Социальная активность человека

Содержание:

Найдено научных статей по теме — 15

Экологический императив в рамках гражданского самосознания

Шаяхметова Линара Айратовна

Статья посвящена определению экологического императива в структуре российского гражданского самосознания, а также проблемам его формирования в контексте экологической культуры граждан.

Идеология и Формирование гражданского самосознания в России

Кривошеина Елена Юрьевна

Анализируется категориальный аппарат, в том числе современное понимание идеологии. Доказывается необходимость участия государства в формировании новой российской идеологии.

Роль образования в формировании гражданского самосознания личности

Терешина Елена Александровна

Образование выступает действенным средством социализации личности в современных условиях трансформации социальных структур, повышенной конфликтогенности социального пространства.

Барьеры формирования гражданского самосознания у студенческой молодежи

Фокина Ирина Владимировна

Предметом анализа являются социальные и субъективные условия жизнедеятельности студента, которые могут стать препятствиями для формирования и развития гражданского самосознания личности в образовательной среде современного вуза.

Роль национального менталитета в формировании гражданского самосознания

Лазарева Алла Алексеевна

В статье обоснована актуальность исследования национального менталитета в системе формирования гражданского самосознания на примере формирования гражданского самосознания украинцев.

Формирование гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности

Артюхина Т. С.

В статье рассматриваются процесс формирования гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности, Представлены сущностные характеристики гражданского самосознания студентов.

Развитие гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов

Артюхина Т.С.

В статье рассматривается гражданское самосознание, как важная составная часть общественного сознания и общественного мнения, состоящая из компонентов, формирующих основу социально ценных качеств личности, которые интенсивно развив

Развитие национального самосознания у студентов в условиях гражданского общества

Халматова Шахло Абдугафуровна

Статья посвящена развитию национального сознания у студенческой молодежи Узбекистана в условиях нового времени. Образование сегодня направлено на формирование у студентов современных компетенций и их конструктивную социализацию.

Методологические подходы к исследованию гражданского самосознания личности педагога

Фокина И. В.

В статье определяются основные теоретико-методологическое положения исследования гражданского самосознания личности.

Использование мини-проектов в процессе формирования культуры гражданского самосознания

Новокрещина Александра Владимировна

На современном этапе образования одной из актуальных задач всех образовательных учреждений является решение проблемы патриотического воспитания и гражданского становления учащихся.

Развитие гражданского самосознания молодежи: от «Активности духа» к «Активности действий»

Коряковцева Ольга Алексеевна, Бугайчук Татьяна Владимировна

В статье обозначена проблема формирования гражданского самосознания у молодого поколения, в том числе таких его составляющих, как патриотизм и гражданская идентичность.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

«Я – гражданин…»

Слайд 2

Текст слайда:

Вопросы для изучения:

Кого и почему называют гражданином?Гражданские качества личности.Права и обязанности гражданина.Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю.

Слайд 3

Текст слайда:

Гражданин-человек имеющий права.

Гражданин-мужчина Аттики.-Владение землей,домом,по-литические права.-Соблюдение законов, защи-та Отечества.

Граждане-свободное населе-ние.Чем больше прав,тем большесвободы.

Слайд 4

Текст слайда:

Открытие эпохи прав человека

Слайд 5

Текст слайда:

Гражданин – лицо принадлежащие к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей./ Толковый словарь русского языка/

Слайд 6

Текст слайда:

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа

Слайд 7

Текст слайда:

Вопросы для размышления:

1. Что значит быть гражданином?2. Какими качествами должен обладать идеальный гражданин демократического государства?

Слайд 8

Текст слайда:

ГРАЖДАНИН

Слайд 9

Текст слайда:

Ассоциативная таблица:

КАЧЕСТВА
ГРАЖДАНИНА

Слайд 10

Текст слайда:

Гражданин – человек, имеющий гражданство определенного государства, обладающий правами и свободами данного государства, имеющий высокие нравственные качества, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.

Слайд 11

Текст слайда:

Гражданство. Гражданские права и обязанности

Конституция РФ

Закон РФ«О гражданстве РФ»

Слайд 12

Текст слайда:

Гражданская ответственность

1. Граждане России должны соблюдать законы своего государства. 2. Граждане России должны исполнять свои конституционные обязанности.3. Граждане России должны принимать участие в голосовании на выборах и референдумах.4. Граждане России должны доводить до сведения своих депутатов и представителей в органах власти свое мнение о ситуации в обществе и его проблемах.5. Граждане России должны требовать отчета о работе своих депутатов, а также избранных ими представителей власти.6. Граждане России должны уважать права других граждан.

Слайд 13

Слайд 14

Текст слайда:

Синквейн

1.Одно существительное (заявляется тема или предмет).2.Два прилагательных или два причастия (описание темы\предмета).3.Три глагола, характеризующих действия темы\предмета.4.Фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к теме\предмету.5.Существительное- синоним, обобщающее или расширяющее смысл темы\предмета.

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении

Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., .

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный. Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный. Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный). Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный. На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Структура самосознания

Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:

  1. Когнитивный компонент или самопонимание. Это познание человеком самого себя и разработка Я-образов. Обычно выделяют четыре: Я-реальное (какой человек есть), Я-идеальное (каким хотел бы и может быть), Я-фантастическое (каким мечтает быть, если бы у него не было никаких ограничений) и Я-зеркальное (каким человека видят окружающие по его мнению).
  2. Эмоционально-оценочный компонент или самоотношение. Принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность, чувство самоценности или обесценивание себя – все это и подобное входит в этот элемент. В общем, это эмоциональное и оценочное отношение человека к самому себе: самооценка, самоуважение, самопринятие. Оно формируется на базе общественных норм и стереотипов, стандартов. А также на основе сравнения человеком себя с другими людьми.
  3. Поведенческий компонент или саморегуляция. Это стремление вписаться в общество, быть принятым и понятым, соответствовать его нормам, стать уважаемым лицом и ценной единицей.
  4. Самоактуализация. Этот компонент обеспечивает реализацию и саморазвитие человека. Признаки здоровой самоактуализации личности: жизнь «здесь и сейчас», занятие любимым делом, беспрерывное саморазвитие, открытость новому, честность с собой и другими, ответственное и осознанное отношение к жизни, уверенность в себе.
  5. Уровень притязаний. Это желание покорить такие цели, которые находятся чуть дальше, чем зона актуального развития, то есть чуть сложнее того, что уже покорилось человеку.

Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:

  1. Самопознание (интеллектуальный аспект). Формируется через самонаблюдение и самооценку.
  2. Самоконтроль (саморегуляция). Обусловлено самооценкой. Чем устойчивее и адекватнее самооценка, тем выше уровень самоконтроля.
  3. Самосовершенствование. Работа с Я-образами.

Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:

Обратите внимание! Знание о себе – это один из этапов развития сознания. А сознание – это способность человека субъективно переживать и трактовать события внешнего и внутреннего мира.

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.

Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

Социально-психологические качества личности обусловливаются:

– содержанием миропонимания человека;

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

На заметку родителям: как это сделать

Активный человек — значит, деятельный, энергичный. Такими дети становятся в семьях, в которых поддерживается демократический стиль отношений между ними и взрослыми. Он предполагает гибкость в отношениях: проявляя достаточную требовательность и контроль, родители уважают мнение и позицию ребенка, развивают его самостоятельность, инициативность, самокритичность. Посильные поручения и значимое для него поощрение стимулируют повышенную активность в достижении цели. Важны достаточная помощь, спокойный, деловой анализ как результатов детской инициативы, так и допущенных ошибок и успешных действий.

Авторитарный стиль воспитания подавляет активность ребенка, так как угрозы наказанием и принуждения вызывают боязнь нарушить инструкции взрослого, ошибиться в своих действиях.

Либеральный стиль, напротив, отличается нетребовательностью к детям. Максимум свободы при минимуме ограничений поведения формируют агрессивность и вседозволенность. Такие дети считают, что достижение цели состоит в том, чтобы вынудить взрослых принести им желаемое на блюдечке, а не в том, чтобы самому проявить сообразительность и предприимчивость.

Структурные элементы самосознания

В современной психологии существует многообразие подходов и методик в определении структуры самосознания и ее компонентов. При этом традиционно выделяют следующие элементы:

Когнитивный, также определяемый рефлексивным и рациональным, отражает представления человека о самом себе и представляет собой процесс самопознания, результаты которого выражаются в разнообразных образах «Я».

В системе самосознания личности находится большое многообразие сменяющих друг друга восприятий своего «Я». Обычно выделяют:

  • «я– реальное» — объективное представление о себе в настоящем времени;
  • «я-идеальное» — образ, которому человек хотел бы соответствовать;
  • «я-фантастическое» — неосуществимые мечты человека о том, каким бы он хотел стать.
  • «я-зеркальное» — представления личности о том, каким его видят окружающие.

Эмоционально-ценностный — это компонент, который включает в себя ценностное отношение человека к себе и его самооценка. Под эмоционально-ценностным элементом понимается переживание своей успешности или неуспешности в жизни, в принятии или отвержения себя, чувстве уверенности в себе или неуверенности и т. д.

Самооценка индивида строится на сравнении себя с окружающими людьми, в результате чего он анализирует стороны своего «я». Оценивая себя и других, человек опирается на систему ценностей, которую использует в качестве эталона.

Самооценка характеризуется по трем параметрам:

  • по уровню она может быть высокой, средней или низкой;
  • по соответствию реальности она бывает завышенной и заниженной;
  • по особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная.

Самоотношение также выстраивается на основе сравнения, но в данном случае оно осуществляется через внутренний диалог с самим собой. В психологии определяется три стороны структуры самоотношения:

  • самоуважение — внутренне обоснованное или оценочное позитивное отношение к себе;
  • аутосимпатия — безоценочное положительное и отрицательное самоотношение;
  • самоуничижение — негативное самовосприятие.

Основное различие между самооценкой и самоотношением состоит в том, что первое опирается на внешнее оценочное основание в виде других людей и определенных ценностей, а второе — на внутреннее основание в виде самого себя.

Самоактуализация — важнейший элемент в процессе становления личности, который определяет ее психологическое развитие и осознание своего предназначения в жизни.

Опираясь на свои внутренние мотивы и потребности, человек стремится к максимальной реализации своего потенциала и способностей. Самоактуализация человека напрямую влияет на уровень его самооценки и отношение к себе.

В системе основных потребностей Маслоу, самоактуализация основана на 8 признаках:

  • жизнь «здесь и сейчас»;
  • открытость к новому и неизведанному;
  • делать то, что нравится;
  • быть честным с собой и другими, брать на себя ответственность за свои поступки;
  • доверять своему мнению даже если оно не совпадает с взглядами большинства;
  • постоянно заниматься саморазвитием;
  • перерождаться, перосмылять свои ценности и взгляды.
  • выработать осознанное поведение.

Уровень притязаний — это стремление личности к достижению целей такого уровня сложности, который соответствовал бы ее способностям. Он зависит от успешности или неудачливости человека в какой-либо сфере деятельности: чем успешнее результат, тем выше уровень притязаний и, напротив, в случае отрицательного или недостаточно успешного результата, он понижается.

Люди с уровнем притязаний, соответствующим их реальным возможностям, обычно более успешны и уверены в своих силах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector