По курсу «дифференциальная психология»

Содержание:

Дифференциация в экономике

Рассмотрим это понятие как процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым данный процесс происходит.

Так, в рамках РФ существует множество территориальных субъектов, экономическая деятельность которых определена по отраслевому принципу исторически.

Например, Краснодарский край – это аграрный регион, а Дальний Восток – рыбный. В рамках мирового сообщества: Япония – страна, производящая высокотехнологичные товары, а Эквадор – мировой поставщик бананов и нефти.

На уровень дифференциации в этом случае основополагающее значение оказывают следующие факторы:

  1. обеспеченность трудовыми ресурсами;
  2. объемы производства;
  3. степень внедрения в производственный процесс достижений науки;
  4. целевая ориентация производства;
  5. факторы социально-политической сферы:
    1. уровень экономического развития хозяйствующего субъекта,
    2. степень развития экономических взаимосвязей с другими субъектами,
    3. правовая основа.

Не стоит путать это с экономическим аспектом социальной дифференциации, т. е. с разделением общества на слои с различным уровнем дохода.

Так, в РФ дифференциация доходов населения достигла огромных значений: разница в зарплате десяти процентов наиболее высокооплачиваемых и десяти процентов наименее оплачиваемых работников достигает 40 раз! Это практически в 8 раз выше, чем в экономически развитых странах.

Что изучает дифференциальная психология?

Раздел науки, который занимается изучением отличительных черт между людьми разных классов и групп, называют дифференциальной психологией. С ее помощью проходит систематизация индивидуальных различий и путей их определения. Помогает она оценить отличия в многочисленных сферах. Первым ученым, который начал проводить исследования в этой теме, был Уильям Штерн. Две основных задачи дифференциальной психологии: выделение индивидуальных отличий и объяснение их развития.

В настоящее время эта наука занимается познанием качеств личности, связанных с индивидуальностью, духовностью, общим мировоззрением, особенностями самосознания и характерным стилем личности. Ежегодно проводится совершенствование и разработка различных методик и подходов, позволяющих узнавать человека и его особенности. Современная дифференциальная психология применяет развитый математико-статический аппарат.

Статьи по теме свернуть ↑

Ребёнок внутри нас — основа творческой личности 


Андрей Владимирович Якутин

В обществе сложилось мнение, что мужчины чаще безответственны и легкомысленны, а женщины напротив, серьёзны и прагматичны. Означает ли это, что женщины окончательно оторваны от собственного детства, а мужчины «дети» до старости? Нет, просто каждый из нас балует своего «внутреннего ребёнка» по-своему… Читать дальше

3

Влияние общества на формирование маскулинных и феминных характеристик личности 


Андрей Якутин

С раннего возраста человек отожествляет себя с определённым полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определённые характеристики личности — мускулинные (характерные для мужчин) или фемининные (характерные для женщин). При этом они могут не совпадать с полом — мужчина может… Читать дальше

2

Различия в эмоциональных проявлениях женщин и мужчин 


Андрей Якутин

Непонимание между мужчинами и женщинами, как между собаками и кошками, закладывается с самого раннего возраста, на вербальном и невербальном уровнях. На одну и ту же стрессовую ситуацию у мужчин и женщин, как правило, реакция различная. Очень часто мужчине нужно помолчать, а женщине выговориться. И при… Читать дальше

5

Я — стерва или кто? 


Ольга Юрьевна Костицына

Когда подходишь в книжном магазине к полке популярной психологии, хочется невольно отскочить от одних только названий «женских книг» — «Как стать стервой», «Хочу стать стервой» и т.д. Просматривая эти книги, я понимаю, что мне предлагается методика манипулирования людьми, мужчинами, с установкой, что… Читать дальше

6

Объект, предмет и особенности психологии индивидуальных различий

Объектом исследования в рамках психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии) является система психологических знаний в сфере изучения индивидуальных особенностей личности в историческом аспекте.

В качестве предмета исследования выступает историческая перспектива психологии индивидуальных различий и объективное количественное исследование индивидуальных различий в человеческом поведении.

Замечание 2

Психология индивидуальных различий имеет базовую цель, которая состоит в научном исследовании механизма становления и развития человеческой индивидуальности в качестве целостного феномена. Он существует в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей.

Дифференциальная психология представляет собой сферу знания, анализирующую структуру индивидуальности через изучение индивидуальных, типологических и групповых различий. Основной метод этой науки представлен методом сравнительного анализа.

Среди задач психологии индивидуальных различий можно выделить:

  • Определить самые существенные психологические характеристики человека и изучить их структуру;
  • Изучить пределы, в которых происходит изменение психологических признаков (между индивидуальная вариативность);
  • Изучить различия между группами людей;
  • Выявить факторы, которые лежат в основе индивидуальных психологических различий.

Методы

Исследователи, работающие над решением проблем этой науки, используют такие методы, общие для всех отраслей:

  • наблюдение;
  • эксперимент.
    Кроме этого, применяются специфические методы, используемые во всех отраслях психологии:
  • тестирование;
  • интроспективные (самооценка, самонаблюдение);
  • психофизиологические (электроэнцефалография, исследование кожно-гальванических реакций, дихотомическое прослушивание);
  • изучение продуктивной деятельности человека;
  • социально-психологические (анкетирование, беседа, социометрические исследования, интервью);
  • возрастно-психологические срезы.

Для изучения влияния среды или наследственности на индивидуальные различия исследователи применяют психогенетические методы:

  • генеалогический – исследование родословной одной семьи на предмет проявления в различных поколениях одних и тех же наследственных признаков;
  • метод приемных детей, когда изучают влияние среды и генетики на биологически родных и приемных детей;
  • метод исследования близнецовых пар, распределения ролей в них, разлученных близнецов, внутрипарного сходства.

Психологическая информация может быть получена математическими методами:

  • дисперсионный анализ, как основной способ получения информации о величине индивидуальных показателей;
  • индуктивная статистика, определяющая различия между выборками испытуемых;
  • корреляционный анализ, изучающий связь между отдельными показателями (вес и рост испытуемого, интеллект и успеваемость, оценка и время, потраченное на изучение материала).

В настоящее время проблема изучения индивидуальности приобретает практическое значение. Она позволяет изучать и прогнозировать развитие способностей и свойств человеческой личности.

1.1. Начало развития представлений об индивидуально‑типических различиях

Зарождение дифференциальной психологии
было обусловлено накопленным на
протяжении веков человеческим опытом.
Со временем стало заметно, что для людей
характерны индивидуальные различия в
поведении. Естественно, это заставило
систематизировать наблюдаемые отличия,
дать им определенное научное объяснение.
И не случайно уже в Древней Греции
философы обсуждали эту проблему. Платон
в книге «Государство» писал, что два
человека не могут быть совершенно
одинаковыми: каждый отличается от
другого своими способностями, поэтому
одному следует заниматься каким‑либо
своим делом, а другому – своим. Более
того, Платон предложил, как бы сейчас
сказали, тест на профессиональную
пригодность к солдатской службе.

Еще более известно учение Гиппократа
о четырех типах «красиса», ученый заметил
и описал типические различия в поведении
человека. Древнегреческий философ
Аристотель, живший чуть позже Гиппократа,
в своих работах (например, в «Этике»)
значительное место уделил анализу
групповых различий, в том числе видовых,
расовых, половых и социальных, проявляющихся
в психике и морали. Он связывал их отчасти
с врожденными факторами. Аристотель
описал людей, обладающих либо избытком,
либо дефицитом вспыльчивости, смелости,
стыдливости и др.

Никто не будет отрицать, что в обычной
жизни, в сношениях людей друг с другом
громадное значение имеет знание их
психологий
, знание их индивидуальных
особенностей. Это знание имеет и чисто
теоретическое, научное значение и
утилитарно‑практическое (так
называемая психотехника). Мы входим,
таким образом, в задачи индивидуальной,
или дифференциальной, психологии.
Главным предметом этой психологии
является изучение личных особенностей
индивидуума, другими словами, изучение
тех его свойств и качеств, которыми он
отличается от других индивидуумов (
Ганнушкин П. Б.О так называемом
нормальном характере // Психология
индивидуальных различий: Тексты. М.:
Изд‑во МГУ, 1982. С. 267–268).

После длительного периода затишья в
изучении данной темы, характерного для
Средневековья, новый импульс оно получило
благодаря педагогам и просветителям
ХVIII–ХIХ вв. – Ж. Ж. Руссо, Песталоцци,
Гербарту, К. Д. Ушинскому – в связи с
изучением индивидуальности ребенка,
его способностей. Однако все это было
связано с наблюдением, а не количественным
измерением обнаруживаемых различий.
Поразительно, но первое систематическое
измерение индивидуальных различий
осуществили вовсе не психологи и
философы, а астрономы. В 1796 г. Мэскелин,
астроном Гринвичской астрономической
обсерватории, уволил своего ассистента,
потому что тот зафиксировал (с помощью
своего зрения) прохождение звезды на
секунду позже, чем он сам. В 1816 г.
кенигсбергский астроном Бессель прочитал
об этой истории и заинтересовался
индивидуальными особенностями вычислений,
производимых разными наблюдателями.
Сопоставив данные нескольких из них,
он установил определенные различия. С
появлением хронографов и хроноскопов
во второй половине ХIХ в. это получило
более объективное подтверждение и
заставило физиологов заняться изучением
психических различий между людьми, в
частности по «времени реакции». Поэтому
экспериментальная психология, послужившая
фундаментом и для дифференциальной
психологии, возникла, по существу, из
недр физиологических исследований,
проводившихся Вебером, Фехнером,
Гельмгольцем, Гальтоном, наконец,
Вундтом, создавшим первую экспериментальную
лабораторию для проведения психологических
исследований.

Для многих ученых наиболее интересным
аспектом изучения является сходство
людей… Но неспециалиста больше интересует
вопрос о различиях между людьми. Язык,
который мы используем, говоря о людях, –
это преимущественно язык индивидуальных
различий (Gоldbеrg, 1981).

Во многих культурах социальное поведение
объясняется через психические атрибуты,
отличающие людей друг от друга (Fisке,
Тауlоr, 1991).

Индивидуальные различия – излюбленная
тема для повседневных разговоров (
Капрара Дж., Сервон Д.Психология
личности. СПб.: Питер, 2003).

Методы исследования

Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две большие группы:

  1. Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
  2. Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.

У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:

  1. Восприятие человека, как целостной личности.
  2. Показывает контекст жизни индивида.
  3. Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.

Недостатки:

  1. Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
  2. Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
  3. Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.

У эксперимента есть один существенный плюс — его можно проводить сколько угодно раз, разрешая спорные моменты, но невозможно увидеть целостную картину личности.

К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:

  1. Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
  2. Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.

Изучение исторических данных

Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:

  1. Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
  2. Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
  3. Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.

Психологические исследования

Сюда относится два популярных метода:

  1. Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
  2. Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.

Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.

То, что сильнее любви, или что такое мурахачибу

Деревенские японцы, боялись осуждения не меньше, чем их современные потомки. В Японии до сих живо понятие мурахачибу, которое дословно так и переводится как «жизнь в деревне» (мура — деревня, хачибу — жить). 

Это своего рода санкции, которое общество применяло к человеку, нарушившему ряд важных правил, связанных с социальным укладом.

Тогда мурахачибу выражалось в полном игнорировании нарушителя всеми жителями деревни, сейчас, возможно, где-то тоже продолжают практиковать подобное, но это навряд ли. 

Однако резко негативная и осуждающая реакция на некие явления все же осталась. В частности, японское общество пренебрежительно относится к японкам, которые встречаются с европейцами или выходят за них замуж. Но об этом чуть позже. 

Современным японцам, конечно же, уже никто не запрещает ходить за руки и на людях выражать свои чувства, но едва ли на улицах Токио и Киото ты увидишь парочки, которые нежно обнимаются и тем более целуются. Это скорее, исключение, чем правило. 

Кстати, фраза «я тебя люблю» (айситэру) появилась в Японии в середине 19 века, когда начался период Мейджи, и в страну начали приезжать первые иностранцы. Они-то и объяснили японцам, что для «бабочек в их животе» есть отдельное слово и это — не «рис».

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. Der Proband – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый метод использовался Э.Торндайком, Р.Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

  1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов.
  2. Метод близнецовой пары, заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».
  3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т.Бауэром.
  4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии.

Во
второй половине XX в. в нашей стране из
дифференциальной психологии вы­делилось
новое направление — дифференциальная
психофизиология, фундамен­том для
возникновения которой стало созданное
И. П. Павловым учение о типах высшей
нервной деятельности и свойствах нервной
системы. Дифференциальная
психофизиология

это научная дисциплина, возникшая на
стыке дифференциальной психологии и
психофизиологии. Как уже говори­лось,
она занимается индивидуальными (присущими
индивидууму) и типиче­скими (присущими
группе людей, объединенных по какому-либо
характерному для них признаку) различиями
между людьми. Психофизиология изучает
нерв­ные механизмы психической
деятельности. Соответственно
дифференциальная психофизиология
рассматривает зависимость индивидуальных
психологических особенностей поведения,
деятельности, общения человека от его
биологической природы.

Значение слова «дифференциация»

Это понятие происходит от латинского «differentia», что в переводе на русский язык значит «разность», «разница», «различие». По смыслу оно противоположно термину «интеграция».

Например, все человечество можно дифференцировать:

  • по признакам, определяющим расы (европеоидная, монголоидная, негроидная);
  • по языковым признакам (китайцы, японцы, немцы, русские).

А вот пример из другой сферы. В латинице или кириллице все буквы можно разделить на гласные и согласные, согласные, в свою очередь, на мягкие и твердые, а звуки — на звонкие и глухие.

Дифференциация звуков

Но не только. Существуют некоторые звуки, которые могут разделяться на пары по признакам, основанным на особенностях произношения. Вот какие пары есть в русском языке:

  • с-ш (шпоры — споры, крыша — крыса);
  • р-л (лама — рама, ложь — рожь);
  • ш-ж (дальше — ближе, выше — ниже);
  • з-ж (заря — жара, лизать — лежать);
  • т-д (там — дам, том — дом);
  • з-с (зуб — суп, змей — смей);
  • к-т (ток — кот, рок — рот);
  • ч-т (чавкать – тявкать, чернота – теснота);
  • б-п (бас – пас, быль – пыль);
  • г-к (голос — колос, дорога — сорока).

На практике концентрация на звуковой дифференциации используется, например, в работе того же логопеда при исправлении соответствующих дефектов речи.

Специальная теория индивидуальности

На расшифровку конкретного действия биологических факторов и направлена специальная теория индивидуальности, в которой В.М.Русалов уточнил некоторые положения учения B.C.Мерлина об интегральной индивидуальности. Она включает в себя следующие пять положений (21).

  1. Биологические факторы индивидуальности – это не только телесная, морфофункционалъная организация человека, но и программы поведения, создавшиеся в процессе эволюции живого мира. Программы эти начинают свое действие с момента зачатия, и уже на третьем месяце жизни эмбриона проявляются устойчивые формы индивидуального поведения. Перечень этих программ постоянно обогащается. К настоящему времени достоверно подтверждены следующие. 1) R/k-стратегия, характеризующая преобладание репродуктивных механизмов поведения над социокультурными (Е.Уильсон и Дж.Раштон). Это общебиологическая программа, но и люди обладают вариативностью в зависимости от расы, пола, группы по предпочтению стратегии заботы о потомстве или расширению связей с противоположным полом.2) Программа роста, или грациализации, – соотношение детского и взрослого в облике и поведении (открыта советскими исследователями А.А.Малиновским и Я.Я.Рогинским). 3) Программа энергозатрат, регламентирующая преобладание механизмов жирового обмена, интенсивного накопления энергии и меньшей ее траты (ассимиляции), либо механизмов углеводного обмена (диссимиляции), что также отражается в поведении и морфологии человека (открыта и описана советским исследователем В.В. Бунаком). Помимо этих программ, выделено еще по крайней мере двенадцать, связанных с биологическим полом, о чем мы будем говорить позднее.
  2. Существуют два типа одновременно действующих законов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате других – формально-динамические особенности индивидуального поведения. Раньше не было данных об их происхождении, но теперь можно констатировать, что для содержательно-предметных характеристик структура обобщения задается извне, от среды, обеспечивая таким образом изменчивость психики. А формально-динамические свойства имеют другой источник, представляя собой результат обобщенных биологических программ. Таким образом, формальнодинамические свойства, характеризуя все виды человеческой деятельности, позволяют, не растворяясь в мире, сохранять устойчивость, а предметно-содержательные – отвечать самоизменением на все разнообразие окружающего мира.
  3. Обобщение врожденных программ идет по трем направлениям. Первое направление – это динамико-энергетические характеристики поведения (выносливость, пластичность, скорость). Второе – эмоциональные характеристики (чувствительность, лабильность, доминирующее настроение). Третье – предпочтения (стимульной среды, когнитивного стиля). Таким образом, жизнестойкость, чувствительность, стремление к разнообразию или монотонности представляют собой устойчивые, практически не изменяющиеся на протяжении жизни человека свойства.
  4. Формальные свойства (традиционно объединяющиеся под общим термином «темперамент») не существуют изолированно, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности. Это положение следует определению индивидуальности как иерархической системы, данному B.C.Мерлиным.
  5. Формально-динамические характеристики не только выступают в качестве предпосылок и условий деятельности, но и влияют на ее динамику, своеобразие и стиль, т.е. могут определять конечные результаты деятельности. Таким образом, формальнодинамические свойства, предоставляя некоторую свободу в выборе стиля деятельности, тем не менее, задают границы ее возможной продуктивности (подробнее мы поговорим об этом в связи с понятием «Индивидуальный стиль деятельности»).

Итак, специальная теория индивидуальности – это теория о происхождении, структуре и месте биологических факторов (которые В.М. Русалов объединяет под общим понятием «темперамент») в общей структуре индивидуальных свойств человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector