Законы чингисхана — великая яса: содержание, цитаты, изречения, краткие сведения и исторические факты
Содержание:
Безжалостность
Все великие завоеватели были беспощадны. И по числу жертв, особенно в масштабах своей эпохи, Чингисхан был и остается первейшим из безжалостных. Встречая сопротивление в покоряемом им народе, великий хан распоряжался вырезать все население, не щадя никого. Во время среднеазиатского похода монгольская армия фактически стерла с лица земли самую процветающую империю того времени — Хорезм. Чингисхан истребил три четверти всего населения этой державы. Цветущая Хорезмская империя больше никогда не была восстановлена в былом величии.
В это трудно поверить, но безжалостность Чингисхана не была продиктована его жестокосердием или ненавистью к другим народам. Все, что он делал, было необходимо ради наилучшего результата. И если для обеспечения повиновения со стороны противника необходимо было истребить население нескольких поселков или городов – делал это без угрызений совести. Лучше всего безжалостность великого полководца иллюстрирует эта цитата Чингисхана:
Методы лечения боязни высоты
Чтобы помочь человеку преодолеть страх высоты, можно использовать один или сразу несколько методов:
- расслабление;
- психотерапия;
- медикаментозное лечение.
Расслабление
Чтобы справиться со страхом высоты, как и с любым другим видом страха, необходимо научиться расслабляться. Способность успокоиться и взять себя в руки помогает избежать нарастания паники и тревоги. Научиться расслабляться можно с помощью:
- медитации;
- дыхательных упражнений.
Как только вы почувствуете страх, начинайте глубоко дышать. Сделайте носом глубокий вдох, задержите дыхание на 2 секунды, а затем выдохните воздух полностью. Выдох должен быть таким, чтобы вы почувствовали, как будто в легких не осталось воздуха совсем. Такой способ дыхания помогает побороть страх.
Обучение медитации – процесс длительный. Эффект от медитирования обычно накопительный и небыстрый. Медитация помогает лучше понять себя, почувствовать свое тело, привести мысли в порядок. Сейчас разработаны специальные приложения для смартфонов, которые помогут вам освоить это искусство расслабления.
Психотерапия
Если фобия приобрела патологический характер, побороть ее самостоятельно человек не сможет. Закрывая глаза, акрофоб сразу же представляет себя на краю пропасти, в которую вот-вот свалится. Такой навязчивый страх сильно изнашивает нервную систему и мешает нормально жить.
Однако психотерапевты способны справиться и с такими запущенными случаями. Для этого существует несколько способов.
- Когнитивно-поведенческая терапия. Помогает выявить причину страха, найти негативные установки и откорректировать их.
- Гипнотерапия. Врач вводит пациента в состояние гипноза и ищет причину возникновения фобии. Затем пациент как бы заново проживает ту же ситуацию, но уже с благоприятным завершением. Подобный способ помогает победить глубинные страхи.
Нередко психотерапевты используют в лечении акрофобии прием визуализации. Пациент закрывает глаза и мысленно представляет себя на краю обрыва. При этом ему необходимо убедить себя, что он не боится упасть. Почувствовать себя смелым и храбрым. Ежедневно выполняя подобное упражнение, человек постепенно преодолевает патологическую боязнь высоты.
Очень активно врачи применяют для лечения недуга современные технологии, в частности виртуальную реальность. Она помогает пациенту почувствовать высоту, но абсолютно не рискуя жизнью. Хоть все и выглядит для человека очень реалистично, но пациент уверен в своей безопасности. В результате страх постепенно уходит.
Я предлагаю вам посмотреть небольшое видео, из которого вы сами увидите эффективность применения виртуальной реальности в лечении акрофобии.
Медикаментозное лечение
Медикаменты не могут побороть фобию, они лишь устраняют негативные симптомы и последствия. Только врач может подобрать и назначить необходимые лекарства. Поэтому ни в коем случае не принимайте сильные успокоительные препараты самостоятельно без рекомендаций специалиста.
Для лечения тревожных расстройств применяется несколько групп медикаментов.
- Антидепрессанты – помогают подавить депрессию, вернуть ощущение радости. Чем дольше человек находится в подавленном состоянии, тем чаще и болезненнее проходят для него приступы страха.
- Бензодиазепины – блокируют тревожные состояния, помогают снять симптомы, возникающие во время приступов страха. Назначают их только при тяжелых панических состояниях.
- Бета-ингибиторы – снижают выработку адреналина. Именно этот гормон активно вырабатывается во время стресса и провоцирует учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение.
Поскольку страх высоты усугубляется из-за плохого зрения, то врач обследует пациента. Если у него обнаруживаются проблемы со зрением, то помимо успокоительных лекарств выписываются препараты для улучшения зрения.
Происхождение, детство и взросление Чингисхана
Темучин родился в 1155 (по другим источникам – в 1162 или 1167) году в долине Делюн-Болдок (предположительно на территории современной России, в 8 километрах к северу от монгольской границы). Отцом Темучина был Есугэй – представитель знатного рода Борджигин и правитель многих монгольских племен.
Мать Темучина – Оэлун, которую Есугэй похитил у соседнего племени меркитов, согласно распространенному степному обычаю. Свое нетипичное для монголов имя Темучин получил в честь татарского вождя Тэмуджина-Угэ, который был побежден и убит Есугэем. Отец Темучина уважал поверженного врага и верил, что вместе с именем к новорожденному мальчику перейдут его сила и храбрость.
В возрасте девяти лет Темучин вместе с отцом отправился в земли их давнего друга – Дэй-Сечена, предводителя племени унгиратов, где был помолвлен с Бортэ, дочерью вождя. По тогдашним обычаям Темучин остался жить у родителей своей невесты, а его отец отправился домой один.
Согласно Сокровенному сказанию, на обратном пути Есугэй, утомленный жаждой, попросил воды у группы татар. Те напоили его, ибо закон гостеприимства в степи был важнее кровной мести. Однако когда Есугэй вернулся домой, он тяжело заболел (по легенде – из-за отравленной воды) и через три дня умер. С этого момента в детстве Темучина начались тяжелые времена.
Новым правителем на месте Есугэя стал его родственник – Таргутай, который опасался мести меркитов за похищение Оэлун, матери Темучина. Новый вождь принял решение забрать весь скот и изгнать вдов и детей Есугэя из племени, дабы отвести от себя гнев мстительных соседей. После этого Темучин вместе с семьей провел несколько лет в степи на грани голодной смерти.
Однако Таргутай опасался, что Темучин, повзрослев, захочет отомстить за такое гнусное предательство, поэтому решил пленить последнего. Темучина схватили и надели на него деревянную колодку с прорезями для головы и рук – с такой колодкой человек не мог самостоятельно ни пить, ни есть, а мог надеяться только на сердобольность прохожих. С колодкой на плечах Темучин прожил до своего пятнадцатилетия.
Но однажды ночью он все-таки сбежал и укрылся под водой в ближайшем озере. Начались поиски, и Темучина, сидящего в воде, заметил батрак по имени Сорган-Шира, но не выдал его, сделав для остальных вид, что там беглеца нет. После окончания поисков Темучин вылез из воды и пришел в дом к батраку, надеясь на дальнейшую помощь в побеге.
Сорган-Шира боялся гнева Таргутая, поэтому он отказал беглецу и хотел прогнать его, однако за Темучина вступились сыновья Соргана и уговорили отца дать ему лошадь и оружие. Годы спустя Темучин даровал этой семье привилегированное положение в своем государстве.
Вернувшись в степь к своей семье, Темучин все еще стеснялся ехать к своей невесте Бортэ, ведь он был теперь нищим (на самом деле Бортэ долгие годы преданно ждала жениха). Он стал заниматься скотоводством и мелкой торговлей, постепенно развивая хозяйство и полюбив мирную жизнь. Однажды неизвестные воры угнали у него всех лошадей, что стало тяжелым ударом для его дела.
Отправившись на поиски, Темучин повстречал парня по имени Боорчу, который бескорыстно согласился помочь. Вместе они смогли выследить и убить конокрадов, вернуть лошадей и взять богатую добычу. Так Темучин обрел первого настоящего друга, который и в дальнейшем был его ближайшим соратником в государственных делах.
Затем Темучин смог наконец приехать к своему тестю Дэй-Сечену и жениться на красавице Бортэ. С этого момента слава Темучина шла по степи впереди него: сын знаменитого воина, переживший вместе с семьей голодные годы в изоляции, сбежавший из плена гнусного тирана, смог все преодолеть и взял в жены дочь благородного хана.
Но дальнейшая судьба будущего Чингисхана вовсе не была простой и безоблачной. Меркиты, все еще желающие мести за похищение Оэлун (а по обычаям великой степи после смерти Есугэя ответственность за его поступки нес старший сын – Темучин), напали на становище Борджигинов и похитили Бортэ. По законам степи конфликт был исчерпан, но Темучин решил во что бы то ни стало вернуть любимую.
В поисках военной поддержки он обратился за помощью к старому другу своего отца Тоорил-хану и к своему знатному другу детства Джамухе. Будучи к тому моменту уже прославленным героем, он получил желаемую поддержку, открыв в себе навыки дипломата. Вместе с союзными войсками Темучин наголову разгромил меркитов недалеко от реки Селенги, обнаружив и качества полководца.
Высказывания, фразы и цитаты Чингисхана
Подборка высказываний, фраз и цитат Чингисхана (по монгольски: Чингис хаан, собственное имя — Темучжин, Тэмуджин, Темучин.) Годы жизни около 1155 или 1162 — 25 августа 1227.
Чингисхан является первым великим ханом и основателем Монгольской империи.
Боишься — не делай, делаешь — не бойся, не сделаешь — погибнешь!
Только те эмиры туманов, тысяч и сотен, которые в начале и конце года приходят и внимают биликам Чингиз-хана и возвращаются назад, могут стоять во главе войск. Те же, которые сидят в своем юрте и не внимают биликам, уподобляются камню, упавшему в глубокую воду, либо стреле, выпущенной в заросли тростника, (и) тот и другая бесследно исчезают. Такие люди не годятся в качестве начальников!
Нет бахадура, подобного Есунбаю, и нет человека, подобного ему по дарованиям! Но так как он не страдает от тягот похода и не ведает голода и жажды, то считает всех прочих людей, нукеров и ратников, находящихся с ним, подобными себе в (способности) переносить тяготы (походов), они же не в силах (их переносить). По этой причине он не годен быть начальником. Достоин же быть таковым (лишь) тот человек, который сам знает, что такое голод и жажда, и судит по этому о состоянии других, тот, который в пути идет с расчетом и не допускает, чтобы (его) войско голодало и испытывало жажду, а скот отощал.
Если уж нет средства против питья, то человеку нужно напиться три раза в месяц. Как только (он) перейдет за три раза, — совершит (наказуемый) проступок. Если же в течение месяца он напьется (только) дважды, — это лучше, а если один раз, — еще похвальнее, если же он совсем не будет пить, что может быть лучше этого?! Но где же найти такого человека, который (совсем) бы не пил, а если уж таковой найдется, то он должен быть ценим!
Лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов.
Когда человек, пьющий вино и водку, напьется, он становится слеп, — ничего не в состоянии видеть; он становится глух — не слышит, когда его зовут; он становится нем, — когда с ним говорят, — не в состоянии ответить. Когда он напьется, то похож на человека при смерти: если он захочет сесть прямо, то не будет в состоянии (этого сделать), точно так, как оцепенел бы и обалдел человек, которого хватили по голове. В вине и водке нет ни пользы, ни разума, ни доблестей, и нет также доброго поведения и доброго нрава: (в хмелю люди) совершают дурные дела, убивают и ссорятся. (Вино) удерживает человека от того, что он знает, и от искусств, которыми он обладает, оно становится завесою (или преградою) на его пути и для его дела.
Каждый, кто в состоянии содержать в порядке свой дом, в состоянии содержать в порядке и владение; каждый, кто может так, как это положено, выстроить к бою десять человек, достоин того, чтобы ему дали тысячу или туман: он сможет выстроить их к бою.
Можно в любом месте повторить любое слово, в оценке которого согласны три мудреца, в противном случае на него полагаться нельзя. Сравнивай и свое слово и слово любого со словами мудрых; если оно будет (им) соответствовать, то может быть сказано, в противном случае (его) не надо произносить!
Если великие люди (государства), бахадуры и эмиры, которые будут при многих детях государей, что появятся на свет после сего, не будут крепко держаться закона, то дело государства потрясется и прервется, будут страстно искать Чингиз-хана, но не найдут (его)!
Среди (мирного) населения будьте смирны, как малый теленок, а во время войны кидайтесь в бой, как голодный ястреб, бросающийся на дичину.
Атрибуты бога
Интересно, что именно Чингисхан считал атрибутами божественной власти.
«Настоящим повелевается верить, что есть только один Бог».
Но Чингисхан, чему есть масса свидетельств и фактических подтверждений, верил в духов. И мы в нашем понимании мироустройства, скорее всего, можем считать их ангелами.
Подобная концепция созидательной энергии Бога для кочевого общества наверняка стала великим продвижением вперед. Особенно на фоне верований других народов, включая обсужденные выше.
Бог всемогущ.
А) Он источник жизни, он дает и отбирает жизнь;
В) Он великий судья и распределитель благ. Он может дать богатство или нищету, как сам того пожелает;
С) Он решает судьбы людей и имеет абсолютную власть во всем.
Эти концепции определяют вездесущие и всезнание Бога. На основании языка и терминологии, которые использовал Чингисхан, а также с учетом его мнения, что Бог иногда мог посчитать нужным проявить некое индивидуальное отношение к кому-то из смертных, особенно в отношении судьбы самого Чингисхана.
Кому-то может показаться, будто Чингисхан думал, что Бог – это лицо, ипостась. Но при этом он не задумывался о моральных или этических аспектах Бога, просто думал: «Бог – это Бог. Он отвечает на мои молитвы». Укреплению этого поспособствовало самое первое трехдневное уединение Чингисхана в шатре для общения с Тенгри.
Образование казахского ханства
Фото из свободных источников
Карта казахского ханства
Со времён золотоордынской «великой смуты» свыше ста лет в регионе длилась политическая нестабильность, практически непрерывно сопровождавшаяся войнами. Конфликтность ситуации подпитывалась и укоренившимися традициями династийного противоборства чингизидов. Вооружённое противостояние нескольких ветвей чингизидов – тукатимуридов, шайбанидов – за обладание властью в Дешт-и-Кыпчаке в общей сложности продолжалось 75 лет, с 1428 по 1503 годы. На заключительной фазе противоборства в престолонаследие вышли потомки Орда-Эджена.
Из книги «Казахские ханы и их потомки», автор Гизат Табулдин
Генеалогия дома Орда-Эджен
Бесспорно, для возникновения первого казахского государства – Казахского ханства – сложились определённые исторические обстоятельства. Они показывают, что падение государства Шибанида Абу-л-Хайр-хана в Восточном Дешт-и-Кипчаке и образование там Казахского ханства произошли по обычной для рассматриваемой эпохи схеме, согласно которой в средние века государства возникали и распадались вместе с той или другой династией.
Жошы, старший сын Чингисхана, воевал и захватывал другие страны под непосредственным руководством самого Чингисхана. Умер он в июне 1227 года, а в августе, похоронив сына, скончался и сам Чингисхан. По народному преданию, Жошы-хан погиб на охоте. Раненый им хромой кулан отгрыз ему правую руку.
Фото из свободных источников
Жошы-хан
В 1946 году археологическая экспедиция Казахской академии наук под руководством академика Маргулана вскрыла мавзолей Жошы, который находится на берегу реки Кенгир в 45 км к югу от Жезказгана и обнаружила останки человека без правой руки. Достоверность легенды подтвердилась
Но, что самое важное, в могиле Жошы-хана учёные обнаружили родовые тамги всех ныне живущих казахских родов и каракалпаков. Находка казахских родовых знаков, хоть и косвенно, но подтверждает мысль о том, что в XIII веке казахский народ уже сформировался в отдельную нацию и жил на этой территории
Следует также заметить, что воинская традиция склонять знамёна перед гробом выдающегося военачальника уходит далеко в прошлое, в XIII век, а может и ещё дальше. Только, как в данном случае, вместо современных знамён ранее применяли другой знак – родовые тамги.
Фото с сайта kireev.kz/ulytau
Мавзолей Жошы-хана расположен в
предгорьях Улытау
По историческим источникам, у Жошы-хана от разных жён и наложниц было 40 сыновей. Одной из его жён была дочь покорённого им хорезмшаха Мухаммада — Хан Султан.
«После смерти Жошы-хана из всех его сыновей второй – Бату (Батый) был признан войсками на западе наследником отца, и этот выбор был утверждён самим Чингисханом. И весь народ изъявил покорность ему».
Фото с сайта tartar-sarmat.blogpost.ru
Бату-хан
Итак, в центре генеалогизированной системы исторического знания находится личность, которая отождествляет собой историческую эпоху и события.
Далее идут Чингизиды, потомки Чингисхана, наделённые властью над народом. По своим человеческим качествам они были весьма различны меж собой: дальновидные стратеги, хитрые и талантливые полководцы, грозные и самодержавные правители, решительные и трудолюбивые властители, расчётливые государи, заботливые отцы, богатыри-воины, готовые к самопожертвованию ради сохранения своего отечества. Они были смелыми и отважными в бою, жестокими и беспощадными к своим противникам и врагам, как победители — щедры и великодушны. Нельзя не отметить, что это были любвеобильные мужи, талантливые поэты и летописцы, верные друзья и коварные союзники, деспоты и религиозные фанатики, до невероятности скупые, ленивые и безвольные соглашатели чужой воли, отчаянные карьеристы, убившие своих отцов ради достижения заветного трона. Среди них даже были душевнобольные.
Границы морали
Существовал список тяжелых проступков, за которые полагалась смертная казнь. Например, это:
- прелюбодеяние;
- воровство коня или его уздечки;
- воровство общего плана;
- предательство в отношении императора;
- колдовство;
- ослушание военных начальников.
При этом историки отмечают особый подход к исполнению строгих законов. «Справедливость выше закона» — Чингисхан придерживался такого подхода. Он мог кого-то помиловать, если обстоятельства вынудили совершить преступление, но в целом законы соблюдались неукоснительно.
Посланник небес
Вечное небо (Монке Тэнгэри) для Тэмуджина было высшим божеством — выше всех богов, которым он молился. В данном случае для богов больше подойдет определение их в качестве духов или ангелов. Шаманами же считались те, кто мог контактировать и общаться с духами. В подтверждение собственной легитимности как хана Чингисхан ввел новый инструмент – шаманизм.
На Курултае 1206 г. верховный шаман монголов Кокчу объявил, что Великое небо благосклонно настроено в отношении Чингисхана и избрало его своим единственным полномочным наместником на земле. Чингисхан принял эту миссию и сказал:
«…Небо приказало мне править всеми людьми…»
Было поднято Белое знамя (Сульде), которое ко времени курултая стало официальным пристанищем духа самого Чингисхана и его клана. Это знамя защищало воинов и должно было вести их к победе. Чингисхан завоюет весь мир, потому что так повелело Вечное небо.
После кончины великого императора монголы и другие кочевники еще несколько веков верили, что знамя Сульде продолжает защищать клан Чингисхана и остается обителью его духа.
Гарольд Лэмб так пишет про него: «…Он любил подниматься на самые вершины гор, где, как он верил, живет сам Тенгри. Где закручиваются все вихри ветров и рождается гром. Он любил благоговейно растворяться в Вечном голубом небе. Молился он на четыре стороны света, откуда родом четыре ветра. «…Необъятное небо, прошу тебя, пошли мне здесь духов верхнего воздуха, а на земле пошли мне людей, чтобы помогали». И молитва работала – к Белому знамени с девятью бунчуками на поклон шли и шли люди…»
Мудрость
Некоторые цитаты и афоризмы Чингисхана говорят о незаурядном уме и опыте этого человека. Иногда трудно поверить, что автор этого высказывания свирепый степняк, привыкший вырезать целые народы под корень, а не какой-нибудь древний философ.
Действительно в личности великого монгольского хана уживались многие качества. Наравне с жестокостью и безжалостностью Чингисхан обладал способностью быстро учиться всему лучшему у своих врагов и у побежденных им народов. Он умел извлекать важный опыт из своих ошибок и больше их не повторять. Это ли не качества мудрого человека и прирожденного лидера? К числу мудрых цитат Чингисхана относится высказывание:
Все началось с горы
Представляется так, что первые контакты молодого кочевника Тэмуджина с божественным вмешательством в дела связаны с горой. Однажды, прячась от врагов в горах, он услышал, что отряд его врагов из племени меркитов, который напал на земли его племени, ушел к себе.
У Тэмуджина от волнения перехватило дыхание, и он сказал:
«…Гора Буркан защитила мою ничтожную жизнь. Теперь я всегда буду приносить ей жертвы. Также будут поступать и сыновья мои, и внуки, и правнуки мои…»
Он ослабил пояс и повесил его на шею, а также снял шапку. Он встал на колени, совершил девять поклонов и вылил на землю немного кумыса. Так монголы признавали высшие силы – для них наличие собственного пояса и шапки на голове было показателем наличия у их хозяина собственной воли и свободы.
Монголы-шаманисты в те времена славили духов света. Сегодня некоторые эксперты считают, что имя Чингис означает «дух света», а хан, совершенно понятно, — император. Имя Чингис также может быть переведено как «совершенный воин» (Cheng-cze по-китайски). Многие монголы признали Тэмуджина как посланника Неба. Он и сам верил в присутствие в своей жизни воли Вечного неба.
Dschinghis Khan
Sie ritten um die Wette mit dem Steppenwind, tausend Mann,
Und einer ritt voran, dem folgten alle blind: Dschinghis Khan.
Die Hufe ihrer Pferde, die peitschten den Sand,
Sie trugen Angst und Schrecken in jedes Land,
Und weder Blitz noch Donner hielt sie auf.
Dsching-, Dsching-, Dschinghis Khan!
He, Reiter! Ho, Reiter! He, Reiter, immer weiter!
Dsching-, Dsching-, Dschinghis Khan!
Auf, Brüder! Sauft, Brüder! Rauft, Brüder, immer wieder!
Lasst noch Wodka holen,
Denn wir sind Mongolen,
Und der Teufel kriegt uns früh genug!
Dsching-, Dsching-, Dschinghis Khan!
He, Reiter! Ho, Reiter! He, Reiter, immer weiter!
Dsching-, Dsching-, Dschinghis Khan!
He, Männer! Ho, Männer! Tanzt, Männer, so wie immer!
Und man hört ihn lachen,
Immer lauter lachen,
Und er leert den Krug in einem Zug.
Und jedes Weib, das ihm gefiel, das nahm er sich in sein Zelt.
Es hieß, die Frau, die ihn nicht liebt, die gab es nicht auf der Welt.
Er zeugte sieben Kinder in einer Nacht,
Und über seine Feinde hat er nur gelacht,
Denn seiner Kraft konnt’ keiner widerstehen.
Dsching-, Dsching-, Dschinghis Khan!
He, Reiter! Ho, Reiter! He, Reiter, immer weiter!
Dsching-, Dsching-, Dschinghis Khan!
Auf, Brüder! Sauft, Brüder! Rauft, Brüder, immer wieder!
Lasst noch Wodka holen,
Denn wir sind Mongolen,
Und der Teufel kriegt uns früh genug!
Dsching-, Dsching-, Dschinghis Khan!
He, Reiter! Ho, Reiter! He, Reiter, immer weiter!
Dsching-, Dsching-, Dschinghis Khan!
He, Männer! Ho, Männer! Tanzt, Männer, so wie immer!
Und man hört ihn lachen,
Immer lauter lachen,
Und er leert den Krug in einem Zug.
Добавлено Sicaria в вт, 31/01/2012 — 21:17
В последний раз исправлено Enjovher в чт, 28/05/2020 — 18:04
Эффект якоря. Мы верим первой полученной информации
Из-за так называемого “эффекта якоря”, или “эффекта привязки” мы, оценивая неизвестное значение, куда охотнее будем отталкиваться от информации, полученной ранее.
Представьте, что вас попросят ответить, был ли Махатма Ганди старше 100 лет, когда умер, а затем — был ли он моложе 20 лет, когда умер. Если в обоих случаях вы пытались оценить, возраст его смерти, то, скорее всего, выберете первое число, так как оно было получено ранее.
Эта особенность восприятия усиленно изучалась и подвергалась множеству экспериментов. Студентов попросили вспомнить три последние цифры номера своего телефона, а затем спросили дату захвата Рима готами (410 год н.э.). Студенты, чьи цифры номера были больше, стабильно называли более позднюю дату, чем студенты с меньшими цифрами номера.
Этот эффект активно используется в коммерции. Человека, купившего товар за 10 тысяч рублей, легче убедить приобрести к нему сопутствующий товар или услугу за 500 рублей, так как эта сумма на фоне первой кажется не такой уж высокой.