Рафаэль хакимов: «правомерно поставить вопрос о татарском происхождении чингисхана и его «золотого рода»

Что использовали татаро-монголы наиболее активно:

Осадная техника из Китая и Средней Азии. Степняки в Китае впервые столкнулись с неприступными крепостями, а осада была мучительно не только для защитников, но и для самих монголов. Машины, которые сделали им китайские же инженеры, ускоряли захват в разы, отчего такие люди имели богатство на уровне крупных полководцев. Мастерство катапульт, подкопов, пиротехники и бомб под стены сделало монголов виртуозами осадного дела!

Чжурчжэньские доспехи стали визитной карточкой походов Бату, ими усыпан весь путь его армий от Амура до Дуная.Прочные, легкие, надежные ламилярные доспехи превосходили по гибкости все иные, не сковывали движений и довольно легко изготавливались.

Чжурчженьский шлем

Копья с крюками стали ноу-хау для Европы, такого не знавшей. Эти багры позволяли стаскивать всадника с коня под копыта врага.

Копье-багор у багатура

Южно-сибирские сабли, сваренные с крестовыми гардами, которыми можно было ударить, как кастетом. Такое оружие было очень прочным и легким и стало излюбленным монгольским предметом боя.Ее начали копировать в Средней Азии и даже на Руси, став стандартом Улуса Джучи.

Сибирская сабля

Эти предметы были в ходу в войске Чингизидов, армии которых вооружались щедро и продуманно.

В других частях степного мира довольно быстро отошли от традиций монголов:

  • Деградация осадной техники там, где в ней не было смысла: горы, степи, морское побережье.
  • Кольчуга вытеснила ламиллярный доспех на Руси, в Иране и Поволжье.
  • Куяк или бригантина — пластинчато-нашивной доспех стали доминировать в Средней Азии.

У кочевников Золотой Орды, ногайцев и Крыма имелись более простые виды оружия.

Маслак стал самым примитивным оружием для небогатых степняков. Представлял собой берцовую кость или челюсть лошади, которую привязывали на небольшою палку и получался довольно тяжелый кистень.Кость весом 200-500 гр. вполне позволяла пробить человеку голову или оглушить того, кто носит шлем.

Саадак — лучной бой, стал основным в этих армиях из-за дешевизны и массовости лука. Двойной изгиб обеспечивал высокую дальность полета стрелы, но несмотря на виртуозное владение, лук уже отживал свое время уступая огнестрельному оружию.

Иранский доспех

Доспехи использовались иранского происхождения, но из-за дороговизны, рассчитывать на них могли только высокородные воины.Все прочие защищались овчинными тулупами, стеганными ватными халатами, иногда нашивали на одежды металлические или деревянные пластины.

Эдакое войско «партизан» как бы кровожадно его не рисовали русские и польские хроники, само было крайне уязвимо и оттого применяла очень осторожную тактику, где хитрость всегда шла впереди доблестной рубки.

Когда ружья стали массовыми, татарская тактика окончательно стала давать сбой. Теперь даже большой численный перевес не давал шанса на победу, если у врага имелось хоть бы десяток ружей.

К 17 веку татарские набеги стали приобретать характер очень неравной войны: татары не имели доспеха и огнестрела в большом количество, отчего при нападении жестоко страдали от потери, в то время как русские или польские противники несли их очень небольшие.Если не удавалось напасть внезапно, использовать хитрость или большую численность, татары предпочитали не вступать в бой.

Безбожные татарове

В большинстве источников захватчики названы либо просто татарами, либо безбожными татарами, либо погаными татарами.

Доктор исторических наук Александр Майоров написал статью «Монголо-татары в Галицко-Волынской Руси», которая была опубликована в журнале «Русин» (No 4 за 2012 год). В своей работе автор проанализировал текст «Повести о нашествии Батыя». Этот исторический памятник, например, содержит такие слова: «… и вдасть Кыевъ в роуце Дмитрови обьдержати противоу иноплеменьныхъ языкъ безбожьныхъ татаровъ».

Повесть содержит упоминания и о походе войск Батыя в Венгрию. В Софийской первой летописи говорится о разгроме армии короля Белы IV и его брата Коломана: «…татарове же гнашася по них до Дуная рекы. И стояша по победе 3 лета, и воеваша до Володавы, и по озеромъ, и възвратишася в землю свою, многа зла створиша крестияномъ».

По мнению многих исследователей, этноним «татары» закрепился за захватчиками благодаря китайской исторической традиции. Летописцы Поднебесной так называли все кочевые народы, населявшие обширные степи к северу от Великой китайской стены.

Два доктора исторических наук Сергей Кляшторный и Турсун Султанов в совместной книге «Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени» (Санкт-Петербург, 2009 г.) отметили, что сами великие завоеватели себя никогда татарами не называли. Более того, татары являлись давними врагами монголов: кереитов, киятов, меркитов и других народов, составлявших основу армии Чингисхана.

Некоторые исследователи предполагают, что европейцы стали называть вторгшихся на их земли кочевников татарами, поскольку этот этноним закрепился за всеми жителями обширных восточных степей благодаря многочисленным купцам, перевозившим товары по Великому шелковому пути. Дескать, торговцы активно сотрудничали с китайцами, обсуждали с ними различные вопросы и переняли слово «татары». А уже от купцов это обозначение распространилось на Руси и в странах Западной Европы.

Путаницу с названиями народов обозначил даже известный представитель Францисканского ордена Джованни Плано Карпини, посетивший в 1246 году Монгольскую империю с дипломатической миссией. Священнослужитель не случайно назвал свой отчет о предпринятом путешествии «История Монгалов, именуемых нами Татарами».

Татарин – значит чужак

Есть версия, что так именовали иноземцев – китайцев и уйгуров тюркские народы, а на Востоке часто давали это же имя различным кочевым племенам, обитавшим на территории Монголии, Алтая и Саян.

Ещё одна версия, которую высказывал историк Лев Николаевич Гумилёв, напротив, говорит о том, что название «татары» было дано китайцами — так они называли воинственные северные племена, которые веками тревожили их, нападая на северные окраины и разоряя поселения. И именно из китайской литературы слово «татары» проникло в Иран, на Восток и далее — на Русь и в Европу.

Ещё одна довольно достоверная версия происхождения названия восходит к древнему народу тохарам, которые имели свое государство Тохаристан западнее монгольских степей. Это государство просуществовало довольно долго – примерно с III века до.н.э. по IV век н.э., а потом распалось на 27 частей.

Живший в XI веке тюрский филолог Махмуд Хусейн аль-Кашгари в своих книгах писал, что пространство между Китаем и Восточным Туркестаном именуется не иначе как «Татарской степью». Возможно, со временем этноним тохары превратился в татар и покоряемые монголами народы приняли это название и стали союзниками монголов.

Рождение монгольской державы

Монгольские племена в XII в. расселились на значительной территории, охватив долины рек Онон и Керулен. Монгольское общество в этот период, как и некогда Русь, переживало распад родовых отношений.

Выделялась родоплеменная знать и дружинники, и здесь тоже нет ничего нового, если сравнивать с Русью.

У монголов складывался так называемый «кочевой феодализм», при котором главное богатство – это не земля, а пастбища и скот. Увеличение количества скота требовало увеличения территорий пастбищ, таким образом, между монгольскими родами начали вспыхивать столкновения из-за ресурсов (пастбищ), которые часто перерастали в жестокие войны.

На волне этих столкновений на исторический небосклон выдвинулся представитель знатного рода — Темучин. В 1206 г. съезд Курултай (общемонгольский съезд знати) провозгласил Темучина великим каганом всех монголов и присвоил ему имя Чингиз-хан.

В период с 1206 по 1211 гг. Чингиз-хан вел завоевательные войны в Северной Азии. Ему удалось подчинить бурят, якутов, киргизов, тангутов, уйгуров, покорить Приморье.

В 1211-1218 гг. монголы завоевали Северный Китай (империя Цзинь), Корею. От похода в южный Китай монголы тогда отказались. В Китае монголы научились пользоваться осадными машинами, отточили свое военное мастерство, именно во время китайских кампаний сформировались ключевые принципы построения монгольского войска, нашедшие впоследствии свое отражение в законе Чингиз-хана — Ясе.

Воины объединялись в десятки-сотни-тысячи-тумены. Десяток составляли воины из одного аула (рода). В войске Чингиз-хана действовала жесткая дисциплина: за трусость в бою одного казнили весь десяток. Каждый воин имел двух лошадей, кожаный доспех, два лука со стрелами, саблю, боевой топор, легкое копье, а в тяжелой коннице — еще тяжелое копье и меч.

В 1219 г. монголы вторглись в одно из самых крупных среднеазиатских государств — Хорезм. Монголы численно уступали хорезмийцам, но им удалось разбить противника по частям. Многие города добровольно сдавались на милость монголам, те – уводили ремесленников и молодых женщин в плен, а остальных убивали.

Монгольское завоевание уничтожило процветающую ранее Среднюю Азию, приведя ее к упадку. Была разрушена ирригационная система, а земледелие было вытеснено кочевым скотоводством.

Монгольские воины

Преследуя хорезм-шаха передовые войска монголов обошли с юга Каспийское море и вторглись в Закавказье. Через Дербентское ущелье они вышли на Северный Кавказ, где встретились с половцами и аланами (предки осетин). Монголы решили разбить эти кочевые орды поодиночке, поэтому сперва уверили половцев, что воюют исключительно против алан, монголы сперва уничтожили алан, а после и половцев. После этого они вошли в Причерноморье и овладели Судаком в Крыму.

11. Понятие Орды

Слова «армия» и «войско» укрепились в русском языке уже при Петре, а до этого любую армию в общем-то и называли ордой — «шведская орда», «немецкая орда», «орда залесская»… Впоследствии это понятие осталось у казаков. А что если слово «орда» воспринимать буквально, в его исконном значении — просто как армию? Получится, что вся история некого ига — это лишь раздутые до неузнаваемости действия единой русской/тартарской армии по защите границ и подавлению мятежей.

Тогда все становится на места — и подати на содержание армии с городов (дань), и национальный состав «монгольского» войска, и обычный ход жизни простого народа, и терпимость «захватчиков» к местной культуре и религии, и вопросы снабжения войска оружием и продовольствием, и забота об установлении сильной централизованной власти, и браки с русскими князьями, и равнодушие к европейской знати, и отсутствие следов монгольской культуры и цивилизации на наших землях…

Матвей Меховский: татары не разоряли Московию

Младший современник Яна Длугоша, Матвей из Мехова, профессор Краковского университета, известен созданием многих ключевых штампов европейской историографии о России. В 1517 году он выпустил в свет свой «Трактат о двух Сарматиях».

Две Сарматии это Европейская и Азиатская, границу между которыми Матвей Меховский проводил, как и античные географы, по реке Дон. Матвей полемизировал с «современными очковтирателями», как он выразился, которые считали, что татары искони жили в степях Азиатской Сарматии. По утверждению Матвея, татары пришли туда только в 13 веке, завоевали Русь, вторгались в Польшу и Венгрию.

Очень важно свидетельство, что в начале 16 века в Европе было широко распространено мнение о том, что татары обитали в степях Восточной Европы издревле, а не пришли туда вместе с Чингисханом, которого, кстати, знать не знали ни Матвей Меховский, ни Даниил Буховский, о котором будет сказано дальше.  

Матвей Меховский разделял Руссию и Московию. Руссия у него это земли нынешней Украины вокруг Киева. Именно Руссия подверглась нападению татар. Московия, хотя в ней и говорят по-славянски, не имеет отношения к Руссии. Это могущественное государство, и о том, что оно когда-то находилось в подчинении у татар, Матвей Меховский даже не упоминает. Напротив, в его время Москва распоряжалась Казанским ханством.

Косплей СССР

Одним из самых эпических моментов в богатой на всякую дичь истории Монголии было то, как новые просоветские правители решили вопрос с Богдо-гэгэном VIII.

Богдо-гэгэн VIII

Живой символ Монголии и буддизма, он правил страной до китайской оккупации 1919-1920 гг., его не посмели тронуть оккупационные власти, Унгерн вернул ему трон – теперь пришли Советы, и, боясь вызвать народный гнев, тоже формально оставили Богдо-гэгэна у власти, хотя атеистическим коммунистам этот религиозный лидер был как кость в горле.

До в 1921-1924 гг. Монголия на бумаге оставалась ограниченной теократической монархией – пока Богдо-гэгэн не умер.

Богдо-гэген IX.

Смешнее всего то, что коммунисты запретили ему перерождаться, т.е. искать новое земное воплощение после смерти Восьмого было нельзя. Да, в 1920-е советская власть была так крепка, что буквально остановила колесо сансары во имя классовой борьбы. На самом деле, буддистские монахи, конечно, нашли Девятого Богдо-гэгэна, но вплоть до 1990 г. он жил в подполье и не мог общаться с верующими.

После смерти Богдо-гэгэна VIII в 1924 г. Монгольская народная партия провозгласила Монгольскую народную республику (МНР), и начались социалистические будни. Все было то же самое, что и в СССР, который и диктовал, как жить: национализация богатств, плановая экономика, речи о торжестве некапиталистического пути и великом Ленине.  Земли забрали у феодалов и передали в местный аналог колхозов. Постепенно стали строить заводы.

В чем-то просоветская ориентация и «крыша» Москвы помогли Монголии: в аграрной стране зародилась своя промышленность, появились такие атрибуты государственности, как свои деньги, работающие системы образования и медицины. Ошибки северного соседа тоже повторяли усердно: первый партийный лидер Пэлжегийн Гэндэн, убежденный буддист, был за свои ретроградные взгляды расстрелян.

Следующий руководитель, маршал Хорлогийн Чойбалсан вел себя очень в сталинском духе: закрыл все 800 с лишним монастырей, разогнал лам и буддистов, перебил почти всех оставшихся аристократов и вообще всех, кто хотя бы потенциально мог оказаться опасным.

Всего при нем перебили 35-40 тысяч человек, примерно 5% населения. В Москве, тем не менее, лояльным Чойбалсаном были довольны, тем более что во время Великой Отечественной войны Монголия помогала СССР, исправно поставляя деньги, лошадей, и продукты – все, что было у небогатой страны.

Маршал Чойболсан на встрече с Жуковым (на тот момент генералом).

Чойбалсан умер в 1952 г., немного раньше, чем его советский коллега. Следующий лидер, Юмжагийн Цэдэнбал, провел мягкую «дечойбалсанизацию» – выпустил из тюрем репрессированных, но при этом памятники Чойбалсану не сносили и официально культ личности не обсуждали.

До 1990-х Монголия продолжила существовать в полудреме, повторяя смены курса, успехи и неудачи СССР и активно поглощая экономическую помощь – как от Советского Союза, так и от соцлагеря в целом. А для СССР Монголия оставалась важным буфером на границе с Китаем, отношения с которым не задались уже с 60-х.

Тюрков было больше

Итак, были ли среди воинов Чингисхана и его ближайших потомков племена, называвшие себя монголами и татарами, достоверно неизвестно. Однако несомненно, что среди них были тюркские народы и, возможно, монгольские, исходя из их лингвистической классификации. Кого же среди них было больше?

Об этом, наверное, следует судить по этнографической карте. Тюркские народы в большом числе расселились на запад до Чёрного и Средиземного морей. Самый же западный монгольский народ – малочисленные калмыки, да и те появились в степях Нижнего Поволжья только в 17 веке. Общая численность монгольских народов в мире составляет в настоящее время всего 10 миллионов человек. На языках же тюркской группы говорит сейчас больше 160 миллионов человек.

Правда, лишь малое число тюрков пришло вместе с ордами Чингисхана и его потомков. Напротив, большинство тюркских народов осело в местах своего нынешнего проживания на много столетий раньше. Принадлежность гуннов к тюркам является спорной. Зато уже в конце 6 века Тюркский каганат воевал с Византией в Крыму. В 10 веке тюрки начинают завоевание страны, ныне носящей их имя. В Средней Азии основное население стало тюркским ещё раньше.

Поэтому вопрос, кого было больше – монголов или тюрков – в «монголо-татарских» ордах, следует уточнять: «А в какой стране?» Например, при нападениях «монголо-татар» на Китай по пути не было тюркских стран, чьё население присоединялось бы к этим войскам. Завоевание Китая в 13 веке совершали, скорее всего, в основном монголы. Не так много тюрков было и по пути в Среднюю Азию. Зато уже по дороге на Кавказ и в Восточную Европу в состав войск Чингисхана, Угэдэя, Гуюка вливалось всё больше тюрков, а монгольский элемент, если он и был, неизбежно становился всё меньше, растворялся.

При этом, однако, следует иметь в виду, что и жертвами «монголо-татарских» завоеваний становились многие государства, тюркские по основному составу населения или по национальности правящей династии, как, например, Волжская Булгария и держава Хорезмшахов.

Военные победы над монголо-татарами

В 1301 г. первый московский князь Даниил Александрович победил ордынцев под Переяславлем-Рязанским.

В 1362 г. состоялась битва между русско-литовским войском Ольгерда и объединённым войском ханов Перекопской, Крымской и Ямбалуцкой орд. Закончилась победой русско-литовских сил. В результате было освобождено Подолье, а впоследствии Киевщина.

В 1365 и 1367 гг. состоялись соответственно у Шишевского леса, выигранная рязанцами, и битва на Пьяне, выигранная суздальцами.

В 1370 суздальцы удачно вмешались в борьбу за власть в Орде (на средней Волге), а в 1376 московские войска взяли откуп с ордынских наместников средней Волги и посадили там русских таможенников.

Битва на реке Воже – сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича (Бегиша) произошло 11 августа 1378 года. В результате ожесточенного сражения татарское войско было разгромлено. Это событие прославило русского князя и подняло дух угнетаемого народа.

Древние монголы — талантливые математики, астрономы и врачи

В древние времена представители этой нации создали свою систему счета, придумали названия числительным, дробям, ввели наименования для мер длины, веса, площади, объема и времени. Монгольский народ создал собственные денежные единицы и оставил в наследие потомкам множество сложных загадок и логических задач, решение которых требует острого ума и сообразительности. Ими же были изобретены приспособления для совершения математических действий — зурхайские доска и таблица умножения. Живо интересовались монголы астрономией. Они применяли математические знания для составления календарей, вычислений местонахождений астрономических объектов, продолжительности дня и ночи, определения человеческого возраста. Существует мнение, что монгольские кочевники составили атлас, в котором все небесные звезды были собраны в 28 созвездий. Интересны монгольские календари — лунный, солнечный, звездный. Года в них носили названия животных, самым сложным считался год обезьяны, а цикл включал в себя 12 лет. Для летоисчисления у древних монголов применялись специальные доски — дощечка с 7 отверстиями отображала неделю, с 12-ю — год. До 1921 года лечение людей и животных в Монголии осуществлялось исключительно с помощью народных методов. Древние историки утверждают, что медицина возникла здесь в средние века. В исторических заметках упоминаются растения и отвары, которые спасали от болей и заживляли раны. Наиболее известная личность в медицине — врач Данзап-жанцан (XVII в). Он являлся создателем первой медицинской школы, автором нескольких книг.

Народная медицина./Фото: itd0.mycdn.me

Монгольские врачи знали свойства всех растений, места их произрастания и способы переработки.

Десять лет хаоса

Монастырь Гандантэгченлин в 1913 году.

Спокойная жизнь в Монголии, как и во всем Китае, оборвалась в 1911 г. Измотанная  грабительскими торговыми договорами с европейцами, полная голодного народа империя Цин в Китае развалилась.

За несколько лет до этого, пытаясь сохранить трещащую по швам страну, китайская администрация решила изменить политику и взяла курс на ассимиляцию монголов, что те встретили в штыки. Как итог, за полгода, с июня по октябрь 1911 г., монгольская знать объединилась во главе с Богдо-гэгэном VIII и прогнала всех китайцев из Монголии. Революция к тому времени полыхала уже во всем Китае, так что имперские чиновники и солдаты ретировались быстро – защищать им было нечего.

Махакала. Буддийское божество войны, особенно популярное в Монголии начала XX века.

Монголы тут же провозгласили независимое теократическое государство во главе с Богдо-гэгэном. Конкуренты Китая в регионе – Россия и Япония – с удовольствием их поддержали, Россия подписала соглашение о сотрудничестве и своих привилегиях на торговлю в стране. Перспективы Монголии тихо жить под покровительством России выглядели радужно… пока в 1918 г. в самой России не началась гражданская война, и на границах, в том числе азиатских, воцарился кровавый хаос.

По степи носились и воевали друг с другом, забыв о буддистском миролюбии, десятки монгольских феодалов, часть из которых поддерживала красных, часть – белых, а часть – вообще китайцев. Республиканское правительство Китая, тем временем, отправило корпус на восстановление своей власти в непокорной провинции.

Китайцы успешно взяли Ургу (нынешний Улан-Батор) и оккупировали Монголию, принявшись проводить административные реформы для возвращения в лоно Китая. Продлилось это всего два года.

Уже в 1921 г. барон Роман фон Унгерн-Штернберг, очень специфический белогвардеец (монархист, георгиевский кавалер, воинственный буддист и приверженец идеи восстановления империи Чингисхана) со своим русским отрядом выбил китайцев из Монголии и передал власть Богдо-гэгэну VIII, присягнув ему на верность.

Унгерн.

Но и союз буддистов с Унгерном продержался недолго: пробольшевистские группы, объединились в Монгольскую народную партию, разгромили отряды Унгерна и с помощью красных взяли Ургу. Тем из монголов, кто пережил военно-политические качели 1910-х, предстояло теперь идти в светлое социалистическое будущее – хотели они того или нет.

Образование Золотой Орды

Золотая Орда— это одно из величайших государств, которое образовалось после распада Монгольской империи. Оно вошло в историю, и известно всем из школьной программы. Однако сама история создания государства, особенно начальная стадия и то, когда и как осуществлялась ее власть, недостаточно хорошо освещены в современных учебниках. Историки, говоря о Золотой Орде, ссылаются на единственный сохранившийся источник — известия Лаврентьевской летописи о визите князя Ярослава в шатер Батыя в 1243 г.

Что такое Улус

В некоторых восточных, а также непосредственно золотоордынских источниках, данное государство вообще не имело определенного названия. Его часто обозначали термином «улус», добавляя к нему эпитет, либо имя правящего князя («улус Берке»). При этом добавление имени князя не обязательно подразумевало его действующее правление, часто употребляли имена предыдущих властителей.

В 1221 г

могущественный правитель монгольской империи Чингисхан принял важное решение разделить государство между своими сыновьями. Разделенные части империи в то время называли улус

Улус — это автономная часть государства, контролируемая одним ханом. Есть и другие значения термина — “орда”, “военная дружина”, государство, страна — зависит от того, в каком ключе употребляют само слово, и какой контекст его окружает.

Когда и кем основана

Располагалась государство, предположительно, на землях современного Казахстана, Сибири и в 13-15 вв Восточной Европы. Когда историки упоминают образование Золотой Орды, год ее создания часто расходится. Дело в том, что в русскоязычных летописях, в которых есть упоминания о визите Ярослава к Батыю, не сообщается, как долго он пребывал там, однако отмечено, что отпущен великий князь был в конце сентября 1243 г. Полагаясь на эти данные, историки приняли решение датировать начало создания Золотой Орды 1242 г. (с учетом нового календарного исчисления).

В летописях также не указывается и точное место расположения шатра Батыя. Только в Казанской летописи, которая была составлена, надо сказать, гораздо позднее, есть некоторые указания о том, что начальная ставка хана была в пределах камских булгар, а вовсе не в районе будущей столицы Орды.

Батый, который тогда являлся главой государства, начал принимать русских князей, чтобы раздавать ярлыки им на княжение. Именно он начал строительство города Сарай, который стал будущей столицей. Столица золотой орды расположилась у берегов Волги. В 13-м веке, за период 1359-1380 гг на престоле сменилось более 25 ханов, большая часть улусов совершали попытки обрести независимость. Этот период в отечественных источниках называют как «Великая замятня». Монгольская Империя, захватившая власть на Руси, находилась на грани распада, и воцарилась полная власть Золотой Орды над Русью — татаро монгольское иго.

Происхождение названия

Первым ханом Золотой Орды стал Джучи, старший сын Чингисхана и его первой жены Бортэ. Вернувшись из Хорезма, Джучи принимает правление улусом и близлежащих областей в пределах Алтайских гор и реки Иртыш. Первостепенное название территории “Улус Джучи” связано именно с ним.
Словосочетание «Золотая Орда» употреблено впервые в 1566 г. в историко-публицистическом рассказе «Казанская история», так монголы обозначали парадный ханский шатер. Интересно, что в это время государства уже не существовало. Ранее во всех русских источниках слово «Орда» употребляли без слова «Золотая», оно обозначало либо ставку правителя, либо его войско. С XIX в термин прочно вошел в историографию, и сегодня применяется для обозначения того самого улуса Джучи.

Большей частью в Смуте участвовала татарская знать

— Булат Раимович, есть данные, что в ополчении 1612 года участвовали отряды татарских мурз. А в 1613 году был издан царский указ о верстании татар на военную службу. Можно ли говорить, что в событиях тех лет в основном участвовали татарские дворяне, а не простой люд?

— Конечно, большей частью в тех событиях участвовала татарская знать. Как и вообще в любых политических процессах большей частью участвует небольшое количество людей, которые и определяют политику на данный момент.

Массы — они только пассивно поддерживает ту или иную сторону. Обычно массы поддерживают, кстати, тех, кто более энергично идет вперед.

— Тогда возникает вопрос: зачем татарской знати нужно было участвовать в народном ополчении, учитывая, что не так много времени прошло после завоевания Казани? Чего татары добивались?

— Тут мы вступаем на скользкую почву домыслов, как это часто бывает в истории. Могу только спекулировать, как говорят англичане в таких случаях «speculate» — британцы правильно понимают, что любые рассуждения — это в целом спекуляция.

Может быть, они просто поддались общему импульсу, что нужно защищать родину. Хотя, опять же, непонятно, что они понимали под этим словом и почему решили «освобождать землю от иноземцев», при том что татары сами стали гражданами русского государства не так давно на тот момент, когда, условно, прошло лет 60 после взятия Казани.

Мне кажется, тут не стоит исключать фактор того, что в такие времена, как Смута, или время 1905-го или 1917 годов, в обществе был полный хаос! К чему мы тоже, в принципе, может, приближаемся…

— Не дай бог.

— Да! Но тогда точно был хаос, и люди большей частью были просто дезориентированы тотально. Это, кстати, коррелирует с современными временами: посмотрите современное российское телевидение, и вы увидите, какой раздрай у людей в голове! Я иногда читаю хорошие статьи про 1917 год или про предшествующий период и понимаю, что тогда подобный раздрай был в разы больше. Период Смуты — это тоже самое. В головах людей тогда была полная дезориентация, люди не знали, за что зацепиться, что хорошо или что плохо, и как реагировать, соответственно, на эту бесконечно меняющуюся внешнюю ситуацию. Тут реально не догадаешься верно никогда, что именно подвигло татар на участие в тех событиях.

Конец новгородской демократии и татары

По сведениям Воскресенской (там хан назван Алдаяром Касимовичем Мещерским), Никоновской, Первой и Второй Софийских летописей (упоминался к Данияр с татарами) в 1471 г. вместе со всеми татарами Данияр участвовал в походе против Новгородской республики. Вместе с князем Иваном Стригой они воевали по реке Мсте. Потом войско пошло к Торжку. Воины Данияра отметились в Шелонской битве. Потери в ней составляли 40 татарских воинов. За действия в новгородском походе Иван вознаградил Данияра. Автор Никоновской летописи осуждал великого князя за использование татар против христиан. В Четвертой Новгородской летописи сказано, что великий князь ходил в поход на Новгород вместе с Данияром Касимовичем.

Вопросу участия татар в Шелонской битве посвятил свое исследование М. Несин. В Строевском списке Четвертой Новгородской летописи сказано, что действия засадного татарского полка решили исход битвы. По сведениям Типографской летописи новгородцы убили 40 татар в каких-то засадах. По предположению Ю. Алексеева они были не в составе войск Холмского, а следовали в составе восточной колоны под командованием Стриги-Оболенского. Следуя по реке Мсте они потом отделились и, подойдя к Южному Приильменью, соединились с войском Волынского. В Московском великокняжеском своде есть данные о нападении на новгородцев врагов, отличаемых от москвичей, с тыла. Этим врагом были касимовцы Данияра.

По сведениям Воскресенской, Никоновской, Второй Софийской летописей в 1477 г. Данияр снова участвовал в походе на Новгород. По сведениям Разрядной книги Данияр пришел в начале декабря вместе с воеводой Василием Образцом. В летописи упоминался царевич Данияр, а временем его действий назван ноябрь 1477 г. Он через Клин и Торжок шел вдоль реки Мсты на Новгород. В Первой Псковской летописи отмечалось, что татары в этом походе жгли посады и церкви. Великокняжеское московское летописание об этом стыдливо умолчало. Тем более, что в захваченных двух монастырях касимовцы стали на постой. После этого вместе с москвичами и псковичами принимали участие в осаде Новгорода. По сведениям Четвертой Новгородской летописей сообщалось, что во время похода хана Большой Орды Ахмеда на Алексин в 1472 г., Данияр находился в Коломне, а Муртаза Мустафин в Серпухове. В Никоновской летописи упомянут только Данияр, а в других летописях — и Данияр, и Муртаза Мустафин. Татары составляли резерв московского войска, который при надобности Иван ІІІ бросил бы в бой. В 1475 г. в одной из своих грамот Менгли-Гирей просил отправить Данияра и Муртазу против Ахмеда. Муртаза жил в городе Ольгов, а Данияр в Городце. Интересно, что в русских источниках его владения царством, подобным Казани, Крыму, Хаджи-Тархану, не назывались. Владения Данияра просто названы Мещерой. Реально же это было автономное владение подобно Курляндии в составе Речи Посполитой. Данияр правил до 1486 г. Иван ІІІ наградил его за воинские свершения очень ограниченной данью с Рязанского княжества. Бежавшие от касимовцев в Рязанские земли можеряне (мещеряки), бесурмены (татары) и мордвины платили средства сколько могли. Муртаза поступил на службу к русским в 1473 г. и владел Городком на Оке.

Крымско-татарский всадник. Гравюра из альбома фламандского художника А. де Брюна. Фото rg.ru

Дмитрий Донской

Москва к рождению князя Дмитрия Ивановича в 1350 году уже превращается в центр политической, культурной и религиозной жизни северо-востока. Внук Ивана Калиты прожил недолгую, 39 лет, но яркую жизнь

Он провел её в сражениях, но сейчас важно остановиться на великой битве с Мамаем, которая состоялась в 1380 г. на реке Непрядве

К этому времени князь Дмитрий разгромил карательный монгольский отряд между Рязанью и Коломной. Мамай стал готовить новый поход на Русь. Дмитрий, узнав об этом, в свою очередь стал собирать силы для отпора. Не все князья откликнулись на его призыв. Князю пришлось обратиться за помощью к Сергию Радонежскому, чтобы собрать народное ополчение. И получив благословление святого старца и двух иноков, он в конце лета собрал ополчение и двинулся навстречу огромному войску Мамая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector