Функции дидактики

Внутренний уровень дидактической системыПравить

Формы организации обучения и сопутствующие элементы, дидактические закономерности и принципы с одной стороны; дидактические условия с другой стороны. Формы обучения всегда носят конкретно исторический характер с одной стороны и обладают искрой универсальности с другой.
К современным организационным формам относятся учебные занятия, урок, лекция, семинар, консультация, конференция, диспут, экзамен.
Дидактические принципы и закономерности есть результат обобщения всего культурно-исторического опыта человечества в организации процесса воспитания и обучения накопленного человеком за всю его эволюцию. Дидактические принципы и закономерности задают определенную стратегию образованию.
Дидактические условия характеризуют в целом преломление конкретных исторических, социальных и культурных условий в составляющей Целостного педагогического процесса.
Ядро дидактической системы состоящие из основных субъектов образовательного процесса Ученик-учитель. Основной вид учителя преподавателя и воспитателя является учение и самообучение.
В современной дидактической системе учитель-ученик находятся в субъектно-субъектных отношениях, однако направленная деятельность учителя как приобретения направленности его профессиональной работы всегда сохраняется.
Динамичная система работает в двух разных режимах:

  • 1. Функционирования (компонентный состав и связей между элементами системы работ, в устойчивом режиме, который может переходить в консервативный вариант).
  • 2. Развитие или творческая самореализация (Обновление) компонентный состав и связей между элементами дидактической системы, испытывающий на себе обновляющее влияние инновационных процессов, происходящих как в отдельных компонентах, так и во всей системе в целом. Такой режим переходит в режим комплекс инноваций.

Динамичная система есть система процессов и результатов обучения, сложная по составу, центральными элементами (ядро) которыми является деятельность учителя как преподавателя и воспитателя и учебная деятельность ученика.
Преподавание является педагогической деятельностью учителя по организации учебно-воспитательной деятельности ученика.
Учение, обучение или деятельность учащегося есть целенаправленная, организованная учителем с помощью дидактических средств прямого или косвенного управления деятельностью ученика по решению определенного класса учебных задач, в результате которой ученик развивает личные качества и овладевает навыками, умениями и знаниями.
Предметом исследования является процесс и результаты функционирования и самореализации дидактических систем

В этих исследования важно учитывать основные противоречия теории и практики обучения между ходом обучения познавательных и дидактических задач и на личном уровне знаний, умений и умственной реализацией школьников. Это противоречит постоянно преодолеваемой совместной деятельности учителя и ученика и одновременно вновь рождается возникающее несоответствие между достижимым уровнем учащихся знаний и требуемым в ближайшей перспективе одной главной условием решения основных дидактических задач и одновременно движущей силой творческого реализационного и самореализации дидактической системы является разрешением этих противоречий:

1. Учителям следует дать глубокие и прочные знания и весьма разного уровня подготовки учащегося их уровнем мотивации и творческих способностей.

2. Между намерением учителя повышенного качества и эффективности преподавания и несоответствие качества дидактических средств и условий.

3. Между желанием учителя повысить эффективность своей деятельности и недостаточными профессиональными умениями и знаниями.

Литература

Ручной уголок: Педагогические комментарии к книге Евг. Шулешко «Понимание грамотности»: в 2 кн. / под ред. А. С. Русакова и М. В. Ганькиной.— СПб.,2011.

Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников.— СПб., 2013.

Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр.— М., 2003.

Разбор почты руководителя

Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю организации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись и отправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составить определенное мнение о ситуации на предприятии.
Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Дидактическая игра выстраивается по определённому плану

Таблица: структура конспекта дидактической игры

Структурный элемент конспекта
Заголовок В заголовке указывается название и вид игры, возраст (группа) детей, образовательная область по ФГОС.
Задачи Часто педагоги вместо «задачи» пишут «цели», что методически не совсем верно. Понятие «цель» больше соотносится с рабочей программой педагога по предметной области. Применительно к конкретному занятию правильно писать «задачи». Формулируя задачи, следует использовать глаголы: «формировать готовность»,«формировать способность», «создавать условия», «развивать навыки» и т. д. Трёх-четырёх задач достаточно. Можно подробнее описать особенности игры и её обучающее значение.
Игровой материал Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря, необходимое время.
Игровые правила Перечисляются правила, определяющие действия и продуктивное поведение детей во время игры.
Предварительная работа При необходимости кратко описывается деятельность педагога и детей, предваряющая игру.
Ход игры В данной части педагог предлагает подробный сценарий, расписанный по словам. Если планируется физкультминутка, следует расписать и её.
Методические рекомендации При необходимости можно включить в конспект этот раздел, где даются рекомендации тому, кто будет проводить игру.

Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)

Автор Гордовская Е. С., воспитатель ГБОУ №1503, г. Москва
Название занятия Узнай, что изменилось
Задачи
  • Воспитательная: воспитывать умение правильно выполнять задания воспитателя.
  • Образовательная: продолжать формировать у детей пространственные представления.
  • Развивающая: развивать логическое мышление и наблюдательность.
Материалы
  • Кукольный персонаж Фиксик,
  • ширма,
  • 3 игрушки.
Ход игры Дети сидят полукругом напротив ширмы.В игре используется кукольный персонаж Фиксик. Фиксик весёлый и шустрый. Постоянно что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.В.: Дети, к нам в гости пришёл Фиксик и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Фиксик, расскажи ребятам!Фиксик показывается из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.Фиксик: Дети, сейчас мы будем с вами играть, я принёс сюда игрушки: машинку, куклу Свету и мячик. Посмотрите, где они стоят. Где стоит кукла Света?Дети: Посередине стола.Фиксик: А машинка?Дети: Справа от неё.Фиксик: А как можно сказать, где лежит мячик?Дети: Он лежит слева от Светы.Фиксик: Ребята, а вы запомнили, где стоят игрушки?Фиксик спрашивает ребят, где какая игрушка лежит. <…>Фиксик: А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то тут переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади неё оказались рядом машинка и мячик. Фиксик обращается к детям: Что изменилось здесь? Где стоит Света? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы!Далее Фиксик обращается к детям по именам и задаёт вопросы. <…>Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана.Фиксик: А сейчас кто скажет, что изменилось? Что я переставил?Дети: Фиксик, ты забыл переставить игрушки.Фиксик: Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше.Дети: Они так и стояли: Света впереди, а машинка и мячик сзади.Фиксик за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а машинка и мячик остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.В конце игры воспитатель и дети обсуждают, во что они играли. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет и поправляет ответы детей.
Цит. по: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10281

Выделение разделов в педагогике

По мере развития науки педагогики расширяется кругозор знаний, появляются новые технологии и новые формы коммуникации. В связи с этим выделяются разделы, сосредоточенные на различных методах обучения.

К основным разделам педагогики относятся:

  • история педагогики;
  • дидактика;
  • методология;
  • теоретическая и практическая наука (возрастная, специальная, социальная педагогика, андрогогика);
  • педагогика высшей школы;
  • профессиональная педагогика.

Этот список различается в каждой стране. К примеру, на западе в разделы педагогики часто включают такие отрасли знаний, как образовательная политика и формирование навыков лидерства у учащихся.

Существуют за рубежом и свои теории образования:

  • культурная, изучающая как учеба происходит не только в школах и вузах, но и в тюрьмах, религиозных организациях и в других местах;
  • бихевиористская теория, которая берет начало в педагогической психологии;
  • феминистская концепция;
  • философия образования и др.

Дидактика Коменского: кратко

Если говорить о разных науках, то каждая из них ассоциируется с именем определенного ученого. Педагогика ассоциируется с таким известным лицом, как Ян Коменский. Современная дидактика — это наука, которая основана именно на его работах, хоть со времени их написания уже прошло очень много лет. Коменский ввел еще четыре века назад ту систему обучения, к которой привыкли мы с вами. Например, школьные классы — это именно его изобретение.

Также данный ученый предложил ввести такие понятия, как учебный год и учебная программа. Как видим, все очень похоже на всемирную систему образования. То есть Коменский — это настолько великий ученый, что он ввел теорию, которая активно используется не только в определенных странах, но и во всем мире. Вот что интересно: Коменский еще был сторонником мнения, что детей нужно поощрять и активно их мотивировать.

Процесс обучения для них должен строиться таким образом, чтобы у них не возникало желания забросить учебу на полпути. Каждый учитель должен стимулировать его. К сожалению, многие так не поступают. Например, кричать на учеников и унижать их никто не должен. Но в нашей стране это можно встретить повсеместно.

Основные функции дидактики

Образовательная функция. Данная функция нацелена на определение основного направления процесса обучения – формирование знаний, умений и навыков.

Знания – это запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение информации. В качестве информации понимаются различные факты, правила, законы, понятие, теории и т.д. Эффективность процесса обучения определяется полнотой знаний, которые учащиеся могут не просто механически запомнить, но и при необходимости осознанно воспроизвести, а также, умеют сочетать и систематизировать.

Таким образом, в процессе обучении учащиеся получают необходимые фундаментальные сведения из разных областей науки и видов деятельности. Задача педагога не просто передать учащимся знания, но и научить ими пользоваться.

Умения. Согласно современной дидактике, знания проявляются не только в умении воспроизводить полученную во время обучения информацию, но и уметь использовать ее при решении различного рода повседневных и жизненных задач. Исходя из этого, образовательная функция дидактики направлена на формирование умения приметь свои знания на практике.

Выделяют следующие виды умений:

  1. Специальные умения – относятся к способам действий, применяемых в отдельных отраслях науки и учебного предмета (например, умение работать со специальными предметами в процессе лабораторной работы: колбы, штативы, весы и т.д.).
  2. Общие умения – действия, которые являются фундаментальными для осуществления успешного обучения и в целом для жизни (например, чтение, устная и письменная речь, счет и т.д.).
  3. Навыки – это умения, доведенные до автоматизма, путем осуществления специальных упражнений. При выполнении действия доведенного до автоматизма учащиеся не задумываются над последовательностью действий, они выполняют его быстро и ловко (например, письмо, чтение и т.п.).

Развивающая функция. Данная функция находиться во взаимосвязи с образовательной, и направлена на развитие учащегося. Подразумевается развитие не какой-то определенной области, а комплексное развитие во всех направлениях: мышление, речь, память, двигательная и сенсорная сферы, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная области.

Сущность развивающей функции заключается в том, что она определяет проблему взаимоотношений обучения и развития ребенка. Данная проблема на сегодняшний день, является одной из наиболее острых и актуальных проблем в современной психологии и дидактике.

Реализация развивающей функции имеет специальную направленность, предусматривающую включение учащегося в сознательную и активную деятельность, которая разнообразна по своему содержанию.

Эффективность реализации развивающей функции достигается посредством использования ряда технологий и методических систем, основной целью которых является полноценное и всестороннее развитие личности.

Замечание 2

На сегодняшний день основное направление процесса обучения – это не столько формирование знаний, сколько всестороннее развитие личности. Приоритетным направлением развития является умственное развитие

Помимо этого большое внимание уделяется развитию двигательной, эмоциональной и сенсорной сфер личности

Таким образом, развивающая функция дает понимание того, что всякое учение ведет к развитию и обучение носит развивающий характер. Обучение направлено на развитие личности и должно осуществлять отбор содержания образования и дидактическую организацию учебного процесса.

Воспитательная функция. Дидактика устанавливает, что обучение имеет не только обучающий и развивающий характер, но и воспитывающий. Согласно дидактике взаимосвязь обучения и воспитания очевидна, так как является закономерной, аналогично взаимосвязи обучения и развития.

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Замечание 3

Таким образом, дидактике присущи три функции, которые характеризуют ее специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого.

Дидактика и частные методики обучения

Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.

Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.

История

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам накопленные достижения. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Ян Амос Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал Константин Ушинский и его последователи, среди которых: Пётр Каптерев, Николай Бунаков, Николай Корф, Владимир Стоюнин, Алексей Острогорский и другие. Значимой площадкой для развития дидактики как теории воспитывающего обучения стал в XIX веке журнал «Филологические записки», издаваемый в Воронеже под редакцией Алексея Хованского, главным редакторским достижением которого стала эвристическая методика интеллектуального и нравственного развития «Живое слово», составленная Алексеем Барсовым.

В советский период проблемы дидактики разрабатывали Павел Блонский, Станислав Шацкий и Леонид Занков. Неизменным со времён Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить. Современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

Ход игры: Дети садятся в кружок.Воспитатель говорит:

· Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

· Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу.

· Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.

· Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме.Воспитатель говорит:

· Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

— Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.).

44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

· Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку.На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание. Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее.Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка»

Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре)

Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее.Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре)

46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание. Ход игры:Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки

Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие,близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д

Ход игры:Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие,близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель — метет, вьюжит, пуржит.

Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …

Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

История

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам накопленные достижения. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Ян Амос Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал Константин Ушинский и его последователи, среди которых: Пётр Каптерев, Николай Бунаков, Николай Корф, Владимир Стоюнин, Алексей Острогорский и другие. Значимой площадкой для развития дидактики как теории воспитывающего обучения стал в XIX веке журнал «Филологические записки», издаваемый в Воронеже под редакцией Алексея Хованского, главным редакторским достижением которого стала эвристическая методика интеллектуального и нравственного развития «Живое слово», составленная Алексеем Барсовым.

В советский период проблемы дидактики разрабатывали Павел Блонский, Станислав Шацкий и Леонид Занков. Неизменным со времён Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить. Современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

Публикации

  • Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. — М.: Педагогика, 1982. — 128 с .
  • Вильман О. Дидактика как теория образования. / Пер. с нем. Т.1-2. — М.: Тихомиров, 1908. Т.1. — 470 с.; Т.2. — 678 с.
  • Гребенев И. В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. — № 1, с.14-21.
  • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  • Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского — М.; Л., 1948.
  • Дидактика // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов; Под общ. ред. Б. П. Есипова; — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.
  • Дидактика / Пер. с нем. // Под ред. И. Н. Казанцева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 287 с.
  • Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
  • Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
  • Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  • Дьяченко В. К. Дидактика. Учеб. пособие для сист. повыш. квалиф. работ. образования. В 2-х т. — М.: Народное образование, 2006.
  • Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Флинта, 2010 — 344 с.: ил.
  • Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
  • Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — 2-е изд. — Пг., 1915. — 434 с.
  • Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер с нем. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  • Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — С.11-106.
  • Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  • Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. — М.: Высш. Шк., 1986. — 368 с.
  • Куринский В. А. Автодидактика. — М.: Культ. учеб.-изд. центр «Автодидакт», 1994. — 391 с.
  • Лай В. А. Экспериментальная дидактика / Пер. с нем. — СПб.: Сытин, 1914. — 510 с.
  • Левичев О. Ф. Закон сохранения информации в дидактике // Шк. технологии : науч. — практ. журн. — 2009. — N 6. — С. 34-42
  • Манжос Б. Основы советской дидактики. — Ч.1. — Аналитика педагогического процесса. — М.: Работник просвещения, 1930. — 332 с.
  • Оконь В. Введение в общую дидактику. /Пер. с польского. — М.: Педагогика, 1990. — 256с.
  • Осмоловская И. М. Дидактика. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  • Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967.
  • Рудакова И. Дидактика. — М.: Феникс, 2005. — 256 с.
  • Ситаров В. А. Дидактика / Под ред. В. А. Сластенина — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  • Слинкин С.В. Дидактика современного высшего профессионального образования:учебное пособие для институтов и факультетов повышения квалификации/С.В.Слинкин;Тобольск: ТГСПА им.Д.И.Менделеева,2014-315 с. ISBN 978-5-903725-69-4.
  • Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95с.
  • Сорокин Н. А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1974. — 221 с.
  • Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  • Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. — 541 с.; ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  • Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А. В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.

Основные дидактические концепции

Понимание сущности процесса обучения является основным моментом, на который направлена дидактика. В педагогике это понимание рассматривается прежде всего с позиции доминирующей цели обучения. Можно выделить несколько ведущих теоретических концепций обучения:

Дидактический энциклопедизм (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. В. Баседов): в качестве доминирующей цели обучения выступает передача максимального по объему опыта знаний учащимся. Необходимы, с одной стороны, интенсивные образовательные методы, обеспечиваемые педагогом, с другой – наличие активной самостоятельной деятельности самих учащихся.
Дидактический формализм (И. Песталоцци, А. Дистерверг, А. Немейер, Э. Шмидт, А. Б. Добровольский): акцент с количества получаемых знаний переносится на развитие способностей и интересов учащихся. Основным тезисом становится древнее высказывание Гераклита: «Многознание уму не научает». Соответственно, необходимо прежде всего сформировать у ученика навык правильно мыслить.
Дидактический прагматизм или утилитаризм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) — обучение как реконструкция опыта учащихся. Согласно данному подходу овладение социальным опытом должно проходить посредством освоения всех видов деятельности общества. Изучение отдельных предметов заменяется практическими занятиями, направленными на приобщение обучающегося к различным видам деятельности. Ученикам, таким образом, предоставляется полная свобода в выборе дисциплин. Основной недостаток данного подхода – нарушение диалектической взаимосвязи практической и познавательной деятельности.
Функциональный материализм (В. Оконь): рассматривается интегральная связь познания с деятельностью. Учебные дисциплины должны ориентироваться на ключевые идеи мировоззренческого значения (классовая борьба в истории, эволюция в биологии, функциональная зависимость в математике и т.д). Основной недостаток концепции: при ограничении учебного материала исключительно ведущими мировоззренческими идеями процесс получения знаний приобретает редуцированный характер.
Парадигмальный подход (Г. Шейерль): отказ от историко-логической последовательности в процессе обучения. Материал предлагается представлять фокусно, т.е

акцентировать внимание на определенных типичных фактах. Соответственно, происходит нарушение принципа системности.
Кибернетический подход (Е

И. Машбиц, С. И. Архангельский): обучение выступает в качестве процесса обработки и передачи информации, специфику которой определяет дидактика. Это в педагогике позволяет использовать теорию информационных систем.
Ассоциативный подход (Дж. Локк): основой обучения считается чувственное познание. Отдельная роль отводится наглядным образам, способствующим такой мыслительной функции учащихся, как обобщение. В качестве основного учебного метода используются упражнения. При этом не учитывается роль творческой деятельности и самостоятельного поиска в процессе получения знаний учащимися.
Концепция поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Обучение должно проходить через определенные, взаимосвязанные между собой этапы: процесс предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения, формирование непосредственно самого действия с развертыванием соответствующих ему операций; процесс формирования действия во внутренней речи, процесс трансформации действий в свернутые мыслительные операции. Данная теория имеет особую эффективность, когда обучение начинается с предметного восприятия (например, у спортсменов, водителей, музыкантов). В остальных случаях теория поэтапного формирования умственных действий может иметь ограниченный характер.
Управленческий подход (В. А. Якунин): процесс обучения рассматривается с позиции управления и основных управленческих этапов. Это цель, информационная основа обучения, прогнозирование, принятие соответствующего решения, исполнение данного решения, коммуникационный этап, контроль и оценка результатов, коррекция.

Как уже упоминалось выше, дидактика – это раздел педагогики, изучающий проблемы процесса обучения. В свою очередь, основные дидактические концепции рассматривают процесс обучения с точки зрения доминирующей образовательной цели, а также в соответствии с определенной системой взаимоотношения педагога и учащихся.

Что такое навык в дидактике

Одной из значимых категорий дидактики является навык.

Навыки — элементы практической деятельности, которые проявляются в ходе выполнения определенных действий и доведены неоднократным повторением до безупречности.

Существует несколько видов навыков:

  1. Перцептивные. Автоматизированное отражение свойств и характеристик известного предмета органами чувств.
  2. Интеллектуальные. Автоматизированные приемы, направленные на решение какой-либо задачи.
  3. Двигательные. Автоматизированные способы влияния на объект при помощи движений, с целью его изменения.

На формирование навыков оказывают влияние следующие факторы:

  • мотивированность, наличие прогресса в усвоении;
  • степень развития ученика, его базовые знания и умения;
  • полное понимание сути действий, поэтапность перехода от уровня к следующему в процессе овладения навыками.

Знания, умения и навыки (ЗУН) являются основой обучения.

К базовым категориям дидактики также относят:

  • Учение — деятельность ученика, направленная на освоение знаний, навыков, формирование эмоциональных отношений.
  • Обучение — направленный процесс взаимодействия и совместной деятельности учителя и ученика, во время которой реализовывается образование, развитие и воспитание. Коммуникативный процесс, в ходе которого происходит усвоение знаний, наработка навыков и умений. Обучение подразделяется на преподавание и учение.
  • Преподавание — организованная деятельность педагога, которая направлена на достижение цели обучения, при этом обеспечивая информированность, осознание и применение знаний на практике.
  • Образование — процесс формирования культурного человека, итог обучения, комплекс накопленных знаний и умений, общей культуры.
  • Знания — данные, которыми можно оперировать и которые можно использовать. Информационные идеи человека, выражающие освоение им теории предмета. И. Н. Лернер выделял 3 этапа: познание и воспроизведение, применение на практике, использование в нестандартных ситуациях.
  • Умения — освоение способов и методов практического применения знаний. Выделяют 4 группы: общечеловеческие, общие учебные, поисково-информационные, организационные.
  • Содержание обучения — комплекс знаний, навыков, умений, способов и методов деятельности, мышления.
  • Формы, виды, средства и результаты обучения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector