Литература абсурда

Контекст и происхождение

Франц Кафка , Жан-Поль Сартр , Самуэль Беккет , Эжен Ионеско , Альбер Камю , Сол Беллоу , Дональд Бартельм и Кормак Маккарти считаются наиболее известными композиторами абсурдистской фантастики. Кафка (1883–1924) был немецкоязычным богемным писателем и известным абсурдистом. Писатели, оказавшие влияние на Кафку, включают Фридриха Ницше , Эдгара Аллана По , Чарльза Диккенса и других. Среди самых популярных художественных произведений Кафки — « Суд », опубликованный в 1912 году, « Метаморфоза », опубликованный в 1915 году, « В исправительной колонии », опубликованный в 1919 году, и « Голодный художник », опубликованный в 1922 году. « Суд », написанный между 1914 и 1915 год признан самой известной художественной литературой Кафки, поскольку в ее «мифическом символизме обезумевшего мира» Кафка использует мифологию, комедию, афоризм и сюрреализм, воплощая отличительные черты абсурдистской фантастики. Влияние Франца Кафки на абсурдизм было настолько велико, что некоторые называют его «королем абсурда» и лидером абсурдного движения. Другие утверждают , что Кафка был преимущественно сюрреалист , однако Кафка уточняет свой уникальный стиль , как «смесь абсурда, сюрреалистический и обыденно , которые привели к прилагательным» Кафки» Сэмюэль Беккет был также ранним абсурдист, ирландский писатель, драматург, короткие писатель, театральный режиссер, поэт, литературный переводчик. Хорошо известная пьеса Беккета « В ожидании Годо» , премьера которой состоялась в 1953 году, классифицируется в рамках абсурдистского театра с использованием приемов трагикомедии. Характеристики, представленные Беккетом, включали горький юмор и отчаяние, а также яркую и спонтанную импровизацию абсурдности театра (Dickson, Andrew, 2017). Эжен Ионеско был румынским французским драматургом, одним из выдающихся композиторов французского авангардного театра и лидером абсурдизма . «Стулья» Ионеско (1952) был назван «трагическим фарсом» самим Ионеско в его экспериментировании с абсурдистскими мотивами, экзистенциализмом и бессмысленными стихами, в которых подробно говорится о невозможности общения в нашей человеческой жизни.

1.2 Вопрос о первоначальности счастья и абсурда.

Согласно А. Камю, Сизифа
следует представлять счастливым. «Ему принадлежит
его судьба. Камень — его достояние.
Точно так же абсурдный человек, глядя
на свои муки, заставляет умолкнуть идолов.
В неожиданно притихшей вселенной слышен
шепот тысяч тонких восхитительных голосов,
поднимающихся от земли. Это бессознательный,
тайный зов всех образов мира — такова
изнанка и такова цена
победы. Солнца нет без тени, и необходимо
познать ночь. Абсурдный человек
говорит «да» — и его усилиям более
нет конца».

Если резюмировать данный
абзац, то получается, что автор выделяет
для нас три ключевых фактора,
судя по которым Сизиф должно быть
счастлив. Он осознал абсурдность 
своего бытия, но нашел в себе силы
противостоять ему, сказал ему «да».
Из этого следует, что теперь наш 
мифический герой – хозяин своей 
судьбы, а это уже второй из трех
ключей к «счастью», в представлении Камю.
И, в конце концов, подчинение своему наказанию
и принятие его — не просто смирение Сизифа,
это победа. Победа
над этим камнем, над горой, что не позволяет
удержать камень на вершине, победа над
Богами, которые наказали его таким образом,
рассчитывая на то, что провинившийся
упадет духом и будет молить о пощаде.
И что самое главное – победа над собой,
а точнее признание того, что его наказание
– его непосильная ноша, от которой не
избавиться – всего лишь его забота, его
судьба, которой он будет следовать и исполнять
с достоинством. Сизиф нам будто говорит,
что все хорошо. И тем самым подводит А.
Камю и нас к формуле абсурдной победы: «Несмотря на все
невзгоды, возраст и величие души заставляют
меня сказать, что все Хорошо».

Получается, что по сути понятия 
«абсурд» и «счастье» тесно соприкасаются 
друг с другом. Связь счастья с 
осознанием абсурда А. Камю как раз 
таки раскрывает во второй части своего
произведения. Он даже говорит о 
том, что: «Перед тем, кто открыл
абсурд, всегда возникает искушение написать
нечто вроде учебника счастья». А.
Камю придерживался мнения о том, что «счастье и абсурд
являются порождениями одной и той же
земли. Они неразделимы». Однако он
сразу делает оговорку: «Было Вы ошибкой
утверждать, что счастье рождается непременно
из открытия абсурда. Может случиться,
что чувство абсурда рождается из счастья».
Мы можем сделать из этого вывод, что несмотря
на то, что открытие абсурда не влечет
за собой несомненно достижение счастья,
однако, они определенно имеют общие корни,
и соответственно, настоящее счастье не
может быть достигнуто без познания абсурда.1 Причем согласно А. Камю, настоящее
счастье проходит через трагедию и заканчивается
трагедий; Сизиф – яркий тому пример: его
счастье – счастье человека, не знающего
измены самому себе; счастье того, кто
восстал на Бога, чтобы отстоять себя.
Трагическое счастье  Сизифа – счастье
принятия и  противостояния судьбе
в виде своей несвободы — счастье бунта.

Альбер Камю

Хотя понятие «абсурд» пронизывает все творчество Альбера Камю , «Миф о Сизифе» — его главная работа по этому вопросу. В нем Камю рассматривает абсурд как противостояние, противостояние, конфликт или «развод» двух идеалов. В частности, он определяет состояние человека как абсурдное, как противостояние между стремлением человека к значимости, значению и ясности, с одной стороны, и безмолвной холодной вселенной, с другой. Он продолжает, что есть определенные человеческие переживания, вызывающие представления об абсурде. Такое осознание или встреча с абсурдом оставляет человеку выбор: самоубийство , прыжок веры или признание. Он заключает, что признание — единственный оправданный вариант.

Для Камю самоубийство — это «признание» того, что жить не стоит; это выбор, который неявно заявляет, что жизни «слишком много». Самоубийство предлагает самый простой «выход» из абсурда: немедленное уничтожение «я» и его место во вселенной.

Абсурдная встреча может также вызвать «прыжок веры», термин, производный от одного из ранних псевдонимов Кьеркегора, Иоганна де Силенцио (хотя этот термин не использовался самим Кьеркегором), когда кто-то полагает, что есть нечто большее, чем рациональная жизнь ( эстетический или этический). Чтобы совершить «прыжок веры», нужно действовать «добродетелью абсурда» (как выразился Иоганнес де Силентио ), где, возможно, потребуется приостановка этического. Эта вера не имеет никаких ожиданий, но представляет собой гибкую силу, инициированную признанием абсурда. (Хотя в какой-то момент человек признает или сталкивается с существованием абсурда и в ответ активно игнорирует его.) Однако Камю утверждает, что, поскольку прыжок веры ускользает от рациональности и уступает место абстракции над личным опытом, прыжок веры является не абсурдно. Камю рассматривает прыжок веры как «философское самоубийство», отвергая как это, так и физическое самоубийство.

Наконец, человек может принять абсурдное состояние. Согласно Камю, свобода — и возможность придать жизни смысл — заключается в признании абсурда. Если абсурдный опыт действительно является осознанием того, что вселенная принципиально лишена абсолютов, тогда мы, как личности, действительно свободны. «Жить без привлекательности», как он выражается, — это философский ход, позволяющий определять абсолюты и универсалии субъективно, а не объективно. Таким образом, свобода человека определяется его естественной способностью и возможностью создавать свой собственный смысл и цель; решать (или думать) за себя. Индивид становится самой драгоценной единицей существования, представляя набор уникальных идеалов, которые можно охарактеризовать как целую вселенную в отдельности. Признавая абсурдность поиска любого внутреннего смысла, но продолжая этот поиск, несмотря ни на что, можно быть счастливым, постепенно развивая смысл только на основе поиска.

Камю заявляет в «Мифе о Сизифе» : «Таким образом, я извлекаю из абсурда три следствия: мое восстание, моя свобода и моя страсть. Простым действием сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти. и я отказываюсь от самоубийства «. «Бунт» здесь относится к отказу от самоубийства и поиску смысла, несмотря на откровение Абсурда; «Свобода» означает отсутствие лишения свободы по религиозным мотивам или моральным кодексам других людей; «Страсть» относится к самому искреннему переживанию жизни, поскольку надежда была отвергнута, и поэтому он заключает, что каждое мгновение нужно проживать полностью.

Иными словами…

Каждому разумному существу нужна мотивация. В животном мире в такой роли выступает продолжение рода и добыча пропитания – это их единственная и главная причина жить. Человек представляет собой более сложное существо, которое отличается своими индивидуальными чертами. Чтобы прожить счастливую и полноценную жизнь, ему необходимо постоянно искать смысл происходящего. Кто-то проявляет жажду жизни, а кому-то просто достаточно испытывать малейшие эмоции. Как правило, если человек столкнулся с пустотой и осознанием тщетности, то это может привести как к апатии и депрессии, так и к суициду.

Биография А. Камю

А. Камю родился во французском Алжире в 1913 году, в семье французского крестьянина Люсьена Камю и испанки Катрин Синтес. Уже через год после рождения Альберта его отец погиб на полях Первой мировой войны, а мать вскоре пережила удар, который сильно сказался на ее здоровье.

Камю вместе с матерью переезжают в Алжир где живут у бабушки. Мать Камю, онемевшая после перенесенного удара, была единственным работающим человеком в семье, что обрекло детство Камю на суровую нищету. Однако несмотря на выпавшие испытания Камю оказывается крайне жизнерадостным ребенком, искренне восхищенным природой и жизнью северной Африки.

Камю оканчивает начальную школу в Белькуре в 1924 году. Судьба оказывается благосклонна к будущему мыслителю – учитель Камю, Луи Жермен, видит в выпускнике значительный талант и выбивает ему место и стипендию для обучения в лицее, после которого Альберт поступает на философский факультет Алжирского университета. Камю не только увлеченно учиться, но также много работает, дабы оплатить обучение и активно занимается спортом. Однако заболевание туберкулезом ставит крест на спортивных увлечениях Камю.

Камю увлекается социалистическими и коммунистическими идеями, в 1935 году вступает в Французскую коммунистическую партию, из которое его исключают уже через год, по обвинению в «троцкизме». Камю много работает на культурном поприще – в качестве независимого журналиста для газет и журналов Алжира, кроме того он организует «Народный театр», в котором ставит различные постановки, включая русскую классику.

К моменту окончания университета, 1936 году, Камю уже широко известен в Алжире как литератор и интеллектуал. Однако новая вспышка туберкулеза ставит крест на его академической карьере. Камю отказывается от обучения в аспирантуре и уезжает на лечение в Европу где посещает французские и итальянские Альпы.

Вплоть до начала Второй Мировой войны Камю живет и работает Алжире, ведет политическую деятельность, направленную на расширение социальной политики, улучшение положения алжирских арабов. Однако с началом войны газету «Республиканский Алжир», в которой он работал закрывают, и вместе со своей будущей женой Камю отправляется в Париж.

Однако время его пребывания в Париже оказывается недолгим. Камю оппозиционно настроен по отношению к политическому решению капитуляции Франции и вишистскому правительству, из-за чего теряет работу и возвращается с супругой в Алжир. Однако уже через год Камю снова отправляется в Париж, где вступает в ряды французского сопротивления и работает в подпольной газете «Комба». Там же он знакомится с другими выдающимися французскими деятелями – Ж.П. Сартром и др.

Однако после войны Камю переосмысливает свое философско-политическое мировоззрение, что приводит его к критике идей социализма и расхождению с левым блоком французской интеллигенции. В 1957 году в возрасте 44 лет Камю получает Нобелевскую премию. Он полон творческих планов, которым, однако не суждено воплотиться, всего через три года он погибает в автокатастрофе.

Основные произведения:

  • «Миф о Сизифе»,
  • «Чума»,
  • «Калигула»,
  • «Бунтующий человек»,
  • «Праведники».

Корни абсурдизма

Корни абсурдизма, как художественного явления, гораздо глубже, в концепциях философа датского происхождения XIX века Сёрена Кьеркегора, он приходит к теории абсурда в нескольких своих трудах, однако цельно и наиболее аргументировано, она представлена в одной, считающейся классической. В своей философской работе «Страх и трепет» Кьеркегор выводит библейский сюжет о жертвоприношении Авраама.
«Жертвоприношение Авраамом Исаака» Рембрандт, Эрмитаж

Человеческая жизнь абсурдна и несвободна – таков вывод философа. Авраам вынужден принести Богу в жертву своего сына, ибо вера его в Небесного Отца безгранична. Убийство возведено в высокий ранг священного деяния, по сути – нелепость, приносящая глубокие страдания.

Парадоксом является и возвращение Исаака Аврааму, которое невозможно логически осмыслить. Вера в творца абсурдна, делает вывод философ, потому что не поддаётся обоснованию, но она действенна. Авраам непоколебим, ибо все смыслы и аргументы человека давно потерпели фиаско, остаётся лишь один – божественный. Лучшим доказательством абсурдности бытия есть примеры, приводимые как аргумент её величия.

Если Кьеркегор, а также в некоторой степени Ф. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Шестов, Н. Бердяев, Э. Гуссерль – это корни абсурдизма, то Камю и Сартр – оформили теорию в определённую стройную философскую концепцию. Краеугольными с этой точки зрения являются труды: А. Камю «Миф о Сизифе» (1942) и Ж.П. Сартра «Бытие и ничто»(1943). Отчасти и их ранние произведения «Посторонний» Камю и «Тошнота» Сартра.

Следует отметить, что экзистенциалистские настроения обостряются в периоды глобальных катаклизмов и катастроф. Этими идеями пронизаны творчества Дж. Джойса, Р.М. Рильке, Ф. Кафки, Ф. Селина и многих других писателей вне зависимости от их взглядов и политических пристрастий. В России это направление развиваетсяи ужодит в так называемый «чёрный» юмор. Пример тому – обэриуты (Д. Хармс, А Введенский, Н. Олейников.

Естественно, экзистенциальные идеи не прошли мимо изобразительного искусства (С. Дали, П. Пикассо, О.Цадкин) музыки (К. Пендерецкий, И. Стравинский, А. Шенберг)

Камю в знаменитом мифе-манифесте рассматривает абсурд, как конфликт идеалов. Человек желает быть значимым, но встречает только холодное равнодушие Вселенной (Бога). Осознание ненужности и пошлой бессмысленности существования приводит его к мысли о самоубийстве. Суицид – признание своей бесполезности, выход из абсурда бытия и осознанное решение покончить раз и навсегда с суетностью жизни.

Есть ещё один вариант: «прыжок веры», (тут общее с Кьеркегором), который примиряет человека с абсурдностью существования. Камю видит в нём приют в обмане. Отсюда ещё один вывод художника: принятие и примирение с фактом абсурдности бытия. Смысл свободы в выборе индивидуума. Личность, сосредоточенная на стремлении следовать своим путём. Тогда сама личность расширяет границы, осознаётся как малая Вселенная.
Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр в книге «Бытие и ничто» выводит тезис: абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём. Человека всю его жизнь преследуют видения о совершенстве. Воплощенный в материю тела и живущий в материальном мире, он включён в процесс бытия. Таким образом, личность составляет представление о своих возможностях, решает: воплотить или уничтожить их.

Альбер Камю. Бессмысленность бытия рождается из стремления человека к обретению высшего смысла

В отличие от своего коллеги и друга – Жана-Поля Сартра, Камю не считает, что мир лишен смысла сам по себе. Философ полагает, что человек ощущает утрату смысла лишь только потому, что взыскует высшего назначения своего бытия, а мир ему не может такого предоставить. Другими словами, сознание вносит раскол в отношения между миром и индивидом.

Действительно, представьте, что у человека нет сознания. Он, как и животные, полностью подчинен законам природы. Он – полноценное дитя естественности. Будет ли его посещать ощущение, которое можно условно назвать термином «тщетность бытия»? Конечно нет, потому что он будет совершенно счастлив. Ему будет неведом страх перед смертью. Но вот только за такое «счастье» придется заплатить высокую цену: никаких свершений, никакого творчества, никаких книг и фильмов – ничего. Человек живет только физическими потребностями. А теперь вопрос к знатокам: стоит ли такое «счастье» нашего горя, нашей неудовлетворенности, нашей тщетности бытия?

Можно ли выйти из депрессии?

Депрессия звуковика — тяжелейшее состояние, превращающее его жизнь в земной ад. Препараты и антидепрессанты временно облегчают состояние, не устраняя его причины, о чем свидетельствует статистика психических заболеваний и самоубийств в современном обществе.

Чтобы понять, как выйти из какого-либо состояния, надо точно знать, как ты в него попал. Ключ к пониманию особенностей психики человека со звуковым вектором и причин его плохих состояний дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Это знание о человеке, раскрывающее устройство бессознательного, причинно-следственные связи того, что мы наблюдаем в окружающем мире.

Очевидно, что на сегодняшний день единственный путь наполнения желаний звуковика — это путь познания самого себя и других людей. Подтверждением этого являются множественные повторяющиеся результаты людей, прошедших тренинг:

Знания, которые дает системно-векторная психология, позволяют звуковику заглянуть в глубину себя, в свое бессознательное, увидеть свои врожденные задатки, понять смысл и причины происходящего. Хаотичный и бессмысленный мир начинает складываться в стройную систему, и человек начинает видеть себя и свою роль в жизни этой системы. Понимание наполняет радостью и одновременно спокойствием. Становится ясным путь, которым шел и которым предстоит идти дальше. Вместе с осмысленностью своего существования появляется и интерес к жизни, люди перестают казаться глупыми.

Узнать больше и понять, как это работает, можно на бесплатных онлайн — лекциях тренинга Юрия Бурлана «Системно-вектороная психология». Записаться можно здесь: https://www.yburlan.ru/training/registration-zvuk

Корректор: Екатерина Жаворонкова

В борьбе за признанье желаний, в попытке узнать — кто такой…

Звуковой человек — это человек мысли. В обществе он воспринимается как человек-одиночка, чудак. Постоянная работа мозга, сосредоточение на своих мыслях делают его замкнутым, постоянно погруженным в себя, отгораживая от бурлящей вокруг жизни с ее материальными потребностями. Его сознание влечет неведомое.

На людей со звуковым вектором природа возложила тяжелейшую задачу — поиск сути своего Я, постижение сущности, смысла жизни, законов мироздания — то, без чего человек не может состояться по-настоящему Человеком. Кто я? Для чего я создан? Кем я создан? Ведь должен же во всем этом быть высший смысл! Эти вопросы не из области материального мира, и никто не даст здесь конкретного ответа. И если носители других векторов находят удовлетворение своих желаний в любви, в детях, в успехе, в признании, в богатстве и пр., то звуковому человеку наполнить свои желания намного сложнее.

В потенциале звуковые люди — гении в области творения, науки, человекознания. Их неограниченный условностями абстрактный ум способен проникнуть в глубины микромира и макрокосмоса, уловить божественные вибрации жизни и передать их в музыке, рифме слов, математической формуле, передовой идее.

В действительности же природный замысел реализуется далеко не всегда. Не понимая природы своих желаний, без каких-либо ориентиров, не находя ответы на свои неясные вопросы, звуковик начинает чувствовать нарастающую неудовлетворенность, которую он ничем не может объяснить. Будучи интровертом, он еще больше отдаляется от людей. Их суета кажется ему глупой и бессмысленной. Закрываясь, он еще больше усугубляет свое состояние. Возникает апатия и ощущение бессмысленности жизни.

Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр – французский философ-экзистенциалист, вообще, называет человека «тщетной страстью», вкладывая в это понятие немного другой, не бытовой смысл. Это нуждается в некотором пояснении.

У Фридриха Ницше есть идея о том, что внутри всего в мире есть только одна сила – Воля к власти. Она заставляет человека развиваться, наращивать мощь. Она же тянет растения и деревья к солнцу. Сартр «докручивает» идею Ницше и ставит Воле к власти, находящейся в человеке (разумеется, у старины Жан-Поля своя терминология), цель: индивид взыскует богоподобия, он хочет стать богом. Мы не будем пересказывать всю судьбу личности в антропологии французского мыслителя, но смысл в том, что достижение преследуемого субъектом идеала невозможно по разным причинам.

Поэтому человек может только хотеть двигаться вверх, но бога ему никогда собой не заменить. А раз человек никогда не сможет стать богом, то все его страсти и стремления тщетны. По мнению Сартра, каждый человек может воскликнуть: «Уууууу, проклятая тщетность бытия!» И к слову, по мнению экзистенциалиста, только отчаяние является подлинным чувством, а вот счастье, наоборот, фантом. Продолжаем путешествие по французской философии 20 века. На очереди рассуждение Альбера Камю о бессмысленности существования.

Смысл жизни в абсурде

Еще с древних времен люди ищут ответ на вопрос о смысле человеческого бытия. Одни полностью осознают, что его нет, и полностью отдают собственную жизнь в руки провидения, религии или других высших сил. Некоторые завершают бессмысленное, по их мнению, существование суицидом. А другие находят теорию абсурда отправной точкой для создания собственных причин и принципов для жизни.

Основные примеры абсурда показывают нам, что человек, не верящий в необходимость чего-либо, просто отпускает это. Тоже самое касается и жизни в целом. Люди, у которых нет цели, нет каких-то желаний и потребностей, не могут быть счастливы, спускают существование на самотек, не развиваются. Специалисты BrainApps считают, что подобная жизнь неприемлема в любом обществе, поэтому активно способствуют развитию человеческой личности, ведь она действительно значима и многогранна.

До сих пор абсурдизм является достаточно популярным понятием, которого придерживаются многие люди. Однако принятие его идеалов приводит лишь к тому, что остается сесть на стул и сидеть, ничего не делая. Неужели такая жизнь чего-то стоит? Не лучше ли поставить перед собой несбыточную цель и уверенно идти к ней? Точек зрения на человеческое бытие может быть очень много, но какую бы не выбрал человек, нужно всегда оставаться жизнерадостным и отстаивать позитивные взгляды на мир. Только так можно чего-нибудь добиться.

Представители движения

Философию абсурда создал известный философ Серен Кьеркегор, но только в работах Камю она стала оформленной теорией, заслуживающей внимания широких кругов населения. Ярым приверженцем движения был также Лев Шестов, чьи труды заслуживают пристального внимания философов всего мира. Если вы желаете знать больше о данном феномене или имеете какие-либо внутренние конфликты на почве абсурдизма, то ознакомьтесь с полными трудами данных его представителей

BrainApps кратко опишет, чем каждый из философов заслужил внимание всего мира

Серен Кьеркегор

Выдающейся работой Серена Кьеркегора в рамках философии абсурда является «Страх и трепет», где достаточно жестко раскритикована религия. На самом деле, автор не является ярым ее противником, но он утверждает, что вера (и религия как ее проявление) является одним из лучших человеческих парадоксов, а значит, абсурдна.

В своей книге Кьеркегор анализирует Библию и особо поражается моменту, в котором Авраам приносит в жертву собственного сына. По его мнению, придание убийству сакрального, жертвенного и возвышенного смысла – это абсолютный парадокс, бессмыслица. Он отмечает, что согласно Священному писанию человек не является свободным, поэтому его существование абсурдно и не имеет смысла.

Главное открытие Кьеркегора заключается в том, что религия не поддается никакой логике, но остается достаточно эффективной сферой влияния на человеческую личность. Такой вывод очень любопытен и требует детального разбора. Вам никогда не было интересно: почему мы ходим в церковь, хотя не имеем ни единого доказательства существования высших сил? Ознакомьтесь с книгой Серена Кьеркегора, чтобы удовлетворить свое любопытство и расширить кругозор.

Альбер Камю

Теория абсурда жизни встречается во всех работах Камю, но его известным и популяризированным произведением является «Миф о Сизифе». Данная книга рассматривает абсурд в качестве противостояния двух идеалов: желания человека быть значимым и его понимания холодности и бездушности Вселенной или Бога.

Прочитав труд Камю, вы разберетесь в следующих философских проблемах, которые возникают при столкновении с абсурдом:

  • Суицид. Само по себе самоубийство является, по мнению Камю, логическим завершением непринятия реальности. Для человека, который выбрал этот путь, сама жизнь представляет собой абсурд, уйти от которого можно лишь одним способом.
  • Прыжок веры. Это понятие, которое заключается в осознании человеком собственной бессмысленности, но смирения с ней. Сюда входят такие понятия, как самообман, узость мышления, лень интеллекта, отступление от свободы и полное подчинение абсурдным правилам.
  • Принятие. Заключается в признании абсурда и свободы от него. То есть, человек сталкивается с собственной бессмысленностью во Вселенной, принимает ее и находит персональное, субъективное предназначение. Таким образом сама личность превращается во Вселенную с собственным смыслом и законами бытия.

В работе Камю много времени уделяется такому широкому понятию, как смысл жизни. Автор разбирает данный феномен по полочкам, обозначает его в качестве одного из самых главных примеров абсурда.

Лев Шестов

Считаете себя особенным, абсурдным человеком? Обратитесь к интересным работам русского философа Льва Шестова. В своих трудах он активно критикует устоявшиеся моральные нормы, принципы нравственности, принятые в мире предпосылки человеческого бытия.

Шестов разбирает несостоятельность нравственных форм на примере произведений Шекспира, критикует их универсальность. Кроме того, автор раскрывает образ человека-бунтаря, которому нечего терять, помимо собственной жизни. Именно эта черта дает личности силы двигаться и бороться дальше, опустить страх и развиваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector