официальным разделением обязанностей, прав между членами. В ее рамках у каждого педагога есть должностные обязанности, которые он выполняет совместно с коллегами. Данная функция основывается на должностных инструкциях, используемых в каждом образовательном учреждении.

Педагоги, которые работают на одном классном коллективе, пользуются едиными образовательными стандартами, программами, расписанием урочной и внеурочной деятельности, нормами профессионального этикета.

Каждый педагог находится в деловых отношениях с коллегами, руководством образовательного учреждения. Эти взаимоотношения регулируются распоряжениями и специальными инструкциями. При нарушении установленных правил и норм педагогов привлекают к дисциплинарной ответственности.

Работа в команде

Среди особенностей функционирования учительской команды можно отметить коллективный характер труда, общую ответственность за получаемые результаты.

Индивидуальные усилия одного учителя на средней и старшей ступени обучении не дадут желаемого результата, если нет согласованности в действиях между всеми членами педагогического сообщества.

Только при наличии системы оценки качества знаний обучающихся, при организации режима дня, можно рассчитывать на выполнение заказ общества – формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции.

Единство педагогов может проявляться во взглядах на воспитание, в ценностных ориентациях, в подборе инновационных образовательных методик.

Основные педагогические ценности: желание научить ребенка, любовь к детям, уважение к личности, оптимизм, профессиональная культура, позволяют создавать ту базу, на которой формируется единство действий учителей.

Малые коллективы

Малые коллективы, члены которых поддерживаются между собой не просто непосредственными, но еще и эмоционально окрашенными дружескии контактами, получили название первичные. Обычно они включают в себя от двух до пяти человеку, которые объединены общностью целей и норм поведения, личных интересами, неформальный контроль. В первичной группа людей нельзя заменяет без ее разрушением.

Наиболее близкие и равноправные отношениями между участниками складывают в диадах и триадах, т.е. группе, состоящих из двух—трех человеку. Диады легче всего разрушают, но отношения приносит наибольшим удовлетворением их членам. В триаду рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, которого можно играть роль посредника, оппортуниста или властителя.

В рамке квартетов и квинтетов могут обосабливать пары с более тесными взаимосвязями; возникает структуры типа «звезды» с центральным участником, который  диктует остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленные контакты.

Увеличение размера группы влияет на поведения ее членов. Более крупные группы продуктивны, но в них меньше согласия между участники и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальным неравенством и трудностью в налаживании контактов, причем в большую меру это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетные. Членов таких групп характеризует низким моральным духом, безразличным отношением к делу, ослабленными связями, нежеланием сотрудничать друг с другом. Поэтому для управлению ими нужны специальных менеджеров.

Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправления. Самоуправляемые коллектив могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективность принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяет только основные направления деятельности, которые в дальнейшее конкретизируются в индивидуальное порядке, и каждый действуют независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяют также и то, кто чем будет заниматься, но текущую деятельность не координируют, и члены коллективом лишь в необходимом случаях оказывают друг другу требуемая помощь.

4. Новый человек в трудовом коллективе

Жизнь коллектива предполагает, что по истечении определенного времени одни сотрудники увольняются, переходя на другое место работы, или идут на заслуженный отдых, на смену им приходят другие, новые люди. С управленческой точки зрения, менеджеры рассматривают здесь два возможных варианта: 1) когда в коллектив приходит молодой, начинающий свой трудовой путь человек, по своей сути ученик; 2) когда в коллектив приходит опытный, профессионально подготовленный сотрудник, работавший на другом предприятии. Естественно, и подход менеджера к этим людям будет различен. В первом случае на новичка «обрушивается» весь арсенал воздействия менеджера и коллектива, поэтому его вхождение в коллектив является для менеджера одним из существенных направлений в работе. Менеджер может лично вводить в курс дела новичка, объясняя его роль и полномочия, трудовые приемы и методы работы, личным примером показывать, как необходимо выполнять ту или иную работу. Но может и назначить ему наставника. Постепенно молодой сотрудник включится в работу коллектива и примет его порядки и правила деятельности. Однако менеджер может поступить иначе: предоставить новому работнику разобраться во всем самостоятельно. Этот путь может быть использован лишь в отношении людей с сильной волей и твердым характером. Заметно сложнее протекает процесс включения в коллектив более опытного сотрудника. Здесь имеет место столкновение его убеждений с мнениями руководителя и всего коллектива. Новый человек может приобрести как сторонников, так и противников, тем самым расколоть коллектив и разрушить его сплоченность. Но он может и принять ценности и верования нового коллектива и полностью подчиниться его руководству. Это зависит от человека — стремится ли он к роли простого исполнителя чужой воли, или избрал более трудный путь независимости и самостоятельности. Поэтому менеджеру всегда надо знать, кого он желал бы иметь в коллективе, а кого нет. Новый сотрудник начинает воспринимать новых товарищей по работе, однако и коллектив, в свою очередь, также оценивает его, определяет, что он за человек, как он себя ведет, что знает и что умеет, каков его профессиональный уровень и т.д. В менеджменте проводились исследования этого процесса и было выявлено, что коллектив рассматривает нового сотрудника с нескольких позиций:

-внешние данные, т.е. физические характеристики и рост, телосложение, цвет глаз и волос, манера одеваться и разговаривать, держаться с товарищами и т.д. При этом мужскую часть коллектива в большей мере интересуют одни характеристики, женскую — другие;

-социальные характеристики — уровень образования, род и вид занятий, принадлежность к общественным движениям и организациям, социально-бытовое положение;

-семейное положение — холост или женат, имеет ли детей, есть ли родители и кто они;

-анкетные данные — место рождения и учебы, национальность, какого вероисповедания или неверующий, чем занимался до прихода в коллектив и т.д.

Успешная работа нового сотрудника будет возможна при выполнении обязательных условий, которые создаются главным образом руководством: удовлетворенность работой и уровнем вознаграждения за нее; увлеченность процессом труда; наличие перспектив профессионального роста и выдвижения на вышестоящую должность; состояние рабочего места; возможность качественного отдыха; рабочие смены, в целом распорядок работы; сохранение чувства преданности своему коллективу и др.

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде

Стадии формирования коллектива

Этап цикла Особенности
Притирка Стадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты» Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
Результативность У коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
Эффективность Коллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
Мастерство Для данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
Старение Достигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
Смерть Отпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив

На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Какими бывают трудовые коллективы?

Коллектив предполагает организацию, при которой осуществляется разделение труда для достижения максимальных результатов в любых сферах: торговле, производстве, сервисе. Управление трудовым коллективом имеет основу. Глава назначается собственником имущества.

Трудовой коллектив в организации будет действовать эффективно, если при его создании учитывались следующие важные факторы:

  • размер с составом, который включает разные возрастные категории и половую принадлежность;
  • нормы;
  • сплоченность членов;
  • конфликтность;
  • статусные и функциональные роли;
  • уровень образованности и профессионализма.

Какими бы ни были виды трудовых коллективов, у них есть похожие характеристики:

  • наличие одной цели;
  • организационную оформленность;
  • общественно-политическую значимость совместного труда;
  • управляемость;
  • структура, определяющая тип взаимодействий между членами.

Классификация трудовых коллективов основывается на следующих критериях:

  • форма собственности, когда речь идет об имуществе, принадлежащем конкретному человеку – это частная собственность;
  • сфера деятельности. Коллективный труд может использоваться в производстве. Сфера деятельности также может быть непроизводственной;
  • период существования. Некоторые коллективы образуются на время, другие функционируют постоянно;
  • стадии развития. Здесь различают периоды формирования, стабильности и распада;
  • подчиненность.

Если рассматривать профессионально-квалификационную структуру, то она представлена различными профессиями или группами профессий. Социальная структура трудового коллектива позволяет выделить ветеранов труда, новичков, а демографическая структура отделяет лиц разных национальностей.

Трудовые коллективы и их полномочия могут варьироваться. Статусные или основные полномочия зависят от формы собственности. Они реализуются в правоотношениях с администрацией, работодателями. В понятие “полномочия” входят определенные действия, позволяющие осуществлять права и обязанности относительно управления организацией или коллективом с помощью механизма самоуправления. Различают полномочия трудовых коллективов государственно-политического или социально-экономического характера относительно различных областей производства, управления трудом, социального развития. Управленческий вопрос может решаться штатом сотрудников совместно с руководством и органами самоуправления.

Рекомендации руководителям

Слаженный коллектив — это заслуга руководителя предприятия. Он должен подходить к организации рабочего процесса с точки зрения психологии. Разрешение конфликтных ситуаций, дельные советы среднему звену — это правильный путь. У «правильного подхода» к сотрудникам есть множество синонимов, который должен знать каждый начальник:

  • Обоснованность распоряжений и претензий.
  • Выбор системы методов и приемов.
  • Правильное распределение полномочий.
  • Внимательное отношение к подчиненным.
  • Участие в деятельности коллектива.

Равноправие и адекватная оценка работы сотрудников должны быть на первом месте. Сложно найти общий язык двадцатилетнему парню с дамой бальзаковского возраста, но если молодой человек посмотрит на коллегу, как на наставника, а тот, в свою очередь, увидит в молодом сотруднике ученика, сплоченность произойдет, невзирая на возрастную пропасть.

Даже если коллектив — единое целое, требуется постоянная работа, которая позволит поддерживать это состояние. Его может нарушить любой фактор извне: появления нового члена команды, конфликтная ситуация или несовпадение во взглядах. Успех будет зависеть от ряда факторов и иногда одних тренингов недостаточно.

Нормы корпоративной этики и офисный роман

Если вы все-таки решаетесь на то, чтобы развивать любовные отношения с коллегой, делайте это грамотно не в урон репутации. Существуют неписаные правила, которые необходимо соблюдать, дабы налаживать личную жизнь без вреда работе.

Соблюдайте субординацию

Особенно, если в роман вовлечен высокопоставленный, а в придачу еще и женатый человек. Наверняка, в вашем окружении найдутся добрые люди, которым захочется восстановить справедливость и вывести вас на чистую воду. Такой резонанс часто ставит точку в карьере и является причиной громкого скандала с последующим увольнением без рекомендаций.

Вносите ясность

Если ваши отношения являются заведомо бесперспективными, обсудите это с партнером в самом их начале. Это избавит от разочарований, обид и взаимного недопонимания. Кроме того, трезвый взгляд на ситуацию и ее понимание помогут лучше концентрироваться на работе.

Афишируйте отношения аккуратно

Этот совет имеет место только в том случае, если вы не флиртуете на стороне, уверены, что нашли спутника жизни и ваши намерения в адрес пассии носят серьезный характер. В этом случае, не зазорно ввести коллектив в курс дела. Это значительно облегчит вашу офисную жизнь, поскольку не перед кем не нужно прятаться и оправдываться.

Не выделяйте коллегу из всего коллектива

В рабочее время проявления нежности к партнеру-коллеге крайне нежелательны. Такое поведение даст лишний повод для сплетен работников. В их глазах вы получите статус ветреной и легкомысленной особы, которая не соблюдает деловую этику. Кроме того, вы скомпрометируете и свою вторую половинку.

Долой панибратство и вседозволенность

Репутация руководителя, с которым вы состоите в близких отношениях, для него в приоритете. Даже если вы пользуетесь успехом у выше стоящего коллеги, ни в коем случае не позиционируйте себя как его пассия. Возможно, он не придает факту офисного романа особого значения, а вот ваше фривольное поведение незамедлительно вызовет у него реакцию. Поэтому не удивляйтесь, если его рука не дрогнет подписать указ о вашем увольнении.

Любовь с чужим мужем

Основные критерии коллектива

Наличие коллективистских отношений в определенной группе характеризуется следующими критериями:

  • нравственность, при которой взаимоотношения базируются на ценностях и нормах общечеловеческой морали;
  • ответственность, когда каждый из членов коллектива отвечает за судьбу каждого из людей вне зависимости от индивидуальной принадлежности к коллективу и одновременно требовательно относится к себе, своим обязанностям, дисциплинирован, дает адекватную оценку собственным достижениям;
  • открытость, проявляемая в умении строить позитивные отношения с членами своего коллектива и других групп;
  • коллективизм, проявляется в заботе о членах группы, противодействие явлениям, которые могут разрушить коллектив;
  • контактность, подразумевает доверительные отношения между членами сформировавшегося коллектива;
  • организованность, то есть бесконфликтное распределение обязанностей, взаимозаменяемость, оперативное устранение недостатков в реализуемой деятельности;
  • информированность представленная четким пониманием целей, задач, конечных и промежуточных итогов совместной деятельности;
  • эффективность, выражаемая в качественном и своевременном решении задач, стоящих перед коллективом.

Групп, которые бы полностью отвечали всем перечисленным критериям коллектива, в реальности практически нет. Большинство реальных малых групп находится в промежутке между группой слаборазвитой и высокоразвитым коллективом. При этом по отдельным социально-психологическим критериям данные группы могут называться коллективами, но по другим не дотягивают до этого статуса. Модель, соответствующую всем параметрам, следует рассматривать как идеал, к которому следует стремиться коллективу в процессе развития.

Вторичные коллективы

Во вторичных коллективах, которые формирует по функционально-целевому принцип, контакт являются предметным, опосредованным, обусловленным решением поставленных задач. Поэтому основным значением придается здесь не личному качеству, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределена, людей во вторичная группе можно безболезненным заменять.

Особой разновидностью коллектива, который характеризуется повышенным единством, особо тесным сотрудничества и координацией, частой совместная работа, является команда. Она создается для решением конкретных задач или выполнением отдельных функций, проекта и объединяет лиц с разнообразными знаниям и навыками, дает им возможности учиться друг у друга, обеспечивает взаимная поддержка. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономный. Осуществляет давление на участнику и часто конфликтна.

Команды характеризуются ясными вдохновляющие цели, эффективная структура, особо высокой компетентностью работников, климат сотрудничества, стремлением к хорошей работе, которые  ста­новятся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.

Обычно команды защищают свои границы, себя от давление и угрозы, привлекают внимания важных людей к своей работу, следят за политической ситуаций в организации и создание альянсы с другими командами. Люди будут эффективными работать в составе команда, если смогут исполнять предпочитаемые ими роль. Знание менеджерами этих ролей позволяет формировать команды из нужных лиц.

Люди подчиняются социальному контроль группы при следующих условиях: необходимость принятия решения в условий цейтнота, высокой сплоченности, изолированность от внешней среды, наличие готового варианта решения, устраивающее всех, оценке внутреннее согласия как важнейшей самостоятельная ценности.

Мы коротко рассмотрели определение термина коллектив трудовой, управление трудовым коллективом, классификация трудовых коллективов, психологические характеристики трудового коллектива, формирование и развитие трудового коллектива, виды коллективов, вторичные коллективы малые коллективы. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Что понимают под идеальным коллективом

Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:

  • у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
  • каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
  • специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
  • один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.

Дополнительная информация. Коллектив это в идеале – высокая организованность, где проявляются такие характеристики, как взаимопонимание, «чувство локтя», бескорыстные отношения, доброжелательность.

В дружном коллективе совершенно иное отношение к труду и обязанностям. Члены идеального сообщества умеют разумно сочетать общественные и личные интересы не в ущерб производству и семье.

Общие выводы и предложения

Такой большой объем работы нуждается в подведении итогов, общих выводах, которые бы «выжали» все самое ценное из написанного. Предлагаем учителю пойти здесь таким путем:

  1. Напишите, на сколько сформирован классный коллектив (от низкого до высокого уровня). Кратко аргументируйте этот вывод. Вынесите несколько предложений для более удовлетворительного результата: организация общего досуга, игры на формирование чувства общности, психологическая помощь особо замкнутым ребятам и проч.
  2. Ваши общие выводы об успеваемости и работоспособности. Характеристика положительных и отрицательных черт ребят, как членов коллектива. Оценка их культуры поведения, навыков общения. Как им помочь в более успешной социализации?
  3. Духовно-нравственное развитие. Что необходимо сделать родителям, школе, чтобы все и каждый из детей в будущем стал достойным для подражания личностью?

Работа заканчивается записью «Классный руководитель: роспись, Ф. И. О.».

Вот и все, что мы хотели вам рассказать о варианте наиболее обстоятельной и всесторонней характеристики классного коллектива. Отвечая на вопросы внутри каждого раздела, учитель сможет описать жизнь своего класса наиболее полно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector