Что такое структура проекта? организационная структура проекта. организационные структуры управления проектами
Содержание:
- Управление содержанием проекта. Scope проекта
- Элементы проекта
- Проекты по теме:
- Методы проектирования
- Как поставить цель
- Ограничивающие факторы
- В чем польза проектов для школьников
- Проект – это …
- Важные нюансы прямых продаж
- Коммуникации в проекте
- Справочная информация
- Примеры целей проекта
- Предмет проектирования. Типы проектов (по масштабу, срокам реализации, финансированию, направлениям деятельности).
- 1.9 Определение управления проектами
- Бизнес и финансы
- Из чего состоит управление проектом
- Катерина Грэхэм
- Управление закупками
- Какую методологию брать будете?
- Понятие метода проектов в образовании и виды проектов
- Разработка организационной структуры проекта
- Заключение
Управление содержанием проекта. Scope проекта
Scope проекта описывает границы проекта, то есть то, что включено в проект и, что не менее важно, что в него не включено. Scope-менеджмент – это комплекс действий, которые вам нужно предпринять, чтобы убедиться, что у вас есть все необходимое для завершения проекта
По сути, это контроль объема работ перед началом проекта.
- Первым шагом является составление плана по управлению объемом работ над проектом. По сути, вы документируете, как вы собираетесь определять, проверять и контролировать объем работ.
- Второй шаг – определение и документирование требований проекта, необходимых для достижения его целей. Для большинства проектов, список требований, которые вы разрабатываете, превышает доступное время, ресурсы и деньги.
- Так как после второго шага обнаружится нехватка ресурсов, на третьем этапе необходимо определить от чего следует отказаться. На этом шаге вы подготавливаете отчет Scope проекта, чтобы задокументировать то, что входит в область действий проекта, а что нет.
Проектная команда должна справляться с объемом проекта, но многие переменные слишком велики, чтобы ими управлять. Разбивка объема и работа над небольшими частями облегчают управление этим объемом. Вот почему вы создаете структуру декомпозиции работ, чтобы показать ваш проект, разделенный на меньшие части.
Возможно, вы слышали термин Scope Creep. Это неконтролируемое разрастание объема и границ проекта
Объем проекта имеет тенденцию к расширению, поэтому контроль объема является важной частью Scope-менеджмента. Чтобы предотвратить Scope Creep, вы должны отслеживать состояние проекта и управлять запросами на изменение
Когда работа над проектом завершена, необходимо проверить данные. Другими словами, просмотрите завершенные результаты, чтобы убедиться, что они были выполнены удовлетворительно. Кроме того, заказчик или спонсор проекта должен официально принять утвержденные результаты.
Элементы проекта
На их число напрямую влияет сложность предполагаемых действий. Например, если необходимо исполнение высокого качества, в таком случае проект состоит из множества отдельных элементов:
- проектной документации;
- технологии работы;
- производственных помещений;
- технологического оборудования;
- производственных объектов;
- предоставляемых работ, продуктов, услуг.
В зависимости от специфики проекта, в него могут включаться и иные элементы.
Среди параметров, обеспечивающих функционирование любого проекта, профессионалы выделяют:
- финансовые ресурсы;
- дополнительные соглашения;
- контракты;
- сырьевые ресурсы;
- персонал;
- помещения;
- территориальное нахождение.
Основной задачей инновационных проектов является внедрение в практику принципиально новых разработок. Например, в социальной сфере инновации могут быть связаны с открытиями и новыми изобретениями в области техники и науки.
Поддерживающие проекты помогают человеку решать экологические задачи, включая и рамки экологической культуры.
Все социальные проекты нуждаются в определенном финансировании. Например, функционирование районной школы для одаренных детей может иметь смешанный вариант финансовых влияний. Часть ресурсов на поддержку направления работы с подрастающим поколением, названным правительство РФ одним из приоритетных видов работы с детьми, обеспечивает региональный бюджет. Вторая часть поступлений идет из местного бюджета. Недостающую часть для работы РШОД выделяют крупные предприятия, функционирующие в данном районе.
Благодаря подобной финансовой схеме можно аккумулировать средства из разных источников, в полной мере обеспечивая деятельность школы для талантливых и одаренных детей.
Проекты по теме:
Методы проектирования
Принято классифицировать несколько методов. Рассмотрим их немного подробней.
-
Метод «водопада»: все этапы проектирования выполняются один за другим (т.е. линейно):
- исследование исходных условий;
- создание основного проекта;
- детализация проекта (разработка подпроектов);
- реализация подпроектов;
- проверка проекта.
- Метод итерации (повторяющихся подходов): параллельный процесс работы и корректировки уже выполненных задач. Это значит, что проект на каждой фазе жизненного цикла проходит неоднократное повторение такого подцикла:Такой метод планирования позволяет минимизировать последствия от возможных недоработок проекта.
- Метод спирали: исходная версия проекта разрабатывается, реализуется, затем создается новый проект, но на основе уже реализованного (посредством корректировки исходного и внесения новых элементов в зависимости от изменившейся ситуации с одновременным планированием нового витка проекта).
- Инкрементный метод: разбиение одного объемного проекта на несколько мелких.
Как поставить цель
Цели проекта могут показаться довольно простыми. Однако когда нужно их определить и сформулировать, лучше использовать многоуровневую систему. Предлагаем несколько советов о постановке целей по критериям SMART:
- Начните с общей концепции.Каждый проект должен начинаться с общей концепции. Представьте, что это краткий обзор курса и направления проекта, даже если что-то в нем кажется недостижимым. Общая концепция поможет в дальнейшем описать стратегию, поэтому она будет скорее напоминать журавля в небе, голубую мечту. Концепция должна вдохновлять и мотивировать ваших сотрудников.
- Укажите общие цели.После формулировки концепции нужно определить общие цели. Общие цели тоже относятся к высшему уровню этой условной схемы, обычно они долгосрочные и задают тон для постановки детальных целей. Другими словами, цели проекта – это средства достижения общих целей.
- Сформулируйте цели проекта. Теперь вы можете разработать цели проекта. Это очень подробные фразы, описывающие конкретные результаты выполнения проекта. Конечно, цели проекта должны соответствовать системе SMART для достижения максимального эффекта.
Ограничивающие факторы
Любой проект состоит из трёх ограничивающих факторов:
- Сроки выполнения. Чтобы правильно рассчитать продолжительность проекта, технические задачи разбивают на конструктивные блоки, затем оценивают «подъёмность» объёма работ и полученные результаты сверяют с опытом успешных разработчиков.
- Ресурсы. Например, человеческий ресурс: управление сотрудниками, определение работ проекта с использованием их талантов и способностей.
- Результат. Составляющими этого пункта являются: финансовая состоятельность, умелый маркетинг, экономическая эффективность, профессионализм руководителя проекта и исполнителей.
В чем польза проектов для школьников
Школьные проекты имеют очень много достоинств:
кардинально изменяется подход к процессу обучения и его участникам: в данном виде деятельности именно ученик, а не преподаватель является ключевым фигурантом;
на первое место выходит исследовательская деятельность детей, а не формальное заучивание и репродуктивное воспроизведение информации;
ставки делаются на сам процесс, приобретение и применение полученных знаний;
обязательно берутся во внимание особенности физического, духовного, нравственного, умственного развития личности ребенка.
Кроме этого, в соответствии со статьёй 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть «свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка». Проектная деятельность — прекрасный способ реализации этого права.
Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проектов в школе позволяет одновременно использовать исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка.
Дети учатся самостоятельно работать с информацией
Это очень важно сегодня, поскольку информационные ресурсы сейчас во всеобщем пользовании. Поэтому сейчас очень важно уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы
В этом видео вы узнаете о проектной деятельности школьников:
Проект – это …
Смысл понятия раскрывается, если перевести это слово с латинского языка (projectus). В дословном переводе «проект» – это «выступающий вперед», т.е. то, что предваряет основное действие.
Допустим, вы хотите открыть свой бизнес. Что вы будете делать, прежде чем ринуться в пучину предпринимательства? Конечно, придумаете, чем будете заниматься, откуда будете брать деньги на «раскрутку» и составите план действий на первое время.
То есть разработаете проект (для справки: проект в бизнесе называется бизнес-планом).
Примеры проектов:
- возведение промышленных и жилых зданий;
- разработка программного обеспечения;
- создание новых технологий;
- создание нового предприятия;
- проведение экономической реформы;
- организация международной конференции;
- проведение разноплановых мероприятий, направленных на развитие какого-либо региона и т.д.
Процесс разработки проектов в зависимости от сферы применения имеет свои индивидуальные особенности.
Основные признаки проекта:
- разрабатывается как разовый комплекс мероприятий для выполнения конкретной цели;
- имеет четкие рамки ограничения по времени (начало и конец), т.е. имеет свой жизненный цикл, состоящий из нескольких фаз, в зависимости от сложности проекта;
- разрабатывается с учетом ограниченных ресурсов (что это такое?). Например, проект для строительства коттеджа или другого строения ограничивается заранее высчитанной сметой;
- выполняется поэтапно в соответствии с разработанным планом.
Общая схема разработки проекта (согласно фазам жизненного цикла проекта):
- инициирование (определение цели, для которой создается проект);
- планирование (создание конкретного плана действий). Это разбивка основной цели на несколько мелких (конкретизация этапов проекта). Такая разбивка называется декомпозицией целей.Например, при строительстве загородного дома (основная цель) задается ряд промежуточных целей, которые должны быть выполнены поэтапно: рытье котлована под фундамент, заливка фундамента, возведение стен, возведение крыши, подведение инженерных коммуникаций, внутренняя отделка, внешняя отделка;
- реализация (воплощение плана в действие);
- контроль выполнения;
- завершение проекта.
Важные нюансы прямых продаж
Прямые продажи также подразумевают использование электронных и бумажных каталогов. Но обычно они лишь визуально дополняют информацию, озвученную продавцом. При прямых продажах распространители часто показывают продукт в действии, то есть проверяют его работоспособность в присутствии клиента. Прямые продажи чаще всего используют в розничной торговле и, как правило, для товаров, легких при транспортировке.
Вот основные отличия прямых от традиционных розничных продаж:
-
Между агентом по продажам и потенциальным клиентом нет посредника.
-
Все вопросы покупатель может сразу же задать продавцу напрямую, а также получить исчерпывающую информацию о товаре.
-
Прежде чем купить продукт, можно опробовать его в действии.
-
Покупатель получает товар прямо в руки, или заказ ему доставляют домой.
Преимущество прямых продаж для клиента в том, что ему не нужно идти в магазин и выбирать конкретный продукт. Агенты, как правило, назначают покупателю встречу на его территории, предварительно уточняя удобное место и время.
Прямые продажи имеют свои отличительные черты, о которых обязательно нужно сказать:
-
Агент напрямую контактирует с покупателем, когда и где удобно последнему. Фактически клиент может тщательно и не спеша изучать все характеристики товара, а продавец — качественно с ним взаимодействовать. Преимущество прямых продаж еще и в том, что в непринужденной обстановке клиент может совершить крупные покупки.
-
Продавец грамотно, полноценно и детально презентуют свои товары или услуги. То есть может рассказать обо всех важных характеристиках и преимуществах продукта, результатах исследований, познакомить клиента с положительными рекомендациями других покупателей и т. д. Такой подход всегда приносит результаты. Покупателя что-нибудь заинтересует, и это подтолкнет его к покупке. Если заявленное качество товара будет соответствовать фактическому, покупатель непременно сделает повторную покупку.
-
Агент досконально консультирует клиента, отвечает на все вопросы, оценивает его отношение к тому или иному предложению и к фирме в целом и понимает, возможно ли сотрудничество в будущем.
Коммуникации в проекте
Общение является ключом к успеху проекта. Как менеджер проекта, вы проводите большую часть своего времени, общаясь с людьми о проекте. Во время планирования вы разрабатываете план коммуникаций по вашему проекту. Здесь описывается информация, которую вы сообщаете, аудитория, которая получает информацию, методы, которые вы используете для ее отправки, и как часто вы должны оставаться на связи.
Когда начинается работа над проектом, вы должны следить, чтобы все получали необходимую информацию, и она вовремя доходила до нужных людей. Поскольку управление проектами в значительной степени связано с другими людьми, управление коммуникациями в проекте имеет решающее значение для его успеха.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Примеры целей проекта
Допустим, ваша команда стремится к 100%-му уровню удовлетворенности клиентов. Даже если это недостижимо, эта концепция будет мотивировать и вдохновлять исполнителей на достижение общей цели и цели проекта по методике SMART.
Например, общая цель в рамках концепции 100%-го уровня удовлетворенности клиентов может быть такой: эффективная онлайн-система обработки заявок в службу поддержки. Здесь цель проекта может звучать так: внедрить новую онлайн-систему службы поддержки, чтобы период реагирования на заявку длился менее 1 часа. Цель проекта будет включать дату выполнения, а также показатели для оценки результата.
Предмет проектирования. Типы проектов (по масштабу, срокам реализации, финансированию, направлениям деятельности).
Различные
виды проектирования ориентированы на
создание и преобразование разных
объектов и предметов.
Объект
проектирования—
это среда или процесс, в контексте
которых находится предмет. Предмет
проектирования—
это предполагаемый продукт, образ
которого первоначально представлен в
проекте. Это то, созданию чего посвящена
проектная деятельность. Объект и предмет
проектирования соотносятся между собой
как общее и частное.
Предмет
проектной деятельности обладает
еще одним необычным свойством —
изменчивостью,склонностью
к постоянной трансформации, обусловленной
развитием во времени замыслов участников
проектирования. Методологи указывают
также на своеобразное раздвоение
предмета проектирования (Ю.
Громыко) вследствие разделения в сознании
субъекта знания об объекте и о собственных
действиях. Таким образом, проектная
деятельность параллельно бывает обращена
как на проектируемый предмет, так и на
управление или коррекцию проектных
действий людей.
Существуют
разные типологии социальных проектов.
В
типологии социальных проектов,
предложенной Луковым В.А., мы будем
опираться на классификационную схему,
принятую в технологии управления
проектами.
Типы
проектов по характеру проектируемых
изменений.
По
своей природе социальные проекты имеют
дело с подготовкой и осуществлением
социальных изменений. В зависимости от
того, какой путь избирается для
осуществления таких изменений, мы
разделяем социальные проекты на
инновационные
и
поддерживающие.
Инновационный
проект — частная форма
организации и управления инновационным
процессом
(инновационной
деятельностью),
результатом которой служит конкретная
инновация
(инновационный продукт).
Реализация
инновационного проекта — процесс по
созданию и выведению на рынок инновационного
продукта.
Цель
инновационного проекта — создание новой
или изменение существующей системы —
технической, технологической,
информационной, социальной, экономической,
организационной и достижение в результате
снижения затрат ресурсов (производственных,
финансовых, человеческих), коренного
улучшения качества продукции, услуги
и высокого коммерческого эффекта.
1.9 Определение управления проектами
PMI определяет «управление проектами» следующим образом:
Управление проектом (УП) или Project Management (PM) — это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижени определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
Сущность методологии УП — это сосредоточение прав и ответственности за достижение целей проекта у одного человека или небольшой группы. Этот человек — менеджер проекта — обеспечивает реализацию проекта, реализуя ключевые функции по управлению проектом. Причем он не обязательно сам выполняет эти функции. Такой подход к определению функций УП может быть полезен для руководителя проекта, чтотем достаточно удобно структурирует поле его управленческой деятельности и позволяет определить для выполнения каждой из функций наиболее эффективный инструментарий.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Из чего состоит управление проектом
Любая работа, в том числе работа над проектом — это совокупность определённых процессов или действий, которые приносят результат. В случае с управлением проектом, процессы укладываются в четыре этапа.
1.
Инициация. На этом этапе ты ещё знаешь, как будешь делать проект, но уже понимаешь, что будешь делать и для кого, а также кто за всё это будет платить. Прежде чем начинать проект, нужно понимать, кто заказчик и спонсор, а кто — конечный потребитель.
2.
Планирование. Один из самых важных этапов управления проектом. Ты уже понимаешь, сколько времени займёт работа над проектом, сколько денег на это потребуется, кто именно всё будет делать и в какой последовательности. Но главное — как будет оцениваться результат, и в каком случае проект будет считаться успешным
На этом этапе также важно продумать тонкости взаимодействия с командой: как с ней коммуницировать и мотивировать, как управлять рисками и так далее.
3.
Исполнение. На этом этапе тебе бы сидеть и плевать в потолок, наблюдая, как команда работает
Только так, конечно, не бывает — всегда что-то идёт не так. Поэтому менеджеру проекта нужно анализировать работу команды; смотреть, соответствует ли реальность плану; движется ли проект в правильном направлении. И если что-то не так — вносить корректировки в рабочие процессы.
4.
Завершение. Подведение проекта к финалу и анализ итоговых результатов. Когда работа над проектом подходит к концу, нужно не только убедиться, что уложилась ли команда в сроки и бюджет, доволен ли заказчик проекта результатом (а если ты крутой менеджер проекта, то ты ещё постараешься узнать, довольны ли результатом конечные потребители), но и что выяснить, что в проекте можно было сделать лучше.
Это первая часть из большого рассказа про управление проектами. В следующей статье я расскажу подробнее, как планировать проект.
Катерина Грэхэм
Катерина известна, прежде всего, как актриса, и ее самой популярной ролью является роль Бонни Беннет из сериала «Дневники вампира». Необычной внешностью девушка обязана смешению либерийской и польской кровей (мать Катерины – полячка, а отец – либериец). Кроме того, эта актриса, певица и танцовщица является полиглотом и говорит, помимо английского, на испанском, польском и французском языках.
Поскольку мы рассматриваем биографии чернокожих певиц, Катерина имеет к этому самое прямое отношение. Съемки в фильмах эта трудолюбивая молодая женщина умудряется совмещать со своими собственными музыкальными концертами. Несколько лет назад она выпустила музыкальный альбом, записанный ею на своей личной студии. Помимо этого, она некоторое время была бэк-вокалисткой в группе Black and Peace.
Девушка не выделяет для себя более или менее важную часть творчества. Ей нравится и сниматься в фильмах, и танцевать, и заниматься музыкой. Отказывать себе в одном из этих занятий она не планирует. Пресса, помимо прочего, внимательно следит за стилем Катерины в одежде, который считают вполне себе классным.
Управление закупками
Управление закупками включает в себя выбор поставщиков, которые предоставляют необходимые вам товары, и управление контрактами, которые вы заключаете. Первым шагом в управлении закупками является создание плана. В дополнение к созданию процедуры закупок данный план определяет, что вам нужно получить за пределами вашей организации.
Следующим этапом закупок является получение предложений от продавцов, выбор потенциального поставщика и заключение контрактов. Пока ведется работа над проектом, вы должны управлять этими контрактами, отслеживать производительность поставщиков и управлять любыми изменениями.
Какую методологию брать будете?
Команда есть, руководитель проекта тоже. Цель определили. И что с этим всем делать? Как работать-то?
При выборе методологии важно смотреть на контекст проекта. Бывают типовые проекты, где хорошо себя показывает классический подход проект-менеджмента (водопадный). В современном бизнесе, например, если говорить про банковскую сферу, классического подхода недостаточно
Его здесь хорошо дополняют agile-методологии.
Потребности пользователей не всегда очевидны. Поэтому пробуем, ошибаемся, собираем обратную связь, меняем стратегию, снова пробуем. И так — пока не получим нужный результат.
Антон Сержантов,
agile-коуч
Оцениваем имеющиеся ресурсы и характер проекта и выбираем методологию, которую будем использовать.
Госзаказчик — выбираете водопадный подход. Динамическая или конкурентная среда, неустаканившиеся требования, нет времени и смысла заниматься формализацией — берем Agile. Для разработки продукта — Scrum. Для поддержки и маркетинга — Kanban.
Владимир Завертайлов,
руководитель scrum-студии «Сибирикс»
Понятие метода проектов в образовании и виды проектов
В последние годы особую популярность получил метод проектов, как инновационное течение в российском образовании. Однако метод проектов в образовании известен достаточно давно и берет свое начало в 20-е годы XX века в США.
Идеи использования метода проектов в образовании упоминаются в России практически в то же самое время, что и зарубежом. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. В советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов «.
Профессор Е.C. Полат под методом проектов в образовании подразумевает способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Рисунок 1. Основные компоненты проектной деятельности учащихся
Структура проектной деятельности учащихся нашла свое отражение на рисунке 1
Однако, особое внимание необходимо уделить такому аспекту, как виды проектов в образовании. Каждый из них обладает характерными особенностями
Прежде чем дать характеристику каждому виду проектов в образовании, обратимся к их перечню, отраженному на рисунке 2.
Рисунок 2. Виды проектов
Представленные на рисунке 2 виды проектов, несомненно, различаются по ряду параметров, таких как комплексность, по продолжительность и по числу участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока, в то время как другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Вид проекта |
Описание |
---|---|
Практико-ориентированный проект |
Данный вид проекта направлен на социальные интересы самих участников проекта. Конечный результат такого проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села. |
Исследовательский проект |
Исследовательский проект представляет собой наиболее близкий к научному исследованию проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. |
Информационный проект |
Данный вид проекта направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. |
Творческий проект |
Характеризуется максимально свободным и нетрадиционным подходом к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. |
Ролевой проект |
Это самый сложный вид проекта в образовании. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. |
Разработка организационной структуры проекта
Перед разработкой организационной структуры неплохо бы сделать анализ стейкхолдеров, чтобы никого не забыть. Как это сделать – написано тут. Но если времени нет – то хватит и общего адеквата и понимания окружения проекта.
Для построения организационной структуры проекта нужно пройти следующие шаги:
Понять, кто вообще будет вовлечен в проект (снова привет анализу стейкхолдеров).
Понять, достаточно ли вам будет одной орструктуры или необходимо построить несколько, и для чего вообще вы ее строите. Например, организационная структура управления проектом, которую вы будете согласовывать на уровне управляющего комитета будет отличаться от организационной структуры выполнения проекта для организации взаимодействия между командами или от организационной структуры, которую вы делаете, чтобы четко определить процесс взаимодействия с подрядчиками в этом проекте.
Накидать на слайд, в visio, mindmap или в любом другом инструменте список всех участников.
Определить, какую информацию помимо ролей вам необходимо видеть. Обычно это как минимум должности и подчиненность, а как максимум – уровень принимаемых решений, конкретные имена, регулярность встреч и проч. Пытаться впихнуть туда все я не рекомендую – для этого есть план коммуникаций, а картинку с оргструктурой лучше этим не перегружать.
Прорисовать подчиненность/иерархию и направления коммуникации.
Посмотреть на свой рисунок и учесть политические моменты. Иногда вы понимаете, что РМ со стороны Заказчика в силу каких-то объективных причин должен подчиняться вам (и вообще он не РМ, а функциональный эксперт, будем честными), или что мнение конкретного директора по качеству в этом проекте вообще никого не интересует и видеть его тут не хочется, или что в данной проектной структуре финансовый директор должен бы подчиняться ИТ-директору (потому что сильно завязано на потоки денег, и именно ИТ-директор будет говорить финансовому, в какой момент и какие суммы надо спланировать). Но надо понимать, как это будет воспринято при согласовании, каковы ваши шансы такую оргструктуру «протащить», и как она соотносится с культурой компании и существующими в ней политическими течениями. Да, после этого вы будете себя чувствовать, как тот самый кролик, но от политики никуда не денешься.
«Прилично» оформить картинку, избавившись от всей лишней информации, «потерявшихся» людей и стрелок и проч. Организационная структура проекта – один из основополагающих документов и должен выглядеть прилично, чтобы его воспринимали всерьез.
Показать получившуюся оргстурктуру проекта кому-нибудь, не входящему в нее, но понимающему контекст
Этот человек сможет вам подсказать, что в ней непонятно, и, возможно, обратит вниманием на какие-то логические или политические несоответствия, т.к. в процессе разработки взгляд все-таки замыливается.
Согласовать построенную организационную структуру со спонсором проекта или с другими заинтересованными лицами, чем мнение неплохо бы получить до обнародования вашего шедевра.
После того, как орструктура проекта согласована со спонсором – либо добавить ее в устав либо вынести на согласование на соответствующий уровень как часть плана управления проектом.
Заключение
В настоящее время проектная деятельность стала формой работы не только в крупных фирмах и промышленных компаниях, но и в медицинских и образовательных учреждениях. Ученики начальных классов вместе со своими наставниками придумывают интересные проекты, которые позволяют выявлять и развивать творческие возможности каждого ребенка, то есть в полной мере выполнять требования новых образовательных стандартов.
Уникальность любого проекта порождает определенные проблемы при его предварительном планировании. Часто автору (творческому коллективу) сложно сразу предположить, как именно они будут получать запланированные результаты. В связи с этим в качестве результатов деятельности могут выступать не только услуги или продукты, но и определенный опыт, который разработчики смогут использовать в последующей деятельности. Использовать такую форму работы могут любые организации, вовлекая в деятельность от 2-3 человек до нескольких тысяч исследователей.
Проекты все чаще встречаются не только в промышленных организациях, но и в образовательных и медицинских учреждениях. Например, интересным и своевременным элементом работы школ стало вовлечение ребят во внеурочную деятельность. Проект «Кадетское движение» стал прекрасным вариантом привития уважения подрастающему поколению россиян уважительного отношения к историческому и культурному наследию своего народа.