Удовольствия, познание или долг: в чем философия предлагает поискать смысл жизни

Как это повлияло на меня и как может повлиять на вас

Философия Канта, если глубоко в неё погрузиться, полна противоречий. Но его первоначальные идеи настолько сильны, что, несомненно, изменили мир. И изменили меня, когда я наткнулся на них год назад.

Большую часть времени в промежутке от 20 до 30 лет я потратил на некоторые пункты из вышеперечисленного списка. Мне казалось, они сделают мою жизнь лучше. Но чем больше я к этому стремился, тем опустошённее себя чувствовал. Чтение Канта стало озарением. Он открыл для меня удивительную вещь.

Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. Только в 40 Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное время и силы.

Кант называл это «развивать характер». То есть строить жизнь, стараясь максимально раскрыть свой потенциал. Он считал, что у большинства не получится развить характер до зрелого возраста. В молодости людей слишком соблазняют различные удовольствия, их бросает из стороны в сторону — от воодушевления к отчаянию и обратно. Мы слишком зациклены на накоплении средств и не видим, какие нами двигают цели.

Чтобы развить характер, человек должен научиться управлять своими поступками и собой. Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Единственное, к чему стоит стремиться.

Виды понятий

  1. По объёму

    По объёму понятия можно разделить на единичные, общие и пустые. В объём единичного понятия входит один-единственный объект (одноэлементный класс) — например, «русский писатель Антон Павлович Чехов», «столица Дании». В объём общего понятия входит более одного объекта (например, «дерево», «химический элемент»). Объём пустого понятия представляет собой пустое множество (например, «вечный двигатель», «круглый квадрат»).

  2. По содержанию

    По содержанию понятия делят на положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные (разделительные); конкретные и абстрактные; эмпирические и теоретические.

Замечание 1

Название любого материального предмета является конкретным эмпирическим понятием, а его непосредственно наблюдаемые свойства выражаются абстрактными эмпирическими понятиями. К конкретным теоретическим понятиям относится, в частности, ряд понятий теоретической физики, например «электрон»; абстрактным теоретическим понятием является, например, «спин».

Анторопосоциогенез как философское направление

В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

Cистема в философии

В философии системой чаще всего называют совокупность идей, «рассматриваемую больше с точки зрения их взаимосвязи, чем с точки зрения их истинности» (Лаланд). Сама множественность таких систем, зачастую несовместимых (ибо каждый полагает, что только он изрекает истину), не позволяет нам признать справедливость их всех, вместе взятых, как и отдать предпочтение какой-либо одной из них.

Все системы ложны, говорит Ален, в том числе и система систем, то есть гегельянство (превращающее противоречие между системами в движущую силу собственного развития). Стройность системы не может служить не только доказательством, но даже аргументом. Фрейд, например, называл паранойю «деформированной философской системой».

Вместе с тем не приходится отрицать, что крупнейшие в мире философские учения представляют собой системы. Почти каждая из них к этому стремится, и не просто так, а по необходимости. Система — это горизонт философии, это такая организация мысли, при которой все связано как в высшей форме синтеза, слито в органическом единстве, и это, конечно, гораздо лучше, чем бессвязное и противоречащее само себе мышление.

Не стоит впадать в другую крайность и принимать эту связность за высшее доказательство, не стоит замыкаться в рамках системы. Важна не связность, а истина. Сегодняшняя мысль важнее вчерашней, а реальность важнее системы. Какое унылое занятие — думать только ради того, чтобы доказать свою правоту! И какое безумие — полагать, что сумеешь шагнуть за горизонт! Лучший пример подает нам наука, которая не жалеет усилий, чтобы оставаться противоречивой, и благодаря этому движется вперед. Лучший пример подают нам Платон, Монтень, Паскаль… Горизонт впереди, значит, надо идти вперед.

В авторах систем всегда есть что-то патетическое. Им кажется, что своей мыслью они охватывают все на свете. Мир продолжает существовать независимо от любых систем. И философия продолжает развиваться без оглядки на системы. Если бы какой-нибудь системе удалось утвердиться в качестве единственной, с философией было бы покончено. Но все они провалились, даже лучшие из лучших. С картезианством покончено. С системой Лейбница покончено, как покончено и с системой Спинозы. И это — лишний довод к тому, чтобы читать Декарта, Лейбница и Спинозу. Они значительнее и интереснее собственных систем.

Философская система напоминает карточный домик — стоит вытянуть одну карту, и все сооружение рухнет. Каждая карта в таком домике держится только благодаря остальным, и сама его держит.

Направление используют

Организаторы

 Алекс Ливит  (Москва),    Всероссийский образовательный центр «Академия Времени»  (Москва),    Геофилософский Центр Антропологических и Культурных Исследований  (Москва),    Журнал о личном развитии «Всё едино»  (Москва),    Интеллект-клуб Академии Победителей  (Москва),    Клуб «Город Дао»  (Москва),   Клуб «Искатель»  (Москва),    Культурный центр «Вертикалье»  (Москва),    Ольга Потапова  (Москва),    Проект «Буддизм Тхеравады — Лесная традиция Аджана Чаа»  (Москва),    Проект «Книга Знания»  (Москва),    Проект «Тонкие материи»  (Москва),    ФПМТ «Ганден Тендар Линг»  (Москва),    Философская школа «Новый Акрополь» на Арбате  (Москва),    Философский Клуб  (Москва),   Философский клуб «Ответы. Комбинация интересного и жизненно необходимого»  (Москва),    Центр «А-Я»  (Москва),   Центр «Намерение Сиддхартхи» (Москва),    Центр Ом Ананда Divine Way  (Москва),   Школа Абсолютно Бесполезных Вещей  (Москва).

Ещё организаторы 122

Тренеры

  Алекс Ливит  (Москва),    Александр Владиславович Добровольский  (Москва),    Алексей Владышевский  (Москва),    Алина Кокина  (Москва),    Андрей Агрон  (Москва),    Григорий Борисович Гутнер  (Москва),    Давид Мкртичевич Гзгзян  (Москва),    Денис Валерьевич Колпаков  (Москва),    Дмитрий Леонидович Родзинский  (Москва),    Ирина Леонидовна Дражевская  (Москва),    Ирина Тищенко  (Москва),    Любовь Николаевна Цой  (Москва),    Наталия Гайворонская  (Москва),    Наталья Аднорал  (Москва),    Ольга Потапова  (Москва),    Павел Саловский  (Москва),    Сергей Владимирович Лобанов  (Москва),    Сергей Конев  (Москва),    Сергей Савиных  (Москва),    Славолюб Богач  (Москва).

Ещё тренеры 187

Консультанты

  Григорий Борисович Гутнер  (Москва),    Дмитрий Леонидович Родзинский  (Москва),    Ирина Леонидовна Дражевская  (Москва),    Ольга Потапова  (Москва),   Александр Горний  (Москва),    Александр Шталь  (Москва),    Алексей В Медведев  (Москва),    Валерий Акимов  (Москва),    Вера Чернышова  (Москва),    Владимир Никитин  (Москва),    Вячеслав Вольняков  (Москва),    Денис Богатырёв  (Москва),    Евгения Ильина  (Москва),    Елена Андреевна Удалова  (Москва),    Елена Финогенова  (Москва),    Иван Николаев  (Москва),    Игумен Евмений (Перистый)  (Москва),    Илья Сергеевич Блохин  (Москва),    Ира Ерёмина  (Москва),    Людмила Маркова  (Москва).

Ещё консультанты 55

Философия в работах К. Маркса

Интерес к работам Карла Маркса не ослабевает уже около 200 лет. Его понимание мира вырвалось из рамок стандартной философии и образовало идеологию — явление, которое задавало тон социально экономическому развитию общества в 19-20 веке. В области философии Маркс называет себя учеником Гегеля и претендует в своих работах лишь на относительную самостоятельность.

Основой для развития всех общественных и экономических отношений Маркс считал труд, таким образом снимая вопрос о смысле существования богов и природы. Человек в работах Маркса – лишь некая квинтэссенция социальной жизни, способная к труду. Таким образом, значение личности, семьи и государства нивелируется, основополагающими становятся общество и этап его экономического развития. Неудивительно, что марксизм стал философским знаменем, под знаменем которого и до настоящего времени возникают различные радикальные партии и социальные течения.

Сущность философии с позиции философов

Приведенные выше трактовки предназначения философии носят характер академических, утвердившихся мнений в науке. Сами философы по-разному относились к тем или иным высказываниям относительно задач и сущности философии. Многие исследователи подчеркивали мировоззренческую функцию философии, которую выводили на передний план многие советские философы. По их мнению, философия дает мировоззренческий базис для познания вообще. С точки зрения Г.И. Челпанова, именно философский интерес движет науку вперед, ведет мысль к ее вершинам.

Философ имеет своей задачей не просто выработку определенной мировоззренческой системы, но и анализ существующего положения вещей, в том числе, критику общества и мира. Философы современности активно включатся в анализ массовых явлений современной культуры, массовом сознании, выступают против упрощенных схем реальности. Философ не просто наблюдает за жизнью, он изучает продукты человеческого творчества, тексты, мнения, бытующие мифы и т.д., а затем создает свой «аппарат примечаний» к ним.

Б. Рассел писал, чтобы понять другого человека или, тем более, целую нацию, необходимо понять их философию, а значит, познающий должен быть в какой-то степени сам философом. Коме того, утверждает Рассел, философия представляет третью сторону в соотношении наука-религия. Наука дает человеку то, что он может понять, задает границы познаваемого мира, однако по сравнению с тем, что пока непонятно и неизвестно человеку, это всего лишь крупица. Религия, напротив, обращается к тому, что в принципе бездоказательно. «Нехорошо и то, и другие: забывать задаваемые философией вопросы и убеждать себя, что мы нашли бесспорные ответы на них». Философия же заполняет образовавшуюся лакуну. Ее можно сравнить со стрелкой компаса – она не ведет к спасению, а показывает направление поиска.

Однако европейская и восточная философия сильно отличаются по своему характеру. Если для Европы философия в конце концов вылилась в отвлеченное занятие мыслью, то на востоке исторически система философии была не просто мировоззрением, но и образом действий, образцом поведения. В таком ключе, европейские философы лишь хорошие ораторы, но никак ни настоящие философы. Писатель В. Пелевин подметил следующую черту: философский дискурс показался ему верхом нелепости, в котором сталкиваются аргументы и контраргументы, словно решение важнейших философских вопросов о природе человека можно провести путем судебного разбирательства, где смыслы рассматриваются как что-то объективное. Мы существует «изнутри себя», в то время как философы пытаются пояснить «взгляд изнутри» через «снаружи», манипулируя абстрактными символами.

Таким образом, вопрос о сущности и предназначении философии остается до сих пор открытым. Вероятно, этот спор будет продолжаться столько же, сколько будет существовать сама философия, а значит, и само человечество.

Смысл жизни человека

Смысл жизни – это осознанное и значимое свойство, ради которого человек устанавливает и реализует жизненные цели.

Дополнительная информация. Благодаря ему, личность способна определить свое место в мире и перейти на более высокий духовный уровень.

Кратко о смысле жизни сказать нельзя, так как эта тема затрагивает интересы каждого индивида. Каждый человек рано или поздно задается вопросом о цели пребывания на Земле. Чаще такие мысли возникают в юном возрасте, когда необходимо выбрать жизненный путь.

Важно! Нередко размышления о смысле жизни посещают человека в старости, в том числе в предсмертном состоянии. Главная ценность человека в отдельные эпохи воспринималась по-разному

Подходы к осмыслению существования

Существовали различные подходы к трактовке предназначения:

  • смысл кроется в духовной связи с самой жизнью;
  • предназначение выносится за пределы действительности;
  • человек сам устанавливает цель собственной жизни;
  • смысл жизни отсутствует.

Первый подход включает в себя религиозную версию, согласно которой Бог задал смысл жизни человеку при создании. Это означает, что каждую личность он создал по своему подобию, обеспечил свободной волей. Поэтому главный смысл человека заключается в усовершенствовании до божественного образа путем сохранения и очищения собственной бессмертной души.

Важно! Согласно философскому взгляду, смысл жизни человека кроется в процессе улучшения духовного развития. При этом не важно, как, к примеру, женщина жила до осознания предназначения

В отличие от религиозной концепции, смысл жизни кроется в ней самой.

Для второго подхода характерен вынос смысла жизни за пределы человеческого существования. Согласно этой концепции, развитие индивида должно проходить на благо грядущего поколения, а также во имя справедливости, культуры и идеалов. Такой подход делает человека средством достижения целей будущего населения Земли. Сторонники третьего подхода считают, что сознательная и волевая личность самостоятельно способна придумать для себя смысл жизни.

Важно! Воля, которая игнорирует человеческое бытие и навязывает собственные условия существования, может привести к опасности: крушению целей, пустоте и даже гибели. Для четвертого подхода характерно отсутствие какого-либо смысла человеческой жизни

Согласно этому взгляду, человек приходит в этот мир случайно и покидает его аналогичным образом. Если во вселенной цикличны все процессы, то события смерти и рождения повторяются без какой-либо миссии

Для четвертого подхода характерно отсутствие какого-либо смысла человеческой жизни. Согласно этому взгляду, человек приходит в этот мир случайно и покидает его аналогичным образом. Если во вселенной цикличны все процессы, то события смерти и рождения повторяются без какой-либо миссии.

Его цель и предназначение

О главном предназначении человека споры ведутся до сих пор.

Основные вопросы, которые волнуют людей

В философии существует множество точек зрения, которые пытаются «открыть глаза» на цели пребывания индивида на Земле:

  1. Согласно атеистическим взглядам, главное предназначение живых существ – воспроизводство себе подобных. Жизнь человека может стать ценностью только в том случае, если он сможет улучшить собственный труд и реализовать создание продуктов и товаров.
  2. Главной целью человека, согласно нигилистическим взглядам, выступают получение удовольствия от жизни, а также удовлетворение основных нужд.
  3. Гуманистический подход к предназначению индивида на первый план ставит науку биологию и биологическое воспроизведение, в совокупности с расширением повсеместного благополучия.
  4. Согласно трансгуманизму, предназначение каждого индивида кроется не только в улучшении человеческой расы, но и совершенствовании тела при помощи новых технологий.
  5. Прагматичный подход требует от людей ставить перед собой только те цели, которые позволяют ценить жизнь. Также прагматики утверждают, что собственное предназначение человек способен узнать только опытным путем. Вчерашние ошибки – это важный ключ к сегодняшней комфортной жизни, поэтому они занимают ключевое значение в существовании индивида.

При размышлении о том, что такое жизнь для каждого человека, каков ее состав, нельзя прийти к какому-то одному выводу. Множество подходов к познанию предназначения позволяет выбрать собственный путь. Относиться ли к жизни как к дару или не видеть в ней ценности, каждая личность решает самостоятельно.

Проблема человека в античной философии

ПРОТАГОР
(софист) полагал человека как меру всех
вещей. Поэтому невозможна абсолютная
истина, истина относительна. Для одного
и того же человека никогда одно и то же
не бывает истинным раз и навсегда, в
различное время, ибо тот же человек
становится другим человеком. В этом
смысле все относительно. Он
подчеркивал, что человек — главное
действующее лицо бытия, что любые знания,
любые ценности, законы и обычаи
относительны и должны быть соизмеримы
с человеком конкретного времени с его
субъективными взглядами и ценностями.

СОКРАТ.
В центр своих философских интересов он
ставит проблему субъекта — человека.
Его философия основана на том, что
нравственное нужно познать и усвоить,
а из значения нравственности следует
всегда действие в соответствии с ним.
Нравственным являлось то действие,
которое дает истинную пользу, а вместе
с тем и истинное блаженство. Поэтому
предпосылкой практической приспособленности
являлось самопознание (“познай самого
себя”). Для Сократа знание являлось
определяющим критерием для нормы
поведения. Знание у него отождествлялось
с добродетелью, а невежество- со злом.
Основными добродетелями Сократ считает
сдержанность, мужество и справедливость.

ПЛАТОН
сущность человека усматривал в его
вечной и бессмертной душе, вселяющейся
в тело при рождении. В этом Платон видел
родовое (общее) отличие человека от
животного. А на видовом (частном) уровне
человек отличается от животного своими
внешними особенностями. На основе этих
отличий Платон сформулировал одно из
первых определений сущности человека,
определив человека как существо
бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями,
восприимчивое к знанию, основанному на
рассуждениях.

АРИСТОТЕЛЬ

впервые определил сущность человека
через его социальные качества. Он
полагает, что человек по своей природе
существо общественное, «политическое
животное».

ДЕМОКРИТ.
В вопросе о сущности человека в античной
философии доминировала космоцентрическая
концепция.. Он считал, что человек есть
микрокосм (малый мир), подобный макрокосму
(Вселенной). Познав человека, можно
познать всю Вселенную в целом.

В
античной философии предпринимались
попытки обнаружить главное человеческое
качество, отличающее человека от других
живых существ. В решении этого вопроса
среди мыслителей античности наблюдается
относительное единодушие — большинство
из них такое качество усматривали в
разуме, способности мыслить.

В
вопросе о происхождении человека
возникают первые наивно-материалистические
концепции. Так, Фалес считал, что люди
произошли от рыб. Анаксимандр полагал,
что человек произошел от животного, а
животные возникли из влаги. Представитель
римской философии Лукреций Кар утверждал,
что человек не сотворен Богом, а появился
под воздействием солнечного тепла.

Человек,
согласно представлениям античных
философов, есть разумное, мыслящее и
говорящее существо. Оно отлично от
животного, соответственно и предназначение
этого существа иное. Таким образом, в
античности были намечены основные линии
и параметры философской антропологии,
человек обозначен как предмет философского
осмысления и определены самые очевидные
грани его существенных характеристик
— природность, разумность, социальность.
Они рассматривались с разных позиций
— натуралистической (Фалес), космоцентристской
(Демокрит), логоцентристской (Сократ),
социоцентристской (Аристотель), что
обеспечило полноту и комплексность в
дальнейшем развитии знаний о человеке.

Джайнизм и буддизм

Начиная с середины 1 тысячелетия до нашей эры, наблюдается постепенное расслоение народа. Одни становятся у власти, другие – наемными рабочими. Развивается ремесленный труд, индустрия. В связи с этим появляется потребность в новых познаниях. Философское понимание ведического образа больше не соответствовало жизни народа. Появились первые научные школы джайнизма и буддизма.

Джайнистское учение основал индийский философ Махавира Вардхамана, который жил примерно в 6 веке до нашей эры. Основополагающими джайнизма стали материальная и духовная сторона личности. Вера в то, что существует грань между аджива и джива, определила понятие кармы. Джайнисты верили, что карма напрямую зависит от действий и чувств человека. Добрый человек будет перерождаться вечно, тогда как злая душа покинет этот мир в муках. Каждый может повлиять на предметы силой своей мысли. Бог в джайнистском учении не творец мира, а душа, которая освободилась, и находиться в вечном покое. Последователи думали, что чистая карма приведет любого в это же состояние.

Джайнистское учение различает два направления:

  1. Дигамбар, последователи которого не носили одежду и отвергали все мирское.
  2. Шветамбар, приверженцы которого были более умеренных взглядов, и вместо наготы предпочитали белое одеяние.

Джайнизм не искоренен. В настоящее время в Индии живут и проповедуют его последователи.

Буддизм появился в 6 веке до нашей эры, основателем которого стал Сиддхартха Гаутама. Долгое время буддийское учение существовало на словах и передавалось из уст в уста. Оно предполагало существование страданий, от которых можно избавиться путем достижения благородной истины в четырех ее проявлениях.

Страдания даются человеку из-за его агонии, жажды к мирским радостям. Причины страдания будут устранены, если отказаться от жажды

Путь к избавлению от страданий заключается в принятие восьми правил (правильно рассуждать, принимать решения, говорить, жить, стремиться, акцентировать внимание сосредотачиваться). Мирская жизнь и удовольствия отвергаются

В последующем буддисты причиной всех мирских бед стали называть не жажду, а незнание, непонимание человека его сущности и предназначения.

Сущность и предмет философии

Как систематизированному, специальному знанию философии уже несколько тысячелетий, а что касается самого «философствования», как некоего особого размышления людей о смысле жизни, о самих себе, об окружающем мире и т. д., то возраст его, наверняка, примерно равен времени существования всего Человечества.

Любое знание представляет собой знание о том, что познающим индивидом, исследователем выделено как что-то обладающее своими
характерными свойствами, нечто конечное, и в данном случае познающий является субъектом, а познаваемое для него – объектом.

Что касается специфики объекта философии, то она состоит в том, что тут, по сути, отсутствуют какие-либо чувственно воспринимаемые границы, ощущаемые формы, части, элементы (что и отличает их от объектов природы). Таким образом, объектом философии выступает бесконечный Мир (вселенная, космос, природа), а также Общество особая целостность, а также их единство.

Философию нужно рассматривать как наиболее обобщенное знание о Действительности (как развивающейся системной целостности), а также о Человечестве, всеобщих его законах и свойствах. Сама же Действительность представляет собой непрерывно развивающийся и изменяющийся мир субъектов, объектов и результатов их взаимодействия, который подчиняется определенным закономерностям. Следовательно, предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Другими словами, философия нацелена вовсе не на то, чтобы определить точные границы между частицами мира и их внешние взаимодействия, а на то, чтобы понять их единство и внутреннюю связь.

Основные усилия философской мысли устремлены на поиск высшего начала и смысла Бытия. Фундаментальные проблемы философии, а также ее предметное самоопределение – все это смысл бытия и уникальность человека в мире, идеи познания, отношение человека к Всевышнему, проблемы этики, сознания, смерть и бессмертие, идея души, философия истории, социальная философия, история самой философии и т. д.

Мировоззрение и философия часто путают. Эти две категории хоть и очень взаимосвязаны, но все же различаются между собой и, в первую очередь, тем, что мировоззрение – намного шире по охвату, а философия – это лишь ядро мировоззрения
Философия – своеобразный синоним поиска истины, а также свободны мышления.
Таким образом, философия – это наиболее обобщенное учение о мире, о месте в нем Человека, а также «наука о всеобщих науках» о развитии общества и природы.

Значение философии как науки

Слово «философия» в переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости. Философия – одна из древнейших наук, которая зародилась еще во времена Древней Греции, впервые этот термин встречается в рассуждениях Пифагора. Философия с самого начала своего появления пыталась найти ответ на ряд вопрос, которые принято называть вечными:

  • что такое человек?
  • в чем смысл человеческой жизни?
  • что представляет собой окружающий мир?
  • каково место человека в этом мире?
  • кто управляет миром?
  • что есть добро и зло?
  • есть ли истина?

Эти и многие другие вопросы ставят перед собой не философы, они идут из самой природы человека и общества, они волновали людей на протяжении всех веков, и вероятно, будут волновать и впредь.

От обычного размышления философию отличает то, что она представляет собой систему знаний, которая опирается на многовековые традиции, логичность, постоянное возвращение к уже найденным «ответам» и новый их пересмотр. Необходимость заниматься философией лежит в самой природе человека, диктуется его потребностью в поиске новых духовных ориентиров и складывании собственного мировоззрения.

Философия, пройдя сквозь века, выработала свой способ аргументации своих теорий. Философия и выработанные ею принципы познания легли в основу метода других наук, и теперь без философской основы невозможно занятие любой наукой и познание ее методологии. Прежде всего, из философии выделились математика, физика, медицина. Образно говоря, философия представляет собой ствол и корни дерева, в то время как другие науки – его ветви и листья.

В каждой эпохе складывается свой особый философский подход, который отражает степень развития общества, исторические и экономические условия существования человечества, уровень развития науки. Гегель писал: «Философия есть эпоха, схваченная в мысли». Таким образом, философия предстает как форма освоения действительности.

Натуралистическая концепция человека

Натурализм в понимании человека связан с ранней древнегреческой философией, которой в большей степени занималась осмыслением природы и поиском первоначала мира.

Отчасти благодаря такой исследовательской установке появилось античное понимание человека как микрокосма, существа, в свернутом виде повторяющего устройство Универсума.

Натурализм признает, что телесность человека состоит из тех же материальных первоэлементов, что и природа. Так Фалес считал, что человек состоит из воды, Анаксимен стоял на позиции главенствующего положения в материальном составе человека воздуха, Гераклит учил об огненной природе человеческого тела и души, Демокрит считал, что человек, как и природа, состоит из атомов.

Древнегреческие натурфилософы разрабатывают учение о душе. Душа ими понималась как часть человека, наравне с другими частями тела, которая инициирует движение. Душу они описывали как некую воздушную субстанцию. Одной из главных функций души называли дыхание. В традиции представления человека как микрокосма душа представала как частица общемирового универсума.

Таким образом, натурфилософская точка зрения на человека исключает его понимание как субъекта духовности, всецело связывая с природным субстратом.

Эпоха возрождения

Эпоха возрождения стала началом периода новой философии. В это время стремительно развивалась промышленность, производство. Познание мира заключалось не в небесном, а материальном выражении. Теперь стало необходимо изучать отрасли жизни. Человек получал знания о космосе, математике, физике и других естественных науках.

Одним из первых философов, предположивших господство человека над природой, явился Френсис Бэкон. Он считал, что необходимо получать знания о настоящих и научных причинах появления всего живого на земле. Как растет дерево, почему на небе светит солнце, отчего вода мокрая, — это основные вопросы, на которые он давал объяснение с помощью полученных знаний, а, не основываясь на предположениях о возможности познания в религии. Несмотря на это, он был религиозным человеком, но мог отделить духовность от истины и разума.

Английский философ нового времени Томас Гоббс предполагал существование бога только как создателя, который не имеет отношения к настоящему существованию людей. Главной чертой философии был сам человек, а не его особенности, например, рост, вес, пол, внешность. Индивид явился частью государства.

Более реалистичным философом нового времени стал Рене Декарт, который не только отвергал существование божества, но и объяснил зарождение мира на земле при помощи механистических представлений. Он считал, что душа человека является деятельностью его мозга, из-за чего мысль стала одной из составляющих его существования. Декарт был реалистом, рационалистом и в некоторой степени аналитиком.

Развитие философии нового времени объясняется тем, что в это время была открыта Америка, Ньютон постигал свои первые законы, математика стала одной из основополагающих познания человека.

Ссылки

Что изучает философия — сущность науки

Здесь мы не будем изобретать велосипед и просто расскажем вам о традиционных определениях. Дело в том, что ученые-философы не любят давать никаких определений философии, нередко говоря о том, что таких определений попросту не существует. Однако начинающему изучение этого предмета (по желанию или по необходимости) такие определения все же нужны.

Итак, философия занимается исследованием первопричин, основ сущего, существования. Это те универсальные принципы, по которым существуют и изменяются бытие и мышление, пытающееся познать бытие. С точки зрения традиционной философии бытие — это и мыслимое, и мысль. То есть и предмет, и мысль о нем суть одно и то же. Философы давно поняли, что в своих вариантах и частностях мыслимое необозримо. Поэтому они стали концентрироваться на общих категориях и первопричинах существования. Сложность, однако, заключается в том, что эти категории свои для каждой эпохи и, более того, — для каждого философского направления. О философских направлениях и школах рассказывать мы не будем, а сразу перейдем к разделам философии. Во-первых, школ философии очень много, а во-вторых, каждое направление заслуживает особого внимания и отдельной статьи.

Классификация понятий[править]

В быту, да и в науке, значение слова «понятие» может отличаться от его значения в философии или формальной логике.
Понятия можно выделить абстрактные и конкретные, и в каждом случае
эмпирические и теоретические.

Понятие называется эмпирическим, если оно выработано на основе сравнения общих свойств некоторого класса объектов или явлений.

Понятие называется теоретическим, если оно выработано на основе
анализа некоторого класса явлений (или объектов) с помощю ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.

Понятие называется конкретным, если оно относится к определенному обьекту окружающего мира,
абстрактным, если оно относится к свойствам широкого класса объектов.

Название любого материалного предмета одновременно является конкретным эмпирическим понятием.

к конкретным теоретическим понятия следует отнести, в частности, государственные законы.

Абстрактное эмпирические понятия отражают принятый стиль мышления или суждений, например,
«В контексте логотерапии понятие духовного не имеет религиозной окраски и относится к собственно человеческому измерению существования.»

К абстрактным эмпирическим понятиям можно отнести, в частности,
неписаный и порой довольно расплывчатый кодекс поведения како–либо социальной группы, возможно, приблатненной или даже уголовной,
который в общих чертах определяет, какие действия считаются «правильными» или «неправильными»(Беспредел).
Чтобы увидеть разницу между теоретическими и эмпирическими понятиями, сравните 2 фразы:
«Приговоры.. выносились в соответствии с действовавшими в те времена законам».
«Приговоры.. выносились в соответствии с действовавшими в те времена понятиями»
.

(пример из
; по замыслу автора, в последнем случае речь может идти по–существу, о беззакониях).

Абстрактные теоретические понятия приняты в физике, например:
«Перейдем к изложению основных понятий классической механики. Для простоты, мы будем рассматривать только материальную точку, т. е. тело, размером которого можно пренебречь…»
– Википедия, Классическая механика.

В более специфических случаях, понятие считается конкретныем (хотя может оставаться вполне теоретическим), например:
Электро́н — стабильная элементарная частица с зарядом −1.6021892(46)×10−19 Кл,
массой 9.109554(906)×10−31 кг и спином 1/2.
– Википедия, Электрон.

Понятие считается составным, есло оно опирается на другие понятия, и элементарным в противном случае, например,
«Элементарные понятия статистики». (Электронный учебник,
)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector